Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
301
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / ОБЫДЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ВИНЬЕТКИ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова Инна Борисовна, Зеленская Мария Петровна

Исследуются обыденные представления студенческой молодёжи о позитивных образах студентов. В 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата одного из московских вузов. Социальные представления изучались с использованием метода виньеток - кратких историй, где в качестве персонажей в определённых ситуациях выступали девушки и юноши - студенты университета. Более 59% одобрения получили действия студентов, направленные в первую очередь на успешное обучение в вузе, обязательное получение высшего образования: успешный молодой человек в период студенчества способен совместить учёбу с работой (подработками) и взять ответственность за создание семьи, при этом сожительство не одобряется. Студентами поддерживается поведение девушки, которая готова не только учиться, но и работать, при необходимости - стать кормильцем в студенческой семье, но для девушки допускается сожительство. В зависимости от обстоятельств позитивное поведение часто ассоциируется с рациональным, когда выбирается карьера, откладывается рождение ребёнка, даже если для этого необходимо сделать аборт. Несмотря на ценность образования 30% студентов одобряют поступки, описанные в виньетках, связанные с отказом от обучения. В целом для большинства студентов в качестве приоритета выступают базовые ценности российского общества - создание семьи и трудовая деятельность в том числе в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE PRIORITIES AND REPRODUCTIVE ATTITUDES OF STUDENTS

The student’s social ordinary attitudes concerning positive images are investigated. In 2018 there were interviewed 404 undergraduate students from one of the Moscow universities. Social attitudes were studied via the vignettes method - short stories, where the university students (girls and boys) acted as the characters in certain situations. Most respondents (more than 59.0%) approve of the student’s actions aimed primarily at successful higher education, mandatory higher education. A successful boy during the student period manages to combine study with work (part-time) and take responsibility for creating a family, while cohabitation is not approved. Students support the behavior of a girl who is ready not only to study, but also to work, if necessary - to become a breadwinner in the student family, whereas cohabitation for a girl is allowed. Depending on the circumstances, the ideal student is often associated with a rational, career-oriented person ready to delay the childbirth, even if it requires abortion. Abortion is also considered as a way out of a difficult situation: for example, when it poses a threat to your career (continuing your education and keeping your job), if you do not have the support of your family, or if you are likely to lose a loved one (including not saving your marriage). 30% approve of the actions described in the vignettes related to the refusal of studying. In general, for most students the basic values of the Russian society - creating a family and working - are a priority.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

Б01: 10.19181^^.2021.9.2.8110

Ценностные приоритеты

и РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНчЕСКОЙ молодёжи

И. Б. Назарова1,2, М. П. Зеленская3

'Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20 2Российский университет дружбы народов. 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 ^Ассоциация медицинских журналистов. 111020, Россия, Москва, ул. Боровая, 18

Для цитирования: Назарова И. Б., Зеленская М. П. Ценностные приоритеты и репродуктивные установки студенческой молодёжи // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 2. Т. 9. С. 177-189. Р01: 10.19181Атр.2021.9.2.8110_

Аннотация. Исследуются обыденные представления студенческой молодёжи о позитивных образах студентов. В 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата одного из московских вузов. Социальные представления изучались с использованием метода виньеток — кратких историй, где в качестве персонажей в определённых ситуациях выступали девушки и юноши — студенты университета.

Более 59% одобрения получили действия студентов, направленные в первую очередь на успешное обучение в вузе, обязательное получение высшего образования: успешный молодой человек в период студенчества способен совместить учёбу с работой (подработками) и взять ответственность за создание семьи, при этом сожительство не одобряется. Студентами поддерживается поведение девушки, которая готова не только учиться, но и работать, при необходимости — стать кормильцем в студенческой семье, но для девушки допускается сожительство. В зависимости от обстоятельств позитивное поведение часто ассоциируется с рациональным, когда выбирается карьера, откладывается рождение ребёнка, даже если для этого необходимо сделать аборт. Несмотря на ценность образования 30% студентов одобряют поступки, описанные в виньетках, связанные с отказом от обучения. В целом для большинства студентов в качестве приоритета выступают базовые ценности российского общества — создание семьи и трудовая деятельность в том числе в период обучения.

Ключевые слова: студенты; молодёжь; ценности; семья; обыденные представления; виньетки; репродуктивные установки

Введение

Студенческая молодёжь — «высококачественная», активная часть общества, от которой зависит будущее страны в целом, в том числе её трудовые ресурсы и демографическая ситуация. В период обучения в вузе молодые

люди не только получают образование, но и в некоторых случаях начинают трудовую деятельность, формируют личные отношения, выбирают брачного партнёра, вступают в брак. Исследователи рассматривают различные стороны студенческой жизни, ценности и планы на будущее.

Планируя свою послевузовскую жизнь, более половины студентов выпускных курсов хотят продолжить обучение в вузе [16]. Безусловной ценностью для студентов является семья (73,7%), на втором месте — саморазвитие (53,7%) [1]. Помимо семьи, молодое поколение в качестве ценности отмечает друзей и здоровье, за которыми следуют интересная работа и деньги [2; 15]. Реализация собственной индивидуальной потребности в личном психологическом комфорте студентами связывается с возможностью вступления в брак [5]. Желание иметь семью усиливается при наличии работы и постоянного дохода [10]. Тем не менее желание иметь детей, несмотря на сложное материальное положение, первично [3] и по мнению 7% студентов ничто не должно повлиять на желание и возможность иметь детей [6].

Несмотря на безусловную ценность семьи, более половины студентов (56%) откладывают официальное оформление отношений, предпочитая сожительство [14]. Большинством (60%) сожительство рассматривается в качестве репетиции семейной жизни [7], а каждая вторая девушка готова создать неполную семью [13]. Практически каждый десятый студент не хочет иметь детей, более половины студентов никогда не задумывались о нравственном вопросе абортов [14].

На взгляды подавляющего большинства молодых людей (90%) относительно семьи и брака влияет опыт семейной жизни родителей [9]. Семейные ценности (совместное воспитание детей, основанное на заботе и уважении друг к другу, ценность брака, ведение совместного хозяйства, гармония и взаимопонимание) имеют большое значение для 84% студентов [10].

Значительная часть молодых людей отдаёт предпочтение профессионально-ориентированной модели без разделения семейных ролей (юноши — 45%, девушки — 60%) [4]. Предпочтительные семейные отношения — это занятость обоих супругов, равное участие в ведении хозяйства и воспитании детей при зарегистрированном браке (73,4%); образ традиционного типа семьи, где «муж приносит деньги — жена занимается хозяйством (или наоборот), брак зарегистрирован» поддерживается реже (13,7%) [10].

Результаты исследований показывают, что у студентов есть определённые ценности, связанные с трудом, семьёй, обучением. Вместе с тем непонятны предпочтения в данных ценностях при различных обстоятельствах. Например, что студенты готовы выбирать и одобрять на этапе обучения в вузе. Исследование обыденных установок студентов может позволить выявить особенности восприятия тех или иных образов в контексте различных социально-демографических и социально-статусных характеристик молодёжи, понять их ценностные приоритеты в период обучения и репродуктивные установки.

С этой целью в 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата Российского университета дружбы народов (с российским гражданством), который по соотношению обучающихся жителей Москвы, Московской области и регионов типичен для столичных вузов. Применена случайная выборка отбора факультетов и групп. Студенты отвечали на вопросы опросника.

Опросник состоял из двух частей: 1) исследование репродуктивных установок с использованием закрытых и открытых вопросов; 2) изучение обыденного представления студентов о вступлении в брак и создании семьи, рождении детей, взаимодействии с родителями, получении образования, выстраивании карьеры.

Обыденные представления студентов о личной жизни связаны с темами личного характера: ценностями, убеждениями, нормами, поэтому изучались с использованием метода виньеток (кратких историй-описаний вымышленных персонажей, находящихся в определённых личных отношениях и условиях). Исследователи, использующие данный метод, предполагают, что респондент, выражая своё мнение о том, как должны поступать другие, скорее всего имеет обоснование, почему следует поступить именно так, и каждый реагирует на ситуацию в виньетках в соответствии со своими культурными и эмоциональными особенностями, ценностными ориентациями и установками. Метод помогает респонденту дать более конкретный ответ, чем краткий вопрос в вопроснике (что приближает его к реальному суждению о ситуации) [11]. Вопрос о предполагаемых персонажах и ситуациях в некоторой степени даёт возможность избежать отсылки к личным отношениям респондентов и узнать их мнение по интимным вопросам [17].

В данном исследовании в каждой виньетке описываются парень и девушка, находящиеся в определённых личных отношениях (встречаются, планируют жить вместе, пожениться или живут вместе), развивающихся позитивно, негативно или нейтрально.

Анализ литературы позволил выбрать пять основных факторов-ценностей для включения в виньетки: 1) обязательное получение высшего образования (продолжение, завершение обучения в вузе или отказ от обучения);

2) включение в занятость (наличие или отсутствие работы, подработки);

3) вступление в брак (отношение к развитию романтических отношений и созданию семьи); 4) поддержка родителей, в том числе в вопросах получения образования, начала трудовых отношений, создания семьи, рождения ребёнка; 5) рождение ребёнка (планирование ребёнка, принятие решения о его рождении или отказ от рождения, в том числе — аборт).

В результате учёта пяти факторов-ценностей были составлены 32 истории (действия — ситуации), описывающие все возможные комбинации отобранных факторов как для девушки, так и для юноши.

Согласно формуле, число способов выбора равно пк, где: п=2, а к= число признаков. Получается, 25=32.

Соответственно, в данном исследовании респондентам было предложено оценить 32 истории в отношении каждого персонажа: получилось 32 истории юношей и 32 истории девушек. Всего студенты отвечали на 64 вопроса по 32 виньеткам.

После каждой истории задавались два набора вопросов: правильно ли в указанной ситуации: 1) поступила девушка и 2) поступил молодой человек. В отношении действий каждого персонажа респондент даёт ответ «да, правильно» («1»), или «нет, не правильно» («0»), или «зависит от обстоятельств». В последнем случае респондента просят уточнить, от каких обстоятельств это может зависеть1. Таким образом, получилось 64 ответа касательно поведения юношей и девушек, которые варьируются по пяти дихотомическим признакам (факторам-ценностям).

Факторы, включённые в описание ситуаций, статистически независимы, т. е. не коррелируют друг с другом.

В каждой виньетке о факторе говорится как о присутствующем в жизни персонажа, или как об отсутствующем (например, участник истории мог подрабатывать или не подрабатывал). Факторы могут присутствовать в ситуации виньеток как данность или как выбор участников истории: например, персонаж виньетки подрабатывал или решил начать подрабатывать; продолжить обучение в вузе в определённой ситуации или «бросить» университет (примеры виньеток приведены ниже).

Результаты исследования

Студенты бакалавриата, участвовавшие в исследовании, преимущественно ещё не начали строить личные отношения с противоположным полом (53,1%), треть (36,2%) — встречаются, 5,5% — живут вместе, но брак не оформили, 1,7% состоят в браке. Таким образом, большинство студентов находятся на начальном этапе межличностных отношений с противоположным полом и только ещё формируют репродуктивные установки.

Обыденные представления изучались с использованием двух методик: 1) методология Н. И. Лапина по определению консенсуса в обществе [8] и 2) методология, основанная на выделении в представлениях ядра и периферии, где ядро — представления большинства по которому можно судить о гомогенности группы (ядро стабильно, устойчиво к изменениям); периферия более гибкая, изменчивая (развивающаяся), чувствительна к контексту, допускает неоднородность группы, противоречия, позволяет интегрировать индивидуальный опыт [18].

Проанализированы типы реакций на каждую из предложенных виньеток на поступки юноши и девушки со стороны респондентов (см. табл. 1).

1 Аналогичное оформление виньеток см., напр.: [17].

Для перехода к групповым оценкам на основе одномерных частотных распределений значений каждого признака для отдельной виньетки были подсчитаны значения индексов:

I. = (п — п ) / (п + п ), где:

к ^ полож. отриц/ ' у полож. отриц.7

п полож — число положительных реакций респондентов на виньетку; п отриц — число отрицательных реакций респондентов на виньетку.

Для юноши и для девушки данные показатели рассчитывались отдельно.

Таблица 1

Распределение ответов по положительной реакции респондентов на описание в виньетке,

% и расчётные значения индексов по каждой виньетке (пример)

№ виньетки / поступок персонажа виньетки Респонденты одобряют поступок

Всего Юноши Девушки

% Индекс % Индекс % Индекс

1 юноша 81,3 0,63 74,2 0,48 84,4 0,69

2 юноша 81,1 0,62 81,7 0,63 80,9 0,62

3 девушка 81,0 0,62 77,5 0,55 82,5 0,65

62 девушка 5,6 -0,89 12,5 -0,75 2,6 -0,95

63 юноша 5,1 -0,90 10,2 -0,80 2,9 -0,94

64 юноша 4,5 -0,91 8,1 -0,84 2,9 -0,94

Полученный индекс изменялся от -1 до 1: значение 1 как max положительное число реакций на виньетку, -1 как max отрицательное, 0 — нейтральное. Подсчитанные значения индексов вносились в таблицу 1, при этом выделялась группа среди студентов — большинство, которое поддерживало одни и те же истории (более 59% и индекс с положительным значением, средние группы, в которых были индексы преимущественно с положительным значением — группа 2, преимущественно с отрицательными значениями — группа 3 и группа 4 — индексы с отрицательными значениями)1.

Приведём пример расчета индекса для виньетки с максимальным одобрением респондентов обоих полов (первая виньетка в табл. 1: 321 положительный ответ — 81,3%, 74 отрицательных ответа — 18,7%, 9 неответов по вопросу виньетки в отношении поступка юноши): 1в = (321-74) / (321+74) = 0,63 (табл. 1).

Полученные результаты были проранжированы по рассчитанным индексам по степени убывания. Таким образом, виньетки приведены по степени убывания индексов, показывающих групповые значения.

Ранжирование ответов по положительной реакции позволило определить отношение, степень одобрения (порицания) поведения участников историй, а также уровень согласия в студенческой среде в отношении поступков

1 См., например: [11].

участников. С одной стороны, выделились четыре группы историй, участников которых в той или иной мере поддерживают респонденты, а с другой — можно предположить, что есть четыре типа одобряемых стратегий поведения персонажей, связанных с ценностями (см. табл. 2).

Виньетки (ситуации и действия) и, соответственно, ответы респондентов по реакции на виньетки были разделены на четыре основные условные группы:

Таблица 2

Отношение студентов к факторам-ценностям, характеризующим предполагаемые стратегии персонажей виньеток, %

Отношение юношей и девушек Факторы - ценности (доля присутствия в ответах и степень важности)

Создание семьи Образование Работа Помощь родственников Ребёнок

Группа 1 -максимальная поддержка респондентами в целом Очень Важно Очень Важно Важно Важно/ нейтрально Нейтрально

100 100 71,4 71,4 42,9

87,5 100 75,0 50,0 50,0

Группа 2 - тяготеет к группе 1 Нежелательно Очень важно Нежелательно Нейтрально Нейтрально

Группа 3 - тяготеет к группе 4 Нейтрально Нейтрально Нейтрально Нейтрально Нейтрально

Группа 4 -минимальная поддержка студентами Не важно/ нейтрально Не важно Нейтрально Не важно/ нейтрально Не важно/ нейтрально

31,3 12,5 62,5 37,5 37,5

42,3 11,55 53,8 50,0 46,2

Группа 1 — максимальное одобрение: более 59,0% респондентов одобряют поступок юноши и одобряют поступок девушки. Чаще всего это связано с выбором участниками историй в качестве приоритета — образования и основных ценностей российского общества — создание семьи, включение в трудовую жизнь. Все респонденты юноши одобряют стремление в обучении и создание семьи своими сверстниками, высоко оценивают включённость в занятость и взаимодействие с родными. Девушки респонденты на уровне 100% поддерживают только нацеленность на получение высшего образования.

Наибольшее число положительных реакций (81,3% одобряют поступок юноши и 81,0% —девушки) получила история, в которой заложена комбинация присутствия всех пяти признаков, и очерчена перспектива благополучного развития событий в молодой семье. История описана в данной виньетке: Света и Валера учатся в престижном вузе и планируют карьеру. Блестящее образование позволит им найти престижную работу. Влюблены и хотят быть вместе и решают жениться и родить ребенка, совмещая его воспитание с обучением в магистратуре. Родители пары готовы во всём их поддерживать.

Таким образом, респонденты по большей части согласны с тем, что при наличии благоприятных обстоятельств возможно эффективно совмещать различные аспекты жизни: обучение в вузе и работу, создание семьи и рождение ребёнка. При этом помощь родственников может выступить в качестве дополнительного стимула для создания семьи и рождения ребёнка в студенческие годы.

Группа 2 — 45,0—59,0% одобряют поступки участников виньеток, которые в качестве главной ценности выбирают образование (диапазон индекса групповых значений составил: max 0,15 — min —0,07).

Одна из ярких виньеток из данной категории получила 56,6% положительных реакций за поступок девушки и 49,2% — за поступок юноши: Алексей и Галина живут в общежитии, на «отлично» оканчивают бакалавриат и думают о магистратуре. Девушка забеременела. Алексей не готов к семье, для него главное — учёба. Ребята расстаются. Но Алексей обещает поддерживать Галину и ребёнка как сможет. Галина собирается рожать ребёнка «для себя» и перевестись на заочную форму обучения.

Группа 3 — 30,0—44,9% одобряют все варианты развития событий в зависимости от обстоятельств; в половине случаев оправдывается отказ от обучения, создания семьи, рождения ребёнка, работы и помощи родителей (диапазон индекса групповых значений составил: max —0,11 — min —0,39).

Например, одна из виньеток получила одобрение 34,2% респондентов, что в переводе на индекс групповых значений составило —0,32: Лариса и Филипп живут в общежитии, обучаются в бакалавриате. Проводят время вместе, но не думают о совместном будущем. Учёба им не интересна, работать пока не собираются. Решают бросить учёбу. Лариса забеременела и решила рожать. Филипп рад, что у него будет ребёнок, но жениться не собирается. Родителям не сообщают, т. к. поддержки с их стороны не будет.

Данная виньетка характеризуется отсутствием факторов—ценностей, кроме рождения ребёнка. Респонденты дали невысокую оценку поведению девушки в связи с отказом от образования, работы, семьи, но решение о рождении ребёнка поддержали более трети (38,2% — юноши, 34,2% — девушки).

Группа 4 — менее 30% одобряют поступки, описанные в виньетках (диапазон индекса групповых значений составил: max —0,408 — min —0,91). Эти виньетки связаны с отказом участника от обучения. Наиболее яркая виньетка в данной категории представляет собой историю, набравшую крайне низкое число положительных реакций: 4,5% — за поступок юноши, 7,9 — за поступок девушки.

Николай и Кристина — москвичи. Оканчивают университет, живут за счёт родителей. Кристина забеременела, родители готовы взять все заботы на себя. Расписываться ребята не хотят. Рождается ребёнок. Поскольку родители полностью обеспечивают ребят, они не видят необходимости работать. От дальнейшей учебы тоже отказываются.

Проведённый анализ ответов на вопросы виньетки позволяет создать аналитическую конструкцию предположительного наиболее одобряемого — позитивного образа девушки студентки и юноши студента в глазах респондентов, связанного с ценностным выбором и репродуктивным поведением (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика позитивного и негативного образа молодого человека

Поведение Получение высшего образования Брачное поведение, создание семьи Включённость в занятость Готовность стать отцом Готовность получать поддержку родителей

Собирательный образ молодого человека по виньеткам, получившим максимальное одобрение (более 59,1%)

Юноша Обязательно получит высшее образование при любых обстоятельствах Обязательно женится или делает предложение, создаёт семью или готов создать семью Преимущественно работает (подрабатывает) или готов начать подрабатывать (если необходимо) Преимущественно готов стать отцом, но рационально поступает, если предлагает отложить рождение ребёнка и не исключается расставание с возлюбленной, если она не хочет иметь детей; предложение жене сделать аборт, если это может помещать успешной карьере Иногда может, создав семью принять помощь родителей или жены ради того, чтобы сосредоточится на учёбе

Девушка Обязательно получит высшее образование при любых обстоятельствах Преимущественно выходит замуж, но в некоторых случаях возможно сожительство Преимущественно работает (подрабатывает) и даже готова стать кормильцем в семье, если её карьера более успешная, чем у мужа Иногда готова стать матерью в период обучения, но рационально поступает, если откладывает рождение ребёнка, допускается аборт ради замужества и карьеры мужа Желательна помощь родителей (или работа супруга, при наличии), но должна быть готова стать кормильцем семьи и одинокой мамой

Собирательный образ молодого человека, чьи действия осуждаются большинством (поддерживает менее 11,1% респондентов)

Юноша Обязательно отказывается от обучения Возможно сожительство или официальный брак Возможно устраивается на работу Возможно рождение ребёнка, согласие на аборт Допускается жить за счёт родителей жены или за счёт жены

Девушка Возможно рождение ребёнка Допускается жить за счёт родителей

Образ студента — юноши или девушки, чьи действия поддерживаются большинством, связан с успешным обучением в вузе и ответственностью в получении высшего образования. Успешный молодой человек в период студенчества способен совместить учёбу с работой (подработками) и взять ответственность за создание семьи. Такой молодой человек женится, а не предлагает сожительство своей избраннице. Что касается девушки, то она не должна уступать молодому человеку в участии на рынке труда и, более того, должна стать кормильцем в студенческой семье, если это будет необходимо. Но для «идеальной» девушки допускается сожительство: главное оставаться с любимым человеком (удержать избранника). В зависимости от обстоятельств идеальный юноша или идеальная девушка часто ассоциируются с рациональными, выбирающими карьеру и готовыми повременить с рождением ребёнка, даже если для этого необходимо сделать аборт. Аборт также рассматривается в качестве выхода из затруднительной ситуации, например, когда рождение ребёнка может помешать карьере (продолжению обучения или включению в занятость), отсутствует поддержка родных и велика вероятность потерять любимого человека, не сохранить брак.

Позитивный и негативный образы молодых людей различаются, прежде всего, по отношению к получению высшего образования. Для «идеального» студента образование является безусловным приоритетом. Молодые люди, чьи действия осуждаются большинством, пренебрегают обучением, готовы «бросить» университет, предпочитают работу и устройство личной жизни (замужество, женитьбу) учёбе. Негативный образ юноши и девушки чаще связан с сожительством в студенческие годы, отсутствием самостоятельности и ответственности. Очевидно, что образ рассматривается в совокупности качеств персонажа, поэтому как негативные, так и позитивные образы могут иметь положительные (создание семьи) и отрицательные (терпимость к аборту) характеристики.

Заключение

Молодые люди выбирают приоритеты, ранжируя или совмещая их в соответствии с жизненными ценностями и идеалами. Наиболее одобряемая модель поведения в студенческой среде традиционна и связана не только со стартом карьеры, завершением обучения и началом работы, но и с реализацией определённых репродуктивных установок: началом и развитием личных отношений между юношей и девушкой, созданием семьи, рождением ребёнка.

Большинство студентов планируют свою жизнь и одобряют поступки других студентов в соответствии с традиционными ценностями: создание полной семьи, в которой обязательно должны быть дети, включение в трудовую деятельность, уважение к родителям. Вместе с тем значительная часть студентов считает, что заключение брака и рождение детей должно быть отложено до завершения обучения в вузе. В качестве приоритета в период обучения студенты определили

получение высшего образования. Вместе с тем студенты считают, что в период обучения можно создавать семью, рожать детей. Однако молодые люди допускают непоправимые поступки (развод, отказ от ребёнка) и нуждаются в помощи, которая позволит сохранить семью и детей в период обучения в вузе.

В зависимости от ситуаций и их участников студенты готовы одобрять или не поддерживать действия сверстников в различных жизненных ситуациях в период обучения в вузе. Вместе с тем ценности, о которых речь шла в исследовании — брак, семья, дети, родители и труд — являются важными на протяжении жизни, и отношение к ним в молодом возрасте определяет жизненную траекторию в целом.

Список литературы

1. Андреев А. Л., Лашук И. В. Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Часть 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 1(25). С. 72-82. Б01: https://doi.Org/10.19181/snsp.2019.7.1.6270.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26-36.

3. Гурко ТА. Репродуктивные планы супругов // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 77-85.

4. Гурко ТА. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 2(26). С. 65-80. Б01: https://doi.Org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410.

5. Девятых С. Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий. Минск . РИВШ, 2007. 164 с.

6. Думнова Э. М. Факторы-детерминанты репродуктивных установок молодёжи (на примере г. Новосибирска) // Вестник ТГПУ. 2009. № 9. С. 116-119.

7. Калачикова О. Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 132-136.

8. Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 78-87.

9. Лиманская В. О. Брачно-семейная ориентация молодёжи // Женщины России XXI век гендерные исследования. М.: «Экон-Информ», 2016. С. 76-81.

10. Панова Е. А., Андрюшина Е. В., Григорьева Н. С. Семейные стратегии современной российской студенческой молодёжи (результаты компаративного анализа данных опроса за 2008 и 2019 гг.) // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 246-273. Б01: 10.24411/2070-1381-2019-10027.

11. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. Т. 15, № 4. С. 44-56.

12. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Технология обработки данных, полученных методом виньеток в социологических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 16-18.

13. Пышкина А. С. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодёжи / Пышкина А. С., Жабина У. В., Османов Э. М., Ведищев С. И. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. Т. 16, № 6-1. С. 1532—1534.

14. Пятунина О. И., Шубина О. А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодёжи // Педагогика и современность. 2016. № 1(21). С. 71—74.

15. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.

16. Сизова И. Л., Кладова Н. В., Хусяинов Т. М. Поствузовские стратегии выпускников классического университета: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2016. № 1 (78). С. 60-68.

17. Finch J. The Vignette Technique In Survey Research // Sociology. 1987. Vol. 21, № 1. P. 105-114.

18. Rateau P., MolinerP., Guimelli C., Abric J.-C. Social Representation Theory // P. Van Lange, A. Kruglanski T. Higgins (Eds.), Handbook of Theories of Social Psychology. London, Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. Vol. 2, P. 478-498.

Сведения об авторах

Назарова Инна Борисовна - доктор экономических наук, ведущий эксперт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; доцент, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия. E-mail: [email protected] AuthorlD РИНЦ: 75816

Зеленская Мария Петровна - шеф-редактор журнала «Дайджест Академии акушерства и гинекологии», Ассоциация медицинских журналистов, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Дата поступления в редакцию: 13.01.2021. Принята к печати: 06.04.2021. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8110

Value Priorities and Reproductive Attitudes of Students

Inna B. Nazarova1,2, Marija P. Zelenskaya3

'National Research University "Higher School of Economics".

20, Myasnitskaya st., Moscow, Russia, 101000

2People~s Friendship University of Russia.

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

3Association of medical journalists.

18, Borovaya st., Moscow, Russia, 111020

For citation: Nazarova I. B., Zelenskaya M. P. (2021). Value Priorities and Reproductive Attitudes of Students. Sociologicheskaja nauka Isocial'naja praktika. Vol. 9. № 2. P. 177-189. DOI: 10.19181/ snsp.2021.9.2.8110

Abstract. The student's social ordinary attitudes concerning positive images are investigated. In 2018 there were interviewed 404 undergraduate students from one of the Moscow universities. Social attitudes were studied via the vignettes method - short stories, where the university students (girls and boys) acted as the characters in certain situations.

Most respondents (more than 59.0%) approve of the student's actions aimed primarily at successful higher education, mandatory higher education. A successful boy during the student period manages to combine study with work (part-time) and take responsibility for creating a family, while cohabitation is not approved. Students support the behavior of a girl who is ready not only to study, but also to work, if necessary - to become a breadwinner in the student family, whereas cohabitation for a girl is allowed. Depending on the circumstances, the ideal student is often associated with a rational, career-oriented person ready to delay the childbirth, even if it requires abortion. Abortion is also considered as a way out of a difficult situation: for example, when it poses a threat to your career (continuing your education and keeping your job), if you do not have the support of your family, or if you are likely to lose a loved one (including not saving your marriage). 30% approve of the actions described in the vignettes related to the refusal of studying. In general, for most students the basic values of the Russian society - creating a family and working - are a priority.

Keywords: students; youth; values; vignettes; family; social representations; reproductive attitudes References

1. Andreev A. L., Lashuk I. V. (2019). Studencheskaya molodezh' Rossii i Belorussii: kartiny mira, tsennostnye ustanovki, strategii samorealizatsii. CHast' 1. [Russian and Belarusian students: world views, system of values, self-actualization strategies]. Part I. Sociologicheskaya nauka isocial'naya praktika. № 1 (25). P. 72-82. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.1.6270. (In Russ.).

2. Vishnevski Yu. R., Shapko V. T. (2006). Paradoksal'nyi molodoi chelovek. [Paradoxical young man]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 6. P. 26-36. (In Russ.).

3. Gurko T. A. (2014). Reproduktivnye plany suprugov. [Married couples' reproductive plans]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 9. P. 77-85. (In Russ.).

4. Gurko T. A. (2019). Predstavleniya studentov v otnoshenii roditel'stva i sotsial'nykh rolei muzhchin i zhenschin. [The student's representations in relation to parenthood and social roles of men and women]. Sotsiologicheskaya nauka isotsial'nayapraktika. № 2 (26). P. 65-80. DOI: https://doi. org/10.19181/snsp.2019.7.2.6410. (In Russ.).

5. Devyatykh S. Yu. (2007). Semeinye tsennosti i roditel'skie orientatsii yunoshei i devushek: analiz gendernykh razlichii. [Domestic values and paternal orientations of youths and girls: analysis of gender distinctions]. Minsk. RIVSH publ. 164 p. (In Russ.).

6. Dumnova E. M. (2009). Faktory-determinanty reproduktivnykh ustanovok molodezhi (na primere g. Novosibirska). [The factors-determinants of reproductive purposes of youth (on the example of the city of Novosibirsk)]. Vestnik TPGU. № 9. P. 116-119. (In Russ.).

7. Kalachikova O. N. (2012). Nekotorye aspekty reproduktivnogo povedeniya studencheskoi molodezhi. [Some aspects of reproductive behavior of students]. Vysshee obrazovanie v Rossii. № 3. P. 132-136. (In Russ.).

8. Lapin N. I. (2003). Kak chuvstvuyut sebya, k chemu stremyatsya grazhdane Rossii. [How the Russian citizens feel and what they strive for]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 6. P. 78-87. (In Russ.).

9. Limanskaja V. O. (2016). Brachno-semejnaja orientacija molodezhi. [Marriage and family orientation of young people/. ZHenshiny RossiiXXIvekgendernye issledovanija. Moskva. "Izdatel'stvo "JEkon-Inform" publ. P. 76-81. (In Russ.).

10. Panova E. A., Andryushina E. V., Grigor'eva N. S. (2019). Semeinye strategii sovremennoi rossiiskoi studencheskoi molodezhi (rezul'taty komparativnogo analiza dannykh oprosa za 2008 i 2019 gg.). [Family strategies of the modern Russian student youth (The survey comparative analysis results for 2008 and 2019)]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. № 77. P. 246—273. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10027. (In Russ.).

11. Puzanova Zh. V., Tertyshnikova A. G. (2015). Metod vin'etok v sotsiologicheskikh issle-dovaniyakh: metodologicheskie printsipy i metodicheskie resheniya. [The method of vignettes in sociological research: methodological principles and methodological solutions]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. Vol. 15, № 4. P. 44—56. (In Russ.).

12. Puzanova ZH. V., Tertyshnikova A. G. (2015). Tehnologija obrabotki dannyh, poluchennyh metodom vin'etok v sociologicheskih issledovanijah. [Technology for processing data obtained by the vignette method in sociological research]. Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija. № 20. P. 16—18. (In Russ.).

13. Pyshkina A. S., Zhabina U. V., Osmanov Eh. M., Vedishchev S. I. (2011). K voprosu o re-produktivnykh ustanovkakh sovremennoi studencheskoi molodezhi. [On the question of the modern students reproductive attitudes]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Vol. 16, № 6-1. P. 1532-1534. (In Russ.).

14. Pyatunina O. I., Shubina O. A. (2016). Formirovanie traditsionnykh semeinykh tsennostei u sovremennoi studencheskoi molodezhi. [Forming traditional family values in the view of modern students]. Pedagogika isovremennost'. № 1 (21). P. 71-74. (In Russ.).

15. Semyenov V. E. (2007). Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi. [Contemporary youth value orientations]. Sotsiologicheskie issledovaniya. № 4. P. 37-43. (In Russ.).

16. Sizova I. L., Kladova N. V., Khusyainov T. M. (2016). Postvuzovskie strategii vypusknikov klassicheskogo universiteta: gendernyi aspect. [Post-university strategies of the classical university graduates: gender aspect]. ZHenshchina v rossijskom obshchestve. № 1 (78). P. 60-68. (In Russ.).

17. Finch J. (1987). The Vignette Technique In Survey Research. Sociology. Vol. 21, № 1. P. 105-114.

18. Rateau P., Moliner P., Guimelli C., Abric J.-C. (2011). Social Representation Theory. In P. Van Lange, A. Kruglanski T. Higgins (Eds.). Handbook of Theories of Social Psychology. Vol. 2, P. 478-498.

Information about the authors

Nazarova Inna Borisovna, Doctor of Economic, National Research University «Higher School of Economics»; People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Zelenskaya Marija Petrovna, Association of medical journalists; "Digest of the obstetrics and gynecology academy", Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

The article was submitted on January 13, 2021. Accepted on April 06, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.