#
Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ
RUDN Journal of Sociology
2020 Vol. 20 No. 4 919-928
http://journals.rudn.ru/sociology
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-919-928
Приоритеты студентов российских вузов: обучение, семья, работа*
*
И.Б. Назарова1, М.П. Зеленская2
1 Высшая школа экономики
ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия
2Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
На материалах проведенного в 2018 году опроса российских студентов в статье обозначены их представления о развитии жизненных траекторий, в том числе — о взаимоотношениях молодых людей, вступлении в брак, создании семьи, рождении детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимодействии с родителями, получении образования и выстраивании карьеры. Авторы выбрали метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, связанных с определением жизненной траектории обучающихся. Использование виньеток и логистической регрессии позволило подтвердить наиболее значимые ценности студентов (независимые переменные) по их одобрению поступков героев виньеток (зависимая переменная). В период обучения в бакалавриате получение высшего образования является приоритетом по сравнению с созданием семьи, рождением ребенка, трудоустройством и поддержкой родителей. Ценность образования важнее ценности создания семьи в 2,3 раза и важнее рождения ребенка в 3,1 раза. При оценке поступков предпочтение образования более характерно для юношей. Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряют, прежде всего, девушки. Одобрение вступления в брак и создания семьи у юношей составляет 29%, у девушек — 96%, рождение ребенка — соответственно, 19% и 30%, включенность в занятость приветствуется только для девушек-героинь виньеток (21%), а важность поддержки родителей — только для юношей. Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов, но для девушек в студенческие годы одобряется более насыщенная траектория: получение высшего образования, создание семьи, рождение ребенка, наличие работы или подработки. В традиционном понимании семья и дети — важная составляющая жизни, но для современной девушки необходим и модернистский выбор — нацеленность на карьеру, включение в занятость.
Ключевые слова: студенты; молодежь; виньетки; социальные представления; семья; образование
У значительной части молодежи отправные точки жизненной траектории намечаются в период обучения в вузе — получение образования, начало трудовой деятельности, развитие личных отношений, выбор брачного партнера, вступление в брак, в некоторых случаях — рождение ребенка. Вместе с тем молодые люди выбирают приоритеты, ранжируя или совмещая их в соответствии с жизненными ценностями. Например, в рейтинге стратегий достижения успеха студенты поставили на первое и второе места открытие собственного
* © Назарова И.Б., Зеленская М.П., 2020
Статья поступила 26.03.2020 г. Статья принята к публикации 22.05.2020 г.
дела («создать свой бизнес» — 69,6%) и освоение профессиональных навыков («хорошо учиться, а затем профессионально работать» — 54,3%) [5]. Более половины студентов в России работают, и основной мотив совмещения работы и учебы — не обеспечение себя материально, а приобретение опыта (61% против 43%) [8].
Важными составляющими жизни для студентов являются создание семьи и рождение ребенка, причем ключевым стимулом является желание иметь семью, которое усиливается при наличии работы и постоянного дохода [9]. Однако в то же время снижается ценность юридического брака [3].
Активность студенческой молодежи в определении своей жизненной траектории в период получения высшего образования стало причиной выбора студентов в качестве исследуемой группы — для изучения социетальной реакции студентов на поведение своих ровесников (потенциальных одногрупп-ников, однокурсников или обучающихся в другом российском вузе) в тех или иных ситуациях, связанных с развитием жизненных траекторий. При этом их опыт в части принадлежности к одной социальной группе (студенческой молодежи) схож: обучение, материальная и моральная зависимость от родителей, начало формирования личных отношений, карьерные планы и другие очевидные для большинства студентов характеристики. Исследование социальных установок позволяет понять приоритеты молодых людей в период обучения и проанализировать взаимосвязь между мнением студентов и их характеристиками, в том числе — в гендерном разрезе. В 2018 году было опрошено 404 студента бакалавриата РУДН — университета, который по соотношению обучающихся жителей Москвы, Московской области и регионов типичен для столичных вузов, т. е. можно предположить, что результаты опроса будут релевантны и для других российских вузов.
В качестве метода был выбран опрос из двух частей: 1) изучение установок с использованием закрытых и открытых вопросов и получение информации о социально-экономических и демографических характеристиках респондентов; 2) изучение представлений студентов о развитии жизненных траекторий, репродуктивном поведении, взаимоотношениях между молодыми людьми, вступлении в брак, создании семьи, рождения детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимодействии с родителями, получении образования и выстраивании карьеры.
Эмпирические исследования ценностей и убеждений сложны в методологическом плане, поскольку затрагивают теоретические и философские вопросы о связи индивидов с социальными структурами, о том, в какой мере действия человека отражают его мировоззрение (и может ли эта связь быть вербализована), каким образом действия людей формируются культурными предписаниями и идеологическими силами. Эти проблемы усугубляются ограничениями опросных методик (формулировки и кодирование вопросов, «грубые» шкалы измерения) [12]. В исследованиях общественного мнения сложно избежать амбивалентности, которая часто возникает у респондентов
в принятии решений и суждениях на основе абстрактной и ограниченной информации. В таких случаях целесообразно использовать метод виньеток — кратких историй, описаний гипотетических героев, находящихся в определенных отношениях и обстоятельствах [см., напр.: 10]. Метод помогает респонденту дать более конкретный ответ, чем на краткий вопрос в анкете (приближает респондента к реальному суждению о ситуации) [16]. Вопрос о гипотетических героях и ситуациях в виньетках в некоторой степени позволяет избежать отсылки к личным отношениям и узнать мнение по сензитивным вопросам, что также позволяет снять ограничения личного опыта и обстоятельств [13].
Виньетки помогают извлечь материал об общих понятиях и правилах, какими должны быть отношения в обществе, например, мораль семейных отношений [19]. Конечно, респонденты могут не придерживаться высказанного взгляда на ситуацию безоговорочно и при любых обстоятельствах, поскольку изучать мнение о ситуации — это не то же самое, что задавать человеку вопрос о том, что он лично будет делать или мог бы сделать в аналогичной ситуации [13]. Тем не менее, в некоторых случаях респонденты давали в отношении действий героев виньеток ответы, схожие с тем, как они сами вели бы себя в реальной жизни [18]. Выражая мнение о том, как должны поступить другие люди, респонденты обычно имеют обоснование, почему следует поступить именно так, и каждый реагирует на ситуацию в виньетках в соответствии со своими культурными, эмоциональными особенностями, ценностными ориентациями и установками [15; 17].
В нашем исследовании в каждой виньетке присутствуют герои — парень и девушка, находящиеся в определенных личных (романтических) отношениях, развивающихся позитивно, негативно или нейтрально. Анализ литературы [см., напр.: 7; 14] и интервью (предваряющее опрос) со студентами определили выбор пяти основных факторов-ценностей для включения в виньетки — они определяют развитие жизненной траектории молодых людей в период студенчества: 1) обязательное получение высшего образования (продолжение, завершение обучения в вузе или отказ от него); 2) включение в занятость (наличие или отсутствие работы, подработки); 3) вступление в брак (отношение к развитию романтических отношений и созданию семьи); 4) поддержка родителей, в том числе в вопросах получения образования, начала трудовых отношений, создания семьи, рождения ребенка; 5) рождение ребенка (планирование, принятие решения о его рождении или отказ от рождения, включая аборт).
Были составлены 32 истории ( действия-ситуации), описывающие все возможные комбинации отобранных факторов как для девушки, так и для юноши. Число способов выбора равно nk, где: n=2, а k= число признаков, т.е. 25=32. Соответственно, респондентам было предложено оценить 32 истории для каждого героя: получилось 32 истории юношей и 32 истории девушек. Всего студенты отвечали на 64 вопроса по 32 виньеткам. После каждой истории использовалось два набора вопросов: правильно ли в указанной ситуации
(1) поступила девушка, (2) поступил юноша. В отношении действий каждого героя респондент давал ответ «да, правильно» («1»), «нет, не правильно» («0») или «зависит от обстоятельств». В последнем случае респондента просили уточнить, от каких обстоятельств это может зависеть [ см., напр.: 13]. Таким образом, получилось 64 ответа о поведении юношей и девушек, которые варьируют по пяти дихотомическим признакам (факторам-ценностям) [см., напр.: 6].
Факторы, включенные в описание ситуаций, статистически независимы, т.е. не коррелируют друг с другом. При выборе переменных мы отказались от включения в виньетки такого важного фактора, как материальная обеспеченность, поскольку он может быть связан с такими факторами, как занятость (подработка студента) или родительская поддержка. Но фактор материального благополучия в виньетках присутствует косвенно, когда говорится о том, что студенту помогают (могут помочь) родители или он подрабатывает. Иными словами, избежать отсутствия взаимосвязи или ошибочного суждения о влиянии фактора бывает сложно.
В виньетках представлен контекст (дополнительные детали), что позволяет респондентам стандартизировать предложенные детали [12]. В качестве контекста выступают дополнительные факторы обстоятельств и взаимоотношений, в том числе третьих лиц — родителей, которые способны повлиять на взаимоотношения. В сложных виньетках, связанных с установками и проблематичными жизненными обстоятельствами, невозможно исключить влияние второстепенных факторов, описывающих контексты. Например, поддержка родителей может быть не только материальной, но и психологической, влияя на выбор студентов с большей силой, чем просто материальный фактор.
В каждой виньетке о факторе говорится как о присутствующем в жизни героя или отсутствующем (например, герой мог подрабатывать или не подрабатывал). Факторы присутствуют в ситуации виньеток как данность или как выбор, например, герой подрабатывал или решил начать подрабатывать, продолжить обучение в вузе или бросить университет. В одной истории поступки героев могут быть похожими или разными: например, оба героя принимают решение начать подрабатывать или один из героев начинает подрабатывать, а второй сосредоточен на учебе и подрабатывать не собирается. Персонажи и сюжетная линия виньеток должны быть правдоподобными, но во многих исследованиях присутствуют истории, события которых могут восприниматься респондентами настороженно [12]. В нашем случае наибольшей критике подверглась самая трагичная история, герои которой расстаются и принимают решение бросить университет. Вместе с тем в ходе обсуждения истории во время пилотажа стало понятно, что и такие нетипичные истории случаются.
Сложность подготовки виньеток потребовало проведения двух пилота-жей, в рамках которых с респондентами были обсуждены истории, герои и терминология. К каждому из героев у респондентов складывалось определенное отношение: симпатия, антипатия, сочувствие и др. В подготовительный период истории переписывались несколько раз — пока не стали краткими (без
лишних разъяснений) [см., напр.: 14] и однозначно понятными, включая и характеристики героев. В ходе обсуждения стало очевидно, что участники пилотажа хотели бы видеть, прежде всего, благополучное развитие взаимоотношений студентов, но приводили и негативные примеры из реальной жизни.
Пример виньетки: Виктор и Алина — магистранты. Девушка — отличница, работает в престижной компании. Виктор подрабатывает официантом. Родители — малообеспеченные пенсионеры. Девушка забеременела: ребята женятся, ждут ребенка. В академический отпуск и декрет идет Виктор, а Алина продолжает учебу и строит карьеру, став добытчиком в семье. Вопрос 1: считаете ли Вы позицию Алины верной? Вопрос 2: считаете ли Вы позицию Виктора верной? В данной виньетке присутствуют факторы включения в трудовую деятельность и получение образования у девушки. Родители помогать в уходе за ребенком и материально молодой семье не смогут (это очевидно по тому, что парень отказывается от учебы и работы, чтобы заниматься ребенком). Присутствует факторы создания семьи и рождения ребенка.
Итак, половина студентов бакалавриата, участвовавших в исследовании, еще не начали строить личные отношения с противоположным полом (53,1%), треть (36,2%) встречаются, 5,5% живут вместе, но брак не оформили, 1,7% состоят в браке. Хотели бы жениться или выйти замуж 86,6% молодых людей, 13,4% брак не планируют. Для большинства оптимальный возраст вступления в брак — 23-25 лет (44%), для каждого десятого — не позднее 22 лет, 28,4% хотели бы связать себя узами брака в более зрелом возрасте. Средний возраст для юношей — 23 года (медиана — 26, максимальный возраст — 40), для девушек — 22 года (медиана — 24, максимальный возраст — 35). Большинство планируют найти спутника жизни, создать семью, воспитывать детей (84,4%), 15,6% детей не планируют. Из тех, кто хочет выйти замуж (жениться), только 5,7% заявили, что не желают иметь детей. Идеальная модель семьи не совпадает с ожидаемой: желают детей больше, чем ожидают: практически каждый четвертый хотел(а) бы иметь многодетную семью — троих детей [эти данные сопоставимы с другими исследованиями: 7].
Для анализа данных на основе одних и тех же опросников были созданы две базы: респондентов (404 анкеты опрошенных студентов) [см.: 14]; реакций на каждый фактор виньетки (25856 наблюдений/ответов — 32 виньетки повторяются 404 раза, т.е. 12928, но в отношении каждой виньетки даются два ответа — юноши и девушки). Каждый фактор в обеих базах представлен дихотомическими переменными, что позволяет использовать логистическую регрессию.
Согласно первой базе респонденты показали как положительную, так и отрицательную реакцию на поступки каждого героя историй, описанных в виньетках. Ранжирование ответов по положительной реакции позволило определить уровень консенсуса в отношении приоритетов героев виньеток. Ответы респондентов были разделены на четыре основные группы: 1) ядро — поведение молодых людей, которое получило максимальное одобрение —
соответствует высокому уровню консенсуса в студенческой группе (более 59% положительных ответов — одобряют поступок юноши и одобряют поступок девушки), и чаще всего это связано с выбором героями в качестве приоритета образования и основных российских ценностей — создания семьи, начала трудовой карьеры; 2) интегрирующий резерв — 45-59% одобряют поступки героев виньеток, которые выбирают образование; 3) оппонирующий дифференциал — 30-44,9% одобряют все варианты развития событий в зависимости от обстоятельств; в половине случаев оправдывают отказ от обучения, создания семьи, ребенка, работы и помощи родителей; 4) конфликтная периферия (менее 30%) — респонденты чаще остальных одобряют поступки, связанные с отказом от обучения [использована методология Н.И. Лапина по определению консенсуса в обществе: 4; 6].
Результаты дискриминантного анализа пошаговым методом для выборки в целом по второй базе показывают, что три из пяти исходных факторов-ценностей оказывают статистически значимое влияние на конечный результат — вывод, который делают студенты в отношении поступков героев виньеток (правильно они поступают или нет, выбирая получение высшего образования, вступление в брак/создание семьи, рождение ребенка, взаимоотношения с родителями). Фактор наличия работы/подработки и фактор поддержки родственников не обладают разделяющими дискриминирующими особенностями, позволяющими делать вывод о поступках героев в целом по выборке (Табл. 1).
Таблица 1
Результаты дискриминантного анализа, критерии равенства групповых средних
Факторы — ценности Лямбда Уилкса Разность средних значений Значимость
1. Брак/семья 0,989 269,93 0,000
2. Образование 0,910 2466,44 0,000
3. Работа/подработка 1,000 4,03 0,045
4. Поддержка родителей 1,000 2,80 0,094
5. Рождение ребенка 0,999 34,55 0,000
Для факторов ценностей 1 и 2 характерна значимость ***р<0,001 и значение статистики Уилкса в интервале [0,1], что свидетельствует о хорошей дискриминации (разность средних значений наибольшая).
Аналогичная процедура была проведена в гендерном разрезе. Когда юноши-студенты дают ответы в отношении поступков юношей, то значимы факторы, характеризующие получение образования, создание семьи и поддержку родителей. При анализе ответов девушек в отношении юношей значимы факторы получения образования, создания семьи и включения в трудовую деятельность. При анализе ответов юношей в отношении девушек и девушек в отношении девушек значимы факторы образования, создания семьи, работы/подработки и рождения ребенка.
Подтвердить наиболее значимые ценности для студентов позволяет логистическая регрессия, где в качестве зависимой переменной выступило
«одобрение респондентами поступков героев при наличии факторов-ценностей»), а в качестве независимых — факторы-ценности и пол. Анализ проводился три раза при наличии пяти факторов-ценностей в качестве независимых переменных: 1) для всей выборки в отношении поступков юношей и девушек в целом (зависимая переменная «одобрение поступков героев»); 2) зависимая переменная «одобрение респондентами поступков юношей»; 3) зависимая переменная «одобрение респондентами поступков девушек» (Табл. 2). Каждый анализ включал две модели: первая содержала все факторы-ценности в качестве независимых переменных, во вторую модель вводилась контрольная переменная — пол.
Таблица 2
Коэффициенты логистической регрессии для зависимых переменных (факторов) «вступление в брак/создание семьи», «рождение ребенка» (Exp (B))
Независимые переменные/факторы (ценности и пол респондента) Зависимые переменные — одобрение респондентами поступков (при наличии факторов — независимых переменных)
всех героев юношей девушек
модель 1 модель 2 модель 3 модель 4 модель 5 модель 6
Брак/семья 1,58*** 1,59*** 1,29*** 1,29*** 1,96*** 1,96***
Образование 3,63*** 3,64*** 3,44*** 3,44*** 3,87*** 3,88***
Работа/подработка 1,05 1,05 -0,92* -0,99* 1,21*** 1,21***
Помощь родственников 1,05 1,05 1,08* 1,08* 1,02 1,02
Рождение ребенка 1,19*** 1,19*** 1,09* 1,09* 1,30*** 1,30***
Юноши, 30,4% 1,23*** 1,22*** 1,24***
Постоянная -0,23*** 0,21*** -0,29** -0,27*** -0,18*** -0,16***
R-квадрат Кокса и Снелла для всех моделей: p<0,001 0,1 0,101 0,087 0,088 0,119 0,121
Включено в анализ N (всего 25856) 24939 24939 12451 12451 12488 12488
-2 Log-правдоподобие 30891,16 30843,02 15627,86 15604,96 15167,88 15142,58
***p<0,001; **p<0,01 ; *p<0,05
В период обучения в бакалавриате получение высшего образования как приоритета по сравнению с созданием семьи, рождением ребенка и включением в занятость очевидно ( модель 1, 2). Фактор-ценность образования (3,63) важнее ценности создания семьи (1,58) в 2,3 раза и важнее рождения ребенка в 3,1 раза. При оценке поступков девушек это отношение равно 2, а при оценке поступков юношей — 2,6 (модели 5, 6). Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряется, прежде всего, для девушек (независимо от пола респондента). Вероятность одобрения респондентами поступка юноши при вступлении в брак/создании семьи — 29% (модель 3, 4), девушки — 96% (модель 5, 6). Рождение ребенка, вероятно, поддерживается как для девушек (30%), так и для юношей (19%). Включенность в занятость приветствуется только для девушек (21%). Выбор помощи родственников поддерживается только для юношей (сложно содержать семью без поддержки старшего поколения). Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов,
но для девушек в общем одобряется одновременный выбор нескольких траекторий: обучение, создание семьи, рождение ребенка и занятость. При характеристике родительства девушки демонстрируют как позитивные, так и негативные представления, при этом дети являются доминантой сформированного образа семьи, а процесс их воспитания пронизан идеей полезности [1]. В целом с 2007 года главным остается получение образования до вступления в брак, на втором месте — хорошая работа по профессии, причем значимость образования повысилась и для юношей, и для девушек — девушки, как и юноши, хотят быть образованными и экономически независимыми [3].
Метод виньеток позволил исследовать обыденные представления студентов о приоритетах сверстников в период обучения в вузе в совокупности с жизненными ориентирами на получение образования, включение в занятость и коммуникации с близкими людьми (родителями, партнером). В зависимости от ситуаций и участников виньеток студенты готовы поддерживать или не поддерживать действия сверстников в разных жизненных ситуациях. Большинство студентов планируют свою жизнь и одобряют поступки других студентов в соответствии с традиционными ценностями: создание семьи, рождение детей, включение в трудовую деятельность. Однако в качестве основной ценности студенты определили получение высшего образования. Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряется, прежде всего, для девушек, что согласуется с желанием большинства девушек выйти замуж и родить ребенка в более молодом возрасте, чем у юношей.
Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов. Но для девушек в целом одобряется одновременный выбор нескольких траекторий: обучение, создание семьи, рождение ребенка и занятость. Это может быть связано с тем, что в традиционном понимании для женщин семья и дети должны быть на первом месте, но для современной девушки желателен одновременно традиционный и модернистский выбор — не отказываться ни от семьи, ни от карьеры. И девушкам, выбравшим карьеру (завершение обучения, работу) и семью (рождение ребенка), бывает сложно все совместить.
Библиографический список / References
[1] Багирова А.П., Шубат О.М. Семья и родительство сквозь призму мнений студенток // Социологические исследования. 2017. № 7 / Bagirova A.P., Shubat O.M. Semiya i roditelstvo skvoz prizmu mneniy studentok [Family and parenting through the prism of female students' opinions]. Sotsiologicheskiye Issledovaniya. 2017; 7 (In Russ.).
[2] Гурко Т.А., Орлянский С.А., Тарченко В. С. Поведение и установки студентов в частной сфере // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 / Gurko T.A., Orlyansky S.A., Tarchenko V.S. Povedenie i ustanovki studentov v chastnoy sfere [Behavior and attitudes of students in the private sphere]. Vestnik Nizhegorodskogo Universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsialnye Nauki. 2019; 4 (In Russ.).
[3] Гурко Т.А., Тарченко В. С. Динамика брачных установок и планов студентов // Социологические исследования. 2019. № 7 / Gurko T.A., Tarchenko V.S. Dinamika brachnykh ustanovok i planov Sotsiologicheskiye issledovaniya studentov [Dynamics of students' marriage attitudes and plans]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2019; 7 (In Russ.).
[4] Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6 / Lapin N.I. Kak chuvstvuyut sebya, k chemu stremyatsya gra-zhdane Rossii [How Russians feel and what they strive for]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2003; 6 (In Russ.).
[5] Михайлова Е.А., Черкасова Т.В. Ценностно-мотивационные ориентации студентов в современных социально-политических реалиях (на примере Республики Башкортостан) // Социологический журнал. 2015. № 2 / Mikhailova E.A., Cherkasova T.V. Tsen-nostno-motivatsionnye orientatsii studentov v sovremennykh sotsialno-politicheskikh reali-yakh (na primere Respubliki Bashkortostan) [Students' value-motivational attitudes in the contemporary social-political realities (on the example of the Republic of Bashkortostan)]. Sociologichesky Zhurnal. 2015; 2 (In Russ.).
[6] Назарова И.Б., ЗеленскаяМ.П. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов // Социологические исследования. 2019. № 7 / Nazarova I.B., Zelenskaya M.P. Brak, semiya, obuchenie: ustanovki i predstavleniya studentov [Marriage and family: Students' attitudes and representations]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2019; 7 (In Russ.).
[7] Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Ежегодник ИНИОН РАН / Под ред. В.И. Герасимова. Ч. 3. Вып. 12. М., 2017 / Nazarova I.B., Zelenskaya M.P. Issledovanie reproduk-tivnykh ustanovok studencheskoy molodezhi (obzornaya statiya) [Study of the reproductive attitudes of the student youth (review article)]. EzhegodnikINIONRAN. Pod red. V.I. Gerasi-mova. Ch. 3. Vyp. 12. Moscow; 2017 (In Russ.).
[8] Нарбут Н.П., ПузановаЖ.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5 / Narbut N.P., Puzanova Zh.V., Larina T.I. Zhizn studenta v evropeyskom izmerenii [The student's life in the European dimension]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2017; 5 (In Russ.).
[9] Панова Е.А., Андрюшина Е.В., Григорьева Н.С. Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи (результаты компаративного анализа данных опроса за 2008 и 2019 гг.) // Государственное управление. 2019. № 77 / Panova E.A., An-dryushina E.V., Grigorieva N.S. Semeynye strategii sovremennoy rossiyskoy studencheskoy molodezhi (rezultaty komparativnogo analiza dannykh oprosa za 2008 i 2019 gg.) [Family strategies of the contemporary Russian student youth (results of the comparative analysis of the 2008 and 2019 survey data)]. Gosudarstvennoe Upravlenie. 2019; 77 (In Russ.).
[10] Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. Т. 15. № 4 / Puzanova Zh.V., Tertyshnikova A.G. Metod vinietok v sotsiologicheskikh issledovaniyakh: metodologicheskie printsipy i metodicheskie resheniya [The vignettes technique in sociological research: Methodological principles and technical solutions]. RUDN Journal of Sociology. 2015; 15 (4) (In Russ.).
[11] Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодежи // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2016. Т. 16. № 3 / Trotsuk I.V., Paramonova A.D. "Status" instituta sem'i v sovremennom ob-shchestve i semeyno-brachnye tsennosti molodezhi ['Status' of family institution in the contemporary society, and family and marriage values of the youth]. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4) (In Russ.).
[12] Alexander C.S., Becker H.J. The use of vignettes in survey research. Public Opinion Quarterly. 1978; 42 (1).
[13] Finch J. The vignette technique in survey research. Sociology. 1987; 21 (1).
[14] Ganong L.H., Coleman M. Multiple segment factorial vignette designs. Journal of Marriage and Family. 2006; 68 (2).
[15] Jones C., Aronson E. Attribution of fault to a rape victim as a function of respectability of the victim. Journal of Personality and Social Psychology. 1973; 26.
[16] Nosanchuk T.A. The vignette as an experimental approach to the study of social status: An exploratory study. Social Science Research. 1972; 1.
[17] PonzaM., Duncan G.J., Corcoran M., GroskindF. The guns of autumn?: Age differences in support for income transfers to the young and old. Public Opinion Quarterly. 1988; 52 (4).
[18] Rahman N. Caregivers' sensitivity to conflict: The use of vignette methodology. Journal of Elder Abuse and Neglect. 1996; 8.
[19] Voysey M. A Constant Burden: The Reconstruction of Family Life. London; 1975.
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-919-928
Priorities of the student youth: Education, family, work*
I.B. Nazarova1, M.P. Zelenskaya2
:Higher School of Economics
Myasnitskaya St., 20, Moscow, 101000, Russia
2RUDN University
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia
Abstract. Based on the data of the survey conducted in 2018, the authors present the Russian students social ideas on possible life trajectories, including relations between young people, marriage, creating a family, birth of children, responsibility for actions in the interpersonal space, interaction with parents, education and career. The authors chose the vignettes technique based on five factors-values describing the student life trajectory. The use of the vignette technique and logistic regression allowed to prove the most significant values of students (independent variables) based on their approval of the actions of the vignette actors (a dependent variable). During the undergraduate period, getting a higher education is a priority compared to starting a family life, having a child, employment and parental support. The value of education is 2.3 times more important than the value of creating a family, and 3.1 times more important than having a child. When evaluating the vignette actions, the priority of education over family creation is more typical for boys. Marrying and creating a family during the student years are approved primarily for girls. The probability of the approval of a young man marrying or starting a family is 29%, while the approval of a girl in the same situation — 96%; childbirth is supported for both girls (30%) and boys (19%), employment — rather for girls (21%), parental support — rather for boys. Education is an absolute priority for all respondents; however, for girls during their student years a more intense life trajectory is approved — getting a higher education, starting a family life, having a child and a job or a part-time job. In the traditional perspective, family and children are an important component of women's life; however, the girl should have a modernist choice too — with a focus on career and employment.
Key words: students; youth; vignettes; social representations; family; education
* © I.B. Nazarova, M.P. Zelenskaya, 2020 The article was submitted on 26.03.2020. The article was accepted on 22.05.2020.