Научная статья на тему 'Ценность семьи в представлении студенческой молодежи'

Ценность семьи в представлении студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
478
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / молодежь / репродуктивные установки / семья / students / youth / reproductive attitudes / family
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценность семьи в представлении студенческой молодежи»

Назарова И. Б.

д.э.н, ведущий эксперт, Центр социального предпринимательства, НИУ ВШЭ

Зеленская М.П.

аспирант, Российский университет дружбы народов

ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: студенты, молодежь, репродуктивные установки, семья.

Keywords: students, youth, reproductive attitudes, family.

Семья является основной традиционной ценностью российского общества1. Государство также продекларировало необходимость формирования образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей2. Таким образом в государстве должны формироваться как позитивные репродуктивные установки молодого поколения, направленные на создание семьи и рождения детей, так и позитивные представления о ней.

Вместе с тем представления молодых людей в отношении брака, семьи и детей, (основанные в том числе на стереотипах), могут носить не только позитивный, но и негативный характер.

Эмпирическая база и методология исследования. В 2018 году было опрошено 404 студента бакалавриата Российского университета дружбы народов (российских граждан). Были изучены социальные представления студентов о взаимоотношениях между молодыми людьми, вступлении в брак, создании семьи, рождения детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве во взаимодействии с родителями, получении образования и отправной точки выстраивания карьеры.

В исследовании представлений студентов использовался метод виньеток - кратких историй - описаний гипотетических студентов (юношей и девушек), находящихся в определенных личных отношениях и определенных обстоятельствах. В данном исследовании в каждой виньетке присутствуют два равноценных героя - парень и девушка - студенты, находящиеся в определенных романтических отношениях, развивающихся позитивно, негативно или нейтрально. Также каждая виньетка содержала информацию о факторах-ценностях, которые должны были повлиять на ответ участников исследования.

Анализ литературы и интервью (предваряющее опрос по виньеткам), проведенное со студентами, определили выбор пяти основных факторов (для включения в виньетки), которые позволяют описать развитие брачного и репродуктивного поведения студентов: 1) создание семьи; 2) получение высшего образования; 3) работа (подработка); 4) поддержка родителей, 5) рождение ребенка3. В результате были составлены 32 истории, описывающие все возможные комбинации отобранных факторов (по сути - действий - ситуаций) как для девушки, так и для юноши (всего 64 вопроса).

Студенты должны были ознакомиться с каждой историей и высказать свое мнение в отношении поступков героев. Вопрос после каждой истории задавался отдельно в отношении каждого персонажа виньетки: правильно ли поступила девушка, и правильно ли поступил молодой человек в указанной ситуации. И по каждому герою респондент дает ответ «да, правильно» («1») или «нет, не правильно» («0») или «зависит от обстоятельств». В последнем случае респондента просят уточнить (открытый вопрос), от каких обстоятельств это может зависеть. Респонденты по результатам ознакомления с виньеткой одобряли или не одобряли поступок девушки и поступок молодого человека.

В каждой виньетке о факторе говорится, как о присутствующем в жизни героя виньетки, или как об отсутствующем (например, герой мог подрабатывать или не подрабатывал). Факторы могут присутствовать в ситуации виньеток как данность или как выбор героев, например, в определенной ситуации герой решил «бросить» университет или продолжить обучение в вузе.

Характеристика обследуемой группы. Студенты бакалавриата, участвовавшие в исследовании преимущественно были соответствующего возраста: 17-21 год - 84,4%, остальные - старше. Москвичи 58,7%, из Подмосковья 20,8%, из других регионов - 20,5%. Студенты славянской группы составили 77,2%. Более половины (57,6%) проживают с родителями. Вместе с тем значительная часть студентов (39,3%) достаточно самостоятельны: каждый пятый (23,0%) проживает в общежитии, каждый десятый (13,1%) - на съемной квартире, незначительная часть у родствен-

1 См., например: Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. - М., 2010. - № 1. - С. 28-36.

2 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р.

3

Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи: ценностный аспект (обзорная статья) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - М., 2017. - Т. 17, № 4. - С. 555-567.

ников, у супруга или друга (в том числе сожительство). Каждый третий студент (30,8%) - единственный ребенок в семье, у остальных есть брат и (или) сестра.

На момент опроса половина студентов ни с кем не встречались (53,1%), имели романтические отношения -треть (36,2%), 5,5% - жили вместе, но брак не оформили, 1,7% состояли в браке.

Репродуктивные установки. Хотели бы жениться или выйти замуж 86,6% молодых людей, 13,4% брак не планируют. Только каждый десятый хотел бы вступить в брак в период обучения в вузе (не позднее 22 лет), большинство же предпочли бы вступить в брак после завершения обучения - в возрасте 23-25 лет (44,0%), треть (28,4%) хотели бы связать себя узами брака в более зрелом возрасте - в 26-30 лет. Большинство мечтают не только найти спутника жизни, но и создать полную семью, в которой обязательно должны быть дети (84,4%), 15,6% детей в своей будущей жизни не видят (юноши чаще, чем девушки) (результаты сопоставимы с результатами недавних исследований, проведенных в других российских университетах1).

Мнение студентов о семейных ценностях. Респонденты показали как положительную, так и отрицательную реакцию на поступки каждого героя историй, описанных в виньетках. Ранжирование ответов по положительной реакции позволило выделить истории (поступки молодых людей) по которым было достигнуто максимальное согласие (81,3% ответивших поддержали героя виньетки) или минимальный консенсус (4,5% респондентов одобрили поступки героя).

Таким образом в результате различных ответов можно выявить возможные группы студентов, которые имеют различные представления в отношении исследуемых ценностей. С целью выявления основных групп был произведен расчет индексов для каждой из 32 виньеток (в том числе в гендерном разрезе - 64 ответа по поступкам юношей и девушек) по формуле (1)2.

(1) 1 к = п полож п отриц

п полож + п отриц ,

где п полож - число положительных реакций респондентов на данную виньетку,

п отриц - число определенно отрицательных реакций на виньетку.

Полученный индекс изменяется от -1 до 1: принимает значение 1, если реакция на виньетку положительная, -1, если реакция отрицательная, 0 - если число положительных и отрицательных реакций равно (нейтральная позиция).

Величина значения индекса для первой группы принимается за единицу, поскольку его значение положительное (находится в диапазоне от 0,18 до 0,63), во второй группе преимущественно значение индекса равно «0», положительных ответов больше, чем отрицательных, третья и четвертая группы характеризуются отрицательным значением индекса.

С одной стороны, выделились четыре группы историй, героев которых в той или иной мере поддерживают студенты, а с другой - можно предположить, что есть четыре типа одобряемых стратегий студентов, связанных с ценностями (табл. 1).

Таблица 1

Отношение к факторам-ценностям, характеризующим предполагаемые стратегии студентов, %

Пол респондента Факторы - ценности (доля присутствия в виньетках)

Семья Образование Работа Помощь родственников Ребенок

Ядро: максимальное значение индекса для каждой виньетки (более 0,4 - максимальная поддержка респондентами в целом)

Отношение очень важно очень важно важно важно/ нейтрально нейтрально

Юноши 100 100 71,4 71,4 42,9

Девушки 87,5 100 75,0 50,0 50,0

Средняя группа - тяготеет к ядру

Отношение, юношей и девушек нежелательно очень важно нежелательно нейтрально нейтрально

Средняя группа - тяготеет к периферии

Отношение, юношей и девушек нейтрально нейтрально нейтрально нейтрально нейтрально

Периферия: минимальное значение индекса для каждой виньетки (менее - 0,4 - минимальная поддержка студентами)

Отношение не важно/ нейтрально не важно нейтрально не важно/ нейтрально не важно/ нейтрально

Юноши 31,3 12,5 62,5 37,5 37,5

Девушки 42,3 11,55 53,8 50,0 46,2

С кем-то из героев виньеток респонденты себя отождествляли или, наоборот, совершенно не были согласны с их поступками.

Наиболее многочисленная группа участников исследования полностью поддерживает нацеленность студентов на учебу и создание семьи, соглашаясь с тем, что работа (подработки) во время обучения возможны и имеют тоже

1 Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник / под ред. В.И. Герасимова. - М.: ИНИОН РАН, 2017. Вып. 12, ч. 3. - С. 523525.

2 Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Способы обработки данных, полученных методом виньеток в социологических исследованиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2016. № 4. С. 742-754.

достаточно важное значение. С рождением ребенка можно повременить, а помощь родственников не является критичной.

Вторая группа, тяготеющая к ядру, поддерживает только нацеленность на обучение, семья и работа при этом нежелательны.

Третья группа, тяготеющая к периферии, скорее всего указанные факторы не считает ценностями в период обучения в вузе и относится к ним нейтрально.

Группа периферии получение высшего образования не считает ценностью, напротив одобряя занятость на рынке труда. Две трети юношей и более половины девушек, представляющих группу периферии, продемонстрировали, что создание семьи, рождение ребенка в период обучения нежелательно.

Наиболее одобряемая модель поведения в молодёжной среде - традиционна и связана не только с началом и развитием романтических отношений, но и с созданием семьи, а также со стартом карьеры и завершением обучения и началом работы.

Большинство планируют создать полную семью, в которой обязательно должны быть дети. Значительная часть студентов считают, что создание брака и рождение детей должно быть отложено до завершения обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.