Научная статья на тему 'Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья)'

Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / молодежь / репродуктивные установки / семья / students / youth / reproductive attitudes / family
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья)»

Назарова И. Б.

д.э.н., в.н.с. Центра социального предпринимательства НИУ ВШЭ

Зеленская М.П.

аспирант РУДН

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

(ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)

Ключевые слова: студенты, молодежь, репродуктивные установки, семья.

Keywords: students, youth, reproductive attitudes, family.

Репродуктивные установки как возможный предвестник определенного поведения индивида или населения в целом в отношении выбора образцов поиска брачного партнера, создания семьи, рождения, воспитания детей в конечном итоге определяют картину воспроизводства населения. Реализация репродуктивных установок как планов в отношении создания семьи и рождения детей и репродуктивного поведения начинается в молодом возрасте, в том числе во время обучения в вузе.

Эмпирическая основа исследования и методы. Проанализированы и обобщены результаты исследований репродуктивных установок студентов российских вузов. Исследования представлены в статьях, опубликованных в период с 2000 по 2016 годы и размещенных на электронном ресурсе научной электронной библиотеки http://elibrary.ru.

Применен контент анализ ответов студентов в отношении планирования семьи, поиска брачного партнера, репродуктивного здоровья и поведения.

Авторы указанных исследований использовали метод анонимного анкетирования. Исследовались установки в целом студенческой молодежи вузов региона России, в том числе городов Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова -372 студента)1, Вологды (494)2, Набережных Челнов (384)3, Тамбова (1480)4, Читы (474)5, вузов Удмуртии (469)6. На вопросы анкеты отвечали студенты, обучающиеся на различных курсах. Исследования проводились и в гендерном разрезе.

Часть исследований не представлены релевантной выборкой (менее 400 студентов) и некоторые из них можно рассматривать в качестве пилотажа с формулировкой гипотез в отношении возможных репродуктивных установок студенческой молодежи.

Обоснование выбора социальной группы для изучения репродуктивных установок. Студенты - это молодежь особого качества, отличающаяся целеустремленностью в получении высокого уровня образования, знаний; нацеленностью на самосовершенствование, реализацию карьерных планов, в том числе связанных с завершением обучения (продолжительностью четыре, пять или шесть лет / девять лет в зависимости от уровня обучения - от бакалавриата до аспирантуры). Эти условия - необходимость (желание) получения высшего образования и факторы ограничения -продолжительность обучения в вузе и требования, предъявляемые к обучающимся в совокупности с другими условиями могут влиять на репродуктивные установки и на репродуктивное поведение. Например, на откладывание оформления брака и рождения детей.

Основные характеристики исследуемой группы. Студенты в большинстве своем представляют молодежную группу от 17 до 23 лет, не создали семью (по данным различных исследований не замужем или холосты от 79 до 95%7) и не имеют детей.

1 Сучков А.Н. Репродуктивные установки в студенческой среде (по материалам социологического исследования) // Высшее образование в России. - М., 2014. - № 10. - С. 44-49.

2 Калачикова О.Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи // Высшее образование в России. - М., 2012. - № 3. - С. 132-136.

3 Муртазина Л.Р. Автономизация брачного, сексуального и репродуктивного поведения населения как фактор либерализации семейно-брачной морали // Теория и практика общественного развития. 2011. - № 1. - С. 107-109.

4 Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. - Т. 16, № 6-1. - С. 15321534.

5 Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н.И., Мочалова М.Н. Контрацептивное поведение и репродуктивные установки студенток медицинского вуза // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2006. - № 5 (51). - С. 32-34.

6 Осыкина А.С., Усынина Н.И., Шкатова Е.Ю. Качество жизни и психологический статус студенток вузов Удмуртии // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 5. - С. 174.

7 Гусева М.А., Титова А.А., Кузина М.В., Колесниченко Е.В. Сексуальная культура и репродуктивные установки юношей студенческого возраста // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. - № 5. - С. 726-728; Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи // Сибирский медицинский журнал. 2010. -№ 25.

Особенности начала половой жизни у юношей и девушек. Как правило, репродуктивные установки формируются под влиянием имеющейся информации (осведомленности). Молодые склонны считать, что достаточно осведомлены о вопросах брака, рождения детей. Например, более половины юношей получают информацию из Интернета, менее - от друзей и родителей1. Для ответственного поведения человеку необходимо обладать доступом к достоверной и надежной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья и здоровья своего партнера, средствах планирования семьи, в частности различных видах контрацепции, центрах планирования семьи и других учреждениях, которые могут оказать квалифицированную помощь2.

Половой дебют, как правило, у юношей-студентов уже состоялся (85-90%), и, как правило, в возрасте 1719 лет3. Причем у каждого пятого воспоминания о первом опыте отрицательные4.

Треть студенток первого курса уже имеют сексуальный опыт, а на шестом курсе - девять из десяти (91,8%)5.

За короткий срок половой жизни юноши успели сменить от 3 до 12 партнеров (в среднем 6 партнеров), девушки - 2т 6

3 партнеров .

Формализация отношений: оформление брака, сожительство. Если студенты еще не создали семью в момент опроса, то большинство из них планируют это сделать (63,4-95%), каждый четвертый (24,4%) затруднился дать ответ, каждый десятый (12,2%) вступить в брак не хотел бы. Подавляющее большинство юношей положительно относятся к браку, официально оформленным отношениям (70%), каждый пятый - нейтрально (21%), а 7% - негативно7. Юноши в брак хотели бы вступить в среднем в 26 лет, девушки - в 24 года8.

Студенты предпочитают откладывать создание семьи (по крайней мере не думают о создании семьи в ближайшее время 76%), при этом откладывают официальное оформление отношений, предпочитая сожительство (56%)9.

Сожительство рассматривается в качестве репетиции семейной жизни (60%) и только каждый десятый ответил, что для него сожительство абсолютно неприемлемо10. Большинство студенток города Ижевска считают, что брак обязательно должен быть зарегистрирован органами ЗАГСа (63,3%), треть видят незарегистрированный брак, как этап, предшествующий регистрации отношений, 8,1% - согласны на сожительство11.

Брак обязательно регистрировать для воспитания детей (считают 72% - девушки, 58% - юноши)12; половина молодых людей допускает возможность развода при наличии детей13. Каждая вторая девушка готова создавать неполные семьи, а каждый третий юноша соглашается с правом женщины на создание неполной семьи, где ребенок был бы рожден вне брака и воспитывался без участия отца14.

Планирование ребенка. По результатам различных исследований от трети до двух третей студентов различных вузов и регионов считают, что детей надо рожать на первом - втором годах брака или через несколько лет после вступления в брак, при этом, как правило, в возрасте 20-25 лет15. Треть студенток хотели бы создать семью и родить ребенка во время обучения в вузе, при этом каждая пятая (22,7%) хотела бы получать дополнительную материальную, психологическую и социальную поддержку от вуза16.

Исследователи предполагают, что установки детности связаны прежде всего с числом детей в родительской семье, желаемым возрастом вступления в брак или семейным статусом. Среди респондентов, критически относящихся к демографической ситуации в стране, больше тех, чьи установки детности выше17. Единственные дети в семье очень редко хотят иметь двух и более детей18. Студенты, которые нацелены на крепкую семью в браке и считают сожительство неприемлемым, мечтают о большем числе детей (ожидаемо - 2,32), чем те, кто лояльно относится к сожительству (1,87)19.

1 Гусева М.А., Титова А.А., Кузина М.В., Колесниченко Е.В. Сексуальная культура и репродуктивные установки юношей студенческого возраста // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. - № 5. - С. 726-728; Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи // Сибирский медицинский журнал. 2010. - № 25.

2 Кутявина Е.Е., Курамшев А.В., Мифтахова А.Г. Ответственное деторождение в репродуктивных установках современных

женщин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2014. - № 2 (34). - С. 81-87.

3

Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. Указ. соч.

4 Гусева М.А., Титова А.А., Кузина М.В., Колесниченко Е.В. Указ. соч.

5 Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н.И., Мочалова М.Н. Указ. соч.

6 Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. Указ. соч.

7

Гусева М.А., Титова А.А., Кузина М.В., Колесниченко Е.В. Указ. соч.

8 Лиманская В.О. Брачно-семейная ориентация молодежи // Партнерство цивилизаций. 2015. - №. 1-2. - С. 415-419.

9 Пятунина О.И., Шубина О. А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи // Молодежь, традиционные семейные ценности, нравственное репродуктивное повеление, профилактика абортов, репродуктивное здоровье. 2016. - № 1. - С. 71-74.

10 Калачикова О.Н. Указ. соч.

11 Осыкина А.С., Усынина Н.И., Шкатова Е.Ю. Указ. соч.

12 Калачикова О.Н. Указ. соч.

13

Пятунина О.И., Шубина О.А. Указ. соч.

14 Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. Указ. соч.

15 Пятунина О.И., Шубина О.А. Указ. соч.; Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Указ. соч.; Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н.И., Мочалова М.Н. Указ. соч.

16 Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю., Еловикова О.Н. Указ. соч.

17 Сучков А.Н. Указ. соч.

18 Лиманская В. О. Указ. соч.

19 Калачикова О.Н. Указ. соч.

Здоровьесберегающее поведение. Студенты не отличаются высоким уровнем самосохранительного поведения, направленного в том числе и на рождение здоровых детей. Курит каждый третий (33,2%) студент Пензенского государственного педагогического университета, причём курящих девушек (27,6%) лишь немногим меньше, чем юношей (47,1%), употребляют алкоголь 88,2% юношей и 87,6% девушек. Самыми распространёнными напитками в молодёжной среде являются пиво (56,9%) и вино (47,8%)1. Курили или курят табак до 10% девушек-студенток вузов Удмуртии, треть употребляют алкоголь. Считают, что у них нет вредных привычек 64,3% студентки, правильный режим дня -54,3%, рациональное питание - 55,6% и моногамность половых отношений - 24,7%.

Факторы, влияющие на репродуктивные установки и репродуктивное поведение. Студенты назвали факторы, которые влияют (могут влиять) на планирование детей и их число, факторы, влияющие на разницу между желаемым и ожидаемым числом детей в различных регионах и различных вузах. Студенты города Ижевска объясняют невозможность более раннего создания семьи и рождения большего числа детей преимущественно социально-экономическими проблемами (финансовыми, жилищными, необходимостью карьерного роста, взаимоотношениями в семье, наличием вредных привычек)2.

По результатам различных исследований факторы, влияющие на создание семьи и рождение детей, могут быть сгруппированы по основным типам.

Социально-психологические факторы:

- убеждения студента (отношение к созданию семьи и рождению детей, собственные убеждения - 93,4%);

- мнение близких людей (мнение членов семьи - 35%; мнение супруга - 3,5%; мнение родных - 1-2%; мнение друзей - единичные факты);

- включенность в множественную занятость и ограничение временного ресурса (в том числе сочетание учебы с работой - 12,1%);

- незапланированная беременность, отношение к аборту (недопустимость аборта - 7%);

- наличие партнер (или его отсутствие, качества партнера);

- социальная и психологическая зрелость, готовность к браку (или моральная неготовность);

- отношение к будущему (уверенность или неуверенность в завтрашнем дне);

- религиозность;

- опыт семейной жизни родителей (пример родителей позитивный или негативный).

Социально-демографические факторы:

- возраст (молодость и связанные с ним возможные ограничения);

- структура родительской семьи (число детей в семье, наличие в семье родителей, бабушек/дедушек).

Экономические факторы:

- наличие и качество жилья (жилищные условия - 72,5%, обеспеченность семьи жильем - 28,5%, отсутствие собственного жилья - 47,8%, жилищная проблема - 7-19,9%, увеличение жилплощади - 3%);

- материальное положение (материальное положение - 28-64,3%, снижение дохода - 66%, увеличение дохода -

45%).

Физические факторы:

- состояние здоровья - 8,1-24%.

Институциональные факторы

- государственная семейная политика - 3%;

- Церковь;

- СМИ;

- ценности и традиции общества.

По мнению 7% студентов, ничто не должно повлиять на желание и возможность иметь детей3.

Результаты исследований показали, что низкий уровень информированности студентов по основным вопросам, связанным с планированием и созданием семьи, рождением детей, заботой о своем здоровье сочетается с практикой раннего начала, активной и рискованной сексуальной жизнью. Несмотря на позитивное отношение к браку, созданию семьи и рождению детей, значительная часть молодых людей одобряют сожительство, допускают создание неполной семьи. В студенческой среде распространено курение табака и употребление алкоголя.

Студенты указывают на множество факторов, которые препятствуют формированию позитивных репродуктивных установок и реализации репродуктивного поведения, прежде всего социально-психологические и экономические.

1 Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. - М., 2007. - № 9. - С. 147-149.

2

Попова Н.М., Булдаков А.А., Башкиров А.А. Планирование создания семьи студентами Ижевской государственной медицинской академии в сравнении между факультетами и курсами // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. -

С. 158-160.

3

Думнова Э.М. Указ. соч.; Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н.И., Мочалова М.Н. Указ. соч.; Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.