УДК 316.752
ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Е.П. Пчелкина
Аннотация. В статье раскрывается сущность ценностных предпочтений в отношении здоровья через процессы социализации, становления и развития личности, определяется связь понятий «ценностные предпочтения» и «ценностные ориентации», «социализация» и «идентификация», «самоопределение в сфере здоровья», «ценность здоровья» и др. К уровням ценностных предпочтений в отношении здоровья, выделенным по степени устойчивости и степени достижений в сфере здоровья, относятся: референтный, промежуточный и актуальный.
Ключевые слова: ценностные предпочтения, ценности, ценностные ориентации, самоопределение в сфере здоровья, ценностные предпочтения в отношении здоровья.
VALUE PREFERENCES OF HEALTH AS A SUBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
E. Pchelkina
Abstract. This article discusses the essence of value preferences of health through processes of socialization, formation and personality development, the interrelation of concepts "value preferences" and "value orientations", "socialization" ("inclusion in society") and "identification", "self-determination in the sphere of health", "value preferences of health", etc. The levels of value preferences of health are distinguished by the degree of resilience and the degree of achievement.
Keywords: value preferences, values, value orientations, self-determination in the sphere of health, value preferences of health.
Современная ситуация в России характеризуется «наложением» последствий сложного международного положения страны на еще неосуществленный выход из затянувшегося постперестроечного кризиса. Продолжаются и усиливаются тенденции в обществе, приводящие к повышению риска и доли случайных факторов на
институциональном уровне. Это снижение общего уровня жизни населения, рост бедности, сворачивание социальных программ, усиление конкуренции за рабочие места из-за притока значительного числа
квалифицированных специалистов - беженцев, угроза безработицы, дальнейшее сужение легальной социальной перспективы. В такой ситуации неизбежно будет снижаться уровень здоровья населения, следует ожидать рост смертности, заболеваемости и травматизма. И хотя уже многое было сделано для переориентации общества на моду на здоровый образ жизни, реальные условия для многих людей практически исключают выбор в его пользу. Реализуемый на государственном уровне проект «ГТО», призванный стимулировать и пропагандировать здоровый образ жизни, пока не приобрел массового
характера добровольного включения в него населения.
На институциональном уровне те социальные институты, которые в доперестроечное время были тесно связаны с заботой о здоровье населения, фактически снимают с себя ответственность за его состояние, перекладывая ее исключительно самих индивидов. Ответственность за формирование ценностных предпочтений в отношении здоровья, самоопределение в сфере здоровья, осуществление практик регулярной заботы о нем и сам результат - состояние собственного здоровья признается
исключительно за отдельными индивидами [2]. Эта тенденция началась с переориентации общества на индивидуалистические ценности. Усложнение внутренней и внешней социальной ситуации в России способствовало усилению данной тенденции. Хотя наблюдается и противоположная тенденция возрождения ценностей коллективизма, но об ее устойчивости не может идти и речи, так как молодежь ориентирована в подавляющем большинстве на индивидуализм в своих жизненных стратегиях. Как известно, именно молодежь и ее ценностные ориентации, устремления, образ жизни и т.д. являются
индикаторами будущих направлений развития общества.
Тенденции общих процессов
макросоциальных изменений актуализируют необходимость исследования ценностных предпочтений в отношении здоровья в тесной взаимосвязи с ними.
В изучаемой нами категории ценностных предпочтений в отношении здоровья родовым является понятие «ценности», проблематика которых является одной из центральных в современной социологии. По определению В.И. Чупрова, к ценностям относят значимые для удовлетворения потребностей людей и социальных групп, а также общества в целом свойства предметов и явлений и окружающей действительности [4].
Ценности существуют как бы вне человека, представляют собой некие принципы, ориентиры для понимания людьми друг друга. У человека или группы к ценностям вырабатываются различные отношения и предпочтения; осуществляется их оценивание и выбор из них наиболее значимых. В отличие от ценностей, ценностные предпочтения имеют непосредственное отношение к каждой личности или группе. Они являются осуществленным выбором, результатом определения степени важности для личности или группы имеющихся в обществе ценностей.
Ценностные предпочтения проявляются в деятельности. Посредством деятельности и во взаимодействии с другими людьми они формируются и корректируются, и являются начальным этапом формирования ценностных ориентаций - более устойчивых образований личности.
Общественные (групповые) ценности, принятые человеком, образуют в его сознании некий устойчивый стержень, ось сознания. В этом внутреннем отражении ценности предстоят уже как ценностные ориентации. То есть ценностные ориентации являются оценочными отношениями личности или группы к тем материальным и духовным благам, которые воспринимаются личностью или группой как цели и средства, предметы и их свойства для удовлетворения своих или групповых потребностей [3].
Ценности здоровья существуют в любом обществе. Необходимость определения каждым человеком степени важности для себя этой ценности в сравнении с другими имеющимися в обществе ценностями, выбора в пользу ценности здоровья определяется столкновением потребности вовлечения человека в целостную социальную систему и
социальных условий жизнедеятельности, имеющихся в его доступе. Так возникают ценностные предпочтения в отношении здоровья как начальный динамический момент постепенно формирующихся у личности (группы) соответствующих ценностных ориентаций.
Имеющиеся в общественном сознании ценности здоровья посредством
сформированных в индивидуальном сознании соответствующих ценностных ориентаций выполняют нормативные функции в обществе, то есть направляют социальную деятельность и делают ее избирательной. Совместно с нормами поведения в сфере здоровья ценности здоровья и соответствующие им ценностные ориентации образуют ценностно-нормативную систему, определяющую культуру здоровья человека и общества, а также связанные с ней социальные явления.
Все три категории: ценностные ориентации, ценности и ценностные предпочтения имеют предметное содержание, по которому можно выделить их типы. Интересующие нас ценностные предпочтения в отношении здоровья являются одной из таких разновидностей.
Ценностные предпочтения в отношении здоровья, также как и ценностные ориентации и социальные установки, включают в свой состав следующие структурные элементы: когнитивный компонент: знания, суждения и убеждения об объекте; ценностные представления о здоровье (выбор приоритетных целей сохранения здоровья и способов их реализации); поведенческий компонент - готовность к реализации этих представлений и сами действия, последовательное поведение в сфере здоровья; эмоционально-оценочный компонент:
эмоциональные оценки взаимодействия с объектом, отношения к результатам выбора в данной сфере.
К функциям ценностных предпочтений в отношении здоровья на личностном уровне относится реализация процесса развития личности в физическом, психологическом, социальном и духовном отношениях. На социальном уровне ценностные предпочтения в отношении здоровья выполняют функцию демографического воспроизводства и поддержания нормативного порядка в сфере здоровьесбережения в обществе. Они являются сознательными регуляторами поведения. При этом от ценностных ориентаций, в которых они закрепляются, их отличает усиление динамического аспекта.
Источниками ценностных предпочтений в отношении здоровья выступают потребность оценивания и определения степени значимости различных компонентов действительности по отношению к своему здоровью. В результате происходит осмысленная оценочная ориентировка в сфере здоровья. Ситуации выбора в данной сфере способствуют формированию ценностных предпочтений в отношении здоровья.
Процесс социализации, в ходе которого складывается система ценностных
предпочтений, в том числе в отношении здоровья, приводит к обретению личностью (группой) социально-статусных позиций в сфере здоровья, к усвоению самой ценности здоровья, цели быть здоровым, средств его сохранения и улучшения, норм здорового образа жизни.
Социализация в сфере здоровья неразрывно связана с непрерывной идентификацией со здоровым человеком, которая, в свою очередь, определяет качество данной социализации, приводит к становлению устойчивой идентичности здорового человека. Характер социальных изменений может свидетельствовать о внутренних нормативно-ценностных
перестройках в сфере здоровья в общественном и индивидуальном сознании. А также наоборот, особенности ценностных предпочтений в отношении здоровья могут указывать на некоторые изменения демографической ситуации, тенденции в состоянии здоровья населения.
Социализация и идентификация со здоровым человеком приводят к формированию такого интегрального качества как самоопределение в сфере здоровья, которое является характеристикой
идентичности здорового человека и одной из форм социального самоопределения в целом.
Социальное самоопределение представляет собой, по мнению В.А. Ядова, социальную идентификацию [5;6]. Это поэтапный процесс, в результате которого происходит обретение социально-статусных позиций в
стратификационном обществе [1].
В процессе самоопределения в сфере здоровья стратифицирующим фактором выступает состояние здоровья человека, результатом этого процесса являются разные уровни данной формы самоопределения. Этим уровням соответствуют уровни ценностных предпочтений в отношении здоровья, выделенные по степени устойчивости и уровню достижений в сфере здоровья.
Самым неустойчивым уровнем с максимально низкой степенью достижений в сфере здоровья является референтный уровень ценностных предпочтений в отношении здоровья. На этом уровне внешняя сторона воспринимается важнее внутреннего смысла. При этом человека характеризует внешняя мотивация в соблюдении здорового образа жизни, неосознанное подражание каким-то характеристикам образа здорового человека. В реальном отношении к собственному здоровью может полностью отсутствовать забота о здоровье, рациональное здоровьесбережение, стремление к познанию феномена здоровья, к расширению и углублению соответствующих знаний и умений, то есть отсутствуют или крайне слабо представлены самоопределение и
саморазвитие в данной сфере. При этом также отсутствует интерес к общественной деятельности и трансляции другим накопленных знаний, умений и навыков в отношении здоровья. В отношении к окружающим присутствует разделение на «своих» и «чужих». К «своим» относятся те, кто по природе здоров и красив, при этом возможно имеющий вредные привычки. К «чужим», отвергаемым и презираемым обычно относят увечных, физически слабых и некрасивых. На этом уровне как таковой самоидентификации со здоровым человеком не происходит. Ценностные предпочтения в отношении здоровья носят ситуативный, декларируемый характер; отсутствует реальная регулярная забота о здоровье; здоровьесберегающие нормы не усвоены, не регулируют индивидуальное и групповое поведение в повседневной жизни.
Следующий уровень - промежуточный -уже более устойчивый, в котором выше уровень достижений в заботе о здоровье. На этом уровне значимость ценности здоровья начинает осознаваться в индивидуальном или общественном сознании, хотя пока еще не в полной мере, с недостаточной глубиной. Соответственно ценностные предпочтения в отношении здоровья характеризуются противоречивостью и отсутствием
гармоничности, в свою очередь, они не проявляются в активной позиции по сохранению и улучшению собственного здоровья. В индивидуальном или общественном сознании они еще не представлены в форме ценностных ориентаций, вместо которых существуют стереотипы, шаблоны, жесткие схемы здоровьесбережения. Это могут быть
завышенные требования, трудно реализуемые на практике, поэтому присутствующие в повседневной жизни эпизодически или вовсе отсутствующие в ней, что оправдывается включением психологических механизмов защиты. В целом же, образ жизни не может называться здоровым, так как в нем присутствуют те или иные отклонения, например, когда занятия в спортзале сочетаются с курением.
Самым высоким и устойчивым уровнем ценностных предпочтений в отношении здоровья является актуальный уровень. На этом уровне происходит оформление ценностных предпочтений в ценностные ориентации, которые обязательно проявляется в жизнедеятельности человека в виде активного позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей. При этом максимально значимым становится этический аспект. Накапливаются знания о здоровье и здоровьесбережении, представления о принятых в обществе и конкретных группах ценностях здоровья и нормах его сохранения, о целях быть здоровым (далеких и близких) и способах (средствах) их достижения; присутствует стремление улучшить ситуацию в этой сфере, оздоровить окружающих людей. Человек в ситуации выбора ориентируется на ценность здоровья, всегда учитывает ее в значимых ситуациях. Формируются представления о цели, средствах, ценности и нормах здоровья, готовность и реализация их в поведении; вырабатывается позитивное отношение к осуществлению данного выбора. Происходит становление самосознания здоровья, когда ценность здоровья является важным источником саморазвития личности и общества, прогресса во всех формах общественной жизни. В мотивационной структуре сознания индивида или группы
закрепляется позитивный опыт
здоровьесбережения в потребностях вести здоровый образ жизни, в достиженческих потребностях, в высокой двигательной активности, в соответствующих интересах и ценностях здоровья, «окрашивающих» повседневную жизнь человека. Ценностные предпочтения в отношении здоровья закрепляются в повседневных нормах поведения, становятся критерием
нравственности и самооценки.
Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций включает начальный динамический момент, выбор ценностных позиций, их ценностные предпочтения. Постоянство и устойчивость выборов закрепляют ценностные предпочтения в ценностные ориентации человека, общества. Ценностные предпочтения являются перманентным, переходящим состоянием. В большинстве случаев такое состояние свойственно индивиду или группе на этапе становления качества субъектности в отношении общественного производства и общественной жизни.
Разновидностью ценностных предпочтений являются ценностные предпочтения в отношении здоровья. Они представляют собой начальный момент формирования
идентичности со здоровым человеком; развиваются в ходе социализации, серии выборов при определении значимости для себя ценности здоровья, выполняя функцию сознательной регуляции поведения в данных ситуациях выбора, и являются динамическим моментом, предпосылкой и механизмом формирования ценностных ориентаций в сфере здоровья, в которых и закрепляются. Ценностные предпочтения в отношении здоровья могут быть сформированы в разной степени: находиться на референтном, промежуточном и актуальном уровнях.
Литература:
1. Левичева В.Ф. Социальное самоопределение молодежи / В.Ф. Левичева // Социология молодежи. Энциклопедический словарь; отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - С. 416-418.
2. Пчелкина Е.П. Формирование у студентов ценностных предпочтений в отношении здоровья в условиях трансформационных изменений российского общества / Е.П. Пчелкина // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург. - 2014. - № 1(20). - Ч. 4. -С. 94-95.
3. Сурина И.А. Ценностные ориентации / И.А. Сурина // Социология молодежи.
Энциклопедический словарь; отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - С. 559-561.
4. Чупров В.И. Ценности / В.И. Чупров // Социология молодежи. Энциклопедический словарь; отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - С. 558-559.
5. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 38-42.
6. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен / В.А. Ядов // Социальная идентификация личности. - М.: ИС РАН, 1994. - Кн. 2. - С. 267-290.
Сведения об авторе:
Пчелкина Евгения Петровна (г. Белгород, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, факультет психологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Pchelkina (Belgorod, Russia), candidate of sociological sciences, associate professor at the Department of General and Clinical Psychology of the Faculty of Psychology of the Belgorod State National Research University, e-mail: [email protected]