Научная статья на тему 'Отношение студентов к здоровью как ценности (по материалам социологического исследования)'

Отношение студентов к здоровью как ценности (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2609
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / VALUE OF HEALTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL FACTORS DETERMINING HEALTH AND A HEALTHY LIFESTYLE / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Светлана Федоровна

В статье актуализируется проблема ценности здоровья студенческой молодежи России. Научные исследования социологов и медиков указывают на противоречие между вербально декларируемой ценностью здоровья и реальными действиями по его сохранению и укреплению. Автор анализирует факторы, влияющие на отношение молодежи к здоровью как ценности, и на основе проведенных эмпирических исследований определяет место ценности здоровья в структуре ценностных предпочтений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Светлана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students‘ Attitude to Health as a Value (Based on the Materials of Sociological Research)

The article is updated, the problem of health values of the student youth of Russia. Research of sociologists and doctors point out the contradiction between verbally declared value health and the real actions for its improvement. The author analyzes the factors influencing the attitude of young people towards health as a value, and, on the basis of these case studies, determines the location of the value of health in the structure of value preferences of modern students.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к здоровью как ценности (по материалам социологического исследования)»

Анисимова С. Ф.

Отношение студентов к здоровью как ценности

(по материалам социологического исследования)

Анисимова Светлана Федоровна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Аспирант кафедры социологии и социальной работы

ssr@szags.ru

РЕФЕРАТ

В статье актуализируется проблема ценности здоровья студенческой молодежи России. Научные исследования социологов и медиков указывают на противоречие между вер-бально декларируемой ценностью здоровья и реальными действиями по его сохранению и укреплению. Автор анализирует факторы, влияющие на отношение молодежи к здоровью как ценности, и на основе проведенных эмпирических исследований определяет место ценности здоровья в структуре ценностных предпочтений студентов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

здоровье, ценность здоровья, студенты, социальные факторы, детерминирующие здоровье, здоровый образ жизни

Anisimova S. F.

Students' Attitude to Health as a Value (Based on the Materials of Sociological Research)

Anisimova Svetlana Fedorovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of the Chair of Sociology and Social Work ssr@szags.ru

ABSTRACT

ТЬю article is updated, the problem of health values of the student youth of Russia. Research of sociologists and doctors point out the contradiction between verbally declared value health and the real actions for its improvement. The author analyzes the factors influencing the attitude of young people towards health as a value, and, on the basis of these case studies, determines the location of the value of health in the structure of value preferences of modern students.

KEYWORDS

health, the value of health, students, social factors determining health and a healthy lifestyle

Одна из важнейших целей общественного развития состоит в наиболее полном удовлетворении потребности нации в здоровье, поэтому изучение отношения студенчества к своему здоровью является значимой в практическом и теоретическом отношении проблемой. Студенты относятся к той группе молодежи, которая обладает наиболее высоким духовным и интеллектуальным потенциалом и выступает определяющим фактором будущего развития страны. Состояние здоровья молодежи и студенчества вызывает тревогу и озабоченность Правительства РФ. Приняты долгосрочные федеральные программы и социально-ориентированные проекты в сфере образования, здравоохранения, демографической политики. В Основных направлениях Правительства РФ на период до 2013 года была определена приоритетная задача системы образования — воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся

молодежи во всех его аспектах: духовном, психическом, физическом. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены меры мотивации молодежи на здоровый образ жизни, ранней диагностики нарушений состояния здоровья с применением передовых технологий, проведение ряда профилактических мероприятий по предупреждению возникновения нарушений здоровья, пропаганде ценностей семьи, усилению государственной поддержки многодетных семей и др.1.

Кризис здоровья населения России в целом и молодежи в частности возник как результат непродуманных социально-экономических реформ 1990-х гг. Во всех государственных докладах о положении молодежи, начиная с первого (1993 г.) отмечается плохое состояние ее здоровья [5].

На протяжении 2000-х гг. ситуация улучшилась, но существенным образом не изменилась, несмотря на серьезные финансовые вложения (только в 2013 г. на сферу здравоохранения было выделено порядка 2,5 трлн руб.).

Международные исследования, проведенные Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), показали, что средняя продолжительность жизни и качества здоровья молодых людей в России пока ниже, чем у ровесников в Западной Европе [14].

Прикладные социологические исследования, посвященные здоровью и образу жизни студентов, содержат убедительные доказательства ухудшения здоровья студентов с его отрицательной динамикой во время обучения в вузе. В медико-социологических исследованиях выявлены высокие показатели и темпы роста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни студентов [3; 4; 6]. В исследованиях отмечается также противоречие в отношении студентов к своему здоровью, когда на словах признается его ценность, но не предпринимаются конкретные действия по его сохранению и укреплению. Для того чтобы понять и разрешить данное противоречие, необходим анализ социальных факторов и социальных механизмов, детерминирующих отношение студенческой молодежи к здоровью как ценности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет социальные детерминанты здоровья как «условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения». Эти условия (обстоятельства) формируются под воздействием распределения денег, власти и ресурсов на глобальном, национальном и местном уровнях, изменяются в соответствии с проводимой правительством социальной политикой2.

Данное определение акцентирует внимание на макросоциальных детерминантах здоровья или объективных социальных условиях жизнедеятельности общества (группы или индивида), опосредующих состояние общественного, группового и индивидуального здоровья. Социальные детерминанты здоровья могут проявляться не только на макроуровне, но и на мезоуровне (в виде социально-психологического климата в семье, учебной группе) и микроуровне (как индивидуальное поведение: сохранительное или разрушительное). В своей совокупности детерминанты оказывают влияние на состояние здоровья отдельного индивида, группы или общества в целом.

Следует подчеркнуть, что роль различных факторов в системе детерминации такого социального явления, как здоровье студенчества, не является одинаковой:

1 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года / Утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

2 Социальные детерминанты здоровья // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения: [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.who.int/social_determinants/ru/index.html (дата обращения: 20.09.2013).

если одни факторы определяют возникновение, функционирование и развитие данного явления, то другие факторы лишь влияют на него. Соответственно все детерминирующие факторы здоровья можно определить как главные и неглавные (второстепенные).

Среди факторов, влияющих на отношение студенчества к своему здоровью, можно назвать внешние и внутренние, объективные и субъективные, явные и латентные, социально-экономические и культурные, профессиональные и образовательные, индивидуальные и возрастные, технологические и традиционные.

Например, В. А. Бурковская, О. Ю. Иванова в качестве факторов влияния на студенчество выделяют «здоровьесберегающие технологии», как «совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью» [8, с. 33].

Среди основных принципов жизнедеятельности студентов авторы выделяют доброжелательность и добросердечность преподавателей, успешность в делах и жизни, целенаправленное воспитание культуры здоровья, потребности и способности молодого человека заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии, привлечение широкого круга специалистов к решению задач оздоровления молодежи и др. [8, с. 35-36].

Здоровье студента, с нашей точки зрения, — это одновременно объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия, характеризующееся хорошим самочувствием, эффективной работоспособностью и способностью к воспроизводству потомства. Различные социальные факторы образуют в совокупности систему социальной детерминации отношения к здоровью. Методологическое требование заключается в том, что эти факторы нельзя сводить друг к другу, а необходимо рассматривать в контексте их взаимного дополнения и взаимовлияния. Они могут быть случайными, разовыми, а могут носить и существенный, устойчивый, повторяющийся характер. Последние выступают в качестве законов структуры, функционирования и развития такого явления, как здоровье.

Изучение отношения студентов к здоровью как ценности, по нашему мнению, должно строиться на признании поступательного развития общества, где личности отводится определяющая роль. При этом важно сочетать внутреннюю и внешнюю обусловленность поведения и деятельности личности студента как необходимые условия созидательного характера процесса его функционирования и развития.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя и микросреду, в которой он находится. Одновременно с этим в структуру самосознания молодого человека включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания. Ценность здоровья входит в число базовых ценностей, но место ее в рейтинге личностных ценностных ориентаций студентов может меняться в зависимости от ситуации в обществе, вузе, студенческой группе.

В большинстве прикладных исследований выявлено, что ценность здоровья занимает 3-4-е место в иерархии личностных ценностей студентов [1; 7; 13]. При этом студенты оценивают свое здоровье с инструментальной точки зрения (здоровье для достижения других целей, ценностей), а не терминальной (конечной, абсолютной). Доминирование материальных ценностей над ценностью здоровья в ценностной структуре личности студента может уводить его от здоровья, здорового образа жизни (поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья), несмотря на осведомленность об опасности употребления алкоголя, наркотиков, курения и т. д.

Понимая значимость данной проблемы, автор самостоятельно и/или с участием других социологов провела на протяжении 2007-2013 гг. ряд исследований, посвященных выявлению места здоровья в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи. Были определены те социальные факторы, которые влияют на выбор студентами социального действия в пользу здоровья.

Опросы 2007-2013 гг. проводились среди студентов 1-5-х курсов Северо-Западной академии государственной службы (ныне СЗИУ — Северо-Западный институт управления РАНХиГС) пяти факультетов вуза (государственного и муниципального управления, экономического, юридического, экономики и финансов, международных отношений). Выборочная совокупность в 2007 г. составила 500 человек; в 2008 г. — 560 человек; в 2009 г. — 545 человек; в декабре 2010 — январе 2011 г. — 512 человек. Общая численность респондентов трех опросов составила 2117 человек. Результаты данных исследований нашли свое отражение в [2; 9-12].

Разработанная «Анкета учащегося, студента» включала ряд информационных блоков: мотивация выбора данного учебного заведения местом учебы; структура и содержание профессиональных и ценностных ориентаций; структура и содержание досуга; образ жизни и т. д. — и состояла из совокупности открытых вопросов относительно значимости материальных, социально-культурных и духовных ценностей для студентов.

Изучение места здоровья как базовой ценности, ее динамики за пятилетний период в иерархии жизненных ценностей опрошенных студентов позволило выявить на основе полученных данных следующие тенденции.

Из таблицы видно, что в повседневной жизни студентов СЗИУ широкое распространение получили ценности «чувственной культуры» (по П. Сорокину), в основе которых лежит принцип удовольствия. Пространство таких базовых ценностей, как мораль, культура, собственное здоровье, Родина, образование (как владение знаниями и навыками), сокращается. Ведущей тенденцией в отношении к здоровью становится приоритет чувственно воспринимаемым и осязаемым ценностям, в то время как базовые ценности отодвигаются на второй план.

Сразу отметим, что ценность здоровья удерживает в среднем 5-6-е места в перечне выделенных студентами и сгруппированных нами ценностных ориентаций, однако в процентном отношении ее удельный вес снижался на протяжении 3 лет.

Если в 2007 и 2008 гг. на здоровье обращали внимание по 13% опрошенных, то в 2009 г. — только 9%. В последующие годы удельный вес здоровья среди опрошенных повышается до 15,6% в 2011 г., но в 2012/13 г. вновь опускается до 13,6% и занимает всего лишь седьмое место в рейтинге ценностных предпочтений (см. рис 1.).

В исследованиях 2012-2013 гг. было прослежено влияние социальных факторов, возможные объективные и субъективные причины социальной регуляции и саморегуляции студенческой молодежи в соответствии с ценностью здоровья в студенческой группе.

В 2012/13 г. выборочная совокупность составила 567 человек. Были опрошены студенты пяти вузов:

• Северо-Западный институт управления — студенты 2-5-го курса, 165 человек. На факультетах: государственное и муниципальное управление, экономики и финансов, социальных технологий, экономический;

• Санкт-Петербургский государственный университет — студенты 2-4-го курса, 81 человек. Направление образования: политология, социальная работа;

• Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна — студенты 2-го курса, 66 человек. Специальность — социальная работа;

• Санкт-Петербургский политехнический университет — студенты 3-го и 5-го курсов, 75 человек. Специальность: менеджмент организации и управление персоналом;

Таблица 1

Наиболее значимые ценности для студенческой молодежи

Виды значимых ценностей 2007 Ранг 2008 Ранг 2009 Ранг 2011 Ранг 20122013 Ранг

Семья 48,0 1 50.0 1 40,6 1 46,6 1 52,6 1

Образование, знание 23,2 2 19,8 4 11,6 5 12,2 8 15,0 5

Социально-культурные и духовно-нравственные ценности 19,7 4 36,5 2 19,1 3 19,8 3 22,2 2

Друзья, общение 18,4 5 18.5 5 18,4 4 17,4 4 18,9 4

Здоровье 12,6 3 12,9 6 8,6 6 15,6 6 13,6 7

Любовь, секс 10,3 6 7,9 7 7,9 7 9,9 9 7,0 9

Материальный достаток 8,9 7 27.9 3 20,9 2 25,7 2 20,8 3

Творчество 8,7 8 5,8 9 2,6 10 5,0 10 12,4 8

Статус, успех, положение, карьера 6,0 9 6,7 8 6,2 8 11,8 7 14,7 6

Работа 4,7 10 4,5 11 5,7 9 16,4 5 4,9 10

Свободное время, отдых 0,5 11 0,8 10 2.0 11 0,7 11 3,7 11

• Санкт-Петербургская педиатрическая академия — студенты 2-3-го курса, 180 человек. Направление: лечебное дело, стоматология.

В подтверждении и для контроля понимания студенческой молодежью здоровья как ценности респондентам было предложено определить значение здоровья в их жизни. Треть опрошенных респондентов (37%) высказались, что «здоровье важно, наряду с учебой, работой», «важно, но иногда о нем можно забыть» (32%). Четверть студентов признали «здоровье — это главное» (24%) (см. рис. 2).

Предполагая естественным стремление студентов быть успешными в жизни, посмотрим, с какими факторами они связывают свой жизненный успех. Несомненно, особый интерес представляет роль здоровья, определяемая студентами как значимый ресурс для достижения жизненных целей. Среди факторов достижения успеха в жизни на первом месте оказалось образование (около 50%), как осознание необходимости усилий для получения образования. Второе место студенты отдают здоровью (46,6%). Отмечаются более высокие позиции здоровья в ответах девушек (около 50%), чем у юношей (39%), а также среди среднеобеспеченных (48%) и низкообеспеченных (42%) студентов, тогда как у высокообеспеченных этот показатель составляет только 32%. Ресурс здоровья оценен в рейтинге выше, чем фактор денег, занявших третью позицию (42%). Здесь юноши связывают успех с деньгами больше, чем со здоровьем. 48% юношей и 40% девушек высказываются за данный ресурс как условие успешности. Отмечаются также пусть небольшие, но отличия в высказываниях в пользу денег в зависимости от материального положения: 47,4% — среди высокообеспеченных студентов, 42% — среднеобеспеченных и 38% — низкообеспеченных.

На субъективно-личностные факторы социально-биологического характера — «силу характера» и «способности» как условия жизненного успеха — ссылаются 39% и 36% опрошенных. При этом с силой характера связывают свой успех боль-

20

10

22,6

15,6

12,9

13,6

8,6

0

2007 2008 2009 2011 2013

Рис. 1. Здоровье в структуре ценностных ориентаций студентов СЗИУ, % от ответивших %'

40

30

20

10

24,2

2007

37,1

31,5

П Здоровье — главное И Важно наряду с учебой, работой П Важно, но иногда можно забыть □ Я молод, у меня все впереди Ш Люблю жить с риском Ш Ни в чем себя не ограничиваю

2,5

1,8

2008

2009

2011

2013

Рис. 2. Суждение о здоровье, % от опрошенных

ше студентов из низкообеспеченных семей (44%) и среднеобеспеченных (39%) семей, нежели из высокообеспеченных (32%).

Фактор важных знакомств, связей, содействующих успеху, выделяют 26% опрошенных: при этом в несколько большей степени свой успех связывают с этим

45,3

32,8

31,1

26,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 — собственный опыт, 2 — рекомендации врача, 3 — страх заболеть, 4 — болезнь родственника, 5 — традиции семьи, 6 — страх старости, 7 — моя будущая профессия, 8 — мнение противоположного пола, 9 — обучение в вузе, 10 — местность проживания

15,7

13,4 13,4

10,6 10,6

6,5

10

Рис. 3. Социальные факторы, влияющие на отношение к здоровью

фактором студенты из высокообеспеченных семей — 29%, нежели среднеобеспеченные — 27% и низкообеспеченные — 18%.

Обратная зависимость по критерию материальной обеспеченности наблюдается по условию «удача, везение», выделяемому наряду с фактором полезных знакомств (также 26%): среди низкообеспеченных — 31%, среднеобеспеченных — 25,5%, высокообеспеченных — 21%.

Таким образом, студенты из низкообеспеченных семей в большей мере возлагают свой успех на собственные качества и судьбоносные события — удачливость, везение, чем студенты из высокообеспеченных семей. Выбор последних основывается на ряде объективных обстоятельств, связанных с наличием денег, знакомств. Между тем хочется подчеркнуть, что данные факторы не оказались в числе первых в оценке студентов, а уступили место образованию и здоровью.

Фактор поддержки близких указали 31% опрошенных, причем в 2 раза больше девушки (31%) против юношей (14%), а значимость социального положения семьи отметили 12% респондентов. Очевидно, что первый фактор может интерпретироваться как в морально-психологическом, так и материально-денежном ключе, а второй — с точки зрения материально-финансовых ресурсов и престижа. Данные обстоятельства, с учетом их процентного отношения, могли бы придать вес, например, фактору денег и знакомств, составить конкуренцию факторам образования и здоровья.

Таким образом, свой жизненный успех студенты, вероятно, в силу особенностей учебно-профессиональной деятельности связывают в первую очередь с образованием, затем со здоровьем и только потом со стартовыми финансово-материальными возможностями (деньгами). Далее следуют индивидуальные социально-биологические особенности, собственные устремления, сила характера и способности.

Следует обратить внимание на то, что по студенческим самооценкам здоровье как «очень хорошее» и «хорошее» признают 57% респондентов, т. е. немногим больше половины, 33% считают его «удовлетворительным» (при этом среди низкообеспеченных таковых в 2 раза больше — 53%, чем из высокообеспеченных — 21%, среднеобеспеченных — 31%).

Рассмотренные социальные факторы влияния на отношение студенческой молодежи к здоровью как ценности институционального, группового и индивидуаль-

ного характера, определяемые как «сильные» по степени значимости, позволяют выстроить следующий рейтинг (см. рис. 3).

Факторы субъективно-индивидуального, во многом ситуационного характера, занимающие первое место (45,3%), оказываются самыми действенными при выборе студенческой молодежью социальных действий, осуществляемых для поддержания своего здоровья. К таковым можно отнести: собственные болезни, страх заболеть (31,1%, третье место), болезнь близких родственников (26,8%, четвертое место), страх старости (13,4%, шестое место) и др.

В этой же связи вынужденный контакт с учреждениями здравоохранения и взаимодействие с врачами предопределяют факты следования социальным практикам, направленным на восстановление и поддержание своего здоровья (32,8%, второе место). Очевидно, что не само влияние института здравоохранения мотивирует студенческую молодежь обратить внимание на свое здоровье, актуализируя его как ценность. В данном случае речь идет о личностных событиях и конкретных угрозах здоровью, что побуждает молодых людей задуматься о нем и предпринять необходимые шаги, следуя рекомендациям врачей.

Важно обратить внимание, что за группой факторов субъективно-личностного (микроуровневого) характера на следующей позиции прочно закрепился фактор влияния семьи, ее традиций (15,7%). Как фактор, способствующий отношению к здоровью как ценности, семья выполняет эту функцию не в полной мере. Как фактор группового порядка, предположительно, влияние конкретных практик в семье, в частности ориентированных на здоровье, семья закладывает основы, формирует навыки, которые в дальнейшем студент воспроизводит в своей взрослой жизни. В частности, субъективно значимые события (факторы субъективно-личностной значимости), такие, например, как болезни родственников, влияют на изменение отношения студенческой молодежи к своему здоровью и побуждают к конкретным действиям по его сохранению.

Выделяемый фактор будущей работы, профессии (13,4%) составляет «конкуренцию» фактору влияния семьи (13,4%), что свидетельствует о большей самостоятельности, новых ориентирах в жизни студенческой молодежи, задумывающейся о занятости, карьере, престиже будущего статуса, которому должно соответствовать индивидуальное здоровье.

Фактор образования, обучения в вузе (10,6%) в равной степени влияет как на отношение к здоровью студенчества, так и на перспективы будущей профессиональной деятельности. Однако позиция вуза, а также мнение преподавателей относительно значимости здоровья студентов как контактной социальной группы видятся нам не столь значительными, что свидетельствует о невыполнении в полной мере функции вуза по формированию позитивного отношения молодежи к своему здоровью. Незначительное влияние мнения сокурсников также может быть связано с отсутствием акцентуации проблем здоровья как ценности в данной коммуникационной среде.

Наконец, в десятку сильных социальных факторов по степени влияния на отношение студентов к здоровью как ценности вошел фактор территориального проживания, отношение к социально-территориальной общности (6,5%), что свидетельствует о необходимости создания социально-культурного и оздоровительного пространства, стимулирующих желание молодежи вести здоровый образ жизни в городах и сельских поселениях.

Ввиду актуальности проблемы здоровья студентов целесообразно и в дальнейшем проводить исследование социальных факторов, влияющих на их отношение к здоровью как ценности, на всех уровнях управления не только в масштабах отдельно взятых вузов, но и всей страны в целом. В обществе назрела необходимость в контексте проводимой молодежной политики говорить не только об образовании,

карьере, здоровье и т.д. Необходимо обратить внимание на формирование эффективной системы научного анализа студенческой среды на постоянной основе с целью изучения внутреннего мира личности будущего специалиста, его здоровья в соответствии с социальными ожиданиями общества. Необходимо выстраивать реальные, социально ориентированные отношения профессорско-преподавательского состава с активной, интеллектуально развитой молодежью и на деле включать молодое поколение в социальную практику, направленную на ведение здорового образа жизни, укрепление физического, духовного и душевного здоровья.

Литература

1. Кирилюк О. Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Пенза, 2007.

2. Клюев А. В., Урсу И. С. Структура ценностных ориентаций современной учащейся молодежи //Управленческое консультирование: Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. СПб.: СЗАГС, 2010. № 3.

3. Колесникова Н. Ю. Научное обоснование организации медико-профилактической помощи студентам в современных условиях: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. СПб., 2009.

4. Мигура Т. М. Медико-социальное исследование состояния здоровья, условий и образа жизни современных студентов: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. СПб., 2000.

5. Нефедовская Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Под ред. В. Ю. Альбицкого. М.: Литтерра, 2007. С. 46-48.

6. Поздеева Т. В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2008.

7. Пчелкина Е. П. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в отношении здоровья: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2012. С. 6, 11-13, 16.

8. Саморазвитие и самореализация личности: здоровье, духовность, творчество: Мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. Елец: Елецкий филиал НОЦ ВПО «Российский новый университет», 2011. 283 с.

9. Урсу И. С. Социология здорового образа жизни современной учащейся молодежи // Герценовские чтения — 2008. Социологическое образование в России. СПб., 2008.

10. Урсу И. С., Анисимова С. В., Клюев А. В. Динамика качественных изменений в системе ценностных ориентаций и социальных установок учащейся молодежи // Личность. Культура. Общество. Т. XII, вып. 2. № 55-56. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М.: РАН, НАНБ, НАНУ, 2010

11. Урсу И. С., Анисимова С. Ф. Здоровье в структуре ценностных ориентаций учащейся молодежи // Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. Т. 1. СПб.: СЗАГС, 2008.

12. Урсу И. С., Лисицын С.А., Найденова С. Г. Образ жизни современной учащейся молодежи: социологический аспект // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2008.

13. Усманов И. М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе (социально-философский анализ): Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Уфа, 2008.

14. Tompson W. Healthcare Reform in Russia: Problems And Prospects. OECD Economics Department Working // Papers N 538. Paris OEСD. 2007. Р. 6.

References

1. Kirilyuk O. G. The social value of a healthy lifestyle of student's youth in modern Russian society [Sotsial'naya tsennost' zdorovogo obraza zhizni studencheskoi molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve]: Dissertation abstract. Penza, 2007.

2. Klyuev A. V., Ursu I. Structure of valuable orientations of modern studying youth [Struktura tsennostnykh orientatsii sovremennoi uchashcheisya molodezhi]. // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie: Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya]. SPb., 2010. N 3.

3. Kolesnikova N. Yu. Scientific justification of the organization of the medical preventive help to

< students in modern conditions [Nauchnoe obosnovanie organizatsii mediko-profilakticheskoi

pomoshchi studentam v sovremennykh usloviyakh]: Dissertation abstract. SPb., 2009. -J 4. Migura T. M. Medical and social research of a state of health, conditions and way of life of modern students [Mediko-sotsial'noe issledovanie sostoyaniya zdorov'ya, uslovii i obraza zhizni sovremennykh studentov]: Dissertation abstract. SPb., 2000.

5. Nefedovskaya L. V. Condition and problems of health of student's youth [Sostoyanie i problemy zdorov'ya studencheskoi molodezhi] / Under the editorship of V. Yu. Albitsky. M.: Litterra, 2007. Pp. 46-48.

6. Pozdeeva T. V. Scientific justification of the concept and organizational model of formation of health saving behavior of student's youth [Nauchnoe obosnovanie kontseptsii i organizatsion-noi modeli formirovaniya zdorov'esberegayushchego povedeniya studencheskoi molodezhi]: Dissertation abstract. M., 2008.

7. Pchelkina E. P. Valuable preferences of student's youth concerning health [Tsennostnye pred-pochteniya studencheskoi molodezhi v otnoshenii zdorov'ya]: Dissertation abstract. M., 2012. Pp. 6, 11-13, 16.

8. Self-development and self-realization of the personality: health, spirituality, creativity: Materials of the International scientific and practical conference [Samorazvitie i samorealizatsiya li-chnosti: zdorov'e, dukhovnost', tvorchestvo: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii]. Yelets: "Russian New University" Yelets branch [Eletskii filial NOTs VPO «Rossiiskii novyi universitet»], 2011. 283 p.

9. Ursu I. S. Sociology of a healthy lifestyle of modern studying youth [Sotsiologiya zdorovogo obraza zhizni sovremennoi uchashcheisya molodezhi] // Gertsen readings [Gertsenovskie chteniya] 2008. Sociology of education in Russia [Sotsiologicheskoe obrazovanie v Rossii]. SPb., 2008.

10. Ursu I. S., Anisimova S. V., Klyuev A. V. Dynamic of high-quality changes in system of valuable orientations and social installations of studying youth [Dinamika kachestvennykh izmenenii v sisteme tsennostnykh orientatsii i sotsial'nykh ustanovok uchashcheisya molodezhi] // Personality. Culture. Society [Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo]. Vol. XII, Issue 2, N 55-56. International journl of social and humanities [Mezhdunarodnyi zhurnal sotsial'nykh i gumani-tarnykh nauk]. M.: Russian Academy of Sciences, NASB, NASU, 2010.

11. Ursu I. S., Anisimova S. F. Health in structure of valuable orientations of studying youth [Zdorov'e v strukture tsennostnykh orientatsii uchashcheisya molodezhi] // Public Administration and local government in Russia: history and present [Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samouprav-lenie v Rossii: istoriya i sovremennost']. Vol. 1. SPb.: SZAGS, 2008.

12. Ursu I. S., Lisitsyn S. A., Naidyonova S. G. The mode of life of modern studying youth: sociological aspect [Obraz zhizni sovremennoi uchashcheisya molodezhi: sotsiologicheskii aspect] // The personality, society and education in a modern sociocultural situation: Collection of articles [Lichnost', obshchestvo i obrazovanie v sovremennoi sotsiokul'turnoi situatsii]. SPb.: LOIRO, 2008.

13. Usmanov I. M. Health of youth as public value in modern Russian society (the social and philosophical analysis) [Zdorov'e molodezhi kak obshchestvennaya tsennost' v sovremennom rossiiskom obshchestve (sotsial'no-filosofskii analiz)]: Dissertation abstract. Ufa, 2008.

14. Tompson W. Healthcare Reform in Russia: Problems And Prospects. OECD Economics Deparment Worklng // Papers N 538. Paris OECD. 2007. P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.