УДК /UDC 378.183
DOI 10.54509/22203036_2024_3_66 EDN BFANXT
Володина Оксана Анатольевна
старший преподаватель, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», г. Новосибирск
Volodina Oksana Anatolyevna
Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Siberian State University of Water Transport, Novosibirsk
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
VALUE FOUNDATIONS OF FORMING A COLLECTIVE IN STUDENT GROUP IN A MODERN UNIVERSITY
Аннотация. Современное российское общество сталкивается со значительными трансформациями, вызванными технологическими, информационными, социальными, политическими причинами. Изменения касаются в том числе ценностных установок молодых людей, влияющих на характер их взаимодействия в процессе обучения в вузе. Усилились тенденции индивидуализма. Между тем одной из сильных сторон отечественной педагогической традиции является воспитание молодежи в коллективе и под влиянием коллектива. Здоровый организм студенческой группы в вузе, на наш взгляд, и сегодня может обладать мощным потенциалом для расширения возможностей профессионального обучения, воспитания и развития личности молодых людей. Однако изменившиеся социальные условия требуют поиска новых подходов к формированию студенческой группы со стороны педагогов и преподавателей. В исследовании поставлена цель выявления ценностных установок современных студентов, которые могут быть положены в основу при формировании ценностного единства в группе. В исследовании приняли участие 90 студентов (8 студенческих групп). Половина из них - первокурсники, вторая половина -старшекурсники (студенты 3-го и 4-го курса бакалавриата). На основе результатов исследования предложены направления педагогической работы в вузе по поддержанию ценностного единства и сплоченности в студенческой группе на разных этапах ее существования. Приведены примеры педагогических инструментов поддержания ценностного единства в группах первокурсников и старшекурсников.
Abstract. Modern Russian society is faced with significant transformations caused by technological, informational, social, and political reasons. The changes concern, among other
things, the value attitudes of young people, which influence the nature of their interaction during the process of studying at a university. Individualism tendencies have intensified.
Meanwhile, one of the strengths of the domestic pedagogical tradition is the education of young people in a collective and under the influence of the collective. A healthy system of a student group at a university, in our opinion, today can have powerful potential for expanding the opportunities for professional training, education and personal development of young people. However, changing social conditions require the search for new approaches to the forming of a student group on the part of teachers and professors.
The study sets the goal of identifying the value systems of modern students, which can be used as a basis for the formation of value unity in the group. 90 students (8 student groups) took part in the study. Half of them are first-year students, the other half are senior students (3rd and 4th year undergraduate students). Based on the results of the study, directions for pedagogical work at the university are proposed to maintain value unity and cohesion in the student group at different stages of its existence. Examples of pedagogica tools for maintaining value unity in groups of freshmen and senior students are given.
Ключевые слова: коллективизм, студенческая группа, коллектив, ценностное единство, педагогические инструменты формирования коллектива студенческой группы.
Keywords: collectivism, student group, collective, value unity, pedagogical tools for forming a student group team.
Введение
В российском общественном дискурсе сегодня сосуществуют две противоположно направленные
ценностные установки - индивидуализм и коллективизм. Индивидуализм декларирует свободу человека от общества, признавая приоритет личных интересов и целей и зачастую противопоставляя их интересам общественным. Коллективизм как главенство общественного над личным трактуется учеными по-разному. Одни воспринимают коллективизм как принцип или идеологию подавления личности, а другие - как мировоззренческую позицию, дающую дополнительные возможности для раскрытия личностного потенциала каждого члена общества или группы.
В сложившейся социокультурной и политической ситуации наша страна сталкивается с необходимостью возрождения и формирования у молодого поколения коллективизма как традиционной для народов Российской Федерации ценности [1]. В высшей школе эта цель может достигаться путем формирования и развития студенческих коллективов на уровне вуза, факультета, студенческой группы. При этом стоящий на высокой ступени развития «воспитывающий коллектив» помогает решать целый ряд педагогических задач в сфере высшего профессионального образования.
Единство целей и ценностей признается необходимым условием формирования и сплочения коллектива как с точки зрения отечественной теории воспитывающего коллектива, так и с точки зрения теоретиков социального взаимодействия людей в малых группах.
В связи с этим в данном исследовании поставлена цель изучения возможностей достижения ценностного единства в студенческих группах с учетом поколенче-ских, мировоззренческих и возрастных особенностей студентов современного вуза для разработки рекомендаций по педагогической поддержке развития коллективов студенческих групп. Поставленная цель определила следующие задачи:
- выявление набора ценностных установок студентов, разделяемых в среде их академических групп;
- определение ценностей, наиболее значимых для студентов, на основе которых возможно достижение ценностного единства в группах;
- определение направлений педагогической работы в вузе и педагогических инструментов, способствующих формированию и поддержанию ценностного единства и сплоченности в студенческой группе на разных этапах ее существования.
Методология
Образовательная практика российских вузов традиционно опирается на положение о влиянии коллектива на личность. Поэтому в нашей стране проблема формирования студенческого коллектива признается
важной педагогической задачей и опирается на «теорию воспитывающего коллектива».
В начале XX века фундаментальные основы педагогической теории формирования личности в коллективе заложили Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухо-млинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др., создав систему коммунистического воспитания, действовавшую с 20-х до 90-х гг. XX века в СССР. Опыт коллективного воспитания в школах-коммунах С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского, А. С. Макаренко продемонстрировал на практике большие возможности коллектива как инструмента образования, воспитания и развития личности.
А. С. Макаренко, осмысляя практический опыт работы с подростками, создал теорию воспитывающего коллектива. Он разработал методику коллективного воспитания и подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Антон Семенович отмечал двустороннюю связь между коллективом и отдельными его членами. Чем выше развит коллектив, тем больше он может дать каждому своему члену. И наоборот, развитые члены больше дают коллективу [2, с. 39]. Идея воспитательного коллектива А. С. Макаренко, суть которой «воспитание в коллективе и через коллектив», реализуется на основе сформулированного им «принципа параллельного действия»: воздействовать на отдельную личность, воздействуя на коллектив, членом которого она является [2, с. 137]. При этом не исключается использование принципа «индивидуального действия», предполагающего воздействие педагога на отдельного воспитанника.
В более поздний советский период в работах И. П. Иванова, М. Г. Казакиной, В. А. Караковского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой идеи первых теоретиков и практиков теории коллективного воспитания получили развитие и концептуальное обоснование [3]. В представлении Л. И. Новиковой, коллектив - это дифференцированное единство различных объединений учащихся и педагогов, которое является инструментом и средой воспитания и развития личности [4].
В самом конце XX века, в 90-е гг., в России продолжалась разработка наиболее актуальных вопросов теории коллектива такими учеными, как А. И. Донцов, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, В. И. Смирнов, Л. В. Образцова, Е. Н. Шиянов и др. Однако уже тогда усилились противоречия между коллективным и индивидуальным подходом к воспитанию и, как следствие, их противопоставление.
В последние десятилетия вопросы развития студенческих коллективов в вузах рассмотрены в диссертационных исследованиях О. О. Тулиной (2007), Е. В. Сидор-
киной (2011), Д. А. Ефремова (2012), Н. Г. Еняшиной (2012) и др. авторов. В них и в других научных статьях по данной тематике большое внимание уделяется выявлению психолого-педагогических условий коллективообразо-вания и созданию моделей педагогического управления формированием коллектива. В российской теории педагогики высшего образования студенческая группа рассматривается как средство и фактор воспитания, развития, формирования личности студента, а также как форма организации воспитания и мощный педагогический инструмент [5].
Процессы, протекающие в студенческих коллективах, подчиняются общим закономерностям социального взаимодействия в малых группах, и исследования в этом направлении могут опираться на теоретические наработки зарубежных и отечественных ученых в области социальной психологии.
Термин «малая группа» заимствован из западной психологии, в которой существует много определений этого понятия [6]. Т. Ньюком считает, что малая группа - это социально-психологическая общность, которая формируется на основе первоначально полученных эмоциональных реакций. [7]. А. Л. Свенцицкий приводит характеристики малой группы (по А. И. Донцову), среди которых важное место занимают общие цели, соответствующие индивидуальным потребностям, участие в общей совместной деятельности, чувство солидарности и признательности группе и осознание себя как группы [8].
По свидетельству А. Л. Свенцицкого, американские исследователи почти не используют понятие «коллектив», а если и используют, то употребляют его не в том смысле, как российские. Одни низводят его, полностью отождествляя с группой или малой группой. Другие трактуют понятие «коллектив» очень широко как группу людей, действующих в одном направлении, описывая широкий спектр проявлений коллективного поведения от организованных социальных движений до спонтанных вспышек поведенческих реакций толпы [8]. В отечественной традиции, напротив, термин «малая группа» возводится по смыслу к термину «коллектив». По мнению А. В. Петровского, в отечественной науке коллектив принято рассматривать лишь через призму его социальной направленности и общественно значимого целеполагания и недооценивать психологический контекст [9].
Примиряет эти два противоположных подхода диалектическое представление о группе и ее развитии в групповой динамике. С этой точки зрения коллектив трактуется как высшая форма развития группы. То есть группа с момента ее формирования проходит
ряд качественных изменений, которые могут привести ее к состоянию коллектива. Этапы групповой динамики на пути к «коллективу» предложены А. С. Макаренко, А. В. Петровским, Л. И. Уманским, А. Н. Лутошкиным, Л. И. Новиковой [2; 4; 10-12]. Например, Л. И. Новикова выделяет три этапа развития группы на пути к коллективу: стадия сплочения коллектива, стадия превращения коллектива в инструмент воспитания его членов и, наконец, стадия, когда коллектив становится инструментом самореализации личности и раскрытия ее творческого потенциала [4].
Главный критерий, который, по мнению А. В. Петровского, отличает коллектив от других групп - это личностно значимое и общественно ценное содержание совместной деятельности, опосредующей межличностные взаимоотношения членов коллектива [9].
Таким образом, одним из необходимых условий сплочения группы и последующего ее превращения в коллектив является достижение в ней ценностного единства. Ценностно-ориентационное единство - это степень совпадения наиболее значимых для группы в целом ценностей и целей деятельности. Оно определяется по частоте совпадений позиций членов группы по отношению к тому или иному объекту оценивания [13]. Разделяемые группой ценностные установки становятся основой формирования групповых норм, оказывающих влияние на развитие личности членов группы и дающих возможность реализации педагогического принципа параллельного действия, описанного А. С. Макаренко.
Педагогическое сопровождение процесса формирования и развития коллективов студенческих групп, на наш взгляд, должно, с одной стороны, опираться на уже разделяемые большинством группы ценностные установки, с другой стороны, способствовать осознанию и формированию новых для группы общественно значимых целей и ценностей. При этом необходимо учитывать как возрастные, так и поколенческие особенности студентов. И. А. Маврина, характеризуя особенности поколения молодых людей, рожденных после 2000 г., обращает внимание на то, что это реалисты и прагматики, воспринимающие свободу общения как данность, значительная часть коммуникаций для которых осуществляется в интернет-пространстве социальных сетей [14]. Б. Г. Ананьев подчеркивает, что в студенческом возрасте происходит усиление потребности в групповых формах деятельности, социализации, самоидентификации и самоутверждения в коллективе сверстников [15]. И. П. Миронов, Т. А. Белозерова отмечают, что у молодых людей активно развивается ценностно-потребностная сфера. Эти авторы выде-
ляют терминальные ценности (ценности цели) и инструментальные ценности (ценности средства). По их мнению, учебная деятельность и среда вуза являются катализаторами усвоения инструментальных ценностей. Однако терминальные ценности требуют специального развития посредством воспитания по запросу общества [11]. Кроме того, усиливается роль сознательных мотивов в поведении. Молодым людям нужна возможность диалога, отстаивания своих взглядов, стимулирующая интеллектуальное и нравственное развитие.
Таким образом, оказание помощи студенческой группе в осознании наиболее значимых для нее целей и ценностей для достижения в группе ценностного единства является одним из важных направлений педагогической работы в вузе. Поэтому необходимо понимание, какие ценности являются значимыми для современных студентов, на какие из них можно опираться в педагогическом процессе при работе с учебными группами? Получение ответа на этот вопрос являлось целью исследования, которое проводилось на базе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» в 2023 г. В исследовании были поставлены задачи:
- выявить и сгруппировать набор ценностных установок студентов, разделяемых в среде их академических групп;
- определить ценности, наиболее значимые для первокурсников и студентов старших курсов, которые могут служить основой для повышения уровня ценностного единства в группах;
- сформулировать направления педагогической работы в вузе и рекомендовать педагогические инструменты, способствующие формированию и поддержке ценностного единства и сплоченности в студенческих группах на разных этапах их развития.
В исследовании приняли участие 90 студентов (8 студенческих групп) экономических и инженерных
направлений подготовки. Половина из них - первокурсники (45 студентов), вторая половина - старшекурсники (45 студентов 3-го и 4-го курса бакалавриата). На первом этапе исследования студентам было предложено сформулировать ценности, которые им хотелось бы разделять со всеми членами их студенческой группы. На основе обобщения полученных данных был составлен список из 40 ценностей, объединенных в 5 групп: ценности совместной деятельности, ценности групповой среды, терминальные ценности и инструментальные ценности, связанные с личными качествами членов группы (прагматические и этические). Всем участникам исследования было предложено выбрать 10 наиболее значимых лично для них ценностей из этого списка.
Результаты
Распределение предпочтений студентов по группам ценностей в процентах от общего числа выборов приведено в таблице 1.
Наиболее важными для студентов на протяжении всего периода обучения являются ценности, связанные с выполнением совместной деятельности (27,7 %). Самыми значимыми из них являются поддержка и взаимовыручка (13%), сплоченность (5,3%). Причем если первокурсники больше ценят сотрудничество (4,3%), то старшекурсники уже отдают предпочтение командному (коллективному) принципу работы (5,3 %). Наименее значимыми оказываются наличие общей цели (1,2%), нацеленность на результат (0,4%) и взаимное стимулирование (0,1 %).
Для первокурсников столь же сильно, как ценности совместной деятельности, значимы терминальные ценности (27,7 %). Обращает на себя внимание высокий уровень «ценностного плюрализма», ценностной разобщенности, что свидетельствует о наличии у каждого молодого человека неких взглядов и установок, неразделяемых большинством студентов. Больше всего воз-
Таблица 1
Предпочтения студентов по группам ценностей
Виды ценностей Предпочтения по видам ценностей (% от общего числа выборов)
Первый курс Старшие курсы В целом по выборке
Ценности, связанные с выполнением совместной деятельности (прагматические) 27,7 26,9 27,7
Инструментальные ценности, связанные с личными качествами членов группы (прагматическими) 7,2 12,7 9,8
Инструментальные ценности, связанные с личными качествами членов группы (этические) 19 21 19,8
Ценности, формирующие среду и психологический климат в группе 18,4 28,1 22,9
Терминальные ценности 27,7 11,2 19,8
можностей для достижения ценностного единства может дать общий юмор, 1оса1 тетев (6,4%), дружеское подтрунивание (2,9 %), общие эмоциональные переживания как маркеры «свой - чужой» и совместный досуг, основанный на совпадении интересов (3,6%). На среднем уровне значимости находятся свободомыслие (1,9 %), стремление к развитию (1 %), здоровый образ жизни (1,3 %), любовь к животным (1,3 %). Патриотизм как объединяющая группу ценность, к сожалению, имеет низкую степень значимости (0,4%).
К старшим курсам значимость разделения терминальных ценностей снижается до 11,2% и более важными для студентов становятся ценности, формирующие психологический климат в группе (уважение, доверие, взаимопонимание, справедливость), дающие чувство безопасности и психологического комфорта (28,1 %).
Старшекурсники больше начинают ценить личные качества одногруппников. Их значимость повышается с 26,2% до 33,7%. Среди них ответственность, пунктуальность, самодисциплина (8,9 %), инициативность, активная жизненная позиция (3,3 %), а также честность (6,5 %), вежливость, тактичность (4,4%), дружелюбие, искренность и открытость (5,3 %). При этом наблюдается поступательная динамика в сторону прагматизма, то есть прагматические качества друзей старшекурсниками начинают цениться выше, чем это было на первом курсе. Их значимость вырастает с 7,2 % до 12,7 %.
Рассмотрим динамику предпочтений отдельных наиболее значимых, ценностей, сравнив результаты выборов (значимость в процентах от общего числа выборов) у первокурсников и у студентов старших курсов, приведенные на рисунках 1 и 2.
Можно отметить, что, приходя на первый курс вуза, студенты уже отлично осознают и готовы разделять
в своей группе ценности взаимопомощи и взаимной поддержки. За время обучения значимость этой ценности, подкрепленная опытом совместной деятельности и совместного преодоления трудностей, вырастает почти вдвое (с 9,5 % до 16,9 %). Резкий рост к старшим курсам наблюдается в показателях значимости взаимного уважения (с 4 % до 9,8 %) и ответственности (с 4,6 % до 8,9 %), а также общего для группы юмора local memes (с 3,7 % до 8,3 %). Ценность отношений доверия, сотрудничества, открытости, взаимопонимания также увеличивается в процессе обучения.
Практически не претерпевает изменений к старшим курсам значимость ценностей, связанных с этичностью отношений в группе, таких как вежливость и тактичность, и остается на уровне 4,4-4,6 %.
Стоит отметить, что если на первом курсе значительное число студентов разделяет ценность групповой сплоченности (7,5%) и стремится к ее достижению, то к 3-му и 4-му курсам значимость сплоченности для них существенно снижается (3,3%). Результаты практических наблюдений и обсуждение этого факта в студенческих группах выявили несколько причин такой отрицательной динамики. Во-первых, сказывается накопленный негативный опыт попыток организовать группу для «общего дела», и возникает эффект разочарования. Во-вторых, к старшим курсам в группах формируются и начинают действовать на постоянной основе более мелкие группировки, объединившиеся по разным основаниям, часто конкурирующие между собой. В-третьих, к старшим курсам студенты более четко осознают свои индивидуальные цели и устремления (работа, дополнительное образование, внеучеб-ная деятельность, увлечения), поэтому их индивидуальные траектории могут существенно разниться. Часто они понимают, что усилия, направленные на сплоче-
18 -16,9-
■ -
14 -- □ Первокурсники -
12 -^Ж--—- ■ Старшекурсники -
18 п! И ■-83
6~ I д!-46 I 37 Н 4 ,1-4,3-53-4,4-4,-7-
Взаимопомощь Уважение Ответственность Общий юмор Доверие Сотрудничество Открытость Взаимопонимание Рис. 1. Разделяемые в группах ценности студентов с положительной динамикой значимости, %
-7,5-
D Первокурсники "3,3 Щ Старшекурсники
Этичность
Сплоченность
Рис. 2. Разделяемые в группах ценности студентов с отрицательной динамикой значимости, %
8
7
5,8
3,8
3,2 26
П Первокурсники В Старшекурсники
Честность
Психологический комфорт
Дружеское подтрунивание
Совместный досуг
Общие эмоциональные переживания
Рис. 3. Различия в значимых ценностях первокурсников и старшекурсников, %
ние, слишком велики и не оправдывают себя, а иногда отвлекают ресурсы, необходимые для достижения индивидуальных целей. У старшекурсников происходит естественный крен в сторону философии индивидуализма. В-четвертых, у студентов развиваются и закрепляются умения и навыки самоорганизации и учения. Те задачи, которые раньше могли решаться только при поддержке группы, теперь становятся под силу самому студенту, и сплоченность группы из ценности прагматической превращается в большей степени в ценность эмоциональную (этическую, средовую или даже терминальную).
На наш взгляд, снижение значимости сплоченности группы имеет две предпосылки. В первую очередь это является следствием ценностной разобщенности студентов. И если на младших курсах не достигается ценностного единства, необходимого для сплочения группы (на основе одной или нескольких разделяемых установок), то уже к старшим курсам теряются мотивы держаться вместе. Если же ценностное единство сформировалось, то студенты группы будут стре-
миться сохранять сплоченность хотя бы потому, что она сама по себе становится для них ценностью, разделяемой группой. С другой стороны, молодым людям не хватает опыта совместных достижений. В этой связи задачей педагогического коллектива вуза является поиск условий, методов и приемов работы, требующих от группы совместных действий, приводящих к успеху в той или иной форме. Позитивный опыт общих достижений формирует понимание, что объединение усилий расширяет возможности каждого в отдельности, мотивирует к сплочению и поиску путей бесконфликтного взаимодействия ради того, чтобы держаться вместе.
На рисунке 3 отражена значимость ценностей (в процентах от общего числа выборов), которые по результатам исследования разделяются только на младших или только на старших курсах. Обращает на себя внимание, что для первокурсников высока значимость не только общего юмора 1оса1 тетев (3,7%), но и дружеского подтрунивания в группах (5,8 %), общих эмоциональных переживаний (2,6 %) и опыта совместного досуга, основанного на общих интересах (3,2 %).
Возможно, именно на этой основе, наряду со стремлением к взаимной поддержке, может быть достигнуто ценностное единство во вновь сформированных группах для первоначального сплочения и запуска процессов групповой динамики.
К старшим курсам ценностная основа группы постепенно трансформируется. Наблюдается тенденция к сохранению и усилению ценности взаимной поддержки, уважения, ответственности (с 18,1 % до 35,6 %), но также старшекурсники осознают важность таких этических ценностей, как честность (6,5%), безопасность и психологический комфорт в группе (3,8%). Таким образом, необходим дифференцированный подход к педагогическому сопровождению коллективов студенческих групп первокурсников и старшекурсников с учетом изменения в процессе обучения структуры разделяемых в их группах ценностных установок.
Заключение
Задача возрождения у молодежи нашей страны традиций коллективизма приводит к насущной необходимости определения приоритетных направлений педагогической работы по развитию коллективов студенческих групп и поиска педагогических инструментов формирования и поддержания в них ценностного единства.
Проведенное исследование позволило определить и сгруппировать список ценностей, которые современные студенты желали бы разделять вместе с одногруппниками. Определена степень значимости по группам ценностей и по каждой ценности в отдельности. Отмечена значительная ценностная разобщенность современных студентов, которая затрудняет процесс формирования и развития студенческих групп. Выявлены наиболее значимые для современных студентов ценности, которые могут служить основой при формировании и поддержании ценностного единства в студенческих группах. Найдены отличия в структуре наиболее значимых ценностей в студенческих группах на младших и старших курсах вуза.
Результаты исследования позволили сформулировать рекомендации для преподавателей вузов, кураторов, психологов, педагогов-организаторов, взаимодействующих со студенческими группами в процессе учебной и внеучебной деятельности. А также предложить ряд педагогических инструментов, способствующих формированию и поддержанию ценностного единства и сплоченности в коллективах студенческих групп на разных этапах их развития.
На первом курсе, на наш взгляд, приоритетной целью является первоначальное сплочение группы с опорой на уже сформированные у студентов
к моменту прихода в вуз ценности. Согласно результатам исследования стартовое ценностное единство может быть достигнуто на основе идей взаимной поддержки и естественного стремления к сплоченности с опорой на значимые для большей части группы терминальные ценности. Значимы также общие эмоциональные переживания и общие шутки local memes, рождающиеся в процессе совместной деятельности и совместного досуга. Инструментом достижения этой цели может служить, например, игровой проект «Клятва группы» [16], который, с одной стороны, позволяет студентам осознать, осмыслить цели и ценности, разделяемые большинством их группы, облегчая достижение ценностного единства, а с другой стороны, дает первокурсникам дополнительный опыт взаимодействия в игровом процессе.
Приоритетом дальнейшей педагогической работы с коллективами студенческих групп может стать поддержание сплоченности и ценностного единства, в том числе на основе ценностей, формирующихся в процессе обучения в вузе. Для этого необходимы постоянный мониторинг изменений структуры ценностных установок в коллективе и помощь студентам в обсуждении и постановке общих для группы целей. Согласно результатам проведенного исследования поддержание ценностного единства в группах старшекурсников может опираться на уже имеющийся положительный опыт взаимной поддержки, желание находиться в психологически комфортной и безопасной среде, на осознание значимости взаимного уважения, ответственности, честности и формирование групповых норм, способствующих развитию у студентов этих качеств. Инструментами поддержания ценностного единства и развития коллективов студенческих групп на этом этапе, по нашему мнению, могут стать цикл интерактивных дискуссий, учебные или творческие проекты, предполагающие взаимодействие студентов внутри академической группы, например «Битва разоблачителей рекламы» [17].
Литература
1. Об утверждении Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р // Российская газета. N 122. 08.06.2015.
2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8 томах. М. : Педагогика, 1983. Т. 3. 512 с.
3. Христофоров С. В. Т. Е. Конникова как основатель Ленинградской научной школы коллективного воспитания // Непрерывное образование. 2018. № 1 (23). С. 59-63.
4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика. Сост. Е. И. Соколова. М., 2010. 335 с.
5. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Человек как субъект воспитания: теоретические и прикладные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6-3. С. 84-93.
6. Иванов Д. В. Малая группа: психолого-педагогический аспект : учеб. пособ. Иркутск : ИрГТУ 2001. 52 с.
7. Newcom T. M., Turner R. H., Converse P. E. Social psychology. The Study of Human Interaction. London : Psychology Press, 2015. 727 p.
8. Социальная психология. Традиции и современность : монография / под общ. ред. А. Л. Свенцицкого, С. Д. Гуриевой. СПб. : Скифия-принт. 2020. 490 с.
9. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология. М. : Просвещение, 1987. 224 с.
10. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М. : Просвещение, 1981. 208 с.
11. Миронов И. П., Белозерова Т. А. Современный подход к успешной социализации и идентификации студентов технического вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 54-67.
12. Уманский Л. И., Лутошкин А. Н. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. М. : Молодая гвардия, 1980. С. 58-77.
13. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д : Феникс, 2016. 426 с.
14. Маврина И. А. Влияние трансформации ценностей воспитания на программирование воспитательного процесса в современной школе // Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества : монография / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск : ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, 2022. С. 29-42.
15. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2010. 288 с.
16. Володина О. А., Часыгова П. Р. Инструменты формирования коллектива студенческой группы на первоначальном этапе ее развития // Естественно-научные, технико-технологические и гуманитарные проблемы развития и пути их преодоления в условиях перехода к многополярному миру : сборник научных статей по итогам Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 октября 2022 года. СПб. : ООО «Санкт-Петербургский центр системного анализа», 2022. С. 76-82.
17. Попкова Д. В., Володина О. А. Возможности профессионального развития студентов вузов и формирования коллективов студенческих групп в процессе совместной проектной деятельности // Развитие человека в современном мире. 2022. № 4. С. 60-78.
References
1. Ob utverzhdenii Strategii vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 g. no. 996-r [Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 no. 996-r "On approval of the Education Strategy in the Russian Federation for the period until 2025."]. Rossijskaja gazeta, no.122, 08.06.2015. (In Russian).
2. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochinenija v 8 tomah [Pedagogical works in 8 volumes]. Moscow, 1983, vol. 3, 2920 p. (In Russian).
3. Hristoforov S. V. T. E. Konnikova kak osnovatel' Leningradskoj nauchnoj shkoly kollektivnogo vospitanija [T. E. Konnikova as
the founder of the Leningrad scientific school of collective education]. Nepreryvnoe obrazovanie, 2018, no. 1 (23), pp. 59-63. (In Russian).
4. Novikova L. I. Pedagogika vospitanija: Izbrannye pedagogicheskie trudy [Pedagogy of education: Selected pedagogical works]. Eds. N. L. Selivanova, A. V. Mudrika. Moscow, 2010, 335 p. (In Russian).
5. Ivanov D. V., Galjuk N. A. Chelovek kak sub#ekt vospitanija: teo-reticheskie i prikladnye aspekty [Man as a subject of education: theoretical and applied aspects]. Zhurnal prikladnoj psihologii, 2006, no. 6-3, pp. 84-93. (In Russian).
6. Ivanov D. V. Malaja gruppa: psihologo-pedagogicheskij aspect. Ucheb. posob [Small group: psychological and pedagogical aspect. Textbook]. Irkutsk, 2001, 52 p. (In Russian).
7. Newcom T. M., Turner R. H., Converse P. E. Social psychology. The Study of Human Interaction. London, 2015, 727 p. (In English).
8. Social'naja psihologija. Tradicii i sovremennost'. Monografija [Social psychology. Traditions and modernity]. Eds. A. L. Sven-tsitsky, S. D. Gurieva. Saint Petersburg, 2020, 490 p. (In Russian).
9. Petrovskij A. V., Shpalinskij V. V. Social'naja psihologija [Social Psychology]. Moscow, 1987, 224 p. (In Russian).
10. Lutoshkin A. N. Kak vesti za soboj [How to lead]. Moscow, 1981, 208 p. (In Russian).
11. Mironov I. P., Belozerova T. A. Sovremennyj podhod k uspesh-noj socializacii i identifikacii studentov tehnicheskogo vuza [Modern approach to successful socialization and identification of students of a technical university]. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo univer-siteta. Social'no-jekonomicheskie nauki, 2020, no. 4, pp. 54-67. (In Russian).
12. Umanskij L. I., Lutoshkin A. N. Studencheskaja gruppa i grup-povaja psihologija [Student group and group psychology]. Stu-dencheskaja gruppa, 1980, pp. 58-77. (In Russian).
13. Stoljarenko L. D. Osnovy psihologii. Praktikum [Fundamentals of psychology. Workshop]. Rostov-on-Don, 2016, 426 p. (In Russian).
14. Mavrina I. A. Vlijanie transformacii cennostej vospitanija na pro-grammirovanie vospitatel'nogo processa v sovremennoj shkole [The influence of the transformation of educational values on the programming of the educational process in a modern school]. Cennostno-smyslovye orientiry dejatel'nosti pedagoga v uslovi-jah cifrovogo obshhestva. Monografija. Ed. N. V. Chekaleva. Omsk, 2022, pp. 29-42. (In Russian).
15. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Saint Petersburg, 2010, 288 p. (In Russian).
16. Volodina O. A., Chasygova P. R. Instrumenty formirovanija kollektiva studencheskoj gruppy na pervonachal'nom jetape ee razvitija [Tools for forming a student group at the initial stage of its development]. Estestvenno-nauchnye, tehniko-tehnologicheskie i gumanitarnye problemy razvitija i puti ih preodolenija v uslovijah perehoda k mnogopoljarnomu miru. Sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj mezhvu-zovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saint Petersburg, 2022, pp. 76-82. (In Russian).
17. Popkova D. V., Volodina O. A. Vozmozhnosti professional'nogo razvitija studentov vuzov i formirovanija kollektivov stu-dencheskih grupp v processe sovmestnoj proektnoj dejatel'nosti [Opportunities for professional development of university students and the formation of student groups in the process of joint project activities]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire, 2022, no. 4, pp. 60-78. (In Russian).