Научная статья на тему 'Ценностные основания стратегии «Державы человеческого потенциала» в КНР'

Ценностные основания стратегии «Державы человеческого потенциала» в КНР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ЦЕННОСТИ / "ДЕРЖАВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА" / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ" / "КИТАЙСКАЯ МЕЧТА" / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / VALUES / "POWER OF HUMAN POTENTIAL" / "SOCIETY OF KNOWLEDGE" / "CHINESE DREAM"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дугарова Светлана Базаржаповна

Статья посвящена философскому анализу одной из основных программ развития современного китайского общества стратегии «державы человеческого потенциала», содержание которой детерминировано традиционными ценностями. Отмечается, что стратегия «державы человеческого потенциала» наполнена ценностным смыслом и соотносится с такими аксиологическими концепциями, как «гармония», «построение гражданской нравственности», «общество знаний», «китайская мечта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE FOUNDATIONS OF THE STRATEGY OF “THE POWER OF HUMAN POTENTIAL” IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article is devoted to the philosophical analysis of one of the main development programs of the modern Chinese society the strategy of the “power of human potential”, the content of which is determined by traditional values. It is noted that the strategy of the “power of human potential” is filled with value meaning and correlates with such axiological conceptions as “harmony”, “formation of civil liability”, “society of knowledge”, and “Chinese dream”.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания стратегии «Державы человеческого потенциала» в КНР»

Дугарова Светлана Базаржаповна

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ "ДЕРЖАВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА" В КНР

Статья посвящена философскому анализу одной из основных программ развития современного китайского общества - стратегии "державы человеческого потенциала", содержание которой детерминировано традиционными ценностями. Отмечается, что стратегия "державы человеческого потенциала" наполнена ценностным смыслом и соотносится с такими аксиологическими концепциями, как "гармония", "построение гражданской нравственности", "общество знаний", "китайская мечта". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/8/18.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 67-69. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

PECULIARITIES OF FORMING THE SUBJECT OF PHILOSOPHY OF ECOLOGY

Doronina Marina Vyacheslavovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Agrarian State University of Northern Zauralye bio-farm24@yandex. ru

The article investigates the basic principles and laws of the formation of the subject of philosophy of ecology. For this purpose at first the author carries out the methodological analysis of different approaches to the determination of the subject of philosophy of ecology, and also identifies methodological difficulties in its solution. Then the paper studies the functioning of philosophy of ecology in modern science. On the systemic basis the article proposes a new integrated model of the subject of philosophy of ecology. This contributes to deeper and fuller understanding of the objectives, tasks and functions of philosophy of ecology in the development of modern ecological knowledge.

Key words and phrases: philosophy; ecology; philosophy of science; philosophy of ecology; ontological bases; epistemological bases; sociocultural bases; system methodology; ecology bases.

УДК 008:351.858(510) Философские науки

Статья посвящена философскому анализу одной из основных программ развития современного китайского общества - стратегии «державы человеческого потенциала», содержание которой детерминировано традиционными ценностями. Отмечается, что стратегия «державы человеческого потенциала» наполнена ценностным смыслом и соотносится с такими аксиологическими концепциями, как «гармония», «построение гражданской нравственности», «общество знаний», «китайская мечта».

Ключевые слова и фразы: КНР; ценности; «держава человеческого потенциала»; «общество знаний»; «китайская мечта».

Дугарова Светлана Базаржаповна

Забайкальский государственный университет sveta. sod@gmail. com

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ «ДЕРЖАВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА» В КНР

Практической программой действий по развитию человеческого потенциала в Китае стала «Стратегия создания державы человеческого потенциала» (жэньцай тянго чжанлюе). Она была выдвинута в 2003 г. в «Решении ЦК КПК и Госсовета по укреплению работы по подготовке высококвалифицированных кадров». Данная стратегия явилась комплексной программой по наращиванию и развитию человеческого потенциала в дополнение к материальному, духовному, социальному, технологическому потенциалам [3, с. 9]. Основной ее целью является повышение конкурентоспособности Китая на международной арене.

Разработкой стратегии занимались руководители и политики КНР, в числе которых Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзянь Цзэминь, Ху Цзиньтао, а также ряд ученых: Ли Яньпин, Гао Цюаньли, Ни Пэнфэй, Пань Чэнгуан, Хань Цинсяни и многие другие.

Заместитель директора Академии общественных наук КНР Гао Цюаньли отмечает, что проблема человеческого потенциала является ключевой в деятельности государства, она определяет развитие и использование остальных его ресурсов [7, с. 25].

Китайские ученые Ни Пэнфэй и Пань Чэньгуан утверждают, что человеческий потенциал является неотъемлемым компонентом создания совокупной мощи китайского государства [4, с. 302].

«Стратегия державы человеческого потенциала» характеризуется следующими четырьмя ценностными принципами:

- «большие масштабы человеческого потенциала» («женьцай гуймо да»), что означает, основываясь на практических соображениях, непрерывное увеличение масштабов развития человеческого потенциала и достижение его абсолютных значений к 2020 году;

- «повышение уровня человеческого потенциала» («женьцай шуэйпин гао»), что означает повышение конкурентоспособности человеческого потенциала Китая на международной арене, увеличение его инновационных способностей и богатства;

- «формирование многоуровневой системы человеческого потенциала» («синчэн дуоценцы женьцай тхи-ли») - с точки зрения распределения человеческого потенциала сформировать районы концентрации человеческого потенциала (женьцай дьюдицю), центры человеческого потенциала («женьцай хэсинцю»), районы распространения человеческого потенциала («женьцай саньбуцю»); с точки зрения влияния человеческого потенциала выделяются интернациональный человеческий потенциал («гуодихуа женьцай») и локальный человеческий потенциал («бентху женьцай»), каждый из которых обладает капиталом, участвует в международной социально-экономической жизни, тем самым имеет влияние на разных уровнях. С точки зрения

68

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

функций, человеческий потенциал должен адаптироваться к требованиям промышленного развития Китая, должен быть вовлечен в ведущие мировые научно-исследовательские области, заниматься разработками в секторе высококачественных услуг, высокотехнологичного производства, в сфере дизайна, маркетинга и других областях и тем самым стать ведущим человеческим потенциалом в мире;

- «формирование открытой системы человеческого потенциала со свободным перемещением на всех уровнях» («синчэн кайфасин, цэнцыцзыйоу люйдун дэ женьцай тхиси»), что означает обмен между разными субъектами системы, саморазвитие без влияния внешних факторов, наличие сильной стратегической инициативы. На международном уровне - это обмен и сотрудничество между человеческим потенциалом Китая и человеческим потенциалом других стран [1, с. 46].

В настоящее время в Китае выделяются следующие социокультурные элементы данной стратегии:

- защита безопасности человеческого потенциала государства. При возможных вызовах и рисках необходимо предпринимать эффективные и правильные меры по защите человеческого потенциала страны, продвигать законы о работе человеческого потенциала, в первую очередь утвердить соответствующую требованиям своего развития систему человеческого потенциала, проводить комплексную политику по обеспечению его притока, прислушиваться к мнению общественных масс внутри страны, а также заимствовать опыт других стран;

- необходимость укрепления работы с человеческим потенциалом на международном уровне, что подразумевает активный «выход вовне» («цзоучуцюй»). Используя преимущества положения страны на международной арене, на основе консульств или ассоциаций иностранных выпускников проводить работу по обучению кадров за рубежом, создать там все необходимые условия, а также привлекать человеческие ресурсы извне;

- совершенствование институциональной среды для развития человеческого потенциала: углубление реформы регистрации и прописки, совершенствование системы поиска работы, постепенное открытие рынка рабочей силы, углубление реформы социального обеспечения;

- продвижение инновационной системы управления человеческим потенциалом, предоставление широкого спектра образовательных и государственных услуг для развития человеческого потенциала;

- постоянное обновление человеческого потенциала («чуаньсинь цзичжи»), включая увеличение инвестиций в технологии, подготовку, эффективное использование, оценку, распределение и стимулирование человеческих ресурсов.

Аксиологическое содержание «стратегии человеческого потенциала» попытался раскрыть китайский ученый Ван Хуэйяо. Он отмечает, что человеческий потенциал, во-первых, должен обладать обязательными знаниями и навыками, во-вторых, осуществлять креативную деятельность, в-третьих, вносить вклад в дело «строительства трех культур» (саньгэ венмин дяншэ), т.е. материальной, политической и духовной. При этом знания и навыки являются внутренней энергией человеческого потенциала, креативная деятельность - это основная воспроизведенная форма данной энергии, а вклад в общественное развитие - это результат деятельности энергии человеческого потенциала. Из этих трех пунктов несложно выявить, что высококвалифицированные кадры, кадры на селе, социальные работники, работники культуры включаются в широкие ряды строительства человеческого потенциала в Китае [5, с. 187].

В декабре 2003 г. на совещании по работе с человеческим потенциалом был выдвинут новый критерий, который характеризует человеческий потенциал следующим образом: человеческий потенциал - это люди, обладающие обязательными знаниями, эрудицией и квалификацией, которые могут применить свои знания в новаторской (творческой деятельности) и тем самым внести большой вклад в строительство социализма и развитие «трех культур» [6, с. 27].

Данный критерий соотносится с основными духовными принципами, упомянутыми в «Программе построения гражданской нравственности» (Гуньмин даодэ), принятой в октябре 2002 г.: дух «раскрепощения сознания», дух «активного смелого творчества и обновления», дух «продвижения вперед, невзирая на трудности», дух «упорной борьбы», дух «бескорыстного служения». Эта программа была принята в рамках курса «добродетельное правление», провозглашенного в 2001 г. В ней обосновывается важность проблем, связанных с гражданской моралью, описаны руководящие идеи общества, обладающего высокими моральными качествами, а также формулируются конкретные шаги руководства КНР в сфере укрепления моральных ориентиров в обществе. Тем самым делается акцент на морально-нравственном воспитании человеческого потенциала. Не случайно отмечается, что человеческий потенциал - это люди, обладающие высокими моральными качествами. Примечательно, что это является своего рода воплощением конфуцианского принципа «дэ», столь актуального и в сфере пропаганды морального образа поведения. С другой стороны, моральность, основа основ мира и порядка в китайском обществе, связанная с рационализмом конфуцианства, акцентирующего внимание на групповых ценностях, считается важнейшим средством и критерием воспитания идеальной личности.

Большое значение в процессе воспитания также имеют «пять принципов любви»: «любить родину», «любить народ», «любить труд», «любить науку» и «любить социализм». Эти принципы близки истолкованию главной модели в конфуцианстве - принципу «чжун» (преданность, верность).

«Стратегия державы человеческого потенциала» тесно связана с ценностной концепцией «общества, основанного на знаниях» (чжишисин шэхуэй). Данная концепция направлена на формирование государства инновационного типа к 2020 году и базируется на традиционной идеологеме «человек - основа». Здесь можно провести параллель с конфуцианской категорией «чжи» - знание, мудрость, рассудительность, здравый смысл.

«Стратегия державы человеческого потенциала» наполнена ценностным смыслом и является основным фактором реализации «китайской мечты», а также вписывается в «научную концепцию развития» Китая. Такая категория конфуцианской аксиологии как «гармония» заложена в основу концептов «гармоничной культуры»,

«гармоничного общества», «гармонии человека и природы» и «гармоничного мира», используемых в современном Китае для идеологического обоснования курса современной политики. Содержание стратегии определяется ценностным принципом «человек - основа», который направлен на всестороннее и гармоничное развитие и саморазвитие человека, что означает признание его в качестве высшей ценности. Поэтому в реализации стратегии державы человеческого потенциала данному принципу отводится особая роль.

По мнению В. А. Абрамова: «Китайские культурные традиции как инструмент коммуникации осуществляют трансляцию от поколения к поколению необходимых государству социокультурных ценностей... В связи с этим необходимым представляется: усиление и поддержка первичной национальной идентичности путем возрождения ценностей традиционной культуры; опора на практику и гармонию как на связующее звено между традиционными и современными социокультурными стандартами» [1, с. 83].

Крупнейшая китайская инновация - это «китайский путь» сам по себе, т.е. путь социалистической модернизации с китайской спецификой. Модернизация Китая - это обновление державы с крупнейшим в мире населением. В момент ее основания КНР была страной с наибольшей численностью крестьян, бедных и неграмотных. Успех китайской модернизации сам по себе является громадным вкладом в развитие человечества. Человеческий потенциал - один из основных факторов и преимуществ социалистической модернизации с китайской спецификой. Реализация «стратегии человеческого потенциала», с одной стороны, внутренние трансформационные процессы страны и общемировые тенденции построения «инновационного общества», с другой, являются основными факторами успешной реализации «китайской мечты».

«Китайская мечта» («чжунго мэн») стала новой ценностью. «Осуществление великого возрождения китайской нации - это величайшая мечта китайской нации, начиная с нового времени», - упомянул новый партийный руководитель Си Цзиньпин. Одновременно «китайская мечта» заняла приоритетное место в идейно-пропагандистской работе внутри Китая и за его пределами, она выступает в качестве инструмента сплочения китайского общества и формирования позитивного образа страны за рубежом. В концентрированном виде «мечта» отражает чаяния нескольких поколений китайцев, что придает ей историческую легитимность. Она способна сплотить современное общество, поскольку является чаянием каждого китайца [2, с. 74].

На первом заседании ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей) нового созыва была представлена более подробная характеристика «мечты» и условий ее реализации. Три компонента «китайской мечты» - это богатое и сильное государство (гоцзя фуцян), национальное возрождение (миньцзу чжэнсин) и народное счастье (жэньмин синфу). Три условия ее претворения в жизнь - это движение вперед по китайскому пути (цзоу Чжунго даолу), возвышение китайского духа (хуньян Чжунго цзиньшэн) и сплочение сил Китая (нинцзюй Чжунго лилян).

Культурные ценности выступают как «духовная» основа формирования державы человеческого потенциала. Аксиологическое содержание «стратегии человеческого потенциала» наполняет ее гуманистическим конфуцианским смыслом, универсальным по своей природе. В условиях глобализации философско-антропологические идеи традиционной культуры Китая выступают как мировоззренческая основа инновационного развития.

Список литературы

1. Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010. 240 с.

2. Абрамов В. А., Абрамова Н А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. М.: Восточная книга, 2014. 256 с.

3. Коренкова О. О. Человеческий потенциал как основа модернизации современного китайского государства (социально-философский анализ): автореф. дисс. ... к. филос. н. Чита, 2013. 19 с.

4. ^ЖЙоЯЙА^ЁХЙ^МЙШ (Ло Хунте. Обсуждая практические вопросы человеческих ресурсов. Пекин, 2010. 376 с.).

5. ^^ЯоЯ^Й^ (Ван Хуэйяо. Государственная стратегия. Нанкин, 2001. 245 с.).

6. HffioAiflt (Ван Тунсюнь. Общая теория человеческого потенциала. Пекин, 2010. 413 с.).

7. Й^АоА^И^Й^Л (Гао Цюаньли. Мировая конкурентоспособность высококвалифицированных кадров. Пекин, 2010. 456 с.).

8. <■ (Ли Яньпин. Стратегия державы человеческого потенциала и развитие человеческих ресурсов с китайской спецификой. Пекин, 2010. 271 с.).

VALUE FOUNDATIONS OF THE STRATEGY OF "THE POWER OF HUMAN POTENTIAL" IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Dugarova Svetlana Bazarzhapovna

Transbaikal State University sveta.sod@gmail. com

The article is devoted to the philosophical analysis of one of the main development programs of the modern Chinese society -the strategy of the "power of human potential", the content of which is determined by traditional values. It is noted that the strategy of the "power of human potential" is filled with value meaning and correlates with such axiological conceptions as "harmony", "formation of civil liability", "society of knowledge", and "Chinese dream".

Key words and phrases: The People's Republic of China; values; "power of human potential"; "society of knowledge"; "Chinese dream".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.