Научная статья на тему 'Особенности формирования предмета философии экологии'

Особенности формирования предмета философии экологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ / СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ / PHILOSOPHY / ECOLOGY / PHILOSOPHY OF SCIENCE / PHILOSOPHY OF ECOLOGY / ONTOLOGICAL BASES / EPISTEMOLOGICAL BASES / SOCIOCULTURAL BASES / SYSTEM METHODOLOGY / ECOLOGY BASES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доронина Марина Вячеславовна

В статье исследуются основные принципы и закономерности формирования предмета философии экологии. В этих целях сначала проводится методологический анализ различных подходов к определению предмета философии экологии, а также выясняются методологические трудности в его разрешении. Затем изучаются особенности функционирования философии экологии в современной науке. На системной основе предлагается новая, целостная модель предмета философии экологии. Это позволяет глубже и полнее осмыслить цели, задачи и функции философии экологии в развитии современного экологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING THE SUBJECT OF PHILOSOPHY OF ECOLOGY

The article investigates the basic principles and laws of the formation of the subject of philosophy of ecology. For this purpose at first the author carries out the methodological analysis of different approaches to the determination of the subject of philosophy of ecology, and also identifies methodological difficulties in its solution. Then the paper studies the functioning of philosophy of ecology in modern science. On the systemic basis the article proposes a new integrated model of the subject of philosophy of ecology. This contributes to deeper and fuller understanding of the objectives, tasks and functions of philosophy of ecology in the development of modern ecological knowledge.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования предмета философии экологии»

Доронина Марина Вячеславовна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ ЭКОЛОГИИ

В статье исследуются основные принципы и закономерности формирования предмета философии экологии. В этих целях сначала проводится методологический анализ различных подходов к определению предмета философии экологии, а также выясняются методологические трудности в его разрешении. Затем изучаются особенности функционирования философии экологии в современной науке. На системной основе предлагается новая, целостная модель предмета философии экологии. Это позволяет глубже и полнее осмыслить цели, задачи и функции философии экологии в развитии современного экологического знания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/8/17.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 64-67. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

COLLABORATION OF VILLAGE READING ROOMS AND NORTHERN COOPERATION IN THE 1920S

Dianova Elena Vasil'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Petrozavodsk State University elena-dianowa@yandex. ru

The article is devoted to the interaction of rural cultural and educational institutions, which in the 1920s were under the supervision of the People's Commissariat for Education, with cooperative organizations. The paper covers the issue of providing financial aid to village reading rooms on the part of the cooperative societies, consumer societies and agricultural partnerships of the European North, shows their participation in cooperative propaganda and different events of village reading rooms as bases of rural educational work, analyzes authoritative methods to regulate relations between village reading rooms and cooperatives.

Key words and phrases: cultural and educational institutions; village reading rooms; cooperation; material aid; cooperative propaganda.

УДК 113

Философские науки

В статье исследуются основные принципы и закономерности формирования предмета философии экологии. В этих целях сначала проводится методологический анализ различных подходов к определению предмета философии экологии, а также выясняются методологические трудности в его разрешении. Затем изучаются особенности функционирования философии экологии в современной науке. На системной основе предлагается новая, целостная модель предмета философии экологии. Это позволяет глубже и полнее осмыслить цели, задачи и функции философии экологии в развитии современного экологического знания.

Ключевые слова и фразы: философия; экология; философия науки; философия экологии; онтологические основания; гносеологические основания; социокультурные основания; системная методология; основания экологии.

Доронина Марина Вячеславовна, к. филос. н., доцент

Государственный аграрный университет Северного Зауралья bio-farm24@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ ЭКОЛОГИИ

Среди основополагающих направлений современного научного знания важное место занимают философско-экологические исследования. При этом на синтетические процессы развития теории экологии оказывают влияние, прежде всего, становление и формирование особого направления в философии науки - философии экологии.

Проблема формирования предмета философии экологии относится ко второй половине двадцатого столетия. Именно с этого времени человечество стало осознавать негативные последствия своей деятельности, а именно: загрязнение окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенного покрова и др.), исчезновение целого ряда животных и растений, разрушение естественных биоценозов и биогеосистем, нерациональное использование природных ресурсов и многие другие, которые привели к экологическому кризису. Вот почему и активизировались философские, культурологические, социально-экономические, экологические, психологические, ценностные, политико-правовые и другие исследования, связанные с необходимостью объяснения, понимания и прогнозирования взаимодействия человека с природным бытием. Все это и послужило объективным основанием к постановке и исследованию проблемы формирования системно-философского «образа» экологического знания и, прежде всего, предмета философии экологии. Данная проблема относится к числу наиболее сложных и слабо разработанных в современной философии науки, в том числе и в философии экологии, и требует для своего разрешения привлечения не только теоретического материала экологической науки, но и философско-методологического знания.

Надо отметить, что в современной научной литературе существуют различные подходы к определению предмета философии экологии и её структуры. Так, одни авторы выстраивают предметную область философии экологии в онтологическом измерении [7; 13, а 194-196]; другие - в гносеологическом измерении [5, а 59-64; 6, с. 56-98]; третьи - в социокультурном измерении [14, с. 196-199]. В структуру философии экологии ряд авторов включает и такие дисциплины, как экология экономики [1; 3; 10], политическая экология [2; 8, с. 170-179], экологическая этика [4, с. 37-49; 9, с. 43-46; 11, с. 258-288] и многие другие.

В целом, положительно оценивая представленные здесь методологические позиции авторов относительно определения предмета философии экологии, вместе с тем нельзя не отметить, что большинство из этих позиций не всегда четко осмысливает системность предмета философии экологии, системный анализ данных определений осуществляется ими лишь на уровне структурно-функционального подхода. К сожалению, указанные авторы не использовали в определении предмета философии экологии всех возможностей богатого по содержанию системного подхода (интегрирующий фактор, связи субординации, системные качества,

принципы самоорганизации и саморазвития и др.), имеющего место в современной философской и научной литературе [12; 15, с. 86-91]. Поэтому для разрешения проблемы формирования и определения предмета философии экологии и необходимо, прежде всего, разработать его системно-философские основания.

Для выяснения особенностей философии экологии следует соотнести ее с другими дисциплинами, изучающими отдельные аспекты научной экологической деятельности. Так, современная экология представляет собой сложную комплексную науку, состоящую из ряда научных отраслей и дисциплин, порой отдаляющих от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии) об отношениях живых организмов с окружающей их средой, хотя в основе всех современных направлений экологического знания находятся фундаментальные идеи биоэкологии. В структуру экологического знания входят и такие научные дисциплины, как аутоэкология, изучающая взаимоотношения организма (особи, вида) с окружающей его средой; популяционная экология, исследующая внутрипопуляционные взаимоотношения между организмами и прямые и обратные связи популяций, биоценозов со средой их обитания; биогеоэкология, исследующая биогеосистемы сложных иерархических уровней, интегрирующих в себе живую и неживую природу, а именно: почву, биогеоценоз, экосистему, ландшафт и др.; глобальная экология, изучающая биосферу Земли в связи с отношением её с неживой природой в границах более универсальной системы нашей планеты -биогеосферы; социальная экология, под которой понимается наука о законах взаимодействия природы и общества; и др. Каждый указанный раздел в экологии даёт свой специфический «срез» с целостного экологического объекта. Им присущи свои конкретные методы исследования, рассматривающие объект экоси-стемного исследования с разных сторон. На современном этапе на границе смежных разделов экологии возникают и такие её разделы, как экологическая химия, экологическое земледелие, экологическое почвоведение и др. Они, безусловно, меняют структуру современной экологии и приближают нас к целостному представлению о природных экосистемах и выступают как бы предпосылкой общей теории экологии. Однако более глубокий и полный синтез экологического знания осуществляется философией экологии. Философия экологии выступает в качестве мировоззренческого и методологического ориентиров для дисциплин, анализирующих отдельные аспекты экологического знания, поскольку она (философия экологии) исследует природу и структуру экологического знания, а также методы и нормы получения объективно истинного знания об экологическом бытии. Вместе с тем при разработке общих принципов и положений философия экологии опирается на систему отдельных дисциплин, изучающих научную экологическую деятельность.

Философия экологии как специальная прикладная философская дисциплина решает основную свою цель -творчески применить целостный и системный подходы в изучении ряда важнейших для нее проблем. Во-первых, это проблемы, идущие от философии к экологии, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Во-вторых, это проблемы, возникающие внутри самой экологии и нуждающиеся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается, как правило, философия. В-третьих, это проблемы, относящиеся к системе соотношения философии и экологии с учетом их общности и фундаментальных различий.

При таком подходе философия экологии включает в себя эпистемологию, методологию и социологию экологического познания. При этом главной проблемой философии экологии является выяснение системности и развития экологического знания.

Можно также выделить и определить особый статус или положение философии экологии в современной философии науки. Современная философия экологии является результатом обобщения всех имеющихся подходов в определении её места в системе философии науки и философского знания в целом. Она выступает в качестве главного звена между экологическим, естественнонаучным и социально-гуманитарным знаниями. Философия экологии позволяет выделить и определить место экологии в современной цивилизации и культуре в её многообразных отношениях к экономике, политике, праву, морали, искусству, религии и др. и тем самым выполнить и общекультурные функции. Философия экологии дает возможность обратить внимание на философский аспект любой научной экологической проблемы, а, следовательно, на отношения экологического познания к бытию, экологического мышления к действительности. Философия экологии стимулирует интерес к экологии и разрабатывает развернутую систему взглядов, представлений на проблему развития экологического знания. Итак, уяснение общих закономерностей и принципов философии экологии имеет большое значение для более глубокого понимания сущности и природы философских вопросов экологического знания, в том числе и для определения предмета философии экологии и его структуры.

Самым абстрактным и удалённым от экологического бытия в структуре экологического знания является философско-экологическое знание. Оно формируется на стыке философского и экологического типов научного знания. Философско-экологическое знание конструирует с позиции философского знания мировоззренческие и методологические основания концепции экологического бытия, его закономерностей организации, функционирования и развития. При этом важной познавательной процедурой является выделение и определение в философско-экологическом знании предметной его области.

В современной литературе наиболее распространенным подходом к определению предмета философии экологии является включение в его содержание мировоззренческих и методологических оснований [16; 17]. Безусловно, такой подход к определению философии экологии является важным и весьма плодотворным. Однако он выполняет не все задачи и функции в современном экологическом знании. Поэтому можно дать и более развернутое и содержательное определение предмета философии экологии. В этом смысле философия экологии выступает как прикладная философская дисциплина, которая изучает природу экологического

познания, экологию как целостное образование, её общие закономерности и основания, методы и методологию экологического знания, взаимоотношения философии и экологии, взятых на разных этапах исторического развития общества и культуры.

Главная цель философии экологии состоит в раскрытии тех методов, способов, приёмов, с помощью которых достигается объективно истинное экологическое знание об экологической реальности и её основных формах, видах и уровнях. Для достижения этой цели философия экологии опирается на результаты исследований в области истории экологии, биоэкологии, биогеоэкологии, геоэкологии, космоэкологии, глобальной экологии, экологии человека, социальной экологии, экологии культуры и др. Изучая общие закономерности обоснования и развития экологического знания, философия экологии на разных этапах истории развития общества раскрывает именно рациональные методы и нормы достижения объективно истинного экологического знания.

Философия экологии является довольно сложным образованием. В её структуру включаются такие общенаучные и социокультурные экологические дисциплины как экология экономики, экология политики, экология права, экологическая этика, экологическая эстетика, социальная экология, экология культуры, экология религии, экологическая психология и др.

В философии экологии представлены философские аспекты большинства экологических наук. Эти фило-софско-экологические разделы органично связаны друг с другом, в их познавательных процедурах есть как общее, так и специфическое.

Необходимо подчеркнуть, что философия экологии занимает достойное место в структуре философии науки. С одной стороны, включая в себя в модифицированном виде универсальные закономерности общей концепции философии (онтология, гносеология, логика, методология), философия экологии определяет стратегические пути формирования и развития философских проблем экологического знания. С другой стороны, отдельные философские проблемы экологии дают теоретический и методологический материал для обобщения философии науки, в том числе и философии экологии, служат связующем звеном между общей концепцией философии науки и концепциями экологического знания.

В структуре философии экологии отдельные её разделы тесно взаимодействуют друг с другом. На их стыке в структуре философии экологии формируются философско-методологические аспекты таких комплексных проблем, как проблемы социальной экологии, эстетики природы, сельскохозяйственной экологии, медицинской экологии, техносферной безопасности, глобальных проблем современности, концепции коэво-люционного и ноосферного движения и др.

Итак, выделение и определение предмета философии экологии, его особенностей и структуры, а также места философии экологии в системе философии науки имеют большое значение не только для осмысления его сущности и природы, но и для понимания основных методологических путей формирования целостного образа современного экологического знания.

Список литературы

1. Бобылев С. Н. Экологизация экономического развития. М.: Наука, 1994. 169 с.

2. Буровский А. М., Якуцени С. П. Политическая экология. Красноярск: Андрей Буровский, 2010. 464 с.

3. Василенко В. А. Экология и экономика: проблемы и поиски устойчивого развития. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-е), 1995. 203 с.

4. Василенко Л. Н. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 37-49.

5. Доронина М. В. О системно-философских основаниях современного экологического знания // Европейский журнал социальных наук. М.: Изд-во Международного исследовательского института, 2014. Т. 3. № 7 (46). С. 59-64.

6. Доронина М. В., Табуркин В. И. Экология в системно-философском измерении: монография. Тюмень: Изд-во Государственного аграрного университета Северного Зауралья, 2013. 178 с.

7. Жернакова Л. Г. Экология в онтологическом измерении: автореф. дисс. ... к. филос. н. Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета, 2009. 21 с.

8. Климов Ю. А. Политическая экология - новое научное направление // Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 170-179.

9. Майорова Е. И., Фалько В. И. Экологическая этика и экология духа в условиях глобального кризиса // Вестник Российского философского общества. 2011. № 3 (59). С. 43-46.

10. Пискулова Н. А. Экологический вектор развития мировой экономики. М.: Навона, 2010. 240 с.

11. Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: сб. научн. ст. / сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Наука, 1990. С. 258-288.

12. Табуркин В. И. Принцип целостности в философии и естествознании. Новосибирск, 1992. 134 с.

13. Табуркин В. И., Доронина М. В. Онтологические основания экологического знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17). Ч. I. С. 194-196.

14. Табуркин В. И., Доронина М. В. Социокультурное измерение экологического знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17). Ч. I. С. 196-199.

15. Табуркин В. И., Табуркин Е. В. Эволюция биогеотической природы в системном измерении // Астраханский вестник экологического образования. Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра, 2012. № 4 (22). С. 86-91.

16. Философия экологического образования / под общ. ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс - Традиция, 2001. 416 с.

17. Хасле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 227 с.

PECULIARITIES OF FORMING THE SUBJECT OF PHILOSOPHY OF ECOLOGY

Doronina Marina Vyacheslavovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Agrarian State University of Northern Zauralye bio-farm24@yandex. ru

The article investigates the basic principles and laws of the formation of the subject of philosophy of ecology. For this purpose at first the author carries out the methodological analysis of different approaches to the determination of the subject of philosophy of ecology, and also identifies methodological difficulties in its solution. Then the paper studies the functioning of philosophy of ecology in modern science. On the systemic basis the article proposes a new integrated model of the subject of philosophy of ecology. This contributes to deeper and fuller understanding of the objectives, tasks and functions of philosophy of ecology in the development of modern ecological knowledge.

Key words and phrases: philosophy; ecology; philosophy of science; philosophy of ecology; ontological bases; epistemological bases; sociocultural bases; system methodology; ecology bases.

УДК 008:351.858(510) Философские науки

Статья посвящена философскому анализу одной из основных программ развития современного китайского общества - стратегии «державы человеческого потенциала», содержание которой детерминировано традиционными ценностями. Отмечается, что стратегия «державы человеческого потенциала» наполнена ценностным смыслом и соотносится с такими аксиологическими концепциями, как «гармония», «построение гражданской нравственности», «общество знаний», «китайская мечта».

Ключевые слова и фразы: КНР; ценности; «держава человеческого потенциала»; «общество знаний»; «китайская мечта».

Дугарова Светлана Базаржаповна

Забайкальский государственный университет sveta. sod@gmail. com

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ «ДЕРЖАВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА» В КНР

Практической программой действий по развитию человеческого потенциала в Китае стала «Стратегия создания державы человеческого потенциала» (жэньцай тянго чжанлюе). Она была выдвинута в 2003 г. в «Решении ЦК КПК и Госсовета по укреплению работы по подготовке высококвалифицированных кадров». Данная стратегия явилась комплексной программой по наращиванию и развитию человеческого потенциала в дополнение к материальному, духовному, социальному, технологическому потенциалам [3, с. 9]. Основной ее целью является повышение конкурентоспособности Китая на международной арене.

Разработкой стратегии занимались руководители и политики КНР, в числе которых Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзянь Цзэминь, Ху Цзиньтао, а также ряд ученых: Ли Яньпин, Гао Цюаньли, Ни Пэнфэй, Пань Чэнгуан, Хань Цинсяни и многие другие.

Заместитель директора Академии общественных наук КНР Гао Цюаньли отмечает, что проблема человеческого потенциала является ключевой в деятельности государства, она определяет развитие и использование остальных его ресурсов [7, с. 25].

Китайские ученые Ни Пэнфэй и Пань Чэньгуан утверждают, что человеческий потенциал является неотъемлемым компонентом создания совокупной мощи китайского государства [4, с. 302].

«Стратегия державы человеческого потенциала» характеризуется следующими четырьмя ценностными принципами:

- «большие масштабы человеческого потенциала» («женьцай гуймо да»), что означает, основываясь на практических соображениях, непрерывное увеличение масштабов развития человеческого потенциала и достижение его абсолютных значений к 2020 году;

- «повышение уровня человеческого потенциала» («женьцай шуэйпин гао»), что означает повышение конкурентоспособности человеческого потенциала Китая на международной арене, увеличение его инновационных способностей и богатства;

- «формирование многоуровневой системы человеческого потенциала» («синчэн дуоценцы женьцай тхи-ли») - с точки зрения распределения человеческого потенциала сформировать районы концентрации человеческого потенциала (женьцай дьюдицю), центры человеческого потенциала («женьцай хэсинцю»), районы распространения человеческого потенциала («женьцай саньбуцю»); с точки зрения влияния человеческого потенциала выделяются интернациональный человеческий потенциал («гуодихуа женьцай») и локальный человеческий потенциал («бентху женьцай»), каждый из которых обладает капиталом, участвует в международной социально-экономической жизни, тем самым имеет влияние на разных уровнях. С точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.