УДК 100.41:574
М. В. Доронина
О ЦЕЛОСТНОСТИ ПРЕДМЕТА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ
ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»
M. V. Doronina ABOUT THE INTEGRITY OF A MODERN ECOLOGY Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Tyumen State Agricultural Academy»
В статье приводится системный анализ формирования предмета экологического знания и его методов исследования. Определяются системные пути конструирования целостной модели предмета экологии.
Ключевые слова: системная методология, объект экологического исследования, предмет экологического знания, структура предмета экологии.
The system analysis of formation of a subject of ecological knowledge and its methods of research is carried out in the article. The system ways of constructing of complete model of ecology as a subject are defined.
Key words: system methodology, object of ecological research, subject of ecological knowledge, structure of ecology as a subject.
Марина Вячеславовна Доронина
Marina Vyacheslavovna Doronina кандидат философских наук, доцент Россия, 625022, г. Тюмень, ул. Щербакова, д. 86, кв. 55 E-mail: [email protected]
В современных условиях в связи с дальнейшим развитием экологической науки, непрерывного возникновения в её структуре новых научных дисциплин, вопрос определения предмета экологии и его структуры имеет важное теоретическое и практическое значение. От четкого выделения и определения предмета экологии и его структуры во многом зависит постановка и решение основных задач её развития. Эта важная проблема относится к числу наиболее сложных в современной экологии и требует для своего разрешения привлечения не только теоретического материала этого раздела науки, но и философско-методологического знания. В этой связи в полной мере проявляются методологические функции основных принципов научной философии. При этом надо особенно отметить, что принцип целостности есть один из универсальных установок определения любой науки, в том числе и предмета экологии.
Первым системно-методологическим шагом анализа предмета экологии является выяснение его онтологического основания. В качестве онтологического основания предмета экологии в данном научном исследовании выделяется природно-экологическая реальность.
Природно-экологическая реальность - это объективно-материальная реальность. В отличие от общества и человека, мир природно-экологической
реальности существует до, вне и независимо от человека и его сознания. Обычно в современной научной литературе этот мир (без человека и его культуры) называют биогеосферой [1, с. 72-85]; [2, с. 110-112]. Он представляет собой мир отношений живой и неживой природы и образует особую «буферную» сферу, связывающую социальный и социально-экологический мир с внешней природой - Космосом, Вселенной. Общество должно помнить об этом и всегда заботиться об её сохранности и развитии. Следовательно, об экологическом бытии как природно-объективной реальности можно утверждать, что её природные экосистемы существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. В этом заключается коренное отличие экосистем природы как особой формы бытия. Природа как сложная экосистема в целом бесконечна в пространстве и времени. Её структурными уровнями организации являются: организм, биоценоз, биогеоценоз и биогеосфера в целом. Природные экосистемы объективно реальны и первичны также и в том смысле, что без них невозможна жизнедеятельность организмов, в том числе жизнь и деятельность человека.
Под предметом же экологического исследования понимают некоторую целостность, выделенную из мира природно-экологических объектов в процессе экологической деятельности и экологического познания. Основное структурное отличие предмета от объекта в экологическом исследовании заключается в том, что в предмет экологии входят лишь главные, существенные стороны и свойства исследуемого объекта. В общегносеологическом плане предмет экологии обусловлен объектом и является зафиксированной в определенной знаковой форме его стороной. Поэтому, безусловно, в самом объекте экологического исследования никакого предмета экологии не содержится. Он может быть выделен лишь из объек-
та (природно-экологической реальности) в процессе познавательно-практической деятельности человека (субъекта).
Вторым методологическим шагом в формировании целостной природы предмета экологии является его обусловленность специальными методами и средствами познания. Действительно, характер предмета экологии определяется не только спецификой его объекта исследования, но и системой методов и средств познавательного процесса. Надо отметить, что вопрос о методах исследования возник вместе с зарождением самой науки об экосистемах - экологии. На протяжении всей истории развития экологии её методологическое вооружение всё более и более совершенствовалось и развивалось. В результате этого в экологии появилась своя система методов исследования [3, с. 54-67; 4]. Поскольку знания об экосистемах и методах их исследования в истории экологии непрерывно изменялись, то и предмет этой науки тоже всё время изменялся.
История экологии нам показывает, что познание природных экосистем начинается, как правило, с изучения их более простых и доступных связей и отношений. Прежде чем перейти от познания явлений к сущности объекта, необходимо получить о нём самые общие представления и наметить пути к его дальнейшему исследованию. В этой связи ещё Ф. Энгельс отмечал: «Надо было исследовать предметы прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят» [5, с. 303]. Действительно, на начальном этапе познания в экологии преобладали исследования описательного характера. Познание природных экосистем выступало здесь лишь в форме эмпирического анализа и синтеза. Элементы эмпирического экологического знания были достигнуты на основе лишь методов наблюдения и описания природных экосистем. Это был так называемый собирательный этап, связанный с выявлением внешних характеристик отдельных сторон и свойств экосистем. Экология в это время ещё не выделилась в самостоятельную науку и не имела своих методов и предмета исследования. Поэтому к моменту становления экологии она была частью лишь биологии или других естественных наук. Однако уже в то время накопление эмпирического материала об экосистемах (почвы, биоценоза, биогеоценоза и др.) требовало его теоретического и методологического осмысления и исследования в практике охраны и рационализации землепользования и природопользования в целом.
В процессе дальнейшей познавательной деятельности происходит выделение предмета форми-
рующейся науки о природных экосистемах и разработка адекватного ему метода исследования. Как известно, экология как наука стала зарождаться в конце XIX и первой половине XX веков. Будучи по природе своей наукой глубоко целостной и исторической, она не могла успешно развиваться в рамках механистического способа мышления. Накопившиеся к тому времени факты и материалы по изучению экосистем Земли требовали объяснения и увязки их во времени и пространстве. Объективное содержание фактов развития экосистем подводило исследователей к их целостному и историческому объяснению. С проникновением целостных и исторических идей экология вступила в новый этап своего развития. Разрозненные звенья и представления о различных сторонах и свойствах природных экосистем необходимо было связать в единое целое. Объект исследования в экологии стал выступать в виде развивающегося процесса, в котором необходимо вскрыть системные и исторические связи и отношения, до того рассматривавшиеся, как правило, изолированно друг от друга. В отличие от предыдущего этапа, на котором доминировали методы эмпирического анализа и синтеза, на новом этапе развития экологии наблюдается тенденция к теоретическому анализу и синтезу имеющихся знаний. Методы теоретического анализа и синтеза в исследовании экосистем неразрывно связаны, и как различные ступени единого познавательного процесса позволяют раскрыть глубже и полнее сущность экоразвития. Поэтому в этой связи еще Ф. Энгельс в своё время указывал: «Мышление состоит столько же в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» [5, с. 41].
В реальном процессе познания эмпирический анализ и синтез диалектически связаны с теоретическим анализом и синтезом. Однако на начальном этапе познания объекта их диалектическая взаимосвязь конкретно осуществляется через элементарную форму теоретического синтеза. На основе этой формы познания выявляются в сложном объекте связи по типу корреляции или координации [6, с. 48]. Познание такого типа связей имеет большое значение и для становления целостного «образа» предмета экологии. Такой уровень её познания стал проникать в экологию в связи с накоплением эмпирического знания об экосистемах и невозможностью с помощью односторонних методов исследования познать сущность и причины экоразвития сложных природных систем. Этот этап в развитии экологии качественно изменил её предмет и методы исследования.
В самом деле, экология уже в момент своего возникновения была связана с рядом общенаучных методов. Из естественных наук (геологии, географии,
биологии, почвоведения и др.) в экологию «пришёл» сравнительно-географический метод, который позволил исследовать «вековечную зависимость, генетическую и всегда закономерную связь, какая существует между мёртвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами - с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром - с другой» [7, с. 330]. Сравнительно-географический метод помог, например, В. В. Докучаеву создать учение о почвенных зонах, сформулировать законы вертикальной и горизонтальной зональности почв. Учение о законах природы оказало влияние на становление такой классификации природных экосистем, как почва, биоценоз, биогеоценоз, ландшафт и др. В современных условиях сравнительно-географический метод остаётся одним из основных общенаучных методов в экологии. Он позволяет вскрыть важные коррелятивные (функциональные) связи основных факторов развития природных экосистем: материальной природы, климата, рельефа, растительных и животных организмов и др. Благодаря сравнительно-географическому методу в структуре экологии выделились такие её разделы, как экологическое почвоведение, экологическое ландшафтоведение, популяционная экология, биогеоэкология и др.
Однако коррелятивные связи природных факторов развития экосистем, лежащие в основе сравнительно-географического метода, оказываются недостаточными при решении вопросов определения сущности процессов и общей направленности эволюции экосистем. Поэтому в целях более глубокого исследования этих процессов в экологии применяется исторический метод. Большое влияние на проникновение в экологию идей развития, а, следовательно, и на формирование и применение в ней исторического метода, оказали в биологии эволюционное учение Ч. Дарвина, в геологии - учение Ч. Лайеля об эволюции земной коры и в почвоведении - учение В. В. Докучаева, согласно которому почва, как и любое тело природы, имеет свою историю. В настоящее время исторический метод является одним из важнейших общенаучных методов в экологии и служит основой формирования эволюционной экологии.
Вместе с тем надо отметить, что функциональные связи природных факторов экоразвития, элементарные исторические связи эволюции экосистем, лежащие в основе сравнительно-географического и исторического методов, оказываются недостаточными при решении вопросов исследования самодвижения и саморазвития природных экосистем. Поэтому в целях более глубокого познания внутренних механизмов функционирования и развития экосистем в современной экологии указанные обще-
научные методы и обогащаются, на наш взгляд, структурно-историческим подходом [8, с. 45-49; 9, с. 87-95]. Диалектический синтез принципов целостности и развития конкретно выражается в синтезе сравнительно-географического и исторического методов в исследовании сущности и причины развития природных экосистем, но и через них оказывает влияние на эмпирический уровень экологического познания. Именно поэтому всеобщие принципы целостности и развития, конкретно модифицированные в структурно-историческом подходе, и их органический синтез в познании помогают преодолеть тот барьер, который существует до сих пор в современной экологии между её теоретическими основами и эмпирическими данными, полученными на основе экспериментальных методов, а также вскрыть несостоятельность односторонних взглядов на экосистему как лишь только равновесную систему, распространенных весьма широко среди современных ученых-естествоиспытателей.
В настоящее время наблюдается быстрый прогресс физических, химических, биологических и многих других методов изучения процессов и свойств природных экосистем. Происходит широкое применение в экологии спектроскопии, рентгенографии, термического анализа и т. д. В современной экологии намечается тенденция внедрения и математических методов исследования природных экосистем [4; 3, с. 61-63]. Особенно интенсивно развивается математическое моделирование экологических явлений и процессов [10, с. 328; 11, с. 31-42; 12]. Выступая в качестве одного из методов экологических исследований, моделирование одновременно позволяет прогнозировать изменения свойств и режимов экосистем в условиях, которые не наблюдались еще в опытах. Поэтому математические модели в экологии можно с успехом использовать и при решении вопросов проектирования и реализации экологических программ охраны и рационализации природопользования. Применение математических моделей в экологии позволяет количественно проанализировать функциональную зависимость между сложными природными экосистемами и их условиями существования и развития.
В современных условиях формируется также тенденция перехода экологии на модель устойчивого развития [13, с. 15-32; 14; 15, с.128-131; 16, с. 118-121]. Переход экологического знания на модель устойчивого развития является объективным и необходимым требованием современной эпохи. Оно вызвано тем, что экологический кризис современного общества, сопровождаемый нарушением взаимоотношений человека с природой, возникновением очагов и зон экологического бедствия, нацеливает (по-
буждает) людей формировать новое экологическое знание на принципах и идеях устойчивого развития. Новый уровень экологического знания с учетом модели устойчивого развития должен исходить из последовательной реализации системных идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее важных и актуальных социально-экономических проблем; сохранения природы и ее богатства не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков; связи охраны биосферы с движением в ноосферу, то есть в сферу коллективного разума, в сферу ноосферного социализма; возрастания роли теоретического знания и сознания в системе управления охраной и рационализацией природопользования. Безусловно, перечисленные тенденции ставят на новую ступень развития современную экологию, изменяют ее предмет и структуру. В структуре экологии появляются определенные специфические разделы со своими объектами и методами исследования.
Поэтому следующим методологическим шагом в исследовании предмета экологического знания является конструирование целостной модели предмета экологии.
Как известно, современная эпоха подвела человечество к глобальному экологическому кризису. Для преодоления этого процесса необходимо объединение человечества на уровне научного творчества, в центре которого должна быть системная логика [17, с. 119-121].
В этой связи можно также считать, что главным смысловым стержнем концепции предмета экологии являются ее системно-логические основания.
Надо отметить, что определенный вклад уже сделан в этом направлении в современной экологии [18].
В основном выяснены некоторые системные (структурно-функциональные) аспекты общей теории экологии. Однако использование лишь структурно-функционального подхода в современной экологии еще недостаточно для целостного понимания структуры предмета экологии. Для преодоления указанной методологической трудности в данном исследовании предлагаются и другие подходы - структурно-динамический и структурно-исторический [8, с. 40-49; 9, с. 84-95].
В организации целостных исследований учитывается, прежде всего, противоречивый процесс взаимодействия различных разделов в сложной структуре предмета экологии.
Так, современная экология представляет собой сложную комплексную науку, состоящую из ряда научных отраслей и дисциплин, порой далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии) об отношениях живых организмов с окружающей их средой, хотя в основе
всех современных направлений экологического знания находятся фундаментальные идеи биоэкологии. В структуру экологического знания входят такие научные дисциплины, как аутоэкология, изучающая взаимоотношения организма (особи, вида) с окружающей средой; популяционная экология, исследующая внутрипопуляционные взаимоотношения между организмами и прямые и обратные связи популяций со средой их обитания; синэкология, изучающая взаимоотношения популяций, биоценозов со средой их обитания; биогеоэкология, исследующая биогеосистемы сложных иерархических уровней, интегрирующих в себе живую и неживую природу, а именно: почву, биогеоценоз, ландшафт и др.; глобальная экология, изучающая биосферу Земли в связи с соотношением ее с неживой природой, в границах более универсальной системы нашей планеты - биогеосферы.
Каждый указанный раздел в экологии дает свой специфический срез с целостного объекта. Им присущи свои конкретные методы познания, рассматривающие объект экосистемного исследования с разных сторон.
На современном этапе получает развитие и тенденция к синтетическим обобщениям научного знания, которая выражается во все развивающемся процессе интеграции экологического знания. На границе системных разделов экологии возникают, например, такие ее разделы, как экологическая химия, экологическая физика, экологическое почвоведение, экогео-логия, ландшафтная экология и др. Они, безусловно, меняют структуру современной экологии и приближают нас к целостному представлению о природных экосистемах. Поэтому они выступают как бы предпосылкой общей теории экологии.
В целостном определении предмета любой науки прежде всего отображается внутренняя основа, интегрирующий фактор его объекта исследования. Поэтому весьма большую актуальность в исследовании природных экосистем (почвы, биогеоценоза, биоценоза, ландшафта и др.) как целостных образований приобретает вопрос о субординации, интегрирующей роли живого вещества и его круговорота как всеобщего основания, внутреннего взаимодействия их частей. На основании этого важного методологического базиса можно выделить и более четко определить предмет теоретической экологии. Надо отметить, что в структуре современного экологического знания об экосистемах теоретическая экология занимает особое, определяющее место. Теоретической экологией отображаются сложные природные экоби-огеосистемы со стороны их сущности, внутреннего источника их самодвижения и саморазвития, а именно, основного противоречия между живой и неживой
частями экосистем и их круговоротами, конкретно выражающееся как интегрирующее взаимодействие живого вещества и его круговорота в системе внутренних и внешних природных факторов экоразви-тия. Поэтому наиболее теоретизированными разделами в современной экологии являются: экологическое почвоведение, экологическая биогеоценология, экологическое ландшафтоведение, экология биосферы и биогеосферы и др., изучающие сложные биогеосистемы (экосистемы) типа почвы, биогеоценоза, ландшафта, биосферы и биогеосферы в целом нашей планеты.
Итак, для современной экологии характерна внутренняя противоречивость формирования и развития ее предмета. С одной стороны, на основе теоретико-аналитических методов исследования возникают такие разделы в экологии, как экология растений, экология животных, экология человека, биоэкология, геоэкология и многие другие. С другой стороны, на основе теоретико-синтетических исследований в современной экологии формируются такие теоретизи-рованные разделы, как экологическое почвоведение, экологическая биогеоценология, экологическое ланд-шафтоведение, экология биосферы и биогеосферы. При этом синтезирующую, интегрирующую роль в системном объединении всех перечисленных разделов в структуре предмета экологии выполняет теоретическая экология. Именно целостный охват предмета экологии представляет большую методологическую ценность, так как служит основанием объединения отдельных экологических представлений в систему научного знания, перехода экологии на более высокий теоретический уровень.
Список литературы
1 Табуркин В. И. Введение в философию естествознания. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. с-х. академии, 2003. - 101 с.
2 Табуркин В. И. Естествознание в системе науки и культуры. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. с-х. академии, 2003. - 130 с.
3 Пономарева Н. Н., Соломин В. П., Корнилова О. А. Общая экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 538 с.
4 Реймерс Н. Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Наука, 1994. - 237 с.
5 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 20. - С. 5-338.
6 Югай Г. А. Субстанциональный принцип органической живой системы // Проблемы современной биологии. - М.: Наука, 1968. - С. 7-46.
7 Докучаев В. В. Лекции о почвоведении. Наши степи прежде и теперь // Избр. соч. - М.: Сель-хозгиз, 1954. - С. 321-355, 449-512.
8 Табуркин В. И. Принцип целостности в философии и естествознании. - Новосибирск: Сиб. отделение. Филос. общ-во РАН, 1992. - 134 с.
9 Табуркин В. И., Табуркин Е. В. Принцип развития в философии и естествознании. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та. ИППК препод. гум. наук, 1999. - 123 с.
10 Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975. - 727 с.
11 Пегов С. А. Интегральные характеристики в системно-экологическом моделировании // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1985. - М.: Наука, 1986. - С. 31-42.
12 Горелов А. А. Экология - наука - моделирование (Философский очерк). - М.: Наука, 1985. - 207 с.
13 Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Зеленый мир. -1995. - № 4. - С. 15-32.
14 Дрейер О. К., Лось В. А.. Экология и устойчивое развитие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. - 231 с.
15 Федотов А. П. Лекция профессора Медоуза в Менделеевском университете. Развитие его идей в России // Вестник Российского философского общества. - 2005. - № 2. - С. 128-131.
16 Мантатов В. В. Ключи от глобального кризиса: Устойчивое развитие и ноосферный социализм // Вестник Российского философского общества. -2011. - № 1. - С. 118-121.
17 Гончарук С. И. Без научного овладения логикой человечество погибнет в экологической катастрофе // Вестник Российского философского общества. - 2010. - № 4. - С. 119-121.
18 Кобылянский В. А. Философия экологии: Общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. - М.: Фаир-Пресс, 2003. - 192 с.