Научная статья на тему 'Человеческий потенциал в контексте исследований китайских ученых'

Человеческий потенциал в контексте исследований китайских ученых Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / SOCIOCULTURAL POTENTIAL / HUMAN POTENTIAL / HUMAN RESOURCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалёва Оксана Олеговна

Статья посвящена анализу китайских исследований о человеческом потенциале. Рассматривается суть человеческого потенциала, его компоненты, критерии оценки, влияние на трансформационные процессы и снятие барьеров развития современного китайского общества, а также механизмы поддержания высоких темпов развития человеческого потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Potential in the Context of Researches of the Chinese Scientists

Article is devoted to the analysis of the Chinese researches about human potential. The essence of human potential and its components, criteria of its assessment, influence on transformational processes and removal of barriers of development of modern Chinese society, and as mechanisms of maintenance of high rates of building of human potential reveals are analyzed

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал в контексте исследований китайских ученых»

УДК 323

Ковалёва Оксана Олеговна Oksana Kovaleva

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ КИТАЙСКИХ УЧЕНЫХ

HUMAN POTENTIAL IN THE CONTEXT OF RESEARCHES OF THE CHINESE SCIENTISTS

Статья посвящена анализу китайских исследований о человеческом потенциале. Рассматривается суть человеческого потенциала, его компоненты, критерии оценки, влияние на трансформационные процессы и снятие барьеров развития современного китайского общества, а также механизмы поддержания высоких темпов развития человеческого потенциала

Ключевые слова: социокультурный потенциал, человеческий потенциал, человеческий ресурс

В последнее время успехи социально-экономического развития Китая все чаще связываются не с какими-либо материальными или финансовыми факторами, а с последовательностью и продуманностью китайской политики по накоплению и эффективной реализации «социокультурного потенциала» китайского общества — духовных и культурных компонентов [ 1 ], человеческих возможностей, социальных связей и накопленных обществом технологий. Особое внимание уделяется «человеческому потенциалу» китайского общества. Отмечается, что именно «человеческий потенциал» станет основой развития и механизмом снятия барьеров развития китайского общества в наступающую эпоху «экономики знаний» и «общества знаний» [2; С. 439]. Поэтому вопросы, связанные с «социокультурным потенциалом» китайского общества и его основным компонентом — «человеческим потенциалом», приобретают особую актуальность.

Article is devoted to the analysis of the Chinese researches about human potential. The essence of human potential and its components, criteria of its assessment, influence on transformational processes and removal of barriers of development of modern Chinese society, and as mechanisms of maintenance of high rates of building of human potential reveals are analyzed

Key words: sociocultural potential, human potential, human resource

«Человеческий потенциал» является основным компонентом «социокультурного потенциала», помимо него включающего технологический, социальный и духовный потенциалы общества [3; С. 21]. «Человеческий потенциал», по сути, есть физические и духовные качества членов общества. Он включает структуру населения, состояние здоровья, уровень образования и квалификации, уровень дохода, активность (политическую, социальную, предпринимательскую, инновационную), менталитет, религию, самоидентификацию и духовные ценности, идейные установки, сплоченность и волю к достижению целей членов общества, а также политические и социальные условия для реализации человеческих способностей [4; С. 143-146]. Уровень развития «человеческого потенциала» определяет способность к эффективному воспроизводству и стабильному развитию общества, к усилению его влияния в мире. По отношению к реализованной и исполь-

зуемой (потребляемой) на современном этапе развития части «человеческого потенциала» общества чаще применяется более узкое понятие — «человеческий ресурс».

Китаем разработана и реализуется комплексная программа по наращиванию «человеческого потенциала» — «стратегия построения китайской державы человеческих ресурсов» (жэньцай цянго чжаньлюе) в рамках программы комплексной работы по повышению «социокультурного потенциала» — «стратегии гармоничного развития китайского общества» (чжунго шэху-эй хэсе фачжань чжаньлюе). В процессе разработки программы по наращиванию «человеческого потенциала» возникла необходимость осмысления сути «человеческого потенциала», критериев оценки его уровня и механизмов стимулирования его роста. В рамках китайской науки начала формироваться отдельная отрасль знаний — наука о «человеческом потенциале», «...предметом которой является человеческий потенциал и его трансформации» [5; С. 43-45].

Проблемам «человеческого потенциала» китайского общества посвящены работы Ван Тунсюня, Ло Хунте, Е Чжунхай, Ли Яньпин, Хань Цинсян, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и других исследователей. В результате сформирована система научных представлений о «человеческом потенциале» — система мнений о «человеческом потенциале» и ответов на вопросы о его сути, роли, проблемах и способах поддержания темпов роста. Данная система включает три концепции: «человеческий ресурс — первый ресурс», «талантом может стать каждый» и «человек в основе» [6; С. 2-24].

1. «Человеческий ресурс — первый ресурс» (жэньцай цзыюань ши ди и цзыю-ань). Данная концепция определяет роль «человеческого потенциала» в трансформационных процессах современного китайского общества.

Хань Цинсян отмечает, что ресурсы социального развития общества включают человеческие силы, капитал, материальные ресурсы и информацию. Материальные ресурсы, капитал и информация составляют

основу развития общества, однако именно «человеческий ресурс» в виде развитого человеческого интеллекта и способностей определяет глубину и широту реализации других ресурсов, в чем и проявляется его значимость. Материальные ресурсы, капитал и информация последовательно являлись основными ресурсами на трех этапах развития общества: традиционном, индустриальном, информационном. На современном этапе перехода к «обществу знаний» «человеческий потенциал» становится определяющей силой социального развития [6; С. 2-24]. Китайская концепция «человеческий ресурс — первый ресурс» меняет традиционные представления о движущих силах общественного развития от теории «основного производственного фактора» к пониманию глубинной сути происходящих трансформационных процессов.

2. «Талантом может стать каждый» (жэнь жэнь доу кэ чэн цай). Данная концепция дает ответы на вопросы о том, что является «человеческим потенциалом» и каковы критерии его оценки.

В китайской научной мысли «человеческий потенциал» рассматривается через призму традиционного термина «жэньцай». Данный термин возник примерно 2500 лет назад. Впервые он употребляется в Шиц-зин в выражении «Цзюаньцзы — это муж, приносящий радость в Поднебесную» [7 ]. В древности термин «жэньцай» использовался в узком смысле как «добродетель», «муж», «талант». Однако уже после династии Сун он приобрел более широкий смысл и стал обозначать высокие человеческие моральные качества и выдающиеся способности. Китайские словари дают следующее определение данному термину. «Жэньцай» — это человек, во-первых, сочетающий в себе моральные и деловые качества, а также ряд достоинств, во-вторых, обладающий красивой и степенной наружностью [8; С. 341]. «Жэньцай» — это человек, во-первых, обладающий моральными и деловыми качествами, талантом, во-вторых, обладающий знаниями и образованием, в-третьих, привлекающий к себе внешне [9; С. 156].

Китайская наука дает глубокое опреде-

ление «человеческого потенциала» (жэнь-цай, жэньлэй цяньнэн) как совокупности, с одной стороны, талантливых, выдающихся людей и, с другой — способностей, достижений, качеств людей, в том числе потенциальных.

Е. Чжунхай под «человеческим потенциалом» подразумевает совокупность возможностей членов общества, включая специальные знания во всех сферах деятельности общества, высокий уровень развития мастерства и способностей, которых достаточно для того, чтобы посредством осуществления трудовой деятельности внести вклад в накопление знаний, в трансформацию окружающей среды и общества, в прогресс человечества [10; С. 42].

По мнению Л о Хунте, «человеческий потенциал» — это внутренние качества людей, благодаря которым они способны в определенных условиях посредством созидательного труда оказывать существенное влияние на общественный прогресс и развитие производства [11].

Ван Тунсюнь определяет «человеческий потенциал» как способность людей осуществлять созидательную трудовую деятельность на благо развития общества, человечества и вносить ощутимый вклад в какую-либо область, отрасль или сферу деятельности [5; С. 43-45]. Позже Ван Тунсюнь отметил, что внутреннее содержание «человеческого потенциала» определяет следующее:

1) обладание определенными интеллектуальными способностями;

2) способность к осуществлению созидательного труда;

3) способность к осуществлению вклада в строительство «трех цивилизаций».

Среди них интеллектуальные способности — это внутренняя энергия «человеческого потенциала» общества, созидательный труд — это главный способ реализации данной внутренней энергии, а общественный вклад — результат проявления данной внутренней энергии. По его мнению, три данных сути не сложно уяснить, но именно они составляют основу «человеческого потенциала» [12; С. 127-131].

Профессор Ли Яньпин широко тракту-

ет «человеческий потенциал», выделяя его три смысловых уровня.

1 уровень: «человеческий потенциал»

— это совокупность определенных знаний и мастерства, независимо от того, приобретены эти знания личным опытом или получены в процессе образования. Знания являются первой характеристикой человеческого потенциала.

2 уровень: «человеческий потенциал»

— это способность членов общества к созидательному труду, независимо от того, привносится ими трудовой вклад сейчас или будет привноситься в будущем. Говоря о будущем вкладе, Ли Яньпин акцентирует внимание на скрытых возможностях человека, определяя их как важный элемент системы «человеческого потенциала», имеющий особое значение в долгосрочной перспективе. Способность к созидательному труду является второй характеристикой «человеческого потенциала».

3 уровень: «человеческий потенциал»

— это обладание членов общества высокой моралью и устремлениями, направленными на развитие своего общества и человечества в целом. Моральные ценности — это третья характеристика «человеческого потенциала» [13; С. 8-10].

Исходя из анализа научных идей, составляющих основу концепции «талантом может стать каждый», можно сделать вывод, что суть данной концепции сводится к тому, что каждый человек обладает определенными «явными» (сяньсянь цайнэн) и «скрытыми» (цяньцзай цайнэн) способностями, может при определенных условиях проявить их и привнести свой вклад в общество. Поэтому каждый человек включен в систему «человеческого потенциала» общества.

3. «Человек в основе» (и жэнь вэй бэнь). Концепция дает представление о механизмах поддержания темпов роста «человеческого потенциала» и определяет ориентиры работы по его повышению.

Китай — государство с большим населением, для его дальнейшего развития необходимо большое количество людей преобразовать в качество людей, превратив тем

самым барьер в виде большого населения в мощную движущую силу будущего развития Китая. Для этого реализуются принципы концепции «человек в основе», которая включает ряд «необходимостей», имеющих значение для развития «человеческого потенциала» китайского общества. Необходимо «научно подходить к проблемам человеческого потенциала» — уделять внимание роли человека в процессе социально-экономического развития китайского общества, выдвигать новые идеи относительно влияния «человеческого фактора» на рост экономики Китая в будущем. Необходимо «уважать человека» — оказывать уважение к человеческим ценностям, индивидуальности, характеру и способностям, уважать человеческие права и потребности. Необходимо «освободить человека» — трансформировать систему, мешающую проявлению потенциала человека и создать новую, способствующую раскрытию человеческих талантов и способностей, стимулирующую и поддерживающую социальную среду. Необходимо «развивать человека» — постоянно совершенствовать и повышать способности, стимулировать инновационную активность и всестороннее развитие человека. По мнению Хань Цинсян, «.современное развитие китайского общества должно осуществляться на основе повышения уровня его членов, что включает не только развитие всех видов человеческих способностей, но и всех сфер человеческой жизни, межчеловеческих связей, а также сбалансированность общества, экономики и культуры.

Необходимо проявлять потенциал людей, удовлетворять человеческие потребности, стимулировать переход общества и его членов на новую ступень развития, способствовать оздоровлению мышления и повышению духовности членов общества» [6; С. 2-24].

Таким образом, представления китайских ученых о «человеческом потенциале» обладают рядом важных, с практической точки зрения, особенностей. Во-первых, они всеобъемлющи — включают представления не только о сути «человеческого потенциала», но и о его роли, критериях оценки и механизмах наращивания. Во-вторых, они системны — включены в единый комплекс концепций о «человеческом потенциале», включающий три компонента: «человеческий ресурс — первый ресурс», «талантом может стать каждый» и «человек в основе». В-третьих, они обладают преемственностью — учитывают опыт предыдущих поколений исследователей.

В результате в китайской науке сформирована особая система представлений о «человеческом потенциале», которая легла в основу «стратегии построения китайской державы человеческих ресурсов». Благодаря комплексности научной разработки теории «человеческого потенциала» в Китае эффективна «стратегия построения человеческой державы», от реализации которой во многом зависят дальнейшие успехи социально-экономического развития китайского общества.

Литература

1. Абрамова Н. А. Культурные традиции как инновационный ресурс современной китайской культуры // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: мат. IV Межд. науч.-практич. конф. Чита: ЗабГУ, 2012. С. 5-13.

2. Сунь Гоцзян. Глобализация = Цюаньцюхуа. — Гуйчжоу.: Гуйчжоу жэньминь чубаньшэ, 2007. 517 с. Кит. яз.

3. Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010. 240 с.

4. Романова Н.П. Социологический подход к изучению профессионального ресурсного потенциала муниципальных служащих // Мат. межд. науч.-практич. конф. Ч. II. Чита: ЧитГУ, 2010. 166 с.

5. Ван Тунсюнь. Новая теория человеческого потенциала = Жэньцайсюе синьлунь. — Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюеюань чубаньшэ, 2004. 315 с. — Кит. яз.

6. Хань Цинсян. Программа построения державы человеческих ресурсов = Цзяньшэ жэнь-цай цянго дэ синдун ганлин. — Пекин: Чжунгун чжуняндансяо чубаньшэ, 2010. 427 с. Кит. яз.

7. Шицзин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/4976. Ыт#1. Кит. яз.

8. Словарь современного китайского языка = Сяньтай ханьюй цыдянь / Под ред. Ван Минго. — Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюеюань чубаньшэ, 2005. 815 с. Кит. яз.

9. Словарь китайского языка цыхай = Цыхай ханьюй цыдянь / Под ред. Чэнь Чжили. Шанхай: Шанхай цышу чубаньшэ, 2010. 791 с. Кит. яз.

10. Е. Чжунхай. Общий обзор представлений о человеческом потенциале = Жэньцайсюе гай-лунь. Чанша.: Хунань жэньминь чубаньшэ, 1983. 307 с. Кит. яз.

11. Ло Хунте. Вновь обсуждали практические вопросы человеческих ресурсов = Цзайлунь жэ-ньцай дини дэ шичжи вэньти // Чжунго жэньцай. 2002. № 3. С. 23-24. Кит. яз.

12. Ван Тунсюнь. Общая теория человеческого потенциала = Жэньцайсюе тунлунь. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюеюань чубаньшэ, 2001. 273 с. Кит. яз.

13. Ли Яньпин. Стратегия усиления государства через человеческий потенциал и развитие человеческого потенциала Китая = Жэньцай цянго чжаньлюе юй чжунго тэсэ дэ жэньцай цзыюань кайфа. Пекин: Кэсюе чубаньшэ, 2010. 317 с. Кит. яз.

Коротко об авторе_

Ковалёва О. О., аспирантка, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) Служ. тел.: (3022) 28-30-65

_Briefly about the author

О. Kovaleva, post-graduate student, Zabaikalsky State University

Научные интересы: востоковедение, региональные исследования

Scientific interests: oriental and regional studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.