Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры в подростковом возрасте (на примере сравнения образовательных систем Франции и России)'

Ценностные ориентиры в подростковом возрасте (на примере сравнения образовательных систем Франции и России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ори- ентации / подростки / ключевые компетенции / личность. / value / value system / adolescent / key competencies / individual.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконь Оксана Алексеевна

В статье определяются основныеценностные ориентиры в подростковом возрасте,влияющие на формирование личности, их взаи-мосвязь с системой интересов и ключевыми ком-петенциями, определенными на уровне системобразования двух стран России и Франции. Наоснове многоаспектного анализа отобрано 8ключевых ценностей, связанных самыми разнымивидами социальной активности у подростков дляизучения их в сравнительном аспекте. Актуаль-ность проблемы обусловлена противоречиями,связанными с наличием большого количестваработ, посвященных ценностным ориентациям вотдельно взятой области педагогики и отсутстви-ем компаративных исследований двух или не-скольких систем образования. Обращаясь к опы-ту французской системы образования, влияющейна развитие ценностных ориентаций, мы руко-водствовались рядом объективных и субъективныхпричин, которые и обусловили актуальность дан-ного исследования. Согласно законам компара-тивистики, сопоставимы системы тех стран, кото-рые при всех своих особенностях имеют относи-тельно общие историко-культурные традиции. Мывыбрали дихотомическую систему сравненияРоссия – Франция в области социально – педаго-гических условий развития ценностных ориента-ций у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE SYSTEM IN ADOLESCENCE (ON THE EXAMPLE OF COMPARISON OF EDUCATIONAL SYSTEM OF FRANCE AND RUSSIA)

The paper identifies the main value orientations in adolescence, influencing the formation of identity, their relationship with the system of interest and key competences defined at the level of the education systems of the two countries, Russia and France. On the basis of multidimensional analysis selected 8 core values related to a variety of types of social activity among teenagers to study them in a comparative perspective. The urgency of the problem is due to the controversy surrounding the presence of a large number of works devoted to the value orientations in a particular field of pedagogy and the lack of comparative studies of two or more systems of education. Referring to the experience of the French education system, affecting the development of value orientations, we were guided by a number of objective and subjective reasons, which led to the relevance of this study. According to the laws of comparative comparable systems of those countries that, for all its features are relatively common historical and cultural traditions. We chose a dichotomous system comparisons RussiaFrance in the field of socio-pedagogical conditions of development of valuable orientations at teenagers.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры в подростковом возрасте (на примере сравнения образовательных систем Франции и России)»

УДК 378

Белоконь Оксана Алексеевна

старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы ok.belockon@yandex.ru

Ценностные ориентиры

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ФРАНЦИИ И РОССИИ)

Oksana A. Belokon

senior teacher of the Russian academy of the national economy and public service ok.belockon@yandex.ru

Value system in adolescence

(ON THE EXAMPLE OF COMPARISON OF EDUCATIONAL SYSTEM OF FRANCE AND RUSSIA)

Аннотация. В статье определяются основные ценностные ориентиры в подростковом возрасте, влияющие на формирование личности, их взаимосвязь с системой интересов и ключевыми компетенциями, определенными на уровне систем образования двух стран России и Франции. На основе многоаспектного анализа отобрано 8 ключевых ценностей, связанных самыми разными видами социальной активности у подростков для изучения их в сравнительном аспекте. Актуальность проблемы обусловлена противоречиями, связанными с наличием большого количества работ, посвященных ценностным ориентациям в отдельно взятой области педагогики и отсутствием компаративных исследований двух или нескольких систем образования. Обращаясь к опыту французской системы образования, влияющей на развитие ценностных ориентаций, мы руководствовались рядом объективных и субъективных причин, которые и обусловили актуальность данного исследования. Согласно законам компаративистики, сопоставимы системы тех стран, которые при всех своих особенностях имеют относительно общие историко-культурные традиции. Мы выбрали дихотомическую систему сравнения Россия - Франция в области социально - педагогических условий развития ценностных ориентаций у подростков.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, подростки, ключевые компетенции, личность.

Annotation. The paper identifies the main value orientations in adolescence, influencing the formation of identity, their relationship with the system of interest and key competences defined at the level of the education systems of the two countries, Russia and France. On the basis of multidimensional analysis selected 8 core values related to a variety of types of social activity among teenagers to study them in a comparative perspective. The urgency of the problem is due to the controversy surrounding the presence of a large number of works devoted to the value orientations in a particular field of pedagogy and the lack of comparative studies of two or more systems of education. Referring to the experience of the French education system, affecting the development of value orientations, we were guided by a number of objective and subjective reasons, which led to the relevance of this study. According to the laws of comparative comparable systems of those countries that, for all its features are relatively common historical and cultural traditions. We chose a dichotomous system comparisons Russia-France in the field of socio-pedagogical conditions of development of valuable orientations at teenagers.

Keywords: value, value system, adolescent, key competencies, individual.

Понятие «ценности» и «ценностные ориентации» в плане исследования представляют собой благодатную почву для ученых философов, социологов, психологов и, конечно же, педагогов.

Целью нашего исследования явился многоаспектный анализ педагогического процесса развития ценностных ориентаций. Одной из задач исследования было определить ключевые ценности, играющие важную личностно-формирующую роль в подростковом возрасте. Мы изучили фактологический материал, который позволил сделать следующие выводы.

Процессы обучения, образования связаны с получением информации, которой отводится особая роль в современном мире. Сегодня экономисты, философы говорят о том, что именно информация стала новым, важнейшим производительным ресурсом наряду с сырьем и энергией, а уровень развития общества определяется не только уровнем развития производительных сил, но и количеством информации, заключенной в системе производств на всех этапах. Её нескончаемый поток обрушивается на подростков из разных источников, а потому важно развить умение выделять существенное в этом по-

103

токе, находить ценности в системе духовных абсолютов, извлекать самое необходимое. Кроме того, именно в период отрочества «формируется ... многозначная зависимость от огромного объема информации ... активно действующей на подростка, оказывающей влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сферы, на восприятие им действительности» [5, с. 3].

Приобщение к любой культурной системе, воспитание и обучение осуществляются также через посредство получения информации, для которой подростковый период жизни является весьма продуктивным. Все это дает нам право выделить информацию в качестве ценности. В современном российском общества произошло изменение информационного пространства в связи с его кардинальным переносом в область компьютерных технологий, возникли такие понятия как «медиасреда», «медиапространство». Это привело к расширению областей деятельности и формированию нового типа взаимоотношений между людьми, а для подростков - это еще и новый вид общения - медиакоммуникацию.

Расширение информационного пространства открывает новые горизонты и для ключевого вида мыслительной деятельности у подростков -познания как формы духовно-практической деятельности, направленной на получение и развитие достоверных знаний о мире, в узком смысле, а в широком - как всеохватывающего способа бытия человека [2]. Через познание решается столь острый для подростков вопрос, как соотносятся «Я» и «внешний мир», через него же осуществляется извечная философская проблема поиска истины. Познание является неотъемлемой частью обучения и воспитания. Проблема получения «информации» также тесно соприкасается с понятием «познание».

Сегодня в информационном обществе вопросы «знания» и «познания» возведены в ранг центральных проблем культуры, и поэтому мы можем предположить, что они также могут рассматриваться в ряду главных ценностей в современном мире [6].

Еще одна важная деятельность, согласно

Э. Холлу, - «учеба», «образование». В период отрочества учеба выступает в качестве формы социальной активности. Она одновременно является и способом социализации, и саморазвития. Таким образом, в ХХ1 веке среди особых ценностей при формировании личности можно выделить образование, информацию, общение, познание. При этом, они становятся весьма тесно взаимосвязанными, благодаря вновь возникшему объединяющему их явлению - медиапространство.

Один из ключевых вопросов человеческого бытия - это «время» и «временная ориентация». Согласно американским культурологам Ф. Клак-хону и Ф. Стродбеку, время может в определенном смысле отражать особенности менталитета и восприятия реальности и Мира, свойственные каждой культуре [3]. Представление о времени -«темпоральность» - 1 из 10 наиболее значимых

разновидностей человеческой деятельности. По мнению Э. Холла, каждая культура имеет свой «язык» времени, мы же позволим предположить, что этот «язык» также зависим и от возрастной категории [3]. С нашей точки зрения, именно категория «время» становится для подростков особо значимой сущностью, обуславливающей основополагающие представления о действительности, внутренние и внешние психические изменения (созревания, становления, самоутверждения, самопроявления), выбор позиции в отношении к миру, к другим людям и к самому себе. Процесс приобретения знаний, получения образования также разложен во временной оси. Следует отметить и тот факт, что в современном мире происходит увеличение «ёмкости» единицы времени. С этой позиции время может рассматриваться как особая ценность, так как оно неотделимо от любого процесса, происходящего в обществе. Все вышеназванные ценности - образование, информация, общение, познание растянуты во временном континууме.

В связи с тем, что объектом внимания подростков становится Мир во всем его многообразии, формируется обобщенный, философский взгляд, следствием чего становится появление интереса к религии, морали, этике. В современной общественнокультурной жизни следует отвести особое место религии. Немаловажен и тот факт, что институт религии существует в системе каждого государства, а потому, тем или иным образом, оказывает влияние на представителей молодого поколения.

Религия помогает ответить на многие «вечные» вопросы, такие как: каково место человека во вселенной? в чем смысл его жизни? как утвердить справедливость? что такое счастье? [1]. Именно эти вопросы становятся в подростковом возрасте ключевыми и чрезвычайно важными.

Исходя из этого, мы можем говорить в данном контексте о ценности религии и ее составляющих и их особой роли при формирования личности.

Важнейшей задачей в процессе воспитания и образования является формирование самоидентификации, которая дает личности опору в виде с у ществующей шкалы ценностей, а также определенной системы взаимоотношений, как внутренних, так и внешних. Самоидентификация связана и с социальными стереотипами, она, по сути, является мостом между личностью и социумом. Кризис самоидентификации приводит к кризису морали и нравственных ценностей [8]. И с этой точки зрения мы также можем рассматривать самоидентификацию как особую ценность. Она не только является важнейшей задачей воспитания с внешней стороны вопроса, но и осознанием самого себя, рефлексией над тем, «кто я» - как внутренняя потребность. Проблема самоидентификации для подростков встает особенно остро и имеет решающее значение. Это связано со сложностями поиска себя в огромном мировом информационном пространстве, среди противоречия и разнообразия культур, современных тенденций глобализации. Обобщающей категорией, в рамках которой наблюдаются все вышеперечисленные явления, мы выбрали культуру.

104

Итак, всего было выделено 8 ценностных категориальных структур: общение, информация, познание, учеба (образование), время, религия, самоидентификация, культура. Вышеуказанные ценности мы рассматривали с разных сторон через призму разных видов деятельности, свойственных подросткам - представителям двух культур.

На уровне системы образования школы сформулированы основные задачи и определены компетенции, владение которыми необходимы для современного выпускника школы. Они, по сути, являются детерминантами базовых ценностей, рассматриваемых с позиции воспитания и образования. Мы сравнили «Общий уровень знаний и компетенций», определенный в двух странах.

Во Франции он был обозначен в так называемом «Законе об ориентации» для будущей школы. Согласно статье 9 данного закона и программы будущего школы от 23 апреля 2005 г., декрет определяет базовый уровень знаний и компетенций, принимаемый во внимание на каждом из следующих 7 составных частей:

1. овладение французским языком; 2 - знание основных элементов математики и научной культуры; 3 - владение гуманистической культурой; 4 - практика по меньшей мере 1 иностранного языка; 5 - освоение необходимой техники, коммуникационной и информационной; 6 - приобретение компетенций социальных и гражданственных; 7 - выход на самоуправление (автономию) и инициативный дух [9 р. 21];

2. России ключевые компетентности также определяются по 7 направлениям:

- ценностно - смысловые (это - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

- общекультурные (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, опыт освоения учеником научной картины мира);

- учебно-познавательные (это - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполага-ния, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);

- информационные компетенции (при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, факс,

компьютер, принтер, модем, копировальная техника) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

- коммуникативные компетенции (готовность к социальному взаимодействию, включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

- социально-трудовые компетенции (владение знаниями и опытом в сфере гражданскообщественной деятельности, выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя; в социально-трудовой сфере: права потребителя, покупателя, клиента, производителя; в сфере семейных отношений и обязанностей: в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения);

- компетенции личностного самосовершен-с т в о в а н ия (направлены на освоение способов физ и ч е с кого, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки) [7].

Как видно, набор компетенций в России и во Франции весьма схож, с той разницей, что у французов он носит более обобщенный характер. При этом приоритеты расставлены в ином порядке. На первом месте, например, стоит владение родным языком. В Российском образовании компетенции представлены значительно более детально, подробно. Однако, ни в одном разделе не называется конкретно хорошее знание русского языка на всех уровнях. Что касается компетенций личностного самосовершенствования, то в России сегодня особая роль отводится физическому, духовному и интеллектуальному развитию, овладение разными социальными ролями. Во Франции же даются основные векторы в формировании личности и, что очень важно, предполагаемый результат - выход на самоуправление и инициативный дух. Проанализировав структуру ключевых компетенций, являющихся целевыми в процессе воспитания и образования, мы обнаружили схожесть с теми ценностями, которые выстроены на базе интересов в подростковом возрасте. Так, ценностно-

смысловые компетенции связаны с понятием «самоидентификация», общекультурные - с культурой и религией, учебно-познавательные -с познанием, учебой и образованием, информационные - с категорий «информация», коммуникативные - с общением, а компетенции личностного самосовершенствования - также, с категориями «учеба», «образование», «самоидентификация». Всё вышеуказанное подтверждает наше предположение о значимости выделенных нами ранее ценностных ориентаций в подростковом периоде жизни.

Проблема ценностных ориентаций является актуальной, независимо от места, времени, обсто-

105

ятельств. Она всегда имела широкое социальное и нравственное значение [4]. С нашей точки зрения, педагогический аспект изучения системы

Литература:

1. Крылов А.А. Психология :учебник. М. : Проспект, 2005. 744 с.

2. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. СПб. : «Алетейя», М. : «Логос», 1998. 360 с.

3. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 196 с.

4. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

5. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М. Моск. психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 2008. 208 с.

6. Философия и методология науки : учебное пособие для аспирантов; под ред. А. И. Зеленко-ва. Минск : АСАР, 2007. 384 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http:// eidos.ru/ journal/2002/0423.htm .( 23 апр. 2002 )

8. Щербаков, М.А.Модель уровней самоидентификации личности. Институт развития личности. URL: http:// www.ipd.ru/ articles/ ident_article_1.shtml. (11 дек. 2013)

9. Auduc J.-L. L'ecole en France. Nathan, 2006. 159 p.

становления ценностных ориентаций чрезвычайно важен, так как способ передачи ценностей и есть процесс воспитания.

Literature:

1. Krylov A.A. Psihologiya : uchebnik. M. :

Prospekt, 2005. 744 р.

2. Kuvakin V.A. Tvoj raj i ad: CHelovechnost' i bes-chelovechnost' cheloveka. SPb. : «Aletejya», M. : «Logos», 1998. 360 р.

3. Kulikova L.V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Monografiya. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2004. 196 р.

4. Ravkin Z.I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye cennostnye orientiry (koncepciya issledovaniya) // Pedagogika. 1995. № 5. Р. 87-90.

5. Fel'dshtejn D.I. Trudnyj podrostok. M. Mosk. psihologo-social'nyj institut; Voronezh : NPO «MO-DEHK», 2008. 208 р.

6. Filosofiya i metodologiya nauki : uchebnoe posobie dlya aspirantov; pod red. A.I. Zelenkova. Minsk : ASAR, 2007. 384 р.

7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii i obra-zovatel'nye standarty // Internet-zhurnal «EHjdos». 2002. 23 aprelya. URL: http:// eidos.ru/ journal/ 2002/0423.htm .( 23 apr. 2002 )

8. Shcherbakov M.A. Model' urovnej samoidentif-ikacii lichnosti. Institut razvitiya lichnosti. URL: http:// www.ipd.ru/ articles/ ident_article_1.shtml. (11 dek. 2013)

9. Auduc J.-L. L'ecole en France. Nathan, 2006. 159 p.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.