УДК 316.7
Иванов К.В. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: статья посвящена ценностным ориентациям современной молодежи. Они сегодня весьма разнообразны, что зависит от социальных характеристик, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.).
Ключевые слова: современное общество, молодежь, ценностные ориентации, рыночные отношения.
В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально-нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности. Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы [1].
Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями - лишь бы получить
диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний. В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием [2; 3].
Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.
В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более
устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую степень коммуникативности проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус [4].
На мой взгляд, молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно разнообразны. Это разнообразие зависит от социальных характеристик, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). В зависимости от этих факторов реализуются разные жизненные позиции.
Целенаправленная работа по формированию ценностных приоритетов должна вестись со средствами массовой информации с целью освещения позитивных моментов образа жизни. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на действия и поступки отдельных людей.
На формирование ценностей влияют, по моему мнению, и происходящие в обществе экономические, социальные процессы. Сложные общественные явления, политические и экономические процессы влияют на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новые ценности ориентации, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личностных
[5].
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых ценностей.
Использованные источники:
1. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М. : Социум, 2007 - 176 с.
2. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2006. - 264 с.
3. Назаров Т.З. К вопросу о социальной идентичности молодёжной среды: проблемы поликультурного взаимодействия. В сборнике: Национальная политика и традиционная народная культура Материалы международной
научно-практической конференции. Редакционная коллегия: И. Г. Илишев, О. Н. Ижбульдина, Ю. Н. Дорожкин, И. В. Фролова. 2010. С. 368-373.
4. Игебаева Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей. 2008. С. 25-27.
5. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
Иванова А.М. студент 2 курса направление «Торговое дело» Новосибирский государственный университет экономики и управления («НИНХ) Россия, г. Новосибирск РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА 2014 - 2015 ГГ.
THE REAL ESTATE MARKET IN NOVOSIBIRSK REGION IN raNDITIONS OF MONETARY CRISIS 2014 - 2015 Аннотация: в егатье рacкрывaются ocнoвныe прoблeмы цeнooбразoвания и даются oбщиe прoгнoзы рaзвития рынка жилoй ^движимости в Нoвocибирcкoй oблacтинa 2017 год.
Ключевые слова: рынок недвижимости, жильё, валютный кризис, курс доллара, курс евро, процентная ставка, ипотека.
Abstract: the article describes the basic problems of pricing and provide General forecasts of the development of the real estate market in Novosibirsk region for 2017.
Key words: market of real estate, housing, monetary crisis, dollar exchange rate, euro exchange rate, interest rate, mortgage.
Oснoвным толчем рaзвития рынга нeдвижимoсти в Ро^ии шслужили двa oснoвных зaкoнa в Рoccийскoй Фeдeрaции, вступивши в cany 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» и 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ». Приватизация жилищного фонда послужила основой формирования вторичного рынка жилья. Параллельно шло становление и первичного рынка жилья. Обстоятельный анализ этих процессов в Новосибирской области в 90-е годы представлен в ряде работ [6 с. 108-147; 7]
^ст^тен^ ры^к нeдвижимocти Рoccии нaчaл пoвышaть cвoю a^m^c^ зacчёт пoявлeния ^вых прoфeccиoнaльных yчacтникoв. Производятся расчеты показателя «доступность жилья» для населения России и, в том числе, в Новосибирской области [8; 9, с.83]. 3a шстеднее деcятилeтиe ры^к нeдвижимocти Рoccии имeл измeнчивyю дитами^ в