Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межрегиональное сотрудничество / пространственное развитие / региональное развитие / Союзное государство Беларуси и России / традиционные ценности / interregional cooperation / spatial development / regional development / Union State of Belarus and Russia / traditional values
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бахлова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»

Бахлова О.В?

д.полит.н., профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

olga.bahlova@gmail.com, olga.bahlova@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА2

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, пространственное развитие, региональное развитие, Союзное государство Беларуси и России, традиционные ценности.

Keywords: interregional cooperation, spatial development, regional development, Union State of Belarus and Russia, traditional values.

В Союзном государстве Беларуси и России (СГБР) выделяется несколько несущих опор, позволяющих ему, несмотря на прошлые и текущие сложности, существовать как формату, с которым связываются интеграционные ожидания на перспективу. К ним можно отнести приверженность одинаковым ценностям в мирополитической области (например, многополярности мироустройства, базирующегося на верховенстве международного права, недопущению героизации нацизма), сходство восприятия угроз и вызовов международной и национальной безопасности, общность социокультурных параметров и традиционных ценностей, межэлитные политические коммуникации, межрегиональное сотрудничество. При этом межрегиональные связи могут, если следовать теории «политической унификации» А. Этциони3, одновременно пониматься внутри концепта «интегрирующей силы» и с утилитарной, и с символической (идентификационной) позиций. С одной стороны, взаимодействие российских и белорусских регионов имеет под собой прочную прагматичную основу, состоящую в их стремлении обеспечить собственные интересы и получить выгоду от партнера. С другой, в нем прослеживается, как и в целом в российско-белорусских отношениях, отсылка к историческим и духовным узам и скрепам, подпитывающим и поддерживающим интеграцию двух стран. Как минимум, подобное отчетливо прослеживается в заключаемых регионами соглашениях, иных документах и в ходе различных форумов с участием регионов Российской Федерации (РФ) и Республики Беларусь (РБ). Неслучайно данными соглашениями охватываются не только торгово-экономическая и научно-техническая сферы, но и гуманитарная, и культурная. Типично в этом смысле Соглашение между администрацией Владимирской области Российской Федерации и Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 8 июня 2016 г.4. Однако следует подчеркнуть, что в целом все же подобные соглашения носят гораздо более выраженную направленность на решение материальных задач.

Межрегиональное сотрудничество в рамках Союзного государства может смягчить негативные проявления и последствия, вероятно, чрезмерно артикулированных разногласий между РФ и РБ, неоднократно возникавших в процессе развития взаимоотношений, сбалансировать их «верхушечность» и улучшить имиджевые характеристики СГБР в сознании населения обеих стран. Его значение подчеркнул и Государственный секретарь Союзного государства Г. А. Рапота, выступая на пленарном заседании VII Форума регионов Беларуси и России 29 сентября 2020 г.: «Мы формируем в Беларуси и России единое экономическое, научно-техническое и правовое пространство, объединенную транспортную систему, единый топливно-энергетический рынок, общее образовательное, культурное и информационное пространство, осуществляем координацию и взаимодействие в сферах внешней и миграционной политики, стремимся проводить согласованную макроэкономическую и промышленную политику. На всех этих направлениях активную роль играют регионы, как говорится, на земле решая многие задачи»5. Показательно, что в высказываниях по итогам прошедшего Форума акцентировалась важность упрочения российско-белорусских связей с опорой на общие ценности. Такой была, например, оценка Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко6.

1 Профессиональные интересы: теория и практика региональной интеграции, российско-белорусские отношения, государственная национальная политика и пространственное развитие Российской Федерации.

2 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» № 18-011-00364 А.

3 Etzioni A. Political Unification: A Comparative Study of Leaders and Forces. - N. Y., 1965. - P. 37-50.

4 Соглашение между администрацией Владимирской области Российской Федерации и Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь от 8.06.2016. - https://base.garant.ru/44609052/

5 Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота: Смотреть в будущее // Союз. Беларусь-Россия. 2020. - № 36 (952). -https://rg.ru/2020/09/30/grigorij-rapota-vystupil-na-plenarnom-zasedanii-vii-foruma-regionov.html

6 Форум регионов помог перезапустить экономические отношения между субъектами РФ и Беларуси. - http://council.gov.ru/ events/news/119444/

В Итоговом документе Форума его участники признали «ключевое значение сохранения и укрепления общей исторической памяти братских народов Беларуси и России, включая память о Великой Победе и подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, в создании благоприятных условий для экономического и социокультурного развития регионов Беларуси и России» и, по сути, определили ценностные и иные ориентиры дальнейшего взаимодействия в разных сферах и областях. В их рекомендациях органам СГБР и внутригосударственным органам и структурам указано, в частности, на необходимость разработки Концепции историко-культурного стандарта Союзного государства, программы Союзного государства по патриотическому воспитанию и развитию гражданской ответственности у молодежи, доктринальной модели - проекта будущего Союзного государства с передовым цифровым обществом, лидирующего в сфере научно-технического и технологического развития и учитывающего традиционные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности народов Беларуси и России, создания консультационной группы (экспертного совета) в рамках Союзного государства в сфере противодействия попыткам фальсификации истории и пр. Большое место в достижении намеченного отведено регионам России и Беларуси: предложено, например, активизировать проведение мероприятий по продвижению рекламно-информационных материалов о туристическом потенциале регионов, раскрывающем богатство исторического наследия двух народов, стимулировать реализацию взаимовыгодных проектов между областями Республики Беларусь и субъектами Российской Федерации1.

Важно, что в межрегиональные связи в рамках Союзного государства вовлечены не только приграничные регионы РФ и РБ, но и географически отдаленные друг от друга. Новостная лента на информационно-аналитическом портале Союзного государства в рубрике «Сотрудничество регионов» (https://soyuz.by/sotrudnichestvo-regionov) изобилует сообщениями о многочисленных контактах и договоренностях: так, в течение лишь летних и осенних месяцев 2020 г. намерение наладить и/или укрепить взаимные связи выразили г. Санкт-Петербург, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Архангельская, Брянская, Иркутская, Курская, Калининградская, Ленинградская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тульская, Тюменская области РФ, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика. Абсолютное большинство российских регионов и все белорусские регионы являются участниками разветвленных связей. Так, предприятия одной только Витебской области Республики Беларусь в 2020 г. подписали около 150 контрактов с российскими партнерами; ее продукция поставляется в 75 субъектов Российской Федерации; в Витебской области зарегистрировано более 350 организаций с участием российского капитала и др.2 В целом насчитывается порядка 80 соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, около 400 договоров между областями Республики Беларусь, г. Минском и субъектами Российской Федерации, а также между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями. Устойчивые торгово-экономические связи с Республикой Беларусь поддерживают более 50 субъектов Российской Федерации. Среди наиболее активных участников межрегионального сотрудничества выделяются республики Башкортостан и Татарстан, Пермский край, Брянская, Калининградская, Калужская, Московская, Свердловская, Смоленская и Тюменская области, Москва и Санкт-Петербург3.

Насколько же заявленные на уровне Союзного государства ориентиры согласуются с целями и ценностями во внутриполитической для РФ и РБ плоскости - в масштабах страны либо того или иного региона? Формально представление об этом дает анализ содержания официальных документов в области политики регионального развития.

Так, региональное развитие понимается как одна из основных сфер внутренней политики РБ; межрегиональные связи на международном уровне включены в систему внешней политики (трансграничное сотрудничество): предусматривается, например, взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях в целях оперативного решения приграничных проблем и пр., при этом не упоминаются напрямую ни Союзное государство, ни РФ4. Этот пробел лишь частично восполняется в других документах. Так, в программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы5 запланировано продолжение работы по реализации соглашений между Правительством Республики Беларусь и правительствами субъектов Российской Федерации о развитии торгово-экономических связей, активизация взаимодействия в рамках соответствующих комиссий и рабочих групп, расширение присутствия белорусской экспортной продукции в регионах Сибири, Дальнего Востока, Южном и СевероКавказском федеральных округах РФ. В целом идет речь о политике комплексного развития каждого региона страны с уменьшением межрегиональных различий и созданием благоприятных условий для жизни людей независимо от места проживания, заметна опора на идею «центров роста» в рамках стратегии концентрации ресурсов. На будущее предполагается создать в регионах равные возможности для реализации личностного потенциала и удовлетворения жизненных потребностей граждан независимо от места проживания. Вместе с тем отметим, что на перспективу в контексте

1 Итоговый документ VII Форума регионов Беларуси и России. - http://www.sovrep.gov.by/ru/7-forum-ru/

2 Предприятия Витебской области подписали к Форуму регионов Беларуси и России почти 150 контрактов. - https://soyuz. by/sotrudnichestvo-regionov/predpriyatiya-vitebskoy-oblasti-podpisali-k-forumu-regionov-belarusi-i-rossii-pochti-150-kontraktov

3 Межрегиональное сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь. - https://belarus.mid.ru/ru/countries/bilate ral-relations/interregional-cooperation-of-russia-and-belarus/; Региональное сотрудничество. - http://www.embassybel.ru/belarus-russia-relations/regions/

4 Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь: утв. Законом Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-3. - https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10500060

5 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента РБ от 15.12.2016 № 466 (ред. от 30.11.2017). - https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31600466

«модернизации внешнеэкономических отношений», обозначаемой в рамках многовекторности внешней политики и роста инновационного экспорта, РФ и СГБР не присутствуют1.

Аналогичные установки содержатся также в программах социально-экономического развития областей РБ и г. Минска, районов и городов областного подчинения. Например, в подобной программе Могилевской области, одной из приграничных с Россией, главной целью заявлен рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона, достижения основных показателей социально-экономического развития области. Предусматривается диверсификация торгово-экономических связей с различными странами и регионами при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках; говорится о развитии экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но ни СГБР, ни РФ, опять же, не называются в качестве приоритетных или ведущих направлений/партнеров2. Между тем для Могилевской области именно Российская Федерация (российские регионы, российские предприятия и пр.) является основным торговым партнером (традиционным рынком), занимая первое место по объему товарооборота и экспорта, причем с положительным для Могилевской области сальдо (в 2019 г. соответственно - 59,5 и 64,3%); внешнеторговый оборот области с РФ за период 2015-1019 гг. вырос почти на 30%3.

В российских документах прослеживаются сходные тенденции. Целями государственной политики регионального развития Российской Федерации провозглашаются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией РФ и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан РФ на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики РФ на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач4. Надо заметить, что в целом в документах РФ в области стратегического планирования, затрагивающих анализируемую проблематику, внешним (международным) связям субъектов РФ и механизмам международного (трансграничного) уровня уделено недостаточно внимания. Это касается и относительно нового документа - Стратегии пространственного развития. В общем плане некоторые ее положения могут быть увязаны с развитием Союзного государства и других интеграционных форматов, например, о развитии международных транспортных коридоров, расширения и модернизации системы магистральных нефтепроводов и пр. Кроме того, примечательны акцент на необходимости усиления приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами и учет специфики геостратегических территорий РФ. В то же время, по документу, приграничные с Республикой Беларусь российские регионы, отнесенные к приграничным геостратегическим территориям РФ, фактически разделяются на разные категории: Смоленская область - это субъект РФ, граничащий с Евразийским экономическим союзом, а Брянская и Псковская области - субъекты РФ, граничащие со странами, входящими в Евразийский экономический союз, а также с другими странами или странами, входящими в Европейский союз5. Таким образом, СГБР никак здесь не фигурирует и во многом одинаковое по отношению к Белоруссии расположение названных регионов не учитывается ни с экономической точки зрения, ни с геополитической. Видимо, в расчет принимаются определенные соображения в выстраивании внешнеэкономических связей, опять же, в рамках ЕАЭС, но не СГБР; однако указанная градация не добавляет легитимности формату СГБР и значимости в стратегическом ракурсе.

Вместе с тем в документах на уровне субъектов РФ фактор сопредельности с Белоруссией так или иначе учитывается. Например, в Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года утверждается, что ее конкурентные позиции и задачи повышения конкурентоспособности определялись в рамках внутринационального и внешнего экономического контуров; к последнему отнесены рынки Республики Беларусь, Литвы и Латвии. В общей характеристике конкретизируется пограничное расположение с Могилевской и Витебской областями РБ; оценка экспортного потенциала дается также в разрезе развития торговых отношений с РБ и др.6

Разумеется, это лишь некоторые вводные, которые позволяют интерпретировать сопряжение ориентиров регионального развития и межрегионального сотрудничества на союзном, общегосударственном и региональном уровнях. Очевидно, что его степень пока недостаточна. Акцентируя проблемные моменты именно в политической плоскости, можно настаивать на необходимости большей институционализации как в целом российско-белорусского интеграционного взаимодействия, так и межрегионального сотрудничества в направлении обретения им подлинно наднационального воплощения. И белорусские, и российские документы демонстрируют отсутствие полномасштабной увязки с теми посылами, которые формируются в том числе в рамках форумов регионов России и Беларуси, в заявле-

1 Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года. - http://www.eco nomy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf

2 Программа социально-экономического развития Могилевской области на 2016-2020 годы: утв. решением Могилевского областного Совета депутатов 22.06.2017 № 28-2. - https://pravo.by/upload/docs/op/D917m0085072_1505163600.pdf

3 За пять лет внешнеторговый оборот Могилевской области с Российской Федерацией вырос почти на 30%. - https://mogilev news.by/news/01-04-2020-19-07/63288

4 Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 16.01.2017. № 13. - https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/

5 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р (ред. от 31.08.2019 г.). - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=332771 &fld=134&dst=100008, 0&ГМ=0.5392464446538636#0572551461031678

6 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года: утв. постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 № 981 (с изм. на 19.05.2020). - http://docs.cntd.ru/document/553122332

ниях представителей политического сообщества и т.п. Естественным ее ограничителем, конечно же, выступают условия экономического плана. Помимо них, сказываются ограниченность потенциалов территорий и местных сообществ, различия в форме территориального устройства и правовой регламентации внешних связей регионов; для российской стороны (федерального центра, которому подконтрольна международная деятельность субъектов РФ), вероятно, -опасения рецидива «сепаратизации» регионов периода 1990-х гг. Однако в социально-политическом ракурсе, если по-прежнему исходить из того, что и властные элиты, и народы обеих стран заинтересованы в продолжении существования СГБР и решении в рамках данного формата актуальных задач, было бы целесообразно добиться большей координации намерений и действий в рассматриваемой и других областях. Требуется усилить регулирование межрегиональных связей на союзном уровне и принять Концепцию Союзного государства по их развитию1, а также решить некоторые организационные вопросы (например, учредить специальный орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству в СГБР)2. Кроме того, можно было бы усилить акцент на общих вызовах и возможностях для российско-белорусского приграничья: дополнительно разработать и внедрить совместные проекты под эгидой Союзного государства, создавать те или иные кластеры (экологические, туристические, производственные, этнокультурные), что позволит добиться и повышения качества жизни граждан, и авторитета Союзного государства, и укрепить те духовные узы, о которых много говорится на высшем уровне. Углубление взаимодействия, институционально и нормативно введенное в рамки формата СГБР, должно затрагивать не только приграничные, но и другие регионы России и Беларуси. Важно также создавать совместные информационные продукты и ресурсы, способствующие продвижению общих ценностных ориентиров. К сожалению, пока существенных подвижек на этом пути не наблюдается. Возможно, достижение консенсуса по «дорожным картам» и устранение пробуксовки с разработкой и введением в действие актов Союзного государства станет фундаментом для утверждения системы интеграционных приоритетов в области регионального и пространственного развития.

1 Подчеркнем в этом смысле значение разработки Концепции программы Союзного государства «Межгосударственной Схемы комплексной территориальной организации России и Беларуси», где отмечена несогласованность стратегий пространственной организации РФ и РБ; см.: офиц. сайт Постоянного Комитета Союзного государства: https://www.postkomsg.com/news/ socialnaja_politika/192086/

2 Бахлова О.В. Межрегиональное сотрудничество как фактор российско-белорусской интеграции // Регионология. 2009. -№ 4. - С. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.