Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧА КАК ПРЕДИКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧА КАК ПРЕДИКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАДРОВЫЙ РЕСУРС / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ / ГАРМОНИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ДОХОД / СИМБИОЗ КОМАНДЫ / EFFECTIVE TEAM FORMATION / PERSONNEL MANAGEMENT / HUMAN RESOURCE / RAISE OF PATIENT TREATMENT EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царанов К. Н., Климова Е. М., Акимов Т. В., Званский А. Б., Тарбастаев А. Г.

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций сотрудников стоматологической клиники. Выдвинуто предположение, что разрывы в ценностях человека являются факторами, оказывающими влияние на профессиональную деятельность в плане коммуникаций (в производственной команде) и в конечном итоге на доходность личности в составе команд. Исходные данные получены из отчетов медицинской информационной системы клиники и опросников Ш. Шварца (SVS, PVQ). Кроме этого, нами использовались: ретроспективный анализ, анкетирование. Врачи разделились на две группы по влиянию разрывов ценностей на долю выполнения плана по выручке (группы первого и второго типа). Обращает на себя внимание направление взаимосвязей в группе первого типа все корреляции средней силы - прямые, в группе2 типа - обратные. В структуре профиля ценностных ориентаций наблюдаются различия между группами: на втором месте по важности для респондентов в группе первого типа находятся ценностные ориентации (ЦО) «достижение», а во второй «самостоятельность», третье место в группе первого типа занимает «доброта», тогда как в группе второго типа «доброта» на 4 месте. Для повышения экономической эффективности руководителям медицинских учреждений необходимо: организовать деятельность по созданию культурных артефактов о нормативных идеалах тех ценностей, которые оказывают влияние на рабочий процесс, учитывать данные ценностного профиля сотрудников для оптимального подбора состава команд (рабочей смены).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Царанов К. Н., Климова Е. М., Акимов Т. В., Званский А. Б., Тарбастаев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF THE DOCTOR AS PREDICTOR OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE MEDICAL ORGANIZATION

The article presents the results of an empirical study of the value orientations of dental clinic employees. It is suggested that gaps in human values are factors that influence professional activities in terms of communication (in the production team) and ultimately the profitability of the individual in the teams. The initial data is obtained from the reports of the clinic’s medical information system and the Schwartz’s Value Survey (SVS) and Portrait Values Questionnaire (PVQ). In addition, we used a retrospective analysis and a questionnaire survey. Doctors were divided into two groups based on the impact of value gaps on the share of revenue plan fulfillment (type one and type two groups). Attention is drawn to the direction of relationships in the group of the first type, all correlations of average strength are direct, in the group of type2 - reverse. In the structure of the profile of value orientations, there are differences between the groups on the second place in importance for the respondents in the group of the first type are the value orientation (VO) “Achievement” and secondly, “Self-Direction”, third place in the group of the first type is “Benevolence”, whereas in the group of the second type of “Benevolence” in 4th place. To increase economic efficiency, managers of medical institutions need to organize activities to create cultural artifacts about the normative ideals of those values that affect the workflow, take into account the data of the employee’s value profile for optimal selection of the team composition (work shift).

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧА КАК ПРЕДИКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

К.Н. Царанов,

к.м.н., начальник Управления развития отраслевых образовательных программ Московского городского

университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова, г. Москва, Россия,

e-mail: TsaranovKN@mos.ru, SPIN-код: 4337-6799, ORCID ID: 0000-0001-7245-080X,

Web of Science Researcher ID: AAR-3892-2020

Е.М. Климова,

к.пс.н., ведущий научный сотрудник аппарата ученого секретаря Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Москва, Россия, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета, г. Мытищи, Россия, e-mail: Klimova_EM@mail.ru, ORCID ID: 0000-0003-4848-1598, Scopus Author ID: 57195349880, ResearcherID: A-6354-2019 Т.В. Акимов,

к.м.н., генеральный директор ЗАО «МЕД.КОМ», г. Москва, Россия, e-mail: Akimov@dms-medkom.ru А.Б. Званский,

генеральный директор Центра стоматологического здоровья «Мята», г. Москва, Россия, e-mail: zvanskiy@gmail.com

А.Г. Тарбастаев,

к.м.н., начальник сектора исследований и разработки отраслевых образовательных программ Центра развития здравоохранения Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова, г. Москва, Россия, e-mail: AG@Tarbastaev.ru, SPIN-код: 7741-131, ORCID ID: 0000-0002-7301-9891, Web of Science Researcher ID: AAR-1945-2020

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВРАЧА КАК ПРЕДИКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК: 614.253; 159.9 DOI: 10.37690/1811-0185-2020-9-63-70

Царанов К.Н, Климова Е.М, Акимов Т.В., Званский А.Б., Тарбастаев А.Г. Ценностные ориентации врача как предиктор эффективности деятельности медицинской организации (Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова, г. Москва, Россия; ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия; Московский государственный областной университет, Московская область, Россия; ЗАО «МЕД.КОМ», г. Москва, Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций сотрудников стоматологической клиники. Выдвинуто предположение, что разрывы в ценностях человека являются факторами, оказывающими влияние на профессиональную деятельность в плане коммуникаций (в производственной команде) и в конечном итоге на доходность личности в составе команд. Исходные данные получены из отчетов медицинской информационной системы клиники и опросников Ш. Шварца (SVS, PVQ). Кроме этого, нами использовались: ретроспективный анализ, анкетирование. Врачи разделились на две группы по влиянию разрывов ценностей на долю выполнения плана по выручке (группы первого и второго типа). Обращает на себя внимание направление взаимосвязей в группе первого типа все корреляции средней силы - прямые, в группе 2 типа - обратные. В структуре профиля ценностных ориентаций наблюдаются различия между группами: на втором месте по важности для респондентов в группе первого типа находятся ценностные ориентации (ЦО) «достижение», а во второй «самостоятельность», третье место в группе первого типа занимает «доброта», тогда как в группе второго типа «доброта» на 4 месте. Для повышения экономической эффективности руководителям медицинских учреждений необходимо: организовать деятельность по созданию культурных артефактов о нормативных идеалах тех ценностей, которые оказывают влияние на рабочий процесс, учитывать данные ценностного профиля сотрудников для оптимального подбора состава команд (рабочей смены). Ключевые слова: формирование эффективной команды, управление персоналом, кадровый ресурс, повышение эффективности обслуживания пациентов, гармония ценностей, доход, симбиоз команды.

Введение

|а совещании о системе здравоохранения 29.07.2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил необходимость «сохранять и наращивать мощности национальной

■ ■ — j* ^ Н

системы здравоохранения». В рамках реализации данного поручения предполагается «к 2024 году обеспечить врачами медучреждения всех уровней» [9]. Таким образом, на государственном уровне определен вектор развития медицинской отрасли в России.

© К.Н. Царанов, Е.М. Климова, Т.В. Акимов, А.Б. Званский, А.Г. Тарбастаев, 2020 г.

№9

2020

Менедже,

Буквальное выполнение поручений Президента -увеличение числа медицинских сотрудников, с нашей точки зрения, не позволит реализовать государственные задачи в рамках национальных проектов, следует изменить отношение, как самих медиков, так и населения России к оказываемым медицинским услугам. Подобное изменение возможно в случае учета руководителями медицинских организаций ценностных ориентаций личности сотрудников.

Гипотеза исследования. Нами было выдвинуто предположение, что разрывы в ценностях человека являются факторами, оказывающими влияние на профессиональную деятельность в плане коммуникаций (в производственной команде), и, в конечном итоге, на доходность личности в составе команд.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями ценностного профиля врачей-стоматологов и эффективности деятельности медицинской организации, разработка на основе выявленных показателей рекомендаций для руководителей, направленных на повышение экономической эффективности медицинского учреждения.

Достижение цели предусматривало решение следующих задач:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических, медицинских работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.

2. Осуществить эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и эффективности профессиональной деятельности.

3. Разработать рекомендации для руководителей, направленные на повышение экономической эффективности медицинского учреждения.

Проблемам ценностных ориентаций профессионалов помогающих специальностей посвящено достаточное число работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, в которых:

• изучены ценностные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения [1];

• проведен анализ развития ценностных профессиональных ориентаций студентов [3];

• описано ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии [4];

• раскрыты современные ценностные ориентации студентов-медиков в Казахстане [8];

• выделены ценностные ориентации российских, арабских и африканских студентов на примере отношения к процедуре эвтаназии [6];

• определены ценностные ориентации в контексте акмеологического знания: «ведущая ценностная ориентация <...> способна не только перестроить систему нравственных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия» [10];

• раскрыты вопросы жизненной перспективы и ценностных ориентаций личности [2];

• представлено влияние эмоций на ментальные модели личности профессионала [5];

• описаны последствия выбора коммуникативных стратегий профессионального общения в системе «врач-пациент» [7];

• определены социокультурные и индивидуальные различия в контексте отношения к человеку и природе [12];

• выделены ценности, в рамках которых работают специалисты основных терапевтических школ [14];

• описаны показатели межкультурных ценностей личности и убеждений [11];

• выявлена взаимосвязь поведенческой растор-моженности и социальных ценностных ориентаций

[13].

Несмотря на значительное число работ отечественных и зарубежных авторов вопрос взаимосвязи особенностей ценностного профиля врачей и эффективности деятельности медицинской организации не привлекал внимание исследователей.

Методы исследования

Исходные данные были получены из отчетов медицинской информационной системы клиники и опросников Ш. Шварца SVS и PVQ. Кроме этого, нами использовались: ретроспективный анализ, анкетирование.

Были опрошены 23 врача стоматолога из двух филиалов медицинской стоматологической сети «Медком» (г. Москва), один доктор отказался от участия в опросе, доверительный интервал составил ±4,26%, доверительная вероятность 95%. Данные были обработаны с помощью программ MS Excel-2019 и IBM Watson Studio Cloud-2020.

Результаты исследования

Врачи разделились на две группы по влиянию разрывов ценностей1 на долю выполнения плана по

1 — разрывы ценностей — это разность значениями нормативных идеалов и личных приоритетов респондента по одной ценностной ориентации, по всем ценностным ориентациям рассчитывается по формуле: Средняя сумма значений разрывов ценностей

респондента=([НИК(

ИПДоброта) (НИУниверсализм

._-ИП,_......... )+(НИг

'Конформность ИПКонформност_.

-ИП )+(НИ

Универсализм' 1 Стимуляция Стимуляция' ^ Гедонизм Гедонизм'

J (НИТр0Диции ИПТрадиции) (НИДобро Самостоятельность ИП ^Самостоятельность^ (Н J (НИДостижение ИПДостижение) (НИВла

енеджер № 9

здравоохранения 2020

Рис. 1. Уравнения регрессии разрывов ценностей и доли выполнения плана

по выручке в смешанной группе

выручке, мы их назвали группы 1 и 2 типа. Но перед тем, как удалось выявить эти две группы, мы исследовали и не нашли взаимосвязь между разрывами

~ 2 ценностей и долей выполнения плана по выручке2

в смешанной группе врачей (рис. 1, таблица 1).

Коэффициент детерминации = 0,9042) к модели регрессии разрывов ценностей свидетельствует о малой условной дисперсии данных, следовательно математическая модель описывает значения этого показателя реалистично. Однако, коэффициент детерминации = 0,0546) уравнения регрессии доли выполнения плана по выручке меньше 0,5; это означает, что математическая модель описана не реалистично. Кроме того, мы не обнаружили статистически значимой взаимосвязи

ИП

'Вшсть)+(НИБезопасность-ИПБшопасность))/10, где НИ - значимость в баллах нормативных идеалов для респондента по ценностной ориентации от максимально возможного значения по шкалам SVS (%), ИП - значимость в баллах индивидуальных приоритетов для респондента по ценностной ориентации от максимально возможного значения по шкалам PVQ (%).

2 - План по выручке рассчитывался индивидуально для каждого врача, с учетом «среднего чека» на одного пациента за прошедший период, который составил от 2 лет до 9 месяцев в зависимости от стажа работы врача в клинике, и норм приёма пациентов в смену (величина нормы зависит от специализации доктора), запланированного количества смен в месяц. Доля выполнения плана по выручке рассчитывалась как соотношение запланированного объема выручки к фактическому в процентах.

между разрывами ценностей и выполнением плана по выручке (0,285).

Путём подбора составов респондентов по показателям «средняя сумма разрывов ценностей респондента» и «доля выполнения плана по выручке», нам удалось выявить две группы врачей-стоматологов, в которых обнаружились значимые взаимосвязи между ними: в группе 1 типа прямая взаимосвязь с сильной корреляцией (0,9), в группе 2 типа обратная со средней корреляцией (-0,6).

Несмотря на среднюю силу взаимосвязи (-0,6), а также большую дисперсию данных по разрывам ценностей во второй группе = 0,1954) и данных по доле выполнения плана по выручке в первой

= 0,4563), мы изучили особенности представителей этих групп, но отметили необходимость проверки данных на группах с малой дисперсией данных показателей (рис. 2).

Количество врачей в группах 1 и 2 типов оказалось примерно одинаковым и по количеству (11 и 12 человек соответственно), и по гендерному составу. Средняя сумма разрывов ценностей респондента в среднем по группе тоже практически одинакова, разница составляет 0,3%. Работающих по совместительству в группе 2 типа на 49% больше, чем в группе 1 типа. Группы в 2 раза

№9 Менеджщ

2020 здравоохранения

Таблица 1

Индивидуальные показатели респондентов групп 1 и 2 типов

Тип группы Код респондента Средняя сумма разрывов ценностей респондента (%) Доля выполнения плана по выручке (%)

Тип 1 Врач 2 1,73 21,90

Тип 1 Врач 3 2,63 42,23

Тип 1 Врач 6 4,06 32,25

Тип 1 Врач 7 4,52 42,18

Тип 1 Врач 8 5,05 25,57

Тип 1 Врач 10 6,33 32,24

Тип 1 Врач 13 7,18 27,86

Тип 1 Врач 14 7,63 51,03

Тип 1 Врач 15 8,14 89,03

Тип 1 Врач 20 11,32 36,54

Тип 1 Врач 21 12,30 117,27

Тип 1 Врач 23 25,66 262,22

Тип 2 Врач 1 0,21 160,31

Тип 2 Врач 4 3,28 107,62

Тип 2 Врач 5 3,72 132,31

Тип 2 Врач 9 6,29 132,27

Тип 2 Врач 11 6,47 120,62

Тип 2 Врач 12 6,91 135,62

Тип 2 Врач 16 8,36 220,00

Тип 2 Врач 17 8,59 101,09

Тип 2 Врач 18 8,67 163,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип 2 Врач 19 10,49 49,95

Тип 2 Врач 22 22,25 23,02

различаются по доле выполнения плана по выручке (таблица 2).

В структуре профиля ценностных ориентаций наблюдаются различия между группами: на втором месте в ранге по важности для респондентов в группе 1 типа находятся ценностные ориентации «достижение», а во второй «самостоятельность», третье место в группе 1 типа занимает «доброта», тогда как в группе 2 типа «доброта» на 4 месте. Обращает на себя внимание факт того, что в ТОР-3 ценностных ориентаций, значимых

по важности для респондентов, только разрывы ЦО «достижение», в группе 2 типа, статистически значимо связаны с долей выполнения плана по выручке. В группе 2 типа взаимосвязи средней силы выявлены только по трём ценностным ори-ентациям, разрывы ценностей коррелируют с выполнением плана по выручке, в группе 1 типа таких взаимосвязей шесть, но они менее значимы для респондентов, по сравнению с разрывами по ЦО «достижение», «доброта», «универсализм» в группе 1 типа (таблица 3).

Таблица 2

Отличия характеристик групп первого и второго типов

Тип группы Количество врачей в группе Средняя сумма разрывов ценностей респондента в среднем по группе (%) Доля врачей, работающих по совместительству (%) Гендерный состав Доля выполнения плана по выручке в среднем по группе (%)

1-го типа (0,9) 12 8,0 33 Мужчин 4, Женщин 8 65

2-го типа (-0,6) 11 7,7 82 Мужчин 4, Женщин 7 122

енеджер № 9

здравоохранения 2020

Рис. 2. Уравнения регрессии разрывов ценностей и доли выполнения плана по выручке в группах первого и второго типов

Таблица 3

Ранг ценностных ориентаций по их важности для респондентов и сила корреляционных взаимосвязей между разрывами ценностей и долей выполнения плана по выручке в группах 1 и 2 типов

* Группа 1 типа Группа 2 типа

г £ Ценностные ориентации Сила взаимосвязи с выручкой** Ценностные ориентации Сила взаимосвязи с выручкой**

1 Зрелость -0,101 (Слабая) Зрелость 0,084 (Слабая)

2 Достижение 0,162 (Слабая) Самостоятельность -0,141 (Слабая)

3 Доброта 0,259 (Слабая) Достижение -0,592 (Средняя)

4 Социальность 0,044 (Слабая) Доброта -0,546 (Средняя)

5 Самостоятельность 0,61 (Средняя) Безопасность -0,044 (Слабая)

6 Безопасность 0,652 (Средняя) Социальность 0,235 (Слабая)

7 Гедонизм 0,569 (Средняя) Гедонизм -0,227 (Слабая)

8 Универсализм 0,577 (Средняя) Конформность -0,153 (Слабая)

9 Конформность 0,638 (Средняя) Универсализм -0,641 (Средняя)

10 Стимуляция 0,228 (Слабая) Власть 0,07 (Слабая)

11 Власть 0,295 (Слабая) Стимуляция -0,299 (Слабая)

12 Традиции 0,396 (Средняя) Традиции -0,023 (Слабая)

Примечания:

*1-наиболее значимая ЦО по важности для респондентов...12-наименее значимая ЦО по важности для респондентов.

**Сила взаимосвязи с выручкой — коэффициенты корреляции между значениями показателя «Доля выполнения плана по выручке в среднем по группе» и разрывов ценностей в среднем по группе, вычисляемых по формуле: сумма разрывов ценностей в среднем по группе = Т*ср арим(НИцО-ИПцс), где ЦО-ценностные ориентации: Зрелость, Достижение, Доброта, Социальность, Самостоятельность, Безопасность, Гедонизм, Универсализм, Конформность, Стимуляция, Власть, Традиции; НИ — Доля значений нормативных идеалов по ценностной ориентации от максимально возможной (%); ИП — Доля значений индивидуальных приоритетов по ценностной ориентации от максимально возможной (%).

№ 9 Менеджер

3030 здравоохранения

Нами был осуществлен сравнительный анализ влияния характеристик ценностных ориентаций на выполнение медицинскими сотрудниками плана по выручке (таблица 4).

Интересен тот факт, что взаимосвязь между нормативными идеалами и выручкой наблюдается только по факторам «конформность» и «доброта»,

но «конформность» не входит в ТОР-3 ведущих ценностных ориентаций для респондентов, а ЦО «доброта» является важной ценностью для респондентов группы 2 типа.

Нормативные идеалы (НИ) только в группе 2 типа имеют взаимосвязь с выполнением плана по выручке. Индивидуальные приоритеты (ИП) - т.е. то, на что

Таблица 4

Влияние характеристик ценностных ориентаций на выполнение плана по выручке

Ценностные ориентации Взаимосвязи между НИ и выполнением плана по выручке Взаимосвязи между ИП и выполнением плана по выручке Взаимосвязи между величиной разрывов ценностей и выполнением плана по выручке

1 тип 2 тип 1 тип 2 тип 1 тип 2 тип

Конформность 0,024 0,335* -0,493* 0,504* 0,638* -0,153

Традиции -0,316 0,273 -0,535* 0,287 0,396* -0,023

Доброта 0,113 0,334* -0,057 0,651* 0,259 -0,546*

Универсализм -0,114 0,019 -0,371* 0,52* 0,577* -0,641*

Самостоятельность 0 -0,31 -0,349* -0,139 0,61* -0,141

Стимуляция 0,221 0,077 0,136 0,408* 0,228 -0,229

Гедонизм 0,263 -0,135 -0,205 0,075 0,569* -0,227

Достижение -0,086 -0,273 -0,18 0,231 0,162 -0,592*

Власть -0,012 -0,181 -0,164 -0,322 0,295 0,07

Безопасность -0,007 0,08 -0,386* 0,09 0,652* -0,044

*р < 0,1

Рис. 3. Профиль разрывов между нравственными идеалами и индивидуальными приоритетами ценностных ориентаций, оказывающих влияние на выполнение плана по выручке (величины разрывов указаны в процентах, максимально возможная величина разрывов равна 100%)

Менеджер № 9

здравоохранения 2020

68 Я

врачи ориентируют свое поведение на практике влияет больше на выручку, чем их нормативные идеалы о поведении в той или иной ситуации. Можно предположить, что это связано с культурным прессингом на врача как со стороны коллег и руководства, так и со стороны пациентов. Величина разрывов ценностей по той или иной ценностной ориентации тоже имеет значение. Для лиц группы 1 типа взаимосвязи прямые, т.е. чем больше выражены разрывы ценностей, тем больше доля выполнения плана по выручке, следовательно для того, чтобы увеличить выручку, сотрудникам потребуется еще больше «разгармонизировать» свои нормативные идеалы поведения к представлениям о своем поведении в реальной практике. Для лиц группы 2 типа, у которых наблюдается большая степень гармонии между НИ и ИП, по сравнению с сотрудниками группы 1 типа, наоборот увеличение разгармонизации приводит к уменьшению выручки (рис. 3).

Выводы

Выявленная взаимосвязь между особенностями ценностного профиля врачей-стоматологов и эффективности деятельности медицинской организации доказана, что позволяет предположить возможность увеличения экономической эффективности

медицинской организации при изменении управления сотрудниками с учетом указанных показателей.

На наш взгляд, для повышения экономической эффективности руководителям медицинских учреждений необходимо:

- Организовать деятельность по созданию культурных артефактов о нормативных идеалах тех ценностей, которые оказывают влияние на рабочий процесс.

- Учитывать данные ценностного профиля сотрудников для оптимального подбора состава команд (рабочей смены) для достижения соответствующих производственных целей (например, ценностный профиль персонала должен соответствовать ценностному профилю основного потока пациентов - это позволит меньшими затратами обеспечить конструктивное взаимодействие сотрудников медицинской организации с пациентами).

- Помогать сотрудникам как можно реже «пересобирать» свои ментальные модели реальности по отношению к таким ценностным ориентациям как «доброта», «достижение» и «самостоятельность».

- В качестве перспектив дальнейших исследований нами предполагается оценить влияние управляющих воздействий, осуществленных руководителями филиалов после их информирования о ценностных профилях сотрудников.

1. Болучевская В.В. Ценностные ориентации и социально-психологические установки будущих специалистов помогающих профессий в процессе их профессионального самоопределения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 3. URL: http:// medpsy. ru (Дата обращения: 29.07.2020).

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2002 - С. 258-259.

3. Гузич М.Э, Прибега А.В. Развитие ценностных профессиональных ориентаций студентов / Избранные вопросы современной науки: монография. М. - 2016. - С. 6-36.

4. Заболотная С.Г. Ценностное самоопределение будущего врача в медицинской профессии // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. URL: http://science-education.ru/ru/ artide/view?id=24971 (Дата обращения: 30.07.2020).

5. Калмыкова И.Ю., Юдкевич М.М. Экономика и эмоции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3. - № 3. - С. 61-87.

6. Кечина Э.А., Левина М.А., Насекина С.Н., Ефремова Л.В. Ценностные ориентации российских, арабских и африканских студентов на примере отношения к процедуре эвтаназии // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 6. - С. 67-71.

7. Милехин С.М., Дербенев Д.П., Чистякова О.М. Ценностные ориентации молодых врачей как основа эффективной коммуникации в системе «врач - пациент» // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики. - 2019. - С. 169-174.

8. Нукештаева К.Е., Кубекова A.C. Современные ценностные ориентации студентов-медиков // Медицина и экология. - 2019. - № 2 (91). - С. 12-18.

9. Стенограмма выступления Путина на совещании о системе здравоохранения 29.07.2020 [Электронный ресурс]. http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-soveschanii-o-sisteme-zdravoohra-nenija-29-07-2020.html (Дата обращения: 30.07.2020).

№ 9

2020

Менедже,

s Р

зно

10. Шевченко Н.П. Акмеологический компонент деятельности врача // Медицина и образование в Сибири 2010. - № 1. - С. 10.

11. Chi-yue Chiu, Sherwin I. Chia and Wendy W.N. Wan, Measures of Cross-Cultural Values, Personality and Beliefs // Measures of Personality and Social Psychological Constructs. - 2015. - P. 621-651.

12. Harry C. Triandis. Sociocultural and Individual Differences // Comprehensive Clinical Psychology, 1998. https://doi.org/10.1016/B0080-4270 (73) 00103-6

13. Kees van den Bos, E. Allan Lind On Sense-Making Reactions and Public Inhibition of Benign Social Motives: An Appraisal Model of Prosocial Behavior // Advances in Experimental Social Psychology, 2013. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-407188-9.00001-6

14. Nedra R. Lander, Danielle Nahon n Integrity Model, Existential Perspective in Clinical Work With Men From a Gender and Health Perspective // The Psychology of Gender and Health, 2017. https://doi. org/10.1016/B978-0-12-803864-2.00009-2

UDC 614.253; 159.9

Tsaranov K.N., Klimova E.M., Akimov T.V., Zvansky A.B., Tarbastaev A.G. Value orientations of the doctor as predictor of efficiency of activity of the medical organization (Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Moscow, Russia; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia; Moscow Regional State University, Moscow Region, Russia; CJSC «MED. COM», Moscow, Russia)

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the value orientations of dental clinic employees. It is suggested that gaps in human values are factors that influence professional activities in terms of communication (in the production team) and ultimately the profitability of the individual in the teams. The initial data is obtained from the reports of the clinic's medical information system and the Schwartz's Value Survey (SVS) and Portrait Values Questionnaire (PVQ). In addition, we used a retrospective analysis and a questionnaire survey. Doctors were divided into two groups based on the impact of value gaps on the share of revenue plan fulfillment (type one and type two groups). Attention is drawn to the direction of relationships in the group of the first type, all correlations of average strength are direct, in the group of type 2 - reverse. In the structure of the profile of value orientations, there are differences between the groups on the second place in importance for the respondents in the group of the first type are the value orientation (VO) "Achievement" and secondly, "Self-Direction", third place in the group of the first type is "Benevolence", whereas in the group of the second type of "Benevolence" in 4th place. To increase economic efficiency, managers of medical institutions need to organize activities to create cultural artifacts about the normative ideals of those values that affect the workflow, take into account the data of the employee's value profile for optimal selection of the team composition (work shift). Keywords: effective team formation, personnel management, human resource, raise of patient treatment effectiveness.

Здравоохранение-SQSQ

МИНЗДРАВ НАЧАЛ ОПРОС ГРАЖДАН ПО ПРИОРИТЕТАМ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА В РЕГИОНАХ

На портале госуслуг начался опрос граждан, цель которого определить приоритеты региональных программ модернизации первичного звена. Принять участие в опросе может любой гражданин России старше 14 лет. Место жительства пользователя определяется автоматически по указанным им данным при регистрации на портале госуслуг. Это дает возможность территориальной привязки результатов опроса.

Предложенный опросник охватывает основные проблемы: доступность медицинской помощи, наличие необходимого медицинского оборудования, укомплектованность кадрами и их квалификация.

Старт региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения был сдвинут с 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года. Такое решение было связано со сложной эпидемиологической обстановкой и колоссальными непредвиденными расходами на борьбу с коронавирусом. По решению Президента России на это выделено 0,5 трлн. руб. В сентябре на встрече с сенаторами Владимир Путин заявил, что при реализации региональных программ модернизации должен быть учтен опыт борьбы с коронавирусом.

Источник: пресс-служба Минздрава.

Менеджер № 9

здравоохранения 2020

70 Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.