sional independence and ability to learn]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 2 (42), pp. 32-40. (In Russian).
6. Zhuchkova L. V. Sozdanie situacijuspekha v uchebnoj deyatel'nosti uchashchihsya liceya [Creating situations of success in the educational activities of lyceum students]. Science and Education: Materials of the V International Scientific and Practical Conference for Science and Education Workers. Naberezhnye Chelny, 2018, pp. 29-31. (In Russian).
7. Zavatsky M. D. Zavisimost' nazemnyh polej koncentracij uglevo-dorodnyh gazov ot neftenosnosti osadochnogo chekhla v predelah Zapadno-Sibirskogo neftegazonosnogo bassejna [Dependence of surface fields of hydrocarbon gas concentrations on the oil content of the sedimentary cover within the West Siberian oil and gas basin]. Oil and Gas Studies, 2008, no. 2, pp. 9-16. (In Russian).
8. Zeer E. F. Psihologiya professij [Psychology of professions]. Moscow, 2005, 336 p. (In Russian).
9. Leontiev D. S., Kleschenko I. I., Kustyshev A. V., Dolgushin V. A., Zavatski M. D., Ponomarev A. A. Razrabotka i issledovanie tamponazhnogo sostava na mikrocementnoj osnove dlya ogranicheniya i likvidacii vodopritokov v neftyanye i gazovye skvazhiny [Development and research of the well plugging microcement-based composition to limit and eliminate the water inflows into oil and gas wells]. Oil and Gas Studies, 2016, no. 4, pp. 62-72. (In Russian).
10. Lomteva E. V. Gotovnost' sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya k rostu kontingenta postupayushchih [Readiness of the secondary vocational education system for the growth of the incoming population]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 3 (43), pp. 58-64. (In Russian).
11. Shkatova T. G. Situaciya uspekha kak sredstvo razvitiya peda-gogicheskoj motivacii u studentov v uchebno-professional'noj deyatel'nosti [The situation of success as a means of developing students' pedagogical motivation in the educational and professional activities]. Topical issues of continuing professional education: materials of the International Scientific Conference "Reading Ushinsky". Yaroslavl, 2018, pp. 118-120. (In Russian).
12. Yatsenko A. E., Cheremiskina I. I. Rannie dezadaptivnye skhemy i zhiznestojkost' u molodyh lyudej v sostoyanii perezhivaniya lichnostnogo krizisa [Early maladaptive schemes and resilience of young people experiencing a personal crisis]. Actual Problems of Social-Humanitarian and Scientific-Technical Knowledge. 2021, no. 3 (27), pp. 26-29. (In Russian).
13. Caplan G. Emotional crises - 111: The encyclopedia of mental health. N. Y., 1963, vol. 2, pp. 521-532. (In English).
14. WorldSkills International. Available at: https://www.worldskills. org (accessed 15.01.2022). (In English).
15. WorldSkills Russia. Available at: https://worldskills.ru/ (accessed 15.01.2022). (In Russian).
УДК/UDC 37.048.45 EDN TMAIFL
Касьянова Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Мальцев Алексей Владимирович
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Зубова Лариса Викторовна
старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональных коммуникаций на иностранных языках, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Kasyanova Tatjana I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University, Ekaterinburg
Maltsev Aleksey V.
Candidate of Biological Sciences, Docent,
Associate Professor at the Department of General and Social
Psychology, Ural Federal University, Ekaterinburg
Zubova Larisa V.
Senior Lecturer at the Department of Linguistics and Professional Communication in Foreign Languages, Ural Federal University, Ekaterinburg
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
VALUE ORIENTATIONS IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN DIFFERENT FIELDS OF STUDY
Введение. В современном мире формируются новые общественные отношения, происходят изменения в сознании и поведении людей, меняются жизнен-
ные приоритеты, идет переоценка ценностей, которые являются основой профессионального самоопределения. При этом возрастает значимость само-
выражения и самореализации. Результаты многочисленных психологических и социологических исследований ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении достаточно противоречивы. Цель статьи - определить ценностные ориентации студентов двух направлений обучения: менеджеров и психологов, выявить среди названных ценностей наиболее важные, определяющие профессиональный выбор.
Методология. Исследование проведено с использованием упражнения карточек-профессий М. Горана, адаптированного для работы с группой. Данное упражнение позволяет выявлять ценностные отношения через личностную рефлексию относительно определенных профессий, выстраивать личностный ряд ценностных приоритетов, что позволяет сделать процесс профессионального выбора более осознанным.
Результаты. Исследование показало, что у студентов обеих групп были выявлены как общие, так и отличительные ценностные ориентации. В первую пятерку рейтинга в обеих группах вошли: творчество, высокий доход, развитие и самосовершенствование, взаимодействие с людьми и коммуникация. В группе студентов менеджеров среди преобладающих ценностей оказались: власть и управление людьми, а в группе психологов - возможность помогать людям. Отличительный выбор ценностей был явно определен профессиональной направленностью.
Заключение. Изучение мира ценностей студентов, их жизненных планов и установок позволит оценивать эффективность государственных программ в области занятости и образования, поможет в поиске новых форм профориентационной работы с молодежью.
Introduction. In the modern world, new social relations are being formed, along with occurring changes in people's minds and behavior. Life priorities are changing and a reassessment of values is taking place, while the importance of self-expression and self-realization is growing. Value orientations form the basis of professional self-determination. The results of numerous psychological and sociological studies of value orientation in professional self-determination are rather contradictory. The purpose of the article is to determine the value orientation of students in two areas of study (management and psychology) and identify the most important ones that determine professional choice.
Methodology. The study was conducted using Michel Goran's occupational card exercises adapted for group work. These exercises allow identifying value relationships through personal reflection on certain professions and building a personal range of value priorities. The methods
mentioned make the process of professional choice more conscious.
Results. The study has shown that the students of both groups had both common and distinctive value of orientations. Creativity, high income, development and self-improvement, interaction with people and communication were the top five in both groups of students. Power and people management were among the prevailing values in the group of management students. The opportunity to help people was the predominant value in the group of psychology students. The distinctive choice of values was determined by professional orientation.
Conclusion. Studying the world of young people's values, their plans and attitudes to life makes it possible to evaluate the effectiveness of state programs in terms of employment and education. Moreover it may help finding new forms of career guidance work with young people.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, молодежь, студенты-менеджеры, студенты-психологи.
Keywords: values, value orientations, professional self-determination, youth, management students, psychology students.
Введение
В ситуации перемен формируются ценностные ориентации молодежи с учетом экономических, политических и культурных изменений. Молодежь легче адаптируется к новым условиям, она более рациональна и прагматична. Молодые люди - носители значительного интеллектуального потенциала, новых идей, инициатив - обладают способностями к творчеству, не приемлют консерватизма и застоя. Исследования выявляют у молодого поколения приоритет индивидуальных ценностей, важными для них являются деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия. Отмечают у молодежи несоответствие оценок различных видов труда: на эмоциональном уровне - это творческий, альтруистический тип труда, на поведенческом уровне - престижно-потребительский смысл [13].
Исследование ценностных ориентаций широко представлено в работах российских ученых [5; 20], где предлагаются различные классификации. Так, в терминальных ценностях выделяют личностные и социальные; в инструментальных - ценности морали и ценности компетентности [19]. Э. Фромм классифицирует ценности в соответствии с пятью выделенными им группами потребностей [25]. Ценностные ориентации выражаются в идеалах, личностном
смысле жизни и проявляются в социальном поведении человека. Понятие и суть ценностей и ценностных ориентаций, существующих в современной науке, подробно рассмотрены в работах А. В. Серого [21], М. С. Яницкого [28], Г. Б. Коха и И. А. Орлова [10]. Изменению ценностных ориентаций молодежи в условиях развития рыночных отношений уделяется пристальное внимание [10; 14]. Данные вопросы широко обсуждаются в публикациях последних лет. При этом часто социальная значимость и смысл процесса оцениваются исследователями диаметрально противоположно. Отдельные ученые подчеркивают, что молодежь России, как и все общество, переживает кризис ценностей, отмечается разрушение нравственных ценностей и культуры народа [6]. Другие считают такие утверждения мифом. Есть и те, кто, отмечая «отдельные недостатки», считает, что моральный уровень современной молодежи достаточно высок [4]. Ж. Т. Тощенко оценивает данную проблему как некий парадокс общественного сознания [24]. В целом анализ результатов исследований современных социологов показывает, что пространство ценностных ори-ентаций молодежи России достаточно противоречиво и размыто. М. К. Горшков и Ф. Э. Шереги в своей монографии делают вывод, что диагнозы морального разрушения российской молодежи не соответствуют действительности [4]. Однако представленные ими факты, по мнению Е. К. Казариной-Волшебной с соавторами, заставляют в этом усомниться [7].
Меняется социальная структура общества, что является следствием пересмотра профессиональных иерархий и традиционно сложившихся статусных позиций отдельных профессиональных групп [22]. Профессиональное самоопределение каждой личности приобретает особый смысл и значимость.
В соответствии с принятой концепцией в постиндустриальном обществе профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс выстраивания человеком индивидуального набора профессиональных компетенций на основе его личностных возможностей и потребностей [3]. При этом важным для человека становится самостоятельное определение собственного образовательно-профессионального формата, формирования индивидуального стиля жизни [3; 27]. Для студентов вузов одной из основных задач профессионального самоопределения является уточнение специальности, специализация внутри направления обучения. При этом, по мнению ведущих профессионалов в сфере профориентации, главный акцент необходимо делать на ценностно-смысловые аспекты профессиональ-
ного выбора [17]. Изучению ценностно-профессиональных ориентаций посвящены труды В. В. Аладьи-ной [1], Т. С. Каминской [8], А. Н. Кошелевой [11] и др. Выявлено, что основу ценностно-профессиональных ориентаций составляют как профессиональные ценности и смысложизненные ориентации, так и самоотношение личности.
Результаты многочисленных психологических и социологических исследований ценностных ори-ентаций в профессиональном самоопределении также достаточно противоречивы. Исследованиями Э. Э. Сыманюк с соавторами выявлено, что ценности профессиональной самореализации для большинства школьников старшего подросткового возраста не являются приоритетными [23]. Значимость материального благосостояния зачастую превалирует над ценностью интересной работы, оплата труда ценится выше свободы [12]. В исследованиях последних лет выявлены различия в ценностных ориента-циях студентов, склонных к точным и гуманитарным дисциплинам [31]. Выделяют в основном два типа ценностного отношения к труду: терминальное - имеющее смысложизненную значимость как самоцель, и инструментальное - средство достижения других целей, например материальных или статусных [7].
Ценностный аспект профессиональной деятельности и его влияние на самоопределение современных молодых людей остается в поле пристального внимания и многочисленных зарубежных ученых [17; 22; 29]. Проведенное в Турции исследование по выявлению представлений студентов об их личностных ценностях и самооценке, их ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности позволило выявить, что испытуемые либо затруднялись определить свои личные ценности, либо принимали за них доминирующие общественные нормы [29].
При изучении профессиональной социализации молодежи в Центральной и Восточной Европе было установлено, что молодые люди имеют высокую готовность работать для обеспечения собственного материального благополучия. Авторы данного исследования делают вывод о необходимости усиления работы в сфере профориентации молодежи, способствующей решению проблемы девальвации профессиональных ценностей [15].
Противоречивость процесса трансформации ценностных ориентаций молодежи обусловлена многочисленными факторами: неоднородностью молодежи как социальной группы, сложностями современной социально-экономической ситуации, обесцениванием для молодых опыта старших поколений и т. д.
В целом трансформация ценностных ориентаций идет в направлении от гуманистической к технократической парадигме [7]. В ценностных ориентациях молодых людей преобладает тенденция отношения к труду как к инструментальной ценности.
Отношение студентов вузов к профессии, которую они приобретают, представлено в исследовании В. В. Ретивиной. В работе проведен анализ базовых мировоззренческих установок с целью установления места и роли ценностей труда в личностной структуре современной студенческой молодежи [18]. Молодые чаще всего исходят из установок: «мне нравится или нет», «мне это комфортно, интересно». Для молодых людей, безусловно, важным и ценным являются карьера, материальный достаток [10; 18]. Аксиологический аспект как фактор, определяющий и регулирующий закономерности формирования и переосмысления молодыми людьми ценностных ориентаций, важен для понимания процессов их социализации и профессионального самоопределения в ситуации неопределенности нашего времени [26]. Ценностные ориентации могут служить индикатором меры и успешности социализации личности, показателем ее зрелости. Необходимо отметить, что малоизученными пока остаются такие вопросы, как вхождение в профессию, т. е. начало профессионального становления, а также тенденции изменения ценностных отношений будущих специалистов к своей работе в процессе профессионального образования в вузах и профессиональных образовательных заведениях.
Методология
Исследование проведено среди студентов г. Екатеринбурга. Респонденты - менеджеры, 166 человек: 47 юношей и 119 девушек, бакалавры 4-го курса, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (далее - ГМУ). Психологи -96 студентов: 6 юношей и 90 девушек, 2-й курс, обучающиеся по направлению «Психология» и специальности «Клиническая психология».
Цель исследования - определить ценностные ориентации студентов двух направлений обучения: менеджеров и психологов, выявить наиболее важные из них, определяющие профессиональный выбор.
За основу взята схема технологии активизации профессионального и личностного развития (АПЛР), предложенная Д. Пеллетье [30]. Исследование проведено с использованием карточек-профессий Мишеля Горана, адаптированных для работы с группой. Данное упражнение позволяет выявлять ценностные отношения через личностную рефлексию относительно определенных профессий, выстраивать личностный ряд ценностных приоритетов, сделать процесс профессионального выбора более осознанным.
Результаты
Всего студенты определили более ста различных характеристик для различных профессий. У студентов обеих групп были выявлены как общие, так и отличительные ценностные ориентации (табл. 1). Преобладающими ценностями, общими для обеих
Таблица 1
Группа менеджеров Доля ответов Группа психологов Доля ответов
Творчество 35 Взаимодействие с людьми 57
Высокая з/плата 32 Творчество 51
Самосовершенствование 32 Развитие 26
Власть, управление 24 Высокая з/плата 19
Коммуникации 21 Помогать людям 19
Интерес, склонность, 18 Разнообразие 18
Статус 17 Интерес к делу 18
Престиж 17 Престижно, приятно занимать должность 8
Полезность 16 Власть 7
Свобода 8 Проявление себя 6
Действие 7 Интеллектуальный труд 6
Карьерный рост 6 Искусство 6
Мужество 3 Карьерный рост 5
Профессиональные ценностные ориентации студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» ^ = 166) и по направлению «Психология» и «Клиническая психология Ш = 96)
групп, оказались творчество, высокий доход, развитие, взаимодействие с людьми, власть, интерес, престиж. Ведущее место среди ценностей будущей профессии у большинства студентов занимает творчество (табл. 1).
Творчество и креативность востребованы в подавляющем большинстве профессий. По мнению профессионалов, занимающихся прогнозом развития мира профессий, увеличивается потребность в нестандартных решениях. Алгоритмы и автоматизированные решения пока не способны заменить творческого работника [2]. Студенты это, очевидно, осознают. Ценность творчества студенты обеих группы оценивают достаточно высоко, оно занимает первое место в рейтинге у менеджеров и, соответственно, второе место в рейтинге у психологов. Это подтверждает и анализ нежелательных профессиональных ценностных ориентаций (табл. 2). Студенты обоих направлений подготовки в качестве наиболее неприемлемой оценивают однообразную, монотонную, скучную работу, содержащую много рутины. Оценивается в обеих группах также как нежелательная сидячая, офисная работа, отсутствие разнообразия.
Важным для студентов является возможность профессионального развития, самосовершенствования, что свидетельствует о приоритете в опреде-
ленной степени терминальных личностных ценностей. Данная позиция третья в группе и у менеджеров, и у психологов (табл. 1). Это характеризует обе группы как активных, желающих получать новые знания, испытывать и проявлять себя, что вполне согласуется с их социальной ролью в данный момент - ролью студента. Выбор учебной деятельности в одном из самых престижных вузов Урала свидетельствует о стремлении молодых людей независимо от выбранного направления подготовки к новому качественному знанию. Невозможность карьерного роста, самореализации, самовыражения, развития является нежелательным при профессиональном выборе - в группе менеджеров 4-й и 6-й ранг у психологов (табл. 2).
Высокая оплата труда как профессиональная ценность в обеих группах входит в первую пятерку: второе место у менеджеров и четвертое у психологов (табл. 1). Важно отметить, что у студентов психологов ценность высокой заработной платы отодвигает в рейтинге такую важную профессионально ценностную ориентацию, как помогать людям. У студентов менеджеров ценность высокой заработной платы превосходит по рейтингу такую важную для них профессионально ценностную ориентацию, как власть и управление (табл. 1). Таким образом, приоритет материальных ценностей над некоторыми важными
Таблица 2
Группа менеджеров Доля ответов Группа психологов Доля ответов
Скучно. Монотонно. Однообразная работа. Рутина 62 Скучно. Однообразно. Монотонность. Рутинно 57
Низкая заработная плата 47 Низкая оплата 51
Неуважаемо, непрестижно, не востребовано на рынке 26 Физический труд 26
Нет карьерного роста 14 Нет интереса 19
Мужские профессии 9 Нет развития, отсутствует рост 19
Нет возможности самореализации, 8 Большая ответственность 18
самовыражения, развития
Сидячая работа, офисная работа 6 Технические профессии 18
Плохие условия труда, влияние на 6 Не приоритетно 8
здоровье
Физический труд 6 Много нагрузки 7
Высокий риск, опасность 6 Подчинение приказам 6
Не интересно 5 Сидячая работа 6
Сложная работа 4 Отсутствие разнообразия 6
Рабочие профессии 4 Связано с госслужбой 5
Нет статуса 3 Нужен математический склад ума 5
Ответственность большая 3 Мало общения 4
Нежелательные профессиональные ценностные ориентации студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» ^ = 166) и по направлению «Психология и линическая психология М = 96)
профессиональными ценностями у студентов обеих групп достаточно выражен.
Тем не менее у студентов-психологов превосходство по рейтингу общечеловеческих ценностей и одновременно значимых профессиональных ценностей над материальными выражено сильнее, чем у студентов-менеджеров (табл. 1). Это вполне объяснимо выбором будущей профессии, сделанном на начальном этапе профессиональной карьеры, и, вероятно, вполне осознанно. Профессия психолога отличается от профессии менеджера, в том числе, большей духовной направленностью. Неслучайно на пятом месте в рейтинге ценностей у студентов-психологов оказалась помощь людям, то, ради чего и существует эта профессия. Стоит отметить, что в качестве наиболее нежелательных характеристик при профессиональном выборе занимает низкая оплата труда - второе место в группе и менеджеров, и психологов (табл. 2).
В первую пятерку рейтинга в обеих группах вошли такие ценностные ориентации, как взаимодействие с людьми, коммуникации, возможность помогать людям. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты - это несомненно важные навыки, которые относятся к надпро-фессиональным [2].
В нашей выборке обе профессии (и менеджер, и психолог) относятся к группе профессий «человек -человек», поэтому выделение студентами-управленцами и студентами-психологами в качестве одной из главных профессиональных ценностей взаимодействие с людьми не случайно. У студентов-психологов эта ценность первая в рейтинге, а у менеджеров на пятом месте (табл. 1). В профессии психолога человек - это основной и объект, и предмет деятельности. Интерес и желание познания психики человека для студентов-психологов, вероятно, были основным мотивом выбора данного направления подготовки. Для студентов-менеджеров, будущих государственных и муниципальных служащих, кроме самого человека, важным предметом являются нормативные акты: законы, инструкции, регламенты и другие документы. Однако и сам человек также важен как объект и субъект их профессиональной деятельности.
Будущие психологи, в отличие от управленцев, как профессиональную ценность называют разнообразие. В рейтинге ценностей разнообразие опережает такие ценности, как: интерес, престиж, власть, карьерный рост. Вероятно, в эту ценность студенты-психо-
логи вкладывают разнообразие жизненных ситуаций, с которыми им придется иметь дело в своей профессиональной деятельности. И они готовы и хотели бы, чтобы таких ситуаций было как можно больше. Действительно, работа практикующего психолога -это разбор самых разных жизненных ситуаций, связанных с людьми, и чем они более разнообразны, тем больший профессиональный опыт приобретает сам психолог.
Несомненно, важным является выявление среди ценностей наличие интереса к профессии. Интерес как ценность у менеджеров на шестом месте в рейтинге, а у психологов - на седьмом. Нежелание заниматься делом, которое неинтересно, особенно проявлено в группе психологов - 4-е место в рейтинге нежелательных профессиональных ценностных ориента-ций, у менеджеров это 11-е место (табл. 2). Безусловно, что один из наиболее существенных мотивов выбора профессии - интерес к ее содержанию. И хотя в современном обществе интересы отодвигаются с первого места в рейтинге ценностей, они не исчезают и продолжают играть важную роль в жизни людей, в том числе и молодых.
Ценность власти более значима для будущих менеджеров: четвертое место в рейтинге, у психологов - девятое (табл. 1). Для менеджеров эта ценность прямо связана с основным характером их профессиональной деятельности. Возможно, это один из главных мотивов выбора профессии управленца для студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Именно поэтому эта ценность опережает в рейтинге ценностей интерес и коммуникации. Для профессии психолога высокая значимость власти как ценности может представлять определенную опасность, потому что владение и негуманное применение некоторых психологических техник, использование власти как навязывание своей воли могут нанести вред человеку. Для будущих менеджеров, в отличие от психологов, достаточно значима ценность статуса - седьмое место в рейтинге (табл. 1). Отсутствие статуса в качестве нежелательной характеристики отмечено у 3 % будущих менеджеров (табл. 2). Для многих будущих государственных служащих позиция, ранг в иерархической профессиональной структуре имеют определенное значение и рассматриваются как определенная ценность. Несомненно, для выстраивания административно-управленческой карьеры получение «высокой» должности - это одна из целей профессиональной деятельности.
Ценность престижности профессии оказалась в обеих группах студентов на восьмом месте в рей-
тинге. Престиж как общественная оценка значимости профессии практически тесно переплетается с уважением к представителям данной профессии, при этом имеет значительное влияние на мотивы поведения людей, на их решения и действия. Молодым людям не безразлично, как их будущую профессию будут воспринимать в обществе. «Непрестижность» как нежелательная характеристика гораздо выше в группе менеджеров - третье место (табл. 2).
Будущие психологи, в отличие от студентов-менеджеров, указали среди приоритетных ценностей «проявление себя». Открытость как прием, стимулирующий более близкое общение - это профессионально значимое умение для психолога. Поэтому такая ценность оказывается для студентов-психологов профессионально связанной и достаточно значимой.
Ценность карьерного роста занимает среди других ценностей один из самых низких рейтингов, двенадцатое и тринадцатое место у менеджеров и психологов соответственно. В современном мире происходит изменение парадигмы карьеры: от карьеры как инструмента управления человеческими ресурсами к карьере как инструменту развития индивидуальной конкурентоспособности на рынке труда. На наш взгляд, молодые люди не совсем понимают современное отношение к данной ценности, особенно в профессиональной деятельности. В современной профориентации, особенно в зарубежной и не только, у молодежи происходит смещение направленности выбора с профессии на карьеру. Эта выработанная специалистами закономерность подчеркивает важность и приоритет именно карьеры в списке профессиональных ценностей. Самоопределение - это не одноразовый поступок, а разумно выстроенная перспектива, длящаяся во времени. Планирование карьеры - это разработка сценариев будущего развития формирования альтернативных направлений профессионального развития и выбор лучшей стратегической альтернативы для профессиональной самореализации. Вероятно, для студентов, особенно младших курсов, такая профори-ентационная направленность мало понятна и требует разъяснения.
В группе менеджеров, в отличие от психологов, в качестве значимых названы: полезность, свобода и действие. Полезность очень важная ценность для будущих государственных и муниципальных служащих. Как уже отмечалось выше, это профессия служения людям, поэтому она должна приносить людям пользу. В рейтинге ценностных ориентаций у студентов-менеджеров она занимает девятое место, уступая однако таким ценностям, как власть и статус.
Вместе с тем значительная часть психологов (18 % от числа ответов) как нежелательную отмечают высокую ответственность профессиональной деятельности, у менеджеров эта оценка значительно ниже - 3 % ответов (табл. 2).
У менеджеров десятое место в рейтинге занимает ценность свободы. Однако работа управленца - это строго регламентированная деятельность. Одной из причин того, что свободу достаточно высоко оценивают будущие менеджеры, является то, что большая часть выпускников вузов, получающих данную подготовку, не работает по полученной специальности. Исследования, проведенные нами ранее, выявили снижение мотивации будущих «государственников» к работе в сфере государственной и муниципальной службы [9].
Часть студентов, будущих управленцев, как ценность определяют действие, психологи - развитие. Можно предположить, что это проявление потребности в получении реальных практических умений и навыков, о которых много говорится в рамках трансформации современного образования.
Небольшая группа менеджеров называет среди профессиональных ценностей мужество. Вероятно, это можно расценивать как положительный момент, так как в сфере государственного и муниципального управления востребованы кадры, способные к решительным действиям и принятию волевых решений.
Заключение
В определении жизненного пути молодых людей главную роль играет профессиональное самоопределение, основу которого составляют ценностные ориентации. Результаты многочисленных психологических и социологических исследований ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении достаточно противоречивы.
Сравнительные исследования ценностных ори-ентаций у студентов, будущих менеджеров и психологов, выявили такие общие ценности, как творчество, высокий доход, развитие и самосовершенствование, взаимодействие с людьми и коммуникации. В группе менеджеров среди преобладающих ценностей оказались: власть и управление людьми, а в группе психологов - возможность помогать людям. Отличительный выбор ценностей был явно определен направлением подготовки и требованиями будущей профессии.
В обеих группах респондентов выявлена достаточно низкая ценность карьерного роста. Вместе с тем изменения на рынке труда, непредсказуемость
его развития обусловливают необходимость стратегического планирования карьеры, т. е. разработку сценариев будущего развития формирования альтернативных направлений профессионального развития. Результаты проведенного исследования важны для профориентационной работы со студентами для проведения «вторичного профессионального самоопределения». Изучение мира ценностей молодых, их жизненных и профессиональных планов и установок несомненно важно, оно позволяет оценивать эффективность государственных программ в области занятости и образования молодежи.
Литература
1. Аладьина В. В. Ценностно-профессиональные ориентации студентов технических вузов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.
2. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М., 2020. 456 с.
3. Блинов В. И., Сергеев, И. С. Основные положения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки. 2016. № 2 (34). С. 11-23.
4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. 592 с.
5. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2003. 566 с.
6. Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2002. 592 с.
7. Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Тур-ченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориен-таций Российской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 121-126.
8. Каминская Т. С. Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 40-43.
9. Касьянова Т. И., Климова Н. В. О снижении мотивации будущих «государственников» к работе в сфере государственной и муниципальной службы // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12, № 4. С. 76-84.
10. Кох И. А., Орлов И. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 142-169. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170.
11. Кошелева А. Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 177 с.
12. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. С. 83-84.
13. Немировский В. Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988-2004 гг. Постне-классический подход. Красноярск, 2006. 160 с.
14. Орлова О. М., Орлов А. В. Ценности и базовые социальные установки как факторы профессиональной активности студентов, обучающихся психологии // Социология. 2020. № 2. С. 314-321.
15. Профессиональная социализация молодежи в Центральной и Восточной Европе / Е. П. Бартош, Б. Г Гвоздецкая,
Н. И. Варга, Я. В. Зоська, Н. А. Никон // Перспективы образования и науки, 2020. № 6. С. 103-116. DOI 10.32744/pse.2020.6.9.
16. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Германии / М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова, А. Р. Демченко, С. В. Балах-нина // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1.
C. 192-197.
17. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2013. 496 с.
18. Ретивина В. В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 57-63. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63.
19. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Лучшие психологические тесты / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. С. 112-114.
20. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002) : сб. ст. М., 2002. 541 с.
21. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1999. 92 с.
22. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М., 2014. 328 с.
23. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 192-202. DOI: 10.32744/pse.2019.6.16.
24. Тощенко Ж. Т. Кентавр-проблемы (опыт философского и социологического анализа). М., 2011. 552 с.
25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 231 с.
26. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования / С. А. Гришаева [и др.] ; ред. С. В. Чуева. М., 2017. 131 с.
27. Чистякова С. Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 4. С. 2-5.
28. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204 с.
29. Gelmez O. S. O., Hatiboglu B., Öngen C. Pathways from personal towards professional values: Structured small-group work with social work students // Education as Change. 2019. Vol. 23. P. 1-25. DOI: 10.25159/1947-9417/4418.
30. Pelletier D., Bujold C. Educational approach in professional orientation. Morin, Québec: Université del Laval, 1984. 184 p.
31. Studying differences in the structure of personal professional orientation of adolescents inclined to exact and humanitarian sciences / E. A. Sorokoumova et al. // Astra Salvensis - revista de istorie si cultura. 2018. № 2. P. 622-632.
References
1. Aladina V. V. Cennostno-professional'nye orientacii studentov tehnicheskih vuzov [Value-Professional Orientations of Students of Technical Universities]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2012, 24 p. (In Russian).
2. Atlas novyh professij 3.0 [Atlas of new professions 3.0]. Eds.
D. Varlamova, D. Sudakov. Moscow, 2020, 456 p. (In Russian).
3. Blinov V. I., Sergeev, I. S. Osnovnye polozhenija Koncep-cii organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovi-jah nepreryvnogo obrazovanija [The main positions of the concept of support of professional self-determination of students in the conditions of continuous education]. Humanitarian Sciences, 2016, no. 2, pp. 11-23. (In Russian).
4. Gorshkov M. K., Sheregi F. Je. Molodezh' Rossii: sociologicheskij portret [The youth of Russia: a sociological portrait]. Moscow, 2010, 592 p. (In Russian).
5. Zaslavskaya T. I. Societal'naja transformacija rossijskogo obsh-hestva: Dejatel'nostno-strukturnaja koncepcija [Societal transformation of Russian society: Activity-structural concept]. Moscow, 2003, 566 p. (In Russian).
6. Ilyinsky I. M. Obrazovatel'naja revoljucija [Educational revolution]. Moscow, 2002, 592 p. (In Russian).
7. Kazarina-Volshebnaya E. K., Komissarova I. G., Turch-enko V. N. Paradoksy transformacii cennostnyh orientacij Rossi-jskoj molodjozhi [Paradoxes of the transformation of the value orientations of the Russian youth]. Sociological Research, 2012, no. 6, pp. 121-126. (In Russian).
8. Kaminskaya T. S. Professional'nye cennostnye orientacii kak harakteristika lichnosti studenta tehnicheskogo vuza [Professional value orientations as a personality characteristic of a student of a technical university]. Psychological Journal, 2006, no. 1, pp. 40-43. (In Russian).
9. Kasyanova T. I., Klimova N. V. O snizhenii motivacii budush-hih "gosudarstvennikov" k rabote v sfere gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhby [Prospective civil servants' declining motivation for pursuing career in state and municipal government agencies]. News of the Ural Federal University. Series 3: Social Sciences, 2017, vol. 12, no. 4, pp. 76-84. (In Russian).
10. Kokh I. A., Orlov I. A. Cennosti i professional'noe samoopredele-nie studencheskoj molodezhi [Values and professional identity of student-age population]. The Education and Science Journal, 2020, vol. 22, no. 2, pp. 142-169. DOI: 10.17853/1994-56392020-2-143-170. (In Russian).
11. Kosheleva A. N. Cennostno-professional'nye orientacii razlichnyh social'nyh grupp [Value-professional orientations of various social groups]. Ph. D. thesis. Saint-Petersburg, 2001, 177 p. (In Russian).
12. Manko Yu. V., Oganyan K. M. Sociologija molodezhi [Sociology of Youth]. International Journal of Experiential Education, 2011, no. 7, pp. 83-84. (In Russian).
13. Nemirovsky V. G. Struktura i dinamika smyslozhiznennyh orien-tacij studencheskoj molodezhi: 1988-2004 gg. Postneklassich-eskij podhod [Structure and dynamics of meaningful life orientations of student youth: 1988-2004. post-classical approach]. Krasnoyarsk, 2006, 160 p. (In Russian).
14. Orlova O. M., Orlov A. V. Cennosti i bazovye social'nye ustanovki kak faktory professional'noj aktivnosti studentov, obuchajush-hihsja psihologii [Values and basic social attitudes as factors of professional activity of students studying psychology]. Sociology, 2020, no. 2, pp. 314-321. (In Russian).
15. Bartosh E. P., Hvozdetska B. G., Varha N. I., Zoska Y. V., Nikon N. A. Professional'naja socializacija molodezhi v Central'noj i Vostochnoj Evrope [Professional socialization of youth in central and eastern Europe]. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 6, pp. 103-116. DOI: 10.32744/pse.2020.6.9. (In Russian).
16. Palyanov M. P., Pakhomova E. A., Demchenko A. R., Balakh-nina S. V. Professional'noe samoopredelenie obuchajushhihsja v uslovijah rynka truda v sisteme obrazovanija Germanii [Professional self-determination of students in the labor market con-
ditions in the German education system]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, no. 1, pp. 192-197. (In Russian).
17. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientacija [Career Guidance]. Moscow, 2013, 496 p. (In Russian).
18. Retivina V. V. Trudovye cennosti i ustanovki sovremennoj studencheskoj molodezhi [Labor values and attitudes of modern students]. Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 1, pp. 57-63. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63. (In Russian).
19. Rokich M. Metodika «Cennostnye orientacii» [Methodology "Value Orientations"]. The best psychological tests. Ed. A. F. Kudrya-shova. Petrozavodsk, 1992, pp. 112-114. (In Russian).
20. Rutkevich M. N. Sociologija obrazovanija i molodezhi: Izbrannoe (1965-2002) [The Sociology of Education and Youth: Selected Works (1965-2002)]. Collection of Papers. Moscow, 2002, 541 p. (In Russian).
21. Seryy A. V., Yanitsky M. S. Cennostno-smyslovaja sfera lichnosti [Value-semantic sphere of personality]. Kemerovo, 1999, 92 p. (In Russian).
22. Standing G. Prekariat: novyj opasnyj klass [Precariat: a new dangerous class]. Moscow, 2014, 328 p. (In Russian).
23. Symanyuk E. E., Pecherkina A. A., Zakrevskaya O. V. Oso-bennosti professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja starshego podrostkovogo vozrasta [Peculiarities of professional self-determination of older adolescent students]. Prospects for Science and Education, 2019, no. 6, pp. 192-202. DOI: 10.32744/pse.2019.6.16. (In Russian).
24. Toshhenko Zh. T. Kentavr-problemy (opyt filosofskogo i socio-logicheskogo analiza) [Centaur-problems (experience of philosophical and sociological analysis)]. Moscow, 2011, 552 p. (In Russian).
25. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow, 1990, 231 p. (In Russian).
26. Grishaeva S. A. et al., Chueva S. V. (ed.) Cennostnye orientacii rossijskoj molodezhi i realizacija gosudarstvennoj molodjozhnoj politiki: rezul'taty issledovanija [Value orientations of Russian youth and the implementation of the state youth policy: research results]. Moscow, 2017, 131 p. (In Russian).
27. Chistjakova S. N. Sistemnaja podderzhka i soprovozhdenie formi-rovanija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja [System support and support for the formation of professional self-determination of students]. Professional Education. Capital, 2016, no. 4, pp. 2-5. (In Russian).
28. Yanitsky M. S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamich-eskaja sistema. [Personal value orientations as a dynamic system]. Kemerovo, 2000, 204 p. (In Russian).
29. Gelmez O. S. O., Hatiboglu B., Ongen C. Pathways from personal towards professional values: Structured small-group work with social work students. Education as Change, 2019, vol. 23, pp. 1-25. DOI: 10.25159/1947-9417/4418. (In English).
30. Pelletier D., Bujold C. Educational approach in professional orientation. Morin, Québec, Université del Laval, 1984, 184 p. (In French).
31. Sorokoumova E. A. et al. Studying differences in the structure of personal professional orientation of adolescents inclined to exact and humanitarian sciences. Astra Salvensis - revista de istorie si cultura, 2018, no. 2, pp. 622-632. (In English).