Научная статья на тему 'Ценностные ориентации специалистов по социальной работе: методология исследования'

Ценностные ориентации специалистов по социальной работе: методология исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕОРИЯ СТРУКТУРАЦИИ / СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / SYSTEMS OF VALUES / THEORY OF STRUCTURATION / STRUCTURAL FUNCTIONALISM / PROFESSIONAL SOCIAL WORK / THEORETICAL APPROACHES TO SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитина Т. Н.

Рассматриваются актуальные вопросы использования социологических знаний для конструирования социальной реальности, методология исследования ценностных ориентаций специалистов по социальной работе, лежащих в основе социального поведения членов профессиональной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social work specialists: systems of values in research methodology

The article examines the challenges facing mechanisms of sociological knowledge application to construct "social reality" and expounds the research methodology investigating systems of values needed for the orientation of social work specialists. T.N. Nikitina has reached a reasoned conclusion indicating that these values are the basis for certain professional group members' social behavior.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации специалистов по социальной работе: методология исследования»

4. Методология и организация элитной ходько, Н. Федоров // Высшее образова-подготовки / А. Петров, В. Мануйлов, В. При- ние в России. 2003. № 4.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Никитина Т.Н.

Современное российское общество претерпевает качественные изменения, меняются социальные практики, образцы поведения людей, стиль их мышления. Деятельность осуществляется на глобальном пространстве, в то же время акцентируется внимание на собственной идентичности.

В таких условиях многократно возрастает роль социологии, которая не только объясняет социальные явления, но и призвана создавать прогнозы дальнейшего развития нашего общества.

Социальная работа в современном российском обществе выполняет ведущую роль по гармонизации общественных отношений, решая вопросы социализации и ресоциализации личности.

Как наука социальная работа сегодня находится в стадии становления. Теоретические подходы к социальной работе основываются на междисциплинарных связях и интеграции научных дисциплин. Поиск нового оправдан изменениями в социальной жизни людей, реформированием всей социальной сферы. Задача ученого исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений, формировать общие представления о социальной реальности.

По мнению Гидденса, претерпевает изменения и сама внутренняя природа современных институтов. Развитие рефлексивности идет по направлению приобретения и использования новых знаний, которые, в свою очередь, способствуют трансформации самих социальных институтов, а также моделей поведения людей. Одновременно социальные практики являются рутинными и предопределенными

© Никитина Т.Н., 2009

социальной реальностью. Социальная практика “не создается социальными акторами, а лишь постоянно воспроизводится ими”, то есть она имеет характер преемственности, упорядоченности. Индивиды, усваивая в ходе социализации ценности и нормы социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, что и делает возможным их изучение. Задача исследователя - выявить ценности, лежащие в основе социальных практик специалистов по социальной работе.

Изменение социальных образцов всегда начинается с изменения ценностных ориентиров общества. Высшая функция социальной работы как института общества заключается в гуманизации общественных отношений, проведении высоких идеалов гуманизма в общественную жизнь. Провозглашая человека и общество высшими профессиональными ценностями, социальная работа тем самым берет на себя ведущую роль в наделении общества культурными образцами.

Согласно определению, данному Международной Федерацией социальных работников, социальная работа - это профессии в сфере социальной работы, обеспечивающие социальные перемены. Прогноз социальных изменений станет возможен только при изучении тех факторов, которые будут лежать в основе самой деятельности конкретного специалиста и профессиональной группы социальных работников. Этими факторами и являются ценностные ориентации специалиста, которые в свою очередь тоже формируются под воздействием ценностей общества, профессиональной группы и личностных ценностных ориентиров.

Парадигма профессионализма в социальной работе определяет различные уровни ценностей, начиная с абсолютных ценностей, являющихся ценностями всего общества и заканчивая ценностями-инструментариями в практике профессиональной деятельности.

Проблема исследования ценностных ориентаций специалистов по социальной работе - одно из немногих исследовательских направлений, задача которых поиск путей решения задачи гармонизации общества.

Каждое научное направление использует собственные методологические подходы. Даже в русле самой социологии ценностные ориентации изучаются при помощи различных подходов и методов. Тем не менее, именно социологическое понимание ценностей и ценностных ориентаций позволит нам ответить на ряд поставленных вопросов и объяснить современное положение дел в социальной сфере. Недостаточная разработанность методологии темы в научных работах позволяет нам сконцентрировать усилия именно на этой, основополагающей, стороне исследования и наметить приоритетные линии в этом направлении.

Используя полипарадигмальный подход, мы рассматриваем предмет нашего исследования через призму понимающей социологии (В. Дильдей, В. Винднель-банд, Г. Риккерт. М. Вебер), парадигму структурного функционализма и теорию стурктурации Гидденса.

Согласно тезисам понимающей социологии Вебера общество состоит из определенных структур, последние являются производными от социальных действий людей. Социальная реальность создается людьми, поэтому изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения членов профессиональной группы на основе общезначимых ценностях своего времени поможет нам ответить на вопрос о модели типичного поведения специалистов в повседневных практиках. Важность этого момента очевидна для изучения конструировании членами профессиональной группы своей социальной реальности и исследования ценностных ориентаций, лежащих в ее основе.

Ценностные ориентации в социологии чаще всего изучаются с позиции теории

структурного функционализма. Например, в трудах Дюркгейма, Редклифа-Брауна, Б. Малиновского, В. Парето, Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Девиса можно найти содержательную сторону теории ценностей.

Включая в методологию исследования парадигму структурного функционализма, мы сможем выделить элементы социального взаимодействия, определить их роли и место в социальной системе, обозначить функции каждого элемента внутри системы. Составляя единое целое, система должна развиваться в условиях четко определенных функций, что мы и видим на примере социальной системы-профессиональной группы специалистов по социальной работе. Выполнение функций и тип социального действия базируется на определенной иерархии ценностей, которые обеспечивают выполнение функций.

Функциональный анализ предполагает анализ социальных ролей и статусов. Согласно данной теории мы исследуем субъективную мотивацию акторов - специалистов по социальной работе, действующих в стандартных ситуациях профессиональной в рамках профессиональной деятельности.

Профессиональная группа специалистов по социальной работе представляется нам в виде гомогенной социальной системы, под которой мы подразумеваем целостное образование, основные элементы которого люди, отношения между ними, нормы поведения, роли и ценности. В основе этой роли вновь лежат ценностные ориентации личности. Сопоставляя ценностные ориентации с типом поведения мы сможем ответить на вопрос, какие ценности обуславливают каждый тип поведения.

Социальная работа рассматривается с позиции индивидуал-реформистского подхода. Это подход поддержания стабильности (Доминелли, Дэвис). Социальная работа поддерживает порядок и социальную структуру общества. Утверждается гарантированная законом личная свобода в условиях рыночной экономики, это наилучший вариант организации общества.

Рассмотрение социальной работы с позиций системно-ориентированных теорий, включенных в индивидуал-рефор-мистский поход, является методологически верным, поскольку происходит ориен-

тация на социальные процессы, достигаются социально-значимые цели, такие как социальная справедливость и социальные изменения. Социальная работа в этих теориях связана с сохранением стабильного порядка. Обеспечивается целостность среды, равные значения для профессиональной деятельности имеют общественные и личностные компоненты каждой ситуации, учитывается их взаимодействие в системе целого.

На основании полученных данных задача исследователя разработать социальные технологии, использование которых в профессиональной сфере позволит двигаться в направлении социального прогресса.

Целостное отражение изучаемого явления определяется сочетанием качественных и количественных методов. Принцип дополнительности различных способов понимания и объяснения социальной действительности также является незаменим в ходе исследования.

На основании полученных данных возможно качественное предвидение и прогнозирование дальнейшего развития системы. Прогнозирование событий поможет

в дальнейшем решить актуальные проблемы социальной практики и будет способствовать совершенствованию системы социальных отношений.

Литература

1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

3. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник. М., 2007.

4. Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. М., 2004

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2 - 4.

6. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

8. Парсонс Т. О социальных системах / Пер. с англ. М., 2002.

9. Пэйн Малькольм. Социальная работа: современная теория. М., 2007

О ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МОТИВИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Крамаренко Н.С.

Интерес к проблеме эмоциональной регуляции мотивированного поведения и вопросам, связанным с психологическим управлением эмоциональными состояниями, на современном этапе развития общества вполне закономерен. Из разных аспектов изучения этой проблемы ее общепсихологическое значение представляется наиболее актуальным, так как эмоциональное напряжение является причинными факторами многих психических, психосоматических расстройств. Именно поэтому в последние годы возросла интенсивность экспериментального изучения эмоций, эмоциональных состояний и реакций целенаправленного поведения.

© Крамаренко Н.С., 2009

Одна из важнейших задач современной науки сводится к разработке методов управления эмоциональной сферой, устранению ее психопатологических проявлений без нарушения адаптированного, целесообразного поведения человека. Поведение человека имеет целенаправленный характер, однако понимание механизма формирования цели, соотношения причины и цели, их влияние на наше поведение и эмоциональное состояние является малоизученной проблемой. Следовательно, знание того, на какой процесс целостной системы регуляции эмоциональной и мотивационной сферы должны воздействовать методы и приемы психологической науки необходимо,

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.