Научная статья на тему 'Ценностные ориентации подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации'

Ценностные ориентации подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Павел Михайлович, Устинова Наталья Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации. В статье рассматриваются теоретические и практические данные в области аксиологической составляющей сферы личности. Представлены результаты, проведенного исследования ценностных ориентаций подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации»

состояние покоя эфирной материи, сколько интерференционные уплотнения или «облачные» образования, хранящие информацию в виде голограмм. Оболочечные уплотнения характеризуются более высоким потенциалом энергии, который соотносится с энергией вещественного тела, как: а <10 . Примерно такое относительное изменение зафиксировано при измерениях веса отлетающей души - лучевой составляющей жизни.

Голографические структуры хранят информацию о душе, подчиняясь закону сохранения энергии. Широта диапазона человеческих способностей проявляется количественно, возвеличивая души людей выдающихся.

В исключительных случаях человек способен достигать высоких уровней энерго-информацион-ного потенциала, который достаточен для контактов с полем эфирной информации и проявления сверх способностей.

Об одном из самых выдающихся ясновидящих Сведенборге философ Кант написал книгу «Грезы духовидца» [9]. Сведенборг жил одновременно в вещественном и духовном мире, обладая способностью отказаться от физического питания. Он считал, что, несмотря на свой призрачный и эфемерный характер, небеса представляют собой гораздо более значимый уровень реальности, чем привычный вещественный мир. Небо, говорил он, это бессмертный источник, откуда происходят и куда возвращаются все земные формы [9].

Такая личность и близкие к ней по своей одухотворенности, открывают нам видение мира, в котором мы освобождается от нужды в потреблении

веществ и испражнении продуктов жизнедеятельности. Лучевой человек будущего приходит из прошлого или открывается нам в настоящем, если мы не закрываем глаза своего сознания.

Литература

1. Joel L. Whitton, Joe Fisher. Life between life. (New York: Doubleday, 1986).

2. Ian Stevenson. Twenty Cases Suggestive of Reincarnation (University Press of Virginia, 1974), vols. 1-4; Children Who Remember Their Past Lives (University Press of Virginia, 1987).

3. Никольский Г.Ю. Эфир и время. Еретическая физика. Все не так как надо. Saarbruken: LAP LAMBERT. 2015.

4. Никольский Г.Ю. Мы не можем жить без космического интернета. Из чего сотканы «темная» и светлая материи. Голография души. Saarbruken: LAP LAMBERT. 2017.

5. Satprem. Sri Aurobindo or the Adventure of Consciousness (New York: Institute for Evolutionary Research, 1984), p. 195.

6. Талбот М. Голографическая Вселенная. Изд. дом «София». 2004.

7. Henry Corbin. Creative Imagination in the Sufism of Ibn Arabi, trans. Ralph Manheim (Princeton University Press, 1969).

8. Shaun A. Thomas, Filipe B. Abdalla, Ofer Lahav. Upper Bound of 0.28 eV on Neutrino Masses from the Largest Photometric Redshift Survey Phys. Rev. Lett. (2010). Т. 105, issue 3. P. 301.

9. Emanuel Swedenborg. The Universal Human and Soul-Body Interaction, ed. and trans. George F. Dole (New York: Paulist Press, 1984).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В _РАЙОНАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УРБАНИЗАЦИИ_

Попов Павел Михайлович

студент ФГБОУВО УрГПУг. Екатеринбург.

Научный руководитель: Устинова Наталья Александровна

к.пс. н., доцент кафедры психологии образования института психологии УрГПУ г. Екатеринбурга.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме ценностных ориентаций современных подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации. В статье рассматриваются теоретические и практические данные в области аксиологической составляющей сферы личности. Представлены результаты, проведенного исследования ценностных ориентаций подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, подростковый возраст, терминальные ценности, инструментальные ценности.

В современных нестабильных условиях социально - экономических и политических перемен, в обществе, в котором протекают процессы глобализации, интеграции, информатизации и консолидации, происходит переосмысление и трансформация субъективных и общественных ценностей, особенно актуальным остается вопрос ценностных ориентаций современной молодежи, поскольку ценностные ориентации, являясь центральным компонентом личности определяют отношение субъекта к действительности, миру в котором он

живет и выступают в качестве регуляторов поведения индивида во всех сферах его деятельности. Ценностные ориентации, являясь полинаучной проблемой привлекали внимание именитых зарубежных и отечественных авторов и несмотря на то, что были выделены различные классификации и методики изучения ценностных ориентаций, определены различные подходы к пониманию аксиологической составляющей сферы личности, данный вопрос, являясь сложным и многогранным по своей

структуре все же требует дополнительного изучения. Важность проблемы ценностных ориентаций находит свое отражение в таких нормативно - правовых документах как: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования», президентская программа «Дети России» и т.п. Поэтому мы видим, на сколько важно сегодня развивать у современных подростков здоровую систему ценностных ориентаций, что невозможно без приобщения подростков к истории, нравственным ценностям, духовному опыту поколений, традициям и должного нравственно - этического воспитания как целенаправленного процесса.

В узком смысле понятие ценностей в научный обиход ввел немецкий философ И. Кант, обозначив его как «царство целей». Позднее термин «ценности» использовался в трудах многих именитых ученых, являющихся приверженцами различных научных дисциплин, например, Э. Дюркгеймом и М. Ве-бером, Ю. Хабермасом, Ж. Ж. Руссо, Ж. Маритеном, Г. Олпортом, А. Маслоу, Г. Спенсером, Ч. Стивенсоном, В. Франкл, Ф. Ницше, Э. Фромом, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясище-вым и др., в результате чего на современном этапе развития науки выделено множество дефиниций, различных подходов и классификаций аксиологической составляющей личности. Так, например, известны классификации В. Франкла, Э. Фрома, В. Момова. В. Брожика, В. П. Тугаринова, В. С. Соловьева, В. Л. Оссовского, С. Ф. Анисимова и др., но наиболее распространенной на сегодняшний день является типология ценностных ориентаций американского психолога польского происхождения М. Рокича, который выделяет терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства) ценности [1]. Первые представляют конечную цель индивидуального существования, а вторые выступают в качестве убеждений, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Зачастую понятия «ценности» и «ценностные ориентации» отождествляются, не являясь таковыми. Так если ценности являются в большей степени общим объективным понятием, то ценностные ориентации выступают личностным субъективным образованием. Например, Я. Мусек рассматривает ценностные ориентации как формы функционирования ценностей на уровне личности, т.е. как личностные ценности (ЦО отдельных людей, в отличие от ценностей общества), В. И. Сло-бодчиков и Е. И. Исаев, считая ценностные ориентации индивидуальной формой репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей, отождествляют их с личностными ценностями [3]. Таким образом индивидуальные системы ценностей являются отражением общественного сознания. Мы под ценностными ориентаци-ями будем понимать - сложный социально -психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отно-

43.

шений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе и другим, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам.

Ценностные ориентации не несут побудительной силы, но выполняют регулирующую функцию и имеют отношение к направленности личности. Так, В. П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания» [2]. Американский социальный антрополог, К. Клакхон в свою очередь указывает, на присущую ценностям стабильность в отличии от динамичности и изменчивости мотивов. Таким образом ценностные ориентации относятся к ценностно - смысловой, мотивационной сфере, выступая устойчивым свойством личности, но в отличии от мотивов остаются более статичными и не сводятся к потребностям и интересам, однако в процессе онтогенеза также подвержены изменениям на, что указывал еще С. Л. Рубинштейн.

В рамках трансформации ценностей уместно говорить о концепции изменения ценностей Р Ин-глхарта. Которая включает две гипотезы: гипотезу ценностной значимости недостающего и гипотезу социализационного лага. Если согласно первой объективная ценность придается чему - то, чего относительно недостает, то согласно второй состояние социально - экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно, между ними вклинивается существенный временной лаг, либо базовые ценности индивида демонстрируют условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию. Так, например, для подростка в силу специфической ситуации развития значимой будет ценность общения. Именно подростковый возраст является отправной точкой становления ценностных ориента-ций как неотъемлемой части ядра личности. Одной из задач развития в подростковом возрасте Р. Ха-виргхест считает построение системы ценностей и нравственно - этического сознания как детерминант собственного поведения, М. Р. Гинзбург и Г. А. Вайзер именно подростковый возраст считают отправной точкой формирования ценностно -смысловой сферы личности [5]. Согласно исследованиям, И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной и др, формирование системы ценностных ориентаций берет свое начало в подростковом возрасте, но заканчивает формироваться лишь в следующем за ним юношеском. Таким образом мы можем наблюдать подверженность ценностных ориентаций возрастной динамике, а также проследить как начинает формироваться смысл жизни, определяются ценностные ориентации и происходит их интерио-ризация у подростков.

Подростковый возраст благодаря специфической ситуации развития является наиболее интересным для изучения ценностных ориентаций. Однако

44

в современных нестабильных условиях именно подростки и молодежь находятся в группе риска и здесь уместны слова А. Г. Асмолова «испытывая шок от настоящего, человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться» [8]. Ценностные ориентации в свою очередь, являясь ядерным образованием обеспечивают устойчивость личности, выступая регуляторами деятельности и поведения, показателем зрелости личности и меры ее социальности, верности принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов, а также обеспечивают устойчивость личности и ее адаптацию к социально - политическим и экономическим изменениям в обществе, способствуя нивелированию внутренних противоречий. Ценностные противоречия в психическом плане выступают как трудности в выборе, принятии решений и поиске смысла жизни (В. Франкл), трудности в социализации и самоактуализации личности (А. Маслоу), трудности в определении личностью стратегии жизни (К. А. Абульха-нова - Славская). Согласно диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова, сложившаяся система ценностных ориента-ций определяет устойчивость личности от различных негативных факторов окружающей среды. А. Г. Здравомыслов, например, рассматривает ценностные ориентации как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности» [4]. Таким образом ценностные ориентации выступают маяками в сложных социальных, экономических, политических и жизненных перипетиях, окружающих подростка, психическими регуляторами деятельности и поведения индивида в социальной среде и обеспечивают жизнеспособность и устойчивость его как личности.

Ценностные ориентации имеют трехкомпо-нентную структуру, включающую когнитивный (смысловой), эмоциональный и поведенческий аспекты. Первый определяет социальный опыт личности, второй отношение и личностный смысл этого отношения к ценностям, третий поведение индивида, как результат взаимодействия первых двух компонентов. Являясь субъективным отражением среды ценностные ориентации интериоризи-руются личностью в процессе развития, присваиваются и осознаются как ценности и только будучи осознанными придают определенную направленность личности. По мнению ряда авторов, ценностные ориентации формируются в практической деятельности субъекта, в ходе этой деятельности происходит интериоризация ценностей, что находит свое выражение в ценностном отношении личности к окружающему миру (А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, А. Н. Максимов) [6]. Под интериоризацией мы понимаем процесс усвоения социальных норм, превращение объективных ценностей в субъективные

(личностно значимые осознанные ценностные ориентации), трансформацию специфического опыта человечества в побуждающую силу, регулирующую поведение человека. Процесс присвоения ценностей подростками содержит в себе содержательный и процессуальный компоненты и включает три последовательные фазы, это фаза присвоения ценностей общества, фаза преобразования и фаза прогноза, обеспечивающая формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. Содержательный компонент представляет освоение знаний об общественных ценностях, морально - этических нормах и нормах поведения, принятых в обществе, готовность регулировать свое поведение в соответствии с этими нормами, а процессуальный компонент есть не что иное как присвоение подростками нравственных норм и реализация их в поведении. Таким образом мы видим, что система ценностных ориентаций как личностных ценностей при своем формировании стоит в прямой зависимости от ценностей общества как системы общественных ценностей характерных тому или иному социуму.

Одним из критериев, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков может выступить уровень урбанизации. Безусловно очевидны некоторые различия между городскими и сельскими подростками. Например, различия в среде, воспитании, отношении к труду и т.д. В таком случае правомерным будет вопрос, а каково влияние уровня урбанизации на формирование ценностных ориентаций современных подростков и на сколько велики различия в аксиологической сфере у подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации. Дабы ответить на поставленные вопросы нами было проведено исследование ценностных ориентаций подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации, в котором на добровольной основе приняли участие две группы испытуемых. В качестве испытуемых первой группы выступили ученики 10 класса СШ №1 города Каспийска РД, в количестве 16 человек из них 10 девочек и 6 мальчиков. В качестве испытуемых второй группы выступили ученики 10 класса СШ села Какамахи Карабудахкентского района РД, в количестве 16 человек из них 13 девочек и 3 мальчика. Мотивирующими факторами для респондентов выступила инструкция экспериментатора, желание принять участие в опросе и стремление к социальному одобрению, однако стремление испытуемых к социальному одобрению может выступить и как негативный фактор, поскольку респонденты зачастую проявляют тенденцию давать социально желаемые ответы. Средний возраст испытуемых, составил 15 лет, что соответствует возрастной категории старшего подросткового возраста. Нами выбран старший подростковый возраст, поскольку специфическая ситуация развития данного возрастного периода имеет особое значение для формирования ценностно - смысловой сферы личности, так как на этом этапе в активной форме происходит личностное и социальное само-

определение, а также важные изменения в мировоззрении, убеждениях, направленности личности и соответственно в ценностно смысловой сфере.

В качестве рабочего инструментария нами использовался опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина ОТеЦ, получивший широкое распространение как инструментарий, предназначенный для диагностики ценностей, реализуемых личностью в процессе жизнедеятельности, теоретической основой которого послужили положения теории М. Ро-кича [9]. Фундаментальной основой методики выступают предположения, что жизненные сферы в той или иной мере представлены в жизни каждого человека и обладают различной степенью значимости для разных людей, и что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и

100% 50% 0%

Из вышележащей гистограммы мы можем наблюдать распределение значимости жизненных сфер у испытуемых обеих групп в процентном соотношении. Наименее значимой жизненной сферой как для городских, так и для сельских школьников явилась сфера профессиональной жизни. Что можно объяснить характеристикой подросткового возраста, поскольку профессиональное самоопределение на данном возрастном этапе еще не наступило, а последует лишь в следующем за ним юношеском возрасте, то сфера профессиональной жизни пока не выступает значимой для подростков, которые еще не соотносят свои мечты с практической деятельностью и к выбору профессии относятся избирательно. Наиболее значимой как для городских, так и для сельских подростков выступила сфера обучения и образования, что так же объясняется специфической ситуацией развития подросткового возраста. Высокий процент показателей в сфере обучения и образования говорит нам о высоком уровне значимости своей образованности, о стремлении испытуемых учиться, расширять кругозор, получать новые знания и т.п. Наиболее значимыми внутри сферы обучения оказались ценности духовного удовлетворения и высокого материального положения, что свидетельствует о стремление повышать уровень своего образования, интерес к дисциплине и ее содержанию, иметь такой уровень образования, который гарантирует высокую заработную плату и другие виды материальных благ. Одинаково значимой для городских и сельских школьников является жизненная сфера увлечений. Однако следует отметить, что сельские

стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Таким образом с помощью данной методики мы можем оценить степень выраженности каждой терминальной ценности и жизненной сферы, а также преобладание терминальных ценностей в различных сферах жизни. Интерпретация результатов, проводилась по шкалам жизненных сфер и терминальных ценностей, а также отдельно по шкалам терминальных ценностей внутри каждой жизненной сферы. Различия по гендерному признаку не рассматривались нами, в связи с незначительным расщеплением признака в экспериментальных группах. Таким образом нами были получены следующие результаты, представленные ниже в двух гистограммах и таблице.

подростки в сфере увлечений отдают предпочтение ценностям духовного удовлетворения, достижения и развития себя, а городские в большей степени ценят высокое материальное положение, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности. Несколько разнятся показатели между экспериментальными группами по сферам семейной и общественной жизни, в которой для городских подростков превалирует ценность высокого материального положения, для сельских ценность достижения. Из этого вытекает вывод, что городские подростки стремятся заниматься общественной деятельностью ради вознаграждения, или других материальных благ, а сельские в общественной деятельности стремятся добиваться реальных результатов, ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, что продиктовано всей спецификой ментальности сельского уклада жизни. Большее предпочтение сфере семейной жизни отдают сельские подростки. Это так же объясняется всем укладом жизнедеятельности сельчан. Семья всегда имела особую ценность, выступая хозяйственным и нравственным центром, главнейшим и непременным условием жизни на селе. Сельские старшеклассники не стремятся быть независимыми, свободными и высоко ценят родственные связи. Для наглядности более подробное распределение терминальных ценностей внутри каждой жизненной сферы представлено в нижележащей таблице.

Распределение значимости терминальных ценностей внутри жизненных сфер у подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации.

Распределение значимости жизненных сфер среди подростков (село-город)

Обучение

Увлечения

Село Город

93%

ТЦ ЖС (село) (село) Проф Обуч Семья Общ Увл ТЦ ЖС (город) (город) Проф Обуч Семья Общ Увл

Соб престиж 37% 43% 18% 31% 6% Соб престиж 31% 12% 12% 6% 12%

Выс мат пол 18% 62% 43% 18% 43% Выс мат пол 12% 62% 18% 31% 31%

Креативность 12% 43% 25% 12% 6% Креативность 6% 37% 18% 12% 25%

Акт соц конт 43% 56% 25% 56% 12% Акт соц конт 12% 43% 6% 12% 6%

Развит себя 18% 50% 50% 18% 68% Развит себя 18% 25% 31% 6% 31%

Достижения 37% 56% 75% 62% 75% Достижения 43% 56% 43% 25% 18%

Духов удовл 37% 68% 81% 37% 12% Духов удовл 43% 56% 31% 18% 18%

Сохр соб инд 37% 43% 37% 12% 50% Сохр соб инд 50% 12% 25% 25% 43%

Таким образом в контексте сферы общественной жизни наиболее значимыми для сельских подростков являются ценности достижения и активных социальных контактов, что выражается в стремлении подростков занять определенное место в обществе, установить контакт и взаимодействовать с определенным кругом лиц, реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь, в стремлении ставить перед собой реальные цели и добиваться конкретных результатов. В жизненной сфере увлечений высокие показатели характерны для ценностей развития себя, достижения, высокого материального положения и сохранения собственной индивидуальности, что свидетельствует о стремлении сельских подростков использовать свое увлечение для реализации своих возможностей в различных занятиях, способности ставить перед собой конкретные цели и добиваться их, а также в желании в свободное время заниматься тем, что может принести какой - либо заработок. Внутри сферы семейной жизни у подростков, проживающих в сельской местности наиболее значимыми оказались ценности достижения и духовного удовлетворения, что свидетельствует о стремлении добиваться реальных результатов, духовной близости и взаимопонимания со всеми членами семьи. Наиболее значимой ценностью в контексте сферы профессиональной жизни оказалась ценность активных социальных контактов, что говорит нам о стремлении к коллегиальности, налаживанию благоприятных отношений, атмосферы, доверия и взаимопомощи среди коллег. Это объясняется традиционными чертами сельского образа жизни и ментальности, характерной для села системой близких взаимоотношений и взаимопомощи друг другу, особенностью трудовой деятельности, которая на селе всегда относилась к ценностям первого порядка.

У городских подростков, как мы видим в сфере обучения и образования превалируют ценности высокого материального положения, достижения и духовного удовлетворения. В жизненной сфере увлечения наиболее значимыми являются ценности высокого материального положения, развития себя и сохранения собственной индивидуальности. Причиной тому является социокультурная среда в которой живет и воспитывается городской подросток. Городские подростки воспитываются в условиях

более жесткой конкуренции, в среде, которой пропагандируется образ успешного, свободного, обеспеченного молодого человека. Внутри сферы общественной жизни у городских подростков наиболее значимой является ценность высокого материального положения. В сфере семейной жизни превалируют ценности достижения и духовного удовлетворения. Для городских подростков, как и для сельских характерны низкие показатели для сферы профессиональной жизни. В сфере профессиональной жизни наиболее значимыми выступают ценности духовного удовлетворения, достижения и сохранения собственной индивидуальности.

Среди терминальных ценностей наибольшие показатели в обеих экспериментальных группах имеют ценности достижения и сохранения собственной индивидуальности, что свидетельствует о стремлении тщательно планировать свою жизнь, ставить конкретные цели и добиваться реальных результатов, о сознательности и высокой самооценке большинства подростков, стремлении к независимости от других людей, сохранению своих взглядов, убеждений, стиля жизни, неповторимости и своеобразия. Высокий бал по данным ценностям объясняется специфической ситуацией развития подросткового возраста, поскольку для подростков характерны новый уровень самосознания, совершенствование воли, чувство взрослости, реакция эмансипации и т.д. Старший подростковый возраст традиционно считается возрастом, ориентированным на будущее, поэтому подросток стремится к независимости и самостоятельности, стремится сам ставить цели, принимать решения и планировать свое будущее. Одинаково значимой как для сельских, так и для городских подростков является ценность высокого материального положения, что отражает стремление испытуемых к высокому материальному благосостоянию, при этом ценность высокого материального положения, занимая не самые высокие позиции по шкалам терминальных ценностей и жизненных сфер, все же является одной из наиболее распространенных ценностных ориентаций в подростковой среде. Это объясняется процессами, происходящими в обществе, царящими ложными ценностями и убеждениями, что миром правят деньги, пропагандируемыми с голубых экранов. Не большое количество баллов в обеих группах набрала ценность развития себя, что

отражает заинтересованность подростков в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности, стремлению к самосовершенствованию, развитию и реализации своих возможностей, но не большой показатель по данной ценности говорит о низкой заинтересованности современных подростков к самосовершенствованию и саморазвитию своих возможностей. Так же не высокие показатели в обеих экспериментальных группах носит ценность собственного престижа, что отражает стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению человек прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Вероятно, данная ценность не имеет высоких показателей, поскольку для подростков порой характерна неустойчивость, динамичность и противоречивость, неуверенность в себе, страсть к одиночеству, реакция эмансипации и отвержение всяких авторитетов. Наименьшие показатели среди подростков, проживающих в городской среде занимают ценности креативности, духовного удовлетворения и активных социальных контактов. В группе сельских подростков на последних местах расположились ценности духовного удовлетворения, креативности и развития себя. Низкие показатели по ценностям развития себя и креативности

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Для статистической проверки результатов исследования мы воспользовались непараметрическим статистическим критерием и - Манна -Уитни, используемым для сравнения двух независимых выборок по уровню какого - либо признака, измеренного количественно. По результатам математической обработки статистические различия обнаружены в сфере семейной жизни, по показателям терминальных ценностей статистическая значимость различий признается по ценностям собственный престиж, развитие себя и активные социальные контакты. Таким образом сфера семейной жизни оказалась более значимой для сельских подростков, поскольку семья для сельского жителя всегда представляла собой особую ценность, определяющую

47

говорят о низком стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию и реализации своих творческих возможностей, что обусловлено отдаленностью и закрытостью сельской среды, сельским подросткам зачастую просто негде реализовать свой культурный досуг. Низкие показатели по ценности активные социальные контакты у городских подростков говорят о низком стремлении общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может быть обусловлено информатизацией современного общества, поскольку современные подростки предпочитают виртуальное общение общению реальному, высокий показатель в группе сельских подростков можно объяснить особенностями социокультурной среды села, которая более тради-ционна, консервативна и устойчива, в которой ценятся близкие коллегиальные связи. Ценность духовное удовлетворение имеет низкие показатели в обеих экспериментальных группах, поскольку ценностное сознание современных подростков характеризуется ярко выраженной ориентацией на конкретные ценности: высокое материальное положение, собственный престиж, достижения и т.д. Наглядно распределение значимости терминальных ценностей среди подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации представлено в нижележащей гистограмме.

% %

Сохр соб инд

отношение к ней как к главнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному центру, традиционному механизму социализации сельских подростков. Так же в большей степени значимыми для сельских подростков выступили ценности собственного престижа и активных социальных контактов. Вероятно, значимость данных ценностей для сельских подростков обусловлена специфической ситуацией развития, характеризующей подростковый возраст наложенной на социокультурную среду развития, в которой воспитываются сельские подростки. Таким образом мы понимаем, что выбор ценностей у современных подростков обусловлен традиционными чертами российской ментальности, аккумулированными в

Распределение значимости терминальных ценностей среди подростков (село - город)

Соб престиж Выс мат пол Креатинсть Акт соц кон Развит себя Достижения Духов удовл

48

образе жизни характерном данной личности и социума, в котором эта личность существует.

Список литературы

1. Андросова Л. А. Кондратьева И. Г. Ранжирование ценностных ориентаций современной молодежи / Л. А. Андросова, И. Г. Кондратьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2013. - № 1 (117) - С. 247 - 250.

2. Васильева Т. В. Особенности формирования ценностных ориентаций сельских школьников / Т. В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета - 2013. - № 4 (56) - С. 71 -74.

3. Володева А. А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе / А. А. Володева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии - 2014. - № 36. - С. 40 -45.

4. Колбунов Ф. А. Ценностные ориентации молодежи российского мегаполиса: автореферат дис. кандидата культурологических наук. Санкт -Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт - Петербург 2011.

5. Крапивка И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте / И. А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право - 2010. - № 1 - С. 42 - 46.

6. Кузнецова Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е. Г. Кузнецова // Вестник Оренбургского государственного университета - 2012. - № 2 (138) - С. 109 - 114.

7. Махрова Е. И. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе / Е. И. Махрова // Вестник Оренбургского государственного университета - 2011. № 2 (121) - С. 215 - 224.

8. Нугаева О. Г., Криводонова Ю. Е. Психическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / О. Г. Нугаева, Ю. Е. Криводонова // Специальное образование -2012. - № 2 - С. 120 - 128.

9. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно -смысловой сферы личности / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств - 2012. - № 19 (1) - С. 82 - 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.