цию в рамках регулярного сезона и плей-офф в случае необходимости, в ситуациях, когда игроки находятся в состоянии голевой засухи, имеют отрицательный показатель полезности или низкий коэффициент отраженных бросков.
Внедрение в тренировочную практику личностно-ориентированного подхода предоставит возможность сократить временной промежуток на установление психологического контакта с хоккеистками подросткового возраста. Указанный подход реализуется в русле гуманистической психологии, не противоречит базовым человеческим ценностям.
ВЫВОДЫ
Разработанные рекомендации для тренерского состава спортивных школ и хоккейных клубов позволят в перспективе повысить эффективность тренировочного процесса и соревнований, поскольку комплексно воздействуют на ряд показателей психологической подготовленности хоккеисток за счет индивидуализации тренировочного и соревновательного процессов, учета персональных особенностей в части психологического воздействия на испытуемых в кратчайшие сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психолого-педагогические аспекты воспитания устойчивости студентов вуза физической культуры / В.А. Корнеев, Н.Н. Романова, Н. В. Сапожникова, В. А. Беликов // Современная высшая школа : инновационный аспект. - 2020. - Том 12, № 2 (48). - С. 36-42.
2. Оценка уровня развития внимания юных волейболисток / Н.Н. Романова, Н.Н. Белякова, Д.А. Дятлов, Я. В. Латюшин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 334-337.
3. Романова, Н.Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов / Н.Н. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 211-215.
REFERENCES
1. Korneev, V.A., Romanova, N.N., Sapozhnikova, N.V., Belikov, V. A. (2020), "Psychological and pedagogical aspects of stability education of students of the University of physical culture", Modern higher education : an innovative aspect, Vol. 12., No. 2 (48), pp. 36-42.
2. Romanova, N.N., Belyakova N.N., Dyatlov, D.A., Latyushin, Ya.V. (2020), "The assessment of the level of attention development of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 12, No. 190, pp. 334-337.
3. Romanova, N.N. (2012), "The effectiveness of the complex of the pedagogical conditions for the development of the reflection of emotional states of future teachers", Siberian pedagogical journal, No. 4, pp. 211-216.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.06.2021
УДК 159.923.2
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ: НА ПРИМЕРЕ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Лилия Раисовна Толстых, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, Чита
Аннотация
Введение. Условия всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции неизбежно влекут за собой не только кардинальные изменения во всех сферах общества, но и изменения у подрастающего поколения ценностных ориентиров. Взаимодействие разных эт-
нических групп внутри одного общества становится привычным компонентом жизни современного человека. Цель исследования. Выявить различия в ценностных ориентациях этнических мигрантов и представителей коренного населения-учащихся средней общеобразовательной школы. Методика и организация исследования. В проведенном исследовании были использованы методики М. Рокич «Ценностные ориентации», «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика, «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнова. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №6 г. Читы, Забайкальского края. Объем выборки составил 40 человек, среди них представители коренного населения Забайкальского края: русские и буряты, и этнические мигранты: уроженцы Узбекистана и Таджикистана. Статистическая проверка значимости различия ценностей была проведена с помощью критерия Манна-Уитни, выделены наиболее существенные различия в ценностных ориентациях учащихся. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены различия по следующим показателям ценностных ориента-ций, представленных в методиках: «Общий показатель осмысленности жизни», «Помощь и милосердие к другим людям», «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Счастье других», «Воспитанность», «Непримиримость к недостаткам в себе и других».
Выводы. Ценностные ориентации представителей коренного населения и этнических мигрантов имеют как сходства, так и различия. Сходства связаны с тем, что участники обеих выборок относятся к одной возрастной группе, а различия связаны с принадлежностью к своей этнической группе, положением семьи в новых условиях жизни, иными традициями, культурой и влиянием на формирование личности подростка.
Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, идентичность, этнические мигранты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p386-390
VALUE ORIENTATIONS OF TEENAGERS: ON THE EXAMPLE OF ETHNIC MIGRANTS AND REPRESENTATIVES OF THE INDIGENOUS POPULATION OF
THE TRANSBAIKAL REGION Lilia Raisovna Tolstykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Transbaikal
State University, Chita
Abstract
Introduction. The conditions of the world economic, political, cultural and religious integration and unification inevitably entail not only cardinal changes in all spheres of society, but also changes in the value orientations of the younger generation. The interaction of different ethnic groups within one society is becoming a familiar component of the life of a modern person. Purpose of the study. To reveal the differences in the value orientations of ethnic migrants and representatives of the indigenous population, students of secondary schools. Research methodology and organization. In the study, we used the methods of M. Rokeach "Value orientations", "Life-meaning orientations" by D. Krambo and L. Makholik, "Diagnostics of the real structure of personal value orientations" by S. S. Bubnov. The research was carried out on the basis of secondary school No. 6 in Chita, Trans-Baikal Territory. The sample size was 40 people, including representatives of the indigenous population of the Trans-Baikal Territory: Russians and Buryats, and ethnic migrants: natives of Uzbekistan and Tajikistan. The statistical test of the significance of the difference in values was carried out using the Mann-Whitney test; the most significant differences in the value orientations of students were highlighted. Research results and discussion. Differences were revealed in the following indicators of value orientations presented in the methods: "General indicator of the meaning-fulness of life", "Help and mercy to other people", "Health", "Happy family life", "Happiness of others", "Good manners", "Intransigence to shortcomings in oneself and others". Conclusions. The value orientations of the indigenous population and ethnic migrants have both similarities and differences. The similarities are associated with the fact that the participants in both samples belong to the same age group, and the differences are associated with belonging to their ethnic group, the position of the family in the new conditions of life, other traditions, culture and influence on the formation of the adolescent's personality.
Keywords: value orientations, life-meaning values, terminal values, instrumental values, identity, ethnic migrants.
ВВЕДЕНИЕ
Россия - это многонациональное государство. Известно, что каждая народность обладает собственной культурной идентичностью. Культурная и этническая идентичность в значительной мере определяется вероисповеданием. В этом отношении Россия и страны Средней Азии, такие, например, как Узбекистан и Таджикистан, значительно различаются. При наличии немалого количества публикаций, посвященных исследованиям ценностей этнических мигрантов, наблюдается недостаток анализа различий ценностных ориентаций представителей коренного населения Забайкальского края и этнических мигрантов, а также малочисленное количество исследований, посвященных анализу различий среди учащихся школ. Этнический мигрант - это человек, находящийся между двумя культурами. Интеграция в общество принимающей страны - залог всестороннего благополучия. При этом успешная интеграция - это не отказ от ценностей своей нации в пользу другой культуры, а способность соединить ценностные системы, освоив и приняв новые ценности. Поэтому для современного российского общества, и в частности для Забайкальского края актуальным оказывается достижение мигрантом успешной интеграции в новой социокультурной среде, формирование позитивных отношений между представителями разных культур, что трудноосуществимо при незнании и непонимании различий ценностей этих культур.
Цель исследования состоит в изучении и выявлении различий в ценностных ори-ентаций этнических мигрантов и представителей коренного населения-учащихся средней общеобразовательной школы.
Методика и организация исследования: в исследовании использовались методики: «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика, «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубнова, «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для обработки данных использовались MS Excel, в статистическом анализе -непараметрический критерий Манна-Уитни. Эмпирическое исследование основывалось на предположении о том, что ценностные ориентации этнических мигрантов и представителей коренного населения различаются.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 6, г. Читы, Забайкальского края. Объем выборки составил 40 человек, среди них представители коренного населения Забайкальского края: русские и буряты, и этнические мигранты: уроженцы Узбекистана и Таджикистана.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность», «ценностные ориентации». Сложность определения содержания данного понятия связана, прежде всего, с его полисемичностью. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются с социально-психологической точки зрения и представляют продукт жизнедеятельности социума. Несмотря на существование различных точек зрения к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что ценностные ориентации являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют его поведения.
Л.И. Очирова считает, что «система ценностных ориентаций представляет собой особенности отношений к себе, к людям, с которыми личность взаимодействует, к окружающему миру, составляет основу мировоззрения, жизненной концепции и стиля жизни каждой личности» [1].
Сравнительные исследования ценностных ориентаций молодого поколения Забайкальского края малочисленны, а сравнительные исследования ценностных ориентаций этнических мигрантов Забайкальского края отсутствуют. В результате проведенного эмпирического исследования ценностных ориентаций этнических мигрантов и представи-
телей коренного населения можно сделать следующие выводы: ценностные ориентации представителей коренного населения и этнических мигрантов имеют как сходства, так и различия. Сходства связаны с тем, что участники обеих выборок относятся к одной возрастной группе, а различия связаны с принадлежностью к своей этнической группе, положением семьи в новых условиях жизни, иными традициями, культурой и влиянием на формирование личности подростка. Представители коренного населения в отличие от этнических мигрантов более позитивно относятся к жизни, к будущему, считают, что они выбирают и контролируют события жизни. Большая часть выборки из группы этнических мигрантов не воспринимает процесс жизни как интересный и наполненный смыслом, сомневается в возможности самостоятельно контролировать события собственной жизни. В качестве приоритетных ценностей обе группы предпочли приятное время препровождение и отдых, а в качестве незначимых здоровье, социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе и высокий социальный статус. Для этнических мигрантов ценность высокого материального положения является одной из значимых, в то время как у представителей коренного населения данная ценность находится в списке незначимых. Это можно объяснить тем, что ситуация миграции это, достаточно стрессовое событие, поэтому высокое материальное благополучие в какой-то мере может обеспечивать чувство контроля ситуации, комфорта и безопасности.
Обнаружены различия в структуре терминальных и инструментальных ценностей представителей коренного населения и этнических мигрантов. Несмотря на то, что обе группы испытуемых выделяют конкретные ценности как значимые, этнические мигранты в отличие от представителей коренного населения не выбирают в качестве значимых абстрактные ценности. Обе группы ориентированы на выбор ценностей общения и ценностей дела. В группе этнических мигрантов, в отличие от представителей коренного населения, присутствует ориентированность на выбор ценностей самоутверждения. Ценности, которые имеют значение для одной группы, оказываются недостаточно значимыми для другой. Приоритеты расставлены по-разному не только среди двух групп, но также наблюдается гетерогенность рангов внутри каждой группы, особенно внутри группы этнических мигрантов.
ВЫВОДЫ
Были выявлены значимые различия по следующим показателям, представленным в методиках: «Общий показатель осмысленности жизни», «Помощь и милосердие к другим людям», «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Счастье других», «Воспитанность», «Непримиримость к недостаткам в себе и других». Отношение к жизни представителей коренного населения в какой-то мере осмысленней, нежели у этнических мигрантов. Также для представителей коренного населения представляется важным альтруизм, в то время, как у этнических мигрантов этим ценности не придается высокого значения. Кроме того, несмотря на то, что для обеих групп здоровье представляет значимую ценность, для этнических мигрантов оно оказалось важнее и приоритетней, чем для представителей коренного населения. Представители коренного населения оказались более строгими к недостаткам в себе и других людях, нежели этнические мигранты. Для представителей коренного населения, нежели для этнических мигрантов, наименее значима внутренняя культура и соблюдение правил поведения, принятых в обществе, что отражается в ценно -сти «Воспитанность». Представители коренного населения выделяют счастливую семейную жизнь, как одну из значимых ценностей, в отличие от этнических мигрантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Очирова Л.И. Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях / Л. И. Очирова // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2017. - № 4. - С. 157-161.
REFERENCES
1. Ochirova L.I. (2017), "Research of value orientations of a developing personality in modern conditions", Bulletin of the Buryat State University, pp. 157-161.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2021
УДК 159.9:796.015
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ВЫБОРА ВИДА СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ПРИЗНАКАМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ. СООБЩЕНИЕ 1. АНАЛИЗ ОПРОСА ТРЕНЕРОВ
Ирина Федоровна Харина, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Заварухина, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Аннотация
Внимание, являясь психофизиологическим свойством индивида, оказывает влияние на успешную социальную адаптацию личности в системе микроуровня (семья, учебная группа, спортивный коллектив и т.д.). Дети и подростки, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наиболее уязвимы и испытывают трудности в социализации. Цель работы: на основании практико-ориентированного подхода проанализировать мнение тренеров о выборе вида спорта для лиц с признаками СДВГ. Границы исследования определены рамками практико-ориентированного подхода, позволяющего интегрировать теоретические знания в практическую деятельность, а именно в тренировочный процесс лиц с признаками СДВГ. Методика и организация исследования: работа осуществлялась в научно-исследовательских лабораториях кафедр анатомии и биохимии Уральского государственного университета физической культуры» в период с 2018 по 2021 годы. Объем выборки составил 61 тренер со стажем работы 6±0,4 лет. Опрос тренеров распространялся при помощи Google Forms, состоял из двух блоков и «паспортички». Результаты исследования и их обсуждение: 85,2% опрашиваемых знакомы с термином СДВГ; 21,31% тренеров «часто» в спортивно-педагогической деятельности встречаются с детьми и подростками с признаками данного заболевания; 8,20% советуют исключить сложнокоординационные виды спорта; 36,07% рекомендуют циклические виды спорта; 39,34% предполагают, что нагрузки должны проходить в первой тренировочной зоне (ЧСС 130-150 уд/мин). 6,56% отрицают, а 8,20% не знают, влияет ли тренировочный процесс на коррекцию поведения и социальную адаптацию юных спортсменов. 73,77% нуждаются в дополнительной информации для построения тренировочного процесса с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Выводы. На основании практико-ориентированного подхода аргументировано противоречие: между потребностью общества в подготовленных тренеров к работе с лицами с СДВГ, в виду высокого процента таких детей и подростков, и необходимостью в разработке практических рекомендаций для заинтересованных лиц. Авторы публикации предполагают, что на начальном этапе многолетней подготовки детям и подросткам с признаками СДВГ целесообразно заниматься циклическими видами спорта с контролем ЧСС в первой тренировочной зоне.
Ключевые слова: внимание, синдром дефицита внимания и гиперактивности, тренеры, практико-ориентированный подход, циклические виды спорта.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p390-396
PRACTICAL-ORIENTED APPROACH TO CHOICE OF SPORT ACTIVITY FOR PERSONS WITH SIGNS OF SYNDROME OF ATTENTION DEFICIENCY AND HYPERACTIVITY. MESSAGE 1. COACH SURVEY ANALYSIS Irina Fedorovna Kharina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Svetlana Ale-ksandrovna Zavarukhina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk