Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов)'

Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1150
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МИГРАНТЫ / ПОДРОСТКИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / REFERENCE GROUP / VALUES / MIGRANTS / ADOLESCENTS / TERMINAL VALUES AND INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Керимова Изумруд Агаларовна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и референтных групп подростков, коренных жителей Москвы и мигрантов. Выявлено, что для большинства подростков коренных жителей референтной группой является группа сверстников, что соответствует возрастной норме. В отличие от них для подростков-мигрантов референтной группой является семья: родители, сиблинги, другие родственники. Выбор ценностных ориентаций также имеет специфику в обеих группах. Ценности коренных жителей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, активная и деятельная жизнь; ценности подростков-мигрантов: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Полученные результаты могут быть использованы для организации воспитательного процесса в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of values of adolescents aimed at various reference groups (natives and migrants for example)

The article presents the results of a study of the system of values and the reference groups of adolescents, natives and migrants in Moscow. It was revealed that for the majority of native teenagers the reference group is the peer group, which corresponds to the age norm. In contrast migrants adolescentsreference group is a family: parents, siblings and other relatives. Choice of value orientations also is specific for the both groups. The values of natives: self-confidence, friendship, active life; the values of migrants: health, love, happy family life. These results can affect the organization of educational process at school.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов)»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.7+316.6+159.922.8

Керимова Изумруд Агаларовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, i.kerimova@gmail.com, Москва

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАЗЛИЧНЫЕ РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ И МИГРАНТОВ)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и референтных групп подростков, коренных жителей Москвы и мигрантов. Выявлено, что для большинства подростков - коренных жителей референтной группой является группа сверстников, что соответствует возрастной норме. В отличие от них для подростков-мигрантов референтной группой является семья: родители, сиблинги, другие родственники. Выбор ценностных ориентаций также имеет специфику в обеих группах. Ценности коренных жителей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, активная и деятельная жизнь; ценности подростков-мигрантов: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь. Полученные результаты могут быть использованы для организации воспитательного процесса в школе.

Ключевые слова: референтная группа, ценностные ориентации, мигранты, подростки, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Проблема ценностных ориентаций личности подростков - коренных жителей и мигрантов получила особенную актуальность в настоящее время, т. к. продолжает оставаться открытым вопрос о степени сближения (или возрастания различий) ценностных ориентаций молодежи, несмотря на текущие условия урбанизации, глобализации и основывающейся на этом трансформации общественного сознания, которые совокупно приводят к изменениям условий жизни в зависимости от места проживания.

Подростковому возрасту свойственно интенсивное становление системы ценностных ориентаций, которые оказывают определяющее влияние на формирование характера и личности в целом [5].

Индивид постоянно сталкивается с разным набором ценностей, интересов, на-правленностей групп, сообществ, членом которых он является. Подросток может быть членом нескольких социальных групп. Это семья, класс, друзья по интересам. При этом принятие определенной системы ценностей часто бывает связано не с членскими группами, а с референтными [10].

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренче-

ских ориентиров [8]. Особенности и характер отношений личности с окружающей ее действительностью определяются данными ориентациями. Тем самым в некоторой мере детерминировано и ее поведение. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей [5].

Референтная группа в отечественной психологии определяется как «группа, система норм, ценностей которой учитывается личностью при необходимости принятия альтернативных и ответственных решений» [2, с. 56].

Г. Келли выделил две функции референтных групп: нормативную и сравнительную, продемонстрировав, что «референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для его нормативной оценки» [1, с. 197]. Обе эти функции лежат в основе формирования ценностных ориентаций личности.

Именно в подростковой среде особое значение приобретает влияние референтной группы. В этом возрасте ценностно-нравственные ориентации находятся в состоянии противоречивого поиска, трансформаций и развития. Влияние референтной группы во многом определяет направление и траек-

ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 2 / 2016

7

торию движения развивающейся личности [7; 10].

Референтной группой подростка может являться как реальная, так и вымышленная группа [4]. В подростковом возрасте резко возрастает значимость неформальной жизни класса, следствием чего является высокая референтность ученической группы для большинства школьников-подростков [3]. Именно группа сверстников дает возможности для реализации потребности в расширении и углублении межличностных связей, удовлетворении статусных притязаний [9].

Целью настоящего исследования явилось выявление специфики двух референтных групп старших подростков - коренных жителей и мигрантов; изучение особенностей их ценностных ориентаций.

Исследования проводились на базе ГОУ ЦО № 1450. В исследовании приняли участие 80 подростков, из которых 44 - коренные жители Москвы и 36 - мигранты. Исследование проводилось в 7-9-х классах.

Для исследования референтности групп была использована методика «Внешне-групповая референтометрия». Испытуемым предлагался список, из которого нужно выбрать наиболее значимых для них людей в различных жизненных ситуациях.

По результатам исследования было выяв-

лено, что для подростков, родившихся и выросших в Москве, самую важную роль играют друзья, затем - семья, известные люди и виртуальные персонажи имеют практически одинаковую популярность. Приезжие подростки наиболее важную роль отводят семье и родственникам, далее идут друзья, известные люди (рис. 1).

С целью изучения системы ценностных ориентаций подростков в нашей работе применялась методика М. Рокича, разработанная в 1973 г. Мы использовали форму «Е», которая была модифицирована Д. А. Леонтьевым.

Данная методика основывается на приеме прямого ранжирования терминальных (ценности - цели) и инструментальных (ценности - средства) ценностей. Испытуемым предъявлялись два списка по 18 ценностей в каждом.

Ценности, к которым стремятся подростки - коренные москвичи, - активная и деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, развлечения (терминальные ценности), жизнерадостность, независимость, любовь (она присутствует в первых пяти ценностях и у подростков-мигрантов). Меньше всего подростки данной группы дорожат красотой природы и искусства, счастьем других, жизненной

Рис. 1. Результаты выбора референтных групп подростками: кореннымижителямиимигрантами

мудростью (по терминальным ценностям), чуткостью, воспитанностью, аккуратностью (по инструментальным ценностям) (табл. 1).

Для подростков-мигрантов в первую очередь важны такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь (терминальные ценности), исполнительность, жизнерадостность, образованность (инструментальные ценности). Меньшее значение для них имеют счастье других, уверенность в себе, продуктивная жизнь (терминальные ценности), а также смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, эффективность в делах, терпимость, широта взглядов (инструментальные ценности) (табл. 2).

Подводя итоги исследования, можно отметить, что подростки из числа коренных жителей и мигрантов ориентируются на различные референтные группы: для коренных

Таблица 1 Ранги терминальных ценностей подростков коренных жителей

жителей это соответствующий данной возрастной норме выбор - друзья, компания, товарищи по классу, секции, студии. Для мигрантов значимой группой является, прежде всего, семья и родственники.

Прослеживается тенденция между выбором референтной группы и ценностными ориентациями подростков как москвичей, так и мигрантов, а именно: у подростков, для которых наиболее значимы друзья (москвичи), преобладают ценности общения, ценность хороших и верных друзей, для них очень важна активная деятельная жизнь; те подростки, для которых важна семья и родственники (мигранты), выбирают для себя в качестве первостепенных ценностей здоровье, любовь, образованность, для них важна счастливая семейная жизнь.

Таблица 2 Ранги терминальных ценностей подростков-мигрантов

Общегрупповой Название

показатель ценности

1,45 Уверенность в себе

2,5 Наличие хороших

и верных друзей

3,3 Активная деятельная жизнь

3,7 Любовь

5,2 Развлечения

6,25 Продуктивная жизнь

7,35 Здоровье

7,95 Развитие

9,4 Интересная работа

10,0 Свобода

11,2 Общественное признание

12,65 Познание

12,9 Творчество

13,7 Счастливая семейная жизнь

14,8 Материально

обеспеченная жизнь

16,4 Жизненная мудрость

16,75 Счастье других

17,1 Красота природы

и искусства

Общегрупповой Название

показатель ценности

1,45 Здоровье

2,2 Любовь

4,0 Материально обеспеченная

жизнь

4,5 Счастливая семейная жизнь

6,35 Жизненная мудрость

7,15 Творчество

7,85 Активная деятельная жизнь

10,15 Наличие хороших

и верных друзей

11,2 Красота природы

и искусства

11,7 Интересная работа

12,45 Общественное признание

13,1 Познание

13,85 Развитие

14,0 Развлечения

14,3 Свобода

15,2 Счастье других

15,5 Уверенность в себе

17,25 Продуктивная жизнь

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2010. - 365 с.

2. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л.: Лениз-дат, 1987. - 144 с.

3. Кондратьев М. Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 248 с.

4. Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений. - М.: МПСИ, 2008. - 204 с.

5. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - С. 53-54.

6. Психология подростка: «Трудный» возраст от 11 до 18 лет: учебник / под ред. А. А. Реана. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 540 с.

7. Референтные группы в классе / сост. О. А. Хаткевич. - Минск: Красико-Принт, 2003. - 272 с.

8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 374 с.

9. Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры по гуманитарным направлениям и специальностям / под ред. Н. Н. Толстых. - М.: Юрайт, 2015. - 602 с.

10. MiniardPaul W., Blackwell Roger D., Engel James F. How reference groups influence on human behavior // Consumer Behavior. - 10th Edition. -South-Western College, 2005. - 832 p.

Поступила в редакцию 01.12.2015

Kerimova Izumrud Agalarovna

Cand. Sci. (Psycholog.), Assist Prof. of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, i.kerimova@gmail.com, Moscow

THE SYSTEM OF VALUES OF ADOLESCENTS AIMED AT VARIOUS REFERENCE GROUPS (NATIVES AND MIGRANTS FOR EXAMPLE)

Abstract. The article presents the results of a study of the system of values and the reference groups of adolescents, natives and migrants in Moscow. It was revealed that for the majority of native teenagers the reference group is the peer group, which corresponds to the age norm. In contrast migrants adolescents' reference group is a family: parents, siblings and other relatives. Choice of value orientations also is specific for the both groups. The values of natives: self-confidence, friendship, active life; the values of migrants: health, love, happy family life. These results can affect the organization of educational process at school.

Keywords: reference group, values, migrants, adolescents, terminal values and instrumental values.

References

1. Andreeva, G. M., 2010. Sosial'naja psik-hologija [Social Psychology]. Moscow: Aspekt Press, 365 p. (in Russ.).

2. Kuz'min, E. S., Semenov, V. E., eds., 1987. Kollektiv, lichnost', obshhenie. Slovar socialno-psik-hologicheskih ponjatij [Team, personality, communication. Dictionary of socio-psychological concepts]. Leningrad: Lenizdat, 144 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kondrat'ev, M. Yu., 2007. Sotsial'nyj psik-holog v obshheobrazovatel'noj shkole [Social psychologist in middle school]. Moscow: PER SE, 248 p. (in Russ.).

4. Krushel'nitskaya, O. B., 2008. Podrostok v sisteme referentnykh otnoshenij [Teenager in the system of referent relations]. Moscow: MPSI, 204 p. (in Russ.).

5. Leont'ev, D. A., 1997. Ot social'nyh cennostej k lichnostnym: sociogenez i fenomenologija cennos-tnoj reguljacii dejatel'nosti (stat'ja vtoraja) [From social values to personal: sociogenesis and phenomenology of value-regulations of human activity (2nd article)]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 14. Psihologija [The Moscow University Herald. Series 14. Psychology], 2, pp. 53-54 (in Russ.).

6. Rean, A. A. ed., 2008. Psikhologija podrost-ka: "Trudnyj" vozrast ot 11 do 18 let [Adolescents psychology: "The difficult" age from 11 to 18]. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 540 p. (in Russ.).

7. Khatkevich, O. A., ed., 2003. Referentnye gruppy v klasse [Class reference groups]. Minsk: Krasiko-Print, 272 p. (in Russ.).

8. Rubinshtejn, S. L., 1976. Problemy obshhej

psikhologii [The problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 374 p. (in Russ.).

9. Tolstykh, N. N., ed., 2015. Sotsial'naja psik-hologija razvitija: uchebnik dlja bakalavriata i magis-tratury po gumanitarnym napravlenijam i specialnos-tjam [Social psychology of development: textbook

for undergraduate and graduate programs in humanities]. Moscow: Yurayt, 602 p. (in Russ.).

10. Miniard, Paul W., Blackwell, Roger D., Engel, James F., 2005. How reference groups influence on human behavior. Consumer Behavior 10th Edition. South-Western College, 832 p.

Submitted 01.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.