Научная статья на тему 'Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения'

Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РЕГУЛЯТОРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Внуков Андрей Вячеславович

Статья посвящена анализу ценностных ориентаций личности студента, выступающих в качестве регуляторов социального поведения. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к регулированию социального поведения студенческой молодежи на основе выявления и учета ценностных ориентаций личности студента. Статья адресована специалистам в сфере социологии управления, образования и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения»

2. Варчук Т.В. Учение о жертве преступления // Юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 39-42

3. Взаимосвязь представлений о тендерных стереотипах и склонности к агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Юридическая психология. - 2009. - №3. - С. 42-46.

4. Демографический профиль жертв преступлении // Борьба с преступностью за рубежом. - 1994. -№ 4. - С. 4

5. Зверев В. О. Эмоциональные состояния жертв террора // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №2. - С. 36-38.

6. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов. - М. -2008.

7. Криминология: учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. - М.: Норма, 2009. - 800 с. -Гриф: Доп. МО РФ

8. Молоствов А.В. Образ жертвы как специфическая черта субъектности преступника // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 1. - С. 81-88.

9. Морозова Т. А. Проблемы назначения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних и ее результатов // Судебная экспертиза. - 2010. - № 2. - С. 110-115.

10. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учеб. / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2008. - 640 с.

А.В. Внуков

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена анализу ценностных ориентации личности студента, выступающих в качестве регуляторов социального поведения. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к регулированию социального поведения студенческой молодежи на основе выявления и учета ценностных ориентаций личности студента. Статья адресована специалистам в сфере социологии управления, образования и педагогики.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивация, личность, студенческая молодежь, регуляторы, социальное поведение, образование.

Ценностные ориентации, несущие в себе деятельностный аспект, закономерно могут выступать в качестве регуляторов социального поведения личности и социальной группы. Человек оценивает важность для себя определенного объекта и, исходя из этой оценки, формирует мотивацию к деятельности. Формирование целей деятельности соотносится с осознанием значимости того или иного объекта.

Социальная сторона проблематики, связанной с ценностями, имеет особую значимость в сложные и переломные исторические эпохи, когда многие общественные нормы и традиции обесцениваются, прежде актуальные идеологические понятия подвергаются переосмыслению, вызывают сомнения в своей правильности, зачастую начинается поспешная их замена новыми идеалами и ценностями, подчеркивается временность общественных ориентиров. Таким образом, ценностный аспект для отдельного человека и для общества в целом приобретает актуальность и важность. Отечественный исследователь З.И. Равкин подчерки-

© Внуков А.В., 2014

Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, филология, философия

вает: «Они (ценности) всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода» [6, с. 87-88].

Функции системы образования диктуются самой историей, историческим развитием, то есть регулятивная роль ценностей и ценностных ориентаций становится иституциализи-рованной. Система образования регулирует и направляет социальную деятельность индивидов. Ценностные ориентации обусловливают творческую активность личности именно как субъектную, а не биологическую. Деятельность личности - это «внутреннее ценностное строительство» [2, ^127].

Проведенный теоретический анализ позволяет нам выделить пяь функций ценностных ориентаций: целеполагания, оценки, мотивации, саморегуляции и контроля.

1. Функция целеполагания. Н.Ф. Наумова считает ценностные ориентации одним из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную картину мира. По ее словам, «ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия» [4, с 69]. По мнению М.С. Яницкого, система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и выступает психологическим звеном, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

2. Оценочная функция. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям жизни на основе личного опыта. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия студентов о людях и о себе, предоставляет им возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Следовательно, оценочная функция выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции разных побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

3. Мотивационная функция. По мнению Ф.Е. Василюк, ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой. Поэтому указанный исследователь справедливо полагает, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [2, с 78-79]. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим средством саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях:

- принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей;

- усилении (или снижении) их значимости;

— удержании (или потере) этих ценностей во времени [1, с. 189].

4. Функция саморегуляции в ценностных ориентациях личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта [3, с. 15]. Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [3 с, 16.].

5. Контролирующая функция, отслеживающая уровни освоения ценностных ориентаций личностью в конкретных социокультурных условиях развития общества [5, с. 206].

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения // К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 127 с.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 15 с.

4. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / И.Ф. Наумова. - М., 1988.

5. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011 - Т. 1, 2.

6. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - 1995. - № 5.

А.А. Изотова

АЛЛЮЗИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА АНИТЫ БРУКНЕР

Аннотация: статья посвящена широко распространенному в британской и американской художественной литературе явлению интертекстуальности. Аллюзивность художественного текста Аниты Брукнер рассматривается на примере ее романа «Мезальянс». Анализ фактического материала показывает, что аллюзии играют важную роль в названном романе, при этом следует отличать их употребление в репликах главной героини и в ее внутренних монологах.

Ключевые слова: англистика, аллюзивность, интертекстуальность, вертикальный контекст, лингвокультурология.

По убеждению известного американского литературоведа и основателя фонда Core Knowledge Foundation (см. http://www.coreknowledge.org/) профессора Эрика Дональда Хир-ша, «культурная грамотность, в отличие от профессиональной компетенции, включает в себя

© Изотова А.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.