2. Варчук Т.В. Учение о жертве преступления // Юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 39-42
3. Взаимосвязь представлений о тендерных стереотипах и склонности к агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Юридическая психология. - 2009. - №3. - С. 42-46.
4. Демографический профиль жертв преступлении // Борьба с преступностью за рубежом. - 1994. -№ 4. - С. 4
5. Зверев В. О. Эмоциональные состояния жертв террора // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №2. - С. 36-38.
6. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов. - М. -2008.
7. Криминология: учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. - М.: Норма, 2009. - 800 с. -Гриф: Доп. МО РФ
8. Молоствов А.В. Образ жертвы как специфическая черта субъектности преступника // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 1. - С. 81-88.
9. Морозова Т. А. Проблемы назначения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних и ее результатов // Судебная экспертиза. - 2010. - № 2. - С. 110-115.
10. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология: учеб. / А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2008. - 640 с.
А.В. Внуков
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена анализу ценностных ориентации личности студента, выступающих в качестве регуляторов социального поведения. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к регулированию социального поведения студенческой молодежи на основе выявления и учета ценностных ориентаций личности студента. Статья адресована специалистам в сфере социологии управления, образования и педагогики.
Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивация, личность, студенческая молодежь, регуляторы, социальное поведение, образование.
Ценностные ориентации, несущие в себе деятельностный аспект, закономерно могут выступать в качестве регуляторов социального поведения личности и социальной группы. Человек оценивает важность для себя определенного объекта и, исходя из этой оценки, формирует мотивацию к деятельности. Формирование целей деятельности соотносится с осознанием значимости того или иного объекта.
Социальная сторона проблематики, связанной с ценностями, имеет особую значимость в сложные и переломные исторические эпохи, когда многие общественные нормы и традиции обесцениваются, прежде актуальные идеологические понятия подвергаются переосмыслению, вызывают сомнения в своей правильности, зачастую начинается поспешная их замена новыми идеалами и ценностями, подчеркивается временность общественных ориентиров. Таким образом, ценностный аспект для отдельного человека и для общества в целом приобретает актуальность и важность. Отечественный исследователь З.И. Равкин подчерки-
© Внуков А.В., 2014
Раздел V. Педагогика, право, психология, социология, филология, философия
вает: «Они (ценности) всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода» [6, с. 87-88].
Функции системы образования диктуются самой историей, историческим развитием, то есть регулятивная роль ценностей и ценностных ориентаций становится иституциализи-рованной. Система образования регулирует и направляет социальную деятельность индивидов. Ценностные ориентации обусловливают творческую активность личности именно как субъектную, а не биологическую. Деятельность личности - это «внутреннее ценностное строительство» [2, ^127].
Проведенный теоретический анализ позволяет нам выделить пяь функций ценностных ориентаций: целеполагания, оценки, мотивации, саморегуляции и контроля.
1. Функция целеполагания. Н.Ф. Наумова считает ценностные ориентации одним из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную картину мира. По ее словам, «ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия» [4, с 69]. По мнению М.С. Яницкого, система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и выступает психологическим звеном, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.
2. Оценочная функция. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям жизни на основе личного опыта. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия студентов о людях и о себе, предоставляет им возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Следовательно, оценочная функция выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции разных побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.
3. Мотивационная функция. По мнению Ф.Е. Василюк, ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой. Поэтому указанный исследователь справедливо полагает, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [2, с 78-79]. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим средством саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.
К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях:
- принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей;
- усилении (или снижении) их значимости;
— удержании (или потере) этих ценностей во времени [1, с. 189].
4. Функция саморегуляции в ценностных ориентациях личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта [3, с. 15]. Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности [3 с, 16.].
5. Контролирующая функция, отслеживающая уровни освоения ценностных ориентаций личностью в конкретных социокультурных условиях развития общества [5, с. 206].
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения // К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Наука, 1989.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 127 с.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 15 с.
4. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / И.Ф. Наумова. - М., 1988.
5. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011 - Т. 1, 2.
6. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - 1995. - № 5.
А.А. Изотова
АЛЛЮЗИВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА АНИТЫ БРУКНЕР
Аннотация: статья посвящена широко распространенному в британской и американской художественной литературе явлению интертекстуальности. Аллюзивность художественного текста Аниты Брукнер рассматривается на примере ее романа «Мезальянс». Анализ фактического материала показывает, что аллюзии играют важную роль в названном романе, при этом следует отличать их употребление в репликах главной героини и в ее внутренних монологах.
Ключевые слова: англистика, аллюзивность, интертекстуальность, вертикальный контекст, лингвокультурология.
По убеждению известного американского литературоведа и основателя фонда Core Knowledge Foundation (см. http://www.coreknowledge.org/) профессора Эрика Дональда Хир-ша, «культурная грамотность, в отличие от профессиональной компетенции, включает в себя
© Изотова А.А., 2014