Н. В. Гришина, С. Ю. Лавренчук
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ:
СЕМЬЯ И ПОКОЛЕНИЕ
Проблема трансляции социокультурного опыта является предметом междисциплинарных исследований. Социологи, культурологи, философы, антропологи и педагоги проявляют давний интерес к этому явлению, в том числе и к межпоколенной преемственности как к механизму обеспечения стабильности общества.
Однако именно в психологической науке эта тематика нашла самое широкое освещение — от изучения процессов и механизмов развития и становления личности в онтогенезе до описания передачи и формирования норм и ценностей в социальных общностях. Очевидное значение данной проблематики для психологии проявляется в том, что она находит свое отражение в самых разных психологических направлениях и концепциях.
Существующие в теоретической и практической психологии подходы к описанию и исследованию межпоколенной трансляции могут быть систематизированы следующим образом:
1. Психогенетический подход описывает трансляцию биологической природы (генетическое наследование). Он берет свое начало с работ Ф. Гальтона середины XIX в. и находит продолжение в современных зарубежных исследованиях генетики интеллекта, поведения и личностных особенностей.
2. Психоаналитический подход, в основном, анализирует трансляцию на индивидуальном уровне и описывает широкий спектр ее механизмов (таких как интериоризация, интроекция, проекция, идентификация, психологический симбиоз и т. д.). В работах классиков психоанализа и его современных последователей значительное внимание уделяется также содержанию межпоколенной трансляции (от психических процессов и предрасположенностей до архетипических паттернов и установок, родовых комплексов, вины, тревоги, враждебности). Современный женский, как северо-американский, так и европейский, психоанализ (начиная с конца 70-х и особенно 90-х гг.) уделяет особое внимание трансляции или передаче психического опыта в системе отношений «мать-дочь».
3. Семейный подход, характерный для семейной, медицинской психологии и психотерапии, рассматривает межпоколенную трансляцию, в основном, с точки зрения эмоциональных процессов, моделей поведения, паттернов отношений в семье, вплоть до семейных сценариев. При этом как исследователи, так и практики часто опираются на понятия и механизмы, описанные в рамках психоаналитической традиции. С другой стороны, этим подходом активно используются представления и данные социальной психологии (полоролевая идентичность и подражание образцу полоролевого поведения), а также идеи трансактного анализа. Именно семейный подход освещает межпоколенную трансляцию на основании интенсивного межличностного взаимодействия представителей разных поколений.
4. Социокультурный подход описывает психосоциальную и культурную природу трансляции и соответствующие ей механизмы и процессы. Социальные психологи уделяют
© Н. В. Гришина, С. Ю. Лавренчук, 2008
особенное внимание таким процессам и явлениям, как социальное научение, социализация, социальная идентичность, самокатегоризация и др. При этом речь идет, в основном, о передаче социальных норм и ценностей, установок, стандартов и стереотипов, что является одной из центральных тем социальной психологии. Другое направление в рамках данного подхода объединяет работы, выполненные в контексте культурно-исторической и кросс-культурной традиций в зарубежной психологии, а также этнического подхода в отечественной психологии. Это направление, главным образом, акцентирует внимание на культурной природе трансляции, трансмиссии культурных паттернов, ценностей, убеждений и т. д.
Разнообразие существующих подходов обусловлено сложностью рассматриваемой проблематики и имеет не взаимоисключающий, но взаимодополняющий характер. Соответственно и исследовательская практика отличается разнообразием методологических и методических решений, обусловленных конкретным предметом исследования.
В данной статье мы остановимся на результатах исследования содержания межпоко-ленной трансмиссии, которые отражают его ценностный аспект.
Значение концепта ценностей в современной психологической науке возрастает, равно как и других параметров, описывающих поведение человека в социальном контексте. Если первоначально изучение ценностей было, скорее, предметом внимания социальной психологии, то сегодня исследование ценностей приобретает общепсихологический характер, а сами ценности начинают выступать в качестве одного из наиболее значимых параметров описания и понимания личности. Многочисленные исследования последних двух десятилетий, выполненные разными авторами, показали, что «индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры» \
Система ценностных ориентаций человека представляет собой совокупность его наиболее значимых представлений и убеждений, выступающую в качестве ориентиров и регуляторов поведения и оценок окружающего мира, событий и людей. Ценности могут иметь социальный характер — в этом случае их носителями являются социальные группы, и индивидуальный характер, когда они выступают как ценности личности. Психологию интересуют обе системы ценностей, поскольку они оказывают влияние на поведение человека и его отношение к окружающему миру, и их понимание является значимым для понимания человека.
Объектом нашего исследования явились женщины трех поколений, состоящие в прямом родстве, жительницы Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 до 86 лет в количестве 90 человек, составляющие 30 семей: женщины старшего поколения, или «бабушки» (1920-1945 гг. р., средний возраст — 74 года), пенсионерки, в большинстве своем неработающие; женщины среднего поколения, или «матери» (1948-1964 гг. р., средний возраст — 46 лет), в большинстве своем работающие женщины; женщины младшего поколения, или «дочери» (1975-1988 гг. р., средний возраст — 22 года), в большинстве своем студентки, незамужние, не имеющие собственных детей.
Исходя из возраста участниц нашего исследования, можно утверждать, что их ценностные ориентации были, в основном, сформированы в 50-60 гг. (для старшего поколения), в 80-х гг. прошлого века (для среднего поколения) и в наше время (для младшего поколения); таким образом, различия в значимости для них тех или иных ценностей могут быть обусловлены существенными социальными изменениями, происшедшими в нашем обществе на протяжении последнего полувека.
Изучение ценностных ориентаций личности одновременно в двух аспектах — как представителя одного из поколений в рамках своей семьи и, в то же время, представителя одного из поколений более крупной социальной формации, общества в целом — имеет свои сложности и преимущества.
Основные трудности связаны с формированием репрезентативной выборки. В нашем случае стояла задача исследовать представителей максимально возможного количества ныне здравствующих поколений семьи, начиная с 17-летнего возраста (когда уже можно говорить о практически сложившейся системе ценностных ориентаций личности); при этом к участию в исследовании привлекались только прямые родственники одного пола (что, с одной стороны, устраняет влияние фактора пола на значимость ценностей, с другой стороны, максимально усиливает, на наш взгляд, возможность транслирования ценностей). Понятные сложности возникали и при проведении опроса, особенно представителей старшего поколения. Возможно, именно в силу этих и других трудностей тема связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений (и, соответственно, как в нашем случае, их жизненных ценностей) в целом является абсолютно не разработанной в отечественной психологии 2.
Однако изучение ценностных ориентаций представителей нескольких поколений в составе одной семьи обладает и несомненными преимуществами, главное из которых состоит в возможности при сравнении разных поколений максимально устранить или нивелировать различия в культурном контексте, социально-экономическом статусе, национальности и религиозных убеждениях.
При интерпретации данных мы исходили из принципов, принятых в семейных исследованиях: если при сравнении более близких родственников обнаруживается большая близость исследуемых психологических характеристик, это является основанием для утверждения о влияния генотипа 3. В нашем случае мы будем говорить о межпоколенной трансмиссии системы ценностей.
При анализе данных решались следующие задачи: выявление ведущих ценностных ориентаций и степени значимости ценностей для представителей разных поколений, их соотношения и динамики изменения как отражения изменений социальной реальности; исследование соотношения двух систем ценностей (на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов) у представителей разных поколений; изучение влияния семейного фактора (ценностных представлений старших поколений) на формирование ценностных ориентаций личности.
Для изучения ценностных ориентаций личности была использована широко известная методика Ш. Шварца как отвечающая целям и задачам нашего исследования (в варианте, ориентированном на изучение индивидуальных ценностей — ценностей личности). Она используется в адаптации В. Н. Карандашева, выполненной им с разрешения и в сотрудничестве с автором методики. В приводимом ниже описании фрагментов методики мы основываемся именно на работе В. Н. Карандашева 4.
Для Ш. Шварца наиболее значимый аспект ценностей — это то, что они выражают определенный тип мотивационных целей. Отсюда универсальные человеческие ценности — ценности, связанные с базовыми потребностями человека и потому обнаруживающиеся, с большей или меньшей степенью выраженности, во всех культурах. Они сгруппированы автором в десять мотивационных типов, для каждого из которых характерна определенная центральная цель.
1. Власть — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами. Основная цель этого типа ценностей — достижение социального статуса или престижа, обеспечение
доминирования или контроля над людьми и средствами, что связано с такими аспектами, как авторитет, богатство, социальная власть, признание и т. д.
2. Достижение — личный успех в соответствии с социальными стандартами. При этом личный успех обеспечивается через проявление социальной компетентности, являющейся содержанием этой ценности.
3. Гедонизм — наслаждение или чувственное удовольствие, наслаждение жизнью являются мотивационной целью данного типа ценностей.
4. Стимуляция — волнение и новизна. Выделение этого типа ценностей связано с наличием у человека организменной потребности в разнообразии и интенсивности переживаний, позволяющих поддерживать оптимальный уровень активности. Соответственно мотивационная цель данного типа ценностей — стремление к новизне и глубине переживаний.
5. Самостоятельность — самостоятельность мысли и действия, проявляющаяся, в том числе, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность базируется на организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также автономности и независимости.
6. Универсализм — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы — мотивационная цель данного типа ценностей.
7. Доброта — сохранение и повышение благополучия близких людей как мотивационная цель данного типа ценностей, реализуемого в личных контактах, описывается в таких понятиях, как полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь.
8. Традиция — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и ценности. Мотивационная цель данного типа ценностей — уважение, принятие обычаев и идей, существующих в культуре, следование им.
9. Конформность — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. Мотивационная цель данного типа ценностей — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.
10. Безопасность — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя. Мотивационная цель данного типа ценностей — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и отношений.
Еще один аспект, который следует иметь в виду при анализе системы ценностей индивида, — это возможность противоречий или даже конфликта между ними. Одни ценности не противоречат другим или даже поддерживают их, а в других случаях ценности могут оказаться несовместимыми. На основе представлений о противоречивости или непротиворечивости, совместимости или несовместимости ценностей Ш. Шварцем разработана теоретическая структура ценностей.
Ш. Шварц проверил свои предположения в исследованиях, и они подтвердили, что в основе структуры системы ценностей лежат две биполярные координаты: 1) открытость изменениям (включает ценности самостоятельности и стимуляции) в противоположность консерватизму (включает ценности безопасности, конформности и традиций); 2) самовоз-вышение (ценности власти и достижений) в противоположность самотрансцендентности (универсализм и доброта).
Ценности личности, по Ш. Шварцу, существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. В первом случае речь идет об изучении
ценностей на уровне убеждений, которые, как и любые убеждения, являются значимыми для понимания личности, но не всегда проявляются в реальном поведении человека. Этот уровень ценностей более стабилен. В этой части опросника заполняющему его предлагается оценить степень важности каждой из 57 ценностей (по 7-балльной шкале) как руководящего принципа жизни. Вторая часть опросника направлена на изучение проявления ценностей в социальном поведении; таким образом, они выступают как индивидуальные приоритеты в поведении. В ней приводится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному типу ценностей. Респондента просят оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него (по пятибалльной шкале от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня»).
В процессе статистической обработки результатов эмпирического исследования были использованы методы математической статистики: анализ параметров распределения, ^критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ (метод корреляции Пирсона для нормального распределения), что дало возможность сделать следующие выводы по результатам исследования:
1. Судя по значениям средних показателей (табл. 1), значимость одних и тех же ценностей для женщин разных поколений неодинакова. При этом наибольшими различиями характеризуются оценки старшего и младшего поколений, что, вероятнее всего, отражает изменения социальной реальности, которые произошли в нашем обществе за последние 50 лет. Наличие статистически значимых различий в оценках тех или иных ценностей старшего — среднего или среднего — младшего поколений (в добавление к различиям младшего-старшего поколений), когда одно из поколений как бы «отстоит» от двух других со своим уровнем значимости той или иной ценности, на наш взгляд, позволяет относительно точно обозначить временной период изменения отношения к той или иной ценности в обществе. (Примером могут служить ценности гедонизм и достижение, статистически достоверно более высоко оцененные младшим поколением по сравнению со средним и старшим, что свидетельствует о том, что значимость этих типов ценностей значительно выросла в нашем обществе в недалеком прошлом). Обоснованность полученных данных подтверждается их сравнением с результатами другого проведенного нами исследования: опрос 347 студентов-первокурсников по той же методике показал близость их показателей к результатам «младшего поколения» из описываемого исследования 5.
Таблица 1
Средние показатели значимости типов ценностей
Показатель Знач ариф ение средних шетических: Значение ^критерия Стьюдента и его уровня значимости
Типы ценностей старш. пок. сред. покол. млад. пок. Рстар-сред р-стар- сред *-сред- млад р-сред- мл ^-стар- мл р-стар- мл
1 2 3 4 5 6 7 5 9 10
На уровне нормативных идеалов
Конформность 4,40 3,63 3,18 2,859 0,010 - - 4,159 0,001
Традиции 3,33 2,93 1,85 - - 3,596 0,001 4,854 0,001
Доброта 4,65 4,21 3,93 - - - - 2,826 0,010
Универсализм 4,20 3,87 3,27 - - 2,179 0,050 3,428 0,010
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Самостоятельность 3,53 4,25 4,47 2,502 0,050 - - 3,562 0,001
Стимуляция 2,06 2,80 3,20 2,274 0,05 - - 3,365 0,010
Гедонизм 2,67 3,03 4,29 - - 4,045 0,001 4,934 0,001
Достижения 3,58 3,84 4,45 - - 2,206 0,050 3,014 0,010
Власть 2,34 2,78 3,22 - - - - 2,740 0,010
Безопасность 5,03 4,83 3,81 - - 3,701 0,001 4,881 0,001
На уровне индивидуальных приоритетов
Конформность 2,78 2,09 1,57 2,853 0,01 2,138 0,05 4,833 0,001
Традиции 2,40 1,40 0,67 4,183 0,001 3,152 0,01 7,236 0,001
Доброта 2,91 2,30 2,16 2,595 0,05 - - 2,943 0,010
Универсализм 2,60 2,20 2,10 - - - - 2,096 0,050
Самостоятельность 2,50 2,60 2,70 - - - - - -
Стимуляция 1,01 1,52 2,18 2,171 0,05 2,533 0,05 4,509 0,001
Гедонизм 1,09 1,58 2,53 - - 3,716 0,001 5,249 0,001
Достижения 1,30 1,48 2,41 - - 3,461 0,010 4,092 0,001
Власть 0,80 0,90 1,40 - - - - 2,620 0,010
Безопасность 3,05 2,41 1,84 3,085 0,01 2,252 0,01 5,075 0,001
2. Изменение значимости одних и тех же типов ценностей от поколения к поколению имеет отчетливую тенденцию, проиллюстрированную на схеме (рис. 1) теоретической модели отношений между типами ценностей (по Ш. Шварцу). Данная схема, в соответствии
Рис. 1. Отношения между типами ценностей
с представлениями автора методики, отображает теоретическую модель отношений между основными мотивационными типами: конкурирующие ценности занимают противоположные позиции, дополнительные типы образуют круг, располагаясь по степени близости. Так, если значимость ценностей, расположенных в левой половине круга и отнесенных Ш. Шварцем к открытости изменениям и самовозвышению, растет от старшего к младшему поколению через среднее, то значимость ценностей, расположенных в правой половине круга и отнесенных к самотрансцендентности и консерватизму, напротив, убывает.
Несколько упрощая, можно сказать, что центральная ось круга разделяет личное (слева) и социальное (справа) в системе ценностей, что отражает тенденцию изменений в обществе, которая, как и следовало ожидать, наиболее ярко проявилась в ценностных ориентациях младшего поколения.
3. Изменение значимости тех или иных ценностей в обществе оказывает несомненное влияние на ценности разных поколений, что подтверждается тем фактом, что значимость тех или иных ценностей для женщин, принадлежащих к разным поколениям, связана с их возрастом. Данные, полученные в результате корреляционного анализа данных по всей выборке в целом, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Связи значимости типов ценностей с возрастом участниц исследования
Ценности Уровень нормативных идеалов Уровень индивидуальных приоритетов
коэф. коррел. ур-нь значим. коэф. коррел. ур-нь значим.
Конформность 0,388 0,001 0,468 0,001
Традиция 0,430 0,001 0,669 0,001
Доброта 0,281 0,010 0,368 0,001
Универсализм 0,342 0,001 0,235 0,050
Самостоятельность -0,331 0,010 — —
Стимуляция -0,299 0,010 -0,500 0,001
Гедонизм -0,390 0,001 -0,525 0,001
Достижение -0,267 0,050 -0,421 0,001
Власть -0,296 0,010 -0,278 0,010
Безопасность 0,417 0,001 0,493 0,001
Так, чем моложе женщина, тем выше для нее значимость ценностей, отнесенных к открытости изменениям и самовозвышению и тем ниже для нее значимость ценностей самотрансцендентности и консерватизма, как в части нормативных идеалов, так и индивидуальных приоритетов.
4. Набор из трех наиболее значимых ценностей для женщин трех разных поколений неодинаков. Согласно данным, представленным в таблице 3, ни одна из исследуемых ценностей не попадает в первую тройку для всех трех поколений женщин. Более того, наиболее значимые ценности для разных поколений зачастую относятся к т. н. конфликтным ценностям, т. е. расположены диаметрально противоположно на схеме Ш. Шварца.
Ранговые значения типов ценностей
Таблица 3
Типы ценностей Старшее поколение Среднее поколение Младшее поколение
На уровне нормативных идеалов
Конформность 3 6 9
Традиции 7 8 10
Доброта 2 3 4
Универсализм 4 4 6
Самостоятельность 6 2 1
Стимуляция 10 9 8
Гедонизм 8 7 3
Достижения 5 5 2
Власть 9 10 7
Безопасность 1 1 5
На уровне индивидуальных приоритетов
Конформность 3 5 8
Традиции 6 9 10
Доброта 2 3 5
Универсализм 4 4 6
Самостоятельность 5 1 1
Стимуляция 9 7 4
Гедонизм 8 6 2
Достижения 7 8 3
Власть 10 10 9
Безопасность 1 2 7
Так, если для старшего поколения в триаду наиболее значимых ценностей входят безопасность и конформность, относящиеся к тенденции консерватизм, и примыкающая к ним доброта, относящаяся к самотрансцендентности, то тройка наиболее значимых ценностей для младшего поколения располагается по другую сторону биполярной оси: самостоятельность, достижение и гедонизм, относящиеся к открытости изменениям и самовозвышению. Анализ ранговых значений типов ценностей наиболее ярко, на наш взгляд, показывает промежуточное положение среднего поколения и в части его мирвоззренческих позиций. Так, если приоритетность ценностей гедонизма и достижения характерна только для младшего, а конформность — для старшего поколений, то высокую значимость ценности безопасности и доброты среднее поколение разделяет со старшим, а самостоятельности — с младшим. На наш взгляд, это противостояние ценностей до некоторой степени отражает возрастные тенденции (высокая значимость самостоятельности в молодом и среднем возрастах и конформности в пожилом), но в еще большей мере — те изменения социальной реальности, свидетелями которых мы являемся.
5. Взаимосвязь между функционированием двух типов ценностей — на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов — неодинакова для женщин разных поколений, что отражено в таблице 4. Наибольшую связь между этими уровнями ценностей, по сравнению с младшим и старшим, имеет среднее поколение. На наш взгляд, приведенные данные свидетельствуют о том, что среднее поколение, будучи наименее ограниченным из трех поколений женщин, как эйджизмом (стереотипами, накладываемыми на восприятие людей молодого и пожилого возраста), так и реальными, физическими и социальными ограничениями, связанными с преклонным возрастом, отсутствием опыта и социальной зрелости, связанной с молодостью, в наибольшей степени имеет возможность в своем социальном поведении реализовывать свои ценности. С другой стороны, как самая социально и экономически активная группа (в сравнении с большинством женщин младшего и старшего поколения), среднее поколение является той самой «внешней средой», которая во многом диктует, определяет на сегодняшний момент ценности женщин двух других поколений. Косвенным подтверждением этого предположения может служить выявление взаимосвязи уровня значимости ценностей на уровне поведения одного поколения с уровнем значимости тех же ценностей на уровне убеждений другого поколения.
Таблица 4
Взаимосвязь между функционированием двух типов ценностей
Ценность Старшее поколение Среднее поколение Младшее поколение
коэф. кор. ур-нь знач. коэф. кор. ур-нь знач. коэф. кор. ур-нь знач.
Традиция 0,50 0,01 0,64 0,001 0,38 0,05
Доброта 0,43 0,05 0,60 0,001 — —
Универсализм — — 0,66 0,001 — —
Самостоятельность — — 0,51 0,010 — —
Стимуляция 0,50 0,01 0,47 0,010 0,56 0,01
Гедонизм 0,39 0,05 0,52 0,010 0,52 0,01
Достижение 0,37 0,05 — — — —
Власть — — 0,66 0,001 0,38 0,05
Безопасность — — 0,60 0,001 — —
6. Анализ полученных данных позволил выявить существенные семейные влияния на степень выраженности значимости ряда ценностей, особенно у представительниц младшего поколения (таким образом, эта группа, на наш взгляд, является наиболее подверженной как актуальным влияниям общества в целом, так и семейным тенденциям). Так, проведенный нами корреляционный анализ показателей значимости ценностных ориентаций среднего поколения (матери) на уровне индивидуальных приоритетов, (т. е. находящих свое выражение в поведении) и ценностных ориентаций младшего поколения (дочери) на уровне нормативных идеалов (убеждений) выявил статистически значимые связи по нижеприведенным ценностям: Традиция 0,43 (уровень значимости — 0,05)
Универсализм 0,53 (уровень значимости — 0,01)
Стимуляция 0,55 (уровень значимости — 0,01)
Власть 0,37 (уровень значимости — 0,05)
Безопасность 0,43 (уровень значимости — 0,05)
Обращает на себя внимание тот факт, что эти ценности в «табеле о рангах» младшего поколения (табл. 3) представлены на самых низших (5, 6, 7, 8, 10) позициях. Таким образом, особенности поведения представительниц среднего поколения («матерей») оказывают влияние на формирование ценностных убеждений младшего поколения («дочерей») в менее значимой их части, хотя все же и позволяют утверждать, что каждое последующее поколение не отвергает все ценности предыдущего.
7. Корреляционный анализ аналогичных типов ценностей различных поколений женщин также позволяет выявить взаимосвязь значимости ценностей, расположенных в левой части круга в теоретической модели отношений между типами ценностей, (относящихся к открытости изменениям и самовозвышению), т. е. там, где расположены ведущие ценностные ориентации младшего поколения, в рамках семьи. Полученные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь значимости ценностей для женщин разных поколений
Ценность Старшее — среднее поколение Среднее — младшее поколение Старшее — младшее поколение
коэф. кор. ур-нь знач. коэф. кор. ур-нь знач. коэф. кор. ур-нь знач.
На уровне нормативных идеалов
Достижения 0,48 0,01 0,39 0,05
Власть 0,36 0,05
На уровне индивидуальных приоритетов
Самостоят. 0,37 0,05
Стимуляция 0,39 0,05 0,58 0,001
Достижение 0,37 0,05
Власть -0,39 0,05
Все выявленные и представленные в таблице связи между значимостью одних и тех же ценностей для женщин разных поколений можно представить в виде следующих схем:
Ценности Самовозвышения:
Власть
Старшее поколение
поведение
Младшее поколение
убеждения
Среднее поколение
Достижение
Старшее поколение
убеждения
убеждения Младшее поколение
поведение
Среднее поколение
Стимуляция
Старшее поколение поведение Среднее поколение поведение Младшее поколение
Самостоятельность
Среднее поколение поведение Младшее поколение
Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что значимость тех или иных ценностей для женщин каждого из поколений в момент их формирования определяется социальной реальностью: социальная реальность (и ее изменения) задает «тренд», направленность возможных изменений. В то же время, то, в какой степени та или иная тенденция будет выражена у той или иной представительницы поколения как социальной формации, определяется семейными влияниями, т. е. тем, насколько данная ценность значима и актуальна для представительниц других поколений семьи, в чем и прослеживается семейная преемственность, или трансляция. Возможная практическая значимость результатов нашего исследования, как и любых других, основанных на использовании данного семейного (поколенческого, семейно-поколенческого) метода, состоит в возможности выявления потенциальных конфликтных моментов во взаимодействии представителей разных поколений, как в составе одной семьи, так и других социальных групп и общества в целом, которые, как нам представляется, как раз и лежат в области ценностных ориентаций личности как общей мировоззренческой направленности, а также в возможности прогнозирования тенденций изменения ценностных ориентиров грядущих поколений в связи с изменениями в социальной реальности и культуре.
1 Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. СПб., 2004. С. 6.
2 Толстых А. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 2006. С. 16.
Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. С. 208.
4 Карандышев В. Н. Указ. соч.
5 Гришина Н. В. Ценностные ориентации студентов // Развитие индивидуальности и формирование активных жизненных стратегий молодежи. СПб., 2007. С. 71-81.