Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций младшей, средней и старшей поколенных групп'

Особенности ценностных ориентаций младшей, средней и старшей поколенных групп Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1421
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шнуренко Татьяна Ивановна

Анализируются результаты исследования ценностей младшей, средней и старшей поколенных групп. Выявлено ценностное своеобразие трех поколений. Предпринята попытка сравнительного аначиза общего и особенного в системе ценностей разных поколенных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шнуренко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций младшей, средней и старшей поколенных групп»

психология

т.и. ШНУРЕНКО

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ПОКОЛЕННЫХ ГРУПП

Анализируются результаты исследования ценностей младшей, средней и старшей поколенных групп. Выявлено ценностное своеобразие трех поколений. Предпринята попытка сравнительного аначиза общего и особенного в системе ценностей разных поколенных групп.

Проблема «отцов и детей» была актуальна во все времена. Но ее проявление в современном российском обществе носит своеобразный характер. Эта проблема обнаруживает себя не только в традиционном биологическом и демографическим плане, но так же в психологическом и культурно-историческом [4].

Содержание проблемы, как известно, заключается, прежде всего, в столкновении ценностей и поведенческих установок старшего и молодого поколений. В связи с социально-экономическими трансформациями российского общества, в последнее время идет активный процесс переоценки ценностей - меняются ценностные представления, появляются, формируются и внедряются новые ценностные ориентации, соответствующе новой социальной действительности. Возникает вопрос, каким образом эти трансформации затрагивают старшее и молодое поколение, и насколько глубоки межпоколенные противоречия.

Можно утверждать, что сегодня наблюдается своеобразная картина взаимоотношения поколений Она проявляется в том, что межпоколенная преемственность ценностей включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация современной ситуации и историко-культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Однако какие бы новшества не предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прошлых поколений и, следовательно, на базовых ценностях. Роль базовых ценностей заключается в том, что в условиях современной глобализации они являются защитным механизмом, предохра-

няющим, в частности, от распада культурной идентичности. В связи с этим представляется важным межпоколенное исследование ценностных ориентаций россиян.

Целью нашего исследования является сравнительный анализ структуры ценностей представителей различных поколений. Мы предполагаем, что, несмотря на глубокие системные трансформации, которые происходят в России, в менталитете народа сохраняются устойчивые и типичные ценностные приоритеты. Молодое поколение не только вырабатывает новые ценности, соответствующие времени, но и сохраняет традиционные базовые ценности. Мы придерживаемся положения о том, что традиционные базовые ценности сохраняются как в неизменном, так и в трансформированном виде [2]. В результате чего поддерживается механизм историко-культурной преемственности поколений.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) Исследовать ценности младшего, среднего и старшего поколений.

2) Выявить ценности, объединяющие и противопоставляющие представителей различных поколений.

В процессе определения временной периодизации ныне живущих поколений российского общества были учтены различные подходы к понятию поколения (демографическое, антропологическое историческое, хронологическое, символическое). Соотнося их к целям нашего исследования, мы определяем поколение как группу, которая охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рожде-

©Т.И. Шнуренмо, 2008 175

нием их детей. Статистически этот интервал составляет примерно 20-25 лет. Подобный подход соотносится с эпигенетической диаграммой

Э. Эриксона [5]. Возраст рассматриваемых нами поколений совпадает с этапами их развития: юность, взрослость, зрелость. В основе выделения поколения как определенной социальной общности людей учтены два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация и характер социальной деятельности.

Учитывая вышеназванное и опираясь на положения теории трех поколений, которая определяет их непосредственное участие в процессе преемственности [3], были выделены три поколения для исследования процесса межпоколен-ной преемственности ценностных ориентаций. Эти поколения нашли отражение в особенностях выборки. В исследовании приняли участие: молодая поколенная группа (17-25 лет) в количестве 78 человек (студенты Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института социально-правового и экономического факультетов); средняя поколенная группа (25-55 лет) включала 64 человека (рабочие и служащие различных предприятий г. Старого Оскола); старшая поколенная группа (55-75 лет) состояла из 68 человек (пенсионеры).

Ценностно-мотивационная структура изучалась с помощью опросника структуры ценностей (PVQ) С. Шварца [ 1 ]. Ценности выявлялись на

двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень - уровень нормативных идеалов, дает возможность изучить нормативные идеалы личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Этот уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень - уровень индивидуальных приоритетов изучает ценности на уровне поведения. Этот уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

Обработка результатов осуществлялась путем определения среднего значения выраженности ценностных ориентаций по каждой из групп. Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя присваивался ранг от 1 до 10. Ранги от 1 до 3 рассматривались как показатель их высокой значимости для испытуемых, а ранги от 7 до 10 как показатель низкой значимости ценностей. Ранговая структура ценностей трех поколенных групп на уровне как нормативных идеалов, так и индивидуальных приоритетов представлена в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1

Ранговое значение типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Л / <г

V /

Ж

1“

0 младшее поколение |среднее поколение • старшее поколение

4

Р

Диаграмма 2 Ранговое значение типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

/ ,/

£ / Б Л

Ах

</ о / о / ж л лі

</

И младшее поколение

• среднее аоколение

• старшее поколение

Анализ ранговой структуры ценностей на уровне нормативных идеалов показывает, что самыми значимыми ценностями для молодого поколения являются ценности достижения, безопасности и доброты. Приоритет ценности достижения может быть объяснен с одной стороны возрастными особенностями и связан со стремлением достичь личного успеха за счет компетентности в сфере профессиональной жизни и тесно связан у студенческой молодежи с образованием. Кроме того, приоритет этой ценности у молодежи может быть объяснен и социокультурной ситуацией в обществе, которая ориентирует молодое поколение на успешность и достижения во всех сферах жизни. Следующей по значимости для молодых людей оказывается ценность безопасности, которая основана на социальном порядке, на значимости семейных ценностей, взаимопомощи. Для студентов значимой оказалась также ценность доброты. Этот тип ценности показывает мотивацию на сохранение благополучия, любовь, дружбу, ответственность. Относительно низкое ранговое значение в иерархии ценностей молодых людей на уровне нормативных идеалов занимают ценности традиций, универсализма и стимуляции.

В иерархии ценностей средней поколенной группы ранговый приоритет имеют так же безопасность и доброта, и стимуляция. Ценность сти-

муляции проявляется как стремление к новому, к переменам в жизни, поиску новых впечатлений. Для представителей средней поколенной группы ценности власти и гедонизма не представляют особой значимости.

Ведущие ранги в иерархии ценностей старшей поколенной группы на уровне нормативных идеалов представлены следующими ценностями: доброта, безопасность и конформность. Ценность доброты имеет значимость для всех трех поколенных групп, но наиболее значимой она является для представителей старшей поколенной группы. Не значимыми ценностями для людей старшего поколения являются стимуляция и власть.

Таким образом, анализ иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов показал, что существуют ценности, общие для всех поколенных групп. В этот список вошли ценности безопасности и доброты. Такие ценностные компоненты, как мир на Земле, ценность семьи, дружба, любовь, здоровье, благополучие присущи российской социокультурной традиции. Эти ценности отражают духовную сферу общества. Ценность безопасности молено рассматривать как глубинную, архетипическую ценность общества, история которого изобилует войнами и революциями. То, что эта ценность свойственна не только старшему поколению, но и молодому, подтверждает это. Кроме того, отрицание ценности стиму-

Л

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 1 77

ляции объединяет молодое и старшее поколение, а отрицание ценности власти объединяет среднее и старшее поколение. Из результатов исследования видно, что молодежь на уровне убеждений, в целом, сохраняет ценностные ориентиры базовой российской ментальности. Обратимся к анализу ценностей трех поколенных групп на уровне индивидуальных приоритетов.

Результаты сравнительного анализа иерархии ценностей молодого поколения на уровне индивидуальных приоритетов показали, что главными жизненными ценностями молодежи как принципами поведения являются: самостоятельность, гедонизм и стимуляция. Видны значительные различия в их выраженности по сравнению с уровнем нормативных идеалов, особенно это касается ценностей гедонизма и стимуляции. Такое расхождение может обуславливать знание и одновременно не соблюдение ценностных норм, что является на наш взгляд основой так называемого «двойного стандарта» поведения, при котором расходятся представления о нормах поведения и само поведение.

Приоритет ценности самостоятельности, является особенностью возрастного периода данной поколенной группы и связан, с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономной личности.

Ценность гедонизма на уровне индивидуальных приоритетов является результатом воздействия, на наш взгляд, средств массовой информации, в которых активно культивируется идея высокого уровня качества жизни, но при этом не предлагается способов для их достижения.

Ценностные поведенческие установки молодежи связаны также со стремлением к новому, к переменам в жизни, поиску новых впечатлений.

В средней поколенной группе в наибольшей степени на уровне конкретных поступков проявляются такие ценности как безопасность, универсализм и доброта.

Из полученных результатов видно, что представители средней поколенной группы более последовательны в своих взглядах на ценностные нормативы и в реализации их на уровне поведения.

Различия касаются такой ценности как универсализм. Мотивационная цель данного типа ценности - это понимание, терпимость, защита благополучия людей и природы.

Ценность универсализм слабо выражена на

уровне ценностных нормативов, но имеет знаяи-тельный «вес» на уровне индивидуальных приоритетов. Любопытно, что наименьшей знаяимо-стью, на уровне индивидуальных приоритетову этой поколенной группы обладают ценности виїсти, гедонизма и стимуляции, что отличает ее цн- : ностное поле от предыдущей поколенной группы.

В старшей поколенной группе, также как и на уровне нормативных идеалов, ценности безопасности и доброты имеют приоритет. Это говорит о большей последовательности нормативных вдз-алов и поведенческих установок старшего поколения по сравнении с молодым поколением. При этом, значительное выражение, по сравнению с нормативными идеалами получает ценность шаг сти. Это можно расценивать как то, что представители старшего поколения в поведении стремятся к контролю и доминированию над другими людьми.

Таким образом, данные, полученные на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов, не совпадают во всех трех поколенных группах. В большей степени это присуще молодой по коленной группе, но в определенной степени отражает ценностное поле и средней, и старшей поюленных групп. Причиной тому может быть то, что ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализовываться в поведении вследствие недостаточного усвоения нормы или ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. Кроме того, можно предположить, что поскольку расхождение наблюдается во всех поколенных группах, включая старшую, молодое поколение, усваивая ценности старшего поколения, наряду с содержанием ценностей, усваивает и возможное расхождение между нормой и реализацией ее в поведении.

С учетом анализа ранговой структуры цгн-ностей поколений нами были составлены психологические портреты трех исследуемых поколенных групп.

Младшая поколенная группа

Важным для младшего поколения является обретение самостоятельности. В связи с этим преобладающей ценностью для данной поколенной группы является ценность достижения. Молодое поколение стремится к получению обра-

зования, к достижению личного успеха в области профессиональной деятельности. Значимы для этой возрастной группы семейные ценности, любовь, дружба, взаимопомощь, социальный порядок, благополучие, стремление к переменам в жизни, поиск новых впечатлений и стремление к наслаждениям и удовольствиям. Молодое поколение не конформно и совсем не склонно соблюдать традиции. Руководствуясь новыми принципами жизни, опирается на опыт старших поколений, отбирая из этого опыта самое важное. У молодого поколения наблюдается признание значимости базовых ценностей старших поколенных групп.

Средняя поколенная группа

Для средней поколенной группы, воспитанной на старых отношениях и традициях, значимой является ценность безопасности, которая проявляется в стремлении к общественной стабильности, уверенности в завтрашнем дне, семей-нм благополучии. Для этой поколенной группы важными являются помощь и милосердие по отношению к другим людям. Эта поколенная группа, полагаясь на традиционные ценности, реализует через них новые тенденции, занимая срединное положение между крайними поколенными группами. При этом среднее поколение совсем не склонно властвовать и получать удовольствие от жизни, и так же не очень склонно придерживаться традиций. На уровне нормативных идеалов средняя поколенная группа большое значе-ниг придает стимуляции, но в реальном поведении реализует ее незначительно. Большую роль в ценностных поведенческих установках играет ценность универсализма.

Старшая поколенная группа

Для старшей поколенной группы, как и для предыдущих рассматриваемых поколенных групп значимыми являются общественная стабильность, семейное благополучие, внимательные и чуткие отношения между людьми, построенные на любви и уважении родителей и старших, ответственность, самодисциплина. Это поколение пытается сохранить устойчивость в обществе, видя перспективы его развития, при этом не может уже выдержать ритмов происходящих общественных трансформаций. Вполне возможно, поэтому, не признавая ценности власти на уровне нормативного идеала, активно реализует ее на поведенческом уровне. Кроме того, оно не склонно искать в жизни новых впечатлений и удоволь-

ствий. И, что интересно, так же как и предыдущие поколения не придает особого значения традициям.

Таким образом, несмотря на определенные различия в ценностных ориентациях исследуемых поколений, выявлено сходство в таких ценностях как безопасность и доброта, которые могут быть определены как базовые ценности.

Совпадение важнейших типов ценностей у всех трех поколенных групп отражает такие ценностные компоненты, как мир на Земле, ценность семьи, благополучие, честность, дружба, любовь, здоровье, присущие российской социокультурной традиции. Эти ценности направлены на духовную сферу и их можно расценивать, как ценности, которые консолидируют российское общество на межпоколенном уровне. Кроме того, во всех группах было обнаружено расхождение между уровнем выраженности ценности как нормативного идеала и реализацией ее в конкретном поведении. Эта особенность так же характеризует ценностное поле россиян и усваивается молодым поколением, на наш взгляд, наряду с содержанием ценностей.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что современные утверждения о конфликте и «разломе» поколений требуют научного эмпирического уточнения и сравнительного меж-поколенного подхода к изучению ценностей.

Библиографический список

1. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. -СПб: Речь, 2004.-70 с.

2. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. -2000.-№3.-С. 73-87.

3. Морган Т.Г. Экспериментальные основы эволюции. - М: Наука, 1936.

4. Отцы и дети. Поколенческий анализ в современной России // под ред. ЮЛевады и Т. Шанина. - М: Новое литературное обозрение, 2005. -327 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.-344 с.

6. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. -№ 5.

-P. 550-562.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.