Научная статья на тему 'Иерархия ценностей подростков и их родителей в структуре этнической идентичности'

Иерархия ценностей подростков и их родителей в структуре этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
856
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ПОДРОСТОК / РОДИТЕЛЬ / IDENTIFICATION / IDENTITY / ETHNICITY / ETHNIC IDENTITY / VALUES HIERARCHY / TEENAGER / PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова С. Ю.

В статье рассматриваются имеющиеся подходы к изучению этнопсихологии отдельных психологических сообществ. На основе анализа данных по опроснику Шварца у двух поколений представителей бурятского этноса делается вывод о трансформации иерархии системы ценностей в результате социокультурных процессов, идущих в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES HIERARCHY OF TEENAGERS AND THEIR PARENTS IN THE STRUCTURE OF ETHNIC IDENTITY

The author of the article studies and presents the existing approaches in studying ethnic psychology of some psychological communities. On the basis of the data collected by Schwarz questionnaire method used during the work with Buryat representatives of 2 generations the author comes to conclusion that values hierarchy transforms as a result of contemporary social and cultural processes.

Текст научной работы на тему «Иерархия ценностей подростков и их родителей в структуре этнической идентичности»

обладают деструктивные механизмы изменения межличностных, групповых и межгрупповых отношений.

Рестриктивный (сохраняющий) уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса гуманитарного вуза представляет такое его качественное состояние, при котором сохраняются существующие характеристики совместной деятельности не соответствующие характеру современных педагогических инноваций.

Реструктивному (поддерживающему) уровню соответствует такой характер взаимодействия, который поддерживает характеристики совместной деятельности, обеспечивающие ее соответствие современным педагогическим инновациям.

Библиографический список

К конструктивному (развивающему) уровню мы можем отнести такое состояние взаимодействия субъектов образовательного процесса гуманитарного вуза, при котором происходит постоянное развитие параметров совместной деятельности задаваемое современными педагогическими инновациями.

Таким образом, оперируя выделенными нами критериями и показателями, подбирая диагностические инструменты, отражающие тот аспект взаимодействия, который наиболее соответствует целям и задачам исследования, исследователь получает целостную систему диагностики взаимодействия субъектов образовательного процесса.

1. Витвицкая, Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник ОГУ. - 2005. - №10. - Том 1. Гуманитарные науки.

2. Дятчина, Ж.М. Взаимодействие классного руководителя и комсомольской организации класса в формировании общественной активности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979.

3. Радионова, Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук, 1991.

4. Коржуев, А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М., 2003.

5. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. -М., 2000.

6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М., 2005.

7. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Минск, 2006.

8. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М., 2008.

9. Веснин, В.Р. Практический менеджмент. - М., 2001.

10. Колесникова, Е.И. Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента: дисс. ... канд.психол.наук. - Самара, 2007.

11. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений. - М., 1999.

12. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. - М., 2000.

Bibliography

1. Vitvickaya, L.A. Vzaimodeyjstvie subjhektov obrazovateljnogo processa // Vestnik OGU. - 2005. - №10. - Tom 1. Gumanitarnihe nauki.

2. Dyatchina, Zh.M. Vzaimodeyjstvie klassnogo rukovoditelya i komsomoljskoyj organizacii klassa v formirovanii obthestvennoyj aktivnosti starsheklassnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1979.

3. Radionova, N.F. Pedagogicheskie osnovih vzaimodeyjstviya pedagogov i starshikh shkoljnikov v uchebno-vospitateljnom processe: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk, 1991.

4. Korzhuev, A.V. Tradicii i innovacii v vihsshem professionaljnom obrazovanii / A.V. Korzhuev, V.A. Popkov. - M., 2003.

5. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: praktiko-orientirovannaya monografiya i metodicheskoe posobie / pod red. M.M. Potashnika. -M., 2000.

6. Khutorskoyj, A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika. - M., 2005.

7. Djyachenko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih / M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich, S.L. Kandihbovich. - Minsk, 2006.

8. Rean, A.A. Socialjnaya pedagogicheskaya psikhologiya / A.A. Rean, Ya.L. Kolominskiyj. - M., 2008.

9. Vesnin, V.R. Prakticheskiyj menedzhment. - M., 2001.

10. Kolesnikova, E.I. Splochennostj uchebnoyj gruppih kak faktor socialjnoyj identifikacii studenta: diss. ... kand.psikhol.nauk. - Samara, 2007.

11. Sushkov, I.R. Psikhologiya vzaimootnosheniyj. - M., 1999.

12. Shikhirev, P.N. Sovremennaya socialjnaya psikhologiya. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 159922.4+316.6+37.018.1

Mokhova S.U. VALUES HIERARCHY OF TEENAGERS AND THEIR PARENTS IN THE STRUCTURE OF ETHNIC IDENTITY. The author of the article studies and presents the existing approaches in studying ethnic psychology of some psychological communities. On the basis of the data collected by Schwarz questionnaire method used during the work with Buryat representatives of 2 generations the author comes to conclusion that values hierarchy transforms as a result of contemporary social and cultural processes.

Key words: Identification, identity, ethnicity, ethnic identity, values hierarchy, teenager, parents.

С.Ю. Мохова, канд. психол. наук, доц. каф. теоретической и прикладной психологии, Забайкальский

гос. гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, E-mail: [email protected]

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ*

В статье рассматриваются имеющиеся подходы к изучению этнопсихологии отдельных психологических сообществ. На основе анализа данных по опроснику Шварца у двух поколений представителей бурятского этноса делается вывод о трансформации иерархии системы ценностей в результате социокультурных процессов, идущих в современном обществе.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, этничность, этническая идентичность, иерархия ценностей, подросток, родитель.

Необходимость отождествления личности с группой является глубокой психологической потребностью в обеспечении успешных процессов социализации и психологической адаптации. В конце прошлого, начале нынешнего столетия явления

этнической идентичности в социальных процессах на постсоветском пространстве обрели новое значение и актуальность исследования вследствие обращения людей к своим истокам, корням. В психологии этническая идентичность изучается с не-

скольких позиций: примордиализма, функционализма, конст-рукционизма.

С позиций социального конструкционизма Т.Г. Стефанен-ко разработала концепцию этнической идентичности. Она рассматривает этническую идентичность в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. В своём исследовании автор различает этническое самосознание и этническую идентичность. В основе исследования лежит изучение механизмов межгрупповой дифференциации на основе явлений языковой компетентности и речевого поведения, иных этнодифференци-рующих признаков, социальных стереотипов, социальной каузальной атрибуции [1].

Этнос как психологическая общность выполняет следующие функции: 1) ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавает общие жизненные ценности; 3) защищает, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Д.А. Леонтьев различает социальную и личностную идентичность. Будучи представителем большого числа социальных групп человек пребывает в состоянии множественных, неустойчивых и нередко конфликтных идентичностей. Автономная личность способна «разрешать конфликт идентичностей, конструируя своё "я" в соответствии со своими ценностями, а не наоборот.... Эта работа предполагает уровень личностной зрелости, которого достигают далеко не все взрослые» [2, с. 6].

Н.Л. Ивановой убедительно было показано, что социальная идентичность образуется не единичным конструктом, а целостной системой, объединяющей определенное количество взаимосвязанных конструктов, имеющей различную структуру в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта (Д. Бан-нистер, Ф. Франселла, Дж. Келли). В структуре социальной идентичности выделяют единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, объединение которых создает определенные функциональные блоки:

«базисный» - узко локализованная самоидентификация; обеспечивает истолкование социальной реальности на уровне этнической, региональной, семейной общности и подобных общностей; мотивация самозащиты; ценности личной жизни, здоровья, безопасности и защищенности;

«индивидуально-личностный» - проявляется в самоидентификации по отношению к требованиям культуры различных сообществ; обеспечивает истолкование сложившихся нравственных критериев оценки социальных общностей; связан с мотивацией самоуважения, ценностями общения, культуры;

«профессионально-деловой» - обеспечивает истолкование и субъективную причастность к профессиональным, деловым, гражданским и подобным общностям; проявляется в мотивации самореализации, ценностях профессиональной и деловой жизни.

Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов [3].

Таким образом, этническая идентичность представляет структурный компонент социальной идентичности, внутри которого, как части целого, необходимо учитывать когнитивный и ценностно-смысловой компонент.

Р.Д. Санжаева разрабатывает положения этнопсихокулдь-туры на примере бурятского этноса и вопрос этнической идентичности рассматривает как один из ведущих [4].

Дугарова Т.Ц. изучает этническую идентичность наряду с этническим самосознанием, предлагая и раскрывая его структуру [5].

Проблема трансформации этнической идентичности рассматривается группой исследователей в контексте модернизации образа жизни. Наиболее очевидными последствиями модернизации являются переход к новому типу производства, повышение уровня образования и т.п. Изменение ценностных ори-ентаций и их иерархии, смена критериев оценки удовлетворенностью жизнью и представлений о собственном благополучии предполагает переоценку статуса своей группы (этнокультурной общности), что сказывается на её отношении к себе, собственной идентичности, а также на отношениях с другими этническими группами [6, с. 158]. В литературе также различают определенную / неопределенную этническую идентичность, степень позитивности/негативности этнической идентичности (Р. Браун, Д. Тейлор). Трансформацию этнической идентичности вызывает изменение структуры ценностей в традиционных обществах [6, с. 159].

Методика исследования. Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую разработал Шварц, лежат: концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей, концепция Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей. Шварц сгруппировал ценности, отобранные среди выявленных в предшествующих исследованиях, в десять мотивационно отличающихся типов. Они, с его точки зрения, охватывают базовые типы: власть, гедонизм, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность, стимуляция, достижения.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.

Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций [7].

Выборка. В исследовании приняли участие 60 респондентов (20 полных бурятских семей с ребенком подростком): 20 мам, 20 пап и 20 детей подростков.

Результаты. Шварц выделил ценность конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого тип -сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

По шкале этой ценности кумулятивные кривые рангов ценности «конформизм» у родителей и подростков сливаются (рис. 1). У подростков профиль личности сдвигается в сторону меньшей значимости этой ценности, занимая преимущественно 7-9 ранги.

Ранги

Рис. 1. Кумулятивные кривые рангов ценности «конформизм» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель ценности тра-

диции (Tradition). - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им. По данным опросника выявлена значимость традиций для двух поколений на уровне норм. На уровне поведения подростки придают меньшее значение ценности, чем того требуют нормы этнической группы (рис. 2).

Рис. 2. Кумулятивные кривые рангов ценности «традиции» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом - доброта (Benevolence). Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь). Кумулятивная кривая рангов ценностей на уровне поведения у подростков смещается в сторону больших рангов (Рис. 3).

Рис. 4. Кумулятивные кривые рангов ценности «универсализм» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Определяющая цель типа ценностей самостоятельность (Self-Direction) состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от орга-низменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости. Этот тип ценностей занимает лидирующие позиции на уровне и поведения, и норм (рис. 5).

Рис. 3. Кумулятивные кривые рангов ценности «доброта» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Шварц выделил еще один тип ценностей универсализм (ипмегеа^т). Мотивационная цель данного типа ценностей -понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы. Для опрошенных представителей группы данный тип ценностей является приоритетным (рис. 4).

Рис. 5. Кумулятивные кривые рангов ценности «самостоятельность» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Тип ценностей стимуляция (Stimulation) является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям. На уровне поведения и уровне норм кумулятивные кривые рангов ценностей сливаются в пучки у родителей и подростков. Ценность стимуляции на уровне поведения значима по сравнению с диктуемыми нормами (рис. 6).

Мотивационная цель ценности гедонизм (Hedonism) определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью). Видна тенденция отличия кумулятивной кривой профиля личности подростка от профилей его родителей (рис. 7).

Еще одна шкала опросника - достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение (рис. 8).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

н

г Vi >

Л '

1 •' Л

;1 L г

/

/

{ > 1 У

/ /

— • -папы

— • подростки

----профильличности

пап

- — профильличности

мам

.......профильличности

подростка

Рис. 6. Кумулятивные кривые рангов ценности «стимуляция» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Рис. 7. Кумулятивные кривые рангов ценности «гедонизм» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Рис. 8. Кумулятивные кривые рангов ценности «достижения» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Шварц дает следующую характеристику типу ценности «Власть» (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности - подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается

в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— • - папы

^^^ мамы

- • подростки

----профильличности

пап

— — профильличности мам

.......профильличности

NT.'jk'jiillii^ подростка

Ранги

Рис. 9. Кумулятивные кривые рангов ценности «власть» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Мотивационная цель ценности безопасность (Security) -безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных - для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье) (рис. 10).

NT.'jk'jiillii^ подростка

Ранги

Рис. 10. Кумулятивные кривые рангов ценности «безопасность» у бурятских родителей и их детей-подростков на уровне убеждений и поведения

Обсуждение результатов. Десять типов ценностей, выделенных Шварцом, в составленном им опроснике, имеют определенную иерархию. В показателях рангов большинства типов ценностей в нашем исследовании было обнаружено незначимое различие на уровне поведения и установленных норм.

Универсализм, являясь типом ценности, занимает как у родителей, так и подростков первое ранговое место. Следующее за универсализмом ранговое место занимает ценность безопас-

ности. Слияние кумулятивных кривых рангов ценности универсализм у родителей и подростков эмпирически подтверждает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций. Социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье, составляющие цель безопасности для личности, в то же время определяются ценностями коллективной безопасности. В структуре этнической идентичности бурят универсализм и безопасность являются детерминирующими типами ценностей поведения и его норм.

Последние позиции в иерархии ценностей занимают типы ценностей «власть» и «гедонизм». Еще раз подчеркнем, что ценность власти фокусируется на социальном уважении. Эмпирические данные по типу ценности власть показывают устойчивость традиций. В иерархии ценностей в соответствии с представлениями о социальных нормах и родители, и подростки типу ценности «гедонизм» отдают последние позиции.

Относительно устойчивая центральная позиция у типов ценности «конформизм» и «традиции». Такая позиция данных типов ценностей не случайна, и находит объяснение условиями трансформации социокультурных норм в ситуации преобразования общества.

Типы ценностей «доброта» и «самостоятельность» занимают позиции первой половины диапазона результатов ранжирования. Во второй половине диапазона результатов ранжирования типов ценности «достижения» и «стимуляция». Потребность в автономности и независимости, определяющая ранги типа ценности самостоятельность, в логике социальной жизни затеняет организменную потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, лежащую в основе ценности стимуляция.

Обсуждения заслуживают шкалы типов ценностей «достижения», «гедонизм», «доброта» и «традиции». Эмпирические данные профилей личности подростков по этим шкалам значимо отличаются от значений рангов ценностей поведения и его норм у родителей. Подростки на уровне поведения в иерархии ценностей отдают первые позиции типам ценностей «достижения» и «гедонизм» (Значимость различий на уровне pd< 0,05 при v=1 по критерию х2эмп=5,26 для типа ценности достижения, и х2эмп=6,51 для типа ценности гедонизм). Причем тип ценности «достижения» в иерархии занимает 3-4 ранговую позицию. В опроснике Шварца ценность достижения (например, успешный,

Библиографический список

амбициозный) подчеркивает активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, а гедонизм - наслаждение жизнью, чувственное удовольствие.

У подростков кумулятивные кривые типов ценностей «доброта» и «традиции» по профилю личности смещаются в сторону увеличения числового значения ранговых позиций. Значимость различий на уровне pd < 0,05 при v§1 по критерию х2эмп=3,14 для типа ценности доброта, и х2эмп=6,71 для типа ценности традиции. Уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им на уровне поведения не совпадает с ранговыми значениями представлений о том, каким оно должно быть в рамках установленных социальных норм поведения в этносе. Доброта как полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь в подростковом возрасте еще не осознана в полной мере, и эмпирические данные могут объясняться как особенности возрастных проявлений в группе.

Выводы

1. Слияние кумулятивных кривых на уровне поведения и его норм по полученным показателям у двух поколений свидетельствует о наличии единой иерархии системы ценностей, эмпирически определяющей целостность этнической идентичности.

2. Разнящееся накопление частот рангов ценностей на уровне поведения у подростков с показателями их родителей является фактом, имеющим объяснение не только в возрастных особенностях взрослеющего поколения. Социокультурные изменения привели к трансформации иерархии системы ценностей, имеющей результатом закрепление у подрастающего поколения.

3. Такие типы ценностей как «универсализм», «самостоятельность» и «безопасность» занимают первые позиции в иерархии системы ценностей родителей подростков в бурятском этносе. Типы ценностей «власть», «гедонизм», «стимуляция» оттесняются на последние позиции в иерархии системы ценностей. Полученные эмпирические факты находят объяснение в истории становления бурятского этноса, его морально-этических норм и событий современности.

4. Глобальные процессы экономики затрагивают глубинные пласты устоев бытия психологического сообщества, что выражается в изменении иерархии ценностей у подрастающего поколения.

* Работа выполнена в рамках государственного задания вузу Миноб-рнауки РФ проект №6.3777.2011 «Трансграничье в изменяющемся мире: культурное наследие и идентичность».

1. Стефаненко, Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.

2. Леонтьев, Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. - 2009. - № 10.

3. Иванова, Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль. - 2003.

4. Санжаева, Р.Д. Этнопсихология бурят // Вестник Бурятского государственного университета - 2011. - № 5.

5. Дугарова, Т.Ц. Этническое самосознание личности: мифологический дискурс // Вестник Бурятского государственного университета. -2009. - № 5. Дугарова, Т.Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания //Наука и школа. - 2009. - № 3.

6. Татарко, А.Н. Роль модернизации образа в трансформации этнической идентичности / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, М.А. Козлова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.

7. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб, 2004.

Bibliography

1. Stefanenko, T.G. Socialjnaya psikhologiya ehtnicheskoyj identichnosti: diss. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1999.

2. Leontjev, D.A. Labirint identichnosteyj: ne chelovek dlya identichnosti, a identichnostj dlya cheloveka // Filosofskie nauki. - 2009. - № 10.

3. Ivanova, N.L. Psikhologicheskaya struktura socialjnoyj identichnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Yaroslavlj. - 2003.

4. Sanzhaeva, R.D. Ehtnopsikhologiya buryat // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - 2011. - № 5.

5. Dugarova, T.C. Ehtnicheskoe samosoznanie lichnosti: mifologicheskiyj diskurs // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 5. Dugarova, T.C. Identifikaciya kak mekhanizm razvitiya ehtnicheskogo samosoznaniya //Nauka i shkola. - 2009. - № 3.

6. Tatarko, A.N. Rolj modernizacii obraza v transformacii ehtnicheskoyj identichnosti / A.N. Tatarko, N.M. Lebedeva, M.A. Kozlova // Voprosih psikhologii. - 2006. - № 2.

7. Karandashev, V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennosteyj lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo. - SPb, 2004.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 378.1:002

Pavlov C.N. MANAGEMENT PECULIARITIES OF THE INFORMATIONAL POLICY OF THE UNIVERSITY. In the

article issues of university informational policy, its strategy and tactics are considered. We take into consideration informational sphere and information need s of the consumers of the educational services. Management peculiarities of the informational policy are referred to informational competence, informational culture, the complex of personal skulls. Which are required to work in a team.

Key words: informational policy, informational sphere, information needs, strategy's and tactics, media image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.