Научная статья на тему 'Управленческие особенности информационой политики вуза'

Управленческие особенности информационой политики вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRATEGY''S AND TACTICS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОСРЕДА / ИНФОРМПОТРЕБНОСТИ / СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА / МЕДИАПОРТРЕТ / INFORMATIONAL POLICY / INFORMATIONAL SPHERE / INFORMATION NEEDS / MEDIA IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлов С. Н.

В статье рассматриваются вопросы информационной политики вуза, ее стратегии и тактики на основе учета инфосреды и инфопотребностей потребителей образовательных услуг. Выделены управленческие особенности информационной политики, к которым автор относит информационную компетентность, информационную культуру, комплекс личных способностей, необходимых для работы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PECULIARITIES OF THE INFORMATIONAL POLICY OF THE UNIVERSITY

In the article issues of university informational policy, its strategy and tactics are considered. We take into consideration informational sphere and information need s of the consumers of the educational services. Management peculiarities of the informational policy are referred to informational competence, informational culture, the complex of personal skulls. Which are required to work in a team.

Текст научной работы на тему «Управленческие особенности информационой политики вуза»

ности. Слияние кумулятивных кривых рангов ценности универсализм у родителей и подростков эмпирически подтверждает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций. Социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье, составляющие цель безопасности для личности, в то же время определяются ценностями коллективной безопасности. В структуре этнической идентичности бурят универсализм и безопасность являются детерминирующими типами ценностей поведения и его норм.

Последние позиции в иерархии ценностей занимают типы ценностей «власть» и «гедонизм». Еще раз подчеркнем, что ценность власти фокусируется на социальном уважении. Эмпирические данные по типу ценности власть показывают устойчивость традиций. В иерархии ценностей в соответствии с представлениями о социальных нормах и родители, и подростки типу ценности «гедонизм» отдают последние позиции.

Относительно устойчивая центральная позиция у типов ценности «конформизм» и «традиции». Такая позиция данных типов ценностей не случайна, и находит объяснение условиями трансформации социокультурных норм в ситуации преобразования общества.

Типы ценностей «доброта» и «самостоятельность» занимают позиции первой половины диапазона результатов ранжирования. Во второй половине диапазона результатов ранжирования типов ценности «достижения» и «стимуляция». Потребность в автономности и независимости, определяющая ранги типа ценности самостоятельность, в логике социальной жизни затеняет организменную потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, лежащую в основе ценности стимуляция.

Обсуждения заслуживают шкалы типов ценностей «достижения», «гедонизм», «доброта» и «традиции». Эмпирические данные профилей личности подростков по этим шкалам значимо отличаются от значений рангов ценностей поведения и его норм у родителей. Подростки на уровне поведения в иерархии ценностей отдают первые позиции типам ценностей «достижения» и «гедонизм» (Значимость различий на уровне pd< 0,05 при v=1 по критерию х2эмп=5,26 для типа ценности достижения, и х2эмп=6,51 для типа ценности гедонизм). Причем тип ценности «достижения» в иерархии занимает 3-4 ранговую позицию. В опроснике Шварца ценность достижения (например, успешный,

Библиографический список

амбициозный) подчеркивает активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, а гедонизм - наслаждение жизнью, чувственное удовольствие.

У подростков кумулятивные кривые типов ценностей «доброта» и «традиции» по профилю личности смещаются в сторону увеличения числового значения ранговых позиций. Значимость различий на уровне pd < 0,05 при vgl по критерию х2эмп=3,14 для типа ценности доброта, и х2эмп=6,71 для типа ценности традиции. Уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им на уровне поведения не совпадает с ранговыми значениями представлений о том, каким оно должно быть в рамках установленных социальных норм поведения в этносе. Доброта как полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь в подростковом возрасте еще не осознана в полной мере, и эмпирические данные могут объясняться как особенности возрастных проявлений в группе.

Выводы

1. Слияние кумулятивных кривых на уровне поведения и его норм по полученным показателям у двух поколений свидетельствует о наличии единой иерархии системы ценностей, эмпирически определяющей целостность этнической идентичности.

2. Разнящееся накопление частот рангов ценностей на уровне поведения у подростков с показателями их родителей является фактом, имеющим объяснение не только в возрастных особенностях взрослеющего поколения. Социокультурные изменения привели к трансформации иерархии системы ценностей, имеющей результатом закрепление у подрастающего поколения.

3. Такие типы ценностей как «универсализм», «самостоятельность» и «безопасность» занимают первые позиции в иерархии системы ценностей родителей подростков в бурятском этносе. Типы ценностей «власть», «гедонизм», «стимуляция» оттесняются на последние позиции в иерархии системы ценностей. Полученные эмпирические факты находят объяснение в истории становления бурятского этноса, его морально-этических норм и событий современности.

4. Глобальные процессы экономики затрагивают глубинные пласты устоев бытия психологического сообщества, что выражается в изменении иерархии ценностей у подрастающего поколения.

* Работа выполнена в рамках государственного задания вузу Миноб-рнауки РФ проект №6.3777.2011 «Трансграничье в изменяющемся мире: культурное наследие и идентичность».

1. Стефаненко, Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.

2. Леонтьев, Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. - 2009. - № 10.

3. Иванова, Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль. - 2003.

4. Санжаева, Р.Д. Этнопсихология бурят // Вестник Бурятского государственного университета - 2011. - № 5.

5. Дугарова, Т.Ц. Этническое самосознание личности: мифологический дискурс // Вестник Бурятского государственного университета. -2009. - № 5. Дугарова, Т.Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания //Наука и школа. - 2009. - № 3.

6. Татарко, А.Н. Роль модернизации образа в трансформации этнической идентичности / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, М.А. Козлова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2.

7. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб, 2004.

Bibliography

1. Stefanenko, T.G. Socialjnaya psikhologiya ehtnicheskoyj identichnosti: diss. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1999.

2. Leontjev, D.A. Labirint identichnosteyj: ne chelovek dlya identichnosti, a identichnostj dlya cheloveka // Filosofskie nauki. - 2009. - № 10.

3. Ivanova, N.L. Psikhologicheskaya struktura socialjnoyj identichnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Yaroslavlj. - 2003.

4. Sanzhaeva, R.D. Ehtnopsikhologiya buryat // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - 2011. - № 5.

5. Dugarova, T.C. Ehtnicheskoe samosoznanie lichnosti: mifologicheskiyj diskurs // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 5. Dugarova, T.C. Identifikaciya kak mekhanizm razvitiya ehtnicheskogo samosoznaniya //Nauka i shkola. - 2009. - № 3.

6. Tatarko, A.N. Rolj modernizacii obraza v transformacii ehtnicheskoyj identichnosti / A.N. Tatarko, N.M. Lebedeva, M.A. Kozlova // Voprosih psikhologii. - 2006. - № 2.

7. Karandashev, V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennosteyj lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo. - SPb, 2004.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 378.1:002

Pavlov C.N. MANAGEMENT PECULIARITIES OF THE INFORMATIONAL POLICY OF THE UNIVERSITY. In the

article issues of university informational policy, its strategy and tactics are considered. We take into consideration informational sphere and information need s of the consumers of the educational services. Management peculiarities of the informational policy are referred to informational competence, informational culture, the complex of personal skulls. Which are required to work in a team.

Key words: informational policy, informational sphere, information needs, strategy's and tactics, media image.

С.Н. Павлов, канд. пед. наук, доц., начальник управления информации, общественных и международных связей, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский гос. технический университет им. Г.И. Носова», Е-таИ: public@magtu.ru

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОНОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы информационной политики вуза, ее стратегии и тактики на основе учета инфосреды и инфопотребностей потребителей образовательных услуг Выделены управленческие особенности информационной политики, к которым автор относит информационную компетентность, информационную культуру, комплекс личных способностей, необходимых для работы в команде.

Ключевые слова: информационная политика, инфосреда, информпотребности, стратегия и тактика, медиапортрет.

Формирование впечатлений о высшем образовательном учреждении должно, как мы считаем, основываться на подаче комплексной информации во внутреннюю и внешнюю среду, что затруднено без целенаправленной, системной информационной политики вуза. Необходимость проведения информационной политики в педагогике высшей школы обусловлена ее главной целью - эффективного достижения конкурентоспособности вуза в условиях реформирования образования и дальнейшего развития рыночных отношений.

В педагогическом аспекте информационную политику необходимо рассматривать как способность и возможность педагогического воздействия на сознание потребителей образовательных услуг в интересах формирования позитивного отношения к образовательному учреждению, связанные с удовлетворением информационной потребности абитуриентов, родителей, работодателей и других групп общественности. В узком понимании информационная политика - это спланированная деятельность по обеспечению информационных потоков в СМИ для реализации стратегической цели. Цели в информационной политике - это идеальные результаты для достижения которых осуществляется информационная деятельность и которые служат ее побудительными мотивами. [1, с. 13]. В нашем случае цели выполняют организационную и мотивационные функции во многом определяя содержание, успех или неудачу информационной политики.

Стратегическая цель в контексте конкурентоспособности вуза предполагает формирование и управление имиджем. В этом видится отдаленный результат, в получении которого большая роль отводится информационной политике. Исходя из анализа теории и практики, к основным целям информационной политики можно отнести: обеспечение населения объективной информацией, повышение осведомленности о вузе; улучшение отношения к нему, привлечение внимания к новым специальностям, инновационным разработкам ученых; формирование намерения получить образование в этом вузе; продвижение бренда; противодействие конкурентам, предотвращение искажения информации; информационная поддержка вуза в органах власти и управления.

Реализация целей информационной политики органами управления вузом невозможна без учета инфосреды и инфопотребностей. Понятие «информационная среда» появилось в педагогике не так давно. Термин был предложен Ю.А. Шрейде-ром, который рассматривал информационную среду как активное начало, воздействующее на ее участников [2].

В.И. Солдаткин дает такое определение: «... это часть педагогической системы, отражающая определенные ее связи и элементы [3]. К.Е. Марченко определяет информационную среду как системно организованную совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, систему их предметно-тематической функциональной и территориальной адресации нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность [4].

Необходимо отметить, что современная информационная среда отличается насыщенностью, интенсивностью, многока-нальностью влияний на человека и воспитание. Многообразие и полярность транслируемых ценностей создают как богатые возможности, так и проблемы с ориентацией человека, опасность выбора им «неправильного» пути. Эти особенности, по нашему мнению, должны быть приняты во внимание органами управления вуза при формировании «стандартов» качества информации, направляемой в информационную среду (что не ис-

ключает, на наш взгляд, подачу информации о вузе в выгодном для нее свете).

Структура информации, предоставляемая вузом в СМИ, в идеале должна отражать потребности населения. Растущее влияние информационной среды на отдельную личность и общество в целом неизбежно вызывает необходимость осмысления сущностных аспектов информпотртебностей.

Информационные потребности личности в определении Каня Яна есть совокупность внутренних побуждений, вызванных необходимостью эффективной адаптации и самореализации в сигнально-знаковой и символическо-культурных сферах жизнедеятельности и выступают как мета-потребности, поскольку их удовлетворение служит условием реализации других основных потребностей личности социокультурного порядка (в признании социальных связей, в знании, в самоактуализации и др.). Вместе с тем, отражая характер и бесконечность человеческого стремления к постижению себя и мира, информационные потребности в своей ценности представляются еще и как мега-потребности [5]. В педагогической литературе феноменология информпотребностей описывается их сложной уровневой организацией как самостоятельной потребностной сферы, структура которой определяется уровнями активности субъекта: как организма, стремящегося к ориентации и адаптации в среде (ориентировочно-познавательная потребность); как социального индивида, стремящегося к социальной идентичности (потребность в компетентности и признании); как личности, стремящейся к самореализации (потребность в смысле творчества).

В педагогике признается, что существует тесная связь информационных потребностей личности с познавательной потребностью, нравственной, эстетической потребностью, потребностью самоуважения. Обобщающее значение информационных потребностей феноменологически проявляется в их действии как абсоютных, вспомогательных и спонтанных потребностей, а также в том, что они образуются как совокупность коммуникативных, мнемических, регулятивных и эстетических потребностей, которые способна удовлетворить социокультурная информация [6].

Информирование населения, с нашей точки зрения, есть социально- ориентировочная деятельность органов управления вузом по удовлетворению информационных потребностей как в целом населения, так и его отдельных социальных групп. Важным в этом случае с педагогических позиций для тех, кто управляет процессом информирования, являются два положения:

— центральным звеном в структуре социально-психологического обеспечения информационных потребностей выступает ориентация на сознание потребителя, которое представляется как сложно организованная система установочно-смысловых связей и отношений личности к текущим событиям микро-и макросреды существования, отличающейся такими свойствами, как: адресность, избирательность, валюативность, пристрастность, контактность, произвольность обращения к различной информации;

— педагогическое обеспечение развития и удовлетворения информационных потребностей личности связано с повышением аксиологической направленности содержания и методики информирования, последовательным и многосторонним стимулированием потребностной сферы потребителей как субъектов информационно-познавательной деятельности, активизацией. коллективно-самостоятельных и индивидуально-самостоятельных форм активно-творческой и поисковой информационной деятельности [5].

Применительно к проектированию информационной политики, прямым образом влияющей на формирование имиджа вуза, важно выделить значимые для потребителя ценности, усиливающие интерес к информации, с одной стороны, и повышающие

имидж вуза - с другой. Имидж вуза, как считают Ю.Ю. Звездоч-кин Б.Ю. Сербиновский, будет позитивно воспринят людьми, если он имеет для них значимую ценность и способен повлиять на удовлетворенность при потреблении услуг или ожидания, намерения, воспользоваться услугами вуза [7].

Отметим, что информационная политика - это и управление информационными потоками. Перед ректором, пресс-службой вуза, преподавателями стоит нелегкая задача, заключающаяся не только в выработке стратегии и тактики, но и в умении подготовить, отобрать материал для СМИ, разместить его, учесть значимость информации, ее признаки и т.д. Следовательно, (рассматривая информационную деятельность как педагогическую) организаторы должны обладать информационной компетентностью. Под информационной компетентностью, мы, вслед за О.Н. Ионовой, будем понимать интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационных технологий, а также способность совершенствовать свои знания, умения става ректората, руководителей подразделений вуза. А ведь роль информационной культуры личности управленца-педагога является неотъемлемой частью его педагогической культуры, а также показатель его профессионализма. Более того, сегодня роль этого фактора постоянно возрастает для каждого человека, ибо совокупность информационных потоков вокруг него столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания информационной среды, умения ориентироваться в информационных потоках, преодолевать информационные барьеры и т.д.

Под информационной культурой (Е.А. Медведева) понимается уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [10]. Информационная культура для организаторов информационной политики подразумевает наличие умений: выбирать и формулировать цели: осуществлять расстановку задач; выделять в информации главное и второстепенное, систематизировать и структурировать данные и знания; видеть информацию в целом, а не фрагментально, устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями; интерпретировать информацию; широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений, производить анализ информационных моделей, применять различные виды формализации информации; предвидеть последствия принимаемых решений [11; 12].

Таким образом, к особенностям управленческой деятельности в сфере информационной политики вуза следует отнести наличие к управленцам таких требований, как информационная компетентность и информационная культура.

Следует отметить, что не менее важной особенностью, по нашему мнению, является также использование в руководстве информационной деятельностью групповых форм - «команды». Обращение к стандартам высшего образования третьего поколения как раз показывает: их разработчики все активнее оперируют понятием «команда», что позволяет заключить, что этот термин в настоящее время приобретает педагогический статус.

Рис. 1. Управленческие особенности информационной политики вуза

С.Д. Резник, РЛ. Кричевкий, Е.М. Дубовская, С.Р. Хайкин, С.С. Фролов определяют команду, как группу, состоящую из профессионалов, имеющих общую цель, действующих совместно и интенсивно [13]. В.А. Михеев определяет команду как социальную группу, выделяя роль лидера, которому доверяют члены команды. Команда - это сплоченная социальная общность, члены которой имеют высокий уровень подготовки, разделяют цели, ценности, общие подходы к реализации совместной деятельности, обладают взаимодополняющими умениями, способны выполнять любые внутрикомандные роли, принимать на себя ответственность за конечные результаты деятельности. Важным качественным образованием определяющим ее сущность, как отмечает С.И. Файбушевич, является синергетический эффект, проявляющийся в деятельности, основанный на многоаспектном рассмотрении решаемой проблемы, предлагаемым членами команды. На основе анализа выводов исследователей, можно заключить, что главным отличительным признаком команды, позволяющим отличить ее от прочих социальных групп является высокая степень развития, показателями которой выступают: общая цель, общее видение, выработанные поведенческие нормы, командная миссия, сплоченность членов команды, доверие, высокая мотивация членов, профессионализм, положительное эмоциональное взаимовлияние, взаимозаменяемость (С. Танненбаум, Д. Смит, В. Ильин, Д. Катценбах, О. Ма-тьяш, Е. Дубовская, С. Файбушевич, Дж. Уэлч, Д. Шакирова, С. Тидор, А. Журавлев, С. Р. Хайкин, В. Михеев, А. В. Сбитнев, Т. Базаров, Т. Пыркова и др.).

При проведении информационной политики вузом ректорат, выступающий совместно с деканами, руководителями подразделений в роли единой команды должен в таком случае обладать комплексом способностей, необходимых для работы в команде. К ним ученые (А. Журавлев, Е. Иванова, Д. Базаров, К. Шекшня, В. Шкатула, С. Осипова и др.) относят коммуникативные способности к работе с информацией, организаторские способности к установлению продуктивных взаимоотношений,

Библиографический список

интеллектуально-проектировочные способности, которые в комплексе должны помогать распознавать в коммуникации различие восприятия партнерами друг друга, создавать благоприятный коммуникативный климат, формировать прогнозы с использованием современных информационных средств, определять стимулы каждого члена команды, формировать нацеленность на эффективную работу, делать правильные выводы, создавать благоприятное впечатление, оценивать риски, формировать сценарии развития событий, аргументировать свои предложения и выслушивать предложения других людей, проявлять способность вдохновлять их на работу. Приведенные выше, на наш взгляд, особенно важно. Ибо, как показывает практика, имеется еще одна особенность, касающаяся персонификации при создании медиапортрета вуза. Так, качество образовательных услуг, управление вузом, его социальные программы и т.д. оценивая, субъекты информации непременно связывают с личностью ректора, с тем, кто этим руководит. Без показа роли лидера в управленческой деятельности вряд ли будет эффективным, убедительным медиапортрет вуза (нередко случается, что ректор скромничает и уходит от популярности, специалисту по пиару необходимо убедить его в необходимости представлять вуз в информационном пространстве). Но есть и другое недоразумение, когда только первое лицо «светится» на экранах, «мелькает» на страницах газет.

Не показывается или слабо показывается роль проректоров, деканов, других руководителей подразделений (причины могут быть самые разные: боятся руководства, не предрасположены к общению с прессой, все в делах - не до рекламы и т.д.). Задача заключается в умении найти «золотую» середину, обеспечив баланс в показе заслуг ректора и его команды в развитии вуза.

Таким образом, приведенное нами в целом указывает на необходимость учета названных нами особенностей управленческой деятельности вуза при организации информирования потребителей, что изображено нами схематично на рис. 1.

1. Павлов, С.Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. - М., 2011.

2. Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения Unit 7. Виды сред в образовании [Э/р]. - Р/д: http:// courses.urc.ac.ru/ eng/ г 7 - 9 html

3. Солдаткин, В.И. Информационно-образовательная среда открытого образования // материалы Всероссийской научно-методич. конф. - 2002 [Э/р]. - Р/д: http:// tm.ifmo.ru/lm 2002/db/doc/get t hes.phpcd=22

4. Удовик, Е.Э. Информационная среда как фактор развития эстетической культуры учащихся. Педагогика искусства // Электронный журнал Российской академии образования 2011. - №2 [Э/р]. - Р/д: http://www.art-education.ru/AE-magazinal /

5. Каня, Ян. Информационные потребности личности и социально-педагогические условия их удовлетворения: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2002.

6. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.

7. Звездочкин, Ю.Ю. Имидж - система университета / Ю.Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский. - Новочеркасск, 2009.

8. Ионова, О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. - 2006 - № 4(28).

9. Тишина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. - 2005. - 10 сентября [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-11.

10. Медведева, Е.Н. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - № 11.

11. Семеновкер, Б. А.Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. - 1994. - № 1.

12. Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл междунар. науч. конф. - Краснодар, 1993.

13. Осипова, С.И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, З.С. Окунева // Высшее образование сегодня. - 2012 - № 5.

Bibliography

1. Pavlov, S.N. Upravlenie informacieyj i obthestvennihmi svyazyami dlya sozdaniya ehffektivnogo imidzha vuza: monografiya. - M., 2011.

2. Kurs podgotovki koordinatorov dlya sistemih distancionnogo obucheniya Unit 7. Vidih sred v obrazovanii [Eh/r]. - R/d: http:// courses.urc.ac.ru/ eng/ g 7 - 9 html

3. Soldatkin, V.I. Informacionno-obrazovateljnaya sreda otkrihtogo obrazovaniya // materialih Vserossiyjskoyj nauchno-metodich. konf. - 2002 [Eh/r]. - R/d: http:// tm.ifmo.ru/lm 2002/db/doc/get t hes.phpcd=22

4. Udovik, E.Eh. Informacionnaya sreda kak faktor razvitiya ehsteticheskoyj kuljturih uchathikhsya. Pedagogika iskusstva // Ehlektronnihyj zhurnal Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya 2011. - №2 [Eh/r]. - R/d: http://www.art-education.ru/AE-magazinal /

5. Kanya, Yan. Informacionnihe potrebnosti lichnosti i socialjno-pedagogicheskie usloviya ikh udovletvoreniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2002.

6. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. - M., 1999.

7. Zvezdochkin, Yu.Yu. Imidzh - sistema universiteta / Yu.Yu. Zvezdochkin, B.Yu. Serbinovskiyj. - Novocherkassk, 2009.

8. Ionova, O.N. Konceptualjnihe osnovih formirovaniya informacionnoyj kompetentnosti vzroslihkh v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya // Dopolniteljnoe professionaljnoe obrazovanie. - 2006 - № 4(28).

9. Tishina, S.V. Informacionnaya kompetentnostj kak pedagogicheskaya kategoriya // Ehyjdos. - 2005. - 10 sentyabrya [Eh/r]. - R/d: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.

10. Medvedeva, E.N. Osnovih informacionnoyj kuljturih // Socis. - 1994. - № 11.

11. Semenovker, B. A.Informacionnaya kuljtura: ot papirusa do kompaktnihkh opticheskikh diskov // Bibliogr. - 1994. - № 1.

12. Khangeljdieva, I.G. O ponyatii «informacionnaya kuljtura» // Informacionnaya kuljtura lichnosti: proshloe, nastoyathee, buduthee: tez. dokl mezhdunar. nauch. konf. - Krasnodar, 1993.

13. Osipova, S.I. Kharakteristika lichnosti, sposobnoyj k komandnoyj rabote / S. I. Osipova, Z.S. Okuneva // Vihsshee obrazovanie segodnya. -2012 - № 5.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.