Научная статья на тему 'Консерватизм versus модернизация: ценности современного корейского общества в условиях глобализации'

Консерватизм versus модернизация: ценности современного корейского общества в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / GENERAL HUMAN VALUES / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / BASIC HUMAN VALUES / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE VALUES / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / МЕТОДИКА Ш. ШВАРЦА / КОРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / KOREAN SOCIETY / SH. SCHWARTZ'S METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намсараева Е.Ц.-Е.

В статье представлены материалы полевого исследования жизненных ценностей корейцев, проведенного автором в Республике Корея в 2009 г. по методике Ш. Шварца. В статье описана методика проведения опроса, проанализированы полученные данные о соотношении консерватизма и модернизации в социокультурном развитии современного корейского общества в условиях глобализации. Южно-корейское общество в своей повседневной деятельности ориентировано на безопасность, достижение и конформность, на сохранение социальной стабильности, послушание, уважение родителей и старших. Очень важными являются также самореализация в профессиональной сфере, компетентность, личный успех и социальное одобрение. Для современных корейцев характерно самоограничение действий, которые могут потенциально навредить другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Следовательно, для них важны жизненные ценности, связанные с консерватизмом, сохранением традиционных устоев и в то же время наблюдаются модернизационные процессы, проявляющиеся в ориентации на достижение успеха через самореализацию и утверждение себя в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conservatism versus modernization: human values of the contemporary Korean society under conditions of globalization

The article contains the data of the field research of the Korean human values carried out by the author in the Republic of Korea in 2009. The research was based on Sh. Schwartz's methodology. In the article the 82 Намсараева Е.Ц.-Е. Консерватизм versus модернизация: ценности современ ного корейского общества в условиях глобализации_ methodology of the survey is described, the obtained data on the ratio between conservatism and modernization of socio-cultural development of the contemporary Korean society under globalization processes are analyzed. The South Korean society in its daily activities is focused on safety, achievement and conformity, keeping social stability, obedience, respect for parents and elders. Self-realization in professional sphere, competence, personal success and social approval are also very important. Modern Koreans are characterized by restraint of actions that can potentially harm others or these actions do not meet social expectations. Therefore, life values associated with conservatism, keeping traditional principles are important for them and at the same time there are processes of modernization occuring in the focus on achieving success through self-realization and self-assertion in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Консерватизм versus модернизация: ценности современного корейского общества в условиях глобализации»

УДК: 364.122.8 © Е.Ц.-Е. Намсараева

Чита

КОНСЕРВАТИЗМ VERSUS МОДЕРНИЗАЦИЯ: ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье представлены материалы полевого исследования жизненных ценностей корейцев, проведенного автором в Республике Корея в 2009 г. по методике Ш. Шварца. В статье описана методика проведения опроса, проанализированы полученные данные о соотношении консерватизма и модернизации в социо-культурном развитии современного корейского общества в условиях глобализации.

Южно-корейское общество в своей повседневной деятельности ориентировано на безопасность, достижение и конформность, на сохранение социальной стабильности, послушание, уважение родителей и старших. Очень важными являются также самореализация в профессиональной сфере, компетентность, личный успех и социальное одобрение. Для современных корейцев характерно самоограничение действий, которые могут потенциально навредить другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Следовательно, для них важны жизненные ценности, связанные с консерватизмом, сохранением традиционных устоев и в то же время наблюдаются модернизационные процессы, проявляющиеся в ориентации на достижение успеха через самореализацию и утверждение себя в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, базовые ценности, жизненные ценности, глобализация, модернизация, консерватизм, методика Ш. Шварца, корейское общество.

E.Ts.-E. Namsaraeva Chita

CONSERVATISM VERSUS MODERNIZATION: HUMAN VALUES OF THE CONTEMPORARY KOREAN SOCIETY UNDER CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article contains the data of the field research of the Korean human values carried out by the author in the Republic of Korea in 2009. The research was based on Sh. Schwartz's methodology. In the article the method-

ology of the survey is described, the obtained data on the ratio between conservatism and modernization of socio-cultural development of the contemporary Korean society under globalization processes are analyzed.

The South Korean society in its daily activities is focused on safety, achievement and conformity, keeping social stability, obedience, respect for parents and elders. Self-realization in professional sphere, competence, personal success and social approval are also very important. Modern Koreans are characterized by restraint of actions that can potentially harm others or these actions do not meet social expectations. Therefore, life values associated with conservatism, keeping traditional principles are important for them and at the same time there are processes of modernization occuring in the focus on achieving success through self-realization and self-assertion in their professional activities.

Keywords: general human values, basic human values, life values, globalization, modernization, conservatism, Sh.Schwartz's methodology, the Korean society.

Глобализация современного мира представляет собой закономерный процесс. Интеграция усилий государств в области экономического и политического развития приводит к расширению международного сотрудничества, стандартизации национального законодательства, сближению экономических и технологических процессов, а также взаимопроникновению культур разных народов. Однако, по мнению некоторых ученых, процесс глобализации не оказывает серьезного влияния на изменение социо-культурных ценностей населения.

Так, например, Т.Ф. Столярова утверждает, что «стремительно растущее транспортное, финансово-экономическое, информационное единство Земли не сопровождается культурной, ценностной глобализацией. То есть, нет системы ценностей, которая объединяла бы различные этносы и суперэтносы...» [1, с. 73]. Есть только традиционные системы ценностей этносов, которые в условиях глобализации входят в противоречие с новым способом трудовой деятельности и новым образом жизни. И как результат - деградация ценностей, которая провоцирует межэтнические конфликты или разрушение ценностей, что также может привести к межэтническим конфликтам, перерастающим в международные конфликты. Выход из сложившейся ситуации Т.Ф. Столярова видит в адаптации к новым технологиям и новому образу жизни традиционного мировоззрения и системы ценностей этноса. В основе

же адаптации должна лежать некая глобальная система ценностей, помогающая этносам адаптироваться к процессам глобализации [1, с. 74].

Л.А. Фадеева, рассматривая вопрос адаптации к процессам глобализации, выдвигает предположение, что в России первой половины 1990-х гг., с одной стороны, происходит рост толерантности по отношению к западным странам и к отдельным этническим общностям стран, снижается уровень недоверия к таким нациям, как американцы, немцы, японцы (именно эти нации остаются референтными для россиян) по мере удаления от времени войн с ними. Однако, с другой стороны, люди старшего поколения более настороженно относятся как к американцам, так и к немцам и японцам. Различия во взглядах представителей молодого и старшего поколений связаны, по мнению автора, не только с различной длительностью исторической памяти, но и с влиянием глобализационных процессов на молодое поколение и сменой их ценностей и идентичности. Здесь же приводятся данные другого исследования, проведенного во второй половине 1990-х гг., согласно которому 11% опрошенных россиян заявили о своей космополитической идентичности, т.е. самоидентификации индивида с миром как целым. «Глобализация обусловила во всем мире процесс преобразования ценностных оснований идентичностей», - заключает Л.А. Фадеева [2, с. 62].

О необходимости утверждения в современном обществе ориентации на общечеловеческие ценности пишет М.С. Каган. По его мнению, «впервые в истории опасность самоуничтожения человечества заставляет человека осознать себя единым субъектом социального и культурного бытия, то есть порождает понимание человека как человечество, в котором выработка общечеловеческих ценностей становится условием выживания людей на Земле» [3, с. 104]. Такое понимание означает осмысление человеком себя как носителя фундаментальных ценностей, объединяющих людей в одно целенаправленно действующее целое. При этом М.С. Каган не отрицает существования этнических, религиозных, профессиональных и других ценностей, но наиболее важными среди них считает именно общечеловеческие ценности [4].

Рассмотрим понятие «общечеловеческие ценности» более подробно. В «Философской энциклопедии» общечеловеческие ценности рассматриваются как комплекс понятий философского учения о человеке, составляющий предмет изучения аксиологии [5]. В статье «Общечеловеческие ценности» ее автор К. Дегтярев высказывает мнение, что данный термин возник в нашей стране задолго до того, как стал общеизвестным. Он приводит цитаты из словарей, где использовалось словосо-

четание «общечеловеческие ценности». Это «Большая советская энциклопедия» (статья «Античность») и «Литературная энциклопедия 1929-1939 гг.» (статья «Роллан») [6]. К. Дегтярев предполагает, что подобное словосочетание не было привнесено в русский язык с Запада, поскольку там используется другое понятие - human values (человеческие ценности), которое, по мнению автора, применяется «не как о каком-то конечном наборе, универсальном для всех» [6].

Трудно согласиться с мнением К. Дегтярева относительно несоответствия понятий «общечеловеческие ценности» и «human values». На наш взгляд, даже если данные понятия возникли независимо друг от друга, они имеют единое значение. Учитывая богатство и глубину каждого языка, и уникальность речевых конструктов, при переводе на русский язык мы не видим преград для перевода понятия «human values» как в значении «человеческие ценности», так и в значении «общечеловеческие ценности».

В 2009 г. нами было проведено исследование с целью выявления общечеловеческих ценностей корейцев. Исследование проводилось в Республике Корея, в г. Сеул во время обучения в университете Кен Хи. В проведенном нами опросе приняли участие 100 респондентов, представляющих все возрастные группы, от 16 лет и старше.

В нашем исследовании общечеловеческих ценностей корейского этноса мы оперируем понятиями «жизненные ценности», «базовые ценности» или «человеческие ценности», т.е. понятием basic human values, которое использует в своих работах Ш. Шварц [7], автор методики кросс-культурного исследования жизненных ценностей, которая применялась в 64-х странах по всему миру и получила международное признание.

Ш. Шварц понимает жизненные ценности как желаемые, надситуа-ционные цели, различаемые по важности и служащие ведущими принципами жизни людей [7]. Он отмечает, что при всем различии ценностей в разнообразных культурах и странах, существуют общие черты ценностей, характерные для всех человеческих общностей.

Ценности - это убеждения, связанные с эмоциями, а не объективные холодные идеи.

Ценности - это желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей.

Ценности являются абстрактными целями, они не ограничены определенными действиями и ситуациями.

Ценности руководят выбором образа действия или оценкой людей и событий, т.е. служат стандартом или критерием.

Ценности упорядочены по важности относительно друг друга, что формирует систему ценностных приоритетов [7].

Ш. Шварц считает, что жизненные ценности в основе своей имеют определенную мотивационную цель, которая определяется в зависимости от трех основных требований человека: необходимости биологического организма быть индивидуумом, необходимости в согласованном социальном взаимодействии, необходимости группы в выживании и благосостоянии. Исходя из этих требований, он выделил десять типов мотивационных целей (Type of Motivational Goals).

1. Самостоятельность (Self-Direction) - независимость мысли и действия;

2. Стимуляция (Stimulation) - волнение, новизна и проблемы в жизни;

3. Гедонизм (Hedonism) - удовольствие и чувственное удовлетворение;

4. Достижение (Achievement) - личный успех через доказательство своей компетентности согласно социальным стандартам;

5. Власть (Power) - социальный статус и престиж, контроль или преобладание над людьми и ресурсами;

6. Безопасность (Security) - безопасность, гармония и стабильность общества, отношений и самого себя;

7. Конформность (Conformity) - сдержанность в действиях, влечениях и побуждениях, которые возможно расстроят или нанесут вред другим и нарушат социальные ожидания или нормы;

8. Традиция (Tradition) - уважение, принятие и исполнение обычаев и идей, характерных для данной традиционной культуры или религии;

9. Доброта (Benevolence) - сохранение и преумножение благополучия близких людей;

10. Универсализм (Universalism) - понимание, высокая оценка, толерантность и защита благополучия всех людей и природы [8].

Здесь Ш. Шварц отмечает, что объем смысла каждой ценности и ее отнесение к определенному типу ценностных целей не могут быть однозначными. Некоторые исследователи, использующие данную методику, для определения ценностей включали в структуру опроса и другие элементы, узнаваемые в исследуемой культуре [7].

Таким образом, опираясь на вышеизложенную теорию ценностей, Ш. Шварц разработал специальный опросник, - Schwartz Value Survey (SVS) - позволяющий определить типы мотивационных целей ценно-

стей какой-либо группы, этноса и отношение между ними [9]. Этот опросник состоит из двух списков ценностей, в сумме составляющих 57 ценностей. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Респондентам предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа их жизни. При оценке используется шкала баллов от - 1 до 7 [10].

Таблица 1

Средние баллы и ранги ценностей в общем по выборке

Ценность Средний балл Ранг

Безопасность 4,8328 1

Достижение 4,7471 2

Конформность 4,6754 3

Самостоятельность 4,4871 4

Доброта 4,4628 5

Гедонизм 4,4626 6

Традиции 3,9533 7

Универсализм 3,9287 8

Власть 3,7850 9

Стимуляция 3,7733 10

Данная методика исследования жизненных ценностей применялась во множестве стран по всему миру в различных культурах. Нами данная методика была применена за рубежом впервые. При разработке опросника был осуществлен перевод инструментария на корейский язык (с помощью метода обратного перевода), что позволило нам обеспечить полную передачу смысла используемых в исследовании терминов. Полученные в результате опроса данные, характеризующие жизненные ценности корейцев, представлены в ранговом соотношении в соответствии со средним баллом по каждому типу мотивационных целей. В данной статье мы приводим описание трех первых типов ценностей, поскольку они являются основными при определении мотивационных целей ценностей изучаемой группы, представителей корейского этноса, проживающих в Республике Корея.

Приведенные в таблице 1 данные показывают, что высшими ценностями корейцев являются «безопасность», «достижение» и «конформность». О том, что «безопасность» является высшей ценностью корей-

цев, говорит то, что современное общество в Республике Корея основано на взаимозависимых социальных отношениях, где приоритетами являются социальный порядок, стабильность общества, взаимное расположение. Кроме того, корейцы ценят безопасность своей семьи, национальную безопасность, свое здоровье и здоровье своих близких, взаимопомощь, гармонию во всем: с природой, обществом, самим собой, свою принадлежность группе, что также говорит о стремлении к безопасности.

Другим определяющим типом жизненных ценностей корейцев является «достижение». «Достижение» - это личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Самоутверждение, в том числе самоутверждение в профессиональной сфере, социальное признание, одобрение и уважение других к себе - все это высоко ценится современными корейцами, для которых большое значение имеет карьерный рост, личностное развитие и самореализация в сфере деятельности.

Высокий уровень «конформности» говорит о том, что корейцы в своей повседневной жизни пытаются сдержать и предотвратить действия, а также склонности и побуждения к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия. Корейцы превозносят послушание, самодисциплину, вежливость, уважение родителей и старших. Все это, как известно, является важной составляющей этики конфуцианства [11], широко развитой в странах Восточной Азии и, как мы видим, входит в число жизненных ценностей жителей Республики Корея.

Таковы определяющие ценности, лежащие в основе современного южно-корейского общества. Для корейцев как этноса приоритетом на современном этапе является сохранение своих традиций, безопасности семьи и этноса в целом, порядка и стабильности в обществе, что при условии компетентной деятельности в данном обществе является гарантом подъема по карьерной лестнице, успеха в делах, экономического благополучия и социального одобрения.

Кроме того, что Ш. Шварц объединил ценности в десять типов согласно их мотивационным целям, он также дал описание взаимоотношений и взаимозависимости между данными ценностными типами, и назвал ее теорией динамических отношений между десятью мотиваци-онными типами ценностей (Theory of Dynamic Relations among Ten Motivational Types of Values).

Исследователь утверждал, что действия, мотивированные какой-либо ценностью, имеют психологические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или быть совместимыми с другими типами ценностей [7]. Конфронтации и совмещения ценностей могут быть объединены в интегрированную структуру ценностей. Теоретическая модель отношений между различными типами мотивационных целей жизненных ценностей показана на рисунке 1.

Структура предложенной модели группируется по двум биполярным осям измерений, где конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, а дополнительные типы ценностей располагаются по степени своей близости, образуя круг.

Так, «самовозвышение» (Self-Enhancement) противопоставлено «самотрансцендентности» (Self-Transcendence). В этой дихотомии «власть» и «достижение» противостоят «универсализму» и «доброте», причем первые ориентированы на достижение личных интересов, а вторые, скорее, - на благосостояние и интересы других. Кроме того, вторая группа демонстрирует соотношение между «открытостью изменениям» (Openness to change) и «консерватизмом» (Conservation).

В данном случае «самостоятельность» и «стимуляция» противопоставляются «безопасности», «конформности и традиции». Иными словами, свобода поступков, мыслей и чувств, готовность к новизне и из-

Organized by motivational similarities and dissimilarities

Self-

Transcendence

Conservation

Рис.1. Теоретическая модель отношений между типами мотивационных целей ценностей

менениям противостоят самоограничению, порядку и сопротивлению изменениям. «Гедонизм» занимает промежуточное положение между «открытостью изменениям» и «самовозвышением».

Применение теоретической модели, предложенной Ш. Шварцем для анализа полевых материалов, которые были получены нами в ходе исследования, позволило выявить характер и специфику динамических отношений между типами мотивационных целей жизненных ценностей корейцев, проживающих в Республике Корея, что показано ниже, на рисунке 2.

Самостоятельность Универсализм 10% /-9%

Доброта

Стимуляция 10%

8%

Гедонизм Конформность

10% 11%

Власть ^^Безопаснос

Достижением ч^Традицж

11% 11%

.Безопасность 9% 11%

Рис. 2. Теоретическая модель динамических отношений между мотивационными типами ценностей корейцев

Как показывает наше исследование, высшими ценностями корейского этноса являются «безопасность», «конформность» и «достижение». Причем, согласно модели динамических отношений ценностей Ш. Шварца, «конформность» и «безопасность» относятся к оси «консерватизма», а «достижение» - к оси «самовозвышения».

Для более детального анализа рассмотрим каждый тип ценностей отдельно. «Безопасность», относящаяся к оси «консерватизма», представляет оппозицию «самостоятельности», которая относится к оси «открытости изменениям». Это означает, что для корейца безопасность семьи, своей этнической группы, здоровье, самодисциплина, послушание, вежливость, уважение родителей и старших оказываются важнее,

чем свобода мыслей и действий в творческой и исследовательской активности, чем личная независимость и самостоятельность.

Ценность «достижение», относящаяся к оси «самовозвышение», противопоставляется ценности «доброта» из оси трансцендентности. Это говорит о том, что современный кореец высоко ценит для себя возможности личного успеха в профессиональной сфере, карьерный рост и социальное одобрение, жертвуя даже своим вниманием к близким, заботой о родных и друзьях. И, наконец, третья ценность - «конформность и традиция», относящаяся к оси «конформизма», то есть стремление корейцев к порядку, сохранению традиций, сдерживанию негативных действий. Она противопоставляется стремлению к новизне, изменениям, глубоким переживания, или же «стимуляции», относящейся к оси «открытости изменениям».

Таким образом, два типа высших ценностей корейцев из трех относятся к оси «консерватизма», что, на наш взгляд, позволяет говорить о высокой степени сохранности консерватизма в корейском обществе. Однако в то же время процессы модернизации и социальная мобильность современного корейского общества ориентируют корейцев на самореализацию личности и достижение успеха в своей профессиональной деятельности.

В результате проведенного нами в 2009 г. исследования на территории Республики Корея нам удалось выявить базовые жизненные ценности корейцев, а также определить их иерархию по степени важности. Как показало наше исследование, южно-корейское общество в своей повседневной деятельности ориентировано на безопасность, достижение и конформность, на сохранение социальной стабильности, послушание, уважение родителей и старших.

Для современных корейцев характерно самоограничение действий, которые могут потенциально навредить другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Кроме этого, для современных корейцев оказываются очень важными также самореализация в профессиональной сфере, компетентность, личный успех и социальное одобрение. Таким образом, среди основных жизненных ценностей корейцев, проживающих в Республике Корея характерны жизненные ценности, связанные с консерватизмом, сохранением традиционных устоев и, в то же время, наблюдаются модернизационные процессы корейского общества, проявляющиеся в ориентации на достижение успеха через самореализацию и утверждение себя в профессиональной деятельности.

Примечания:

1. Дегтярев К. Общечеловеческие ценности // [Электронный ресурс] - URL: http://www. culturolog. ru

2. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

3. Каган М.С. Человек как проблема современной философии // [Электронный ресурс] - URL: http://www.anthropology.ru

4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

5. Столярова Т.Ф. Ценностный фактор антиглобализма и межэтнических конфликтов на грани веков // История и современность. - 2006. - №2. -С.72-80.

6. Фадеева Л.А. Современная российская идентичность: ценность, конструкция, руководство к действию? / Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ: в 10 т. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - Т.2. - 116 с.

7. Философская энциклопедия. Общечеловеческие ценности // [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru

8. Kim Hyuk-Rae, Song Bok. Modern Korean Society: its development and prospect. - Berkley, 2007. - 248 p.

9. Schwartz H. Shalom. Basic Human Values: An Overview // [Электронный ресурс] - URL: http://segr-did2.fmag

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Schwartz's Value Inventory // [Электронный ресурс] - URL:http:// changingminds.org

11. Schwartz Value Survey // [Электронный ресурс] - URL:http://www.imo-international.de

References:

1. Degtyarev K. Obshhechelovecheskie cennosti [General human values]. Available at: http://www.culturolog.ru

2. Kagan M.S. Filosofskaja teorija cennosti [Philosophical theory of value]. SPb.: Petropolis, 1997. 205 p.

3. Kagan M.S. Chelovek kak problema sovremennoj filosofii [People as a problem of modern philosophy]. Available at: http://www.anthropology.ru

4. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: kon-cepcija i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz technique for the study of personality values: concept and methodological guidance]. SPb.: Rech', 2004. 70 p.

5. Stolyarova T.F. Cennostnyj faktor antiglobalizma i mezhjetnicheskih konfliktov na grani vekov [The value factor of globalization and inter-ethnic conflicts on the verge of centuries]. Istorija i sovremennost' - History and modernity, 2006, №2. pp.72-80.

6. Fadeeva L.A. Sovremennaja rossijskaja identichnost': cennost', konstrukcija, rukovodstvo k dejstviju? [Contemporary Russian identity: value, design, guide to action?]. Prostranstvo i vremja v mirovoj politike i mezhdunarodnyh otnosheni-jah: materialy 4 Konventa RAMI: v 10 t. (Space and time in global politics and international relations: proc. of the 4th Convention RAMI: in 10 volues). M.: MGIMO, 2007. T.2. 116 p.

7. Filosofskaja jenciklopedija. Obshhechelovecheskie cennosti [Encyclopedia of philosophy. Human values]. Available at: http://dic.academic.ru

8. Kim Hyuk-Rae, Song Bok. Modern Korean Society: its development and prospect. Berkley, 2007. 248 p.

9. Schwartz H. Shalom. Basic Human Values: An Overview. Available at: http ://segr-did2 .fmag

10. Schwartz's Value Inventory. Available at: http://changingminds.org

11. Schwartz Value Survey. Available at: http://www.imo-international.de

Сведения об авторе:

Намсараева Елена Цыден-Ешиевна, аспирант Читинского государственного университета, г. Чита, e-mail: namsaraeva@mail.ru

Data on author:

Namsaraeva Elena Tsyden-Eshievna, postgraduate student, Chita State University, Chita, e-mail: namsaraeva@mail.ru

Рецензенты:

Гайдай М.К., доктор социологических наук, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России;

Истомина О.Б., доктор философских наук, доцент кафедры общественных наук Ангарской государственной технической академии.

УДК 1:316 © В.С. Федчин

Иркутск

СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П.Л. ЛАВРОВА

В статье представлен анализ социально-антропологического содержания теоретического наследия одного из ведущих идеологов народничества П.Л. Лаврова. Раскрываются мировоззренческие основания его антропологии, их идейные предпосылки, которыми являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.