Научная статья на тему 'Сравнительный анализ взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов'

Сравнительный анализ взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КОРЕЙЦЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / РОССИЯНЕ / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / VALUES / KOREANS / ECONOMIC ATTITUDES / IDEAS / CITIZENS OF RUSSIA / CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цой Гунвон, Лебедева Надежда Михайловна, Татарко Александр Николаевич

В статье рассматриваются культурно-содержательный аспект индивидуальных ценностей и социально-экономического представления в Южной Корее и России. В исследовании приняли участие 157 корейцев и 211 россиян. Результаты показали, что значимые различия обнаружены в ценностях по методике Ш. Шварца: самостоятельность (мысли и поступки), стимуляция, достижения, репутация, конформизм, традиции, благожелательность (чувство долга и забота) и универсализм толерантность. Другие различия наблюдаются в сравнении социально-экономических представлений: отношения к конкуренции и готовности к риску. Выявлено, что средние значения рассмотренных психологических факторов, характеризующие ценности индивида и экономическое поведение, у россиян выше, чем у корейцев, однако существенных различий не выявлено, что говорит об их схожести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цой Гунвон, Лебедева Надежда Михайловна, Татарко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the relationship between values and socio-economic representations of Korean and Russian students

The article deals with the cultural-content aspect of individual values and socio-economic representations in Republic of Korea and Russia. The study involved 157 Koreans and 211 Russian citizens. The results showed that significant differences are found in Shalom H. Schwartz’s values: Self-direction (thought and action), Stimulation, Achievement, Face, Conformity (rules and interpersonal), Tradition, Benevolence (dependability and caring) and Universalism-tolerance. Other differences observed in comparing socio-economic representations: Relative to competition and Willingness to take risks. We revealed that the average values of the considered psychological factors, which characterises individual values and economic behaviour, are higher for Russians than for Koreans, however, no significant differences revealed, which indicates their similarity.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ взаимосвязи ценностей и социально-экономических представлений корейских и российских студентов»

УДК 316.6

Цой Гунвон Лебедева Надежда Михайловна

доктор психологических наук, профессор,

Татарко Александр Николаевич

доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

gchoi@hse.ru, nlebedeva@hse.ru, atatarko@hse.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОРЕЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются культурно-содержательный аспект индивидуальных ценностей и социально-экономического представления в Южной Корее и России. В исследовании приняли участие 157 корейцев и 211 россиян. Результаты показали, что значимые различия обнаружены в ценностях по методике Ш. Шварца: самостоятельность (мысли и поступки), стимуляция, достижения, репутация, конформизм, традиции, благожелательность (чувство долга и забота) и универсализм - толерантность. Другие различия наблюдаются в сравнении социально-экономических представлений: отношения к конкуренции и готовности к риску. Выявлено, что средние значения рассмотренных психологических факторов, характеризующие ценности индивида и экономическое поведение, у россиян выше, чем у корейцев, однако существенных различий не выявлено, что говорит об их схожести.

Ключевые слова: ценности, корейцы, экономические установки, представления, россияне, кросс-культурная психология.

На сегодняшний день взаимосвязь социально-психологических факторов на социально-экономическое поведение населения является чрезвычайно актуальным (М. Вебер, Г. Хофстеде, Ш. Шварц, К. Левин, Р. Инглхарт, М. Бонд, К. Леунг, П. Бурдье и др.)

Первые попытки глубокого и тщательного изучения социально-психологических факторов были предложены экономистами А. Смитом и Д. Ри-кардо при объяснении экономических феноменов в рамках представлений об экономическом человеке (homo economicus) [3]. Дальнейшие попытки определения экономического поведения человека отмечаются в работах Дж. Кейнса. Однако ученый делал акцент лишь на личных психологических особенностях, которые не подвержены изменению в краткосрочной перспективе, а изменения в долгосрочной перспективе автор не рассматривал [9].

Постепенно изучению социально-психологических факторов уделялось всё больше внимания в трудах ученых, поскольку с их помощью можно было бы объяснять и определять фактическое поведение человека в повседневной жизни и строить инструментарии для качественного и количественных методов исследования. Начали появляться новые направления экономической теории, которые пересекались с идеологиями психологической науки, такие как институциональная и неоинституциональная экономическая теория (Р. Коуз, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильямсон и др.) и поведенческая экономическая теория (Г. Саймон, Дж. Катона, Дж. Акерлоф, Д. Ариели, К. Камерер, Дж. Ло-венштейн, Д. Лэйбсон, Т. О'Донохью, М. Рабин, К. Санштейн, А. Шляйфер и др.).

В психологии экономическое представление понимается как особый вид социально-экономического поведения, и интерес исследователей

смещается в область понимания социально-психологических регуляторов этой области жизнедеятельности: ценностей, норм, установок, стереотипов, атрибутивных процессов (Дж. Челлингтон, Р. Баготти, З. Гурхан-Канли, Дж. Приестер).

Таким образом, многие исследователи на сегодняшний день считают, что концепция полной рациональности неадекватно описывает реальное поведение индивидов и действия в рамках данной концепции неизбежно должны приводить к неверному результату. Это стало главным рычагом создания новых дисциплин социальной, экономической и психологической теории.

Социально-экономические представления личности

Исследование психологических факторов социального и экономического поведения в российской литературе имеет большую историю. В том числе, множество эмпирических исследований было проведено в рамках Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН [2], где изучались взаимоотношения и взаимосвязи изменения культуры, социального капитала, экономического сознания и других психологических, социальных и экономических характеристик населения, способствующих развитию экономики. Среди частных исследований сравнительного анализа психологических аспектов поведения человека можно привести исследования В.В. Вьюшиной и О.Б. Павленко, где были рассмотрены взаимосвязи 10 ценностей Ш. Шварца и модели экономического поведения [1].

Также, Дж. Энгель и коллеги рассмотрели влияние культуры на финансовое поведение индивидов, где значимость денег, расчетливость, сбережение исследовались с помощью таких параметров,

© Цой Г., Лебедева Н.М., Татарко А.Н., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

101

как мотивы, субъективное восприятие времени, факторы планирования и др. [12]. Факторами, влияющими на планирование своего благосостояния, являются неопределенность, предвидение, саморегуляция, бережливость и самоэффективность [7].

Среди зарубежных исследований можно привести несколько примеров: кросс-культурный сравнительный анализ страхового поведения канадцев и американцев [23], сравнительный анализ восприятия роли различных сфер услуг в США и Нидерландах [13], сравнительное исследование отношения к налогообложению в Италии и Великобритании [16].

Для того чтобы определить социально-экономические представления, которые будут рассматриваться в нашем исследовании, уточним факторы, выявленные Н.М. Лебедевой и коллегами в рамках коллективной работы сотрудников Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее, МНУЛ СКИ) на российской выборке: удовлетворенность материальным благосостоянием; экономическая самостоятельность и патернализм; представление о росте своего благосостояния за определенный промежуток времени; прогноз роста материального благосостояния в будущем; значительность денег; удовлетворенность материальных потребностей; субъективная оценка уровня материального благосостояния; представление об уровне деловой активности; позитивное представление конкуренции и установка на экономическую конкуренцию по типу самореализации [7].

К построению теории индивидуальных ценностей

Знание особенностей культуры какой-либо страны дает нам информацию для понимания данной страны и её жителей. Изучение различных культур стран в целом впервые начинается в середине XX века. Первые упоминание и исследования ценностных ориентаций проводятся психологами Ф. Клукхоном, а позже вместе с Ф. Стротбеком, Н. Дугласом. Дальнейшее изучение ценностей с разработкой методологических инструментов для количественного метода анализа свои исследования проводят такие ученые как М. Рокич, Г. Хоф-стеде, Ш. Шварц, Ф. Тромпенаарс и Ч. Хампден-Тюнер, Р. Хаус и др.

В последние годы во многих странах происходит формирование принципиально новой системы хозяйственной деятельности, так называемой экономики постиндустриального общества. Изучая данную экономическую систему с точки зрения ее места и роли в жизнедеятельности человека, зарубежные и отечественные исследователи, пришли к выводу, что культура влияет на экономическое поведение человека (Й. Шумпетер, М. Вебер),

а также на экономическое развитие в целом (М. Ве-бер, Р. Инглхарт, Ф. Хезел). В связи с важностью изучения экономического и социального поведения людей встает необходимость поиска его культурно-универсальных и культурно-специфических особенностей для представителей разных этнических групп. На сегодня в социальной психологии и смежных науках предложен ряд теоретико-эмпирических подходов к измерению культурных отличий индивида (Г. Хофстеде, Р. Ингхарт, Ш. Шварц, М. Бонд, К. Леунг).

Важно заметить, что главным фактором, оказывающим влияние на экономику и социально-экономическое поведение отдельного человека, являются ценности индивида. Они отражают ключевые особенности культуры и оказывают активное воздействие на поведение людей в сфере экономики, на отношение к труду (Ш. Шварц, Д. Мацумото, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко). Это позволяет сделать предположение о том, что ценности связаны с социально-экономическими представлениями индивидов.

Ценности являются важной составляющей в содержании культуры, которая может объяснять экономическое развитие, экономические установки и поведение индивидов [7]. Как отмечают Ш. Шварц и У Билски, ценности являются достаточно надежным средством для оценивания и предсказания собственного и чужого поведения [22]. Таким образом, ценности и экономическое поведение помогают охарактеризовать группу, в которую включен человек, понять культуру и социальный контекст.

В своих исследованиях Ш. Шварц развил новый теоретический и методологический подход к изучению ценностей, к исследованию культур через призму уточненной теории базовых индивидуальных с 19 ценностями, которые «фиксируют значимые различия мотиваций на континууме ценностей» [10]. В нашем исследовании используются 4 блока ценностей и 19 ценностей уточнённой теории: открытость изменениям (самостоятельность мысли, самостоятельность поступков, стимуляция и гедонизм); самоутверждение (достижение, власть-доминирование и власть-ресурсы); сохранение (репутация, безопасность общественная, безопасность личная, конформизм правил, конформизм межличностный, скромность и традиция); самопреодоление (благожелательность-чувство долга, благожелательность-забота, универсализм-забота о других, универсализм-забота о природе и универсализм-толерантность).

Сегодня исследования экономического поведения и индивидуальных ценностей проводятся не только при сравнении различных культур в социальных науках, но и используются для изучения потребительского поведения в бизнес-маркетинге с целью выявления личных качеств потребителей. Например, экономические и психологические ха-

рактеристики индивидов использовались в качестве фундамента маркетинговых стратегий оценки предпочтений потребителей, а также как инструмент для объяснения определенного поведения клиентов. Подобный подход основывается на теориях, в которых ценности более тесно, нежели аттитюды, связаны с поведением людей, а также обладают свойством разнообразия (К. Клакхон, М. Рокич, Ш. Шварц).

Таким образом, обобщив данные проведенных ранее исследований, можно предположить, что одним из культурообразующих факторов, оказывающих влияние на экономику и на экономическое поведение, являются ценности индивида. Они отражают ключевые особенности культуры и оказывают активное воздействие на поведение людей в сфере экономики, на отношение к труду и на его развитие в целом. Это позволяет предположить, что ценности могут определять предикторы социально-экономического поведения индивидов. Тем самым, ценности и экономическое поведение помогают нам охарактеризовать группы, в которые входят индивид, культура и социальный контекст.

Целью нашего исследования является описание некоторых результатов изучения взаимосвязи упомянутых двух блоков на индивидуальном уровне у корейцев и россиян.

Мы выдвинули гипотезу о том, что существуют взаимосвязи между индивидуальными ценностями и предикторами экономического поведения россиян и корейцев.

Характеристики выборки. В исследовании приняли участие 375 респондентов, где 211 опрошенных составили россияне в возрасте от 14 до 30 лет (M= 20,2), и корейцы - 157, в возрасте от 17 до 30 лет (M = 23,1). В ходе онлайн-опроса в январе 2015 г. были опрошены студенты двух московских (МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ) и трех вузов, находящиеся в г. Сеул (Сеульский национальный университет, Сеульский национальный университет науки и технологий и Университет Кукмин). Больше половины респондентов составили женщины, где в российской выборке женщин оказалось 65,9%, в корейской выборке - 54,8%.

Методики исследования. Для выявления индивидуальных ценностей и социально-экономических представлений московских и сеульских студентов использовались следующие методики на русском и корейском языках.

Опросник для оценки социально-экономических представлений личности. Данный опросник был разработан на базе методики Всемирного исследования ценностей (World Values Survey, 2010-2014) и анкеты эмпирического исследования МНУЛ СКИ [7], направленные на выявление отношения к конкуренции, деньгам, экономической самостоятельности и других социально-экономических представлений, на русском языке. Опросник

из двух методик был переведён на корейский язык и адаптирован в Корее автором.

Вопросы из методики Всемирного исследования ценностей измерялись по 10-бальной шкале, где, например, «1» означал, что респондент полностью согласен с мнением, например, «Конкуренция вредна: она пробуждает у людей их худшие качества», а «10» - склонен к мнению «Конкуренция - это хорошо. Она побуждает людей напряженно работать и развивать новые идеи».

Вопросы из анкеты эмпирического исследования МНУЛ СКИ измерялись по 5-бальной шкале, где «1» означал «Абсолютно не согласен», а «5» -«Абсолютно согласен». Например, «Люди, которые знают меня, считают, что я осторожен», «Мои деньги - это единственное, на что я могу рассчитывать».

Методика измерения индивидуальных ценностей Ш. Шварца PVQ-R [10]. Индивидуальные ценности рассматривались в рамках четырех блоков ценностных ориентаций: Сохранение, Открытость изменениям, Самопреодоления и Самоутверждения. Опросник на корейском языке был предоставлен автором методики Ш. Шварцем, который был переведен и адаптирован [11].

Респондент оценивал каждое из 57 утверждений с помощью 6-бальной шкалы, где «1» означал «Совсем не похож на меня», а «6» - «Очень похож на меня». Примеры вопросов: «Для него/неё важно иметь амбициозные цели в жизни», «Для него/ неё важно поддерживать традиционные ценности и взгляды на мир».

Описание результатов

В ходе рассмотрения и изучение вопросов, связанных с отношением к богатству, значимости денег и собственности, мы провели факторный анализ из девяти шкал, определяющие отношение к богатству и получили три факторы: значимость денег, внимательное отношение к деньгам и финансовая пунктуальность [8].

Результаты сравнения средних по шкалам экономических представлений и установок представлены в таблице 1. Сравнение средних по шкалам стратегий аккультурации производилось при помощи ^критерия Стьюдента, так как распределение по этим шкалам является нормальным.

Значимые различия наблюдаются по показателям Отношение к конкуренции и Готовность к риску. По первым двум показателям значения у россиян выше, чем у корейцев (см. табл. 1).

Далее в расчете средних значений, шкалы ценностей предварительно подвергались преобразованию, называемому «центрированием». Исследователи субъективных феноменов давно установили, что у каждого респондента существует определенный стиль реагирования, выражающийся в склонности группировать разные оценки на одном и том же участке шкалы: например, давать только очень

Таблица 1

Сравнение средних значений экономических представлений и установок россиян и корейцев

Шкалы Россияне Корейцы t

Mean Mean

Отношение к конкуренции 7,60 2,02 6,61 2,11 4 57***

Экономическая самостоятельность 4,13 2,51 3,74 2,35 1,51

Удовлетворенность материальным положением 2,75 1,18 2,69 1,11 0,49

Готовность к риску 2,70 0,78 2,36 0,70 4 29***

Значимость денег 2,93 0,81 3,01 0,67 -0,98

Финансовая расчетливость 3,61 1,06 3,81 0,89 -1,94

Финансовая тревожность 2,80 0,97 2,98 0,91 -1,87

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

Таблица 2

Сравнение средних значений ценностей россиян и корейцев

Шкалы Россияне Корейцы t

Mean Mean

Самостоятельность - мысли 5,03 0,80 4,33 0,84 8 07***

Самостоятельность-поступки 5,15 0,77 4,63 0,81 6,21***

Стимуляция 4,35 0,91 3,69 1,21 5 96***

Гедонизм 4,66 0,94 4,48 0,95 1,83

Достижение 4,83 0,79 4,01 1,17 8 04***

Власть-ресурсы 3,42 1,15 3,29 1,18 1,02

Власть-доминирование 3,41 1,21 3,41 1,18 ,05

Репутация 4,76 0,88 4,28 1,02 4 78***

Безопасность-общественная 4,74 0,92 4,57 0,95 1,71

Безопасность-личная 4,55 0,82 4,54 0,81 ,15

Конформизм-правила 3,93 1,15 4,37 1,00 -3,80**

Конформизм-межличностный 3,93 1,16 4,36 0,99 -3 74***

Традиция 3,75 1,28 3,38 1,06 2,80**

Скромность 3,64 1,01 3,69 0,89 -0,51

Благожелательность-чувства долга 5,05 0,71 4,40 0,85 7 87***

Благожелательность-забота 4,98 0,76 4,59 0,91 4 59***

Универсализм-забота о других 4,46 0,90 4,57 0,91 -1,11

Универсализм-забота о природе 3,94 1,15 3,94 1,10 -0,01

Универсализм-толерантность 4,47 0,88 4,25 0,87 2,32*

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

низкие или только очень высокие, или только средние оценки. Поэтому возникает задача отделения содержательных показателей от влияния подобного стиля реагирования. В качестве показателя, характеризующего предпочитаемый респондентом участок шкалы, Ш. Шварц рекомендует вычесть из каждого значения ценностей среднее каждой ценности и прибавить на 4 к каждому ответу респондента [21]. Результаты сравнения средних значений индивидуальных ценностей в группах россиян и корейцев представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, значимые средние показатели российских студентов выше, чем у корейский, за исключением ценностей Конформизма (правила и межличностного).

Значимое различие между группами по средним значениям блоков ценностей наблюдается по

блокам Открытость изменениям, Самоутверждения и Самопреодоления (см. табл. 3). Среднее значение блока ценностей Сохранения более выражено у россиян, чем у корейцев, однако полученные различия не значимы. В блоке ценностей Самопреодоления средние значения россиян выше, чем у корейцев.

Обсуждение результатов

Согласно результатам проведенного исследования, готовность россиян к конкуренции выше, чем в среднем у корейцев. Данный результат может показаться неожиданным, так как в России переход к рыночной экономике, и связанной с ней конкуренцией, произошел сравнительно недавно, в то время как в Южной Корее конкуренция культивируется довольно давно. Так, многие корейские социологи

Таблица 3

Сравнение средних значений блоков ценностей россиян и корейцев

Шкалы Россияне Корейцы t

Mean Mean

Блок «Открытости изменениям» 4,80 0,59 4,28 0,73 7 42***

Блок «Самоутверждения» 3,89 0,88 3,57 0,97 3,27**

Блок «Сохранения» 4,19 0,54 4,17 0,52 0,28

Блок «Самопреодоления» 4,58 0,54 4,35 0,56 3 97***

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.

считают, что в корейском социуме конкурентному взаимодействию обучают родители еще с детства. Если взглянуть хотя бы на систему образования в вузах страны, то лишь один или два студента могут получить оценку «отлично», а остальные понимаются как «неудачники», поскольку получили отметки ниже оценки «хорошо». То есть, в группе нет друзей и лишь сильнейший, победивший и выдержавший конкуренцию, «может улыбнуться» [18]. Однако данная система может стимулировать не только конкуренцию между людьми, но и привести к образованию жесткой иерархической системы, в рамках которой «неудачники» не могут пробиться наверх, и потому не предпринимают подобных попыток. В России особое значение имеет период 1990-х гг., который можно охарактеризовать сломом общественной системы, существовавшей в СССР. Студенты, представленные в выборке нашего исследования, воспитаны в условиях перехода от кооперации и всеобщего блага к конкуренции и заботе только о личной выгоде. Переход к рыночной экономике позволил россиянам перевести ее в более открытые формы, что и было продемонстрировано в рамках текущего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале Экономической самостоятельности более высокий уровень наблюдается у россиян. Однако необходимо отметить, что и россияне, и корейцы демонстрируют относительно низкий уровень экономической самостоятельности, демонстрируя склонность к патерналистской форме поведения. Данный результат отмечается и во множестве независимых СМИ и проведённых по всему миру исследований по экономической самостоятельности [17; 24].

Уровень Готовности к риску, полученный в результате нашего исследования, противоречит результатам исследований Хофстеде (1980) и Лебедевой (2008) [4; 14]. Согласно результату исследования Г. Хофстеде, степень избегания неопределенности выше у россиян (хотя необходимо отметить, что у представителей обоих народов данный показатель находится на относительно высоком уровне). В исследованиях Лебедевой среднее значение шкалы «Риск ради успеха», измеренная по той же методике, у россиян составила 3,21, что выше, чем было получено в нашем исследовании [4]. Данное рискованное поведение можно определить, как низкий уровень развития активности и эффективности

в делах, запросов, твердой воли, ответственности, самоконтроля, рационализма и толерантности студентов, что снижает способность определить последствия и выгоды от принимаемых решений.

По оставшимся показателям экономического сознания можно отметить, что у корейцев более ярко выражены значимости богатства (Значимость денег, Финансовая тревожность и Финансовая расчетливость). Также корейцы придают большую значимость деньгам и собственности в семье.

Также корейцы оценивают свое материальное благосостояние как недостаточное для нормального существования в обществе, в отличие от российских студентов. Менее 9 лет назад социальный психолог из университета Лестера, А. Уайт разработал «Карту счастья» [19], согласно которой корейцы были довольны и «счастливы» своим уровнем дохода и благосостояния семьи в большей степени, чем россияне, однако, полученный нами результат показал обратное. Более низкий показатель удовлетворенности своим благосостоянием у россиян можно объяснить данными недавних опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, которые показали, что материальное положение россиян заметно меньше стало удовлетворять их по сравнению с прошлым годом - соответствующий показатель потерял 9 пунктов из 100, остановившись на отметке 64 пунктов [6].

Особое внимание необходимо уделить преобладанию ценностей Конформизма у корейцев, по сравнению с россиянами, и данный результат является вполне естественным в рамках норм конфуцианской культуры. Именно конформизм и иерархичность в конфуцианской традиции являются идеологической базой корейской нации и фундаментом успешного развития страны - «экономического чуда», когда большинство граждан безвозмездно пожертвовали золото в казну страны в период кризиса МВФ, позволившее покрыть 30% валютных долгов государства [5].

Что касается блоков ценностей, можно сделать вывод, что структура ценностей корейцев и россиян имеет схожую форму, однако, у россиян большинство ценностей выражены более ярко. После распада СССР российское общество устремилось к «капитализму» - к рыночной структуре экономики и «западному» мышлению, однако в ходе

движения становилось все более похожим на азиатские страны.

Наш результат схож с исследованиями Ш. Шварца и южнокорейских психологов, где блок ценностей Самопреодоление и Сохранение более выражены у корейцев, чем у россиян [15; 20]. Согласно полученным данным, стремление к власти и богатству в большей степени выражены у россиян. Вероятно, это можно объяснить тем, что в настоящее время жизненные правила и нормы имеют не очень высокую значимость, а также тем, что люди пока не готовы к самостоятельной активности и конструктивному конформизму.

Заключение

В данном исследовании рассматривается одна их самых актуальных проблем современной кросс-культурной психологии — предикторы экономического поведения. Основное внимание в работе сделано на сравнении значимых значений ценностей и социально-экономических представлений, что, безусловно, станет помощником в понимании социально-экономического поведения российских и корейских студентов.

Были выявлены различия среди российских и корейских студентов в мышлении, культуре, традициях, ценностях и экономическом поведении, в условиях меняющейся экономической и политической обстановки обеих стран.

1. Были выявлены различия в ценностях Самостоятельности (мысли и поступки), Стимуляции, Достижении, Репутации, Конформизма (правила и межличностного), Традиции, Благожелательности (чувства долга и забота) и Универсализма - толерантности.

2. Другие различия наблюдаются в сравнении социально-экономических представлений: Отношений к конкуренции и Готовности к риску.

Таким образом, наша работа вносит определенный вклад в теоретические представления по проблеме сравнения индивидуальных ценностей и социально-экономических представлений у представителей разных культур, определении универсальности и культурной специфики данных значений.

Библиографический список

1. Вьюшина В.В., Павленко О.Б. Взаимосвязь ценностей культуры и моделей экономического поведения // Альманах современной науки и образования. - 2010. - №. 10. - С. 160-167.

2. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - №. 4. - С. 26-37.

3. Дейнека О.С. Экономическая психология. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 160 с.

4. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям

в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - №. 2. - С. 68-88.

5. Соболева П.В. Азиатский кризис 1997 года // Экономика России в XXI веке. - Томск: Нац. иссл. Том. полит. ун-т., 2013. - С. 121-124.

6. Социальное самочувствие россиян: привыкаем к кризису? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2785. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115167 (дата обращения: 24.07.2017).

7. Ценности культуры и модели экономического поведения / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татар-ко. - М.: Издательство «Спутник +». - 2012. - 390 с.

8. Цой Г., Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Взаимосвязь ценностей и социально-экономических представлений у корейских и российских студентов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - № 2. - С. 310-322.

9. Шайдакова Н.В., Радина Н.К. Проблема потребительского поведения в зарубежной и отечественной экономической психологии // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43. - С. 72-79.

10. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2012. - T. 9. - № 2. - С. 43-70.

11. Choi J.W., Lee Y.H. Validation of the Korean Version of the Portrait Values Questionnaire-Revised (PVQ-R) // Korean Journal of Psychology: General. -2014. - Vol. 33. - Issue 3. - P. 553-593 (Korean).

12. Engel J.F., Blackwell R.D., Miniard P.W. Consumer Behavior (10th Eds.). - South-Western College Pub., 2005. - 832 p.

13. Goodwin C. Role perceptions of services: A cross-cultural comparison with behavioral implications // Journal of Economic Psychology. -1989. - Vol. 10. - Issue 4. - P. 543-558.

14. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values (Cross Cultural Research and Methodology). - CA: SAGE Publications, 1984. - 328 p.

15. Kim Y.S, Choi H.N. Extending the Validity of the Schwartz's Universal Value Theory: The Case of Korean University Students // The Korean Journal of Social and Personality Psychology. - 2009. - Vol. 23. -Issue 1. - P. 1-16. (Korean).

16. Lewis A., Carrera S., Cullis J., Jones P. Individual, cognitive and cultural differences in tax compliance: UK and Italy compared // Journal of Economic Psychology. - 2009. - Vol. 30. - Issue 3. -P. 431-445.

17. McMann K.M. Economic autonomy and democracy: hybrid regimes in Russia and Kyrgyzstan. -UK: Cambridge University Press, 2006. - 278 p.

18. No D.M. Social Economy in Korea: Definition and Application // Civil society & NGO. - 2007. -Vol. 5. - Issue 2. - P. 35-73. (Korean).

19. Psychologist Produces The Firstever 'World Map Of Happiness' // ScienceDaily. University of Leicester: 2006, November 14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sciencedaily. com/releases/2006/11/061113093726.htm.

20. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. - 1992. - Vol. 25. - P. 1-65.

21. Schwartz S.H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human. Values and Using them in Analyses. Documentation for ESS-1 // Jerusalem: Hebrew University Jerusalem, 2003 (2010). - 6 p.

22. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of personality and social psychology. - 1990. - Vol. 58. - №. 5. - Pp. 878.

23. Wharton J.D., Harmatz H.R. An exploratory investigation of how cultural attitudes relate to life insurance holdings: A cross-cultural comparison // Journal of economic psychology. - 1989. - Vol. 10. -Issue 2. - P. 217-227.

24. Yee J., Cho B.H, Jang D.J, Yu M.S., U M.S., Seo H.J. Social Integration: Concept, Measure, and International Comparison // Korea Social Policy Review. -2014. - Vol. 21. - Issue 2. - P. 113-149. (Korean).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.