Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЗНАК НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЗНАК НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОСУЖДЕННЫЕ МУЖСКОГО ПОЛА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ORIENTATION OF THE PERSONALITY / STRUCTURE ORIENTATION / VALUES / VALUE ORIENTATION / CONVICTS ARE MALE / PSYCHOCORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Татьяна Витальевна, Кирсанова Ольга Сергеевна

В статье представлен теоретический анализ отечественных публикаций по проблеме ценностных ориентаций осужденных, позволивший выделить три направления исследовании. С позиций понимания ценностных ориентаций как иерархической системы представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций осужденных мужского пола, дана психологическая характеристика трех групп осужденных по критерию целостности системы ценностных ориентаций. Сделаны выводы о том, что система ценностных ориентаций является информативным, ведущим признаком направленности личности осужденного, а выделенные группы осуждённых и их психологические характеристики необходимо учитывать при разработке групповых и индивидуальных психокоррекционных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова Татьяна Витальевна, Кирсанова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AS A LEADING SIGN OF PERSONALITY ORIENTATION

The article presents the theoretical analysis of domestic publications on the problem of value orientations of convicts, which allowed us to identify three areas of research. From the standpoint of understanding value orientations as a hierarchical system, the results of the empirical study of the value orientations of male convicts are presented, and the psychological characteristics of three groups of convicts are given according to the criterion of the integrity of the system of value orientations. It is concluded that the system of value orientations is an informative, leading indicator of the orientation of the convict's personality, and the selected groups of convicts and their psychological characteristics should be taken into account when developing group and individual psychocorrection programs.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЗНАК НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев, Д. А. К проблеме общения в работах А.А.Леонтьева / Д.А. Леонтьев, И.Б. Ха-нина // Культурно-историческая психология - 2011. - Том. 7, № 1. - С. 20-27.

2. Паладийчук А.Ю. Вклад Курта Левина в развитие тренинговых учебных групп / А.Ю. Паладийчук // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. -2019. - № 1 (17) -С. 28-29.

3. Вознюк Ю.С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю.С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 9-10 (55). - С.42--49.

4. Кузовкин, В.В. Психотехника личностного роста : монография / В.В. Кузовкин. -Москва : [б. и.], 2014. - 264 с.

5. Лешукова Н.В. Саморегуляция как важное условие эффективной межличностной коммуникации / Н.В. Лешукова // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН россии. -Вологда : [б. и.], 2019. - С. 107-111.

REFERENCES

1. Leontiev D.A. and Khanina. I.B. (2011), "To the problem of communication in the works of A.A. Leontiev", Cultural-historical psychology, Vol. 7, No. 1, pp. 20-27.

2. Paladijchuk, A.Yu. (2019), "Kurt Lewin's contribution to the development of training study groups", Actual problems of social, humanitarian and scientific and technical knowledge, No 1(17), pp. 28-29.

3. Voznyuk Yu.S. (2015), "Psychological features of the formation and approval of the personality of adolescence", Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology, No. 9-10 (55), pp.42-49.

4. Kuzovkin, V.V. (2014), Psychotechnics of Personal Growth: monograph, Moscow.

5. Leshukova, N.V. (2019), "Self-regulation as an important condition for effective interpersonal communication", Collection of scientific works of employees of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, pp.107-111.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2020

УДК 159.9

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИЗНАК НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Татьяна Витальевна Калашникова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань; Ольга Сергеевна Кирсанова, кандидат психологических наук, доцент, кафедры социальной психологии и социальной работы Рязанский государственный университет имени

С.А. Есенина

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ отечественных публикаций по проблеме ценностных ориентаций осужденных, позволивший выделить три направления исследовании. С позиций понимания ценностных ориентаций как иерархической системы представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций осужденных мужского пола, дана психологическая характеристика трех групп осужденных по критерию целостности системы ценностных ориентаций. Сделаны выводы о том, что система ценностных ориентаций является информативным, ведущим признаком направленности личности осужденного, а выделенные группы осуждённых и их психологические характеристики необходимо учитывать при разработке групповых и индивидуальных психокоррекционных программ.

Ключевые слова: направленность личности, структура направленности, ценности, ценностные ориентации, осужденные мужского пола, психокоррекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p492-496

VALUE ORIENTATIONS AS A LEADING SIGN OF PERSONALITY ORIENTATION

Tatyana Vitalyevna Kalashnikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Olga Sergeevna Kirsanova, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ryazan state University named After S.A. Yesenin

Abstract

The article presents the theoretical analysis of domestic publications on the problem of value orientations of convicts, which allowed us to identify three areas of research. From the standpoint of understanding value orientations as a hierarchical system, the results of the empirical study of the value orientations of male convicts are presented, and the psychological characteristics of three groups of convicts are given according to the criterion of the integrity of the system of value orientations. It is concluded that the system of value orientations is an informative, leading indicator of the orientation of the convict's personality, and the selected groups of convicts and their psychological characteristics should be taken into account when developing group and individual psychocorrection programs.

Keywords: orientation of the personality, structure orientation, values, value orientation, convicts are male, psycho-correction.

ВВЕДЕНИЕ

Направленность личности является одним из основных содержательных психических свойств, т.к. представляет собой систему побуждений личности, лежащих в основе ее активности, селективного отношения к внешнему миру. Как вектор движения, развития личности направленность определяется наличием или отсутствием в ней жизненных планов, перспектив, а также их содержанием. В концепции направленности личности осужденных молодежного возраста доктора психологических наук, профессора В. Г. Дее-ва (1930-2000) данное свойство понимается как результат формирующихся в социальных условиях потребностей, убеждений, идеалов, интересов, влечений, склонностей и имеет сложную структуру. Так, ее содержание отражено в компонентах генерализованной подструктуры (влечения, желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), система отношений личности, как индикатор содержательной стороны направленности представлена в подструктуре отношений и третья подструктура отражает цели, планы перспективы личности. В целях диагностики типа направленности личности осужденного В. Г. Деев предложил использовать «сетку признаков» (интересы, идеалы, отношения и жизненные планы), рассматривая их в качестве емких по содержанию показателей, позволяющих дать психологическую характеристику направленности личности, выделенных им типов осужденных: условные коллективисты, с активной отрицательной групповой направленностью, отрицательные индивидуалисты, пассивные с отрицательной направленностью, неустойчивые, активисты одиночки, приспособленцы.

В концепции В. Г. Деева (1986) не выделены ценностные ориентации в качестве самостоятельного компонента (признака). Однако указание на идеалы, интересы личности, цели деятельности вплотную подводят к мысли о необходимости включения ценностных ориентаций в генерализованную подструктуру направленности. Ценностные ориентации проявляются в идеалах, убеждениях, интересах личности, играют главную роль в регуляции социального поведения человека, связаны с такими компонентами направленности личности как установки, мотивы. Ценностные ориентации определяют систему отношений личности к действительности, контролируют содержание поведения человека и влияют на процесс формирования целей деятельности, жизненных планов и перспектив. Если направленность личности - сложное структурное образование, то ценностные ориентации необходимо рассматривать в качестве ее ядерного компонента, который связывает все ее подструктуры, выполняя системообразующую функцию.

Цель исследования - проведение теоретического анализа исследований ценностных ориентаций осужденных, эмпирическое исследование системы ценностных ориента-ций осужденных мужского пола.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в два этапа: информационно-аналитический и эмпирический. На первом - проведен теоретический анализ отечественных публикаций по указанной проблеме, на втором - применен комплекс психодиагностических методик для изучения системы ценностных ориентаций осужденных мужского пола.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ценностные ориентации осужденных не являются неизменными, на их содержание оказывают влияние и индивидуальный опыт, и система общественных отношений. Историографический анализ позволяет выделить три направления их исследований. Первое - изучение ценностей осужденных (В. Ф. Пирожков, А. С. Михлин, 1974; В. П. Голу -бев, Г. Ф. Хохряков, 1982), как правило, методами анкетирования, беседы, интервью, контент-анализа документов (личных дел).

Второе направление - исследование ценностных ориентаций осужденных разных категорий с использованием профессиональных психодиагностических методик («Ценностные ориентации» М. Рокича, «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева и др.). Следует отметить сравнительно-психологическое исследование особенностей ценностных ориентаций осужденных к длительным срокам и к пожизненному лишению свободы (В. Г. Морогин, 1999), показавшее их принципиальное различие. Проанализированы терминальные и инструментальные ценности осужденных к пожизненному лишению свободы в зависимости от времени нахождения в изоляции (А. Н. Баламут, 2007) [1], несовершеннолетних осужденных женского пола (Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова, 2012) [3], женщин, осуждённых без изоляции от общества (Н. А. Самойлик, 2015) [5], осужденных-инвалидов мужского пола (Т. А. Маркова, 2019) [4].

Третье направление - исследование ценностных ориентаций как иерархической системы (М. С. Яницкий, 2000; А. А. Истомин, 2010), к числу компонентов которой отнесены терминальные, инструментальные ценности, осмысленность жизни, смыслы жизни. Установлено, что все компоненты системы ценностных ориентаций осужденных в условиях исправительного учреждения претерпевают негативные изменения в направлении актуализации низших примитивных ценностей, смыслов жизни гедонистического характера, снижении показателей осмысленности жизни [2]. Особенность данного направления - разработка программ психологической коррекции системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы.

Изучение ценностных ориентаций осужденных как целостной, иерархической системы на современном этапе развития пенитенциарной психологии в России является перспективным, поэтому в рамках данного направления исследованы ценностные ориентации осужденных мужского пола (п=150) с помощью комплекса психодиагностических методик («Ценностный опросник» Ш. Шварца, опросник «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Р. Конте). В результате исследования выделены три группы осужденных по критерию целостности системы ценностных ориентаций (Т. В. Калашникова, А. И. Кравченко, А. А. Римш, 2020).

Первая группа (52,67%) - осуждённые с непротиворечивой системой ценностных ориентаций, в которой наиболее выражены такие компоненты как осмыслённость и инструментальные ценности. Они удовлетворенны своей жизнью, воспринимают её осмысленно. Такая система ценностных ориентаций может быть характерна как для осужденных с положительной, так и с отрицательной направленностью личности.

Первые (средний возраст 28 лет) ориентированы на осмысленное выполнение режимных, психолого-педагогических требований с целью эффективного исправления и ресоциализации. Они характеризуются как общительные, успешно взаимодействующие с администрацией исправительного учреждения (ИУ), стремящиеся работать, соблюдать установленные в ИУ нормы и правила, в общении с другими осуждёнными не конфликтны, тактичны, отличаются наличием уважительных отношений в семье, отсутствием судимых родственников. Имеют среднее или высшее образование.

Вторые (средний возраст 34 года) - осмысленно, убежденно поддерживают криминальные традиции, насаждая их в среде осужденных, характеризуются чёрствостью, скупостью эмоций, жесткостью, низким уровнем эмпатии, напористостью, упрямством, конфликтностью, имеют криминальный опыт, конфликтные отношения с семьей. Имеют неполное среднее или среднее профессиональное образование.

Вторая группа осужденных (38%) с противоречивой системой ценностных ориен-таций, в которой более выраженными компонентами выступают инструментальные ценности и смысл жизни, менее выраженными - осмысленность. Характеризуется, с одной стороны, беззаботностью и самонадеянностью, но мнительностью, подавленностью, ощущением беспокойства, с другой. В общении они проницательны, хитры и изворотливы, стремятся к получению удовольствия от жизни, пренебрегая режимными требованиями, безответственно относясь к собственным обещаниям. Средний возраст - 32 года.

Третья группа (9,33%) - осуждённые с «разорванностью» системы ценностных ориентаций, где наиболее выраженным компонентом выступают инструментальные ценности, а менее значимы осмысленность и смысл жизни. Характеризуются беззаботностью в отношении своего будущего, импульсивностью, беспечностью, стремлением к получению удовольствия от жизни, а также мнительностью, подавленностью, зависимостью от других осужденных, пренебрежением к выполнению режимных требований и своим обещаниям. Средний возраст - 29 лет.

ВЫВОДЫ

Теоретический анализ показал, что система ценностных ориентаций является информативным, ведущим признаком направленности личности осужденного. Выделенные на основании факторного и кластерного анализа группы осуждённых и их психологические характеристики необходимо учитывать при разработке групповых и индивидуальных психокоррекционных программ. При этом необходимо особое внимание обратить на осуждённых с непротиворечивостью системы ценностных ориентаций, но с отрицательной направленностью личности, т.к. сложность работы с ними основана на устойчивости их системы ценностей, на убеждении в верности своего выбора вести криминальный образ жизни. Для данной группы необходима разработка специальных психокоррекционных программ и привлечение к их реализации опытных пенитенциарных психологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баламут, А.Н. Изучение жизненных планов осужденных к пожизненному лишению свободы с учетом возможности условно-досрочного освобождения / А.Н. Баламут // Международный пенитенциарный журнал. - 2017. -Т. 3., № 2. - С. 133-136.

2. Истомин А.А. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы: монография / А.А. Истомин. - Псков : Изд-во Псков. юрид. ин-та ФСИН России, 2010. - 212 с.

3. Калашникова, Т.В. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола / Т.В. Калашникова, М.М. Калашникова // Прикладная юридическая психология. - 2012. -№ 3. - С. 63-70.

4. Маркова Т.А. Особенности ценностных ориентаций осужденных-инвалидов / Т.А. Маркова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN119.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

5. Самойлик, Н.А. Ценностно-смысловая сфера женщин, осуждённых без изоляции от общества / Н.А. Самойлик // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 4 (69). -

С. 34-38.

REFERENCES

1. Balamut, A.N. (2017), "Study of life plans of those sentenced to life imprisonment, taking into account the possibility of parole", International prison journal, No. 2, Vol. 3, pp. 133-136.

2. Istomin A.A. (2010), Value orientations ofpersons sentenced to deprivation of liberty: monograph, Pskov law Institute of FSIN of Russia, Pskov.

3. Kalashnikova, T.V. and Kalashnikova, M.M. (2012), "Value orientations of female juvenile convicts", Applied legal psychology, No. 3, pp. 63-70.

4. Markova, T.A. (2019), "Features of value orientations of convicts with disabilities", World of science. Pedagogy and psychology, No. 1, available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN119.pdf (date accessed: 10/01/2020).

5. Samoylik N.A. (2015), "Value-semantic sphere of women convicted without isolation from society", Psychopedagogy in law enforcement, No. 4 (69), pp. 34-38.

Контактная информация: [email protected],

Статья поступила в редакцию 29.10.2020

УДК 159.922.762

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ

РАЗВИТИЯ

Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Наталья Валерьевна

Ерохова, кандидат педагогических наук, доцент, Мурманский арктический государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрена специфика мотивации в младшем подростком возрасте. Показана роль мотивации в структуре личности обучающихся с нарушениями развития. Особое внимание в статье уделено анализу личностного развития младших подростков с нарушениями интеллекта и младших подростков с нарушениями зрения. Авторы выделяют и описывают специфику индивидуального физического развития младших подростков с нарушениями развития. В исследовании приняли участие 31 респондент (15 младших подростков с нарушениями интеллекта и 16 младших подростков с нарушениями зрения, возраст респондентов от 12 до 14 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение структуры мотивации в младшем подростковом возрасте, а также определение потребности в достижении успеха в учебной деятельности. Для решения поставленных задач использовались методики «Исследование мотивации учебной деятельности» и «Измерение потребности (мотива) в достижении». Результаты исследования показывают, что у младших подростков с нарушениями развития доминирующей является внешняя отрицательная мотивация. Доказано, что только сформированная внутренняя мотивации позволяет младшим подросткам с нарушениями развития улучшать результат своей деятельности, выигрывать в соревнованиях и с удовольствием осуществлять различные виды деятельности. Характерной особенностью младших подростков с нарушениями развития выступает зависимость действий и деятельности от настроения и самочувствия. На основании проведенного исследования определены перспективы дальнейшего изучения мотивации младших подростков с нарушениями интеллекта и младших подростков с нарушениями зрения.

Ключевые слова: младшие подростки, дизонтогенез, психоэмоциональное состояние, мотивация, потребности к достижению цели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p496-500

MOTIVATION FEATURES OF YOUNG TEENAGERS WITH DEVELOPMENTAL

DISORDERS

Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological sciences, Natalya Valerievna Er-okhova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Murmansk Arctic State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.