УДК 159.923:343.8
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА МИХАЛЕВА,
кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника академии по учебной работе, e-mail: [email protected]; ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА КАЛАШНИКОВА,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС,
e-mail: [email protected]; МАРИЯ МИХАЙЛОВНА КАЛАШНИКОВА,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Реферат: в современной отечественной пенитенциарной психологии возможно выделить ряд авторских научных концепций, к числу которых относится концепция направленности личности осужденных доктора психологических наук, профессора В. Г. Деева. Он творчески обобщил, переосмыслил и сделал удачную попытку объединить идеи А. Ф. Лазурского, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясище-ва, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов. Концепция нашла отражение не только в фундаментальных учебниках по пенитенциарной психологии «Основы психологии исполнения уголовных наказаний» (2001), «Основы пенитенциарной психологии» (2001) и «Пенитенциарная психология» (2003), но и в конкретных психологических исследованиях. Следует отметить, что после В. Г. Деева никто не исследовал направленность личности осужденных как целостное, системное свойство в совокупности всех компонентов ее структуры. Как правило, изучаются отдельные компоненты направленности личности осужденных, что позволяет прогнозировать поведение осужденного в разнообразных ситуациях жизнедеятельности, как в условиях изоляции, так и после освобождения. Концепция направленности личности осужденных является теоретико-методологической основой не только психологического изучения личности осужденного, но и организации его психологического сопровождения в условиях исправительного учреждения, а также после выхода на свободу.
Ключевые слова: направленность личности, структура и компоненты направленности личности осужденных, типология осужденных.
Современная отечественная пенитенциарная психология опирается на ряд авторских научных концепций, представляющих собой определенный способ понимания, объяснения индивидуально-психологических, социально-психологических особенностей личности осужденных и среды пенитенциарного учреждения, а также стратегию практических действий пенитенциарного психолога. К их числу можно отнести концепции психодинамики личности осужденных доктора психологических наук, профессора Д. В. Сочивко, криминогенного общения в среде осужденных доктора психологических наук, профессора А. Н. Сухова, волевой активности несовершеннолетних осужденных доктора психологических наук, профессора А. И. Ушатикова, а
также концепцию направленности личности осужденных доктора психологических наук, профессора В. Г. Деева.
«Направленность личности» - это термин отечественных психологов, поэтому, разрабатывая проблему психологии направленности личности осужденного, В. Г. Деев представил историко-психологический анализ изучения данного свойства личности в отечественной науке в работе «Психология направленности личности осужденных молодежного возраста» (1978). Он творчески обобщил, переосмыслил и сделал удачную попытку объединить идеи А. Ф. Лазурского, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов с целью разработки стройной концепции направленности личности осужденных.
© Михалева И. В., Калашникова Т. В., Калашникова М. М., 2016
Так, идеи А. Ф. Лазурского в работе «Классификация личностей» (1925) о психических уровнях личности, о концентрации личности, ее психического склада, выраженного в целенаправленном, захватывающем всего человека интересе к значимому для нее объекту деятельности, послужили отправной точкой для разработки проблемы направленности личности, хотя А. Ф. Лазурский и не ввел в психологию понятие «направленность». С. Л. Рубинштейном в работе «Основы общей психологии» (1946) дано обоснование направленности как центрального свойства психики человека, как сложного структурного образования, как совокупности потребностей, интересов, идеалов, выступающих в качестве мотивации деятельности человека. Направленность - это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации. Б. М. Теп-лов в работе «Психология» (1946) трактовал направленность как характеристику психологической стороны человека, выраженную в интересах и склонностях. Он выдвинул идею о качественной характеристике направленности личности по содержанию, широте, устойчивости, интенсивности, действенности по силе. Л. И. Божович в работе «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968) представила свою концепцию структуры личности, в которой в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», или ее направленность. Б. И. Додонов (1973) называет направленностью некоторые особенности переживаний человека в их взаимной связи, характер его эмоционального настроя, вводит понятие «эмоциональная направленность». А. Г. Ковалев (1973) включает в структуру направленности личности потребности, интересы, мировоззрение, идеалы и трактует направленность как систему отношений к действительности. Большой вклад в разработку проблемы направленности внесен психологом К. К. Платоновым. Он обосновал место направленности в динамической структуре личности, выделив четыре группы ее особенностей и черт, которые обусловлены социально и генетически, указав при этом, что доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее направленностью (мировоззрение, потребности, интересы, идеалы и эстетические качества). Исследования отечественных психологов были направлены на выделение различных видов направленности (М. З. Неймарк, 1968; Д. И. Фель-дштейн, 1995 и др.).
В зарубежных исследованиях не используется понятие «направленность личности». Однако, зная психологическое содержание данного понятия, благодаря работам отечественных психологов возможно увидеть, что зарубежные психологи с пози-
ций принадлежности к определенной психологической школе так или иначе трактуют направленность личности. Еще Л. С. Рубинштейн указывал, что «проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [7].
О динамических тенденциях как бессознательных влечениях речь идет в психодинамической концепции З. Фрейда. К. Левин делает попытку объяснения психических процессов через динамические тенденции, при этом, по справедливому замечанию Л. М. Митиной, отрывая динамический аспект направленности личности от смыслового [6, с. 28-35].
В рамках аналитической психологии К. Г. Юнг при разработке типологии личности по критерию функций личности (мышление, ощущение, чувства, интуиция) исходил из того, что каждая функция проявляется в двух направлениях - интровер-сия и экстраверсия. Направленность личности соотносится с понятиями интроверсии -экстраверсии.
В индивидуальной психологии А. Адлера направленность личности связана с понятиями «жизненные цели», «стиль жизни». Стиль жизни -направленность устремлений человека. Жизненные цели, стиль жизни не всегда осознанны, так как формируются в раннем детстве и в последующем мотивируют направление поведения и деятельности человека.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации.
Для зарубежных психологов характерно прикладное направление в изучении направленности личности: Ф. Кюнкель (1934) ввел понятия «личная направленность» и «деловая направленность»; Б. Басс опубликовал ориентационную анкету (1967) «Определение направленности личности»; чешские психологи В. Смекал и М. Кучер несколько изменили ориентировочную анкету Б. Басса и создали методику диагностики направленности личности; Э. Шостром разработал Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI), основанный на концепции А. Маслоу и предназначенный для количественной оценки степени самоактуализации личности (1964, 1974).
При разработке концепции направленности личности осужденных профессор В. Г. Деев попытался творчески соединить теоретические отечественные психологические разработки и зарубежный прикладной аспект данной проблемы. Итогом явилась разработка авторской концепции направленности личности осужденных, в которой цен-
тральное место занимает структура направленности личности осужденного и детальное психологическое описание ее элементов. Структура направленности включает в себя три подструктуры: генерализованная подструктура (влечения, установки, желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрения и убеждения) - содержание направленности личности; подструктура отношений - индикатор содержательной стороны направленности личности; подструктура жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности.
Содержание генерализованной подструктуры совпадает с содержанием мотивации, однако «направленность составляют те мотивационные линии, которые стали доминирующими в общей системе детерминации поведения» [8].
Направленность в структуре личности является высшим уровнем регуляции поведения и деятельности, ее формирование обусловлено осознанными мотивами, она связана с активностью личности. В работе «Психологическая классификация осужденных молодежного возраста» (1981) В. Г. Деев указывает, что на основе анализа поведения осужденных в возрасте от 18 до 25 лет установлено, что направленность их личности наиболее отчетливо проявляется через активность в трудовой, учебной и общественно полезной деятельности. Психологическому анализу подлежат влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, система отношений, жизненные планы, перспективы, цели деятельности осужденных. Им была разработана, апробирована и адаптирована к условиям исправительных учреждений методика исследования самооценки направленности, которая позволила всесторонне изучать личность осужденных и выделить их следующие типы: условные коллективисты, активной отрицательной групповой направленности, отрицательные индивидуалисты, пассивной отрицательной направленности, неустойчивые, активисты-одиночки, приспособленцы. Данная типология имеет большое практическое значение. На ее основе возможно разрабатывать и применять к осужденным индивидуальные или групповые (в рамках типологии) программы психолого-педагогического воздействия, прогнозировать поведение осужденных как в исправительном учреждении, так и после освобождения.
Созданная В. Г. Деевым психологическая концепция направленности личности осужденных явилась заметным вкладом в отечественную пенитенциарную психологическую науку. Свои научные идеи В. Г. Деев воплотил в более чем 100 трудах. К основным из них относятся: «Наблюдение как метод изучения личности осужденного» (1976), «Психология направленности личности
осужденных молодежного возраста (1978), «Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных» (1979), «Психологическая характеристика осужденных молодежного возраста» (1981), «Криминальная психология» (в соавторстве, 1997), «Психодиагностика осужденных» (в соавторстве, 2000).
Концепция нашла отражение не только в фундаментальных учебниках по пенитенциарной психологии «Основы психологии исполнения уголовных наказаний» (2001), «Основы пенитенциарной психологии» (2001) и «Пенитенциарная психология» (2003), но и в конкретных психологических исследованиях. После В. Г. Деева никто не исследовал направленность личности иных категорий осужденных как целостное, системное свойство в совокупности всех компонентов ее структуры. Это достаточно сложное исследование, требующее больших временных и личностных затрат. Как правило, изучаются отдельные компоненты направленности личности осужденных.
Так, исследование установки как компонента генерализованной структуры направленности личности, как не осознаваемого личностью осужденного состояния готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность, представлено в работах Т. В. Калашниковой (1990) - изучение установки на отбывание наказания, поведения в ВК несовершеннолетних осужденных женского пола; А. В. Комбаева (2009) - изучение политических установок осужденных; О. М. Писарева (2010) - изучение смысловых установок осужденных [4].
Исследование склонности как мотива, в котором ярко выражена потребность осужденного в определенной деятельности, проведено через изучение склонности к побегу М. Г. Дебольским и И. А. Матвеевой (2004). Определены индивидуально-психологические свойства и личностные особенности, отличающие осужденного, склонного к совершению побега, от остальных осужденных. Установлено, что склонность к побегу наиболее характерна для осужденных в возрасте от 16 до 25 лет, которые обладают повышенной активностью, сталкиваются с большими трудностями при адаптации к условиям исправительного учреждения [1].
Исследование склонности к членовредительству, проведенное Д. Н. Землиным (2009), показало, что ведущим мотивом самоповреждений является манипуляция, желание достичь собственных целей (выгоды), а причина подобных действий -фрустрация основных потребностей. Членовредительство направлено на стремление удовлетворить эти потребности [3].
В отечественной пенитенциарной психологии также проведены исследования склонности осужденных к агрессивности (И. Б. Бойко, Т. В. Калашникова, 1993; Е. Н. Казакова, 2000 и др.), суицидальному поведению (В. Ю. Глазов, 2007; М. Г. Дебольский, 2013, 2014 и др.). Исследование ценностных ориентаций осужденных представлено в работах А. А. Истомина (2007), М. М. Калашниковой (2012) [5].
Исследование личностных смыслов осужденных проведено В. В. Яковлевым (1999) в рамках изучения смысловой сферы осужденных мужского пола. Автором показано, что смысловая сфера представляет собой важнейший контур саморегуляции личности, ответственный за производство смысловых образований и их реализацию в поведении, определение общего смысла своей жизни, отношений к себе и другим людям. От того, насколько сформированной является смысловая сфера, зависит психическое здоровье человека и его духовное благополучие. Г. К. Корнеевой (2004) проведено изучение смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных. Диагностированы критерии (показатели), оказывающие положительное и отрицательное влияние на ощущение осмысленности жизни. А. В. Серым (2004) исследованы система личностных смыслов и выбор стратегии поведения осужденных в условиях изоляции. В ходе исследования были выделены (при участии психологов, сотрудников ИУ) четыре группы осужденных: «сотрудничающие с властями», «честно работающие», «изгои», «криминальные авторитеты» [9, с. 122-136].
Исследование подструктуры отношений через отношение осужденного к другому осуж-
денному проведено Н. А. Поляниным (2005), что позволило дать характеристику гуманистической направленности личности осужденных молодежного возраста, установить критерии гуманистической направленности личности осужденных.
Исследование жизненных планов и перспектив осужденных проведено Н. А. Деевой (1981), А. В. Наприсом (1997). Представляет интерес изучение М. Г. Дебольским и М. П. Чернышко-вой (2015) влияния субъективной картины жизненного пути осужденных на их поведение в исправительном учреждении, жизненные планы и перспективы после освобождения. Установлено, что отсутствие в сознании осужденных значимого психологического настоящего, планов и мечты о будущем приводит к бесперспективности, опустошенности личности. Это является препятствием к построению новых жизненных программ, полноценной и адекватной самореализации [2].
Изучение содержательной характеристики отдельных компонентов направленности личности осужденных, ее динамики в процессе отбывания ими наказания позволяет прогнозировать поведение осужденного в разнообразных ситуациях жизнедеятельности, как в условиях изоляции, так и после освобождения. При этом концепция направленности личности осужденных является теоретико-методологической основой не только психологического изучения личности осужденного, но и организации его психологического сопровождения в условиях исправительного учреждения, а также после выхода на свободу.
Список литературы
1. Дебольский М. Г., Матвеева И. А. Психологические причины и профилактика побегов осужденных. URL : http://psychlib.ru/mgppu/Por-2004/Por-2004.htm (дата обращения: 05.02.2016).
2. Дебольский М. Г., Чернышкова М. П. Влияние субъективной картины жизненного пути осужденных на их поведение в период отбывания наказания и риск совершения рецидива преступлений после освобождения. URL : http://отрасли-права.рф/artide/12235 (дата обращения: 17.02.2016).
3. Землин Д. Н. Психология демонстративно-шантажного поведения осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3. URL : http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-demonstrativno-shantazhnogo-povedeniya-osuzhdennyh (дата обращения: 17.02.2016).
4. Калашникова Т. В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях ВТК : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.
5. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 63-70.
6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. С. 28-35.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие. СПб., 2012. 685 с.
8. Сарсенбаева Л. О. Мотивация и направленность личности: категориальный анализ психологических концепций. URL : http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Psihologia/28190.doc.htm (дата обращения: 17.02.2016).
9. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово, 2004. 272 с.
IRINA VLADIMIROVNA MIHALEVA,
phd in psychology, associate professor, deputy head of the academy for academic affairs, e-mail: [email protected]; TAT'JANA VITAL'EVNA KALASHNIKOVA, phd in psychology, associate professor associate professor, professional activity psychology in penal system department,
e-mail: [email protected]; MARIJA MIHAJLOVNA KALASHNIKOVA,
phd in psychology,
senior lecturer, professional activity psychology in penal system department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
THE CONCEPT OF PRISONER PERSONALITY ORIENTATION IN RUSSIAN PENOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Abstract: in the modern Russian corrective psychology it is possible to distinguish a number of author's scientific concepts, including the concept of prisoner personality orientation suggested by the Doctor of Psychology, Professor V. G. Deyev. In order to develop this concept he creatively synthesized, reinterpreted and made a successful attempt to combine the ideas of A. F. Lazursky, A. S. Makarenko, A. N. Leontiev, V. N. Myasishchev, K. K. Platonov, S. L. Rubinstein, and other Russian psychologists. The concept is reflected not only in the basic textbooks on corrective psychology such as «Foundations of Psychology in Enforcement of Criminal Sanctions» (2001), «Foundations of Corrective Psychology» (2001) and «Corrective Psychology» (2003), but also in particular psychological investigations. It should be noted that after V. G. Deyev, no one has ever studied prisoner personality orientation as an integral and consistent property in the aggregate of all components of the personality structure. The findings of the research of separate components of a prisoner personality orientation allow predicting the offender behavior in various situations of life, both in prison, and after release. The concept of a prisoner personality orientation is the theoretical and methodological basis for not just the psychological study of prisoner personality, but also for prisoner psychological management and support, both in a correctional institution and after release.
Key words: personality orientation, structure and components of prisoner personality orientation, the typology of prisoners.
References
1. Debolsky M. G., Matveyeva I. A. Psichologicheskie prichiny i profilaktika pobegov osuzhdyonykh [Psychological causes and prevention of prisoner escapes]. Available at : http://psychlib.ru/mgppu/Por-2004/Por-2004.htm (Accessed 5 February 2016).
2. Debolsky M. G., Chernyshkova, M. P. Vliyaniye subyektivnoy kartyny zhyznennogo puti osuzhdyonykh na ikh povedeniye v period otbyvaniya nakazaniya i risk soversheniya retsydiva prestupleniy posle osvo-bozhdeniya [Influence of the prisoner's subjective view of the life path on his behaviour in the period of serving the punishment and the risk of recidivism after release]. Available at : http://oTpacnH-npaBa.p$/article/12235 (Accessed 17 February 2016).
3. Zemlin D. N. Psikhologiya demonstrativno-shantazhnogo povedeniya osuzhdyonykh [Psychology of prisoners demonstrative-blackmailing behavior]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-demonstrativno-shantazhnogo-povedeniya-osuzhdennyh (Accessed 17 February 2016).
4. Kalashnikova T. V. Psikhologicheskiye aspecty ispravleniya I perevospitaniya nesovershennoletnikh osuzhdyonykh zhenskogo pola v usloviyach VTK. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Psychological aspects of rehabilitation and reeducation of juvenile female convicts in conditions of juvenile penal colonies. Cand. psychological sci. diss. abstract]. Moscow, 1990. 24 p.
5. Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M. Tsenostnye orientatsiyi nesovershenoletnikh osuzhdyonykh zhenskogo pola [Value orientations of juvenile female prisoners]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2012, no. 3, pp. 63-70.
© Mihaleva I. V., Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M., 2016
6. Mitina L. M. Psikhologiya professionalnogo razvitiya uchitelya [Psychology of a teacher's professional development]. Moscow, 1998, pp. 28-35.
7. Rubinstein S. L. Osnovy obshyey psikhologiyi [Fundations of General psychology]. St. Petersburg, 2012. 685 p.
8. Sarsenbayeva L. O. Motivatsiya I napravlennost lichnosti: kategorialny analiz psikhologicheskikh kontseptsy [Motivation and orientation of personality: categorical analysis of psychological concepts]. Available at: http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Psihologia/28190.doc.htm (Accessed 17 February 2016).
9. Sery A. V. Sistema lichnostnykh smyslov: struktura, funktsiyi, dinamika [System of personal senses: structure, functions, dynamics]. Kemerovo, 2004. 272 р.