Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRISONS / HIV-INFECTED CONVICTS / VALUES-BASED ORIENTATION / MEANINGFUL LIFE ORIENTATION / WAYS OF FORMING LIFE VALUES / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Э.В.

В статье раскрыты пути формирования ценностных и смысложизненных ориентаций такой категории осужденных, как ВИЧ-инфицированные. Представлена характеристика ценностного мира данных осужденных, изучение которого осуществлялось посредством использования различных методик (диагностика ценностных ориентаций Ш. Шварца, тест "Смысложизненные ориентации" Д. А. Леонтьева, методика "События моей жизни" Г. С. Никифорова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING THE VALUES-BASED AND MEANINGFUL LIFE ORIENTATION OF HIV-INFECTED CONVICTS IN PRISONS

The article reveals the ways of forming values-based and meaningful life orientation in such a category of convicts as HIV-infected. The characteristic of the values of the world of such convicts is presented. The study of such world was carried out through the use of various methods (Sh. Schwartz's diagnosis of values-based orientation, D. A. Leontiev’s test "Meaningful life orientation", G.S. Nikiforov’s method "Events of my life").

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 159.96

Э. В. ЗАУТОРОВА

ведущий научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Москва

ELVIRA V. ZAUTOROVA

Chief Researcher of the Scientific Research Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education

Moscow

Пути формирования ценностных и смысложизненных ориентации ВИЧ-инфицированных осужденных в местах лишения свободы

Ways of forming the values-based and meaningful life orientation of HIV-infected convicts in prisons

Аннотация. В статье раскрыты пути формирования ценностных и смысложизненных ориентаций такой категории осужденных, как ВИЧ-инфицированные. Представлена характеристика ценностного мира данных осужденных, изучение которого осуществлялось посредством использования различных методик (диагностика ценностных ориентаций Ш. Шварца, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «События моей жизни» Г. С. Никифорова).

Ключевые слова: места лишения свободы, ВИЧ-инфицированные осужденные, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, пути формирования жизненных ценностей.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

Abstract. The article reveals the ways of forming values-based and meaningful life orientation in such a category of convicts as HIV-infected. The characteristic of the values of the world of such convicts is presented. The study of such world was carried out through the use of various methods (Sh. Schwartz's diagnosis of values-based orientation, D. A. Leon-tiev's test «Meaningful life orientation», G.S. Nikifo-rov's method «Events of my life»).

Key words: prisons, HIV-infected convicts, values-based orientation, meaningful life orientation, ways of forming life values.

29

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в обществе в целом, в том числе и среди осужденных. Поэтому изучение особенностей ценностных и смысложизнен-ных ориентаций ВИЧ-инфицированных осужденных поможет построить грамотную и эффективную социально-психологическую работу с данным контингентом в местах лишения свободы [1].

В ходе изучения научной литературы по проблеме нами была определена характеристика ценностных ориентаций, являющихся одним из центральных личностных новообразований, которые способствуют осознанному поведению человека в современном обществе. Ценностные ориентации личности в своем широком значении оказывают влияние не только на мотивацию поведения индивида, но и на отношение к действительности, ее отражение в сознании личности. Отмечено, что имеющиеся у человека ценностные ориентации «становятся основополагающим способом регулирования поведения, выступают тем фактором, который направляет поведение личности в кризисных ситуациях либо в ситуациях принятия решений» [2, 3].

Также в контексте работы осуществлялся научный анализ подходов к сущности смысла жизни, характеризующегося как субъективно адекватное проживание реализации личности в мире в настоящем моменте бытия. Смыл жизни включает в себя несколько личностных смыслов, создавая тем самым систему ориентиров, которые, находясь в непрерывной динамике, образуют мировоззрение человека и определяют его отношение к общественной жизни и вектор ее проживания.

Поэтому исследования в области смысловой сферы личности можно считать одним из актуальных направлений научных изысканий, среди которых особое

место занимает изучение смысловой сферы ВИЧ-инфицированного человека ввиду повсеместной работы с данной категорией населения.

Итак, смысловая сфера личности -это система ценностей, значимых отношений, «сформировавшихся в ходе жизненного пути, помогающая адаптироваться к новым возникающим условиям существования, что придает устойчивость в поведении» [4]. Между тем роль смысловой сферы возрастает в трудной жизненной ситуации, когда под угрозой оказывается не только реализация основных жизненных ценностей, но и сама жизнь человека.

Поэтому смысловая сфера ВИЧ-инфицированных осужденных имеет свои особенные выраженные характеристики, обусловленные условиями изоляции: замкнутая структура общества, ограниченный круг общения, жесткий распорядок жизни, атмосфера безысходности в силу поставленного диагноза, невозможность свободного общения с родными. Все это находит свое отражение в по-требностно-мотивационной, ценностной и поведенческой структурах личности осужденного с ВИЧ-статусом.

Изменения смысловой сферы ВИЧ-инфицированного человека происходят сразу после сообщения об установленном диагнозе или при прогрессирова-нии заболевания. Поэтому проведенное в рамках данной работы исследование определенно созвучно современным тенденциям по профилактике и поддержке ВИЧ-инфицированных людей.

Проведенное нами эмпирическое исследование особенностей смысложизнен-ных установок ВИЧ-инфицированных осужденных показало, что их смысловая сфера деформируется под воздействием двух основополагающих факторов: наличия неизлечимого заболевания и нахождения в местах лишения свободы,

30

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

что предполагает отрыв от семьи, друзей, привычного образа жизни. В исследовании приняли участие 60 осужденных, находящихся в ФКУ СИЗО-10 УФСИН России по Московской области: одна группа - ВИЧ-инфицированные осужденные (30 человек), вторая группа - здоровые осужденные (30 человек).

Исследование проводилось посредством использования следующих методик: методика диагностики ценностных ори-ентаций Ш. Шварца, тест «Смысложиз-ненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева [5], методика «События моей жизни» Г. С. Никифорова [6]. Кроме этого, проводился опрос, целью которого стало выявление ценностных ориентаций в смысловой сфере [7].

Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволили подтвердить выдвинутые в начале работы научные гипотезы, а именно: ценностно-смысловая сфера ВИЧ-инфицированных осужденных отличается от ценностно-смысловой сферы здоровых осужденных в следующих моментах:

- у ВИЧ-инфицированных осужденных низкий уровень осмысленности жизненных целей, будущей жизни в общем ее понимании, отсутствуют планы на будущее, то есть они не видят никаких перспектив в своей жизни;

- ВИЧ-инфицированные осужденные в общей своей массе недовольны прожитой жизнью, критично настроены к настоящему и не удовлетворены своим нынешним положением и той ситуацией, в которой они оказались;

- ВИЧ-инфицированные осужденные не стремятся более контролировать свою жизнь, брать ответственность за ее наполняемость, свое поведение.

Кроме того, осуществленный опрос показал, что 76 % опрошенных ВИЧ-инфицированных осужденных потеряли смысл жизни.

Проведенное по методике «Смысложиз-ненные ориентации» Д. А. Леонтьева психодиагностическое исследование показало, что в целом наличие данных ориентаций у ВИЧ-инфицированных осужденных в значительной степени ниже, чем в группе здоровых осужденных. Вторая методика -«События моей жизни» Г. С. Никифорова -в качественном отношении продемонстрировала общий низкий уровень жизнестойкости ВИЧ-инфицированных осужденных и инфантилизм поведения и отношения к настоящему, а вот третья методика -Ш. Шварца - выявила значимые различия: у ВИЧ-инфицированных осужденных, в отличие от здоровых осужденных, выше такие ценностные ориентации, как «доброта», «универсализм», «самостоятельность», «гедонизм», «безопасность», а у здоровых осужденных на первых местах стоят ценности «власть» и «достижения».

После проведенного эмпирического исследования и анализа полученных в ходе него данных для пенитенциарных психологов можно сформулировать следующие рекомендации по работе с ВИЧ-инфицированными осужденными в учреждениях системы исполнения наказания.

Так, практика показала, что в работе с данной категорией осужденных будет «целесообразно использование различных историй, метафор, притч, пословиц и народных мудростей, которые позволяют осужденным расширить систему ценностей и увидеть ситуацию с другой стороны, а именно выделить позитивные аспекты данной проблемы» [6, 7].

На первой стадии наблюдения надо дать участнику возможность рассказать о себе как можно больше, проясняя, как близкие реагируют на его состояние, что сам осужденный думает о своей проблеме, как к ней относится и так далее. Подобным образом устанавливаются доверительные отношения с ВИЧ-инфицированным. На данном этапе пенитенциарный психолог

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

31

получает информацию, которая позволяет структурировать ее для дальнейшей работы, отследить свои чувства к данной ситуации, дистанцировать их от своих собственных восприятий. На завершающем этапе первой стадии притча «Любопытные и слон» позволит сформировать неоднозначное отношение к своей проблеме и даст надежду на положительный результат.

Вторая стадия - стадия инвентаризации. На этом этапе проясняются конкретные вопросы: проблемы за последние 5-10 лет, как они отразились на клиенте; личностные особенности, особенности общения с близкими и знакомыми; отношения близких и родственников к ВИЧ-инфекции; способы выхода из трудных ситуаций и так далее. Совместно с клиентом составляется его модель баланса. В позитивной психотерапии рассматриваются четыре сферы жизни человека. Осужденный, анализируя свою жизнь, составляет в процентном соотношении значимость каждой сферы.

Тело Ощущения Фантазии / / Деятельность

Будущее / Достижения Контакты Традиции

Разбираются механизмы реакции на конфликты: какое влияние оказывают проблемы и заболевания на состояние общего благополучия, профессиональную деятельность партнера, семью и другие межличностные отношения, планы на будущее; какое значение имеют тело и здоровье, профессия и работа, социальные контакты, общественные события, вопросы о смысле жизни и планах на будущее для пациента и его семьи. На этой стадии делаем попытку разрушить сопротивление клиента. Целесообразно

в этот момент рассказать сотруднику, что у каждого человека имеются первичные и вторичные актуальные способности, являющиеся измерениями развития, проявление которых усиливается или подавляется благоприятным или тормозящим влиянием окружающей среды. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. Актуальные способности позволяют не только описать поведение человека, раскрыть содержание конфликта, но также обращают недостатки в ресурсы, развивают нормы социализации, их можно развивать для преодоления конфликта.

«К первичным актуальным способностям относятся время, терпение, контакт, любовь/приятие, сексуальность, доверие, конфиденциальность, сомнение, надежда, вера, пример/модель, единство. К вторичным относятся пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, искренность, верность, справедливость, усердие, бережливость, точность, надежность. На этой стадии психолог проводит внутреннюю работу по принятию участника процесса, учится говорить с ним на одном языке. В этом ему могут помочь притчи „Ворона и павлин", „Сон и его значение"» [8, 9].

Третья стадия - стадия ситуативного поощрения. На этой стадии идет развитие способности выделять малоконфликтные составляющие и позитивные аспекты, то есть доносим до осужденного его право справляться с проблемой своими способами. Происходит реинтерпрета-ция - придание другого смысла болезни. Делается акцент на тех моментах, которые переживаются как позитивные и вдохновляющие, и становится легче считаться с теми моментами, которые воспринимаются как неприятные и негативные.

Особый эффект на данном этапе на ВИЧ-инфицированного оказывают релак-

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

сационные и медитативные техники, которые позволяют четко представить свою концепцию относительно болезни и определить контрконцепцию. В заключение этого этапа работы можно использовать притчу «Иногда отчаяние дает нам шанс».

Четвертая стадия - стадия вербализации. На этой стадии происходит развитие способности целенаправленно обращаться к не пережитым до конца событиям и конфликтам. Есть возможность рассмотреть результаты исследования, узнать, как на это смотрит психолог, обсудить жизнь клиента, его поведение, увидеть, насколько концепции правильны, актуальны, верны. Клиенту предоставляется возможность обсудить с психологом возможные контрконцепции (любая из притч, историй, метафор может послужить альтернативной концепцией).

Пятая стадия - стадия расширения системы целей. Здесь происходит развитие способности осужденного вкладывать энергию не только в проблемы, но и в другие жизненные сферы. Разрабатываются определенные планы, стратегии, обсуждается система мер борьбы с дистрессами, раскрываются другие сферы жизни, другие возможности.

Еще раз стоит возвратиться к модели переработки конфликта, осужденный сам может внести в нее изменения. Особое внимание следует уделить планам на будущее, видению своей жизни, жизни близких. Необходимо подготовить участника к тому, что могут быть срывы. Используя притчи «Пророк и длинные ложки», «Белый слон» или другие, а также метафоры, пословицы, сказания и так далее, можно добиться формирования устойчивых контрконцепций.

Данный метод занимает достаточное время. Это позволяет осуществлять своего рода контроль за осужденным, а он, в свою очередь, получает поддержку и участие в решении его проблем.

Важным направлением работы пенитенциарного психолога является формирование адекватного позитивного отношения сотрудников исправительного учреждения и его контингента к ВИЧ-инфицированным осужденным. В связи с этим необходимо соблюдение принципа конфиденциальности: доступ ВИЧ-инфицированных осужденных наряду со здоровыми в мастерские и к работам на кухне, их участие во всех воспитательных мероприятиях, осуществляемых в исправительном учреждении.

Включение данных направлений работы в деятельность служб пенитенциарного учреждения даст возможность организовать процесс психологической адаптации ВИЧ-инфицированных осужденных более эффективно. Такой подход позволит снизить частоту возникновения конфликтных ситуаций, вызванных психологической напряженностью осужденных и сотрудников, находящихся в контакте с ВИЧ-инфицированными осужденными.

Создание и поддержание полноценного взаимодействия между ВИЧ-инфицированными и неинфицированными осужденными будет способствовать формированию у ВИЧ-инфицированных новых смысложизненных установок.

Также в соответствии с выявленными особенностями ВИЧ-инфицированных осужденных целесообразно проведение следующих мероприятий по психологическому сопровождению данной категории осужденных:

- формирование жизненных целей и подготовка к освобождению ВИЧ-инфицированных осужденных;

- проведение психокоррекционных занятий, направленных на развитие навыков самопознания и изменение я-концеп-ции ВИЧ-инфицированных осужденных;

- обучение ВИЧ-инфицированных осужденных приемам саморегуляции для снижения степени уровня эмоциональной напряженности;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020

33

- обучение ВИЧ-инфицированных осужденных способам овладения навыками уверенного поведения;

- разрешение и профилактика конфликтов с участием ВИЧ-инфицированных осужденных;

- проведение профилактических и разъяснительных бесед среди контингента исправительного учреждения о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах заражения;

- проведение просветительских лекций и бесед при подготовке ВИЧ-инфицированных осужденных к освобождению, организация проведения с осужденными деловых игр и тренингов по профессиональному самоопределению. Данное направление позволит осужденному с ВИЧ-статусом найти смысл в дальнейшей жизни и способы ее устройства.

На основе эмпирических данных предложим алгоритм программы тренинга, включающий в себя следующие блоки:

1. Установочный блок. Цель: постановка целей и задач, анализ ожиданий от работы, знакомство, обсуждение принятия групповых правил, создание благоприятной атмосферы открытости и доверия, начало процесса сплочения группы.

2. Блок «Развитие навыков саморегуляции». Цель: обучение приемам саморегуляции, формирование навыков, способствующих улучшению психоэмоционального и физического состояния, формирование установок на самопознание, профилактика стрессовых ситуаций.

3. Блок «Овладение навыками уверенного поведения». Цель: анализ осужденными собственных сильных и слабых сторон личности и формирование у них чувства внутренней устойчивости. Снижение уровня тревожности.

4. Блок «Анализ своего жизненного пути». Цель: помочь ВИЧ-инфицированным осужденным проанализировать свой жизненный путь, научить объективно оценивать события и их последствия.

5. Блок «Поиск жизненных смыслов». Цель: помочь ВИЧ-инфицированным осужденным найти и реализовать смысл жизни в окружающем мире, осознать ответственность за свою жизнь.

6. Блок «Анализ своего „я"». Цель: помочь ВИЧ-инфицированным осужденным раскрыть свой внутренний мир для самих себя и принять его, помочь справиться с переживаниями, поверить в собственные силы, сформировать адекватную самооценку.

7. Завершающий блок. Цель: подведение итогов тренинга, получение обратной связи, контрольный срез проведенной работы.

Своевременно проведенная психологическая коррекция смысловой сферы ВИЧ-инфицированных осужденных будет способствовать изменению их негативных поведенческих форм, в том числе намеренного распространения ВИЧ-инфекции, агрессии и аутоагрессии среди осужденных в местах лишения свободы.

Таким образом, на специально организованных занятиях с ВИЧ-инфицированными осужденными психологу исправительного учреждения целесообразно использовать разнообразные формы, приемы и методы с целью оказания им соответствующей психолого-педагогической помощи в различных жизненных ситуациях. Это будет способствовать формированию у данной категории лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, психологической готовности к освобождению и их быстрейшей адаптации к условиям свободы.

Проведение дальнейших исследований по проблеме смысложизненных ценностных ориентаций ВИЧ-инфицированных осужденных будет и дальше представлять как теоретический, так и практический интерес в сфере профилактики и оказания помощи ВИЧ-инфицированным лицам, находящимся в местах лишения

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

свободы. Перспективой дальнейших исследований в этой области может стать разработка и апробирование программ оказания психологической помощи ВИЧ-инфицированным осужденным в поис-

ке смысла жизни, а также методических рекомендаций по подготовке специалистов по социальной работе и психологов для работы с ВИЧ-инфицированными осужденными. ф

1. Воронин Р. М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.

2. Битуева А. В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO. 2000. № 3. С. 40-51.

3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 5. С. 38-44.

4. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений: социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М. : Наука, 1976. С. 254-276.

5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. : Смысл, 1992. 17 с.

6. Методика Г. С. Никифорова «События моей жизни» : практикум по психологии // Psylist. net : [сайт]. URL: https://psylist.net/praktikum/00255.htm (дата обращения: 10.06.2020).

7. Зауторова Э. В. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций ВИЧ-инфицированных осужденных : монография. М. : НИИ ФСИН России, 2018. 108 с.

8. Никифоров Д. Особенности психологической работы с ВИЧ-инфицированными // Преступление и наказание. 2016. № 2. С. 10-11.

9. Морогин В. Г. Теоретические и методические вопросы экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности осужденных // Сибирский психологический журнал. 1996. Вып. 3. С. 23-33.

1. Voronin, R. M. (2012) Organizational and legal aspects of health care of convicts detained in the institutions of the penal system // Criminal Executive Law. 2, 113-115.

2. Bitueva, A. V. (2000) Features of the structural composition of values-based orientation // CREDO. 3, 40-51.

3. Bubnova, S. S. (1999) Value orientations of personality as a multivariate non-liner system // Psychological Journal. Vol. 20, 5, 38-44.

4. Zhukov, Yu. M., ed. by Shorokhova, E. V., Bobneva, M. I. (1976) Values as determinants of decision making: a socio-psychological approach to the problem // Psychological problems of social regulation of behavior. M. : Science, pp. 254-276.

5. Leontiev, D. A. (1992) Methodology of studying values-based orientation. M. : Smysl, 17 p.

6. The technique by G. S. Nikiforov «Events of my life» : a workshop on psychology // Psylist.net : [site]. URL: https://psylist.net/praktikum/00255.htm [Accessed 10th June 2020].

7. Zautorova, E. V. (2018) Peculiarities of the values-based and meaningful life orientation of HIV-infected prisoners : monograph. M. : Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 108 p.

8. Nikiforov, D. (2016) Features of psychological work with HIV-infected // Crime and punishment. 2, 10-11.

9. Morogin, V. G. (1996) Theoretical and methodological issues of an experimental psychological study of the values and needs sphere of convicts' personality // Siberian Psychological Journal. 3, 23-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2020 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.