Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Жизнестойкость / курсанты военного института / ценностные ориентации / предикторы жизнестойкости / ценности на уровне нормативных идеалов / ценности на уровне индивидуальных приоритетов. / Resilience / military institute cadets / value orientations / predictors of resilience / values at the level of normative ideals / values at the level of individual priorities.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галиев Р. Р.

В статье представлена часть эмпирического исследования, включающая оценку структуры ценностных ориентаций личности курсантов и личностного компонента их жизнестойкости. Для этого использовался опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца, тест индекс жизненной удовлетворенности (в адаптации Н.В. Паниной) и опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова. Результаты исследования доказывают, что ценностные ориентации на индивидуальном и социальном уровнях динамичны, претерпевают изменения на протяжении всей профессиональной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AS PREDICTORS OF THE RESILIENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

The article presents a part of an empirical study, including an assessment of the structure of the value orientations of the personality of cadets and the personal component of their resilience. The results of the study prove that value orientations at the individual and social levels are in dynamics. It is established that during the entire period of study at a military university, cadets in the system of dominant values at the level of normative ideals (beliefs) are dominated by values associated with attitudes to safe, stable and harmonious relationships aimed at overcoming maladaptive phenomena, intrapersonal and group conflicts and socially approved behavior.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

УДК 159.9

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

© 2023 Р. Р. Галиев

адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения e-mail: rus. galiyev85 @ gmail. com

Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации

В статье представлена часть эмпирического исследования, включающая оценку структуры ценностных ориентаций личности курсантов и личностного компонента их жизнестойкости. Для этого использовался опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца, тест индекс жизненной удовлетворенности (в адаптации Н.В. Паниной) и опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова. Результаты исследования доказывают, что ценностные ориентации на индивидуальном и социальном уровнях динамичны, претерпевают изменения на протяжении всей профессиональной жизни.

Ключевые слова: жизнестойкость, курсанты военного института, ценностные ориентации, предикторы жизнестойкости, ценности на уровне нормативных идеалов, ценности на уровне индивидуальных приоритетов.

VALUE ORIENTATIONS AS PREDICTORS OF THE RESILIENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

© 2023 R. R. Galiev

Adjunct of full-time and part-time studies e-mail: rus. galiyev85 @ gmail. com

Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops

The article presents a part of an empirical study, including an assessment of the structure of the value orientations of the personality of cadets and the personal component of their resilience. The results of the study prove that value orientations at the individual and social levels are in dynamics. It is established that during the entire period of study at a military university, cadets in the system of dominant values at the level of normative ideals (beliefs) are dominated by values associated with attitudes to safe, stable and harmonious relationships aimed at overcoming maladaptive phenomena, intrapersonal and group conflicts and socially approved behavior.

Keywords: resilience, military institute cadets, value orientations, predictors of resilience, values at the level of normative ideals, values at the level of individual priorities.

За будущими офицерами закрепляется обязанность обеспечения «безопасности личности». Для овладения настоящими компетенциями, курсанты должны обладать определёнными индивидуально-личностными качествами, быть способными преодолевать стрессовые ситуации, быть физически, эмоционально и психологически зрелыми, то есть обладать высоким уровнем жизнестойкости. В работах современных зарубежных и отечественных авторов S. Maddi [7], C. Huang [6], Т.В. Наливайко [4] и др. изучается данное понятие, которое трактуется с нескольких сторон:

как интегральная личностная характеристика, как способность к совладанию, как система убеждений и личностный потенциал.

Жизнестойкость как психологическая характеристика взаимосвязана с различными психическими и физиологическими процессами, компонентами деятельности и рассматривается в разрезе адаптационных возможностей личности. Показательно в этом плане исследование индивидуальных и социальных ценностных ориентаций курсантов как предикторов жизнестойкости. В то же время система ценностных ориентаций курсантов находится под влиянием современной социальной ситуации, этапа профессионализации, групповых установок и т.д., она динамична и способна к модификациям. Данная проблема не нашла полного освещения в психологической литературе.

А.П. Ромахин под «ценностными ориентациями курсантов военных вузов России» понимает систему ценностей, установок и идеалов, осознанных и социально значимых, ставших жизненными целями; качественная специфика - обусловленность характером выполняемых задач и условиями военно-профессиональной деятельности [5].

П.А. Кукса значимыми компонентами ценностных ориентаций курсантов считает военно-корпоративные, военно-профессиональные, познавательно-развивающие, специфически-меркантильные и материально-бытовые [3]. А. Д. Варару представляет структуру ценностных ориентаций курсантов следующим образом: социально-политические, социальные, военно-профессиональные, нравственные, эстетические, военно-технические [1].

Л.В. Жежель выделяет следующие уровни ценностей, характерные для военных вузов: идеологический, социально-структурный, процессуальный [2].

Целью нашего исследования является анализ ценностных ориентаций как предикторов жизнестойкости курсантов военного вуза. Эмпирическая база -Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. В качестве эмпирического объекта исследования были отобраны 250 юношей 1-5 курсов в возрасте от 18 до 27 лет, средний возраст 20,2 года. Выборка распределена равномерно, по 50 обучающихся на каждом курсе.

На первом этапе эмпирического исследования произвели оценку структуры ценностных ориентаций личности курсантов и личностного компонента их жизнестойкости, используя опросник ценностных ориентаций (БУБ) Ш. Шварца, тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) в адаптации Н.В. Паниной (опросник общего психологического состояния человека) и опросник «Волевые качества личности» М.В. Чумакова. Данные психодиагностические методики позволяют рассмотреть ценностные ориентации как предикторы жизнестойкости курсантов военного вуза.

Показательны итоговые значения по используемым методикам в динамическом разрезе (по курсам) (табл. 1).

Таблица 1

Динамические показатели личностного компонента жизнестойкости курсантов_

Параметры Курс N Среднее Среднекв. откл. Среднекв. ош. ср. Уровень(%)

Высокий Средний Низкий

Индекс общей жизненной удовлетворённости 1 50 30,04 7,575 1,071 66 14 20

2 50 30,92 6,295 ,890 58 24 18

3 50 25,16 7,288 1,031 26 26 48

4 50 25,98 7,504 1,061 34 20 46

5 50 32,68 4,547 ,643 78 16 6

Итоговый балл по опроснику ВКЛ Уровень(%)

Высокий (5-10 стены) Низкий (1-5 стены)

1 50 179,16 30,458 4,307 88 12

2 50 161,96 34,201 4,837 64 36

3 50 145,50 29,938 4,234 50 50

4 50 141,30 37,868 5,355 16 84

5 50 176,78 30,428 4,303 84 16

По комплексным показателям «общая жизненная удовлетворенность» и «выраженность волевых качеств личности» демонстрируется согласование результатов. Самые высокие значения по первому параметру отмечаются на первом (66%) и пятом (78%) курсах; это значит, что для юношей-курсантов характерна эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, а также у них отмечаются психологический комфорт и удовлетворенность собой и ситуацией. Традиционно в психологии первый и пятый курсы отмечаются как кризисные. Несмотря на это, по личностному критерию жизнестойкости отмечаются высокие значения. Причины этого могут быть различны, в частности на первом курсе - общий энтузиазм от поступления в военный вуз, достижение определенного статуса (курсант), эмоциональный подъем. Статистический анализ с помощью 1-критерия Стьюдента для независимых совокупностей позволил определить ключевые показатели личностного компонента жизнестойкости (в сравнении курсантов первого и пятого курсов), к которым можно отнести индекс жизненной удовлетворенности (1=-2,113, р<0,05), интерес к жизни (1=-3,0, р<0,01), положительная оценка себя и собственных поступков (1=-2,675, р<0,05). Низкие показатели характерны для обучающихся третьего (48%) и четвертого курсов (46%). Полученные данные согласуются с мнением психологов о том, что третий курс - это кризис становления будущих офицеров.

По опроснику «Волевые качества личности» М.В. Чумакова высокие показатели отмечаются, помимо первого (88%) и пятого (84%) курсов, на втором курсе (64%), который считается относительно стабильным этапом обучения. При статистическом анализе данных курсантов первого и пятого курсов показательны следующие шкалы: инициативность (1=0,922, р<0,05), решительность (1=3,614, р<0,05), энергичность (1=2,207, р<0,05) и выдержка (1=2,718, р<0,05). Высокие показатели характерны для инициативных студентов с высокими лидерскими тенденциями, которые быстро и уверенно принимают решения, умеют контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью, они активны и энергичны, работоспособны. Курсанты первого и второго курсов ориентированы на учебную деятельность, а студенты пятого курса - на будущую профессиональную деятельность.

Ценностные ориентации анализировались по опроснику ценностных ориентаций Ш. Шварца. Для уточнения предикторов жизнестойкости был проведен линейный регрессионный анализ. При значимой достоверности (р<0,01) и высокой информационной способности (Я2(ИЖУ)=0,233 и Я2(ВКЛ)=0,242) в регрессионную модель вошли 10 показателей (табл. 2).

Таблица 2

Регрессионная модель ценностных ориентаций на социальном и индивидуальном уровнях

Модель 1 Введенные переменные Модель 2 Введенные переменные

Уровень Безопасность Уровень Безопасность

нормативных Стимуляция индивидуальных Стимуляция

идеалов Власть приоритетов Конформность

Гедонизм Традиции

Традиции Самостоятельность

Достижения Власть

Конформность Гедонизм

Универсализм Универсализм

Доброта Достижения

Самостоятельность Доброта

В структуре ценностных ориентаций и на уровне убеждений, и на уровне поведения у курсантов ведущее место занимают «безопасность» и «стимуляция». При этом отмечается, что «безопасность» (ß=0,245 и 0,213) выступает единой ценностью на двух уровнях и включает в себя личностную и социальную направленность. Это согласуется с целью обучения в военном вузе - формирование военно-профессиональных компетенций, непосредственно связанных с обеспечением безопасности. «Стимуляция» (ß =-0,101 и ß =-0,07) рассматривается как потребность в эмоциональных переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, что также связано с особенностями образовательного процесса в военном вузе, с групповыми установками. Также на двух уровнях - убеждений и поведения -выступает ценность «достижение» (ß =0,275 и ß =0,177), что согласуется с целью высшего образования - формирование компетенций выпускников, а также с личной целью курсантов - достижение успеха через проявление компетентности.

Отмечены положительные связи комплексного показателя жизнестойкости с параметрами ценности на уровне нормативных идеалов «безопасность» (ß=0,245, t=1,92), «доброта» (ß=0,264, t=2,08), «достижения» (ß=0,177, t=2,29) и отрицательные -с показателями ценностей «традиции» (ß=-0,393, t=-3,01), «стимуляция» (ß=—0,101, t=-1,02). Таким образом, можно предположить, что низкий уровень личностного компонента жизнестойкости связан с недостаточной приверженностью традициям как группы, так и учебного заведения, профессиональному образу, наличием склонности к действиям, негативно отражающимся на личности и группе в целом, а также с ограниченностью контактов с социальным окружением вне группы.

Основными ценностными показателями у курсантов с высоким уровнем личностного компонента жизнестойкости являются стремление к профессиональному успеху, к достижению желаемого «образа офицера», доминированию в межличностных взаимодействиях; стремление к самостоятельности и самодостаточности, сохранению доброжелательных внутригрупповых отношений, положительному подкреплению своих действий и успехов.

На уровне индивидуальных приоритетов у курсантов с высоким уровнем личностного компонента жизнестойкости преобладают ценности «безопасность», «стимуляция» и «конформность», «традиции», «самостоятельность». Подобные показатели отражают усиление установок на конформные и доброжелательные взаимоотношения с однокурсниками, профессорско-преподавательским составом, офицерами, с внешним социальным окружением, стремление соблюдать уставную дисциплину и нормы учебного заведения, рост ориентации на достижение личного успеха.

Недостаточно освещенными остаются вопросы динамики ценностных ориентаций курсантов в зависимости от этапа социализации. Нами сделана попытка

рассмотреть ценностные ориентации курсантов на кризисных и относительно стабильных этапах обучения в военном вузе.

В структуру ценностных ориентаций на уровне убеждений у курсантов первого, третьего и пятого курсов вошли универсализм (т=38,6; 37,7 и 35,6), безопасность (т=28,2; 26,3 и 25,3), самостоятельность (т=25,6; 27,1 и 25,4), конформность (т=22,6; 21,1 и 20), традиции (т=22,2; 25,5 и 21,5), доброта (т=21,7; 21,8 и 20,7) и достижения (т=21,4; 21,9 и 21,6). В относительно стабильные периоды учебной деятельности (2 и 4 курсы) структуру составляли универсализм (т=30,4 и 32,7), безопасность (т=23,3 и 20,6), самостоятельность (т=22,8 и 21,7), достижения (т=18,4 и 16,3) и власть (т=16,8 и 16,4), при этом средние значения по данным конструктам ниже, чем кризисные периоды. В это время курсантам также важен тот социальный статус, которого они достигли как внутри учебной группы, так и среди офицерского и преподавательского состава.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о различиях мотивационных типов соответственно центральной цели курсантов военного института в зависимости от уровня личностного компонента жизнестойкости, так как причины мотивации различны: первокурсники ориентированы на «идеальный образ профессии», на стремление достичь учебных и профессиональных высот, а выпускники нацелены на будущую профессиональную деятельность. Как первокурсникам, так и выпускникам важно самостоятельно добиваться успеха (поступление в институт, демонстрация компетенций, контракт, адъюнктура), ощущать чувство защищенности, тем более что сфера деятельности предполагает обеспечение безопасности других; поэтому очень важно иметь условную «точку силы», которая кроется в том числе в обычаях и традициях учебной группы, военного института в целом, в самодисциплине, в отношениях офицеров к курсантам и т.д. Характерно также то, что все показатели в той или иной степени снижались от первого к пятому курсу.

На уровне поведения структура ценностных ориентаций незначительно меняется. Из индивидуальных приоритетов уходят необходимость поддерживать традиции и сдерживать потребности и действия, не соответствующие социальным ожиданиям (традиции и конформность). Такая разница означает, что напряжение, присутствующее у курсантов, исходит, с одной стороны, от образовательной среды института, от учебной группы, взаимоотношений с офицерами, а с другой -от требований и ожиданий общества и государства к получаемой профессии, а также от рассогласования «образа профессии» и социального статуса курсантов.

Ценностные ориентации выступают предикторами жизнестойкости курсантов военного вуза. Результаты исследования убедительно доказывают, что они и на индивидуальном и на социальном уровнях находятся в динамике, претерпевают изменения на протяжении всей профессиональной жизни.

Для кризисных и относительно стабильных периодов обучения характерен определенный набор ценностей, установок и мотивов, которые определяют эффективность профессиональной социализации и достижение желаемого «образа профессионала». Опираясь на результаты нашего исследования, мы приходим к выводу, что курсанты, обладающие высоким уровнем жизнестойкости, опираются в преодолении трудностей на личностные и социальные ресурсы, а также на совпадение мотивов, потребностей и ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне социального поведения.

Библиографический список

1. Варару, А. Д. Формирование ценностных ориентаций, личных перспектив и отношений у курсантов вузов ВВ МВД России: диссертация ... кандидата педагогических наук / А. Д. Варару. - Санкт-Петербург, 2007. - 168 с.

2. Жежель, Л. В. Реализация педагогических условий ценностно-ориентированного воспитания молодежи в образовательной среде военного вуза / Л. В. Жежель // Феномен человека. - 2015. - Выпуск 3. - С. 142-146.

3. Кукса, П. А. Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности: диссертация . кандидата педагогических наук / П. А. Кукса. - Владивосток, 2003. - 166 с.

4. Наливайко, Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: диссертация ... кандидата психологических наук / Т. В. Наливайко. -Челябинск, 2006. - 175 с.

5. Ромахин, А. П. Ценностные ориентации курсантов военных вузов России в современных условиях: сущность, факторы влияния и формирование: диссертация ... кандидата философских наук / А. П. Ромахин. - Москва, 2021. - 169 с.

6. Huang, C. Hardiness and stress: a critical review / С. Huang // Matern. Child. Nurs. J. - 1995. - Vol. 23. - № 3. - P. 82-89

7. Maddi, S.R. The relationship of hardiness and religiosity in depression and anger / S.R. Maddi // Consult. Psychol. J. - 2006. - Vol. 58. - P. 148-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.