Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА'

ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА / КРИЗИСНЫЕ ЭТАПЫ / ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галиев Рустам Ринатович

Статья посвящена изучению динамики отдельных компонентов жизнестойкости курсантов военного вуза. Цель исследования - проанализировать ценностносмысловой, личностный и социальный компоненты жизнестойкости с точки зрения выделения кризисных периодов и относительно стабильных этапов обучения. Представлена часть эмпирического исследования, общая выборка составила 250 юношей I-V курсов, выборка распределена равномерно. Результаты исследования доказывают, что жизнестойкость представляется комплексной характеристикой, детерминирующей процесс адаптации курсантов в учебно-профессиональной деятельности и ее компонентов. В системе обучения курсантов военного института отмечаются как кризисные, так и относительно стабильные этапы профессиональной социализации. В связи с этим требуется методическое обоснование и разработка программы развития жизнестойкости курсантов военного института и системы психологического сопровождения на каждом курсе обучения, на каждом этапе профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галиев Рустам Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF RESISTANCE OF CADETS OF A MILITARY INSTITUTE

The article studies the dynamics of individual components of the resilience of cadets of a military university. The purpose of the study is to analyze the value-semantic, personal and social components of the resilience in terms of identifying crisis periods and relatively stable stages of learning. A part of the empirical study is presented, the sample totals 250 young men in their 1-5 years of study, the sample is evenly distributed. The results of the study prove that resilience is a complex characteristic that determines the process of adaptation of cadets in educational and professional activities and its components. In the system of training cadets of the military institute, both crisis and relatively stable stages of professional socialization are noted. In this regard, a methodological justification and elaboration of a program for developing resilience in cadets of a military institute and a system of psychological support at each year of study, at each stage of their professional socialization are required.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА»

УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-75-86

ББК 88.5

ДИНАМИКА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

DYNAMICS OF RESISTANCE OF CADETS OF A MILITARY INSTITUTE

Галиев Рустам Ринатович

Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: rus.galiyev85@gmail.com

Galiev Rustam R.

Adjunct at the postgraduate course of fulltime and part-time studies, Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops E-mail: rus.galiyev85@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению динамики отдельных компонентов жизнестойкости курсантов военного вуза. Цель исследования - проанализировать ценностно-смысловой, личностный и социальный компоненты жизнестойкости с точки зрения выделения кризисных периодов и относительно стабильных этапов обучения. Представлена часть эмпирического исследования, общая выборка составила 250 юношей 1-У курсов, выборка распределена равномерно. Результаты исследования доказывают, что жизнестойкость представляется комплексной характеристикой, детерминирующей процесс адаптации курсантов в учебно-профессиональной деятельности и ее компонентов. В системе обучения курсантов военного института отмечаются как кризисные, так и относительно стабильные этапы профессиональной социализации.

Abstract. The article studies the dynamics of individual components of the resilience of cadets of a military university. The purpose of the study is to analyze the value-semantic, personal and social components of the resilience in terms of identifying crisis periods and relatively stable stages of learning. A part of the empirical study is presented, the sample totals 250 young men in their 1-5 years of study, the sample is evenly distributed. The results of the study prove that resilience is a complex characteristic that determines the process of adaptation of cadets in educational and professional activities and its components. In the system of training cadets of the military institute, both crisis and relatively stable stages of professional socialization are noted. In this regard, a

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Галиев Р. Р., 2023

В связи с этим требуется методическое обоснование и разработка программы развития жизнестойкости курсантов военного института и системы психологического сопровождения на каждом курсе обучения, на каждом этапе профессиональной социализации.

methodological justification and elaboration of a program for developing resilience in cadets of a military institute and a system of psychological support at each year of study, at each stage of their professional socialization are required.

Ключевые слова: жизнестойкость, курсанты военного института, кризисные этапы, динамика жизнестойкости, адаптация, личностные ресурсы.

Keywords: resilience, military institute cadets, crisis stages, resilience dynamics, adaptation, personal resources.

Для цитирования: Галиев Р. Р. Динамика жизнестойкости курсантов военного института // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 75-86. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-75-86.

Cite as: Galiev R. R. Dynamics of resistance of cadets of a military institute. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 75-86. DOI: 10.31862/2218-8711-20231-75-86.

Специфика военно-профессиональной деятельности требует от курсантов психологической устойчивости и высокой внутренней культуры, постоянного самосовершенствования, развития жизнестойкости, сложившихся ценностных установок.

В последнее время значительный интерес в социальной и педагогической психологии вызывает такая личностная характеристика, как жизнестойкость. Учебная и профессиональная деятельность курсантов военного института является одной из наиболее энергозатратных, динамичных, она предполагает наличие таких характеристик личности как стрессоустойчивость, толерантность к неопределенности, адаптивность.

Актуальность исследования динамики жизнестойкости курсантов военного института обусловлена рядом факторов: наличием противоречий между снижением образовательного, морально-психологического уровня курсантов и возрастанием требований к будущему офицеру, его профессионализму, снижением интереса к военной службе, низким уровнем психологической готовности выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

Жизнестойкость как интегральная характеристика личности рассматривается в работах современных зарубежных и отечественных авторов, таких как C. Huang [1], Ko-basa, S. Maddi [2], D. Khoshaba [3], D. J. Weibe [4], Л. А. Александровой [5], Т. В. Володиной [6], Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [7] и т. д.

Д. А. Леонтьев рассматривает жизнестойкость в концепции личностного потенциала и определяет ее как черту, характеризующуюся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, мерой преодоления личностью самой себя [8]. В рамках концепции жизнестойкости (S. Maddi) данный конструкт определяется как система убеждений человека о себе, о мире и отношениях с ним, позволяющих оценивать события как менее травматичные, и эффективно справляться со стрессом [9]. S. C. Kobasa рассматривает

жизнестойкость как личностную характеристику, которая выступает в качестве ресурса сопротивления стрессовым событиям жизни [10].

А. А. Земскова, рассматривая жизнестойкость курсантов вузов МЧС России, выделяет в ней пять основных компонентов: ценностно-смысловой, личностный, социальный, психофизиологический и когнитивный, детерминированных комплексом характеристик и свойств личности; устанавливает ее взаимосвязь с успешностью учебно-профессиональной деятельности [11].

Е. Г. Надежкин и Е. В. Лапкина в своем исследовании пришли к выводу о связи жизнестойкости с разнообразными психологическими характеристиками курсантов, например, с конкретными личностными чертами, такими как настойчивость, ответственность, аккуратность, предусмотрительность и т. д.; о связи жизнестойкости с сов-ладающим поведением, с психологическим благополучием личности, о неравномерности профессионального развития курсантов [12].

Вместе с тем вопросы изучения динамики жизнестойкости курсантов военного института, в частности выделения кризисных периодов и относительно стабильных этапов, возможностей преодоления учебно-профессиональных кризисов за счет личностных ресурсов, умения преодолевать трудности, способности совладать со своим поведением, то есть жизнестойкости, пока еще недостаточно освещены в психологической науке.

В статье представлена часть исследования, посвященного изучению динамики отдельных компонентов жизнестойкости курсантов военного вуза: личностного, социального и ценностно-смыслового. Эмпирическая база - Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. Общая выборка составила 250 юношей 1-У курсов, выборка распределена равномерно, по 50 курсантов на каждом курсе, средний возраст находится в диапазоне 18 лет - 22 года.

В методический комплекс вошли: тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (опросник общего психологического состояния человека), экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман), опросник «Волевые качества личности» (М. В. Чумаков), опросник ценностных ориента-ций (SVS) Ш. Шварца.

Личностный компонент жизнестойкости анализировался по данным опросника общего психологического состояния человека (рис. 1) и опросника «Волевые качества личности» (рис. 2).

Полученные данные позволяют проследить положительную динамику индекса жизненной удовлетворенности от первого к пятому курсу. Статистический анализ с помощью ^критерия Стьюдента для независимых совокупностей позволил определить ключевые показатели личностного компонента жизнестойкости (в динамике от первого к пятому курсу), к которым можно отнести следующие: индекс жизненной удовлетворенности (Ъ = -2,113, р < 0,05), интерес к жизни (Ъ = -3,0, р < 0,01), положительная оценка себя и собственных поступков (Ъ = -2,675, р < 0,05). Все эти данные отражают степень энтузиазма и увлеченность как в учебно-профессиональной, так и в повседневной

V

IV

III

6,54 I 6,78 6,48 ■ 7

32,68

4,46

5,04 5,6 I 5,7 5,18

25,98

5,14 5,48 5,16 5,1

4,28

25,16

6,42 6,34 6,1 6,68

5,38

30,92

6,5

4,86

5,9 ■ 6,36 6,42

30,04

0,0000 5,0000 10,0000 15,0000 20,0000 25,0000 30,0000

■ ОбщийФонН ■ ПолОц ■ Согласов ИПоВДЦел ИИнКЖиз ВИЖУ

35,0000

Рис. 1. Динамика показателей личностного компонента жизнестойкости курсантов 1-У курсов (ИЖУ)

Условные обозначения: ОбщийФонН - общий фон настроения; ПолОц - положительная оценка себя и собственных поступков; Согласов - согласованность между поставленными и достигнутыми целями; ПовДЦел - последовательность в достижении целей; ИнКЖиз - интерес к жизни; ИЖУ - индекс общей жизненной удовлетворенности.

жизни, оценку своих внешних и внутренних качеств. Полученные данные согласуются с мнением психологов о том, что третий курс обучения сопровождается кризисом становления будущих офицеров [13; 14]. Показатели четвертого курса демонстрируют, что у большинства курсантов в относительно стабильные периоды обучения постепенно формируются механизмы и практики, позволяющие успешно справляться с кризисом, в связи с этим крайне важна поддержка со стороны психологов и офицерского состава.

Интерпретация результатов опросника «Волевые качества личности» проводилась путем анализа девяти шкал, которые в совокупности позволяют представить картину развития волевой регуляции поведения (см. рис. 2).

По всем показателям наглядно видно снижение средних значений от первого к третьему и четвертому курсам и их относительная стабилизация к пятому курсу. Наиболее показательными в данном плане являются данные, полученные по следующим шкалам инициативность (тх = 21,48; т3 = 18,64; т5 = 20,82); решительность (тх = 17,12; т3 = 13,72 т5 = 16,46); энергичность (тх = 24,02; т3 = 19,74; т5 = 24,38) и выдержка (тх = 23,38 т3 = 18,66; т5 = 23,44). Высокие показатели по данным шкалам (I, II и V курсы) характерны для инициативных студентов с высокими лидерскими тенденциями, они хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские

II

Итог ЦелостТь □ВниматТь ЭнергТь НастТь ВыдКа ИСамТь РешТь ИнТь Ответств

176,7800

18,0000 145,5000

ЯШ

ИР

161,9600

°°9200

,,2400

00

94,0200

23,3800

^=====7 1914800

0,0000 20,0000 40,0000 60,0000 80,0000 100,0000 120,0000 140,0000 160,0000 180,0000

V

IV

III

Рис. 2. Динамика показателей личностного компонента жизнестойкости курсантов 1-У курсов (Волевые качества личности)

подходы, быстро и уверенно принимают решения, умеют контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью, они активны и энергичны, работоспособны. Однако ситуация, в которой оказываются курсанты, также влияет на динамику волевых качеств личности. Курсанты первого и второго курса ориентированы на учебную деятельность, мотивированы, а студентам пятого курса еще может быть присущ недостаточно сформированный образ себя как профессионала, поэтому они уступают первокурсникам по шкалам «решительность» и «инициативность».

Социальный компонент оценивался при помощи диагностики уровня социальной фрустрированности (рис. 3).

Данная методика считается экспресс-диагностикой, и при анализе выделялись пять основных направлений. Показательны в плане сравнительного анализа следующие критерии: удовлетворенность ближайшим социальным окружением; своим социальным статусом и своим здоровьем и работоспособностью. Критерий «удовлетворенность ближайшим социальным окружением» показал отрицательную динамику от первого к пятому курсу (тх = 1,4217; т5 = 1,2450, t = 1,463), положительную динамику от первого к третьему и четвертому курсам (т3 = 1,5450; т4 = 1,5200). Данные по показателям «удовлетворенность своим социальным статусом» (тх = 1,425; т2 = 1,5050; т3 = 1,5050; т4 = 1,55; т5 = 1,3050) и «удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью» (тх = 1,365; т2 = 1,405; т3 = 1,485; т4 = 1,595; т5 = 1,265) относительно стабильные на первых четырех курсах снижаются к пятому. Полученные результаты также согласуются

1,6050

1,3650

1,4550 1,4250 1,4217 1,4050 1,4151

0,0000 0,2000 0,4000 0,6000 0,8000 1,0000 1,2000 1,4000

■ УдЗдиР ■ УдСЭП иУдССтат иУдБлСОкр ИВзсРиБл ИУСФ

1,6000

1,8000

2,0000

5

4

3

2

1

Рис. 3. Динамика показателей социального компонента жизнестойкости курсантов 1-У курсов

Условные обозначения: УдЗдиР - удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью; УдСЭП -удовлетворенность социально-экономическим положением, УдССтат - удовлетворенность своим социальным статусом, УдБлСОкр - удовлетворенность ближайшим социальным окружением; ВзсРиБл - удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими; УСФ - уровень социальной фрустрированности.

с данными эмпирических исследований, от первого к третьему курсу студенческая группа становится более сплоченной, курсанты адаптируются к условиям обучения, к преподавательскому и офицерскому составу и его требованиям, а пятикурсники ориентированы на дальнейшую профессиональную деятельность, испытывают чувство неопределенности, хотя они являются самыми старшими курсантами, но пока еще не являются настоящими профессионалами.

Ценностно-смысловой компонент жизнестойкости анализировался по опроснику ценностных ориентаций (SVS) Ш. Шварца (табл. 1).

Данная методика позволяет рассмотреть структуру ценностных ориентаций курсантов с двух сторон: на уровне убеждений (как абстрактные идеалы) и на уровне поведения (индивидуальных приоритетов).

В структуру ценностных ориентаций на уровне убеждений у курсантов первого, тре -тьего и пятого курсов вошли универсализм (т = 38,6; 37,7 и 35,6), безопасность (т = 28,2; 26,3 и 25,3), самостоятельность (т = 25,6; 27,1 и 25,4), конформность (т = 22,6; 21,1 и 20), традиции (т = 22,2; 25,5 и 21,5), доброта (т = 21,7; 21,8 и 20,7) и достижения (т = 21,4; 21,9 и 21,6). В относительно стабильные периоды учебной деятельности (II и IV курсы) структуру составляли универсализм (т = 30,4 и 32,7), безопасность (т = 23,3 и 20,6), самостоятельность (т = 22,8 и 21,7), достижения (т = 18,4 и 16,3) и власть (т = 16,8 и 16,4), при этом средние значения по данным конструктам ниже, чем в кризисные периоды.

Таблица 1

Показатели ценностно-смыслового компонента жизнестойкости курсантов курсов

Ценности на уровне нормативных идеалов Б Значимость ^кри-терий Ценности на уровне индивидуальных приоритетов Б Зна-чи-мость ^крите-рий

Конформность 0,029 0,864 -0,024 Конформность 0,600 0,441 -0,483

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиции 0,011 0,917 -0,104 Традиции 0,019 0,892 -1,707

Доброта 0,257 0,614 0,688 Доброта 1,236 0,269 -0,105

Универсализм 1,617 0,207 -0,769 Универсализм 2,564 0,113 -0,984

Самостоятельность 0,045 0,832 0,650 Самостоятельность 2,524 0,115 -0,033

Стимуляция 0,382 0,538 -0,869 Стимуляция 4,269 0,041 -2,655

Гедонизм 0,029 0,865 0,238 Гедонизм 0,108 0,743 -0,067

Достижения 0,080 0,777 1,447 Достижения 0,038 0,847 -0,734

Власть 0,430 0,513 0,247 Власть 0,513 0,475 -0,653

Безопасность 2,688 0,104 1,432 Безопасность 0,000 0,992 1,276

В это время курсантам также важен тот социальный статус, которого они достигли как внутри учебной группы, так и среди офицерского и преподавательского состава.

Полученные данные свидетельствуют о высокой мотивации курсантов военного института, но ее причины могут быть различны, так, первокурсники ориентированы на «идеальный образ профессии», на стремление достичь учебных и профессиональных высот, в то время как выпускники нацелены на будущую профессиональную деятельность. Как первокурсникам, так и выпускникам важно самостоятельно добиваться успеха (поступление в институт, демонстрация компетенций, контракт, адъюнктура), ощущать чувство защищенности, тем более что сфера деятельности предполагает обеспечение безопасности других, поэтому очень важно иметь условную «точку силы», которая кроется в том числе в обычаях и традициях учебной группы, военного института в целом, в самодисциплине, в отношениях офицеров к курсантам. Характерно также то, что все показатели в той или иной степени снижались от первого к пятому курсу.

На уровне поведения структура ценностных ориентаций незначительно меняется, из индивидуальных приоритетов уходят необходимость поддерживать традиции и сдерживать потребности и действия, не соответствующие социальным ожиданиям (тра -диции и конформность). Такая разница означает, что напряжение, которое присутствует у курсантов, с одной стороны, исходит от образовательной среды института, от учебной группы, взаимоотношений с офицерами, а с другой - от требований и ожиданий общества и государства к получаемой профессии, а также от рассогласования «образа профессии» и наличного социального статуса курсантов. В связи с этим так важно организовывать систему психологического сопровождения курсантов на кризисных этапах обучения, направленную на адаптацию к учебно-профессиональной деятельности, на развитие таких личностных качеств, как толерантность к неопределенности, стрессо-устойчивость, на формирование моральных и нравственных нормативов.

Взаимосвязь жизнестойкости и критериев профессиональной адаптации курсантов

Корреляции

Оценка себя и собственных поступков Ответственность Инициативность Решительность Самостоятельность Выдержка Настойчивость Энергичность Внимательность Целостность Итог

Уровень социальной фрустрнрованностн Корреляция Пирсона -0,39" -0,32" -0,38" -0,30" -0,14* -0,32** -0,29** -0,37** -0,29** -0,45** -0,39**

Знач. 0,00 0,00 0,00 0,00 0,022 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Удовлетворенность ближайшим социальным окружением Корреляция Пирсона -0,37" -0,32" -0,36" -0,28" -0,13* -0,32** -0,28** -0,39** -0,28** -0,44** -0,38**

Знач. 0,00 0,00 0,00 0,00 0,034 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Удовлетворенность своим социальным статусом Корреляция Пирсона -0,35" -0,30" -0,35" -0,26" -0,09 -0,28** -0,28** -0,34** -0,28** -0,39** -0,35**

Знач. 0,00 0,00 0,00 0,00 0,139 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью Корреляция Пирсона -0,40" -0,33" -0,41" -0,33" -0,19** -0,35** -0,30** -0,39** -0,31** -0,46** -0,41**

Знач. 0,00 0,00 0,00 0,00 0,003 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Ответственность Корреляция Пирсона 0,38" 1,00 0,56" 0,58" 0,55** 0,74** 0,69** 0,77** 0,72** 0,79** 0,86**

Знач. 0,00 - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Инициативность Корреляция Пирсона 0,36" 0,56" 1,00 0,63" 0,43** 0,55** 0,58** 0,60** 0,53** 0,65** 0,74**

Знач. 0,00 0,00 - 0,00 0,00 0,0 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Решительность Корреляция Пирсона 0,22" 0,58" 0,63" 1,00 0,67** 0,64** 0,68** 0,70** 0,62** 0,56** 0,81**

Знач. 0,00 0,00 0,00 - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Выдержка Корреляция Пирсона 0,33" 0,74" 0,55" 0,64" 0,65** 1,00 0,70** 0,74** 0,73** 0,72** 0,87**

Знач. 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 - 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Примечания: ** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Статистическим методом корреляционного анализа определили взаимосвязь компонентов жизнестойкости и основных ее показателей (табл. 2).

Все компоненты жизнестойкости курсантов военного института взаимосвязаны между собой. Большее количество двусторонних связей фиксируется между личностным и социальным компонентами. Например, отмечается, что низкие показатели уровня социальной фрустрированности, удовлетворенность ближайшим социальным окружением, своим социальным статусом, своим здоровьем и работоспособностью (социальный компонент), согласуются с низкими значениями по показателю «самостоятельность», что свидетельствует о внушаемости курсантов, зависимости от мнения одногруппников (1-11 курсы), профессорско-преподавательского и офицерского состава (Ш-У курсы), а также о необходимости психологической поддержки и организации системы сопровождения.

Аналогичная зависимость касается и мотивационно-ценностного компонента жизнестойкости. От того, на каком этапе учебно-профессионального самоопределения (кризисный или относительно стабильный) находятся курсанты, зависит то, на какой из компонентов жизнестойкости будет направлена система сопровождения. В кризисные этапы необходимо апеллировать к личностному и мотивационно-ценностному компонентам, а в относительно стабильные периоды - к социальному, что согласуется с уже имеющимися экспериментальными данными, а результаты, полученные на выборке курсантов военного института, обогатят педагогическую и социальную психологию.

Результаты проведенного анализа позволяют говорить о том, что жизнестойкость представляется комплексной характеристикой, детерминирующей процесс адаптации курсантов в учебно-профессиональной деятельности и ее компонентов.

Структуру жизнестойкости курсантов военного института составляют личностный, социальный и мотивационно-ценностный компоненты, которые динамично развиваются и видоизменяются в целостном образовательном процессе.

1. Личностный компонент жизнестойкости представлен совокупностью индивидуально-психологических характеристик курсантов военного института: интерес к жизни, увлеченное отношение к учебной и профессиональной деятельности, а также системой волевых качеств (инициативность; решительность; энергичность и выдержка). Отмечается положительная динамика индекса жизненной удовлетворенности от первого к пятому курсу, а также снижение средних значений от первого к третьему и четвертому курсам и их относительная стабилизация к пятому курсу.

2. Социальный компонент жизнестойкости представлен системой взаимоотношений внутри студенческих групп, с преподавательским и офицерским составом, ближайшим социальным окружением. Данный компонент демонстрирует отрицательную динамику от первого к пятому курсу и положительную динамику от первого к третьему и четвертому курсам, что согласуется с данными эмпирических исследований, посвященных выделению кризисных этапов образовательного процесса.

3. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя мотивы, потребности и ценности курсантов на уровне нормативных идеалов и на уровне социального поведения. Полученные средние значения по данному компоненту ниже на относительно

стабильных этапах обучения, чем в кризисные периоды. Структура ценностных ориен-таций идентична в двух группах: у студентов первых, третьих, пятых курсов, и у студентов вторых, четвертых курсов.

4. Все компоненты жизнестойкости взаимосвязаны между собой. От периода учебно-профессиональной деятельности - кризисного или относительно стабильного - зависит то, на какой из компонентов жизнестойкости будет направлена система сопровождения. В кризисные этапы приоритет отдается личностному и мотивационно-ценностному компонентам, а в относительно стабильные периоды - социальному. Это необходимо будет учитывать при организации системы психологического сопровождения курсантов военного института.

В системе обучения курсантов военного института отмечаются как кризисные, так и относительно стабильные этапы профессиональной социализации. Третий курс обучения сопровождается кризисом становления будущих офицеров, в его условиях курсанты личностно растут и ищут субъективно значимые смыслы приобретаемой профессии. В связи с этим крайне важно организовать систему психологического сопровождения, которая будет включать в себя, в том числе и личностную поддержку со стороны офицерского и профессорско-преподавательского состава, психологов. Курсанты, у которых не сформированы механизмы и практики, позволяющие преодолевать кризисные этапы, подвергаются риску несформированности образа себя как профессионала.

Сформированная у курсантов военных институтов жизнестойкость как компетенция, стоящая на одном уровне с адаптивностью и совладанием со стрессом, будет особенно актуальна и востребована в условиях прохождения кризисных этапов образования, в условиях неопределенности, когда отсутствуют готовые и единственно верные модели преодоления проблем и трудностей. Жизнестойкость и ее компоненты динамичны, они перестраиваются и претерпевают изменения на протяжении всей учебно-профессиональной жизни курсантов. В связи с этим требуется методическое обоснование и разработка Программы развития жизнестойкости курсантов военного института и системы психологического сопровождения на каждом курсе обучения, на каждом этапе профессиональной социализации. Это одно из самых перспективных направлений в социальной психологии.

Список литературы

1. Huang C. Hardiness and stress: a critical review // Matern. Child. Nurs. J. 1995. Vol. 23, No. 3. P. 82-89.

2. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study // J. Pers. Soc. Psychol. 1982. Vol. 42, No. 1. P. 168-177.

3. The relationship of hardiness and religiosity in depression and anger / S. R. Maddi, M. Brow, D. M. Khoshaba, M. Vaitkus // Consult. Psychol. J. 2006. Vol. 58, No. 3. P. 148-161.

4. Wiebe D. J., Williams P. G. Hardiness and health: a social psychophysiological perspective on stress and adaptation // J. Soc. Clin. Psychol. 1992. Vol. 11, No. 3. P. 238-262.

5. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово, 2004. Вып. 2. С. 82-90.

6. Володина Т. В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций: моногр. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО. 2011. 202 с.

7. Леонтьев Д. А. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

9. Maddi S. R., Kobasa S. C. The hardy executive: health under stress. Homewood: Dow-Jones Irwin. 1984. 131 p.

10. Kobasa S. C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // J. Pers. Soc. Psychol. 1979. Vol. 37, No. 1. P. 1-11.

11. Земскова А. А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России: дис. ... канд. психол. наук. Владивосток, 2019. 166 с.

12. Надежкин Е. Г., Лапкина Е. В. Сочетая теорию и практику пути повышения жизнестойкости будущих офицеров (по материалам лонгитюдного исследования) // Вестник военного образования. 2020. № 6 (27). С. 61-65.

13. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости / Л. А. Головей, Н. А. Александрова, М. В. Данилова [и др.] // Вестник СПбГУ. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 31-39.

14. Манукян В. Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Социология. 2012. № 3. С. 62-69.

References

1. Huang C. Hardiness and stress: a critical review. Matern. Child. Nurs. J. 1995. Vol. 23, No. 3, pp. 82-89.

2. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: a prospective study. J. Pers. Soc. Psychol. 1982, Vol. 42, No. 1, pp. 168-177.

3. Maddi S. R., Brow M., Khoshaba D. M., Vaitkus M. The relationship of hardiness and religiosity in depression and anger. Consult. Psychol. J. 2006, Vol. 58, No. 3, pp. 148-161.

4. Wiebe D. J., Williams P. G. Hardiness and health: a social psychophysiological perspective on stress and adaptation. J. Soc. Clin. Psychol. 1992, Vol. 11, No. 3, pp. 238-262.

5. Aleksandrova L. A. K kontseptsii zhiznestoykosti v psikhologii. In: Sibirskaya psikhologiya segodnya. Coll. of scient. papers. Kemerovo, 2004. Iss. 2, pp. 82-90.

6. Volodina T. V. Zhiznestoykost kak resurs preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsiy: monogr. Ulyanovsk: OGBOU DPO UIPKPRO. 2011. 202 p.

7. Leontiev D. A. Zhiznestoykost kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika. Moscow: Smysl, 2011. 680 p.

8. Leontiev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy realnosti. Moscow: Smysl, 2003. 487 p.

9. Maddi S. R., Kobasa S. C. The hardy executive: health under stress. Homewood: Dow-Jones Irwin. 1984. 131 p.

10. Kobasa S. C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness. J. Pers. Soc. Psychol. 1979, Vol. 37, No. 1, pp. 1-11.

11. Zemskova A. A. Psikhologicheskaya otsenka i korrektsiya zhiznestoykosti kursantov vuzov MChS Rossii. PhD dissertation (Psychology). Vladivostok, 2019. 166 p.

12. Nadezhkin E. G., Lapkina E. V. Sochetaya teoriyu i praktiku puti povysheniya zhiznestoykosti budushchikh ofitserov (po materialam longityudnogo issledovaniya). Vestnik voennogo obrazovaniya. 2020, No. 6 (27), pp. 61-65.

13. Golovey L. A., Aleksandrova N. A., Danilova M. V. et al. Krizisy professionalnogo razvitiya i resursy lichnosti v periody yunosti i ranney vzroslosti. Vestnik SPbGU. Ser. 16: Psikhologiya. Pedagogika. 2013, No. 2, pp. 31-39.

14. Manukyan V. R. Spetsifika krizisov professionalnogo razvitiya na raznykh etapakh obucheniya v vuze. Vestnik SPbGU. Ser. 12: Sotsiologiya. 2012, No. 3, pp. 62-69.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 07.10.2022 The article was received on 07.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.