Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как основа правового и гражданского сознания сотрудников полиции'

Ценностные ориентации как основа правового и гражданского сознания сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / правовое сознание / гражданское сознание / сотрудники полиции / профессиональная система / value orientations / legal consciousness / civic consciousness / police officers / professional system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

Проанализированы сущность и содержание ценностных ориентаций как основы правосознания личности. Представлены результаты исследования уровня правового и гражданского сознания, а также психологических особенностей ценностных ориентаций сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations as the basis of the legal and civil consciousness of police officers

The essence and content of value orientations as the basis of a person’s legal consciousness are analyzed. The results of the study of the level of legal and civil consciousness, as well as the psychological characteristics of the value orientations of police officers are presented.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как основа правового и гражданского сознания сотрудников полиции»

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-263-268 EDN: https://elibrary.ru/nfrkig NIION: 2003-0059-4/23-769 MOSURED: 77/27-003-2023-04-968

Ценностные ориентации как основа правового и гражданского сознания сотрудников полиции

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Татьяна Александровна Хрусталева2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, czvetkov_slava@inbox.ru,

ORCID: 0000-0002-4692-8045

2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево,

Россия, khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

Аннотация. Проанализированы сущность и содержание ценностных ориентаций как основы правосознания личности. Представлены результаты исследования уровня правового и гражданского сознания, а также психологических особенностей ценностных ориентаций сотрудников полиции.

Ключевые слова: ценностные ориентации, правовое сознание, гражданское сознание, сотрудники полиции, профессиональная система

Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Ценностные ориентации как основа правового и гражданского сознания сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 263-268. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-263-268. EDN: NFRKIG.

Original article

Value orientations as the basis of the legal and civil consciousness of police officers

Viacheslav L. Tsvetkov1, Tatiana A. Khrustateva2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, czvetkov_slava@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-4692-8045

2 Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia, khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

Abstract. The essence and content of value orientations as the basis of a person's legal consciousness are analyzed. The results of the study of the level of legal and civil consciousness, as well as the psychological characteristics of the value orientations of police officers are presented.

Keywords: value orientations, legal consciousness, civic consciousness, police officers, professional system For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A. Value orientations as the basis of the legal and civil consciousness of police officers. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):263-268. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-263-268. EDN: NFRKIG.

В современных условиях к правосознанию сотрудников полиции предъявляются повышенные требования, поскольку от уровня правовой компетентности зависит их готовность участвовать в укреплении законности и правопорядка. Необходимость изучения особенностей правосознания определяется также целями развития духовного мира личности, так как правовая компетентность — важнейшая составляющая общей культуры человека [4, с. 3-5].

Актуальность темы исследования определена тем,

что особенности гражданского и правового сознания сотрудников органов внутренних дел напрямую влияют на уровень профессионализма в служебной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел являются представителями той группы в обществе, которой не свойственно субъективное изменение гражданского и правового сознания, в связи с тем, что они являются прямым олицетворением власти государства. Как правило, на становление правового и гражданского сознания влияет процесс социализации

© Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., 2023

и те установки, которые были приобретены в процессе жизнедеятельности личности. Но в то же время, несмотря на имеющиеся ценностные установки на момент поступления на службу, они могут измениться под влиянием дисциплины, прививаемой в течение обучения и профессиональной подготовки. Этот процесс изменения и влияния ценностных установок на гражданское и правовое сознание требует изучения.

Ценностные ориентации представляют собой особый комплекс установок личности, который образуется на основе ее мотивов, целей, потребностей и предпочтений. Ценностные ориентации проявляются во взаимосвязи с мировоззрением, позволяя личности сформировать субъективную позицию относительно окружающей действительности. Отсюда следует, что ценностные ориентации лежат в основе как правового, так и гражданского сознания. Именно ценностные установки личности обусловливают направленность

личности по отношению к гражданственности, а также к правовой действительности.

С целью изучения уровня развития правового и гражданского сознания и особенностей ценностных ориентаций сотрудников полиции, нами было проведено исследование, котором приняли участие 60 человек, из них 30 курсантов образовательных организаций МВД России, 30 сотрудников территориальных органов МВД России. Возраст респондентов составил от 18 до 45 лет. Стаж службы — от 1 до 15 лет.

Для получения актуальных данных об уровне правового и гражданского сознания у курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников, проходящих службу непосредственно в территориальных органах внутренних дел, мы использовали тест правового и гражданского сознания Л. А. Ясюковой. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования уровней развития правового сознания у курсантов и сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел

Анализ полученных данных показывает, что у большей части (68 %) обследованных курсантов уровень правового сознания находится на среднем уровне, тогда как среди сотрудников органов внутренних дел такой уровень развития правосознания был выявлен у 52 %. Это означает, что у большинства респондентов обеих групп правосознание сформировано неполностью, не имеется четкого понимания о сущности правовой сферы.

Примерно треть опрошенных респондентов обеих групп (28 % курсантов и 32 % сотрудников террито-

риальных органов внутренних дел) показали хороший уровень сформированности правосознания, означающий, что личность имеет представление о сущности права и его влиянии на жизнедеятельность человека и другие общественные процессы. Такой человек не будет склонен к нарушению установленных правил и требований, хорошо исполняет свои обязанности, так как понимает их содержание, а также не требует повышенного внимания к себе. В достаточной степени развито чувство долго, имеется понимание о наличии разного понимания мира, которое им не отрицается и

не критикуется.

Высокий уровень правосознания был выявлен у 26 % обследованных курсантов и 44 % обследованных сотрудников органов внутренних дел. У этой категории респондентов правосознание сформировано полностью, они осознают необходимость правового регулирования жизни общества. Респонденты этой группы надежны в деловых отношениях, проявляют стремление к выполнению правил и договорных обязательств даже вопреки собственному отношению и пониманию ситуации, способны корректно взаимодействовать с широким кругом людей.

Небольшое количество курсантов (8 %) и сотрудников органов внутренних дел (4 %) показали низкий уровень развития правового и гражданского сознания,

что позволяет их охарактеризовать как отрицательно относящихся к самому принципу формального законодательного регулирования отношений. Эта группа респондентов ориентирована в основном на морально-нравственные нормативы и только в том варианте, который признается ими лично; они склонны действовать, исходя из собственных соображений, мнений, понимания ситуации; поступают так, как сами считают правильным. Сопутствующими характеристиками являются безынициативность, но требовательность к окружающим.

Сравнение результатов тестирования по методике оценки правового и гражданского сознания позволило установить значимые различия (при р<0,05) между значениями групп по двум шкалам из четырех (таблица 1).

№ Сферы правосознания Сотрудники территориальных подразделений органов внутренних дел (M±s) Курсанты образовательных организаций МВД России (M±s) P<

1. Общий уровень правосознания* 16,82±3,19 14,54±3,8 0,01

2. Бытовая сфера* 6,86±1,25 5,28±1,82 0,001

3. Деловая сфера 4,31±2,59 4,16±2,13 -

4. Гражданская сфера 3,44±1,19 3,75±1,92 -

5. Правовые знания* 6,62±1,5 4,76±1,84 0,001

Таблица 1.

Сравнение значений показателей уровня правосознания группы курсантов и сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел

* Статистически значимые различия между группами при p<0,05

Выяснилось, что курсанты обладают более низким общим уровнем правосознания по сравнению с действующими сотрудниками территориальных органов внутренних дел. Низкие значения по шкале «бытовая сфера правосознания» свидетельствуют о том, что курсанты склонны к эмоциональной оценке вы-

сказываний и поступков людей, могут проявлять конфликтность в межличностных отношениях.

Проведенное сравнение позволило установить значимые различия между данными группами по шкалам - «общий уровень правосознания» и «правовые знания».

Рис. 2. Значимые различия показателей правосознания группы курсантов и группы сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел

* Статистически значимые различия между группами при р<0,05

Из рисунка 2 видно, что курсанты и сотрудники с низким уровнем правосознания продемонстрировали также более низкие баллы по шкале «правовые знания». Более низкие баллы по уровню правовых знаний курсантов свидетельствуют о том, что курсанты хуже осведомлены о законодательном регулировании, что возможно связано с общей личностной инфантильностью или узостью интересов, которые не охватывают социально-политическую сферу.

Бытовая также недостаточна развита у таких курсантов, в связи с чем может наблюдаться повышенная конфликтность, непонимание и непринятие наличия противоположной позиции относительно тех или иных ценностей в жизни. То понимание мира, которое сложилось у курсанта за время его жизни, считается им единственно верным и правомерным, тогда как другие отрицаются. Отсюда критическое отношение к манере поведения и увлечений других, противоположно отличающихся от его собственного. Такими курсантами движет эмоциональная составляющая, поэтому они не могут рационально относиться к событиям в жизни и высказываниям, которые они не считают правильными. Такие люди часто наделяют отрицательными характеристика тех, кто не разделяет

их точку зрения.

Низкий уровень сформированности гражданского сознания говорит об инфантильности человека, предрасположенному к конформизму, и нежелании самостоятельно действовать и проявлять инициативу в различных жизненных ситуациях. Как правило, такой личности свойственна требовательность к другим, так как те будут обязаны предоставлять ему необходимое для жизни, желание, чтобы кто-то обеспечивал все нужды. Такое свойство влияет на развитие чувства долга у личности, отсутствие вины за невыполнение чего-либо, так как это может быть ему предоставлено.

Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что курсанты обладают более низким общим уровнем правосознания по сравнению с действующими сотрудниками территориальных органов внутренних дел. Курсанты склонны более эмоционально, а не рационально оценивать высказывания и поступки людей, могут проявлять конфликтность в межличностных взаимоотношениях, демонстрируют более низкий уровень правовых знаний.

Далее респондентам было предложено пройти тестирование по опроснику терминальных ценностей (ОТеЦ). Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования терминальных ценностей курсантов и сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел

Представленные результаты показывают, что с возрастом и стажем службы терминальные ценности начинают изменяться. У курсантов в структуре терминальных ценностей доминируют такие как: развитие себя, креативность, сохранение индивидуальности и активные социальные контакты. Такие ценности мож-

но отнести к блоку гуманистической направленности, ценностям духовно-нравственного содержания.

У сотрудников территориальных органов внутренних дел доминируют ценности прагматической направленности, такие как высокое материальное положение, семейная жизнь. Высокая значимость данных ценност-

ных сфер означает, что для человека все, что связано с жизнью его семьи, является особо значимым, он отдает много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие в семье. Высокая значимость для человека его материального благополучия свидетельствует о том, что данных лиц характеризует высокое стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием поддержания собственной

значимости, повышения самооценки и удовлетворения эгоистично-престижных потребностей.

Необходимо отметить, что показатели профессиональной жизни, собственного престижа, духовного удовлетворения находятся на примерно одинаковом среднем уровне, как у курсантов, так и у сотрудников территориальных органов внутренних дел.

Сравнение показателей ценностных сфер исследуемых групп позволило выделить значимые различия между группой курсантов и сотрудников территориальных подразделений МВД России (таблица 2).

Таблица 2.

Сравнение значений показателей ценностных сфер группы курсантов и сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел

№ Ценности Курсанты образовательных организаций МВД России (M±s) Ранг Сотрудники территориальных подразделений органов внутренних дел (M±s) Ранг P<

1 Сфера профессиональной жизни 5,79±1,62 4 5,92±2,1 2 -

2 Сфера обучения и образования 5,96±2,35 1 5,71±3,0 5 -

3 Сфера семейной жизни* 6,75±1,87 5 7,63±1,98 1 0,05

4 Сфера общественной жизни 7,58±1,72 3 8,17±1,9 4 -

5 Сфера увлечений* 5,41±2,45 2 6,86±2,24 3 0,01

* Статистически значимые различия между группами при p<0,05

Установлено, что для сотрудников территориальных подразделений органов внутренних дел более высокой ценностной сферой является сфера семейной жизни и сфера профессиональной жизни. Сфера семейного благополучия обеспечивает общую направленность личности на стремление к максимальному обеспечению благополучия своей семьи. Значимость семейных ценностей определяет то, что человек много сил и времени отдает решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие и безопасность семьи. При этом сотрудники также ориентированы на реализацию себя в профессиональной деятельности, активно включены в решение профессиональных задач.

Высокая значимость для курсантов сферы обучения и образования и сферы увлечений также закономерна и отражает стремление респондентов к повышению уровня своей образованности, расширению общего кругозора. При этом курсанты свободное от учебы время отдают своему увлечению и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.

Данные результаты показывают, что в процессе службы и взросления важность некоторых ценностей, таких как развитие себя, сохранение индивидуальности, общественная жизнь, обучение и образование снижается и переходит в другие, такие как семейная и профессиональная жизнь, а также духовное удовлетворение.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие правового сознания детерминировано внешними

объективными условиями и внутренними личностными факторами, индивидуальными, психофизиологическими, возрастными особенностями, социально-культурным уровнем личности. Особую роль в этом процессе играют ценностные ориентации, которые, находясь в структуре мотивационной сферы личности, определяют ее избирательность и активность в правовой системе.

Развитие правосознания осуществляется одновременно с развитием личности курсантов. Успех зависит от особенностей служебной деятельности, их ценностных ориентаций, интересов, потребностей, мотивации, отношения к учебе и т. д.

Библиографический список

1. Жигулин А. А., Кручинин В. Н., Горбунова Я. П. Формирование правовой компетентности специалиста высшего профессионального образования : монография. Воронеж, 2013. 152 с.

2. Красник В. С., Евстафеева Е. А. Психолого-правовой подход к изучению структуры правосознания // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296). С. 20-25.

3. Кучерявенко И. А. Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведений МВД к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко, С. В. Шкилев, Е. И. Зи-борова // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 1086-1088.

4. Муслумов Р. Р. Правовое сознание личности : [учеб. пособие] / Р. Р. Муслумов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федерал. унт. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. 84 с.

5. Пономарева И. В. Формирование профессионального правосознания студентов-юристов как основа национальной идеи России // Право и образование. 2001. № 3. С. 106-111.

6. Родин В. Ф. Некоторые психолого-педагогические проблемы совершенствования обучения в вузах МВД Российской Федерации: теоретико-методологический аспект / В. Ф. Родин // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности : состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты : И. Н. Медведев, А. С. Осипова. 2018. С. 344-353.

7. Цветков В. Л., Федотов А. Ю., Хрусталева Т. А., Николаева Ю. В., Скворцова Е. В. Психологическая подготовка сотрудников полиции : учебное пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 55 с.

8. Чакрян А. К. Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности // Гуманизация образования. 2010. № 2. С. 97-105.

Bibliographic list

1. Zhigulin A. A., Kruchinin V. N., Gorbunova Ya. P. Formation of legal competence of a specialist of higher professional education : monograph. Voronezh, 2013. 152 p.

2. Krasnik V. S., Evstafeeva E. A. Psychological and legal approach to the study of the structure of legal

consciousness // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2013. № 5 (296). P. 20-25.

3. Kucheryavenko I. A. The problem of motivational readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs for professional activity / I. A. Kucheryavenko, S. V. Shkilev, E. I. Ziborova // Young scientist. 2015. № 24 (104). P. 1086-1088.

4. Muslumov R. R. Legal consciousness of the individual : [studies. manual] / R. R. Muslumov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal univ. Yekaterinburg : Ural Univ. Publishing House, 2013. 84 p.

5. Ponomareva I. V. Formation of professional legal consciousness of law students as the basis of the national idea of Russia // Law and Education. 2001. № 3. P. 106-111.

6. Rodin V. F. Some psychological and pedagogical problems of improving education in universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: theoretical and methodological aspect / V. F. Rodin // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity : state and prospects : collection of scientific papers of the II International Conference / Reviewers : I. N. Medvedev, A. S. Osipova. 2018. P. 344-353.

7. Tsvetkov V. L., Fedotov A. Yu., Khrustaleva T. A., Nikolaeva Yu. V., Skvortsova E. V. Psychological training of police officers : textbook. Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2018. 55 p.

8. Chakryan A. K. Psychological essence of legal consciousness of subjects of legal activity // Humanization of education. 2010. № 2. P. 97-105.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.