Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / лидерство / лидерско-коммуникативная компетентность / ценность / ценностные ориентации / cadet / leadership / leadership and communicative competence / value / value orientations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Шапорев Александр Александрович

В статье представлен краткий обзор взглядов исследователей российской педагогики и психологии на теоретические основы понятий «ценности» и «ценностных ориентаций личности». Описываются экспериментальная констатирующая диагностика и результаты эмпирических исследований ценностных ориентаций курсантов военного вуза. Представлен вывод, что развития активной позиции при ориентировании на ценности управленческой деятельности и эффективного командного взаимодействия в ходе обучения, являются основой формирования лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Шапорев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AS THE BASIS OF FORMATION LEADERSHIP-COMMUNICATION COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

The results of empirical research on the diagnosis of value orientations of cadets of a military university are described. The conclusion is presented that the development of an active position while focusing on the values of managerial activity and effective team interaction in the course of training are the basis for the formation of leadership and communicative competence of cadets of a military university.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Долинина Ирина Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь), e-mail: professordolinina@mail.ru

Шапорев Александр Александрович

Адъюнкт, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь), e-mail: Shaporev.a89@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-84-89 Аннотация:

В статье представлен краткий обзор взглядов исследователей российской педагогики и психологии на теоретические основы понятий «ценности» и «ценностных ориентаций личности».

Описываются экспериментальная констатирующая диагностика и результаты эмпирических исследований ценностных ориентаций курсантов военного вуза.

Представлен вывод, что развития активной позиции при ориентировании на ценности управленческой деятельности и эффективного командного взаимодействия в ходе обучения, являются основой формирования лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

Ключевые слова: курсант, лидерство, лидерско-коммуникативная компетентность, ценность, ценностные ориентации.

VALUE ORIENTATIONS AS THE BASIS OF FORMATION LEADERSHIP-COMMUNICATION COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Dolonina Irina Gennadievna

Doctor of Pedagogics, Professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm), e-mail: professordolinina@mail.ru

Shaporev Alexander Alexandrovich

Adjunct, Perm National Research Polytechnic University (Perm), e-mail: Shaporev. a89@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-84-89

Abstract:

The results of empirical research on the diagnosis of value orientations of cadets of a military university are described.

The conclusion is presented that the development of an active position while focusing on the values of managerial activity and effective team interaction in the course of training are the basis for the formation of leadership and communicative competence of cadets of a military university.

Keywords: cadet, leadership, leadership and communicative competence, value, value orientations.

Проблема понимания смыслов и ценностей, так же как формирования ценностных ориентаций в образовании остается «вечной» и актуальной во все времена, поэтому мыслители различных наук вновь и вновь обращаются к конкретизации.

В результате работы научной школы «Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития» выработано понимание, что «ценностно-смысловые ориентации - это преобразование образовательного процесса на основе выявленных ценностей /идеалов и путей их достижения/ с целью формирования искомого уровня интегральных характеристик личности и профессиональных свойств обучающихся» [1].

Определено, что смысл образуется из тематики исследования, и в данном случае это формирование лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

Представлена часть исследовательской работы, касающаяся ценностей и ценностных ориентаций, так как в настоящее время происходит глобальная переоценка ценностей и ценностных ориентаций личности в обществе. Ранее сформированные ценности и ценностные ориентации, которые являлись общепринятыми в обществе и государстве подвергаются переоценке и изменению.

Именно поэтому, формирование ценностных ориентаций у курсантов военного вуза должно способствовать успешному выполнению возложенных на подразделения Росгвардии задач по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем с развитием технологического процесса, изменениями, происходящими в политической, экономической, культурной и духовных сферах общества происходит переоценка смыслов жизни, что напрямую влияет на формирование ценностей личности.

Рассматривая ценности и обобщая их значение, можно сказать, что в истории они зародились как духовная основа, которая помогает человеку переживать и преодолевать трудности в различных жизненных ситуациях. В структуре ценностей выделяем нормы, оценки, идеалы.

Теоретические концепции различных исследователей во второй половине XX века определяют психологическую природу ценностей через понятия «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности» [2].

В работах многих отечественных исследователей (Г.Е. Залесского, Н.И. Непомнящей, С.С. Бубновой и др.) ценности личности понимаются как система, которая связана с мотивационно-потребностной сферой личности, ее мировоззрением, на основе которых осуществляется регулирование поведения человека в обществе.

Психологическое личностное значение ценностей определяет Б.А. Ананьев - «это переживания, отношения» [3], с позиции Б.В. Зейгарник и Б.С. Братуся, «ценность - это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни» [4].

В Большой психологической энциклопедии ценности определяются как «то, что важно и мотивирует человека в жизни» [5].

Значимыми компонентами действительности, характеризующими потребности и интересы человека А.Г. Рунова определяет ценности. В свою очередь, ценностные ориентации по ее мнению, являются главным звеном внутренней структуры личности, которые формируются в процессе жизни и определяют ее важность.

Ценности обеспечивают устойчивость личности, определяют направленность ее развития и составляют основу ее отношения к окружающему миру, людям, к себе самому, формируют мировоззрение и ядро мотивации жизнедеятельности человека. Иными словами, ценности формируют идеалы, побуждают человека к действиям.

В вопросе ценностных ориентаций, существует препятствие, которое является существенной основой их формирования. Сложностью является среда, в которой личность находится и которая оказывает на него значительное влияние.

Рассматривая проблему ценностных ориентаций исследования по формированию лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза, необходимо отметить, что проблема заключается в недостаточной ориентации курсантов на межличностное взаимодействие в коллективе (общение), социальную активность и высокий социальный статус, и конструктивное управление людьми.

Динамизм системы ценностей молодых людей отмечает российский психолог Д.А. Леонтьев, именно это позволяет ей претерпевать изменения из-за меняющихся социальных условий и оказываемого внешнего влияния. Поэтому, важно осознавать то, как молодежь воспринимает новую направленность ценностей и как она соотносится с внутренним восприятием мира личности [6].

При организации констатирующего эксперимента с целью изучения ценностных ориентаций личности у курсантов военного вуза, была применена методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой». По результатам данной методики определялась степень выраженности каждой ценностной ориентации личности, представленной на диаграмме (рисунок 1).

Анализ эмпирических результатов исследования по данной методике выявили, что преобладают помощь и милосердие к людям, признание и уважение людей, влияние на окружающих и любовь, что говорит о гуманистической направленности самосознания молодых людей.

Вместе с тем у курсантов менее выраженными являются ценностные ориентации, направленные на высокое материальное благосостояние, социальную активность для достижения результатов и общение. Очевидно, что отражается своего рода патернализм в ценностных ориентациях курсантов, желание иметь гарантии социальной защищенности.

Рисунок 1. Выраженность ценностных ориентаций личности курсантов

военного вуза

Учитывая результаты исследований, необходимо отметить, что успех в формировании лидерско-коммуникативной компетентности курсантов невозможен без ценностной ориентации на общение, так как профессиональная деятельность после выпуска из вуза напрямую связана с межличностным взаимодействием в подразделении. Как отмечает Б. Трейси, успех лидера на 85 процентов зависит от умения общаться [7]. Согласимся с высказыванием Т. Рузвельта - «Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми».

Один из важнейших видов проявления социальной активности - лидерство. Принимая во внимание низкие показатели ценностных ориентаций на социальную активность курсантов, можно утверждать о необходимости ее развития. Социальная активность личности, как характеристика ее способности к социальной созидательной деятельности в разных сферах, определяется стремлением субъекта творчески проектировать и реализовывать сценарий своих профессиональных и жизненных планов, выйти за пределы шаблонности в поведении и деятельности [8].

В заключении необходимо отметить, что ценностные ориентации на общение, социальную активность, высокий социальный статус и управление людьми, можно

отнести к теоретическим предпосылкам развития личности будущего офицера, активной позиции при ориентировании на ценности управленческой деятельности и эффективного командного взаимодействия в ходе обучения, способствующего формированию лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

Литература

1. Долинина И.Г., Мехоношин ИА., Шапорев A.A.. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональной педагогике: от теории к практике. //Ценности и смыслы, 2023, № 4.

2. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 Новосибирск, 2000. 302 с. РГБ ОД, 71:01-19/3-7.

3. Aнаньев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 2005, - с. 205.

4. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.,1980. - с. 119.

5. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий / [A. Б. Aльмуханова и др.]. — М.: Эксмо, 2007. — 542, [1] с.: портр. — ISBN 978-5-б99-20б17-9.

6. Леонтьев ДА. Методика предельных смыслов (МПС): метод. Руководство. - М.: Смысл, 1999. - 3б с.

7. Фрагмент книги Бр. Трейси. Как управляют лучшие. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.Белова Е. В. Обучение через конференцию как метод развития системного мышления и лидерских качеств студентов // Человеческий капитал. 2017. №б (102). С.73-7б.

8. Леснина ЛА. Социальный потенциал молодежи как важнейший ресурс социально-экономического развития региона // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы. Ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 274-279.

References

1. Dolinina I.G., Mekhonoshin I.A., Shaporev A.A., Value-semantic orientations in professional pedagogy: from theory to practice. //Values and meanings, 2023, No. 4.

2. Yanickij M.S. Psihologicheskie faktory i mehanizmy razvitiya sistemy cennostnyh orientacij lichnosti: Dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.01 Novosibirsk, 2000. 302 s. RGB OD, 71:01-19/3-7.

3. Ananev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. - M., 2005, - s. 205.

4. Zejgarnik B.V., Bratus B.S. Ocherki po psihologii anomalnogo razvitiya lichnosti. - M.,1980. - s. 119.

5. Bolshaya psihologicheskaya enciklopediya : samoe polnoe sovremennoe izdanie: Bolee 5000 psihologicheskih terminov i ponyatij / [A. B. Almuhanova i dr.].

— M.: Eksmo, 2007. — 542, [1] s.: portr. — ISBN 978-5-699-20617-9.

6. Leontev D.A. Metodika predelnyh smyslov (MPS): metod. Rukovodstvo. - M.: Smysl, 1999. - 36 s.

7. Fragment knigi Br. Trejsi. Kak upravlyayut luchshie. — M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2015.Belova E. V. Obuchenie cherez konferenciyu kak metod razvitiya sistemnogo myshleniya i liderskih kachestv studentov // Chelovecheskij kapital. 2017. №6 (102). S.73-76.

8. Lesnina L.A. Socialnyj potencial molodezhi kak vazhnejshij resurs socialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Sociokulturnoe razvitie bolshogo Urala: trendy, problemy, perspektivy. Red. Yu.R. Vishnevskij. Ekaterinburg: UrFU, 2015. S. 274-279.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БОЛЬШОГО СОЧИ В АСПЕКТАХ ВЫЯВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ

Кизилов Андрей Сергеевич

Кандидат педагогических наук, Субтропический научный центр Российской академии наук (ФИЦ СНЦ РАН) (г. Сочи), e-mail: kiziloff2014@mail.ru

Тверитинов Игорь Анатольевич

Кандидат исторических наук, Субтропический научный центр Российской академии наук (ФИЦ СНЦ РАН) (г. Сочи), e-mail: iatveritinov@gmail.com

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-89-98 Аннотация:

Образовательный уровень населения и учащихся Большого Сочи на данный момент заметно отстаёт от динамично развивающихся данных в области научного информационного обеспечения историко-культурного наследия региона. В статье отмечается, что за последние десятилетия, в результате новых исследований в исторических и краеведческих архивах, историографических материалах, проведённого анализа последних археологических изысканий, а также с использованием метода синтеза междисциплинарных подходов к изучению проблемы выявления памятников византийского периода, мы можем весьма аргументировано и однозначно говорить о фактах наличия средневековой христианизации на территории Лазаревского района Большого Сочи. Важно также и заполнение имеющейся информационной лакуны в перечне выявленных объектов культурного наследия Краснодарского края [1], новыми и малоизвестными фактами археологических исследований. Задачами данного исследования является выявление и сохранение на изучаемом участке побережья новых объектов эпохи средневековья, а также рекомендации по их внедрению в индустрию туризма, который является основной отраслью экономики побережья. Продолжение научных исследований памятников средневекового христианства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.