Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Шапорев Александр Александрович

В статье представлены взгляды исследователей российской педагогики по проблеме формирования лидерско-коммуникативной компетентности, теоретической основой которой является синергетика понятий «лидерство» и «коммуникация». Описываются элементы и существенные факторы лидерско-коммуникативной компетентности, определяющие содержание воспитания и обучения в процессе обучения курсантов в военном вузе. Представлен вывод, что при создании необходимых условий применений различных методов обучения и воспитания, будет обеспечено успешное формирование лидерско-коммуникативной компетентности, с целью успешного становления будущего офицера, способного к эффективному руководству в должности командира (начальника) структурного подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Шапорев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF LEADERSHIP AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

The article presents the views of researchers of Russian pedagogy on the problem of the formation of leadership and communicative competence, the theoretical basis of which is the synergy of the concepts of "leadership" and "communication". The elements and essential factors of leadership and communicative competence are described, which determine the content of education and training in the process of training cadets in a military university. The conclusion is presented that when creating the necessary conditions for the application of various methods of training and education, the successful formation of leadership and communicative competence will be ensured, with the aim of successfully becoming a future officer capable of effective leadership in the position of commander (chief) of the structural units of the troops of the National Guard of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

16. Hatton P. Istoriya kak iskusstvo pamyati [History as the art of memory]. Saint Petersburg.: Vladimir Dal'. 2003. p, 422. (In Russia).

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Долинина Ирина Геннадьевна,

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь), e-mail: professordolini-na@mail.ru

Шапорев Александр Александрович

Адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь), e-mail: Shaporev.a89@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-74-80

Аннотация:

В статье представлены взгляды исследователей российской педагогики по проблеме формирования лидерско-коммуникативной компетентности, теоретической основой которой является синергетика понятий «лидерство» и «коммуникация». Описываются элементы и существенные факторы лидерско-коммуникативной компетентности, определяющие содержание воспитания и обучения в процессе обучения курсантов в военном вузе. Представлен вывод, что при создании необходимых условий применений различных методов обучения и воспитания, будет обеспечено успешное формирование лидерско-коммуникативной компетентности, с целью успешного становления будущего офицера, способного к эффективному руководству в должности командира (начальника) структурного подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: курсант, лидерско-коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность, лидерская компетентность, служебно-боевая задача.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF LEADERSHIP AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Dolinina Irina Gennadievna

Doctor of Pedagogics, Professor, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm), e-mail: professordolinina@mail.ru

Shaporev Alexander Alexandrovich

Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm), e-mail: Shaporev.a89@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2022-4-74-80

Annotation:

The article presents the views of researchers of Russian pedagogy on the problem of the formation of leadership and communicative competence, the theoretical basis of which is the synergy of the concepts of "leadership" and "communication". The elements and essential factors of leadership and communicative competence are described, which determine the content of education and training in the process of training cadets in a military university. The conclusion is presented that when creating the necessary conditions for the application of various methods of training and education, the successful formation of leadership and communicative competence will be ensured, with the aim of successfully becoming a future officer capable of effective leadership in the position of commander (chief) of the structural units of the troops of the National Guard of the Russian Federation.

Key words: cadet, leadership and communicative competence, communicative competence, leadership competence, service and combat mission.

В современных условиях, к офицерам Росгвардии, окончившими военный вуз и ставшими командирами (начальниками) структурного подразделения, предъявляются высокие требования к успешному выполнению поставленных служебно-боевых задач, в особенности при решении задач в критической ситуации. При руководстве подразделением командир (начальник) должен обладать необходимыми качествами лидера и коммуникативными навыками, что становится возможным в условиях целенаправленного обучения и воспитания курсантов в военном вузе. Важным аспектом является ценностно-мотивационная ориентация каждого курсанта.

Специфика будущей профессиональной деятельности курсанта, офицера Росгвардии, заключается в том, что возможны нестандартные ситуации, разрешение которых происходит в процессе межличностного и группового общения, регулирования механизмов взаимодействия, на которые оказывают влияние ценностно-мотивационные ориентации личности [1].

В связи с недостаточно сформированными компетенциями в вопросах межличностного взаимодействия в коллективе, а также недостаточного опыта управленческой деятельности и эффективного взаимодействия в коллективе, выпускник военного вуза сталкивается с проблемами при выполнении служебно-боевых задач своим подразделением. Коллектив структурного подразделения, командиром (начальником) которого становится молодой офицер, разнообразен как по своему возрастному показателю и ценностно-мотивационными

ориентациями. Поэтому, в ходе обучения в военном вузе, у курсантов необходимо сформировать достаточный уровень лидерско-коммуникативной компетентности, что в дальнейшем поможет ему успешно преодолевать возникшие трудности при решении задач управления и обеспечивающий высокую степень мотивированности коллектива на выполнение поставленных целей.

Важнейшим условием успешного выполнения задач совместной деятельности в ходе организованного взаимодействия, является понимание и соблюдение ее участниками общих целей и общих мотивов, при эффективной коммуникации в общении [2].

Как пишет в своих трудах Евтихов О.В. в процессе социального взаимодействия, совместной деятельности и межличностного общения происходит приобретение основных источников коммуникативной компетентности, таких как: усвоение языка, накопление восприятия искусства и межличностного общения [3].

Коммуникативность имеет особое значение для выполнения управленческих (организаторских) функций, при проявлении лидерских способностей в коллективе. В общении командиру (начальнику) структурного подразделения необходимо умение должным образом позиционировать себя в коллективе, владея навыками эффективного общения и командного взаимодействия, быстро и правильно принимать решения в резко меняющейся обстановке.

Необходимо определить наиболее благоприятные факторы, при соблюдении которых будет эффективно осуществляться формирование лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

Отвечая на основной вопрос педагогики «как учить и какие ценности передать в ходе педагогического процесса», необходимо выявить правильную структуру процесса воспитания и обучения по формированию лидерско-коммуникативной компетентности, а также выбрать эффективные формы, средства, методы и необходимые подходы для решения этой задачи.

Исследование в отечественной и зарубежной науке вопроса коммуникации в общении и его эффективности является предметом внимания большинства ученых к проблеме коммуникативной компетентности, которая является условием эффективности в общении между субъектами, а также способностью ставить и решать определенные типы коммуникативных задач.

Рассматривая «коммуникацию», необходимо отметить, что активное использование данного понятия в отечественной психологии началось в 19701980-х гг. [4]. Проблема формирования коммуникативных компетенций активно исследуется в научном сообществе, широко представленным в работах В.И. Байденкова, А.А. Бодалева, В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, Л.А. Петровской и др.

Как отмечает в своем исследовании Т.А. Печенева, уровень сформированности у выпускника вуза коммуникативных компетенций, является значимым фактором для эффективной адаптации, как в профессиональной сфере, так и в обществе в целом [5].

А.А. Бодалев является одним из первых, кто использовал понятие «коммуникативная компетентность». В его понимании, данный термин означает

умение человека устанавливать и поддерживать эффективное взаимодействие друг с другом при наличии сформированных компетенций [6].

Исследователь М.Ю. Коноваленко, рассматривая коммуникативные задачи, решаемые в процессе межличностного общения, выделяет следующие типы: уточнение не проясненных данных, получение дополнительной информации, что позволяет реально оценить ситуацию и адекватно построить дальнейшее взаимодействие с партнером [7].

Способность успешно решать коммуникативные задачи в ходе межличностного взаимодействия, в особенности при руководстве коллективом, является важнейшим требованием для поддержания в коллективе атмосферы взаимопонимания и уважения.

Необходимо отметить, что командиру (начальнику), осуществляющему руководство структурным подразделением, недостаточно обладать только лишь коммуникативной компетентностью, он помимо всего прочего должен иметь набор лидерских компетенций. Совокупность лидерских компетенций помогут ему быть лидером в коллективе, проявляя при этом упорство и мужество, уверенность в своих силах, харизму, а также имея поддержку со стороны коллектива, которые помогут вести людей за собой для выполнения поставленных задач.

Формирование у курсантов лидерской-коммуникативной компетентности в ходе получения военного образования в вузе является наиболее важным периодом, который определяет становления личности как профессионала.

Как считают многие психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, П.Н. Барашков,

B.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, М.И. Житницкий, А.М. Захаров и др.), в возрасте 18-22 лет в личности происходят глубокие психологические изменения. В данный период в личности происходит развитие интеллекта, формируются характер и системы взглядов, которые в последующем являются основой для проявления и отстаивания жизненных позиций в обществе. Кроме этого, осуществляется переориентация и преобразование ценностно-мотивационных ориентаций личности, а также благодаря специальным дисциплинам развиваются профессиональные способности.

Значимость формирования у курсанта лидерской компетентности определяется, тем, что она является важным фактором организованности воинского коллектива, способствует достижению поставленных перед подразделением задач, при этом с наименьшими ресурсозатратами, следовательно, повышает результативность и эффективность обучения специалистов.

Большинство исследователей занимались рассмотрением развития лидерских качеств в сочетании с профессиональными навыками и умениями (Г.М. Андреева,

C.Я. Батышев, В.С. Ильин, И.С. Кон, А.К. Маркова и др.). Работы отечественных исследователей (Е.М. Зайцева, Л.И. Уманский) направлены на изучение структуры группового лидерства.

Проблема формирования лидерских компетенций студентов вуза показывает, что данный вопрос активно и многосторонне рассматривается различными исследователями в системе образования. Например, Белова Е.В. рассматривает

метод «обучения через конференцию», в качестве пути развития лидерских качеств [8]. Исследователь К.А. Бородина считает профессиональную подготовку в вузе как основу для формирования лидерского потенциала у студентов [9].

Проблемы формирования лидерской компетентности Э.Е. Лукьянчиков рассматривал в контексте развития лидерских качеств личности в системе высшего военного образования и выявил факторы, способствующие проявлению лидерского потенциала.

Обзор научных исследований, по проблеме формирования лидерской компетентности специалистов в вузе, подтверждает интерес со стороны науки к данному вопросу, а также отмечает не разработанность множества ее аспектов. Возросший интерес к проблеме формирования лидерской компетентности проявляется со стороны государства и общества в целом. Это подтверждается проведением различных ежегодных международных конкурсов управленцев «Лидеры России», всероссийского конкурса «Лаборатория Лидерства», международных армейских игр АрМИ и т.д.

В то же время, практика современного высшего военного образования показывает, что проблема формирования лидерской компетентности курсантов является недостаточно разработанной. С целью решения данного вопроса, необходимо определить базовую основу процесса формирования лидерской компетентности, для выявления причин, влияющих на нее.

Определяющую роль в эффективном формировании лидерской компетентности у курсантов военного вуза играют факторы, в которых осуществляется воспитательный и образовательный процессы.

Исходя из этого, необходимо, прежде всего, рассмотреть факторы, под влиянием которых, происходит процесс формирования лидерской компетентности у курсантов. К таким факторам можно отнести:

- макрофакторы, которые влияют на человека с одинаковой силой на протяжении всей жизни. К ним можно отнести общественные и политические отношения, социально-экономическую среду общества в целом. Данные факторы влияют на социализацию всего человечества.

- мезофакторы, к ним можно отнести состояние и характер действий среды окружения, в которой находится курсант, с его возможностью для самореализации. В данном случае такими факторами выступают: структурное подразделение (взвод, рота, факультет), в котором находится курсант, ценностно-мотивационные ориентации командиров и преподавателей обучающих его, характер воспитательного и образовательного процессов, уровень взаимоотношений в коллективе, ориентации на ценности подразделения в целом, статусное положение в подразделении и т.д.;

- микрофакторы, к ним относятся психологические установки личности, имеющиеся у курсантов знания, опыт, компетенции, ценности и мотивация.

Данная классификация факторов, влияющих на формирование лидерской компетентности курсантов военного вуза определяет направление в обучении и воспитании, которой должны придерживаться преподаватели и командиры

(начальники) с целью формирования у курсантов лидерской компетентности. На первую группу факторов мы повлиять не можем, их необходимо просто принимать во внимание, а на остальные типы факторов мы можем оказывать влияние.

Правильно организованное руководство коллективом, уточняет Б.Г. Ананьев, является предопределяющим обстоятельством, от которого зависит активность в общении между партнерами, осуществляющими совместную деятельности. При этом он указывает на приверженность членов коллектива к общим жизненным позициям, целям, интересам и решаемым задачам, имеющим общую мотивацию в общении, как основы эффективного коллективного взаимодействия и интенсивности в общении [2].

Разделяя данные установки, можно сделать вывод, что эффективная организация коллективной деятельности, умение правильно выстроить коммуникативные действия в процессе общения, в сочетании с общими ценностно-мотивационными ориентациями членов коллектива, способствуют активности и результативности выполнения задач, поставленных перед коллективом.

На наш взгляд, лидерско-коммуникативная компетентность курсантов военных вузов - это интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств специалиста, отражающих уровень мотивации, ценностей, знаний, умений и опыта управленческой деятельности, эффективного командного взаимодействия, которые обеспечивают культуру безопасного поведения для достижения поставленных целей и готовность решать задачи в ситуации неопределенности.

Таким образом, при создании необходимых условий, в которых находятся курсанты, с помощью разнообразных методов обучения (различных игровых и проблемных ситуаций, решение коммуникативных задач), в сочетании с элементами социально-психологического тренинга, позволит повысить уровень реализации потенциала в общения и проявлении лидерских способностей в процессе обучения, тем самым сформировать лидерско-коммуникативную компетентность курсантов военного вуза.

Литература

1. Терехин Р.А. Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2018. 22 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

3. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭ-иУ, 1998. 224 с.

4. Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр. Под редакцией А.А. Бодалева. 2011. 600 с.

5. Печенева Т.А. Развитие коммуникативных компетенций как фактор социализации выпускника вуза // Сборники конференций НИЦ Социосфера.

2017. №8. С. 58-61.

6. Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях//Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.

7. Коноваленко М.Ю. Продуктивность решения социально-перцептивных и коммуникативных задач в условиях неискреннего делового общения: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 25 с.

8. Белова Е. В. Обучение через конференцию как метод развития системного мышления и лидерских качеств студентов // Человеческий капитал. 2017. №6(102). С.73-76.

9. Бородина К. А. Формирование лидерского потенциала у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С.13-17.

References

1. Terekhin R.A. Psihologicheskaya gotovnost' voennosluzhashchih k izmeneniyam sluzhebnoj situacii v processe voenno-professional'noj socializacii: avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. Saratov, 2018. 22 s.

2. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie. M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 328 s.

3. Rudenskij E.V. Social'naya psihologiya: kurs lekcij. M.: INFA-M; Novosibirsk: IGAE-iU, 1998. 224 s.

4. Psihologiya obshcheniya. Enciklopedicheskij slovar'. M.: Kogito-Centr. Pod redakciej A.A. Bodaleva. 2011. 600 s.

5. Pecheneva T.A. Razvitie kommunikativnyh kompetencij kak faktor socializacii vypusknika vuza. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2017. №8. S. 58-61.

6. Dolgova V.I., Mel'nik E.V., Karahan N. Ponyatie kommunikativnoj kompetentnosti v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2015. T. 31. S. 81-85.

7. Konovalenko M.YU. Produktivnost' resheniya social'no-perceptivnyh i kommunikativnyh zadach v usloviyah neiskrennego delovogo obshcheniya: avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. Moskva, 2004. 25 s.

8. Belova E. V. Obuchenie cherez konferenciyu kak metod razvitiya sistemnogo myshleniya i liderskih kachestv studentov. CHelovecheskij kapital. 2017. №6(102). S.73-76.

9. Borodina K. A. Formirovanie liderskogo potenciala u studentov tekhnicheskogo universiteta v processe professional'noj podgotovki. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 10. S.13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.