Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / компетенция / компетентность / лидерская компетентность / коммуникация / коммуникативная компетентность / лидерско-коммуникативная компетентность / leadership / competence / competence / leadership competence / communication / communicative competence / leadership and communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапорев Александр Александрович

Основная цель исследования – раскрыть существующие в российской науке значения лидерско-коммуникативной компетенции. Показана востребованность данной компетентности в военном образовании. Представленные в статье теоретические подходы к понятиям «лидерство» и «коммуникации» позволили обобщить и конкретизировать понятие «лидерско-коммуникативная компетентность» курсантов военно-образовательных учреждений войск национальной гвардии, что позволяет вести целенаправленное педагогическое воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапорев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEADERSHIP AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TRAINERS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE NATIONAL GUARD'S TROOPS

The main goal of the study is to reveal the meanings of leadership and communicative competence that exist in Russian science. The demand for this competence in military education is shown. The theoretical approaches to the concepts of "leadership" and "communication" presented in the article made it possible to generalize and concretize the concept of "leadership and communicative competence" of cadets of military educational institutions of the National Guard troops, which allows for targeted pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

УДК 378

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-105-110

Шапорев Александр Александрович

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного отделения)

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Пермь, Россия 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1, (952) 336-35-45, e-mail: shaporev.a89@mail. ru

ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Alexandr A. Shaporev

Adjunct Adjunct (full-time and part-time)

Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, 614112, Perm, Russia, 1, Gremyachy Log str., e-mail: shaporev.a89@mail.ru

THE CONCEPT OF LEADERSHIP AND COMMUNICATIVE

COMPETENCE OF TRAINERS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE NATIONAL GUARD'S TROOPS

Аннотация. Основная цель исследования - раскрыть существующие в российской науке значения лидерско-коммуникативной компетенции. Показана востребованность данной компетентности в военном образовании. Представленные в статье теоретические подходы к понятиям «лидерство» и «коммуникации» позволили обобщить и конкретизировать понятие «лидерско-коммуникативная компетентность» курсантов военно-образовательных учреждений войск национальной гвардии, что позволяет вести целенаправленное педагогическое воздействие.

Ключевые слова: лидерство, компетенция, компетентность, лидерская компетентность, коммуникация, коммуникативная компетентность, лидерско-коммуникативная компетентность.

Abstract. The main goal of the study is to reveal the meanings of leadership and communicative competence that exist in Russian science. The demand for this competence in military education is shown. The theoretical approaches to the concepts of "leadership" and "communication" presented in the article made it possible to generalize and concretize the concept of "leadership and communicative competence" of cadets of military educational institutions of the National Guard troops, which allows for targeted pedagogical influence.

(С) Шапорев A.A., 2022

Key words: leadership, competence, competence, leadership competence, communication, communicative competence, leadership and communicative competence.

В условиях современного государства, когда безопасность общества и граждан становится наиболее актуальной и подготовка военных специалистов определяется глобальными изменениями в жизни страны, современное образование, наряду с формированием лидерско-коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза, которые после выпуска становятся офицерами (руководителями структурных подразделений), является важным аспектом их профессиональной деятельности в процессе обучения. Определяющими факторами успешного выполнения возложенных на подразделения задач, безусловно, является становление специалистов-лидеров, руководствующихся определенными ценностями, обладающих необходимыми знаниями, умениями и опытом, которые обеспечивают ему уверенность в себе, готовых правильно и эффективно презентовать и проявлять себя, быстро адаптироваться к работе в нестандартных, изменяющихся условиях, обладающих готовностью решать сложные вопросы, способностью принимать решения и побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленных целей. Все это обеспечивается сформированной в процессе обучения лидерско-коммуникативной компетентностью.

В аспекте уточнения понятия лидерско-коммуникативной компетентности необходимо остановиться на феноменах лидерства и коммуникативности.

Само слово «лидер» (leader) переводится как руководитель, слава, командир, вождь. Лидер - это символ общности группы, эталон группового поведения. Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства.

Несмотря на то что научно-эмпирические исследования лидерства проводились в течение всего XX в., до настоящего времени не существует однозначного определения понятия «лидерство». Кроме всего прочего, различаются и представления о природе и сущности этого феномена.

Например, некоторые исследователи отождествляют лидерство и влияние. Так, Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.Н. Немчин определяют лидерство как «способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей» [7].

Б.М. Басс рассматривает лидерство как позитивное влияние. По его мнению, в случае если цель одного члена группы состоит в том, чтобы изменить поведение другого члена группы, то усилия первого есть попытка лидерства. Если член группы, на которого оказывалось усилие первого, действительно изменил свое поведение, то это успешное лидерство. Если же изменение поведения второго члена группы принесло первому удовлетворение, награду, достижение цели, то, по мнению Б.М. Басса, это можно назвать эффективным лидерством [12].

Рассмотрением данного феномена как производного от власти занимался Ж. Блонд ель. Согласно его представлениям, лидерство по своей сути и по форме есть феномен власти. Лидерство - это поведенческое понятие, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что последние в иных условиях могли бы не делать [1, с. 17].

С точки зрения О.В. Евтихова, в социально-психологическом понимании лидерство связывается с организованной группой людей, объединенных общей целью, ценностями, интересами и т.п. Лидерство - это конкретная деятельность лидера по управлению работой группы и достижению ей общих целей [3, с. 15].

В аспекте рассмотрения понятия «лидерство» ученые и исследователи выступали с разными подходами, такими как: персоналистический (личностный) подход, ориентированный на исследование лидерских качеств (черт) человека (Ф. Гальтон, Р. Стогдилл и др.); ситуационный подход (Б. Басс, Ф. Фидлер, Е. Богардус, Г. Персон, В. Шмидт и др.); поведенческий подход, который основывался на поведении личности (К. Левин, Д. Макгрегор, Р. Таннебаум, А. Маслоу, К. Альдерфер, С. Кучмарски, Т. Кучмарски и др.).

Мы можем наблюдать, что проблема лидерства рассматривалась исследователями с разных позиций: как средство координации, организации отношений членов групп, средство управления ими (Р.Л. Кричевский); как социально-психологический феномен, обеспечивающий повышение эффективности руководства (Б.Д. Парыгин); как механизм интеграции группы, групповой деятельности (В.Б. Ольшанский); как процесс влияния на личность -члена группы - и на группу в целом (Л.И. Уманский).

Исследуя феномен «коммуникативность в общении», необходимо сказать о самом понятии «коммуникация».

Новейший философский словарь A.A. Грицанова определяет, что коммуникация - это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основной функцией коммуникации является достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента [2, с. 322].

Так как наше исследование посвящено проблеме формирования лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военных вузов, то следует проанализировать понятия «компетенция» и «компетентность», поскольку, несмотря на широкое использование этих понятий в педагогических исследованиях, у ученых нет единства в их понимании и даже встречается подмена одного понятия другим. И.А. Зимняя считает, что «компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельных проявлениях» [5, с. 22].

По мнению A.B. Хуторского, «компетенции - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, относящихся к определенному кругу предметов и процессов, которые необходимы для качественного,

продуктивного действия», или «некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика» [11, с. 14].

В своем исследовании мы придерживаемся понятия «компетенция», данного И.А. Зимней и A.B. Хуторским, а также опираемся на формулировку данного понятия, предложенную Э.Ф. Зеером: «...компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [4, с. 31].

В словаре С.И. Ожегова (1989) компетентность (от лат. competens -соответствующий, способный) - глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков.

Дж. Равен (2002) считает, что компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Понятие лидерской и коммуникативной компетентности включает в себя много разнообразных аспектов.

По мнению А.Н. Митина, «...лидерская компетентность - это совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, мироощущений, а также методов и приемов управленческой деятельности, связанных с поиском и получением новых результатов, нормы поведения» [9].

Данное понятие В.П. Милютиным определяется как качественный показатель деятельности человека в системе взаимоотношений, определяемых специфической иерархией руководства и подчиненности [8].

Ученые и исследователи понятие коммуникативной компетентности трактуют по-разному, например, так: «...это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знания культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» [6].

JI.A. Петровская считает, что «...коммуникативная компетентность» - это прежде всего умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию. Учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [10].

JI.K. Гейхман определял коммуникативную компетентность профессионала как «...способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, т.е. использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности.

Выделение общего смыслового поля исследуемой дефиниции позволило нам охарактеризовать понятие лидерско-коммуникативной компетентности как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста, отражающих уровень мотивации, знаний, умений и опыта в разнообразных видах управленческой деятельности, с возможностью использования внутренних ресурсов для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия, которые обеспечивают ему способность принимать решения, побуждать других людей к совместной работе ради достижения поставленных целей и готовность решать сложные задачи в резко меняющейся обстановке.

Процесс формирования лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военно-образовательных учреждений войск национальной гвардии (на опыте подготовки курсантов кинологического факультета) представляется как деятельность по совершенствованию уровня сформированности таких качеств, как: уверенность в себе, умение видеть и понимать собеседника (индивидуальную личность, коллектив в целом) в процессе общения; умение правильно вступать в контакт и управлять инициативой (быть лидером); готовность решать сложные вопросы, способность принимать решения, побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленных целей. Поиск и анализ практических разработок в контексте формирования лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военно-образовательных учреждений войск национальной гвардии показал отсутствие определенных представлений, ее структурированного алгоритма, моделей, способствующих успешности реализации исследуемого процесса.

Таким образом, формирование лидерско-коммуникативной компетентности курсантов военно-образовательных учреждений войск национальной гвардии выступает эффективным инструментарием деятельности педагога и руководителя структурного подразделения.

Список литературы

1.БлондельЖ. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / пер. с англ. Г.М. Квашнина. - М.: Рос. акад. управления, 1992. - С. 135.

2. Грицанов A.A. Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 1999.

3. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. -СПб.: Речь, 2007.-238 с.

4. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 31-37.

5. Зимняя H.A. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. -С. 20-26.

6. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. -2003.-№3,-С. 69-78.

7.ИльинН.И., Лукманова И.Г., НемчинА.Н. Управление персоналом / под общ. ред. В.Д. Шапиро. - М., 1996. - 484 с.

8. Милютин П.В. Управленческая культура личности и факторы ее развития // Власть. - 2011. - № 5. - С. 90-92.

9. Митин А.Н. Культура управления: учеб. пособие / Урал. акад. гос. службы. - Екатеринбург, 2015. - 526 с.

10. Трофимова Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и прикладные аспекты. - Ижевск: УдГУ, 2012. - 116 с.

11. Хуторской А.В., Хуторская JI.H. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Электронный ресурс]. - URL: http://kliutorskoy.rn/ (дата обращения: 05.08.2018).

12. Bass В.М. Leadership, psychology and organizational behavior. -N.Y., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.