Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 6
Ю: 2017-06-4451-Т-14585 Тезис
Попова А.С.
Ценностные ориентации и жизненные стремления студентов стоматологического факультета
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Научный руководитель: к.м.н. Аранович И.Ю.
Актуальность изучения жизненных ценностей и стремлений студентов-медиков определяется их важной ролью в становлении профессионального самосознания. Ценности являются базисным психическими образованиями, на основе которых будующий специалист организует свою профессиональную деятельность.
Цель: изучение особенностей ценностных ориентаций и жизненных стремлений студентов.
Материал и методы. Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 34 студента в возрасте от 17 до 19 лет. Респондентам была предложена батарея тестов, направленных на диагностику терминальных ценностей и жизненных стремлений.
«Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного».
Методологической основой исследования послужила теория М. Рокича. Данная теория объясняет, что такое ценности с позиций когнитивного подхода, и демонстрирует функциональные цели жизненных стремлений.
Результаты. У студентов доминирующими являются внутренние стремления - отношения, здоровье, личностный рост. Это жизненные цели, которые способствуют психическому здоровью человека занимают ведущее место в процессе личностного роста.
Наименьшую значимость представляют такие жизненные стремления, как известность и внешность, относящиеся к внешним.
Преобладающей терминальной ценностью у студентов является «Достижение». Высокий балл по этому показателю говорит о стремлении человека к достижению конкретных и ощутимых результатов во всех сферах жизни. Чаще всего людям, с высокими значениями по данной шкале, характерно планирование своей жизни, постановка четких целей, ориентация на результат.
Приоритетной жизненной сферой оказалась сфера обучения и образования, отражающая стремление личности к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора, ориентацию на получение новых знаний.
Заключение. Полученные результаты позволяют создать обобщенный психологический профиль студентов и охарактеризовать их как людей, стремящихся к признанию, уважению со стороны других, и при этом высоко ценящих независимость, сохранение неповторимости и своеобразия своей личности. У испытуемых высока потребность в общении, стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми; это люди целеустремленные, ориентированные на достижение конкретных результатов, стремящиеся к самосовершенствованию и самореализации. Высокое материальное положение не является главным в жизни, собственный престиж и реализация творческих возможностей не играют существенной роли в системе жизненных ценностей.
Ключевые слова: жизненные стремления, ценностные ориентации, студенты
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
www.medconfer.com