Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
433
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / КИНОПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Горелова Ксения Алексеевна

Целью статьи представление результатов эмпирического изучения взаимосвязей ценностей и предпочтений кинопродукции у современной молодежи. Авторы анализируют противоречивость медийного пространства в аспекте влияния на ценности молодежи. Подростки и юноши получают идеалы, ценности, образцы нравственного релятивизма, потребления и гедонизма. Кинопродукция может стать эффективным инструментом позитивного влияния на ценностные ориентации современной молодежи в образовательных организациях. Авторами предложен подход к оценке механизмов ценностного влияния предпочтения кинопродукции. В исследовании принимали участие 60 человек: 30 девушек и 30 юношей 16-17 лет, обучающихся в старших классах школ. Представлены сравнительные данные ценностных ориентаций и предпочтений жанров кинопродукции у юношей и девушек. Анализ выявил приверженность юношей гедонистическим и эгоцентрическим ценностям. А именно, жизнерадостности, высоким запросам, независимости. Низкими рангам характеризуются жизненные ценности: материальное состояние; помощь и милосердие; признание и уважение; социальная активность. Ценности юношей сопряжены с предпочитаемыми жанрами фильмов - боевиками и фэнтези. Девушкам в большей степени присущи терминальные просоциальные ценности. А именно, социальная активность, познание и признание, помощь и милосердие, интересная работа, свобода, уверенность и развитие, материальное обеспечение. Выбор ценностей девушками связан с предпочтениями фильмов просоциального содержания, транслирующих социальную ответственность, твердую ролевую позицию и заботу. Выявленные закономерности развития ценностных ориентаций молодежи на основе кинопродукции могут быть использованы в психолого-педагогической и воспитательной работе со старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Горелова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AND PREFERENCES OF FILM PRODUCTION AMONG MODERN YOUTH

The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the interrelationships of values and preferences of film production among modern youth. The authors analyze the inconsistency of the media space in the aspect of influence on the values of youth. Teenagers and young men receive ideals, values, patterns of moral relativism, consumption and hedonism. Film production can become an effective tool for positive influence on the value orientations of modern youth in educational organizations. The authors propose an approach to assessing the mechanisms of the value influence of film production preferences. The study involved 60 people: 30 girls and 30 boys aged 16-17, studying in high schools. Comparative data of value orientations and preferences of genres of film production among boys and girls are presented. The analysis revealed the commitment of young men to hedonistic and egocentric values. Namely, cheerfulness, high demands, independence. Life values are characterized by low ranks: material condition; help and mercy; recognition and respect; social activity. The values of young men are associated with the preferred genres of action and fantasy films. Girls are more inherent in terminal prosocial values. Namely, social activity, knowledge and recognition, help and mercy, interesting work, freedom, confidence and development, material support. The choice of values by girls is associated with the preferences of films of prosocial content, broadcasting social responsibility, a firm role position and care. The revealed patterns of the development of value orientations of young people based on film production can be used in psychological, pedagogical and educational work with high school students.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Интересно, что экзальтированность получила разное развитие у формальных и неформальных лидеров. Неформальные лидеры более чувствительны к проблемам членов своей группы, быстрее готовы помочь им, более словоохотливы, бурно проявляют свои эмоции по любому поводу. От командиров групп требуется выдержка, специфика ведомственного ВУЗа не позволяет обсуждать приказы с вышестоящим руководством, поэтому и развитие в высоких значениях подобного типа акцентуации скорее будет мешать командиру группы, чем помогать ему в управлении группой. Но в группе он будет хуже восприниматься, чем более экзальтированный неформальный лидер.

Таким образом, можно сделать вывод, что лидером становится человек, личностные черты которого в большей степени удовлетворяют запросам группы. Важно подчеркнуть то, что лидерские качества проявляются в зависимости от условий осуществления деятельности и типичных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться курсантам в повседневной жизни. Акцентуация, связанная с проявлением лидерских качеств, зависит от:

1) сложившейся ситуации в коллективе;

2) роли и статуса в конкретной группе;

3) условий, которые обуславливают взаимоотношения членов группы в учебном коллективе.

Выводы. Анализ теоретического материала и полученных эмпирических данных позволяет выделить рекомендации, которые могут быть полезными для образовательных организаций ФСИН России:

1) Выявление неформальных лидеров в каждой учебной группе в период проведения курса молодого бойца (в течение первого месяца после зачисления в ведомственный ВУЗ).

2) Рекомендация к назначению неформального лидера на должность командира группы или его заместителя, отобранных в период курса молодого бойца и проявивших себя с положительной стороны в выполнении служебной и учебной деятельности.

3) Обучение командиров учебных групп способам саморегуляции своего поведения и психических состояний при возникновении критических ситуаций, чрезмерного напряжения и долговременного влияния стресса на человека.

4) Обучение курсантов образовательных организаций различным вариантам поведения в ситуациях напряжения, стресса и ситуациях, требующих быстрого реагирования и принятия решений.

Литература:

1. Белых-Силаев, Д.В. Проблема неформального лидерства в курсантских подразделениях ВВУЗа / Д.В. Белых-Силаев, М.К. Рохин // Юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 37-40.

2. Беляева, О.А. Проблема соотношения лидерства и власти в среде курсантов военного института / О.А. Беляева, А.Н. Сивак // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4. - С. 92-98.

3. Данилова, Н.И. Современная типология лидерства в организации / Н.И. Данилова // Социология и право. - 2012. -№ 2. - С. 10-23.

4. Титарев, А.Е. Психологические особенности руководства и лидерства в учебных группах курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.Е. Титарев // Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. - 2019. - № 2. - С. 99-104.

Психология

УДК 159.923.

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск), Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань); магистрант Горелова Ксения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ КИНОПРОДУКЦИИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Целью статьи представление результатов эмпирического изучения взаимосвязей ценностей и предпочтений кинопродукции у современной молодежи. Авторы анализируют противоречивость медийного пространства в аспекте влияния на ценности молодежи. Подростки и юноши получают идеалы, ценности, образцы нравственного релятивизма, потребления и гедонизма. Кинопродукция может стать эффективным инструментом позитивного влияния на ценностные ориентации современной молодежи в образовательных организациях. Авторами предложен подход к оценке механизмов ценностного влияния предпочтения кинопродукции. В исследовании принимали участие 60 человек: 30 девушек и 30 юношей 16-17 лет, обучающихся в старших классах школ. Представлены сравнительные данные ценностных ориентаций и предпочтений жанров кинопродукции у юношей и девушек. Анализ выявил приверженность юношей гедонистическим и эгоцентрическим ценностям. А именно, жизнерадостности, высоким запросам, независимости. Низкими рангам характеризуются жизненные ценности: материальное состояние; помощь и милосердие; признание и уважение; социальная активность. Ценности юношей сопряжены с предпочитаемыми жанрами фильмов - боевиками и фэнтези. Девушкам в большей степени присущи терминальные просоциальные ценности. А именно, социальная активность, познание и признание, помощь и милосердие, интересная работа, свобода, уверенность и развитие, материальное обеспечение. Выбор ценностей девушками связан с предпочтениями фильмов просоциального содержания, транслирующих социальную ответственность, твердую ролевую позицию и заботу. Выявленные закономерности развития ценностных ориентаций молодежи на основе кинопродукции могут быть использованы в психолого-педагогической и воспитательной работе со старшеклассниками.

Ключевые слова: молодежь, ценность, ценностные ориентации, предпочтения, кинопродукция.

Annotation. The purpose of the article is to present the results of an empirical study of the interrelationships of values and preferences of film production among modern youth. The authors analyze the inconsistency of the media space in the aspect of influence on the values of youth. Teenagers and young men receive ideals, values, patterns of moral relativism, consumption and hedonism. Film production can become an effective tool for positive influence on the value orientations of modern youth in educational organizations. The authors propose an approach to assessing the mechanisms of the value influence of film production preferences. The study involved 60 people: 30 girls and 30 boys aged 16-17, studying in high schools. Comparative data of value

orientations and preferences of genres of film production among boys and girls are presented. The analysis revealed the commitment of young men to hedonistic and egocentric values. Namely, cheerfulness, high demands, independence. Life values are characterized by low ranks: material condition; help and mercy; recognition and respect; social activity. The values of young men are associated with the preferred genres of action and fantasy films. Girls are more inherent in terminal prosocial values. Namely, social activity, knowledge and recognition, help and mercy, interesting work, freedom, confidence and development, material support. The choice of values by girls is associated with the preferences of films of prosocial content, broadcasting social responsibility, a firm role position and care. The revealed patterns of the development of value orientations of young people based on film production can be used in psychological, pedagogical and educational work with high school students.

Key words: youth, value, value orientations, preferences, film production.

Введение. Последнее десятилетие характеризуется сложными социальными процессами, связанными с переоценкой ценностей предыдущих поколений, поиском механизмов позитивной преемственности в передаче социокультурного опыта молодежи. Масс-медиа выступают сегодня главным по значимости источником информации, соперничая с образовательными институтами, а в отдельных сферах и уверенно опережая их по силе влияния на подрастающие поколения[1], [2].

Современное медийное пространство часто транслирует противоречивые нравственные идеалы, ценности, образцы поведения, что не может не сказаться на ценностных ориентациях юношества. Проблема изучения и формирования ценностных ориентаций современной молодежи на основе кинопродукции - актуальная и недостаточно исследованная проблема психологической науки и практики.

Изучение теоретических и практических исследований по исследуемой проблематике позволяет определить ценностные ориентации как выражение основных жизненных принципов человека, мировоззренческой и нравственной направленности его интересов, поступков, намерений, способов построения межличностных отношений [4], [6].

В педагогике и психологии изучаются вопросы формирования, развития ценностей, ценностных ориентаций, ценностно-смысловой сферы у субъектов образовательного процесса [5]. Формирование ценностных ориентаций молодежи происходит в процессе социализации и зависит, как от внутреннего содержания самой личности, так и от социального контекста [7]. Информационная среда, телевидение, интернет, киноиндустрия и, особенно, современная кинопродукция транслирует, как правило, ценности и идеалы личного успеха, власти, влияния и превосходства, гедонизма и материальной направленности жизни [3], [8].

Транслируемые кинематографом ценности сформировали поколение, ориентированное на внешние ценности потребления и гедонизма. Молодое поколение в своем большинстве придерживается гедонистического образа жизни, ценности которых - получение наслаждения, максимального комфорта в своей жизни, где удовольствие считается высшим благом. Современное кино создает иллюзорную реальность, погружаясь в которую, молодые люди довольно часто проецируют на окружающий мир образы из фильмов, а главное - на собственную жизнь и отношения.

Все это позволяет в тоже время отнести кинопродукцию к одному из наиболее эффективных инструментов позитивного влияния на ценностные ориентации современной молодежи в процессе ее воспитания в образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Целью представленного в статье исследования являлось изучение взаимосвязи формирования ценностных ориентаций и предпочтений кинопродукции и у современной молодежи. Мы предположили, что ценностные ориентации и предпочтения кинопродукции у современной молодежи взаимосвязаны.

В исследовании принимали участие 60 человек: 30 девушек и 30 юношей 16-17 лет, обучающихся в старших классах школ Нижегородской области.

В качестве психодиагностического исследования были использованы: методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; тестовая методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; авторские анкеты по фильмам «Великий Гэтсби» и «Легенда №17».

В рамках констатирующего эксперимента в процессе изучения ценностных ориентаций девушек и юношей по методике С.С. Бубновой, получены следующие результаты. Средние ранги ценностей представлены графически на рис. 1.

Рисунок 1. Приоритетные ценностные ориентации юношей и девушек (С.С. Бубнова)

Рисунок 1 ярко иллюстрирует особенности предпочтений и расхождений ценностных ориентаций юношей и девушек. Выявлены следующие различия в ценностных ориентациях.

В группе юношей к основным ценностным ориентациям относятся гедонистические и эмоциональные ценности любви и удовольствия: «приятное времяпровождение»; «поиск и наслаждение прекрасным»; «любовь». Выбор данных ценностей определен предпочтениями в деятельности современных юношей тяготением к спорту и отдыху. Ценностная ориентация «любовь» является отражением сексуального созревания и лежит в основе активного развития нравственных и эстетических чувств в процессе стабилизации характера личности, овладения старшеклассниками социальных ролей взрослого.

В группе девушек к основным ценностным ориентациям относятся как внешние, так и внутренние ценности: «высокое материальное благосостояние»; «помощь и милосердие»; «познание нового»; «социальная активность»; «общение» и «здоровье», что говорит о более сбалансированной, гармоничной и жизненной системе ценностных ориентаций, определенных как духовными и социальными, так и материальными потребностями личности.

В процессе диагностики ценностных ориентаций юношей и девушек методике М. Рокича получены следующие результаты. На основе данных сформированы основные показатели в группе юношей, исходя из диагностики терминальных и инструментальных ценностей.

Графически балловые показатели ценностей по методике М. Рокича в группах представлены на рис. 2.

Инструментальные ценности Терминальные ценности

■ Девушки ■ Юноши

Рисунок 2. Средние ранги ценностей у юношей и девушек (М. Рокич)

Итак, согласно рисунку 2, очевидны различия в средних рангах ценностей у юношей и у девушек. Так, у юношей преобладают инструментальные ценности, у девушек - терминальные ценности, в которых преобладает ценность смысла жизни.

Для девушек ценностные ориентации являются базой существования, которая способствует гармоничному развитию и жизненному успеху. Особенности жизненных ценностей девушек состоят в высоком ранге ценностей саморазвития, обучения, работы, свободы, уверенности и развитии, то есть ценностей, направленных на эффективность и достижения в обществе.

Далее, старшеклассникам было предложено заполнить анкету, с выбором нескольких вариантов ответов о том, какие они смотрят фильмы, с кем, где, обсуждают ли его после просмотра, в том числе, предлагался вопрос о десяти последних просмотренных фильмах.

В результате анкетирования выяснилось, что они не выбирают фильмы для просмотра самостоятельно, а смотрят по большей части то, что рекламируют СМИ или советуют друзья. Фильмы, которые предлагают посмотреть родители, им не всегда интересны. Подавляющее большинство из 10 последних фильмов, которые они смотрели и рекомендуют посмотреть сверстникам, представлены кинолентами зарубежного производства. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, качество зарубежных фильмов значительно превосходит качество кинопродукции отечественного производства, в том числе и за счёт масштабного использования новых информационных технологий. Во-вторых, маркетинговая составляющая продвижения и бюджет зарубежного кинопродукта более эффективны.

При изучении влияния кинопродукции на ценностно-смысловую сферу современной молодежи был проведен опрос по двум фильмам: «Легенда № 17» и «Великий Гэтсби». Данные фильмы были выбраны не случайно: именно их большинство подростков рекомендовало к просмотру друзьям и одноклассникам.

Анкета к фильму «Великий Гэтсби» показала следующие результаты. Подобные фильмы пропагандируют ценности материализма и гедонизма, где удовольствия от жизни и материальный достаток ставятся на первый план, на фоне чего моральные и нравственные качества просто теряются и не воспринимаются как ценные.

Результаты анкетирования по фильму «Легенда №17» говорят о том, что фильм оказал позитивное влияние на ценностно-смысловую сферу молодежи. Об этом говорят утверждения, с которыми согласились все респонденты (100%).

Все респонденты согласны с утверждением, что «успех - это 1% таланта и 99% тяжелого труда»; также все респонденты согласились с крылатым утверждением: «можешь или не можешь - это всегда только тебе решать».

Исходя из результатов опроса, мы можем сделать вывод, что подобные фильмы формируют преимущественно нравственные ценности у современной молодежи, воспитывают чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Результаты опроса позволили выявить преобладание в группе девушек духовных и социальных ценностей. Девушкам наиболее присущи терминальные ценности, основанные на материальном обеспечении, интересной работе, свободе, уверенности и развитии. Выбор данных ценностей связан с тем, что в процессе просмотра мелодрам, исторических фильмов и романтических комедий у них начинает формироваться понимание ответственности за учебную деятельность, поскольку обучение подразумевает дисциплинированность и уверенное развитие личности.

Если на этапе психического взросления происходит просмотр фильмом «добрых» и «позитивных» жанров, как следствие, возникает мотивация к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Девушки предпочитают просмотр мелодрам и романтических комедий с ориентацией на просоциальную мотивацию, социально ответственные роли, отношения и достижения. Это способствует переоценке ценностей, формированию установки на активную жизненную позицию и продуктивную жизнь. Таким образом, у девушек более выражены ценности, которые связаны с будущей профессией, семейным положением и материальным обеспечением. На данном возрастном этапе девушки меняют ценность коллективной формы отношений на ценность частной жизни через переосмысление приоритетов и стереотипов мышления, что проявляется в системе ценностных ориентаций в целом.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволили подтвердить основную гипотезу исследования: ценностные ориентации и предпочтения кинопродукции у современной молодежи взаимосвязаны.

Большая часть юношей склонны ориентироваться на поиск новых впечатлений и приятное времяпрепровождение. Выявлены предпочтения юношей ценностям жизнерадостности, высоких запросов и независимости. Учебная деятельность как основа жизненного самоопределения, социальный статус, социальная активность и общение, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений, завоевание признания в учебе и самоутверждении не является для юношей приоритетом. Низкими рангами характеризуются ценности: «материальное состояние»; «помощь и милосердие»; «признание и уважение»; «социальная активность», что связано с предпочтениями по результатам анкетирования любимыми фильмами являются «боевики» и фильмы жанра «фэнтези».

Психическое развитие юношей определено следующими основными чертами: ими решаются задачи приобщения к формам коллективного общения, в процессе чего поведение личности определено высокой степенью конформизма и отсутствием дифференцированного подхода к своим ролям и самоутверждения в них. Данный возрастной период для юношей является периодом становления комплекса социальных ролей и началом включения личности в самостоятельную социальную жизнь; Тем не менее, юноши не любят смотреть фильмы про достижения и культурное развитие. У них в меньшей степени, чем у девушек выражены терминальные и инструментальные ценности: «интересная работа», «развитие», «продуктивная жизнь», «семейная жизнь», «терпимость» и «исполнительность».

Девушки, напротив, считают наиболее важными ценности: «высокое материальное благосостояние»; «помощь и милосердие»; «познание нового»; «социальная активность»; «общение» и «здоровье». При этом, они предпочитают фильмы таких жанров, как мелодрама и романтическая комедия, благодаря которым укрепляются интересы к учебе, определяются и развиваются жизненные интересы. Девушкам в большей степени присущи терминальные ценности, основанные на материальном обеспечении, интересной работе, свободе, уверенности и развитии, выбор которых связан с предпочтением «добрых фильмов», повышающих степень ответственности за учебную деятельность и жизненные задачи. В процессе просмотра мелодрам и романтических комедий происходит переоценка ценностей, что ведет к установлению четких установок на дальнейшую жизнь, ориентация на инструментальные ценности, направленные на ответственность, самоконтроль и эффективность в делах. Присущие девушкам предпочтения терминальных ценностей являются базой развития мировоззрения, которая способствует направленности на гармоничный рост личности и успех в дальнейшей жизни.

Выявленные закономерности развития ценностных ориентаций молодежи на основе кинопродукции могут быть использованы в психолого-педагогической и воспитательной работе со старшеклассниками, в процессе построения психологических тренингов личностного роста с использованием метода кинотерапии.

Литература:

1. Алексеева, О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности / О.С. Алексеева, И.Е. Ржанова // Психологические исследования. - 2019. - Т. 12. - № 63. - С. 7.

2. Бесаева, А.Г. Ценностно-смысловая сфера личности в структуре психологического знания / А.Г. Бесаева, А.Р. Джиоева, Е.Г. Сиукаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 57-59

3. Гадельшина, Т.Г. Кинотерапия как средство развития ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников / Т.Г. Гадельшина, И.В. Селезнева // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 11 (164).

- С. 104-109

4. Грязнова, Е.В. О соотношении понятий «ценности», «духовные ценности» и «культурные ценности» / Е.В. Грязнова, С.В. Афанасьев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №5 (39).

- С. 38-44

5. Кучеренко, С.В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности / С.В. Кучеренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 331-335

6. Нугаева, О.Г., Криводонова, Ю.Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» / О.Г. Нугаева, Ю.Е. Криводонова // Специальное образование. - 2012. - № 2 (26). - С. 120-128.

7. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития / Е.Ю. .Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 4 (32). - С. 563-575

8. Скрипкарь, М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореферат дис...канд. социол. наук: 22.00.08 / Скрипкарь Мария Викторовна. - Чита. - 2015. - 24 с.

Психология

УДК 159.923.

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь), Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск), Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань); магистрант Пожарская Оксана Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ

ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация. Целью статьи является представление исследования особенностей личности с разным уровнем самоэффективности в период средней взрослости. Авторы анализируют подходы к пониманию самоэффективности в отечественной и зарубежной психологии. Самоэффективность рассматривается как убежденность и уверенность личности в разных сферах самореализации. Представлены показатели самоэффективности личности взрослого. Проанализированы факторы формирования и развития различных аспектов самоэффективности. В статье представлены результаты эмпирического исследования центральных личностных сфер в зависимости от уровня самоэффективности личности. В исследовании приняли участие 60 женщин среднего возраста 30-45 лет. Средний возраст респондентов составил 38,1 года. Использовался интегральный показатель самоэффективности для межличностной и профессиональной сфер. Изучались показатели самооценки, ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и страха неудачи, профиля саморегуляции, психологического благополучия женщин. Показатели развития центральных личностных сфер соотносились уровнями самоэффективности. Результаты пилотажного эмпирического исследования показали значимые связи уровней самоэффективности с показателями центральных личностных сфер взрослых женщин. По итогам констатирующего эксперимента дана качественная характеристика уровней самоэффективности женщин на основе показателей развития центральных личностных сфер. Полученные закономерности позволяют построить эффективные программы повышения самоэффективности личности взрослого. Программа оптимизации самоэффективности личности женщины в период средней взрослости должна учитывать принципы недирективного стиля консультирования.

Ключевые слова: взрослость, самоэффективность, центральные личностные сферы, самооценка, ценностные ориентации, саморегуляция.

Annotation. The purpose of the article is to present a study of personality traits with different levels of self-efficacy during middle adulthood. The authors analyze approaches to understanding self-efficacy in domestic and foreign psychology. Self-efficacy is considered as the conviction and confidence of a person in various spheres of self-realization. The indicators of self-efficacy of the adult personality are presented. The factors of formation and development of various aspects of self-efficacy are analyzed. The article presents the results of an empirical study of the central personal spheres depending on the level of self-efficacy of the individual. The study involved 60 middle-aged women aged 30-45 years. The average age of the respondents was 38.1 years. An integral indicator of self-efficacy was used in both interpersonal and professional spheres. The indicators of self-esteem, value orientations, motivation for success and fear of failure, self-regulation profile, psychological well-being of women were studied. Further, the indicators of the development of the central personal spheres were correlated with three levels of self-efficacy. The results of the pilot empirical study showed significant links between the levels of self-efficacy and the indicators of the central personal spheres of adult women. According to the results of the ascertaining experiment, a qualitative characteristic of the levels of self-efficacy of women is given on the basis of indicators of the development of central personal spheres. The obtained patterns allow us to build effective programs to increase the self-efficacy of an adult's personality. The program for optimizing the self-efficacy of a woman's personality during middle adulthood should take into account the principles of a non-directive style of counseling.

Key words: adulthood, self-efficacy, central personal spheres, self-assessment, value orientations, self-regulation.

Введение. Проблема самоэффективности личности в период средней взрослости является актуальной проблемой психологии. Современные напряженные условия жизнедеятельности, социальной жизни, профессиональной деятельности взрослого человека требуют поиска средств повышения эффективности личности. Разработка психологических программ развития самоэффективности личности взрослого на основе ресурсов центральных личностных сфер - актуальная и недостаточно исследованная проблема психологической науки и практики. Изучение особенностей самоэффективности личности взрослого в зависимости от уровня развития центральных личностных сфер позволит строить эффективные программы ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.