Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ КИНО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ КИНО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖАНР ФИЛЬМА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берберян Ася С., Оганесян Анаит О.

В статье рассматриваются вопросы психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов при восприятии кино в условиях пандемии. Авторы поставили своей целью изучение взаимосвязи психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов с учетом предпочтения определенного жанра фильма в условиях пандемии. Студенческий возраст открывает возможности для выявления направленности ценностных ориентаций и реализации личностного потенциала. В статье подчеркивается, что ценности и кино тесно взаимосвязаны, так как кино является действенным инструментом в социально-психологическом развитии человека. Анализ научной литературы, проведенный нами, показал, что ценностные ориентации очень сильно воздействует на жизнь людей, на их выбор в жизненных ситуациях. Было проведено эмпирическое исследование и его результаты подтверждают выдвинутые гипотезы, которые заключались в предположении о том, что у студентов существует взаимосвязь между предпочтением определенного жанра фильма и показателем «развитие себя», а также получила подтверждение гипотеза, что модальность эмоций связана с уровнем духовного удовлетворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Берберян Ася С., Оганесян Анаит О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PSYCHO-EMOTIONAL CHARACTERISTICS AND VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE PERCEPTION OF CINEMA IN A PANDEMIC

The issues of psycho-emotional characteristics and value orientations of students in the perception of cinema in a pandemic are presented in the article. The authors focused on psycho-emotional characteristics, value system of orientations and perception of cinema in a pandemic. Purpose of the research: to study the relationship between psycho-emotional characteristics and value orientations of students, taking into account the preference for a certain genre of film in a pandemic. Student age opens up opportunities for identifying the direction of value orientations and the realization of personal potential. The article shows that values and cinema are closely interrelated, since cinema is a very powerful tool in the socio-psychological development of a person. The analysis of scientific literature carried out by us has shown that value orientations have a very strong effect on people’s lives, on their choice in life situations. An empirical study was carried out and the results of the study confirm the hypotheses put forward, which consisted in the assumption that students have a relationship between the preference for a certain film genre and the indicator of “self-development”, and also the hypothesis was confirmed that the modality of emotions is associated with the level of spiritual satisfaction.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ КИНО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-148-165

Взаимосвязь психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов при восприятии кино в условиях пандемии

Ася С. Берберян

Российско-Армянский университет, Ереван, Армения, aspsy@inbox.ru

Анаит О. Оганесян

Российско-Армянский университет, Ереван, Армения, anahit.hovhannisyan00@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов при восприятии кино в условиях пандемии. Авторы поставили своей целью изучение взаимосвязи психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов с учетом предпочтения определенного жанра фильма в условиях пандемии. Студенческий возраст открывает возможности для выявления направленности ценностных ориентаций и реализации личностного потенциала. В статье подчеркивается, что ценности и кино тесно взаимосвязаны, так как кино является действенным инструментом в социально-психологическом развитии человека. Анализ научной литературы, проведенный нами, показал, что ценностные ориентации очень сильно воздействует на жизнь людей, на их выбор в жизненных ситуациях. Было проведено эмпирическое исследование и его результаты подтверждают выдвинутые гипотезы, которые заключались в предположении о том, что у студентов существует взаимосвязь между предпочтением определенного жанра фильма и показателем «развитие себя», а также получила подтверждение гипотеза, что модальность эмоций связана с уровнем духовного удовлетворения.

Ключевые слова: психоэмоциональные особенности, ценностные ориентации, жанр фильма, студенты

Для цитирования: Берберян А.С., Оганесян А.О. Взаимосвязь психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов при восприятии кино в условиях пандемии // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 148-165. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-1-148-165

© Берберян А.С., Оганесян А.О., 2022

ISSN 207.3-6.398 • RSUII/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogies. Education" Series, 2022, no. 1

Interrelation of psycho-emotional characteristics and value orientations of students in the perception of cinema in a pandemic

Asya S. Berberyan

Russian-Armenian University Yerevan, Armenia, anahit.hovhannisyan00@mail.ru

Anahit O. Oganesyan

Russian-Armenian University Yerevan, Armenia, aspsy@inbox.ru

Abstract. The issues of psycho-emotional characteristics and value orientations of students in the perception of cinema in a pandemic are presented in the article. The authors focused on psycho-emotional characteristics, value system of orientations and perception of cinema in a pandemic. Purpose of the research: to study the relationship between psycho-emotional characteristics and value orientations of students, taking into account the preference for a certain genre of film in a pandemic. Student age opens up opportunities for identifying the direction of value orientations and the realization of personal potential. The article shows that values and cinema are closely interrelated, since cinema is a very powerful tool in the socio-psychological development of a person. The analysis of scientific literature carried out by us has shown that value orientations have a very strong effect on people's lives, on their choice in life situations. An empirical study was carried out and the results of the study confirm the hypotheses put forward, which consisted in the assumption that students have a relationship between the preference for a certain film genre and the indicator of "self-development", and also the hypothesis was confirmed that the modality of emotions is associated with the level of spiritual satisfaction.

Keywords: psycho-emotional characteristics, value orientations, film genre, students

For citation: Berberyan, A.S. and Oganesyan, A.O. (2022), "Interrelation of psycho-emotional characteristics and value orientations of students in the perception of cinema in a pandemic", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 148-165, DOI: 10.28995/2073-63982022-1-148-165

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоции, как фундаментальное свойство человеческой психики являются одним из главных компонентов при восприятии кино, в особен-

ности, в условиях пандемии. В настоящее время практически весь мир оказался в условиях тотальной пандемии и ограничительных мер, обусловленных распространением Covid-19, новой коронавирусной инфекции. Данный цивилизационный вызов относится ко всей жизнедеятельности человека, различных сфер общественной жизни, что нашло отражение в многочисленных исследованиях. В не меньшей степени эти вызовы касаются особенностей ценностных ориентаций студентов и их реализации.

Сегодня кинематограф - особенно актуальный феномен. Возникший в XIX веке как просто развлечение, он с течением времени развивался, трансформировался. Уже в XX веке человечество создало огромное множество фильмов различных видов, жанров: боевик, ужасы, детектив, драма, исторический фильм, комедия, мелодрама, документальный фильм, триллер, мистика и т.д., которые способны удовлетворить предпочтения любого, даже самого искушенного зрителя [Косенкова 2006]. Уже само это разнообразие является свидетельством того, что кино в современном мире значимо для людей, в частности, для молодежи.

В процессе социализации у молодежи формируются собственные ценностные ориентации, впоследствии они изменяются под влиянием культурной среды, в особенности, кинематографа. Его продукция базируется на ценностных ориентациях социума, но она является не только демонстрацией традиционных ценностей, но и способствует образованию новых, транслируя их и стимулируя формирование новой иерархии ценностных ориентаций современной молодежи [Колотаев 2001].

Цель исследования: изучение взаимосвязи психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов с учетом предпочтения определенного жанра фильма в условиях пандемии.

Теоретический обзор

Революция в науке об эмоциях произошла в последние несколько десятилетий. Эмоции очень важны в повседневной жизни, потому что эмоциональное выражение помогает предоставить информацию о статусе индивидуального взаимодействия с другими людьми и с окружающей средой [Gross, John 2003]. Эмоции обычно изучаются в ракурсе трех компонентов: когнитивно-эмпирического («чувства»), поведенческого экспрессивного (например, выражения лица) и физиолого-биохимического (физические состояния). Эмоции играют центральную роль в нашей жизни, в наших отношениях с другими (симпатия, сочувствие, смех, любовь и т.д.). Ими можно манипулировать с помощью рекламы, чтобы заставить человека купить определенный продукт, на них пытаются воздействовать политики, которые хо-

тят, чтобы люди голосовали за них, или любые другие люди, желающие соблазнить массы. Эмоции могут заставить людей совершать импульсивные действия, о которых они потом сожалеют, могут усложнить жизнь человека (например, застенчивость, стресс) и мешать работе, отвлекая его. Мы обычно считаем, что должны контролировать свои эмоции, чтобы быть рациональными или работать лучше. (Между прочим, у спортсменов теперь есть ментальные тренеры, которые учат их контролировать свои эмоции.) На самом деле, все больше и больше людей обращаются к таким психологам или читают книги, призванные помочь им контролировать нежелательные эмоции.

В психологической науке исследуется адаптивная роль эмоций в жизни человека, существуют теории для объяснения их возникновения с когнитивной точки зрения [Pettinelli 2013]. Эмоции больше похожи на сознательную мысль, чем чувства. Хотя эмоции и чувства можно описать как бессознательные мысли, одно из них будет больше похоже на сознательное мышление. Чувства больше похожи на ощущения: когда вы касаетесь чего-то, вы испытываете чувство. Эмоции - это просто бессознательные мысли. На самом деле их лучше было бы описать как бессознательные чувства (то есть чувство похоже на осознанную эмоцию, потому что вы можете «чувствовать» его лучше и легче, но эмоция - это более глубокий, бессознательный опыт, похожий на бессознательную мысль).

Человек - это контекстуализированная личность с интен-циональными установками, характеризующаяся онтологической двусмысленностью и способная занимать позицию. Этот вывод можно сделать в соответствии с тремя фундаментальными аспектами концепции человека: интенциональностью, темпо-ральностью и нарративностью. Интенциональность - это аспект психического состояния - быть «о чем-то». Стандартный феноменологический взгляд на настроения и аффекты более или менее ясен при одном фундаментальном различии: настроения непреднамеренны и воздействуют преднамеренно. Однако этот взгляд можно изменить, соединив два состояния чувств с человеком. Правильно сказать, что такой аффект, как страх, связан с конкретным объектом страха и что тревожное настроение не указывает на какой-либо конкретный объект, а проявляется как неартикулированная фоновая тональность или атмосфера, загрязняющая все поле сознания человека. Тем не менее, настроение, кажется, влияет на то, как люди относятся к миру, в том смысле, что оно сопровождается определенной атмосферой в восприятии людей. А ситуация, которая сначала не испугала их вообще, сейчас наполняет непреодолимым желанием убежать и

искать защиты. Под концепцией темпоральности понимается то, как человек переживает время и как существование человека неизбежно формируется и развивается во времени. Настроения и аффекты отображают разные временные паттерны. Аффекты часто короче настроения. Они увлекают человека, занимают все его поле деятельности осознанности и тем самым подталкивают его к определенному действию в течение ограниченного периода времени. Напротив, настроение может длиться дни, недели или даже годы, парализовать мысли и удерживать человека от действий (грусть) или порождать в странные поступки без мыслей о прошлом или будущем (эйфория).

Одна из главных задач, которая касается представителей разных направлений науки, заключается в понимании восприятия. Очень быстрый прогресс средств массовой информации, появление новых возможностей воспроизведения экранного изображения стали причиной необходимости изучения эстетических и психологических проблем, так как они очень сильно влияют на психику и сознание человека и на то, каким образом он видит мир, какое у него формируется мышление и как он себя ведет.

Проблема того, как кино влияет на восприятие, рассматривается сразу несколькими науками такими, как эстетика, культурология, киноведение, когнитивная и социальная психология, социология. Восприятие, которое трансформируется вследствие воздействия телевидения и кино, нужно изучать с точки зрения культуры и эстетики [Колотаев 2001; Любимова 2000; Маслоу 1997].

Фильм, кино, или кинокартина, - это отдельное произведение киноискусства. Кинематограф - область человеческой деятельности, которая связана с созданием и воспроизведением фильмов. Он включает в себя область применения кино как одного из направлений искусства, а также киноиндустрию. Просмотр фильмов является неотъемлемой частью нынешней культуры. Герои известных кинокартин и актеры, их воплощающие на экране, нередко становятся знаменитыми, а их образы - узнаваемыми. Для того чтобы люди могли смотреть фильмы группами, что вызывает больше удовольствия, были специально созданы кинотеатры, а дома можно смотреть кино при помощи телевизора, а с развитием технологий - и при помощи компьютеров, планшетов, смартфонов (тем более в условиях пандемии).

Работы зарубежных теоретиков кино - А. Базен и 3. Кра-кауэр, Р. Арнхейма, - рассматривающие особенности эстетического восприятия, визуального мышления и психологию искусства, также представляют большую ценность. Позитивные или негативные эмоции, а точнее их направленность, не связаны с эмо-

циональным удержанием и вытеснением. Эту особенность демонстрируют психологические приемы, ориентированные на создание собственного творческого отношения к фильму. После просмотра фильма, выражая свое личное отношение к фильму вслух, актуализируя эмоциональные состояния, субъект сохраняет все те впечатления, которые он пережил в процессе просмотра. Когда же субъект говорит о себе и повествует о собственном эмоциональном впечатлении, то его впечатление вытесняется, трансформируется вовне. В связи с чем данные свойства несут в себе либо положительные, либо отрицательные отзывы о конкретном фильме. Основанный на этом выбор определяет стратегию постпросмотрового потребления кинопродукции, так называемого постпросмотрового синдрома [Розогин 2014]. Если человек участвует в дискуссиях, выражает свое мнение относительно фильма, проявляя внимание к деталям фильма, анализирует фабулу фильма, то он актуализирует свое мнение о фильме, ставя в центр внимания то, что увидел и услышал на экране, и, соответственно, он в большей степени настроен на дальнейшее воспроизводство кинопродукции. Но в случае, когда личность обращает внимание на свои переживания, то просмотр фильма приводит к состоянию рефлексии собственных чувств и переживаний. Все то, что человек видел ранее в кинофильме, в ближайшее время исчезает из его памяти, заполняя память другими, более яркими эмоциональными всплесками. Если же ассоциативный ряд имеет лишь описательные конструкции, которые не позволяют человеку погрузиться в фильм на эмоциональной волне, то потребление кинопродукции можно считать завершенным. У зрителя происходит отчуждение увиденного, следовательно, он испытывает постпросмотровый синдром. После просмотра определенного кинофильма зритель выходит в измененном состоянии именно потому, что он проводит конкретное время в специфичном месте. Значительное сильное воздействие, оказываемое на эмоциональную составляющую психики, имеет название «постпросмотровый синдром». Человек либо акцентирует внимание на фильме, эмоционально наделяя его специфическими характеристиками, либо он в эмоциональной форме описывает свое личное состояние. В обоих случаях в результате переживаемого им постпросмотрового синдрома видоизменяется его поведение, но на основе измененного эмоционального состояния [Косенкова 2006].

В настоящее время в кинематографе продолжаются эксперименты с привлечением новых технологий, особый интерес представляет компьютерная графика и 3D эффекты в кино. По показателям смысловой нагрузки можно выделить 2 формы -авторское и массовое кино. К авторскому кино относятся деяте-

ли кинематографа, продолжающие эксперименты с восприятием, взаимодействием со зрителем, огромная роль здесь отводится как содержательной части фильма, так и специфическим техническим характеристикам кинематографического искусства. Массовое кино имеет функцию развлекательного, зрелищного феномена, поэтому ведущую роль в нем играют новые технологии и спецэффекты, привлекающие и развлекающие зрителя.

Большинство современных исследований по проблемам влияния кино подтверждают, что фильмы оказывают воздействие на «Я» - образы зрителя, их психоэмоциональные состояния, социальные установки. В.А. Колотаев [Колотаев 2001] в своих работах указывает, что искусство, и кино в особенности, могут не только оказывать определенное психологическое воздействие на зрителя, но оно способствует формированию идентичности групп современников.

Студенческий возраст является той стадией социализации, где деятельность и ролевая структура личности получает новые, взрослые качества. Основная социальная проблема в данный период заключается в выборе профессии. Жизнь девушек и юношей приобретает новые направления и специфику в зависимости от того, какую профессию и какое учебное заведение они выбирают. Это способствует расширению кругозора студентов, они становятся более ответственными, и область их интересов расширяется [Берберян, Берберян 2017; Любимова 2000; Лисовский 2000].

По сути, студенческий возраст является пограничным, так как представляет собой переходную стадию от созревания к зрелости и именуется поздней юностью и ранней взрослость (18-25 лет). Б.Г. Ананьев считал, что в студенческом возрасте у человека развиваются фундаментальные социогенные потенции. На психику человека имеет огромное воздействие высшее образование, которое, помимо этого, способствует развитию личности. Если человек получает высшее образование в университете и если в данном учебном заведении есть хорошие условия, то у студентов развиваются все уровни психики. Они характеризуют направленность ума человека, то есть формируют склад мышления, который, в свою очередь, закладывает основы профессиональной направленности личности. Для достижения высокой академической успеваемости необходим достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в особенности познавательных способностей - восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. [Аминев 1990].

Интеллектуальное и физическое развитие доходит до своего максимума в студенческие годы, и именно в это время появляют-

ся сложности между возможностями и их реальной реализацией. Некоторые ученые (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.) полагают, что время обучения в вузе соответствует второму периоду юности (либо первому периоду зрелости), который характеризуется особенностями формирования личностных черт. Основной чертой нравственного и духовного развития в данный момент является увеличение осознанных мотивов поведения. Некоторые характеристики, недостаточно выраженные в старшей школе - целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, - в период обучения в вузе значительно усиливаются и стабилизируются. У студентов повышается заинтересованность по отношению к различным моральным дилеммам и проблемам: цель, образ жизни, любовь, смысл, верность [Бабо-сов и др. 2001]. Говоря о психологических особенностях, нужно подчеркнуть, что различия между ними заключаются не в уровне возможностей, а в том, как по-особенному они проявляются. Они определяют способы работы, но не уровень достижений. Также важно отметить, что умственные возможности личности создают предпосылки для компенсации психологических недостатков [Яницкий 2000].

На этапе студенческого возраста для личности открываются возможности для определения направленности ценностных ори-ентаций и раскрытия личностного потенциала. Э. Шпрангер, исследуя ценностные ориентации молодежи [Шпрангер 2014], выделяет в качестве основных новообразований данного возрастного этапа открытие «Я», рефлексию и ее развитие, осмысление собственной индивидуальности и создание начального этапа жизненного плана. На базе данных исследований он рассматривал ценностные ориентации и их реализацию. Шпрангер указывает, что студенческий возраст позволяет ответить на различные вопросы: «Кто Я?», «Каким я должен стать?», «Какими меня хотят видеть окружающие?», которые отображают нравственное содержание собственного поведения. Кроме этого, сопоставляются свои ценностные ориентации с общечеловеческими ценностями, происходит их последующее принятие, отторжение или адаптация к собственным воззрениям.

Б.Г. Ананьев [Ананьев 1997] отмечал, что ценностные ориентации включают в себя «первичный класс личностных свойств» в противоположность вторичному, входящие в который основаны на мотивации, структуре общественного поведения и т.д. Ценностные ориентации базируются на социальных ценностях, отражаясь сквозь призму жизненного опыта, впечатлений индивида, что определяет индивидуальное при каждом конкретном случае,

дифференцируя «значимое» и «несущественное». Ценностные ориентации являются системой представлений, существующих в виде идеалов, норм, целей, интересов и т.д. в сознании субъекта. Данная система представлений формируется в процессе социализации, относя предмет либо явление к определенному классу «нормальных, средних, типичных или должных» предметов. Батурин указывал: «В наиболее простом случае оценочное основание - это представление о единичном, но действительно эталонном объекте, признанном таковым на основе индивидуального или социального опыта» [Батурин 1989].

Концепция ценностных ориентаций носит мультипарадиг-мальный характер. В зависимости от того, какое конкретное исследование какие имеет предпочтения, ценностные ориентации могут изучаться с позиций философии, психологии, социологии, экономики и др. общественных наук. Д.А. Леонтьев [Леонтьев 1996] очень тщательно анализировал проблему ценностей именно как проблему междисциплинарного характера. Д.А. Леонтьев считал, что существует 3 формы ценностей:

1. Идеалы общественного характера как базовые представления относительно совершенства в разных областях общественной жизни.

2. Предметно-воплощенные ценности в качестве результатов материальной и духовной культуры человечества.

3. Личностные ценности. Леонтьев определяет также современные подходы к рассмотрению понятия «ценности», а именно: феноменологический, социологический, экзистенциальный, си-нергетический, позитивистский, персоналистический онтологизм, социокультурный подход, прагматический, бихевиористский, социально-психологический, постмодернистский [Леонтьев 1996]. Понятие «ценностная ориентация» вошло в социальную психологию в виде альтернативы философскому понятию «ценность» как в большей степени практико-ориентированное. В соответствии с данным подходом, «Ценностная ориентация - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [Бойков 2009]. В психологии понятие ценностных ориентаций было переосмыслено в ходе развития различных направлений. К примеру, психоаналитическое направление исследует противоречие между различными индивидуальными ценностями, которые находятся в области «Эго», происходят из неосознанной сферы «Ид», и социальными ценностями (религиозными, нравственными, официальными), находящимися в области «Супер-Эго». В гуманистическом направлении раскрывается вопрос, связанный со «смысловыми образованиями» как

высшими человеческими ценностями, которые осуществляют важную регулятивную роль (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни). Экзистенциальная психология и созданная в ее рамках логоте-рапия рассматривает ценности в качестве неких «универсалий смысла», то есть «смыслов», характерных для больших социальных групп в процессе всей истории развития человечества. Такой универсальный характер ценности приобретают в ходе своего осмысления: «Как я постигаю какую-либо ценность, я автоматически сознаю, что эта ценность существует не сама по себе, независимо от того, принимаю я ее или нет». [Франкл 1990]. Российская психология, анализируя понятие «ценность», говорит о понятиях: «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслоо-бразующий мотив» (А.Н. Леонтьев) и «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев).

В настоящее время в психологии сформировалось несколько представлений о ценностях:

1. Ценности иерархичны. Так, А. Маслоу выделяет ценности бытия, называя их Б-ценностями, и дефициентные ценности, называя их Д-ценности. Дефициентные ценности являются «низшими», так как направлены на удовлетворение потребностей материального порядка. Ценности бытия - «высшие», характерные для самоактуализирующихся людей (ценности «истина», «добро», «красота», «справедливость», «самодостаточность» и т.п.) [Маслоу 1997].

2. Ценности - также способ понимания окружающего мира. В зависимости от конкретной задачи человек может следовать «сквозным ценностям», основным в любой сфере деятельности, «фундаментальным ценностям», не зависящим от сферы и обстоятельств жизнедеятельности, и «базовым ценностям», составляющим основание ценностного сознания людей и неосознанно влияющим на выбор в той или иной ситуации [Стойлик 2003а].

3. Ценности универсальны. Анализ психодиагностики ценностей показывает, что их общее число невелико [Стойлик 2003].

4. Вместе с тем все отмеченные ценности характерны для значительного числа людей, хотя и относятся к каждому индивиду лишь в определенной степени.

Студенческий возраст - один из самых плодотворных периодов для формирования профессиональных знаний, научного, профессионального и личностного роста. В переходные, кризисные периоды развития личности формируются новые ценностные ориентации, потребности и интересы, а на их базе происходит трансформация личностных качеств, свойственных предшествующему периоду. Ценностные ориентации относятся к главным

компонентам структуры личности, по уровню развития которой можно судить об ее сформированности. Ценностные ориентации тесно связаны с формированием самосознания, осмыслением положения своего «Я» в системе социальных отношений, формирующих мотивационно-потребностную сферу. Повышение интереса исследователей к изучению ценностей и ценностных ориентаций наблюдалось в 60-х гг. прошлого столетия и было связано с консультированием по вопросам образования и профессиональной ориентацией, прогнозированием социального поведения человека.

Кинематограф как феномен массовой культуры, с одной стороны, как в зеркале отражает ценности современного общества, а с другой стороны, в значительной степени воздействует на формирование ценностных ориентаций зрителей. Студенческий возраст - это время социализации, определения ценностных ориентаций, потребностей, интересов и предпочтений, которые в совокупности формируют характер потенциального профессионала и полноценного члена социума. Именно студенческая молодежь нередко оказывается подверженной влиянию продуктов массовой культуры (модные тренды, кинематограф) [Косенкова 2006]. Главным образом ценностные ориентации личности формируются в студенческие годы, когда человек наиболее энергичен, амбициозен, активен и стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. К основным функциям образования относится формирование у молодых людей ценностных ориентиров, доминирующих в данном социуме и государстве.

Исследователи обнаружили, что фильмы могут иметь мифологические подтексты, которые способны воздействовать на сознание массовой аудитории, но не осознаваемые ею. Кроме этого, в фильмах наличествуют внекинематографические проявления коллективного бессознательного (культурные и исторические архетипы с утопическими представлениями, мифы, религиозные и фольклорные символы). Они связывают фабулу, содержание и спецэффекты с ценностным контентом. Особое влияние кинематограф оказывает на студенческую молодежь, так как она, во-первых, находится на этапе профессионального и трудового становления, а во-вторых, собой перспективную производственную силу, которая определяет общую траекторию социального развития.

Кино в большинстве случаев воздействует на подсознательную сферу личности, минуя логическую сферу сознания в соответствии с критериями отбора, заданными аналитическим мышлением. Ее смысловое содержание, в основном, не подвергается критике и, таким образом, перестает быть эффективным средством

воздействия на личность [Колотаев 2001]. Кинофильмы участвуют в создании иллюзорной, мифологизированной картины мира. Впечатления и переживания, которые человек получает при просмотре фильмов, могут стать причиной трансформации ценностных ориентаций и мотивации личности. К данному выводу приходят исследователи, представляющие медиакультуру как феномен современного общества. Когда зритель сравнивает идеальные картинки из фильмов с реальностью, то он стремится приблизиться к экранному образу, так как начинает чувствовать свое несоответствие при подобном сравнении. В данных условиях несложно понять, почему современное общество ориентировано на образ, связанный с физическими показателями человека, почему актуализируется эйджизм. Если взрослый человек с устоявшейся системой ценностных ориентаций и сложившимся мировоззрением способен различать культурные коды, соотносить кинообразы со своими ценностями, то молодежь, в основном, оказывается не способной к такой «фильтрации» и, следовательно, принимает на веру все, что демонстрируется в фильмах.

Гипотеза 1: Мы предполагаем, что модальность эмоций взаимосвязана с уровнем духовного удовлетворения студентов.

Гипотеза 2: Мы предполагаем, что существует корреляция между предпочтением определенного жанра фильма и уровнем саморазвития.

Методологическая база - теории и научные труды Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева. Л.Н. Банниковой, Ю.Г. Волкова, В.Т. Лисовского, И.П. Савченко, К. Хорни, Г.С. Абрамова.

Методы исследования. Анализ научной литературы, анкетирование, метод математической статистики, тестирование, в том числе, методики К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций», используемая для диагностики доминирующего эмоционального состояния; «Опросник терминальных ценностей (оТеЦ)» (Г. Се-нин) - предназначен для диагностики жизненных целей человека, авторская анкета.

Выборка. Данное исследование было проведено со студентами Российско-Армянского университета различных направлений общим количеством 120 человек.

Первая методика - «Дифференциальная шкала эмоций», разработанная К. Изардом, выявляет доминирующее эмоциональное состояние с помощью шкалы значимости эмоций. Эта методика включает 30 шкал, которые отражают различные оттенки эмоциональных переживаний. Для оценки каждой из 10 базовых эмоций используются 3 частные шкалы. Вторая методика разработана Г. Сениным в 1991 году. Она базируется на двух пред-

положениях: во-первых, жизненные сферы в различной степени проявляются в жизни каждого человека, имеют для людей разную степень значимости, а, во-вторых, в каждой из них реализуются различные для личности испытуемого желания, интересы, потребности и стремления, которые являются одним из компонентов направленности личности.

Также была составлена анкета для определения некоторых аспектов восприятия фильмов: любят ли респонденты посещать кинотеатры и смотреть кино; какие эмоции они обычно испытывают; какого рода фильмы больше предпочитают; посещают ли кинотеатры в условиях пандемии и как она отразилась на их отношении к фильмам.

Анализ и обсуждение результатов. По результатам первой методики было выявлено, что у 65% студентов наблюдаются положительное самочувствие и повышенное настроение. У остальных 35% студентов преобладают отрицательное самочувствие и соответственно пониженное настроение.

Самочувствие

■ Положительное ■ Отрицательное

Рис 1. Результаты исследования доминирующего эмоционального состояния у студентов.

По результатам исследования второй методики было выявлено, что у 15% респондентов уровень «развития себя» - высокий, у 80% - средний, а у 5% - низкий. Показатель «духовного удовлетворения» у 20% студентов - высокий, у 80% - средний и низкий - отсутствует.

Как видим по результатам, отраженным в графике (рис. 3), более всего (25%) студентов предпочитают жанр комедии, в равной степени - драмы и документальные фильмы (по 15% студентов). Кроме того, нами был проведен корреляционный анализ по двум гипотезам. По первой гипотезе по предполагаемой взаимосвязи между самочувствием и духовным удовлетворением была выявлена положительная корреляция (0,3). По второй - анализ данных

по признаку «развитие себя» и предпочтение определенного жанра фильма - была также выявлена положительная корреляция (0,5).

90 80 70

60 -

50 40

30 -

20%

20 -15%

10 0

Высокий

■ Развитие себя ■ Духовное удовлетворение

Рис. 2. Результаты исследования жизненных целей и ценностей у студентов - испарить цвет.

25%

КОМЕДИИ ДРАМЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ БОЕВИКИ УЖАСЫ

Рис. 3. Жанры фильмов, которые больше всего предпочитают студенты.

Ценности и кино очень тесно взаимосвязаны, так как кино является очень важным инструментом в социально-психологическом развитии человека. Основная идея, смысл и содержание фильма могут иметь сильнейшее влияние на аффективную и когнитивную сферы личности. Многие исследования акцентируют свое внимание на отрицательных воздействиях фильмов, и эта тревожность может быть оправданной, так как фильмы не всегда оказывают на аудиторию только положительное влияние, особенно на студентов.

Заключение

По результатам исследования можно слетать следующие выводы:

1. Анализ научной литературы, проведенный нами, показал, что ценностные ориентации очень сильно воздействуют на жизнь лю-

80% 80% |

Средний Низкий

дей, на их выбор в тех или иных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации относятся к главным составляющим элементам структуры личности, по которым можно судить об уровне ее сфор-мированности.

2. Мы провели эмпирическое исследование и по первой методике выявили, что у 65% студентов наблюдаются положительное самочувствие и повышенное настроение, а у остальных 35% студентов преобладают отрицательное самочувствие и пониженное настроение. По второй методике было обнвружено, что у 15% студентов уровень «развития себя» - высокий, у 80% - средний, а у 5% - низкий. Показатель «духовного удовлетворения» у 20% студентов -высокий, у 80% - средний и низкий - ни у одно из студентов.

3. По результатам исследований психоэмоциональных особенностей и ценностных ориентаций студентов с учетом предпочтения жанра фильма мы определили, что модальность эмоций связана с уровнем духовного удовлетворения и что существует взаимосвязь между предпочтением определенного жанра фильма и уровнем собственного развития. Соответственно, наши гипотезы получили подтверждение.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аминев 1990 - Аминев Г.А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 145-146.

Ананьев 1997 - Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. М.: Наука, 1997. 380 с.

Бабосов и др. 2001 - Бабосов Е.М., Бабосов С.Е., Клименко В.А., Яковчук Т.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе. Минск: Современное слово, 2001. 160 с. Батурин 1989 - Батурин Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 81-99. Берберян, Берберян 2017 - Берберян А.С., Берберян Э.С. Этнопсихологические аспекты смысложизненных и ценностных ориентаций студенческой молодежи // Вопросы психологии. 2017. № 1. С 103-116. Бойков 2009 - Бойков В. Э. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. 2009. № 7. С. 29-41.

Колотаев 2001 - Колотаев В.А. Семиотическая роль «Другого» в эстетической реальности киноискусства // Мир психологии. 2001. № 3. С. 143-157.

Косенкова 2006 - Косенкова Н.Г. Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. ВГИК им. С.А. Герасимова, 2006.

Леонтьев 1996 - Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 22-25.

Лисовский 2000 - Лисовский В. Т. Духовный мир и ориентации молодежи. СПб: СПбГУП, 2000. 289 с.

Любимова 2000 - Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». 2000. № 1. С. 48-56.

Маслоу 1997 - Маслоу А. Психология бытия. М: Рефл-бук, 1997. 304 с. Розогин 2014 - Розогин Д. Постпросмотровый синдром // Телескоп: Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2012. № 3. С. 27-30.

Стойлик 2003 - Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003. № 6. С. 60-69.

Франкл 1990 - Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. 368 с.

Шпрангер 2014 - Шпрангер Э. Формы жизни: Гуманитарная психология и этика личности. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 400 с. Яницкий 2000 - Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. НГПУ, 2000. 301 с.

Gross, John 2003 - Gross J.J., John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. no. 85 (2). P. 348-362.

Pettinelli 2013 - Pettinelli M. The Psychology of Emotions, Feelings and Thoughts. Heslington, UK: Higher Education Academy, 2013.

References

Aminev, G.A. (1990), "The structure of dynamic indicators of students' intellectual activity", Voprosy Psikhologii, no. 6, pp. 145-146.

Anan'yev, B.G. (1997), O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human science], Nauka, Moscow, Russia, 380 p.

Babosov, Ye.M., Babosov, S.Ye., Klimenko, V.A. and Yakovchuk, T.I. (2001), Dinamika tsennostnykh oriyentatsiy molodezhi v transformiruyushchemsya obshchestve [Dynamics of value orientations of youth in a transforming society], Sovremennoye slovo, Minsk, Belarus, 160 p.

Baturin, N.A. (1989), "Problems of evaluation and assessment in general psychology", Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 81-99.

Bcrbcryan, A.S. and Bcrbcryan, E.S. (2017), "Ethnic psychological aspects of scnsc-of-lifc and value orientations in students", Voprosy psikhologii, no. 1, pp. 103-116.

Boykov, V.E. (2009), "Value orientations of Russians as a factor of integration and disintegration of society", Sotsiologiya vlasti, no. 7, pp. 29-41.

Kolotaycv, V.A. (2001), "The scmiotic role of the "Other" in the aesthetic reality of cinematography", Mir psikhologii, no. 3, pp. 143-157.

Koscnkova, N.G. (2006), Features of screen image reproduction and their impact on the viewer, Abstract of Ph.D. dissertation, Gcrasimov Institute of Cinematography, Moscow, Russia.

Lcont'ycv, D.A. (1996), "Value as an interdisciplinary concept: experience of multidimensional reconstruction", Voprosy filosofii, no. 4, pp. 22-25.

Lisovskiy, V.T. (2000), Dukhovnyy mir i oriyentatsii molodezhi [Spiritual world and youth orientation], SPbGUP, Saint Pctcrburg, Russia, 289 p.

Lyubimova, G.Yu. (2000), "From first-year student to graduate: problems of professional and personal self-determination of psychology students", Vestnik Moskovskogo universiteta, Seriya 14 "Psikhologiya", no. 1, pp. 48-56.

Maslou, A. (1997), Psikhologiya bytiya [Psychology of being], Rcfl-buk, Moscow, Russia, 304 p.

Rozogin, D. (2014), "Postvicwing Syndrome", Teleskop: Zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovaniy, no. 3, pp. 27-30.

Stoylik, A.Yu. (2003), "Value orientations: socio-psychological and gender aspects", Zhurn. prikladnoy psikhologii, no. 6, pp. 60-69.

Frankl, V. (1990), Chelovek v poiskakh smysla [Man in ssearch of meaning], Progress, Moscow, Russia, 368 p.

Shpranger, E. (2014), Formy zhizni: Gumanitarnaya psikhologiya i etika lichnosti [Forms of life: humanitarian psychology and personality ethics], "Kanon+" ROOI "Rcabilitatsiya", Moscow, Russia, 400 p.

Yanitskiy, M.S. (2000), Psychological factors and mechanisms of development of the system of value orientations of the personality, Ph.D. Thesis, Novossibirsk State Pedagogical Universit , Novosibirsk, Russia, 301 p.

Gross, J.J. and John, O.P. (2003), "Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being", Journal of Personality and Social Psychology, no. 85 (2), pp. 348-362.

Pcttinclli, M. (2013), The Psychology of Emotions, Feelings and Thoughts, Higher Education Academy, Hcslington, UK.

Информация об авторе

Ася С. Берберян, доктор психологических наук, профессор, Российско-Армянский университет, Ереван, Армения; 0019, Армения, Ереван, ул. Лемкина, д. 9, кв. 2; aspsy@inbox.ru

Анаит О. Оганесян, Российско-Армянский университет, Ереван, Армения; 0019, Армения, Ереван, ул. Лемкина, д. 9, кв. 2; anahit.hovhannisyan00@mail.ru

Information about the author

Asya S. Berberyan, Sc.D. (Psychology), professor, Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia; apt. 2, bld. 9, Lemkin street, Yerevan, Armenia, 0019; aspsy@ inbox.ru

Anahit O. Oganesyan, Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia; apt. 2, bld. 9, Lemkin street, Yerevan, Armenia, 0019; anahit.hovhannisyan00@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.