Научная статья на тему 'Ценностные ориентации экологического характера в современной социокультурной ситуации'

Ценностные ориентации экологического характера в современной социокультурной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ МОТИВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Анастасия Анатольевна

Данная статья раскрывает аспекты современной социокультурной ситуации. На основе теоретического анализа научно-методической литературы сделаны умозаключения в данной области. Представлены существующие недостатки развития рассматриваемой проблемы, освещены наиболее важные аспекты в сфере образования с точки зрения развития ценностных ориентаций. Раскрывается сущность терминов, необходимых для более глубокого понимания темы, проводится аналогия между миром «культуры» и неотъемлемым от него миром «ценностей». В заключение сделано предположение, которое может способствовать разрешению сложной социокультурной ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации экологического характера в современной социокультурной ситуации»

А.А. КОТЛЯРОВА

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Данная статья раскрывает аспекты совреиен- зрения развития ценностных ориентаций. Раскры-

ной социокультурной ситуации. На основе теоретического анализа научно-методической литературы сделаны умозаключения в данной области. Представлены существующие недостатки развития рассматриваемой проблемы, освещены наиболее важные аспекты в сфере образования с точки

Социокультурная ситуация, ценностные ориентации, нравственный мотив личности.

Социологические исследования в области ценностных ориентаций позволили определить различные концепции и подходы к условиям их становления, но главенствующим направлением здесь является утверждение приоритета общечеловеческого и гуманистического начала в контексте раз -личных культур. «Культура есть комплексное определение духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют общество или социальные группы. Они включают не только искусство и письменность, но также способы жизни, фундаментальные права человеческого бытия, ценное -тные слоивзаимоотношений в обществе» [1, с. 81].

В настоящее время, когда идет процесс объединения человечества, решение глобальных проблем современности, а именно экологических, теория ценное -тей в аспекте культурных традиций переживает своё возрождение в связи с новыми социальными, научнотехническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни человека, творчества, культуры.

Общеизвестно, культура так же, как и природа, является одной из главнейших форм существования человека и, как один из небиологических способов адаптации и освоения человеком мира, выступает в качес -тве основного, определяющего фактора бытия любого общества. Учитывая вышесказанное, приходим к заключению, что природные предпосылки - это не только внешние принципы и нормы поведения, но и внутренние детерминанты культуры и цивилизации в целом. Это заключение следует из определения ее признаков, указывающих на неотъемлемую и всеобъемлющую связь с природой. Сейчас, как никогда, ощущается необходимость междисциплинарного синтеза знаний о взаимодействии человека и природы как педагогичес -кой цели, которая, в свою очередь, должна опираться на обновленную философскую картину мира, на общечеловеческие ценности.

Данный аспект содержания культурного наследия призван раскрыть многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека, выделив основные параметры ценностных ориентаций, необходимых для жизни в современном обществе, что способствует их адаптации и принятию через много-

вается сущность терминов, необходимых для более глубокого понимания темы, проводится аналогия между миром «культуры» и неотъемлемым от него миром «ценностей». В заключение сделано предположение, которое может способствовать разрешению сложной социокультурной ситуации в стране.

ключевые компетенции, экологическая компетенция,

уровневую систему образования, которая складывалась на протяжении длительного периода времени с учетом специфики каждого народа.

Особенностью русского народа как представителя евразийства является коллективизм, который своей историей уходит в общину; патриотизм, который прививался на протяжении борьбы за независимость; доверчивость, духовность, открытость, терпимость, взаимопомощь. Вместе с тем, вне человеческого существования не может быть и ценностей цивилизации. В любой эпохе у каждой нации или отдельного ее представителя есть свои индивидуальные ценное -ти, которые относительны и могут меняться в зависимости от корректировки потребностей и интересов людей и отношений, в которые они вступают. Поэтому всякая система, в том числе и система образования, определяет свои необходимые ценностные отношения, которые способствуют дальнейшему развитию цивилизации. Но не каждая система способна разработать подход для реализации данных отношений. Образовательные структуры находятся в стадии поиска такого подхода.

Переход к новому мышлению, предполагающему трансформацию взгляда на окружающую среду от чисто ресурсного подхода к пониманию необходимое -ти сохранения естественной природы и стабильной окружающей среды, начал осуществляться только в конце XIX в. В начале XX в. человечество стало осознавать безысходность наступления глобального экологического кризиса в условиях бездействия. Перепробовав множество средств, люди забыли о возможностях образования и воспитания, которые предоставляются в нынешнем веке, о тех ценностях в культуре народов, которые могут оказать неоценимую помощь в сложившейсяситуации.

Чтобы коренным образом изменить духовное развитие личности в лучшую сторону, необходимо радикальное изменение ценностных установок сотен миллионов людей, а также модификация их поведения, ведь причина кризиса лежит глубоко внутри. Изменение нравственных устоев и ориентаций в умах людей может изменить судьбу человечества в лучшую сторону. Для этого необходим прорыв в духовной об лас -ти и сфере интеллектуального обогащения, что и

представляют собой ценностные отношения в общеобразовательных структурах.

«Ценностное отношение - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, яв-ляющийся составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающей смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» [1, с. 123].

По мнению многих ученых, которые исследовали проблему ценноетных ориентаций, учитывая различные способы и подходы к ее изучению, было установлено, что система ценностных отношений определяет развитие личное ти человека, которое невозможно вне социальных институтов. К сожалению, далеко не все результаты можно сравнивать между собой, так как различные авторы рассматривают данный феномен с позиции различных психолого-педагогических направлений. Проблема ценностных отношений, на наш взгляд, должна быть решена и с позиции целостного экологического подхода, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентаций, что позволяет рассматривать ценности как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, обусловленное, с одной стороны, экологическими факторами, а с другой - всей системой организованной целенаправленной педагогической деятельности.

«Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, люди постепенно постигают пространство, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств» [2, с. 57].

Мы апеллируем к фактам о тесной связи природы и культурой. Культура человечества складывается в процессе истории его существования. Вся история человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия окружающего мира и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, цивилизация погибнет, поэтому необходимо создавать условия для становления экологической культуры личности не только в средних общеобразовательных учреждениях, но и в вузах.

Данный феномен рассматривается Н.Б. Верзили-ным, АН. Захлебным, АГ. Здравомысловым и др. как «культура единения человека с природой, гармонизация ценностей общества с нравственными законами окружающей среды» [3, с. 83]. Следовательно, показатели ее сформированности необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях: внутреннем и внешнем - качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

На наш взгляд, одной из основных задач современности, является именно духовное и нравственное

обогащение внутреннего мира ребенка, поэтому мы делаем акцент на нравственной компетенции, основное ядро которой составляет экологическая.

«Экологическая компетенция - это совокупность экологических знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для преобразующей экологической практики, и личное тных качеств, составляющих основу формирования экоцентрического экологического сознания» [4, с.57].

Мы считаем данную формулировку неточной, поэтому даем свое определение экологической компетенции. Это способность человека адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира во благо природы, активизируя ценностные ориентации экологического характера для нравственного поступка в экологически сложной ситуации.

Таким образом, система воспитания ключевых компетенций представляется состоящей из трех уровней: первый (внешний) уровень - это функциональное взаимодействие, без которого невозможно развитие как таковое (информационная компетенция, коммуникационная, организационная). Второй уровень - основа высокоразвитого общества на духовном уровне восприятия (нравственная компетенция), центральным звеном которого является экологическая компетенция. Все компетенции обладают свойством взаимопроникновения и зависят друг от друга.

Акцентируя внимание на основных компетенциях, овладение которыми необходимо в современном мире, следует отметить важность каждого предмета в области их развития и совершенствования. В нашем случае одним из преимуществ компетентностного подхода является следующий аспект: овладение экологической компетенцией предполагает не просто припо-минание имеющихся знаний и умений, но и мобилизацию приобретенного опыта на практике, а именно в конкретных ситуациях взаимодействия природы и человека, которые непременно возникают в жизни каждой личности.

Итак, учитывая функции «взаимопроникновения» и «взаимоперехода» компетенций, проведя анализ и сделав обобщение в данном направлении, мы приходим к выводу, что формирование экологической компетенции будет наиболее эффективным приусловии мотивированности нового поколения на внутреннем уровне самосознания. Без внутренней мотивации, духовного обогащения и нравственного стимула личность развиваться не будет, а канет в небытие. Природа не терпит посягательств на самое святое в жизни каждого человека на земле, а что, как не нравственный рост, является таковым?

Внутренняя мотивация любого человека базируется на принятии того или иного факта собственным «Я», а для этого необходимо в образовательном процессе создать условия для формирования мотива-интереса. На основании этого ученик придет к собственному пониманию проблемы, у него появится желание к разнообразным видам деятельности, способствующим духовному обогащению личнэсти. Постепенно у подростка возникает своя собственная точка зрения, которая осознана им не только на внешнем, но и на внутреннем уровне самосознания, а это, в свою очередь, ведет к постановке определенной цели и выстраиванию стратегии ее достижения.

Если говорить о структуре ключевых задач нового поколения и проанализировать направленность каждой составляющей, то, на наш взгляд, можно прийти к очень важному заключению: всестороннее развитие обращено, прежде всего, к внутренней нравственной стороне личности каждого ребенка. Ведь личностное, социальное, коммуникативное, интеллектуальное развитие невоз -можно без развития внутреннего стимула ученика. Именно этого и не хватает в современном обществе.

Для формирования экологической культуры человеку необходимо соблюдение определенных норм, а если он не знает сложившейся проблемной ситуации, то не сможет принимать какие-либо меры по ее улучшению, поэтому экологическое воспитание и образование предполагает такие формы и методы обучения, которые могут охватить все аспекты существующей проблемы. Роль и значение учебно-образовательной системы в экологическом воспитании велика, так как работа педагога заключается в долгом и тщательном изменении сознания подростка и дальнейшем развитии знаний в этом направлении.

На этом уровне среднего профессионального образования должна быть достигнута стадия, когда подросток поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой и природой. Очень важно научить юное поколение радоваться радости других, сопереживать не только миру людей, но и миру природы во всем его многообразии.

Как уже говорилось, личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми и природой, ответственностью за выполняемую деятельность. Отсюда следует, что педагог должен систематически формировать у учащихся положительное отношение к выполняемой ими деятельности в окружающем мире. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию - желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения, а для этого необходимы стимуляция познавательной среды, модели-

рование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценноетные ориентации, развивают интересы и потребности молодёжи. В результате активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний, что является неотъемлемой частью культуры. Свойственный искусству синтетический подход к действительности и эмоциональность особенно важны для создания мотивации изучения экологических ценностей у подрастающего поколения.

Постепенно приходим к выводу, что одним из путей гармонизации взаимодействия подростков с природой является формирование у каждого из них глубокого понимания значения природных ценностейдля собственной жизни, здоровья, физического и духовного совершенствования.

Таким образом, глубинные преобразования содержания экологического воспитания представляют собой перспективную долгосрочную задачу, стоящую перед обществом и культурой, а не только перед педагогической наукой. Поэтому в настоящее время наряду с осознанием необходимости решения этой глобальной задачи требуется проведение ряда конкретных мер по постепенной подготовке системы образования к существенной реформе, в случае если программа этих преобразований будет принята национальными и международными педагогическими сообществами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кларин М. В. Гуманистическая педагогика // Рос -сийская педагогическая энциклопедия. М., 2000.

2. Новые ценности образования: Культурные модели школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. 2003-№7.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздательство, 2007.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1996.

5. Бондаренко ТМ. Экологические занятия: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Изд-во «Учитель», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.