С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-377-381 ФОКИНА Людмила Викторовна,
NIION: 2018-0076-7/23-555 кандидат философских наук, доцент, доцент
MOSURED: 77/27-023-2023-7-555 кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «(Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)», (г. Москва, Россия), е-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В государственной программе «Реализация государственной национальной политики» (утв. Постановлением Правительства от 29.12.2016г. № 1532) единые принципы и ценности, основанные на многовековом культурном многообразии и взаимодействии различных народов определены как уникальный культурный (цивилизационный) код российского общества [3]. В основе культурного (цивилизационного) кода лежат духовно-нравственные ценности, являющиеся ориентиром целенаправленной деятельности и условием сохранения государства и культуры.
В рамках настоящего исследования проведен анализ научных подходов понимания ценностей и их классификации; на основе изучения ценностных императивов студенческой молодежи сделан вывод о приоритете духовно-нравственных ценностей в системе ценностей студентов.
Эмпирической базой исследования стали студенческие эссе на тему «(Ценности в моей жизни», написанные студентами 1 курса ФГБОУ ВО «(Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» в период октябрь 2022 года - февраль 2023 года. Всего 72 работы.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностные императивы, духовно-нравственные ценности, ценности молодежи, молодежь, студенты.
FOKINA Lyidamila Viktorovna,
Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor of Department Social and Humanitarian Disciplines, Russian Biotechnological University (Moscow, Russia)
VALUE IMPERATIVES OF STUDENT YOUTH
Annotation. In the state program "Implementation of the state national policy" (approved by Government Decree No. 1532 of December 29, 2016), common principles and values based on centuries-old cultural diversity and interaction of different peoples are defined as a unique cultural (civilizational) code of Russian society [3]. The cultural (civilizational) code is based on spiritual and moral values, which are a guideline for purposeful activity and a condition for the preservation of the state and culture.
Within the framework of this study, an analysis of scientific approaches to understanding values and their classification was carried out; Based on the study of the value imperatives of student youth, a conclusion was made about the priority of spiritual and moral values in the system of students' values.
The empirical basis of the study was student essays on the topic "Values in my life", written by 1st year students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Biotechnological University (ROSBIOTECH)" in the period October 2022 - February 2023. A total of 72 essays.
Key words: values, value orientations, value imperatives, spiritual and moral values, youth values, youth, students.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Введение. Важным предметом социально-гуманитарных исследований выступает система наблюдений за состоянием и динамикой ценностных предпочтений молодежи.
Являясь элементом нравственного воспитания ценности могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на поведение людей. Если в основе этого поведения ценности, базирующиеся на материальных потребностях и интересах, то зачастую это может привести к деструктивным последствиям. Как справедливо отмечают российские исследователи, ориентация на духовно-нравственные ценности и нормы способствует сохранению целостности социокультурного континуума [12].
Н.О. Лосский пишет, что абсолютные, духовные ценности являют собой безусловное воплощение добра [11]. Руководствуясь этими ценностями человек зачастую поступает вопреки своим эгоистическим потребностям и интересам. Отсюда ценности духовные могут быть менее притягательными, чем ценности, основанные на «приятности» и «полезности». Н.А. Бердяев отмечает деспотичность низших, витальных ценностей, которые зачастую порабощают высшие, духовные ценности [5].
Изучение ценностей студенчества, как самой активной силы в молодежной среде позволяет понимать характер и направленность их будущей профессиональной деятельности, которая будет определять условия развития российского общества.
В условиях глобальных трансформационных общественных процессах, на основании изучении системы ценностей возможно определять подходы и методы воспитательной и просветительской работы с молодежью.
Для этого надо понимать, какие ценности оказывают влияние на выбор жизненных стратегий студентов.
Таким образом целью настоящей работы является исследование ценностных императивов студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» в контуре научных подходов к пониманию сущности и классификации ценностей. Особо отмечена важность приоритета духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности социума.
Методы и материалы.
Теоретической основой исследования стали философские и социологические подходы к изучению ценностей Дж. Дьюи, Г. Риккерта, Н. Гарт-мана, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Дробницкого О.Г. других.
Контент-анализ нормативно-правовых актов и программных документов позволил сделать вывод о характере ценностей, смыслосодержание
которых определяется в контексте духовно-нравственных ценностей российского общества.
С целью понимания ценностных предпочтений студентов проанализированы эссе на тему «Ценности в моей жизни» студентов-бакалавров 1го курса, направлений: 36.05.01 - Ветеринария, 36.03.01 - Ветеринарно-санитарная экспертиза, 06.03.01 Биология, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Всего 121 работа.
В эссе требовалось обозначить ценностные приоритеты с позиции их значимости по иерархической шкале. Каких-либо дополнительных требований не было, и студенты в свободной форме излагали свои ценности, руководствуясь собственным жизненным опытом.
Результаты исследования.
Изучение ценностных императивов, как руководящих оснований деятельности следует начать с раскрытия содержания понятия «ценность», которое является предметом исследования различных социально-гуманитарных дисциплин.
В философских и социологических концепциях существуют различные подходы к пониманию ценностей.
В позитивистском понимании ценность отождествляется с утилитарными благами. Например, в трактовке Дж. Дьюи ценности, прежде всего то, что служит реализации потребностям и интересам субъектов. Отсюда понятие ценность включает значимые для человека предметы и события [4].
Такая позитивистская трактовка лишает ценности собственного концептуального содержания и не дает возможности понять, почему человек может в отдельных случаях действовать вопреки своим эгоистическим потребностям и интересам.
Г. Риккерт понимает ценность как идеальный объект, соединенный с объектом действительности и являющийся отсюда тем благом, которое значимо само по себе и есть смыслообразующее основание бытия [13].
В феноменологическом направлении понятие ценность еще более абсолютизируется и ставится акцент на объективном характере ценностей, являющихся нормальным, закономерным развитием социума [8].
В таком ключе ценности имеют самостоятельное концептуальное наполнение, являясь сущностями особого рода, бытие которых отлично от бытия материального мира. Ценности являются конечным основанием целеполагания, представляют собой нечто важное не в виде средства для чего-то другого, а ценное само по себе.
В теории М. Вебера акт социального действия является осмысленным только тогда, когда
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
он соотносится с ценностями, которые определяют цели и нормы поведения людей [7]. Подобное понимание мы находим у Т. Парсонса и Э. Дюркгейма.
Т. Парсонс рассматривают ценности как высшие принципы, обеспечивающие баланс и согласие отдельных общественных групп и общества в целом. В любой социальной системе существуют надличностные, разделяемые всеми ценности, которые нормируют, определяют поведение людей.
Таким образом нормативно-ценностная структура общественного сознания лежит в основе любого социального взаимодействия [4].
У Э. Дюркгейма ценности это идеалы коллективного сознания, определяющие поведение людей. На основе этих идеалов формируются отдельные общества и цивилизации [10].
Такая трактовка ценностей позволяет «снять» вопрос первичности ценностей общественных и индивидуальных, так как все они являются воплощением аксиологических сущностей на разных уровнях [17].
С точки зрения В.И. Супруна ценности представляют собой устойчивые убеждения в значимости определенного типа поведения, характерного для данного типа культуры Ценность, существующая в социальном сознании, интернализи-руется индивидом [14].
Далее автор выделяет следующие виды ценностей:
1) ценности непосредственно социального окружения; 2) модельные ценности данного типа культуры;
3) универсальные гуманистические ценности [14].
Эти ценности, воплощенные в реальной жизни, должны иметь преемственность. В противном случае, при отсутствии связи возникает напряжение, которое может привести к конфликтам и к разрушению культуры.
Ценности можно классифицировать и по другим основаниям.
О.Г. Дробницкий определяет предметные ценности, которые есть объекты и ценности познания, выступающие в качестве высших критериев для оценочных суждений [9].
Среди других критериев классификации ценностей можно назвать:
по форме бытия - предметные и идеальные, духовные ценности;
по сферам общественной жизни - материальные, экономические, политические, духовно-нравственные, религиозные ценности;
по функциональному основанию - положительные, отрицательные ценности.
Абсолютные духовные ценности, имеют безусловно характер добра с любой точки зрения [11].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
В самом общем смысле духовно-нравственные ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, милосердие, любовь, дружба.
Таким образом можно говорить о том, что духовно-нравственные ценности обладают характером абсолютных, желаемых безусловно ценностей. Эти ценности положительные, они не служат ни для чего иного, все иное приобретает смысл лишь в контексте с этими высшими ценностями.
Воплощенные в реальной жизни духовно-нравственные ценности, предполагают состояние добродетели и есть суть блага, значимые сами по себе.
Эти блага представляют собой ценностный императив, определяющий поведение человека и доминанты социальной жизни.
Это есть свойства явлений, а также материальных или идеальных предметов реальной действительности, обладающих значимостью для социального субъекта (личности, группы или общества в целом).
Ценности как критерии оценки реальных явлений дают представление о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они определяют цели, к которым должны стремиться отдельный человек, группа или общество, основные средства их достижения, смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальное взаимодействие и внутренне побуждают к деятельности. При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном и идеалом для людей, их придерживающихся.
Разделяемые народом историко-культурные ценности, лежат в основе чувства сопричастности со страной-родиной и обеспечивают легитимность и суверенность государства [15].
В нормативных положениях и государственных программных документах сформулированы общекультурные ценности, характерные для российского общества, среди которых патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, крепкая семья и другие традиционные духовно-нравственные ценности [1, 2, 3].
Согласно опросу ВЦИОМ о ценностях и приоритетах молодежи, проведенном в декабре 2022 года, подавляющее большинство россиян в возрастном диапазоне 14-35 лет идентифицируют себя как граждане России (83%)1.
В проведенном исследовании 100% студентов отметили свою российскую гражданскую принадлежность.
1 https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi.
Подавляющее большинство, более 70 процентов, указали среди главных ценностей семью, любовь и заботу близких. Аналогичный результат описан в других исследованиях [70].
Студенты отмечают, что семья является основополагающей ценностью. Многие из них в число своего ближайшего круга относят также и друзей, важность их поддержки и взаимного доверия. Семья для молодых людей - это «близкие люди, которые поддерживают и которым доверяешь», «оплот в жизни», «кого любишь, кто о тебе заботится, а ты заботишься о них», «семья дает силу, поддержку и внимание», «опора и связь поколений», «династия, родовая память и будущее в потомках», «твой оплот в жизни, твой дом, который ты должен беречь и защищать».
«Для меня высшей ценностью является семья. Человек в своей жизни часто сталкивается с равнодушием окружающих. Тяжело найти тех, кто действительно поймет и поддержит, подаст руку помощи в тяжкий период, подберет нужные слова. Каждый человек должен ценить и оберегать своих близких. Не только родственников, но и своих друзей, близких, любимых. В заботе о тех, кто нам дорог, лично я вижу смысл жизни».
Наряду с семьей в иерархии ценностей указаны «Родина» и «патриотизм», «духовные ценности как основа жизни». Молодые люди определяют важность духовных ценностей в жизни человека, в том числе у многих выделены «доброе сердце», «забота о других», «помощь окружающим людям», «незамутненный взгляд», «духовное самосовершенствование», «бескорыстная помощь и любовь близких», «важность участия в общественной деятельности», «помогать тем, кто в этом нуждается», «взаимоотношение между людьми (дружба, любовь, семья)», «духовность», «любовь к людям вдохновляет на подвиги», «честь»
«...Моя Страна. Я патриот своей страны и очень хочу, чтобы каждый человек, проживающий здесь стремился к этому. Наше государство пережило немало, однако люди, занимавшие высокие посты, и не только, даже обычные мирные граждане, создали своими руками такое уникальное, развитое государство. Я рада, что именно это моя Родина».
«Ценности жизни заключаются не только в одних моментах, подаренных жизнью, но и людьми, которые присутствуют в нашей жизни. Людям нравится проживать дни напролет, даже не думая о том, что они в конечном счете умрут, ничего после себя, не оставив будущим поколениям. Многие представители аморальных субкультур, движений, партий видят ценность своей жизни в «свободе выбора», разврате, без-
духовности и в полном отсутствии уважения к другим».
Среди важных ценностей студенты также выделяют «саморазвитие и самореализацию», «образование».
Что касается материальных ценностей, то здесь можно отметить низкую их значимость для студентов, которые принимали участие в написании эссе. К таким же выводам пришли и коллеги, которые проводили похожие исследования [6, 15].
Такие ценности, как «карьерный рост», «материальное благополучие», «престижная работа» и т.п., у большинства студентов либо вообще не указаны среди главных, либо отмечена их важность в связи с необходимостью поддерживать благосостояние своих близких. «Материальное благополучие, потому что дарует некую свободу в выборе своих целей».
Заключение.
Таким образом, можно отметить приоритет духовно-нравственных ценностей, как ценностных императивов, которыми руководствуются студенты. Такой вывод позволяет надеяться на то, что это поколение сохранит и приумножит культурное наследие. Для этого важно поддерживать исследовательский интерес и обеспечивать возможности практического воплощения устремлений молодежи.
Понимание ценностных императивов молодежи позволяет идентифицировать «точки роста» ценностей и помогает координировать воспитательную работу в вузе.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» СПС Консультант-Плюс. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения 27.05.2023).
[2] Указ Президента от 09.11.2022 №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. СПС Консультант-Плюс. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения 27.05.2023).
[3] Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» (утв. Постановлением Правительства от 29.12.2016г. № 1532). СПС Консультант-Плюс. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения 27.05.2023).
[4] Американская социологическая мысль / под ред. В.И В. И. Добренькова.— М.: Изд-во МГУ, 1994.—496 с.
[5] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе чело-века//Мир философии. Издательство: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Neoclassic, 2010, С. 320.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
[6] Бессчетнова О.В. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 17-22.
[7] Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. - 4-е изд./Сост. Ю.Н. Давыдов. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. С. 656.
[8] Гартман Н. Эстетика. Перевод с немецкого Т.С. Батищевой, А.В. Дерюгиной, Е.В. Касьяновой, М.К. Мамардашвили. Издательство К: Ника-центр, 2004. С. 640.
[9] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. -М.: Издательство политической литературы, 1967. С.321.
[10] Дюркгейм Э. Социология, её предмет, метод, предназначение. предназначение / Э. Дюркгейм ; пер. с французского А. Б. Гофмана. — 4-е изд., испр. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 308. (Серия : Антология мысли).
[11] Лосскш Н. Цънность и бьте//Богь и Царство Божъе как основа цьнностей. Париж. YMCA-PRESS, 1931. С. 136.
[12] Миронов В.В., Мощелков Е.Н., Аласания К.Ю., Дряева Э.Д., Никандров А.В., Туманов С.В. Национальные ценности России: исторические традиции. Статья первая. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 5. С. 14-28.
[13] Риккерт Г. О системе ценностей // Рик-керт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. М., 1998. С. 363-391.
[14] Супрун В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. - Новосибирск, 1987. (С. 158-171). С. 240.
[15] Тишков В.А. Русский народ: история и смысл национального самосознания. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2013. С. 649.
[16] Besschetnova, O. V. (2019) Welfare of children as a modern social problem. Logos et Praxis. 18 (4), 42-52. Available from: doi:10.15688/lp. jvolsu.2019.4.5. (In Russian)
[17] Fokina L, logunova N. Civic Identity and Values: Systemic View. // Lex Humana, v. 15, n.1, 2023, Universidade Católica de Petrópolis, Rio de Janeiro, Brasil.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» SPS Konsul'tant-Plyus. http://www.consultant.ru/. (Data obrashcheniya 27.05.2023).
[2] Ukaz Prezidenta ot 09.11.2022 №809 «Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh duhovno-nravstvennyh cennostej. SPS Konsul'tant-Plyus.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
http://www.consultant.ru/. (Data obrashcheniya 27.05.2023).
[3] Gosudarstvennaya programma «Realizaciya gosudarstvennoj nacional'noj politiki» (utv. Postanovleniem Pravitel'stva ot 29.12.2016g. № 1532). SPS Konsul'tant-Plyus. http://www.consultant. ru/. (Data obrashcheniya 27.05.2023).
[4] Amerikanskaya sociologicheskaya mysl' / pod red. V.I V. I. Dobren'kova.— M.: Izd-vo MGU, 1994.—496 s.
[5] Berdyaev N.A. O rabstve i svobode cheloveka//Mir filosofii. Izdatel'stvo: AST, AST Moskva, Hranitel', Neoclassic, 2010, S. 320.
[6] Besschetnova O.V. Cennostnye orientacii sovremennoj studencheskoj molodezhi // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023. № 2. S. 17-22.
[7] Veber M. Izbrannoe. Protestantskaya etika i duh kapitalizma. - 4-e izd./Sost. YU.N. Davydov. -M.; SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2017. S. 656.
[8] Gartman N. Estetika. Perevod s nemeckogo T.S. Batishchevoj, A.V. Deryuginoj, E.V. Kas'yanovoj, M.K. Mamardashvili. Izdatel'stvo K: Nika-centr, 2004. S. 640.
[9] Drobnickij O.G. Mir ozhivshih predmetov. -M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1967. S.321.
[10] Dyurkgejm E. Sociologiya, eyo predmet, metod, prednaznachenie. prednaznachenie / E. Dyurkgejm ; per. s francuzskogo A. B. Gofmana. — 4-e izd., ispr. — M. : Izdatel'stvo YUrajt, 2019. S. 308. (Seriya : Antologiya mysli).
[11] Losskij N. C"nnost' i bytie//Bog" i Carstvo Bozh"e kak osnova c"nnostej. Parizh. YMCA-PRESS, 1931. S. 136.
[12] Mironov V.V., Moshchelkov E.N., Alasaniya K.YU., Dryaeva E.D., Nikandrov A.V., Tumanov S.V. Nacional'nye cennosti Rossii: istoricheskie tradicii. Stat'ya pervaya. // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2019. № 5. S. 14-28.
[13] Rikkert G. O sisteme cennostej // Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture / per. s nem. M., 1998. S.363-391.
[14] Suprun V.I. Cennosti i social'naya dinamika // Nauka i cennosti. - Novosibirsk, 1987. (S. 158-171). S. 240.
[15] Tishkov V.A. Russkij narod: istoriya i smysl nacional'nogo samosoznaniya. Institut etnologii i antropologii im. N.N. Mikluho-Maklaya RAN. - M.: Nauka, 2013. S. 649.
[16] Besschetnova, O. V. (2019) Welfare of children as a modern social problem. Logos et Praxis. 18 (4), 42-52. Available from: doi:10.15688/lp. jvolsu.2019.4.5. (In Russian)
[17] Fokina L, logunova N. Civic Identity and Values: Systemic View. // Lex Humana, v. 15, n.1, 2023, Universidade Católica de Petrópolis, Rio de Janeiro, Brasil.