Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯМИ ДРУГ ДРУГА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ'

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯМИ ДРУГ ДРУГА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение / ценность / ценностные ориентации / ценностное восприятие / ценностный конфликт / педагог профессионального образования / generation / value / value orientations / value perception / value conflict / teacher of professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна, Шипилина Вероника Васильевна

Статья посвящена исследованию особенностей иерархии ценностных ориентаций педагогов системы профессионального образования представителей разных поколений. Исследование проводилось в контексте методологии социокультурного подхода и теории поколений. Осуществлена диагностика ценностных ориентаций педагогов. Исследовано ценностное восприятие педагогами разных поколений друг друга. В статье обосновывается положение о ценностном восприятии других в качестве основы возникновения конфликта ценностей в системе «педагог-педагог» в современных образовательных учреждениях. Объектом исследования явились ценностные ориентации педагогов современных профессиональных образовательных учреждений представителей разных поколений, предметом ценностное восприятие представителей других поколений как основание для возникновения конфликта ценностей среди педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the features of the hierarchy of value orientations of teachers of the vocational education system representatives of different generations. The research was conducted in the context of the methodology of the socio-cultural approach and the theory of generations. Diagnostics of value orientations of teachers is carried out. The value perception of teachers of different generations of each other is investigated. The article substantiates the provision on the value perception of others as the basis for the emergence of a conflict of values in the "teacher-teacher" system in modern educational institutions. The object of the study was the value orientations of teachers of modern professional educational institutions representatives of different generations, the subject the value perception of representatives of other generations as the basis for the emergence of a conflict of values among teachers.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯМИ ДРУГ ДРУГА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ»

(15,4%), затем идут с большим отрывом в частоте реакций «дисциплина» и «график» (по 5,7%), «постоянство», «структура» и «стабильность» (по 3,8%). Среди полученных ассоциативных реакций здесь нет ни одной эмоционально окрашенной. Можно предположить, что систематичность остается для студентов очень абстрактным понятием. Может быть именно поэтому она имеет так мало связей с другими компонентами понятийной составляющей «профессионализма» (всего 5) и ни разу не упоминалась в ассоциативном ряду к слову-стимулу «профессионализм».

«Нормативность» (34,6%). Это - одно из самых однозначно воспринимаемых понятий в сознании испытуемых: ассоциативную реакцию «правило» дали 23,1%, «закон» - 21,2%, «документ» - 9,6%, «право» - 7,7%, «регулярность» -3,8% ответов. Само понятие «нормативность» достаточно единообразно по восприятию, но оно практически никак не связано с исследуемым понятием «профессионализм». Об этом указывает как отсутствие подобных ассоциатов к слову-стимулу «профессионализм», так и наличие только одной-единственной связи в ассоциативном поле между компонентами понятийной составляющей «профессионализма»: «нормативность - качественное».

«Качественное» (36,5%). В сознании испытуемых «качественное» означает: «дорогое» (17,3%), «хорошее» (13,5%), «долговечное» (7,7%), «образование» (5,7%), «гарантия», «отличное» и правильное» (по 3,8%).

«Надежный» (38,5%). Данное понятие получило больше всего стереотипных ассоциативных реакций - 36,5% («друг», «замок», «Швейцарские часы» и т.п.), а также социально-детерминированных. Если во всех остальных компонентах понятийной составляющей «профессионализма» социально-детерминированные реакции были единичными, то здесь их 34,6% от всех ответов («отец», «муж», «мужчина», «партнер» и т.п.).

«Сложная» (36,5%). Расстановка приоритетов в определении сложного для испытуемых, безусловно, представляет интерес - «задача» (11,5%), «жизнь», «работа» и «деятельность» (по 5,7%), «ситуация» и «упорство» (по 3,8%). В совокупности всех ассоциативных реакций, 21,2% из них связаны с разного рода интеллектуальными «сложностями» («заставляет задуматься», «мысль», «ум», «схема», «математика» и т.п.).

«Мастерство» (50%). Понимание мастерства в большинстве случаев связано с наличием определенных умений и способностей - 34,6% от всех ассоциатов («умения», «смекалка», «талант», «гениальность» и т.п.); с собственно самим процессом «делания чего-либо» -25% («ремесло», «ремонт», «большая работа», «технология» и т.п.); с его последствиями -15,4% («качество», «преимущество», «счастье», «успешность» и т.п.). В отличие от ситуации со всеми остальными компонентами профессионализма, ассоциаты к слову-стимулу «мастерство»: 1) содержат отсылки к конкретным профессиям - 5,8% ответов («учитель», «кондитер», «ювелир»); 2) упоминают собственно сам профессионализм - 3,8%; 3) содержат единственный полученный во всем эксперименте антропоним - Мастера из романа М. Булгакова.

«Работа» (34,6%). Ассоциативный эксперимент показал наличие очень своеобразного восприятия испытуемыми данного слова: 46,2% всех реакций - это финансовая составляющая («деньги», «зарплата», «финансовая опора», «прибыль», «достаток»); 15,4% - «труд»; по 3,8% - «рутина» и «усталость»; все остальные ответы носят единичный характер.

«Карьера» (26,9%). В сознании испытуемых карьера ассоциируется с «повышением» и «ростом» - 26%; с «успехом» -13,5%; стереотипно с «лестницей» - также 13,5%; с финансовым обеспечением - 11,5% («доход»).

Выводы. Проведенный ассоциативный эксперимент выявил недостаточную сформированность в сознании испытуемых образа «профессионализма». Лидирующее положение в этом образе занимает «мастерство» в самом общем его виде - как владение какими-либо способностями и умениями (при этом приоритет отдается наличию моторных, физических способностей и умений над интеллектуальными), без их связи с той или иной конкретной профессией. Процессуальная составляющая профессионализма значительно преобладает над деятельностной. Слабо выражено эмоциональное отношение к образу профессионализма. Такие атрибуты как «эффективно», «систематически», «нормативно», «надежно» (выполнять) и «сложная» (деятельность) в сознании студентов не входят в понятийную составляющую профессионализма. Зато в нее включены студентами «работа» и «карьера». При этом ключевое назначение самой работы - финансово обеспеченная жизнь. Сопоставление количества единичных реакций по каждому из компонентов понятийной составляющей «профессионализма» показывает, что наиболее закрепленными из них в сознании студентов на сегодняшний день являются такие образы как «эффективно» (19,2%) и «карьера» (26,9%), а наименее закрепленными - «мастерство» (50%) и «систематичность» (57,7%).

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПБ.: Норинт, 2000. - 1536 с.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. -М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Воронин, A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Учебное электронное текстовое издание / A.C. Воронин. - Екатеринбург, 2006. - 135 с.

4. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.

5. Пищальникова, В.А. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики: монография / В.А. Пищальникова, К.С. Карданова-Бирюкова, Н.С. Панарина, H.H. Степыкин, А.И. Хлопова, С.Н. Шевченко. - М.: Р.Валент, 2019. - 200 с.

Психология

УДК 316.6 + 37.08

доктор педагогических наук, профессор Шипилина Людмила Андреевна

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯМИ ДРУГ ДРУГА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей иерархии ценностных ориентаций педагогов системы профессионального образования - представителей разных поколений. Исследование проводилось в контексте методологии социокультурного подхода и теории поколений. Осуществлена диагностика ценностных ориентаций педагогов. Исследовано ценностное восприятие педагогами разных поколений друг друга. В статье обосновывается положение о ценностном восприятии других в качестве основы возникновения конфликта ценностей в системе «педагог-педагог» в

современных образовательных учреждениях. Объектом исследования явились ценностные ориентации педагогов современных профессиональных образовательных учреждений - представителей разных поколений, предметом -ценностное восприятие представителей других поколений как основание для возникновения конфликта ценностей среди педагогов.

Ключевые слова: поколение, ценность, ценностные ориентации, ценностное восприятие, ценностный конфликт, педагог профессионального образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the hierarchy of valué orientations of teachers of the vocational education system - representatives of different generations. The research was conducted in the context of the methodology of the socio-cultural approach and the theory of generations. Diagnostics of valué orientations of teachers is carried out. The valué perception of teachers of different generations of each other is investigated. The article substantiates the provision on the valué perception of others as the basis for the emergence of a conflict of valúes in the "teacher-teacher" system in modern educational institutions. The object of the study was the valué orientations of teachers of modern professional educational institutions -representatives of different generations, the subject - the valué perception of representatives of other generations as the basis for the emergence of a conflict of valúes among teachers.

Key words: generation, valué, valué orientations, valué perception, valué conflict, teacher of professional education.

Введение. В современном социокультурном мире уже не является аксиомой утверждение о преемственности поколений как механизме передачи социокультурного опыта от старшего поколения к младшему. С начала XXI века все более явно прослеживается кризис традиционной системы ценностей и проявляются черты префигуративной культуры (М. Мид), в которой молодое поколение определяет характер и тональность развития общества. Это находит, в свою очередь, отражение в остроте межпоколенческих отношений и актуализирует проблему конфликта поколений в его ценностном аспекте. Вне дискуссии признается факт, что образование, как транслятор культуры в содержательном плане и своего рода проектировщик будущего в плане стратегических целей развития общества, является инструментом влияния на ментальные ценности людей. В этом заключается ценность самого образования и значение и роль педагога в воспитании молодого поколения. Как справедливо утверждает П.Е. Поспелов «...ценность современного образования стремительно девальвируется, в том числе и потому, что сам педагогический корпус перестает быть носителем и транслятором культурных ценностей, смыслов и норм» [8, С. 18]. Одним из результатов реформирования российского образования является трансформация экономического и социально-профессионального статуса педагога. За последнее десятилетие сформировалось парадоксальное отношение общества и государства к профессии учителя. С одной стороны, в официальных документах подчеркивается значимость педагогического труда в государстве, с другой, наблюдается стремительное падение престижа педагогической профессии в обществе. По результатам опроса россиян, проводимого Общественной палатой РФ в 2019 году методом онлайн-анкетирования (1667 человек), 71% опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий [10]. В исследовании М.Р. Хуснутдиновой главными причинами низкого статуса педагога в обществе называются превращение педагога в обслуживающий персонал, отсутствие возможностей для самореализации и экономическая необеспеченность Г131. Как показывают результаты исследований, выполненных в логике поколенческого подхода (Волкова Н.В., Пищик В.И., Федоров А.А., Чикер В.А. и др.), в образовательных учреждениях России сегодня работают представители нескольких поколений; в условиях экономической и политической нестабильности межпоколенческие конфликты в педагогической среде становятся проблемой, которая может негативно влиять на качество образования. Конфликт, как тип социального отношения, присущ социальным процессам; в конфликтологии выделено достаточно много типов и видов конфликта, среди них особо выделяется ценностный конфликт, поскольку ценности в самом общем смысле -это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В настоящее время проблема конфликтов ценностей требует особо пристального внимания исследователей. В.Л. Литвин акцентирует внимание на том, что «...при более внимательном обращении к ней обнаруживаются серьезные резервы, позволяющие вскрыть внутренние движущие пружины конфликтного взаимодействия, объяснить процесс осмысления конфликтующими сторонами своих ролей в противоборстве, целей, стратегии поведения, прогноза результатов, психологических, моральных, волевых импульсов индивидов» Г6, С. 61.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось в течение 2022-2023 учебного года среди педагогов колледжей г. Омска на базе Регионального научно-образовательного центра «Интеграция» Омского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 100 педагогических работников 2-х колледжей, принадлежащих к 3-м поколениям. Выбор базы исследования не является случайным и обоснован специфическими характеристиками преподавателей СПО, как особой профессиональной группы, обеспечивающей реализацию полипрофессиональных образовательных программ профессионального образования. Это предполагает наличие таких характеристик как профессиональная мобильность, способность понимать свою профессию как один из возможных динамичных вариантов и метакомпетентностное мышление. «Очевидно, что это должны быть не столько отдельные педагоги-«многостаночники», сколько педагогические коллективы разных, но точно «подобранных» профессионалов» [4, С. 33]. Цель исследования: выявление иерархии ценностных ориентаций педагогов профессиональных образовательных организаций в контексте теории поколений и обоснование ценностного восприятия поколениями друг друга в качестве основы возникновения ценностного конфликта между поколениями.

Гипотеза исследования основывалась на предположении о существовании связи ценностного восприятия с конфликтом ценностей выживания и ценностей самореализации в системе «педагог-педагог» между представителями различных поколений. Цель исследования: выявление особенностей ценностных ориентаций педагогов профессионального образования и обоснование ценностного восприятия поколениями друг друга как основы для возникновения конфликта ценностей среди педагогов. Методологической базой исследования послужили положения социокультурного подхода, позволяющего выявить наиболее значимые ценности и адаптировать их к переменам, происходящим в сознании людей на том или ином историческом этапе [5]. Результаты исследования интерпретировались на основе понимания ценностных ориентаций как « ...системы устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [12, С. 128]; согласия с утверждениями о том, что «... поколения могут выступать в качестве своеобразного коллективного субъекта, характеризующегося единой ценностно-смысловой основой ментальности. ..люди, объединенные в одно поколение, сходным образом воспринимают и интерпретируют историческую ситуацию и выстраивают стратегии своей жизни» [7, С. 821., «....ценностные конфликты -это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение» [1, С. 1181. Выборка испытуемых, согласно классификации В.П. Пищик [7], представлена в исследовании следующими поколениями: 1. Традиционное (носители традиционной ментальности) - 1946-1964, 28 чел. Средний возраст: 62,5 лет; 2. Переходное (носители переходной ментальности) - 1965-1983, 44 чел. Средний возраст: 45 лет; 3. Информационное (инновационные - носители

инновационной ментальности) - 1984-1999, 22 чел. Средний возраст: 25 лет. Распределение поколений в выборке подтверждает, в целом, результаты других исследований педагогических кадров в современной России в контексте теории поколений: большая часть педагогов в колледжах представлена педагогами зрелого возраста (представители традиционного и переходного поколений) - 72%; 22% составляют представители информационного поколения. Характеристики ценностей и ценностных ориентаций поколений достаточно полно представлены во многих исследованиях; в нашем исследовании мы воспользуемся описанием типологических признаков поколений, данных В.И. Пищик [8]. В исследовании использовались следующие методики: а) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [3, С. 26-28], позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека; б) анкета A.M. Рикеля, C.B. Доренской [11], позволяет выявить особенности восприятия поколениями друг друга. Анкета нами модифицирована в содержательном плане в соответствии с методологией исследования. Результаты диагностики ценностных ориентаций педагогов колледжей в контексте теории поколения представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Ранговые показатели терминальных ценностей педагогов колледжей

Ранг Традиционное поколение (Т) Переходное поколение (П) Информационное поколение (И)

значимые незначимые значимые незначимые значимые незначимые

1 здоровье удовольствия, интересная работа здоровье равенство уверенность в себе, здоровье общественное признание

2 материальная обеспеченность познание (расширение своего кругозора) интересная работа, творчество, познание удовольствия любовь, удовольствия самостоятельность, равенство

3 счастливая семейная жизнь общественное признание любовь, счастливая семейная жизнь красота отсутствие материальных затруднений интересная работа

Как свидетельствуют данные таблицы 1, у всех поколений в приоритете ценность здоровья (1 ранг); вероятно, это является следствием трудовых и психологических нагрузок, связанных с профессией педагога. Интересная работа значима только для П (ранг 2). Материальная обеспеченность входит в число значимых ценностей для Т (ранг 2)иИ (ранг 3); первые работают, потому что пенсии не обеспечивают прожиточный минимум, вторые - потому что в большинстве своем не имеют еще квалификационных категорий, имеют низкую заработную плату. Семья является значимой ценностью для Т.и П (ранг 3). Познание является значимой ценностью для П (ранг 2) и незначимой (уже) для Т (ранг 2). Удовольствия являются значимыми ценностями для И (ранг 2) и незначимыми для поколения П (ранг 2). Незначимы ценности «равенство» для П и «общественное признание» для И.

Среди инструментальных ценностей (табл. 2) обращают на себя внимание такие ценности как «жизнерадостность»: значима для П и И (ранги 2-3); «высокие запросы»: самые значимые для И (ранг 1) и незначимы для Т и П (ранг 1 и 3 соответственно); «образованность» значима для Т и П (ранг 3 и 1 соответственно) и незначима для И (ранг 3); «нетерпимость к недостаткам в себе и другим»: значима для Т (ранг 3) и не значима для П иИ (ранг 3 и2 соответственно).

Таблица 2

Ранговые показатели инструментальных ценностей педагогов колледжей

Ранг Традиционное поколение (Т) Переходное поколение (П) Информационное поколение (И)

значимые незначимые значимые незначимые значимые незначимые

1 честность высокие запросы образованность нетерпимость к недостаткам в себе и других высокие запросы исполнительность

2 ответственность рационализм жизнерадостность твердая воля смелость в отстаивании взглядов нетерпимость к недостаткам в себе и других

3 образованность, нетерпимость к недостаткам в себе и других жизнерадостность широта взглядов высокие запросы жизнерадос-ность образованность

Анализ полученных данных по методике М. Рокича свидетельствует о том, что ценностные ориентации педагогов колледжей закономерно остаются в рамках традиционной модели базовых ценностей, но содержательное наполнение и приоритеты проявляются с учетом поколенческих ценностных ориентиров и современной социокультурной ситуации.

Анализ свободных ответов испытуемых по результатам анкетирования позволил охарактеризовать ценностное восприятие поколениями себя и друг друга. В таблицах 3-5 представлены самые часто встречающиеся ответы.

Таблица 3

Восприятие ценностей традиционного поколения различными группами испытуемых

Ценности (мнение о своем поколении) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение переходного поколения) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение информационного поколения Количество упоминаний (%) от выборки поколения

здоровье 100 материальная обеспеченность здоровье 100 материальная обеспеченность 95

материальная обеспеченность 93 счастливая семейная жизнь 91 нетерпимость к недостаткам в себе и других,здоровье 90

ответственность, образованность 86 образованность, познание 86 исполнительность 81

счастливая семейная жизнь 78 общественное признание 81 общественное признание 68

Таблица 4

Восприятие ценностей переходного поколения различными группами испытуемых

Ценности (мнение о своем поколении) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение традиционного поколения) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение информационного поколения Количество упоминаний (%) от выборки поколения

здоровье, материальная обеспеченность 100 здоровье 100 здоровье 90

интересная работа, образованность 90 счастливая семейная жизнь 89 счастливая семейная жизнь 90

счастливая семейная жизнь 90 образованность, познание 86 творчество, материальная обеспеченность 81

широта взглядов 68 ответственность, материальная обеспеченность 81 жизнерадостность 72

Таблица 5

Восприятие ценностей информационного поколения различными группами испытуемых

Ценности (мнение о своем поколении) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение традиционного поколения) Количество упоминаний (%) от выборки поколения Ценности (мнение переходного поколения Количество упоминаний (%) от выборки поколения

здоровье, материальная обеспеченность 100 здоровье, уверенность в себе 100 здоровье 100

высокие запросы 90 высокие запросы 92 равенство 86

удовольствия 77 материальная обеспеченность 92 уверенность в себе 81

уверенность в себе 68 удовольствия 90 удовольствия 73

Согласно данным опроса, все три поколения считают здоровье приоритетной ценностью для своего поколения и доя других. Материальную обеспеченность как ценность традиционное поколение оценивает как значимую для своих ровесников, но полагает, что эта ценность имеет еще большую значимость для переходного поколения и меньшую для молодежи. Информационное поколение считает приоритетной эту ценность для традиционного поколения, но не для поколения переходного периода и своих ровесников. Примерно одинаковыми по значимости в иерархии ценностей традиционного и переходного поколений представлена ценность «счастливая семейная жизнь»; поколение младших оценивает данную ценность как значимую для своих родителей, но она не является приоритетом для них самих»; однако, традиционное поколение полагает, что семья является приоритетной ценностью для младших. Образованными считают себя старшее и среднее поколение, но если среднее поколение связывает ценность образования с интересной работой, то для старшего поколения интересная работа уже не является значимой; при этом они выделяют значимой для себя ценность «ответственность» в связке с образованностью, а для переходного поколения связывают образованность с познанием. Для младшего поколения образованность и интересная работа не являются значимыми; в это плане, позиции старших и средних относительно младших совпадают с мнением младших. Стоит отметить специфику представлений о приоритетных ценностях информационного поколения; для них значимыми являются высокие запросы, удовольствия, уверенность в себе. Для более старших поколений эти ценности вообще не входят в список приоритетных. При этом представители

информационного поколения отмечают в качестве присущих традиционному поколению такие ценности, как нетерпимость к недостаткам в себе и других, исполнительность и общественное признание; они считают творчество жизнерадостность отличительными особенностями ценностных приоритетов переходного поколения. Для более старших поколений эти ценности вообще не входят в список приоритетных. Единство мнений прослеживается у представителей переходного и информационного поколений о значимости ценности «общественное признание» для традиционного поколения, в то время как само это поколение данную ценность не выделило как значимую для себя. Интересно, что переходное поколение приоритетной для себя определяет широту взглядов как ценность, а представители других поколений это никак не отмечают. Анализ особенностей ценностного восприятия педагогами своего поколения и представителей других поколений показал наличие «разрыва» преемственности ценностей между поколениями. Наибольшее проявление этого «разрыва» наблюдается между ценностями традиционного и информационного поколений. Наблюдается тенденция преобладания нереальных ожиданий и завышенных требований, гедонистических проявлений среди молодежи, с одной стороны, и драматического отстаивания традиционных ценностей старшим поколением в ситуации, когда материальное и духовное наследие, которое по законам преемственности развития они должны и обязаны передать своим преемникам, практически отвергнуто, с другой. Несмотря на то, что переходное поколение занимает позицию «золотой середины» в оценке ценностей других поколений, эта ситуация создает условия для конфликтного межпоколенческого взаимодействия, которое уместно описывать в категориях Р. Инглхарта: ценности выживания против ценностей самореализации [2].

Выводы. Таким образом, анализ исследовательских данных позволяет представить не только особенности ценностных ориентаций педагогов профессионального образования, представленных тремя поколениями, но и выявить специфику ценностного восприятия поколениями друг друга. Материалы проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о связи ценностного восприятия с конфликтом ценностей выживания и ценностей самореализации в системе «педагог-педагог» между представителями различных поколений. Результаты, полученные на выборке педагогов профессионального образования, подтверждают выводы других исследователей о наличии проблемы конфликта ценностей в российском обществе. Перспективным направлением дальнейшего исследования ценностных ориентаций педагогов профессионального образования нам представляется изучение механизмов работы с ценностным конфликтом в контексте теории поколений.

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с. - URL: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/grishina psy conf.pdf (дата обращения: 01.06.2023)

2. Инглхарт, Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С.Л. Лопатиной, под ред. М.А. Завадской, В.В. Косенко, A.A. Широкановой, научн. ред. Э.Д. Панарин. - Москва: Мысль, 2018. - 347 с. - URL: https://sotsium.ru/uploads/files/demo-mysl/inglehart_pl-40.pdf (дата обращения: 02.06.2023)

3. Карелин, А.А .Большая энциклопедия психологических тестов / A.A. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

4. Кислов, А.Г. СПО-ВПО: Обновление парадигмы / А.Г. Кислов // Профессиональное образование. Столица. - 2014.

№10. - С. 31-34. - URL:

https://www.academia.edu/23124179/K_coвpeмeннoй_пapaдигмe_cpeднeгo_пpoфeccиoнaльнoгo_oбpaзoвaния?auto=download& emailwork card=download-paper (дата обращения: 30.05.2023)

5. Лапин, Н.И. Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей россиян / Н.И. Лапин // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / Под общей ред. Т.Е. Ворожейкиной. - М., 2004. - С. 245-253

6. Литвин В.Л. Ценностный конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): автореферат дис. ...канд. философ, наук: 09.00.11 / Литвин Вячеслав Львович. -Иркутск, 2004. -26 с.

7. Пищик, В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности / В.И. Пищик // Социальная психология и общество. - 2011. - №2. - С. 80-88. - URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2011_n2/42361 (дата обращения: 29.05.2023)

8. Пищик, В.И. Типологические и идентификационные признаки поколений / В.И. Пищик // Российский психологический журнал.-2 018. - Т. 15. -№ 2.-С. 215-236. -DOI: 10.21702/rpj.2018.2.9

9. Поспелов, А.Е. Конфликт ценностей в образовательной парадигме современной России: автореферат дис. ...канд. философ, наук: 09.00.13 / Поспелов Александр Евгеньевич. - Ставрополь, 2005. - 22 с.

10. Результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе». - URL: https://www.eseur.ru/Files/file9720.pdf (дата обращения: 02.06.2023)

11. Рикель, A.M. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества / A.M. Рикель, C.B. Доренская // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 4. - С. 205-225. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32468190 (дата обращения: 29.05.2023)

12. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с. - Сайт педагогического колледжа г. Орска Гсайт|. URL: http://pedcollege.com/wp-content/uploads/2013/09/369019_C1966_slastenin_v_a_chizhakova_g_i_vvedenie_v_pedagog.pdf (дата обращения: 02.06.2023)

13. Хуснутдинова, М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов / М.Р. Хуснутдинова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - №4. - С. 38-48. - URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2017_n4/pse_2017_n4_Husnutdinova.pdf (дата обращения: 30.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.