УДК 372.891
Б01: 10.18384/2310-7219-2022-1-35-46
ценностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии (по результатам проведённого педагогического исследования)
Репринцева Ю. С.
Благовещенский государственный педагогический университет
675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104, Российская Федерация
Аннотация
Актуальность. Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации становится очевидной определяющая роль образования в решении важнейшей задачи формирования ценностного сознания граждан. В этой связи обучающиеся постоянно находятся в состоянии выбора ориентации в пространстве общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности, где имеют место отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности.
Цель. Проанализировать результаты проведённого педагогического исследования по выявлению предпочитаемых (значимых) и незначимых или малозначимых ценностей школьной географии как основы ценностного самоопределения обучающихся. Методы исследования. Использовались теоретические методы: системно-структурный анализ, сравнение, обобщение литературных источников - и эмпирические: психолого-педагогическая диагностика, математико-статистические методы. Исследование проводилось в 17 субъектах Российской Федерации: в 34 средних учебных общеобразовательных учреждениях был проведён констатирующий эксперимент и из них в 28 - формирующий. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Теоретически разработана и успешно проверена в практике методического образования система диагностических материалов, позволяющая осуществлять мониторинг процесса ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии. Описанный в статье опыт организации и проведения педагогического исследования может быть экстраполирован в иные предметные области.
Результаты исследования. В ходе анализа теоретической литературы и проведённого длительного педагогического исследования стало возможным рассматривать ценностное самоопределение через призму интериоризированных ценностей в структуре личности обучающихся. Впервые проведена попытка аксиологизации школьной географии посредством выделения системы личностно-значимых ценностей обучающихся, формируемой в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по предмету.
Выводы. Родовым понятием для выявления природы ценностного самоопределения в процессе изучения школьной географии являются ценности школьной географии, под которыми понимается система ценностей обучающихся, формирующаяся в процессе изучения школьной географии и являющаяся важнейшим компонентом структуры личности. Определены и экспериментально проверены методические условия процесса ценностного самоопределения
© СС БУ Репринцева Ю . С. , 2022.
обучающихся в процессе изучения школьной географии как основы формирования личностных образовательных результатов. На основе результатов педагогического исследования выявлены предпочитаемые (значимые) и незначимые или малозначимые ценности школьной географии в процессе, иллюстрирующие те личностные качества и ценностные ориентиры, которые являются ключевыми в воспитании географически ориентированного и грамотного члена общества.
Ключевые слова: знания, познание, ценности, ценностное самоопределение обучающихся, психолого-педагогическая диагностика
value self-determination of students in the process of studying school geography (by the results of the pedagogical research)
Y. Reprintseva
Blagoveshchensk State Pedagogical University
ul. Lenina 104, Blagoveshchensk 675000, Amur region, Russian Federation
Abstract
Relevance. The current stage of Russia's development is accompanied by fundamentally new processes in the economic, political, social, spiritual and ideological spheres of public life. In the current socio-cultural situation, the determining role of education in solving the most important task of forming the value consciousness of citizens becomes obvious. In this regard, students are constantly in a state of choice, orientation in the space of public and their own lives. In this process, an important place is occupied by the value self-determination of the individual as selection, individual perception of value by the subject as personal preferences of ideals, norms, standards and other values, building their hierarchy in accordance with subjective preferences, including them in the goals and motives of activity.
Goal. To analyze the results of the conducted pedagogical study to identify the preferred (significant) and nonsignificant or insignificant values of school geography as the basis for the value self-determination of students.
Procedure and methods. The following theoretical methods were used: system-structural analysis, comparison, generalization of literary sources; as well as the empirical methods: psychological and pedagogical diagnostics, mathematical and statistical methods. The study was carried out in 17 constituent entities of the Russian Federation: 34 secondary educational institutions - an ascertaining experiment, and 28 of them - a formative one.
Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. A system of diagnostic materials was theoretically developed and successfully tested in the practice of methodological education, which allows monitoring the process of value self-determination of students in the process of studying school geography. The experience of organizing and conducting pedagogical research described in the article can be extrapolated to other subject areas.
Results. In the course of analyzing theoretical literature and conducting a long-term pedagogical research, it became possible to consider value self-determination through the prism of the internalized values in the structure of students' personality. For the first time, an attempt was made to axiologize school geography by highlighting the system of personally significant values of students, which is formed in the process of organizing classroom and extracurricular activities in the subject. Conclusions. A generic concept for identifying the nature of value self-determination in the process of studying school geography is the values of school geography, which is understood as a system of students' values that is formed in the process of studying school geography and is an essential
component of the personality structure. The methodological conditions for the process of value self-determination of students in the process of studying school geography as the basis for the formation of personal educational results are determined and experimentally tested. Based on the results of the pedagogical research, the preferred (significant) and nonsignificant or insignificant values of school geography were identified in the process, illustrating those personal qualities and value orientations that are key in the education of a geographically oriented and literate member of society. Keywords: knowledge, cognition, values, value self-determination of students, psychological and pedagogical diagnostics
ВВЕДЕНИЕ
Главной функцией школы на современном этапе развития общества является становление личности, обладающей определённой системой взглядов, убеждений, принципов . При этом социальный заказ школе предполагает формирование у обучающихся не столько совокупности знаний, сколько отношения к действительности, в том числе и к самим знаниям Среди компонентов содержания школьного образования знания усваиваются поэтапно Первым этапом или уровнем усвоения знаний выступают восприятие, запоминание и воспроизведение учебного материала, полученного на занятиях. Этот уровень формирования знаний является обязательным при усвоении содержания школьной программы . Второй уровень усвоения знаний раскрывается через понимание учебного материала и применение усвоенных знаний по известному алгоритму, по образцу. Самым сложным уровнем в усвоении знаний является третий, высший уровень. Он предполагает применение усвоенных знаний в новой учебной ситуации в процессе решения проблемных и творческих заданий12
Учитывая, что усвоенные знания выступают главной ценностью образования, смеем предположить, что именно знания являются ориентиром в ценност-
1 Дмитрук Н . Г., Низовцев В . А . Методика преподавания географии: учебник / под ред . В . А . Низовце-ва. Москва: ИНФРА-М, 2018. 320 с .
2 Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / И . В . Душина, В . Б . Пятунин, А . А . Летягин и др .; под ред . И . В . Душиной . Москва: Дрофа, 2007 509 с
ном самоопределении личности обучающихся [1; 4; 5; 9].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель и задачи исследования. В настоящем исследовании была поставлена следующая цель: проанализировать результаты проведённого педагогического исследования по выявлению предпочитаемых (значимых) и незначимых или малозначимых ценностей школьной географии как основы ценностного самоопределения обучающихся
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- уточнить содержание понятий «ценностное самоопределение» обучающихся в процессе изучения школьной географии, «ценности школьной географии»;
- провести анализ мониторинговой психолого-педагогической диагностики сформированности ценностей школьной географии в контексте ценностного самоопределения обучающихся;
- выявить методические условия процесса ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии как основы формирования личностных образовательных результатов
Рассмотрим ценностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии
На наш взгляд, ценностное или личностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии - это интериоризация ценностей обучающимися в процессе двустороннего взаимодействия обучающихся и учителя-наставника, итогом которого становится
формирование ценностных взглядов и ценностного осознания значимости изучения школьной географии [3].
Важнейшей стороной в формировании ценностного самоопределения обучающихся выступает формирование ценностей школьной географии
Под ценностями школьной географии мы понимаем систему ценностных ори-ентаций и ценностных отношений, формирующуюся в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по школьной географии . Эта система ценностей и ценностных ориентаций является важнейшим личностным новообразованием и компонентом структуры
В рамках организованного педагогического исследования мы рассматриваем три группы ценностей школьной географии: терминальные, инструментальные и субъектные. Терминальные ценности - это ценности и взгляды, позволяющие обучающимся достичь конечного желаемого результата в процессе обучения географии . Ценности этой группы являются фундаментальными, основополагающими в формировании внутренней мотивации обучения: красота природы и искусства, познание, уверенность в себе. Инструментальные ценности - это альтернативные типы поведения и личностные черты, посредством которых обучающиеся стремятся достичь желаемого результата (терминальные ценности). Эти ценности - базовые, поскольку они обеспечивают успешность и качество протекающих в сознании школьников процессов и выступают основанием для восхождения к ценностям более высокого уровня: исполнительность, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов. Субъектные ценности - ценности, имеющие особое значение для становления гармоничной личности, развития её субъектных качеств . Данная группа ценностей обладает наибольшей значимостью в процессе ценностного самоопределения обучающегося в акси-
осфере школьной географии, поскольку способствует обретению смыслов жизни: самопрезентации, самореализации, творчества, свободы [3].
Терминальная ценность «познание» является фундаментальной ценностью в формировании ценностного самоопределения обучающихся, поскольку определяет мотивацию к деятельности всего построения процесса обучения
Подчеркнём, что ведущей ценностью школьной географии является ценность «познание», которая определяет выявление потребности у обучающихся в эмоциональном восприятии процесса познания В философском словаре познание определяется как социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности1 . В связи с этим основной целью географии в системе общего образования является познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину В рамках изучения географии процесс познания обеспечивает понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности
В процессе обучения географии ценность «познание» формируется через проявление у школьников увлечённости к изучению содержания уроков географии, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, готовность обучающихся прилагать определённые усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности
В школьной географии посредством овладения ценностью «познание» формируются следующие личностные результаты обучающихся: стремление к познанию; широта знаний; расширение
1 Философский словарь / пер с нем. ; под ред.
Г. Шмидта. Москва: Республика, 2003. С. 489.
кругозора; высокий культурный уровень; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Важно заметить, что учитель в учебно-воспитательном процессе знакомит своих учеников с определённой системой общественных ценностей, сопровождая передачу информации ссылкой на свои интересы, высказывая свою точку зрения, а провозглашённые учителем принципы отношения с обучающимися реализуются в конкретной нравственной деятельности
Благодаря этому на учебном занятии происходит общение равноправных партнёров, субъектов, личностей . Личностная направленность выражает отношение учителя к главной ценности педагогического процесса - развивающейся личности учащегося, у которого есть личностные смыслы учения, а не только знания, индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт
Методология и методы исследования Проблема ценностного самоопределения обучающихся является одной из наиболее «наукоёмких» в сфере образования Определённую сложность в формировании и оценке ценностей школьной географии и личностных образовательных результатов обучающихся создаёт отсроченный характер их проявления, т к не всегда известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на школьника действия отразятся на нём, насколько эффективно построена модель обучения для личностного развития обучающегося1 [10; 11; 12]. В этой связи влияние комплекса методических условий на ценностное са-
1 Степанов П . В . , Степанова И . В . Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций . Москва: Просвещение, 2014. 80 с .
моопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии неизбежно сопрягается с определением результативности, эффективности и последствий этого влияния на личностное развитие школьников через комплекс психолого-диагностических процедур в процессе педагогического эксперимента
Выявление достоверности полученных в ходе исследования результатов невозможно без выбора (или создания) диагностического инструментария В нашем исследовании, поскольку ценностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии ранее исследователями не рассматривалось и не изучалось, мы, учитывая принцип попарных сравнений, модифицировали содержательную часть диагностики ценностных ориентаций Е . Б . Фантало-вой, наполнив её ценностями школьной географии [8]
Согласно данным, полученным на основе анализа модифицированной психолого-педагогической методики Е Б Фан-таловой, направленной на выявление ценностей школьной географии, наглядно представляются уровни сформирован-ности этих ценностей, выделяются приоритетные, наиболее значимые для обучающихся ценности и второстепенные из общего списка Выделяемые уровни складываются из следующих показателей:
- низкий уровень - 0-20% (% определяет количество обучающихся, выбранных данную ценность как наиболее значимую);
- средний уровень - 20-50%;
- высокий уровень - больше 50 % .
Организация исследования и ход
работы. Исследование проводилось с 2011 г. по 2017 г. и включало несколько этапов: поисково-аналитический, теоре-тико-моделирующий, экспериментально-преобразующий и заключительно-обобщающий Экспериментальная проверка взаимосвязи влияния методических условий на процесс ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения
школьной географии осуществлялась в 17 субъектах Российской Федерации: в 34 средних учебных общеобразовательных учреждениях проводился констатирующий эксперимент и в 28 из них - формирующий (рис 1)
Всего в исследовании приняли участие 36 учителей географии и 1944 обучающихся 5-11 классов .
Проведённое исследование включало ряд специфических особенностей, учитывающих основные особенности формирования ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии
Во-первых, при организации экспериментальной проверки мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в процессе изучения школьной географии
Во-вторых, проведённая психолого-педагогическая методика была направлена на определение: ценностей в процессе изучения школьной географии; уже сформированных у обучающихся ценностных ориентаций; того, в какой мере обучающийся ответственно относится к изучению географии; основных сложностей, которые обучающиеся испытывают в процессе изучения географии (слож-
Рис. 1 / Fig. 1. Экспериментальные школы Российской Федерации / Experimental Schools of the Russian Federation
Источник: данные авторов .
viv
ный материал, непонятная терминология, неинтересные, скучные уроки и др. ). Методика попарных сравнений ценностей Е . Б . Фанталовой и её модификация обрабатывалась нами с помощью парного коэффициента корреляции ^критерия Стьюдента посредством определения статистической значимости различий парных (повторных) измерений .
Результаты исследования и их обсуждение. В экспериментальных классах низкий уровень сформированности ценностей школьной географии проявляется в присвоении таких ценностей, как красота
природы и искусства (20% в экспериментальных классах) и самореализация (19% в экспериментальных классах) (рис. 2) . Эти показатели свидетельствуют о том, что у обучающихся отсутствует потребность в осознании значимости сохранения красоты природы и искусства. Обучающиеся бессознательно изучают школьную географию, у них не появляется эмоционального переживания при рассмотрении красот России, они безразлично относятся к изучению объектов искусства и культуры как России, так и мира, обучающиеся не умеют переживать чувство прекрасного
Рис. 2 / Fig. 2. Уровни сформированности ценностей школьной географии по данным констатирующего эксперимента (8-11 экспериментальные классы) / Levels of formation of school geography values according to the data of the ascertaining experiment (8-11 experimental classes)
Ценность самореализация, находясь на низком уровне проявления, прежде всего определяет отсутствие желания у обучающихся участвовать в различных научно-исследовательских проектах по географии, конференциях, а также дискуссиях, обсуждениях на уроке Обучающиеся чаще всего на уроке просто «отсиживаются», мотивация к обучению географии отсутствует или имеет низкий уровень проявления
Средний уровень сформированности ценностей школьной географии в экс-
периментальных и контрольных классах проявляется в присвоении большинства ценностей школьной географии - творчества, уверенности в себе, исполнительности, ответственности, самоконтроля, смелости в отстаивании своего мнения, широте взглядов и самопрезентации. Таким образом, можно констатировать, что перечисленные ценности школьной географии формируются и находятся на второй фазе присвоения в процессе личностно-преобразующего ценностного самоопределения
Исключением является ценность свобода, которая в экспериментальных классах находится на высоком уровне сформированности. Обучающиеся под свободой понимают увеличение на уроках географии права и свободы выбора в изучении как содержания учебного материала, так и разнообразия деятельности - от индивидуальных форм работы до коллективных. Как показал констатирующий эксперимент, для обучающихся свобода действий на уроке географии является необходимым условием повышения мотивации к обучению .
В результате проведённого формирующего этапа педагогического эксперимента у обучающихся экспериментальных классов была выявлена положительная динамика в формировании и присвоении ценностей школьной географии (рис. 3) . Поскольку формирующий этап педагогического эксперимента проводился с большим количеством участников (более 1000), то в связи с этим повышение уровня даже на 3-5% является высоким показателем
В процессе организации формирующего этапа эксперимента были проверены методические условия процесса ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии как основы формирования личностных образовательных результатов К методическим условиям мы отнесли:
1. Построение урочной и внеурочной деятельности на принципах аксиологиза-ции деятельности обучающегося в образовательном процессе
2 . Учёт возрастных и психолого-физиологических особенностей школьников
3 Повышение внешней и внутренней мотивации обучения
4 . Повышение эмоционального фона урока
5. Учёт рефлексивности обучения .
6 . Активизацию процесса обучения географии посредством применения современных интенсивных методов и технологий обучения
7 . Ценностное наполнение содержания школьной географии посредством комплекса ценностно-смысловых заданий
Рис. 3 / Fig. 3. Уровни сформированности ценностей школьной географии после проведения формирующего эксперимента (8-11 экспериментальные классы) / Levels of formation of school geography values after the formative experiment (experimental grades 8-11)
Ценность свобода также является самой значимой для обучающихся 8-11 классов . При анализе ответов школьников на тест, направленный на выявление ценностных предпочтений, обучающиеся в своём большинстве отмечали, чтобы школьная география стала интересней для учеников, необходимо предоставить обучающимся больше «свободы» и права выбора, например, выбор последовательности изучения материала или способов выполнения заданий на уроке (60% респондентов), на уроках больше времени уделять практическим и исследовательским работам (48% респондентов), разнообразить формы и методы обучения (32% респондентов)
Большинство обучающихся на вопрос «За что Вам нравится изучать географию?» отвечали - за возможность использования на уроках географии своего творческого потенциала в виде оформления контурных карт, проектно-практических работ, мультимедийных презентаций по предмету (56% респондентов), а также за возможность проводить научные исследования о природе на уроках географии и исследовать отдельные вопросы населения и хозяйства мира (32% респондентов) . Эти показатели свидетельствуют о том, что и личностные смыслы в познании географического материала, и раскрытие своих творческих способностей играют важную осознанную роль в ценностно-смысловой сфере личности обучающихся
Ценности уверенность в себе, самоконтроль и смелость в отстаивании своего мнения относятся к категории ценностей, определяющих мотивацию на дальнейшую деятельность. Соответственно, высокие показатели в присвоении данных ценностей констатируют высокую мотивацию в целом к процессу изучения географии, в результате чего мы и наблюдаем рост значимости ценности познание.
Умение обучающихся самоконтролировать себя обеспечивает полноценное
раскрытие своего личностного потенциала на уроках географии и во внеурочное время (ценность самореализация поднялась с низкого на средний уровень значимости), высокий уровень самооценки и коррекции своей деятельности на уроках географии, осознанную рефлексию .
Такие качества личности, как ответственность и исполнительность, приближаются к высокому уровню значимости для школьников, т. е . они стараются быть ответственными за свои поступки, у них наблюдается высокий уровень активности и продуктивности
У обучающихся экспериментальных классов сформировано: умение понять чужую точку зрения, слушать; умение представить информацию о себе окружающим, умение демонстрировать перед классным коллективом продукт своей деятельности
Статистическая оценка достоверности сдвига показателей сформирован-ности ценностей школьной географии у обучающихся между данными экспериментальных классов при первичной и повторной диагностике проводилась с помощью парного коэффициента t-критерий Стьюдента.
Результаты прошли математическую статистическую обработку с помощью компьютерной программы SPSS - 20 .
Парный t-критерий Стьюдента составил 5,041. Критическое значение t-критерий Стьюдента при данном числе степеней свободы (11) составляет 2,201. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, следовательно, наблюдаемые различия статистически значимы: t набл > t крит (p < 0,05).
Таким образом, проведённое исследование позволяет нам констатировать, что если воздействовать на процесс усвоения ценностей через осознание обучающимися значимости этого процесса, т е через усвоение ценности познание, тогда у обучающихся будет формироваться внутренняя мотивация к учебно-познавательному процессу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная в статье проблема ценностного самоопределения обучающихся в настоящее время является актуальной и значимой
Осуществляемые в России кардинальные изменения всей системы общественных отношений порождают множество противоречий, негативно сказывающихся на формировании подрастающего поколения
Перемены в социально-экономическом укладе сопровождаются кризисом ценностного сознания. Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации изменяется мир ценностей обучающихся, обостряются молодёжные проблемы В связи с этим возникает необходимость разработки методологии формирования социально значимых ценностей обучающихся, т к школьники представляют собой поколение, связывающее прошлое, настоящее и будущее, реализуя, за счёт своей актуальной и потенциальной деятельности развитие исторического процесса в результате синтеза личностных и общественных ценностей [2; 5; 6; 7]. Кроме того, процесс формирования ценностей происходит на разных этапах социализации, в ряде которых особая роль принадлежит школе и семье как важнейшим факторам создания ценностных основ личности
В настоящем исследовании рассмотрено ценностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии как сложный и длительный процесс осознания ценностей и ценностных ориентаций школьниками, признаваемых ими в качестве стратегических
жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров
Ценностное самоопределение обучающихся как процесс выступает проявлением сформированности личностных образовательных результатов обучающихся. На наш взгляд, основу системы мониторинговой оценки личностных образовательных результатов на уроках географии может составлять психолого-педагогическая диагностика, направленная на исследование личностных качеств школьников и сформированных ценностей школьной географии. Проведённая массовая диагностика выявления структуры ценностей школьной географии обучающихся 8-11 классов позволила выделить предпочитаемые (значимые) и незначимые или малозначимые ценности для школьников Присвоение ценностей школьной географии происходит с учётом педагогического воздействия на личность обучающихся Педагогически грамотно подобранный спектр методических условий организации учебно-познавательной деятельности школьников и ценностного наполнения содержания школьной географии обеспечит эффективное протекание ценностного самоопределения обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программой основного общего и среднего (полного) общего образования
Фундаментальная ценность познание является универсальной в иерархической структуре ценностного ряда обучающихся В этой связи усвоение и принятие этой ценности обучающимися является главной задачей всего педагогического коллектива современной школы
Статья поступила в редакцию 16.12.2021
ЛИТЕРАТУРА
1 . Кирьякова А . В . Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник
Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2 . С. 6-14.
2 . Налчаджян А . А . Теория ценностей и цинизма. Психологические аспекты аксиологии . Москва:
Когито-Центр, 2020. 206 с.
3 . Репринцева Ю. С. Концепция ценностного самоопределения обучающихся в процессе изуче-
ния школьной географии: дис . ... д-ра пед . наук. М. , 2019. 388 с .
4. Самоопределение молодёжи в современном мире: монография / А. К . Лукина, О . Н . Финогено-ва, М. А . Волкова, В . В . Коренева, Г. М. Реут, Г. С. Батарчук, И . А . Аликин; под ред. А . К. Лукина . Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. 288 с .
5 . Шаповалова В. С. , Челышева И . В. Профессиональное самоопределение школьников. Москва:
Директ Медиа, 2018. 395 с.
6 . Шатене К Психология ценностей / пер . Е. Т. Коновалова. Москва: Гуманитарный центр, 2021. 244 с .
7 . Шрейдер Ю . А . Ценности, которые мы выбираем . Москва: Либроком, 2020. 208 с .
8 . Фанталова Е. Б . Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика . Мол-
дова: Lap Lambert Academic Publishing, 2012 . 141 с .
9 . Яковлев С. В . Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в систе-
ме общего образования: монография . Москва: ИНФРА-М, 2016. 137 с.
10 . Development of Learners' Democratic Culture / L. V. Bayborodova, V. V. Belkina, A . V. Zolotareva,
I . M. Rozhkov, L. N. Serebrennikov, A. M. Khodyrev // The Social Sciences. 2016. Vol. 20 . № 11. P. 4941-4948.
11. Schwartz S . Self-regulation, Motivational Conflict and Values: Cand. Sci. thesis in Psychological Sciences, 2009 345 p
12 . Williams C. , Chuprov V. , Zubok J. Youth, risk and Russian modernity. London: Taylor and Francis, 2018. 232 p.
1. Kir'yakova A. V. [Relationship between axiology and innovation in educational systems]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy], 2021, no. 2, pp. 6-14.
2 . Nalchadzhyan A. A . Teoriya cennostej i cinizma. Psihologicheskie aspekty aksiologii [Theory of values
and cynicism . Psychological aspects of axiology]. Moscow, Kogito-Centr Publ. , 2020. 206 p .
3 . Reprinceva Yu. S . Koncepciya cennostnogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v processe izucheniya
shkolnoj geografiii: dis. ... d-ra ped. nauk [The concept of value self-determination of students in the process of studying school geography: Cand. Sci. thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow, 2019. 388 p . 4. Lukina A . K. , Finogenova O. N . , Volkova M. A . , Koreneva V. V. , Reut G . M . , Batarchuk G . S . , Alikin I . A. Samoopredelenie molodyozhi v sovremennom mire: monografiya [Self-determination of youth in the modern world: monograph] Krasnoyarsk: Siberian Federal University Publ , 2020 288 p
5 . Shapovalova V. S. , Chelysheva I . V. Professionalnoe samoopredelenie shkolnikov [Professional self-
determination of schoolchildren]. Moscow, Direkt Media Publ. , 2018. 395 p.
6 . Chataigne C Psychology of values (Rus . ed. : Konovalov E. T. , transl . Psihologiya cennostej . Moscow,
Gumanitarnyj centr Publ. , 2021. 244 p . ).
7 . Shrejder Yu. A . Cennosti, kotorye my vybiraem [Values that we choose]. Moscow, Librokom Publ. ,
2020 208 p
8 . Fantalova E. B. Cennosti i vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnostika [Values and inter-
nal conflicts: theory, methodology, diagnostics]. Moldova, Lap Lambert Academic Publishing, 2012 . 141 p
9 . Yakovlev S . V. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya nravstvennoj kul'tury lichnosti v sisteme obshchego
obrazovaniya: monografiya [Axiological foundations for the upbringing of the moral culture of the individual in the system of general education: monograph]. Moscow, INFRA-M Publ. , 2016. 137 p.
10 . Bayborodova L. V. , Belkina V. V. , Zolotareva A. V. , Rozhkov M. I . , Serebrennikov L. N . , Khodyrev A . M.
Development of Learners' Democratic Culture. In: The Social Sciences, 2016, vol. 20, no. 11, pp. 4941-
11. Schwartz S . Self-regulation, Motivational Conflict and Values: Cand. Sci. thesis in Psychological Sciences, 2009 345 p
12 . Williams C. , Chuprov V. , Zubok J. Youth, risk and Russian modernity. London, Taylor and Francis, 2018 232 p
REFERENCES
4948.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Репринцева Юлия Сергеевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой географии Благовещенского государственного педагогического университета; e-mail: reprinceva1986@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yulia S. Reprintseva - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Department of Geography, Blagoveshchensk State Pedagogical University; e-mail: reprinceva1986@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Репринцева Ю . С. Ценностное самоопределение обучающихся в процессе изучения школьной географии (по результатам проведённого педагогического исследования) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 35-46. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-35-46
FOR CITATION
Reprintseva Yu. S . Value self-determination of students in the process of studying school geography (by the results of the pedagogical research). In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 1, рр . 35-46. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-35-46