Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/45PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Логутова Е.В. Личностная совместимость участников образовательного процесса как условие его эффективности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Logutova E.V. (2019). Personal compatibility of participants of the educational process as a condition of its effectiveness. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN519.pdf (in Russian)
Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.
УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.31
Логутова Елена Владимировна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=369729
Личностная совместимость участников образовательного процесса как условие его эффективности
Аннотация. Статья посвящена актуальной для современного российского образования проблеме эффективного взаимодействия участников образовательного процесса: педагогов и обучающихся. В условиях перехода на федеральные образовательные стандарты и смены образовательной парадигмы с когнитивной на личностно-ориентированную происходит поиск новых форм, средств и методов обучения и воспитания. Под личностно-ориентированным образованием понимается особый тип образования, основывающийся на организации эффективного взаимодействия обучающихся и педагогов. При этом должны быть созданы оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. В статье поднимаются вопросы психологической совместимости обучающихся и их педагогов на основе изучения их ценностных ориентаций, эмпатийных тенденций, а также отношения обучающихся к школьным предметам с точки зрения их влияния на развитие личности школьников. В данной статье приводятся результаты исследований ценностных ориентаций обучающихся и педагогов, рассматривается сходство и различие в выборе ценностей педагогами и их учениками. Автором статьи описаны эмпатийные тенденции педагогов и обучающихся, результаты изучения мотивации к обучению школьников и их отношение к учебным предметам. Приведенные в статье исследования позволили сделать выводы о роли личности педагога и ее влиянии на эффективность педагогического процесса. Основываясь на результатах проведенного исследования, возможно проводить работу в образовательных учреждениях по улучшению психологического климата и оптимизации процесса педагогического взаимодействия. Данная статья может быть интересна педагогам, практическим психологам образования, социальным педагогам, а также всем, кого интересуют проблемы образования и воспитания школьников.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; совместимость; мотивация; эмпатийные тенденции; ценностные ориентации; развитие личности
Проблема эффективности образовательного процесса относится к наиболее дискуссионным в современной образовании. Ряд авторов рассматривает данную проблему с точки зрения изучения влияния различных образовательных технологий на показатели успеваемости, то есть сводят понятие «эффективность» к успешности усвоения учебного материала. В настоящее время, результаты проведенных исследований эффективности образовательного процесса, позволяют сделать вывод, о том, что «эффективность» следует рассматривать несколько шире, чем просто количественные и качественные показатели. «Для успешности любой организации существенны не только качественные характеристики непосредственных результатов деятельности, но и то, какой ценой они достигнуты» [1, с. 14].
Эффективность образовательного процесса рассматривается как категория управленческая и напрямую определяет зависимость результатов педагогического процесса от его условий, поэтому необходимо формирование образовательной среды, включающей в себя активное педагогическое взаимодействие, ориентацию на развитие личности обучающегося, его творческих и коммуникативных способностей [2].
Педагогическое взаимодействие это процесс двусторонний, с одной стороны педагог, с его знаниями и опытом, а с другой стороны ученик, на которого и направлено воздействие. Данной взаимодействие может считаться эффективным только при условии взаимозначимости участников образовательного процесса [3]. По мнению Л.М. Митиной, роль педагогав современной системе образования недолжна сводится только к передаче знаний и контролю их усвоения обучающимися. Современный школьник как личность формируется и развивается в ходе образовательного процесса не только через усвоение содержания учебных программ и дисциплин, но и через общение с учителями, обмене мнениями происходит истинное осознание и понимание изучаемого материала [4].
Д.А. Белухин выделяет в психолого-педагогическом взаимодействии следующие составляющие:
• общение как многоплановый процесс коммуникации, интеракции и перцепции;
• совместная деятельность как форма активности индивидов, которая направлена на преобразование ими окружающей действительности и самих себя.
По мнению автора, психолого-педагогическое взаимодействие, как взаимосвязанный процесс обмена различного рода воздействиями между его участниками, способствует формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности [5].
Проблема исследования психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, как условия его эффективности является весьма актуальной. В настоящее время осуществляется активное внедрение психологии в школьную практику и использование психологических методов для изучения повышения эффективности образовательного процесса.
Актуальность исследования обуславливается потребностями развития личности в образовательном процессе, а также тем, что при всем многообразии педагогических концепций, вопрос о взаимовлиянии на личность в процессе взаимодействия школьников и педагогов мало изучен. Недостаточно конкретных данных о роли и месте эмпатийных переживаний во взаимодействии «учитель-ученик», взаимовлиянии ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности.
Цель проведенного исследования состояла в выявлении условия эффективности образовательного процесса через исследование процесса взаимодействия и взаимовлияния учителя и ученика. В ходе исследования рассматривались: мотивация учебной деятельности обучающихся к отдельным учебным предметам, уровни развития эмпатийных переживаний обучающихся и педагогов, взаимосвязи и взаимозависимости ценностных ориентаций обучающихся и педагогов.
Образование, как любой управляемый процесс предполагает последовательную смену одного этапа развития другим. В педагогическом процессе переход на новый этап развития является результатом педагогического взаимодействия. Как известно, в ситуации взаимодействия, непременно происходит взаимное влияние субъектов друг на друга. Подобное влияние обязательно приведет к взаимным изменениям: перестраиваются мотивационная, поведенческая, отношенческая и другие сферы личности как обучающихся, так и педагогов. Взаимное влияние в процессе сотрудничества составляют основу любого педагогического процесса [3].
В настоящее время в связи с реформированием системы образования обнаружилось противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к развитию личности школьника и самим процессов, который призван осуществлять данное развитие:
• между индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации образовательного процесса;
• между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;
• между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении морально-нравственных качеств человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса [7].
Противоречия возможно, разрешить с помощью целенаправленной планомерной работы педагогов, которые призваны не только руководить познавательной деятельностью обучающихся, но и всячески способствовать развитию личности школьников. В связи с этим целесообразно рассматривать педагогический процесс как явление комплексное и всестороннее [8].
В исследовании взаимосвязи и взаимовлияния участников образовательного процесса приняли участие 77 обучающихся 9-х классов в возрасте 14-15 лет муниципального образовательного учреждения «Лицей №» г. Оренбурга и 18 педагогов, работающих с этими школьниками.
Исследование мотивации учебной деятельности обучающихся по методике А.А. Реана и В.А. Якунина [9] показало, что 37 % опрошенных школьников продемонстрировали профессиональные и социальные мотивы, 51 % обучающихся в своей деятельности опирается преимущественно на учебно-познавательные мотивы, а 14 % обучающихся продемонстрировали мотивы избегания, что может соответствовать низкому уровню мотивации учебной деятельности. В целом, можно констатировать, что уровень мотивации учебной деятельности обучающихся свидетельствует о сложившиеся благоприятные условия для учебно-воспитательного процесса.
Изучение мотивации школьников к отдельным учебным предметам осуществлялось с помощью теста-опросника «Определение значимости учебного предмета для развития личности обучающегося» разработанного Т.Д. Дубовицкой [7]. Результаты исследования по данной методике могут рассматриваться как показатель эффективности, применяемой учителем образовательной методики или технологии, как показатель способности учителя
активизировать мотивационную сферу обучающихся, а также как основу для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.
С точки зрения влияния учебного предмета на развитие личности, учащимися были выделены предметы с высоким уровнем значимости: история, обществознание, литература и английский язык. Предметы со средним уровнем значимости, это французский язык, русский язык, математика, биология. И с низким уровнем значимости учебного предмета для развития личности обучающихся оказались такие предметы как физика, ОБЖ, физкультура.
Высокие и средние показатели по данной методике свидетельствуют о определённой значимости изучаемого предмета для развития личности обучающихся. Под влиянием материала, изучаемого на данном учебном предмете, у обучающихся формируется мировоззрения, он начинает более активно интересоваться дополнительной информацией по предмету, делиться ей с педагогами и сверстниками. Перестраивается или укрепляются отношения шильников с педагогами и одноклассниками. Благоприятная атмосфера на уроках и во вне урочной деятельности способствует самораскрытию обучающихся как личностей. В свободной дискуссии ребята могут высказать свое мнение или задать вопрос учителю, получить консультацию или признаться в том, что недопоняли учебный материал.
Низкие показатели по методике говорят о том, что учебный предмет и, соответственно, учитель, преподающий его не вносят существенный вклад в развитие личности обучающихся. На уроках не создана благоприятная атмосфера для раскрытия способностей, самостоятельности суждений и деятельности обучающихся.
Исследование эмпатийных тенденций участников образовательного процесса осуществлялось с помощью теста эмпатийного потенциала личности, разработанного И.М. Юсуповым [8]. Эмпатия - это необходимое условие для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. Развитая у человека эмпатия - это составная часть успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. По мнению В.А. Сухомлинского, человек эмоционально глухой к другим людям - останется глухим к самому себе, так как ему будет недоступно самое главное в самовоспитании -эмоциональная оценка собственных поступков [12].
Результаты исследования эмпатийных тенденций педагогов и обучающихся представлены в таблице 1, рисунке 1.
Таблица 1
Результаты исследования эмпатийных тенденций педагогов и обучающихся
Название шкалы Средние значения / уровень эмпатии
Педагоги Обучающиеся
Эмпатия с родителями 12,8 Высокий 14,6 Высокий
Эмпатия с животными 11,3 Средний 8,7 Средний
Эмпатия со стариками 11,2 Средний 4,5 Средний
Эмпатия с детьми 9,8 Средний 6,8 Средний
Эмпатия с героями художественных произведений 7,2 Средний 3,6 Низкий
Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми 7,3 Средний 5,8 Средний
Общий показатель эмпатии 59,6 Средний 44 Средний
В результате исследования обнаружилось, что среди учителей и учеников преобладает средний уровень эмпатии, присущий большинству людей. В большинстве случаев у людей этой группы эмоции находятся под контролем, что может затруднять полноценное восприятие окружающей действительности, хотя, и не исключено яркое проявление эмоций и чувств. В общении такие люди, как правило, внимательны, стараются понять больше, чем сказано
словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение, предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята.
Общий показатель эмпатии
Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми
Эмпатия с героями художественных произведений
Эмпатия с детьми Эмпатия со стариками Эмпатия с животными Эмпатия с родителями
0 10 20 30 40 50 60 70 ■ Обучающиеся ■ Педагоги
Рисунок 1. Соотношение уровней проявления эмпатийных тенденций педагогов и обучающихся
Низкий уровень проявления эмпатии продемонстрировали 18 % обучающихся, можно предположить, что они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся непонятными и лишенными смысла, они предпочитают уединение, занятиям конкретным делом, а не работу с людьми.
Качественный анализ объектов, на которые направлены эмпатийные установки в обеих группах, дают весьма интересную картину. У учителей почти во всех исследуемых сферах эмпатийные проявления выражены несколько выше, чем у обучающихся. Большая сила эмпатии как учителей, так и учеников проявляется по отношению к родителям (причем у школьников этот показатель выше). Для подросткового возраста характерно некоторое отдаление от родителей, а проявление эмпатии позволяет скрытно, но сохранять достаточно близкую дистанцию с мамой и папой, чувствовать себя всё же членами этой семьи, т. е. это можно расценивать как некий компенсаторный механизм в отношениях со старшим поколением. Показательным также является тот факт, что педагоги продемонстрировали невысокий уровень эмпатии по отношению к детям (уровень эмпатии по отношению к животным оказался выше). Возможно, данный факт объясняется наличием у педагогов профессиональной деформации или проявляющего профессионального «выгорания» и требует дальнейшего размышления и изучения.
Исследование ценностных ориентаций обучающихся и педагогов было проведено по методике М. Рокича [13]. По мнению автора методики, ценностные ориентации представляют собой определенные устойчивые модели поведения человека, характерные, в определённом сочетании, только для него. Опираясь на свои убеждения и предпочтения, человек знает и понимает, как действовать в определенных жизненных ситуациях [14].
Приоритетными ценностями-целями для учителей и учеников являются те, которые и они выделили на первые пять позиций, и эти позиции полностью совпали: «здоровье»,
«любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «материально обеспеченная жизнь». Среди наименее значимых ценностей есть определенные расхождения, так ценность «интересная работа» учащиеся отнесли на 14 место, а у учителей она занимает 3 позицию, такую ценность как «свобода» учителя не выделили как наиболее значимую, а у обучающихся она занимает 4 позицию (см. таблицу 2).
В выборе ценностей-средств прослеживается различие в группах педагогов и обучающихся. В группе педагогов преобладающими являются ценности морально-нравственного характера, а для обучающихся приоритетными являются ценности сознания: общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы.
Ценность любого, материального или социального, объекта возрастает с увеличением числа интересов, которые на него направлены. Согласованность интересов достигается путем их взаимного влияния друг на друга, путем опосредования их другими интересами и путем «рефлексии» [15].
Таблица 2
Иерархичность терминальных ценностей педагогов и обучающихся
Педагоги Обучающиеся
1. Здоровье (физическое и психическое) 1. Здоровье (физическое и психическое)
2. Счастливая семейная жизнь 2. Наличие хороших и верных друзей
3. Любовь; интересная работа 3. Любовь
4. Наличие хороших и верных друзей 4. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
5. Материально обеспеченная жизнь 5. Материально-обеспеченная жизнь; счастливая семейная жизнь
14. Творчество 14. Интересная работа
15. Продуктивная жизнь 15. Жизненная мудрость; общественное признание
16. Общественно признание счастье других 16. Продуктивная жизнь; счастье других, развлечения
17. Активная деятельная жизнь 17. Творчество; красота искусства и природы
18. Счастье других 18. Счастье других
Приобретенность типов поведения, которые ведут к реализации соответствующих ценностей, имеет существенные различия в группах обучающихся и педагогов (см. таблицу 3).
Таблица 3
Иерархичность инструментальных ценностей педагогов и обучающихся
1 Учителя 2 Обучающиеся
1. Воспитанность 1. Образованность
2. Образованность 2. Независимость
3. Ответственность, честность 3. Ответственность
4. Чуткость, терпимость 4. Самоконтроль
5. Жизнерадостность исполнительность 5. Жизнерадостность, твердая воля
14. Широта взглядов 14. Терпимость
15. Независимость 15. Чуткость
16. Смелость в отстаивании своего мнения 16. Рационализм; широта взглядов
17. Непримиримость к недостаткам 17. Непримиримость к недостаткам
18. Высокие запросы 18. Высокие запросы
По мнению М. Рокича, ценностные ориентации довольно устойчивое личностное образование, и чтобы произошла смена ценностных ориентаций человек должен испытать чувство неудовлетворенности собой как личностью, своими поступками и оценкой этих поступков окружающими людьми. Осознание необходимости изменений ценностных
https:// mir-nauki. com
ориентиров мотивирует личность на самореорганизацию для сохранения себя как морально-нравственного, достойного человека [16; 17].
В процессе взаимодействия каждая из сторон воздействует на другую посредством своих личностных качеств и своего статуса. В педагогическом взаимодействии можно выделить функционально-ролевую и личностную стороны. Функционально-ролевое взаимодействие требует от педагога выполнения его непосредственных профессиональных обязанностей, а: личностная сторона предполагает воздействие педагога посредством собственной индивидуальности на мотивационно-смысловую сферу обучающегося [18].
Исследование, направленное на выявление условия эффективности образовательного процесса через изучение процесса взаимодействия и взаимовлияния учителя и ученика, показало, что повышение эффективности образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств участников образовательного процесса. Изучение мотивации учебной деятельности обучающихся, мотивации к изучению отдельных предметов, а также эмпатийных тенденций и ценностных ориентаций обучающихся и педагогов может помочь педагогам своевременно проанализировать и скорректировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать эффективность образовательного процесса.
Во взаимодействии, в общении педагогов и обучающихся осуществляется глубокое изучение личности и взаимопонимание, поэтому идея диагностической и коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения в данном направлении является весьма перспективной и актуальной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пуденко, Т.И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности ДОО // Управление образованием: теория и практика - 2015. - №2. - С. 13-27.
2. Солощенко, В.В. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 116-120. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13971/.
3. Балуева, Ю.А. Психологическая совместимость учащихся в диадном и групповом пространствах на начальной ступени школьного обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2007. - 234 с.
4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. - Москва: Флинта: МПСИ, 1998. - 200 с. -(Библиотека школьного психолога).
5. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций. Ч. 1. // Д.А. Белухин. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 318 с.
6. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2006. - 111 с.
7. Гусева Н.В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2011. - №10.
Т.2. - С. 118-131.
https:// mir-nauki. com
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д.: Учитель, 1999. - 550 с.
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.
- С. 151-154.
Дубовицкая, Т.Д. Самоактуализация личности в контекстном обучении / Т.Д. Дубовицкая. - М.: Альфа, 2004. - 131 с.
Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов) / Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002.
- C. 153-156.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2016. - 320 с.
Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach. - NewYork: FreePress, 1973.
Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова.
- Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 188 с.
Гарванова, М.З., Гарванов, И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 5-20. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6339/.
Rokeach, М., & Ball-Rokeach, S.J. (1989). Stability and change in American value priorities, 1968-1981. AmericanPsychologist, 44, 775-784.
Коповая, О.В. Сущность психолого-педагогического взаимодействия в современном образовательно // Вестник Саратовского областного института развития образования. - № 4 (8). - 2016. - С. 39-44.
https:// mir-nauki. com
Logutova Elena Vladimirovna
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
Personal compatibility of participants of the educational process as a condition of its effectiveness
Abstract. The article is devoted to the problem of effective interaction between the participants of the educational process: teachers and students, which is relevant for modern Russian education. In the conditions of transition to Federal educational standards and change of educational paradigm from cognitive to personality-oriented there is a search for new forms, means and methods of training and education. Under the personality-oriented education is understood a special type of education, based on the organization of effective interaction between students and teachers. At the same time, optimal conditions should be created for the development of students' ability to self-education, self-determination, independence and self-realization. The article raises the issues of psychological compatibility of students and their teachers on the basis of the study of their value orientations, empathic tendencies, as well as the attitude of students to school subjects in terms of their impact on the development of students' personality. This article presents the results of studies of value orientations of students and teachers, examines the similarities and differences in the choice of values of teachers and their students. The author of the article describes the empathic tendencies of teachers and students, the results of the study of motivation to teach students and their attitude to academic subjects. The research presented in the article allowed to draw conclusions about the role of the teacher's personality and its influence on the effectiveness of the pedagogical process. Based on the results of the study it is possible to work in educational institutions to improve the psychological climate and optimize the process of pedagogical interaction. This article may be of interest to teachers, practical psychologists of education, social pedagogues, as well as to all who are interested in the problems of education and upbringing of schoolchildren.
Keywords: pedagogical interaction; compatibility; motivation; empathic tendencies; value orientations; personality development