ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3. С. 12-26. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 12-26.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Научная статья УДК 37.015.31
DOI: 18173292_10310.21510_2024_105_3_12_26
Елизавета Олеговна Воробчикова 1, Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева 2
1 Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал»,
Москваа, Россия, [email protected], ORCID: 0000-0001-8326-2302
2 Московский педагогический государственный университет, Москваа, Россия, me.vajndorf-
[email protected], ORCID: 0000-0002-2807-316X
Аннотация. В статье рассматриваются ценностно-смысловые ориентиры обучения взрослых, а именно: обучение как образ жизни, обучение как инструмент для улучшения качества жизни, обучение родителей для развития детей. Целью статьи является исследование вопроса ценностно-смысловых характеристик взрослых обучающихся. Ключевыми методами исследования являются анализ научной литературы, опрос целевой аудитории, обобщение результатов и их систематизация. Особое внимание в статье уделено особенностям обучения взрослых, подходам и мотивации обучающихся. Первичным в ходе обучения взрослых становится не приобретение конкретных знаний и навыков, а умение самостоятельно себя организовать, выявить потребности в обучении, самоопределиться в развитии конкретного направления и определить ключевые смыслы в своей образовательной траектории.
Под обучением как образе жизни, мы понимаем систематический и целенаправленный процесс приобретения новых компетенций в рамках повышения квалификации, освоения онлайн-курсов, а также образовательный процесс за пределами какой-либо организации.
Ключевым направлением при обучении как инструменте улучшения жизни является процесс выявления имеющихся пробелов в знаниях и их последующая корректировка. То есть процесс обучения должен быть спланирован в нужное время для человека и его дальнейшего развития. Рассмотрены понятия «бюджетный менталитет», «социальный капитал семьи», «неблагополучная семья».
Третьим ориентиром авторы выделили обучение родителей для развития детей, понимая под этим выбор таких образовательных программ, которые позволят повысить социальный капитал конкретной семьи и продемонстрировать детям наглядный пример по внедрению обучения во в свои рутинные задачи. В ходе исследования было выявлено, что уровень образования родителей, материальный уровень семьи напрямую влияет на развитие детей и объем знаний, которые они приобретают в раннем возрасте, а также личный пример получения знаний на ежедневной основе небольшими модулями по методу регулярного повторения.
© Воробчикова Е.О., Вайндорф-Сысоева М.Е., 2024
12
Значимость данного исследования заключается в выявлении основных ценностно-смысловых ориентиров при выборе образовательной траектории. В процессе исследования было установлено, что один взрослый обучающийся может в себе успешно сочетать несколько выделенных нами ценностей одновременно или на разных этапах своей жизни. Перечень ценностно-смысловых ориентиров, которыми взрослые обучающиеся наделяют свой процесс познания расширяется. Они включают профилактику различных заболеваний, повышение когнитивных способностей, нетворкинг в новой для себя или привычной сфере деятельности и т.д. Ключевым в вопросе обучения взрослых и их мотивации к получению знаний будет целенаправленность и значение обучения, понимание результатов и ценности для самого себя.
Ключевые слова: обучение взрослых, цифровизация, обучение на протяжении всей жизни, социальный капитал, микрообучение, онлайн-обучение
Для цитирования: Воробчикова Е.О., Вайндорф-Сысоева М.Е. Ценностно-смысловые ориентиры обучения взрослых // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3(105).
С.12-26.
PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
Original article
VALUE AND MEANING ORIENTATIONS OF ADULT LEARNING
Elizaveta O. Vorobchikova1, Marina E. Vayndorf-Sysoeva2
1 Centre for Vocational Skills and employment promotion "Professional", Moscow, Russia, [email protected], ORCID: 0000-0001-8326-2302
2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, [email protected], ORCID:
0000-0002-2807-316X
Annotation. The article deals with the axiological gudelines of adult learning, namely: learning as a way of life, learning as a tool to improve the quality of life, parental learning for children's development. The purpose of the article is to study the issue of axiological characteristics of adult learners. The key research methods are the analysis of scientific literature, survey of the target audience, generalization of the results and their systematization. The article pays special attention to the peculiarities of adult learning, approaches and motivation of learners. The primary thing in the course of adult learning is not the acquisition of specific knowledge and skills, but the ability to self-organize, identify training needs, self-determine the development of a particular direction and identify key meanings in their educational trajectory.
By learning as a way of life, we mean a systematic and purposeful process of acquiring new competencies in the framework of advanced training, mastering online courses, as well as the educational process outside of any institution.
The key direction in learning as a tool to improve life is the process of identifying existing gaps in knowledge and their subsequent correction. That is, the learning process should be planned at the right time for the person and his further development. The concepts of "budget mentality", "social capital of the family", "difficult family" are considered.
The authors singled out parental training for children's development as the third guideline, understanding it as the choice of such educational programs that will increase the social capital of a particular family and set an example of how to implement learning in their routine tasks for children. The study revealed that the level of education of parents, the material level of the family directly affects the development of children and the amount of knowledge they acquire at an early age, as well as a personal example of knowledge acquisition on a daily basis in small modules by the method of regular repetition.
The significance of this study lies in identifying the main axiological guidelines in the choice of educational traj ectory. In the course of the study it was found that one adult learner can successfully combine several values we have identified simultaneously or at different stages of his/her life. The list of axiological reference points, which adult learners endow their learning process with, is expanding. They include: prevention of various diseases, increasing cognitive abilities, networking in a new or familiar field of activity, etc. The key to adult learning and their motivation to learn will be the purposefulness and meaning of the learning, the understanding of the results and the value to themselves.
Keywords: adult learning, digitalization, lifelong learning, social capital, microlearning, online learning
For citing: Vorobchikova Е.О., Vajndorf-Sy'soeva M.E. Cennostno-smy'slovy'e orientiry obucheniya vzrosly x Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 105(3): 12-26.
Введение. Образование относят к базовой ценности человека при формировании личности. Однако смыслы при включении процесса обучения в жизнь были всегда разные. Дети учатся для получения фундаментальных знаний и навыков, учатся ходить, говорить; позже овладевают умением читать, писать, понимать научные и природные закономерности. Мотивация строится на принципе необходимости получения знаний, которые можно будет применить когда-то в будущем или потому что дети имеют определенный интерес к направлению деятельности. Взрослые же учатся для применения полученных знаний здесь и сейчас.
Материалы и методы исследования. В данном исследовании были использованы научные методы анализа научной литературы, опроса целевой аудитории, обобщения результатов и их систематизации.
Результаты эмпирического исследования. При разговоре о смыслах в обучении взрослых необходимо рассмотреть определение данного термина. Так, В.И. Даль не выделяет отдельно определения «смысла». В слове «смышлять» [1, с. 240] он описывает значение смысла как способность понимать, постигать, правильно судить и делать заключения. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова [2, с. 737] выделяют следующие толкования слова «смысл»: содержание, сущность, суть, значение чего-либо; цель, разумное основание. В нашем исследовании под смыслом обучения понимаются определенные движущие силы, которые позволяют человеку осознавать необходимость в новых знаниях, их ценность и актуальность, а также формировать внутреннюю мотивацию для достижения образовательных целей.
Исследователь Ю.В. Брагина к ценностно-смысловым ориентирам относит многообразную структуру потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, которые принимают участие в создании направленности личности и выражают социально-детерминированные отношения личности к действительности [3]. В отличии от общего понятия категории «смыслы», ценностно-смысловые ориентиры носят более личностную окраску и включают ориентиры, основанные на потребности самого
обучающегося. Исследователи Л.Н. Каримова и З.С. Дустова отмечают, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентиров носит непрерывный характер, а наиболее интенсивным периодом является этап получения профессионального образования. [4]. Говоря об обучении взрослых, важно выявить и в дальнейшем ориентироваться на ключевые ценностно-смысловые ориентиры при планировании образовательных программ, организации процесса обучения, конструировании электронных образовательных ресурсов.
До широкого распространения цифровых технологий, считалось, что для получения образования необходимо специальное время и место. Однако с развитием науки, технологий, возможностью удаленного взаимодействия, расширением запросов общества и экономики, а также с появлением новых профессий стало очевидно, что обучение может происходить постоянно: на протяжении всей жизни и повсеместно. Соответственно меняются формы, методы и подходы к обучению, инструменты по передаче знаний, меняются при этом и смыслы, которые закладывают в процесс обучения как обучающие, так и сами обучающиеся. Особенно важно это понимать при обучении взрослых. Так как данная категория обучающихся имеет сформировавшиеся установки и для их изменения или актуализации необходимо адаптировать и актуализировать подходы в обучении. С учетом изменяющихся подходов к организации образовательного процесса важно проанализировать отличия обучения именно взрослых.
С.И. Змеев [5], М.Е. Вайндорф-Сысоева и Е.О. Воробчикова [6] отмечают, что при обучении взрослых следует учитывать их ключевые отличия от школьников и студентов, такие как:
- осознанность и ответственность в подходе к обучению;
- адресность или определенный запрос, как правило для решения какой-то определенной проблемы (бытовой или профессиональной);
- высокий уровень мотивации к обучению;
- практико-ориентированность и стремление оперативного применения полученных знаний с учетом индивидуальных условий;
- опора на жизненный опыт;
- обучение без отрыва от основной деятельности (семейно-бытовых дел, работы, передвижения);
- пластичность в приобретении новых навыков и др.
Первичным в ходе обучения взрослых становится не приобретение конкретных знаний и навыков, а умение самостоятельно себя организовать, выявить потребности в обучении, самоопределиться в развитии конкретного направления и определить ключевые смыслы в своей образовательной траектории. Таким образом, для взрослых обучение - это не просто базовая ценность, но и смысловая, позволяющая качественно влиять на изменения условий собственной жизни и жизненных ориентиров. В ходе нашего исследования были выявлены три ключевых ценностно-смысловых ориентира (представлены в табл. 1), которыми руководствуются взрослые обучающиеся:
15
обучение как образ жизни, обучение как инструмент для улучшения жизни, обучение родителей для развития детей.
Рассмотрим каждый из ценностно-смысловых ориентиров. Обучение как образ жизни взрослого. Процесс обучения взрослого представляет собой не просто процесс передачи готовой информации от источника к обучающемуся, он является процессом подготовки к личностным и поведенческим изменениям. Причинами необходимости изменений могут выступать как внешние факторы (требования экономики, развития общества или необходимость выполнять те или иные профессиональные задачи), так и внутренние (желание изменений и развития, узнавание чего-то нового или организация досуга).
Таблица 1. Ценностно-смысловые ориентиры в обучении взрослых
Критерии Обучение как образ жизни Обучение как инструмент для улучшения качества жизни Обучение родителей для развития детей
Характеристика Процесс подготовки к личностным изменениям. Обучение на протяжении всей жизни. Социальный капитал. Возможности роста (карьерного, социаль-ного, финансового). Обучение как личный пример для детей. Повышение социального капитала семьи.
Алгоритм формирования Воздействие внешних и внутренних факторов Выявление потребностей и последующее формирование индивидуальной образовательной траектории. Демонстрировани е процесса обучения. Вовлечение детей в обучение родителей
Возможные проблемы Бесконечное обуче-ние. Отсутствие системы. Поверхностное знание в разных областях. Завышенная самооценка, иллюзия экспертизы. «Бюджетный мента-литет». Низкий уровень когнитивных способностей. Переход на позицию ученика. Во взрослом возрасте получение новой профессии. Стимул «хочу быть похожим» на родителя. Стимул от противного «хочу быть максимально не похожим» на родителя. Неблагополучная семья, низкий социальный и финансовый уровень (образование не на первом месте в ценностях семьи).
Низкий социальный капитал семьи.
Влияние на процесс обучения Высокая доля рефлексии. Работа в группах. Запланированное время на нетворкинг. Эффект накопленных талантов. Имеющийся опыт (хобби, базовое образование и т.д.). Практико-ориентированность обучения. Стажировки. Тематика для родителей, семейные вопросы, домоводство. Примеры, которые могут происходить в семье. Ракурс на хобби и увлечения родителей.
Особенности отражения в онлайн-курсах Использование дополнительных материалов различного типа для погружения в тематику Кейсы. Проектная деятельность. Практические задания с акцентом на помощь /вовлечение детей
Примеры курсов Курсы, направленные на приобретение мягких навыков: "Тайм-менеджмент", "Искусство коммуникации" Курсы, направленные на приобретение твердых навыков: «Программирование», «Компьютерная графика». Курсы узкой специализации, направленные на улучшение семейных взаимоотношений, здоровья человека, хобби: «Психология: узнать себя и понять других», «Нутрициология для себя: как правильно питаться»
В ходе исследования нами был проведен анализ ролей обучения в жизни взрослых людей. Взрослые обучающиеся, с одной стороны, делают процесс обучения частью своей жизни чаще всего по причине запросов профессиональной деятельности (например, необходимость повышать квалификацию с определенной периодичностью, осваивать новые инструменты для выполнения должностных обязанностей и т.д.). С другой стороны, включают процесс обучения в ежедневную рутину своей жизни по личному желанию или причинам (например, изучение иностранных языков, чтение книг или изучение образовательных онлайн-ресурсов и т.д.). При этом важно заметить, что чаще всего взрослые, которые выбирают обучение на протяжении всей жизни имеют высокий уровень базового образования (высшее одно или несколько). В этом случае на первое место выходит неформальное и информальное образование. Рассмотрим что относят к каждому из них в материалах ЮНЕСКО [7].
Под неформальным образованием следует понимать образование, которое целенаправленно и спланировано самим обучающимся или образовательной организацией (институционализировано). Важным отличием от формального образования является его дополнение или альтернатива, доступная человеку в течение всей его жизни. Как правило, в нашей стране к неформальному образованию относят программы дополнительного образования, а также различные онлайн-курсы, мастер-классы и семинары.
К информалъному образованию относится обучение, которое является целенаправленным или тщательно спланированными, но не институционализированными (то есть не относится к какой-либо образовательной организации). Поэтому оно менее организованно и менее структурировано, чем формальное или неформальное образование. Примерами информального обучения может быть какая-либо новая деятельность в семье или на работе, при выполнении тех или иных повседневных задач, которые определяет самостоятельно сам взрослый.
В докладе Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО [7], которая дает рассмотренные выше определения, выделен еще один тип обучения - случайное или несистемное. Случайное обучение относят к побочному продукту повседневной деятельности, мероприятий или коммуникации, которые не предполагались как образовательные.
Таким образом, в нашем исследовании под обучением как образе жизни понимается систематический и целенаправленный процесс приобретения новых компетенций в рамках повышения квалификации, освоения онлайн-курсов, а также образовательный процесс за пределами какой-либо организации. Отметим, что в нашей работе мы не принимали во внимание все то, что можно отнести к несистемному или случайному обучению.
Кроме того, практики разных сфер деятельности отмечают, что при получении новой профессии взрослым важен комплексный подход к использованию способностей. Так, С. Адамс отмечает [8] так называемый эффект «накопленных талантов». Успешность в работе он связывает не с получением конкретного навыка, а с их уникальной совокупностью. Вместо глубокого погружения в узкую тему он подчеркивает важность владения несколькими сопутствующими навыками. Например, отметим, что профессия веб-дизайнера предполагает создание визуальных проектов в конкретном программном обеспечении. Однако успешней будет реализован человек, который владеет еще рядом навыков, таких, например, как эффективная коммуникация, умение вести социальные сети, основы программирования и т.д. В силу того, что мир и требования экономики меняются очень быстро, а предугадать направления этих изменений практически невозможно, то лучшим решением будет увеличение охвата навыков владения и создание тем самым уникального скилл-сета (набора навыков). Такой специалист будет востребован на рынке труда и сможет занять наиболее выгодную позицию.
В процессе анализа научных источников и практического опыта авторов установлено, что при включении обучения в свою повседневную жизнь, процесс приобретения знаний и результат обучения будут позволять менять привычную жизнь взрослого. Новые знания и навыки позволят иначе смотреть на привычные вещи, по-другому подходить к выполнению профессиональных задач. К таким изменениям важно быть не только открытым, но и быть готовым. Отдельные авторы в своих работах [9, 10] приводят результаты наблюдения о том, что чем больше опыт человека (в том числе и профессиональный), тем сложнее менять то, что привычно и понятно.
Примером формата освоения образовательных программ взрослыми, у которых обучение можно определить как образ жизни (как привычку) в нашей практике являются различные онлайн-курсы и их отдельные модули (с сопровождением обучения), массовые открытые онлайн-курсы (без сопровождения обучения), различные онлайн- или офлайн-лекции и мероприятия, видеоролики образовательного характера, экспертные вебинары, в том числе и для широкой аудитории.
Таким образом, люди, имеющие высокий уровень базового образования чаще всего выбирают процесс обучения как образ жизни, вне зависимости от требований своего работодателя. Однако при определении ключевых направлений и механизмов развития важно понимать, что качественное обучение - это первый шаг к дальнейшим изменениям.
Вторым важным ценностно-смысловым ориентиром при обучении взрослого является обучение как инструмент улучшения жизни. Образование часто называют социальным капиталом человека, то есть тем фактором, который позволит обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Зачастую получается так, что при получении новых компетенций и во взрослом возрасте перед человеком открываются новые двери: новая должность, рост заработной платы, изменение социального положения и т.д. В то же время при наличии желания что-либо поменять в своей жизни, первым шагом оказывается качественный анализ своих возможностей и стратегическое планирование возможных направлений развития, а также последующее получение новых навыков. Важно отметить, что ключевым в данном случае будет являться не просто факт обучения чему-либо, а процесс выявления имеющихся пробелов в знаниях и их корректировка. То есть процесс обучения должен быть спланирован в нужное время для человека и его дальнейшего развития.
Исследователь О.В. Московцева выделяет такой термин как «бюджетный менталитет». Под ним она понимает специфику психической жизни людей, обусловленную существовавшими ранее экономическими и политическими факторами, проявляющиеся в нежелании осознавать изменения, происходящие в профессиональной деятельности, ожиданием продолжения государственного протекционизма и финансирования, отсутствием мотивов на формирование в себе ценности самостоятельности, самоорганизации, творческого и инновационного подход к профессиональной деятельности, социальной
19
зрелости [11]. Таким образом, процесс обучения взрослых будет сопровождаться определенными сложностями, связанными с характеристиками личности, сформированном менталитете, а также изменением протекания когнитивных процессов.
Во взрослом возрасте процесс обучения происходит иначе. В силу психологических особенностей развития взрослого человека процесс запоминания информации, когнитивные возможности мозга с годами меняются [12]. При этом важно отметить, что имеющийся опыт взрослого человека играет ведущую роль. Особенно это актуально при смене профессии во взрослом возрасте. Даже те знания и умения, которые на прежней работе казались незначительными, в новой профессии могут оказаться большим подспорьем. Как отмечает Барбара Оакли в своем исследовании [13, с. 24] «место переменам в жизни есть всегда, а «заранее запрограммированные» увлечения или занятия не должны загонять в рамки и диктовать свои условия». Таким образом, при планировании и организации процесса обучения взрослых ключевым является учет имеющегося у обучающихся опыта и опора на него.
Кроме этого, выделяют трудности в процессе обучения взрослых при переходе в субъектную позицию (позицию ученика), особенно для людей, имеющих высокую должность или находящихся на руководящих позициях. А.В. Филатова [14] одной из целей обучения взрослых определяет формирование субъектности как способности самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, квалифицированно принимать решения, касающиеся собственно учения, брать на себя ответственность за результат учебной деятельности. Именно это кардинальным образом отличает взрослых обучающихся от школьников и студентов. Обучение во взрослом возрасте часто вынуждает людей «делать шаг назад», возвращаясь к позиции ученика. Зачастую взрослые не просто меняют угол восприятия процесса, а возвращаются к детским воспоминаниям, не всегда самым благополучным. Таким образом, они вынуждены преодолевать определенные границы в восприятии процесса обучения уже во взрослом возрасте. Однако важнейшим остается факт осознания своих незнаний в той или иной области и желание восполнить пробелы. Именно недостающие знания или необходимость переосмыслить имеющиеся побуждает взрослых с ценностной ориентаций к улучшению своей жизни, инициировать процесс обучения. Проведенное нами исследование показало, что часто для анализа и выявления недостатков в собственных знаниях взрослые прибегают к помощи специалистов, например, профессиональных коучей. Кроме этого, важно постоянно расширять свой скилл-сет даже за пределами своей профессиональной деятельности, тем самым повышая уровень своей уникальности на рынке труда.
В процессе проводимого исследования было выявлено, что обучение взрослых для улучшения их жизни может быть реализовано на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Условия организации курсов при этом могут отличаться в зависимости от целевой
20
аудитории: длительные с нагрузкой 4-6 часов в неделю (приобретение новых компетенции, возможная смена профессионального вектора для работающих граждан) или интенсивные с нагрузкой по 6-8 часов ежедневно (для безработных граждан, находящихся в поиске работы).
Третьим ценностно-смысловым ориентиром мы в своем исследовании выделили обучение родителей для развития детей. Существуют исследования [15, 16, 17], наблюдения педагогов- и психологов-практиков, в которых представлена зависимость уровня обученности детей, общего интеллектуального уровня детей, целеполагания в дальнейшей жизни от уровня образования их родителей.
Так, изучая особенности языкового развития детей до 5 лет исключительным значением является общение родителей и детей (чтение, разговоры, слушание). Однако автор [18] не связывает это с экономическим положением семьи. В тоже время, изучая факт наличия книг в доме, корреляция с экономическим положением семьи прослеживается. Так, в большинстве малоимущих семей вообще не оказалось детских книг в доме; в семьях с низким доходом и в семьях среднего класса нашлось около трех книг; в состоятельных семьях книг было около 200 [19]. В русскоязычных источниках [20, 21] выделяют такое понятие как «неблагополучная семья» и определяют ее как семью, имеющую низкий социальный статус в одной или нескольких сфер жизнедеятельности. К признакам неблагополучной семьи относят: невыполнение семьей своих функций; сниженные адаптивные возможности семьи; наличие трудностей у семьи в процессе воспитания детей. Безусловно, это вопрос, который в большей части рассматривают социологи и психологи, однако с позиции образовательной, важной характеристикой является зависимость уровня образования родителей, их профессиональной реализации, материального и социального благополучия с уровнем образования детей, уровнем их интеллектуального развития и планированием дальнейшей образовательной траектории.
Кроме того, существует понятие «социальный капитал», то есть ценности, которыми обладают люди, и ресурсы, к которым они могут получить доступ в результате коллективных и социально-согласованных связей и отношений [22, с. 83]. Над исследованием категории «социального капитала» работал социолог Д. Коулман. Он определяет семью как «изначальную организацию, которая берет свое начало в отношениях, установленных в результате родов» [233, с. 1]. Сам социальный капитал он определяет как ресурс человека, берущий начало в семье, и позволяет связывать поколения между собой. Д. Коулман отмечает, что родители вкладывают средства в своих детей как звенья поколений своей семьи. Чем больше родители уделяют внимания детям, присутствуют физически в жизни детей, ведут диалоги о достижениях и целях, тем больше позволяют детям увеличить, «нарастить» свой человеческий капитал (в том числе и образовательные достижения), который в последующем позволит повысить
социальный и финансовый статус, сформировать свои ценностно-смысловые ориентиры в развитии и приобретении новых знаний.
Таким образом, взрослые, которые определяют свое обучение как пример для детей, основной упор делают не на демонстрацию самого процесса, а на увеличение социального капитала семьи, улучшениие и совершенствование взаимоотношений между членами семьи, приобретение традиций, в том числе связанных с получением новых знаний.
Безусловно, взрослый, имеющий большой пул социально-бытовых, профессиональных обязательств не всегда может уделять большое количество времени саморазвитию, повышению своего интеллектуального уровня и обучению в целом. Дж. Берсин пишет, что взрослый может уделить обучению 1% времени или 24 минуты в неделю [24]. По данным «СберУниверситета», время концентрации в 2024 году достигает лишь 8 секунд [25], после чего человек принимает решение - продолжить просмотр/прочтение ресурса или переключить дальше. Поэтому часто применяется технология микрообучения для курсов различных тематик, которые изучают взрослые. Если речь идет о приобретении мягких навыков, а также если курсы направлены на приобретение результатов, которые можно использовать в бытовых условиях (для ведения домашнего хозяйств, финансовой грамотности и т.д.), то обучение макродозами будет наиболее эффективно. Родители, включающие в свои рутинные задачи прохождение очередного модуля на ежедневной основе, демонстрируют важное значение процесса получения новых знаний детям. Что подтверждается описанием метода Эббингауза1 [26].
Таким образом, уровень образования родителей, материальный уровень семьи напрямую влияет на развитие детей и объем знаний, которые они приобретают в раннем возрасте, а также личный пример получения знаний на ежедневной основе небольшими модулями по методу регулярного повторения.
Заключение. Проведя анализ ценностно-смысловых ориентиров взрослых обучающихся, мы выделяем ключевые смыслы, которые влияют на мотивацию обучения взрослых: обучение как образ жизни, как инструмент для улучшения жизни, как инструмент для развития детей. В процессе исследования было установлено, что один взрослый обучающийся может в себе успешно сочетать несколько выделенных нами ценностей одновременно или на разных этапах своей жизни. Перечень ценностно-смысловых ориентиров, которыми взрослые обучающиеся наделяют свой процесс познания расширяется. Они включают в себя: профилактику различных заболеваний, повышение когнитивных способностей, нетворкинг в новой для себя или привычной сфере деятельности и т.д. Ключевым в вопросе обучения взрослых и их мотивации к получению знаний будет целенаправленность и значение обучения, понимание результатов
1 Метод Эббингауза или метод регулярного повторения подразумевает многократное повторение запоминаемой информации в длительный период времени (20 минут, 1 ч., 9 ч., 1 д., 2 д., 6 д. с момента первого занятия по теме.
и ценности для самого себя. При отсутствии данных фактов возникает ряд трудностей, которые не позволяют взрослому погрузиться в процесс приобретения новых знаний и компетенций. Взрослый будет встречаться в этом случае с нехваткой времени, ленью, прокрастинацией и т.д. Изменение ценностно-смысловых ориентиров приводит к постоянному переосмыслению важности образования в жизни взрослого, ухода от обучения в отдельно взятый период жизни к обучению на протяжении всей жизни.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости осмысления новых требований и подходов к обучению взрослых самими обучающими (преподавателями), а также модернизации процесса обучения на основании использования актуальных форм, методов и технологий обучения, инструментов и видов образовательного контента.
Список источников
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Терра, 1995. Т. 4. 688 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1994.
907с.
3. Брагина Ю.В. Особенности ценностно-смысловых ориентаций студентов // Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. трудов по материалам международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 24-29.
4. Каримова Л.Н., Дустова З.С. Исследование ценностно-смысловых ориентаций студенческой молодежи в поликультурной среде // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 2 (100). С. 12-24.
5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, технологии и средств обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Воробчикова Е.О. Технология организации сопровождения взрослых в процессе онлайн-обучения // Педагогическая информатика. 2023. № 1. С. 252-264.
7. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО. 2011г. URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 25.07.2024)
8. Адамс С. Теория везения: практическое пособие по повышению вашей удачливости. Москва: Эксмо, 2018. 240 с.
9. Грант А. Подумайте еще раз. Сила знания в незнании. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 272 с.
10. ТихомироваЕ. Обучение со смыслом. Москва: Альпина PRO, 2024. 336 с.
11. Московцева О.В. Диагностика проблем профессиональной деятельности специалиста во взаимодействии преподавателя и обучающегося в образовании взрослых: автореф. дис. канд. педагог. наук: 190005. Ярославль, 2007. 27 с.
12. Вайндорф-Сысоева М.Е., Воробчикова Е.О. Организация запросно-ориентированного обучения взрослых // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2024. Вып. 82, Ч. 1. С. 78-81.
13. Оакли Б. Mindshift. Новая жизни, профессия и карьера в любом возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2020. 320 с.
14. Филатова А.В. Дидактический условия реализации андрагогической поддержки взрослых в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. канд. педагог. наук: 13.00.01. Йошкар-Ола, 2007. 23 с.
15. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №18(2. С. 87-102. URL: http://jourssa.ru/files/volumes/2015_2/Abramova_Goncharova_Kostyuk_2015_2.pdf (дата обращения: 25.07.2024).
16. Котомина О.В., Сажина А.И. Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1(74). С. 143-156.
17. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 24 с.
18. Вульф М. Прус и кальмар: Нейробиология чтения. Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2020. 384 с.
19. Pammer K., Hansen P., Morten H. and all. Visual World Recognition: The First Second Half // Neurolmage. 2004. №22. P. 1819 - 1825. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2004.05.004
20. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. №1 (22). С.16-19. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-neblagopoluchie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 15.05.2024).
21. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 128.
22. Гужавина Т. А. Социальный капитал российской семьи: материалы работы II Международной научной конференции «Социальный капитал современного общества» (г. Санкт-Петербург, 06 октября 2017 г.). Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2018. С. 83-91.
23. Coleman J.S. Prologue: constructed social organisation, in Bourdieu P. and Coleman J.S. (Eds.) // Social Theory for a Changing Society.Oxford: Westview Press,1991. P. 1-14.
24. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. 2020. URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (дата обращения: 15.05.2024).
25. Микрообучение: чему учить за чашкой кофе // EduTech: информационно-аналитический журнал / СберУниверситет. 2024. №3(59). URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/mikroobuchenie-chemu-uchitsya-za-chashkoi-kofe/ (дата обращения: 30.07.2024).
26. Иголкина М.И., Язынина В.С. Метод интервальных повторений при обучении иностранным языкам // Гуманитарный вестник. 2023. №3 (101). С.1-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervalnyh-povtoreniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 26.07.2024).
References
1. DaV V.I. Tolkovy'j slovar zhivogo velikorusskogo yazy'ka. Moscwa: Terra,1995. T.4. 688 p. (In Russian)
2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazy'ka. Moscow: Az, 1994. 907 p. (In Russian)
3. Bragina Yu.V. Osobennosti cennostno-smy'slovy'x orientacij studentov. In: Psixologicheskoe soprovozhdenie v sisteme obrazovaniya: sb. nauch. trudov po materialam mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Psixologiya i psixologicheskayapraktika v sovremennom mire» = Psychological support in the educational system
: collection of scientific papers on the materials of the international interdisciplinary scientific-practical conference "Psychology and psychological practice in the modern world". Ekaterinburg: Izd-v. Ural. unct. 2015. S.24-29. (In Russian)
4. Karimova L.N., Dustova Z.S. Issledovanie cennostno-smy'slovy'x orientacij studencheskoj molodezhi v polikul'turnoj srede. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 2 (100): 12-24. (In Russian)
5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy' teorii, texnologii i sredstv obucheniya vzrosly'x. -Moscow: PER SE, 2007. 272 p. (In Russian)
6. Vajndorf-Sysoeva M.E., Vorobchikova E.O. Texnologiya organizacii soprovozhdeniya vzrosly'x v processe onlajn-obucheniya. Pedagogicheskaya informatika = Pedagogical informatics. 2023; (1): 252-264. (In Russian)
7. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikaciya obrazovaniya (MSKO) YuNESKO. 2011g. URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (data obrashheniya: 25.07.2024) (In Russian)
8. Adams S. Teoriya vezeniya. Prakticheskoe posobie po povy' sheniyu vashej udachlivosti. Moscwa: Exmo, 2018. 240 pp. (In Russian)
9. Grant A. Podumajte eshhe raz. Sila znaniya v neznanii. Moscwa: Mann, Ivanov and Ferber, 2021. 272 p. (In Russian)
10. Tixomirova E. Obuchenie so smyslom. Moscwa: Alpina PRO, 2024. 336 p. (In Russian)
11. Moskovceva O.V. Diagnostika problem professional'noj deyatel'nosti specialista vo vzaimodejstvii prepodavatelya i obuchayushhegosya v obrazovanii vzrosly'x: avtoref. dis. kand. pedagog. nauk: 190005. Yaroslavl, 2007. 27 p. (In Russian)
12. Vajndorf-Sysoeva M.E., Vorobchikova E.O. Organizaciya zaprosno-orientirovannogo obucheniya vzrosly'x. In: Problemys sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education: collection of scientific papers. Yalta: RIO GPA, 2024; 82. (1): 78-81. (In Russian)
13. Oakli B. Mindshift. Novaya zhizni, professiya i kar' era v lyubom vozraste. St. Petersburg: Peter, 2020. 320 p. (In Russian)
14. FilatovaA.V. Didakticheskij usloviya realizacii andragogicheskoj podderzhki vzrosly'x v processe obucheniya inostrannomu yazy'ku: avtoref. dis. kand. pedagog. nauk: 13.00.01. — Yoshkar-Ola, 2007. 23 p. (In Russian)
15. Abramova M.A., Goncharova G.S., Kostyuk V.G. Vliyanie urovnya obrazovaniya roditelej na formirovanie obrazovatel' ny'x strategij detej. Zhurnalsociologii i socialnoj antropologii = Journal of Sociology and Social Anthropology. 2015; 18(2): 87-102. URL: http://j ourssa.ru/files/volumes/2015_2/Abramova_Goncharova_Kostyuk_2015_2.pdf (data obrashheniya: 25.07.2024). (In Russian)
16. Kotomina O.V., Sazhina A.I. Vliyanie semejny'x faktorov na akademicheskuyu uspevaemost' obuchayushhixsya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika= Domestic and foreign pedagogy. 2021; 74, 1(1): 143-156. (In Russian)
17. Xavenson T.E., Chirkina T.A. Obrazovatelny'e perexody' v Rossii: socialno-e'konomicheskoe polozhenie sem'i i uspevaemost'. Moscwa: NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, 2018. 24 p. (In Russian)
18. Vulf M. Prus i kal'mar: Nejrobiologiya chteniya. Moscwa: KoLibri: Azbuka-Atticus, 2020. 384 p. (In Russian)
19. Pammer K., Hansen P., Morten H. and all. Visual World Recognition: The First Second Half . NeuroImage. 2004; (22): 1819 - 1825. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2004.05.004 (In English)
20. Bystrova N.V., Xizhnaya A.V., Sundeeva M.O. Semejnoe neblagopoluchie kak psixologo-pedagogicheskaya problema. Karel'skij nauchnyj zhurnal = Karelian Scientific Journal 2018; 22 (1): 16-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-neblagopoluchie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (data obrashheniya: 15.05.2024). (In Russian)
21. Fomenko M.V., Xizhnaya A.V. Socialno-psixologicheskie aspekty' formirovaniya tolerantnoj lichnosti. V sbornike: SociaVnyse i texnicheskie servisy\- problemys i puti razvitiya sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet im. K. Minina. Nizhnij Novgorod, 2015. P. 128. (In Russian)
22. Guzhavina T. A. SociaVnysj kapital rossijskoj sem i : materialy' rabotys II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Social ny'j kapital sovremennogo obshhestva» (g. Sankt-Peterburg, 06 oktyabrya 2017 g.). St. Petersburg:Scythia-Print, 2018. S. 83-91. (In Russian)
23. Coleman J.S. Prologue: constructed social organisation, in Bourdieu P. and Coleman J.S. (Eds.) In: Social Theory for a Changing Society. Oxford: Westview Press, 1991. P. 1-14. (In English)
24. Bersin J. The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned. 2020. URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (accessed: 15.05.2024). (In English)
25. Mikroobuchenie: chemu uchit za chashkoj kofe. EduTech Informacionno-analiticheskij zhurnal = EduTech: Information and Analytical Journal / SberUniversitet. 2024; 59 (3). URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/mikroobuchenie-chemu-uchitsya-za-chashkoi-kofe/ (data obrashheniya: 30.07.2024). (In Russian)
26. IgolkinaM.I., Yazy^nina V.S. Metod interval ny'x povtorenij pri obuchenii inostranny'm yazy'kam. Gumanitarnyj vestnik = Humanitarian Bulletin. 2023; 101(3): 1-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-intervalnyh-povtoreniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (data obrashheniya: 26.07.2024). (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Воробчикова Елизавета Олеговна - подбор диагностического инструментария, теоретический научных источников по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева - постановка проблемы, разработка концепции статьи, научное руководство проведенного исследования, критический анализ текста статьи.
The declared contribution of the authors of the article:
Elizaveta O. Vorobchikova - selection of diagnostic tools, theoretical scientific sources on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.
Marina E. Veindorf-Sysoeva - problem statement, development of the concept of the article, scientific guidance of the conducted research, critical analysis of the text of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 08.07.2024; одобрена после рецензирования 25.08.2024; принята к публикации 16.09 .2024.
The article was submitted 08.07.2024; approved after reviewing 25.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.