ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
УДК/UDC 37.022
DOI 10.54509/22203036_2024_3_29 EDN GFRTVZ
Воробчикова Елизавета Олеговна
начальник отдела дистанционного обучения, ГБОУ ДПО Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал», г. Москва
Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна
доктор педагогических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
Vorobchikova Elizaveta O.
Head of E-Learning Department, Centre for Vocational Skills
and Employment Promotion "Professional",
Moscow
Vayndorf-Sysoeva Marina E.
Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Technology and Vocational Training, Moscow Pedagogical State University, Moscow
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
MODEL OF ADULT LEARNING ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION: ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY COMPONENT
Аннотация. В статье представлено описание разработки организационно-деятельностного компонента модели обучения взрослых в условиях цифровизации. Организационно-деятельностный компонент включает в себя ядро, компетентностное и деятельностное кольцо. Компетентностное кольцо описывает компетенции обучающего, которыми необходимо обладать для организации обучения взрослых, такие как учебно-
методические, психолого-педагогические, социальные, личностные и цифровые. А также характеристики обучающегося, которые необходимо учитывать в процессе обучения и при разработке образовательного контента, такие как нейрофизиологические, психофизиологические, возрастные, социальные; и запросы, формируемые перед началом обучения. Деятельностное кольцо включает описание 4 этапов обучения: пропе-
девтический, подготовительный к процессу обучения, процесс обучения, анализ результатов. Большое внимание на каждом этапе уделяется ролям, выполняемым каждым участником образовательного процесса.
Abstract. The article presents a description of the development of the content component of the model of adult learning in the conditions of digitalization. The content component includes a core, competence and activity ring. The competence ring describes the competencies of the learner, which must be possessed for the organization of adult learning, such as educational, methodological, psychological, pedagogical, social, personal and digital. As well as learner characteristics that need to be taken into account in the learning process and in the development of educational content, such as neurophys-iological, psychophysiological, age, social and pre-training needs. The activity ring includes the description of 4 stages of learning: the activity of the learner, the learner's activity and the conditions for the realization of this stage. Much attention at each stage is paid to the roles performed by each participant of the educational process.
Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, модель обучения, цифровизация, обучение.
Keywords: adult learning, andragogy, learning model, digitalization, learning.
Введение
К концу 2023 г. наблюдается высокий спрос на программы дополнительного профессионального образования для взрослого населения страны. В целом и на рынке труда сохраняется устойчивый спрос на такие программы, что связывают с нехваткой квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности [1]. Ключевыми направлениями обучения по-прежнему остаются IT-сфера, продажи и маркетинг, кроме того, растет спрос на представителей рабочих специальностей. Значимыми особенностями обучения взрослых сегодня можно назвать быстрое обучение (2-3 месяца) с приобретением новых практико-ориентированных компетенций, а определяющим качеством специалистов сегодня является готовность к постоянным изменениям.
Проблемой, которой посвящается данное исследование, является отсутствие организационно-дея-тельностного компонента модели обучения взрослых с учетом требований цифровизации, разработанного с учетом многофакторности характеристик как обучающихся, так и самих обучающих.
Целью исследования стали разработка и описание организационно-деятельностного компонента модели обучения взрослых в условиях цифровизации.
Задачи исследования формулировались следующим образом: анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, обобщение практического опыта по организации обучения взрослых; выявление ключевых особенностей и характеристик обучения взрослых; определение ведущих ролей, выполняемых на разных этапах образовательного процесса обучающимися и обучающими; конкретизация принципов разработки образовательного контента; разработка организационно-деятельностного компонента модели обучения взрослых и ее обоснование.
Методология
Методологической основой исследования выступили работы Т. А. Васильковой, С. Г. Вершловского, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой, М. Ш. Ноулза и других исследователей. В исследовании применялись следующие научные методы: анализ научной литературы, нормативно-правовых актов и опыта работы по вопросам обучения взрослых, логические методы исследования (синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, систематизация и др.).
Результаты
Организационно-деятельностный компонент модели описывает процесс обучения взрослых с позиции обучающегося и обучающего. Данный компонент представляет собой основу для проектирования процесса подготовки и дальнейшей реализации учебного процесса для взрослых обучающихся.
В процессе исследования был разработан органи-зационно-деятельностный компонент модели, который структурно включает в себя ядро, компетентност-ное и деятельностное кольца. В центре структуры расположено ядро. Модель является личностно-центри-рованной. В центре находятся участники образовательного взаимодействия - обучающийся и обучающий. В силу специфики обучения взрослой аудитории под обучающим мы будем понимать эксперта предметной области, играющего в процессе обучения взрослых такие роли, как преподаватель, фасилитатор процесса, куратор и др.; под обучающимся мы понимаем взрослого человека, который приобретает новые или актуализирует имеющиеся компетенции (от привычного обучающегося его отличает активная позиция в процессе обучения). Взаимодействие будет направлено от цели к достижению конкретного результата. Ядро окружено компетентностнымкольцом, включающим в себя две части: компетенции обучающего, необходимые для организации процесса обучения взрослых, особенности и характеристики обучающегося,
которые важно учесть для организации учебного процесса. Внешнее кольцо - деятельностное - оно включает в себя основные этапы образовательного процесса и деятельность участников на каждом из них, а также ключевые роли участников данного процесса и особенности его реализации. Представим содержание каждого из колец более детально (рис. 1).
Компетентностное кольцо. К ключевым особенностям и характеристикам обучающихся мы относим следующие: психофизиологические (кровоснабжение головного мозга, наличие хронических заболеваний, наличие отдельных заболеваний или состояний (нозо-логий)); возрастные (развитие памяти, внимания, мышления, интеллектуальные способности); нейрофизиологические (степень нейропластичности мозга, скорость переключения внимания, многозадачность, когнитивные процессы мозга, сформированность, чувствитель-
ность, функционирование структур мозга, заболевания нервной системы).
Кроме того, большое важное значение имеет запрос на обучение у взрослых, например: смена профессии, получение недостающих компетенций для сохранения рабочего места, повышение социального статуса и материального положения, налаживание новых социальных или профессиональных контактов, разрешение определенной проблемы, получение ответа на интересующий вопрос или решение какой-то задачи, получение новых умений и навыков пр.
При организации образовательного процесса также важно учитывать и иные факторы [2], такие как род занятий, уровень базового образования, уровень мотивации к обучению, материальное положение, значимость новой информации, подходящие условия для обучения.
Рис. 1. Модель организации обучения взрослых в условиях цифровизации: организационно-деятельностный компонент
В процессе исследования были также установлены ключевые компетенции самого обучающего.
В основу классификации компетенций был положен ряд нормативных документов: профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3]; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [4]; разделы Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [5-7]; федеральные государственные образовательные стандарты [8-10].
Требования нормативных документов были учтены в процессе разработки матрицы компетенций, необходимых обучающему для реализации обучения взрослых в условиях цифровизации, дополнены результатами опроса обучающихся по различным программам дополнительного профессионального образования, обобщены авторами и представлены в таблице. Данное исследование не включало в себя изучение компетенций в области предметного содержания, поэтому мы представляем надпредметный перечень компетенций, необходимый для организации и реализации процесса обучения взрослых в условиях цифровизации. Компетенции нами были сгруппированы следующим образом:
- учебно-методические (знание и анализ нормативных документов и локальных актов, постановка цели, формулирование задач, декомпозиция содержания, умение анализировать и использовать в процессе обучения личный опыт обучающихся, владение основами методологии обучения, владение навыками педагогического дизайна и др.);
- психолого-педагогические (знание ключевых характеристик различных нозологий, умение анализировать и использовать индивидуальные особенности обучающихся, сформированность оценочно-рефлексивной позиции, системы профессиональных ценностей и смыслов и др.);
- социальные (знание и соблюдение основ этикета в онлайн- и офлайн-общении, знание основ работы в команде, стратегического мышления, умение выстраивать коммуникацию с коллегами и обучающимися, формирование эмоционального интеллекта и умения управлять им, профессиональное долголетие, владение навыком ответственности за результат, социальная мобильность и др.);
- личностные (самопознание и самосовершенствование как стремление к непрерывному обучению и развитию, мотивация профессиональной деятельности, широкий кругозор, дисциплинированность при организации процесса обучения, позитивное мышление, уме-
ние принимать решения в нестандартных ситуациях, владение ораторским мастерством, высокий уровень стрессоустойчивости, лидерские навыки и др.);
- цифровые (знание возможностей системы дистанционного обучения, умение работать с инструментом по готовой инструкции, умение создавать ЭОР, владение навыком поиска необходимой информации для освоения нового инструмента или ресурса, владение базовыми инструментами для ведения педагогической деятельности и др.).
Проведенное исследование позволило выявить ключевые компетенции обучающих, необходимые для организации эффективного процесса обучения взрослых в условиях цифровизации, взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также элементами цифровой образовательной среды.
На основе выявленных характеристик обучающихся, запросов и особенностей, а также ключевых компетенций самих обучающих в ходе исследования были определены этапы образовательного процесса взрослых, выявлены роли, исполняемые на каждом из этих этапов обучающим и обучаемым, а также деятельность субъектов процесса. Кроме этого, внимание было уде -лено базе реализации каждого из описываемых этапов. Данную информация образует деятельностное кольцо организационно-деятельностного компонента модели обучения взрослых в условиях цифровизации.
Процесс обучения взрослых предполагает 4 этапа. Рассмотрим каждый из них более подробно (табл. 1).
Пропедевтический этап является подготовительным, или организационным. Ключевой задачей данного этапа является определение характеристик базы реализации обучения, анализа целевой аудитории и выбор инструментария.
В ходе исследования нами было установлено соответствие действий, которые осуществляют участники образовательного процесса (визуально это отражено в нумерации действий , проставленных в таблице 1). Так, на пропедевтическом этапе обучения взрослый обучающийся определяет свои базовые потребности будущего обучения, выявляет направления профессионального и личностного развития, являясь, таким образом, заказчиком обучения. В это время обучающийся, являясь организатором процесса обучения, анализирует целевую аудиторию, вероятные запросы на обучение и на основании их проектирует процесс обучения. Обучающийся, анализируя собственный опыт по-новому осмысляет его уже с позиции ученика. Обучающий, играя роль эксперта как в своей предметной области, так и в целом обучения взрослых, а также являясь аналитиком обучения, определяет инструменты для
Таблица 1
Описание деятельности обучающего и обучающегося на разных этапах обучения взрослых
Этап
Деятельность обучающего
Деятельность обучающегося
Особенности этапа
1. Анализ целевой аудитории, запросов на обучение. Проектирование процесса обучения.
2. Выбор инструментов для обучения, средств, методов и принципов обучения. Выбор и использование
на учебных занятиях цифровых образовательных ресурсов и технологий, электронных средств обучения, мобильных приложений, технологических решений. Планирование и организация самостоятельной деятельности обучающихся.
3. Собственное профессиональное развитие обучающего: повышение квалификации и профессиональная коммуникация при использовании цифровых технологий. Организация взаимодействия с коллегами по созданию интегрированного образовательного продукта
1. Определение потребностей.
2. Осмысление собственного опыта.
3. Освоение базовых цифровых компетенций для обучения
с использованием цифровой образовательной среды и цифровых технологий
База обучения: нормативно-правовая база, инструмент для проведения вебинаров, СДО
4. Проектирование учебных занятий с учетом всех особенностей и характеристик обучающихся, а также
с использованием ресурсов цифровой образовательной среды.
5. Проектирование образовательного продукта. Разработка учебного контента, образовательной программы, УМК с учетом разноуровневости учебных групп. Кастомизация программ обучения под запрос работодателя.
6. Организация процесса обучения. Обеспечение процесса сохранения и защиты данных, в том числе персональных
4. Формулирование запросов обучения.
5. Участие в разработке образовательной программы.
6. Планирование образовательного маршрута
Принципы
разработки контента: микрообучение, персонализация обучения, обучение в контексте, принцип безопасности обучения, принцип гибкости обучения, принцип осознанной обратной связи, геймификация
7. Преподавание по системе Р2Р (рееИо-реег - «равный -равному»).
8. Корректировка выбора используемых инструментов
и технологий. Сопровождение и корректировка процесса обучения.
9. Организация учебного процесса, в том числе в виртуальных средах и метавселенных).
10. Фасилитация образовательного процесса.
11. Мотивация обучающихся, использование элементов геймификации, в том числе в цифровой образовательной среде, вовлечение в активный учебный процесс. Сопровождение самостоятельной деятельности обучающихся.
12. Организация и проведение оценивания (формирующего, включенного) в цифровой образовательной среде.
13. Решение возникающих технических проблем, в том числе с привлечением профильных специалистов технической поддержки.
14. Промежуточный анализ цифрового следа, учет
в процессе организации учебных занятий. Организация обратной связи.
15. Взаимодействие с работодателями на всех этапах обучения взрослых
7. Обучение с учетом степени восприимчивости к изменениям или пластичности в приобретении навыков.
8. Освоение теоретических материалов. Отработка практических навыков. Приобретение компетенций.
9. Обучение с минимальными логистические затратами (не выходя из дома / с работы).
10.Удовлетворение в процессе обучения первоначального запроса, возможность его корректировки.
11. Адаптация полученной информации с целью собственного развития.
12. Внедрение приобретаемых компетенций в профессиональную и/или повседневную деятельность.
13. Формирование активного и пассивного цифрового следа.
14. Контроль промежуточных и итоговых резул ьтатов.
15. Промежуточный анализ приобретаемых компетенций согласно предъявляемым требованиям работодателя
Сопровождение
обучения:
педагогическое,
научно-
методическое,
техническое,
документационное
16. Анализ итоговых результатов обучения. Анализ эффективности использования выбранных инструментов для обучения, средств, методов
и принципов обучения. Предоставление обратной связи обучающимся по итогам обучения. Анализ цифрового следа (активного и пассивного) в цифровой образовательной среде, виртуальных средах и метавселенных с целью трансформации образовательного контента и актуализации образовательных программ.
17. Фиксация необходимых изменений в плане обучения и учебном контенте.
18. Рекрининг (анализ обратной связи работодателей, обучающихся через длительный период (6-12 мес. после обучения)).
19. Анализ удовлетворенности запроса на обучение (например трудоустройство или карьерный рост)
16. Анализ собственных итоговых результатов обучения.
17. Рефлексия и оценка процесса обучения. Формулировка дальнейшей траектории развития (обучения).
18. Внедрение/использование полученных результатов в деятельность, трансформация под возникающие запросы и изменения.
19. Рефлексия применения приобретенных в процессе обучения компетенций
в практической деятельности
Анализ
результатов, оценка
сформированности
компетенций:
матрица
компетенций,
цифровой след,
анализ и проверка
промежуточных
и итоговых заданий,
сбор обратной связи,
рефлексия
дальнейшей организации обучения, средств, методов и принципов обучения; совершает выбор для использования на учебных занятиях цифровых образовательных ресурсов и технологий, электронных средств обучения, мобильных приложений и технологических решений; а также планирует и продумывает организацию самостоятельной деятельности обучающихся.
Большое значение на пропедевтическом этапе должно уделяться базе обучения. Организатор обучения, в том числе сам обучающий, находясь в этой роли должен оценивать кадровые возможности, такие как наличие технического специалиста, тьютора, куратора учебной группы и т.д. Кроме того, должна быть проанализирована материально-техническая база обучения, а именно: наличие системы дистанционного обучения, инструментария для проведения вебинаров и видеоконференций, а также условий его использования. Немаловажным является и нормативно-правовая база: наличие образовательной лицензии, положения об обучении, промежуточной и итоговой аттестации, выдаваемых документах при успешном завершении обучения и других локальных актах.
Нами также было выявлено, что на пропедевтическом этапе важно уделить внимание освоению базовых цифровых компетенций для обучения с использованием цифровой образовательной среды и цифровых технологий для обучающихся и собственному профессиональному развитию обучающего: повышение квалификации и профессиональная коммуникация при использовании цифровых технологий; а также уделить внимание организации взаимодействия с коллегами по созданию интегрированного образовательного продукта.
На первом этапе целеполагания, то есть непосредственно при подготовке к процессу обучения, обучающимся важно сформулировать конкретные запросы на обучение (в дальнейшем они могут быть скорректированы). На этом этапе обучающийся адаптируется к роли ученика. Обучающий на этом этапе как эксперт предметной области и обучения взрослых проектирует конкретные учебные занятия с учетом всех особенностей и характеристик обучающихся, а также с использованием ресурсов цифровой образовательной среды.
Взрослый обучающийся принимает участие как в разработке образовательной программы, так и в дальнейшей разработке образовательного продукта. Это может быть осуществлено как за счет активной обратной связи, брифе перед стартом обучения, так и пассивно - за счет формирования цифрового следа, выражения личных предпочтений и др. Обучающий в этот момент играет роль как непосредственно пре-
подавателя, так и разработчика образовательной программы и разработчика электронного учебного курса. На данном этапе он проектирует сам образовательный продукт, разрабатывает образовательную программу, учебный контент, учебно-методический комплекс с учетом разноуровневости учебных групп, а также кастоми-зирует программы обучения под запрос работодателя.
При разработке учебного контента на данном этапе важно учитывать принципы его разработки: микрообучение, персонализация обучения; обучение в контексте; принцип безопасности обучения, гибкости обучения, осознанной обратной связи; геймификация. Среди примеров разработки контента можно выделить три группы: текстографические ресурсы (лонг-риды, диалоговые тренажеры, интерактивные лекции, саммари, инфографики и визуальное представление информации), аудиовизуальные ресурсы (аудио-материалы, видеоматериалы), интерактивные ресурсы (имитационные тренажеры, бот-симулятор, технологии AI, AR, VR, виртуальные среды, метавселенные). В нашем исследовании нами была выявлена закономерность использования образовательного контента и особенностей обучения для обучающихся разных возрастов (табл. 2). На основании того, что показатель возраста наиболее точно измеримый показатель, поэтому именно он лег в основу данной классификации.
В нашем исследовании было также установлено, что на следующей ступени этапа подготовки к обучению обучающийся планирует свой образовательный маршрут с учетом содержания образовательного продукта и учебной программы, знакомится с интерфейсом системы дистанционного обучения и необходимыми для обучения инструментами. Обучающий, выступая в роли куратора и администратора системы дистанционного обучения, организует процесс обучения и обеспечивает процесс сохранения и защиты данных, в том числе персональных. Как правило, на этом этапе предоставляется доступ к личному кабинету системы дистанционного обучения, проводятся вводные организационные встречи.
Самый продолжительный второй этап - непосредственно процесс обучения. Обучающийся выполняет главную роль - ученика, который овладевает новыми компетенциями. Процесс обучения осуществляется для него с учетом степени восприимчивости к изменениям или пластичности в приобретении навыков. Обучающий в роли преподавателя осуществляет обучение, используя технологию P2P (peer-to-peer - «равный - равному»). Данную технологию целесообразно рассматривать в контексте взаимообучения. С одной стороны, сам обучающийся обладает определенными
Таблица 2
Примеры использования контента и особенностей обучения для взрослых обучающихся разных возрастов
Контент Возраст обучающегося
До 30 лет 30-45 лет 46 и старше
Особенности обучения • Групповая работа; • строгие дедлайны обучения; • персонализация в обучении (по запросу) • Взаимопроверка; • строгие дедлайны; • обмен опытом; • использование кейс-методов • Диапазоны контрольных точек; • групповое обсуждение проблемы; • обмен опытом; • преимущественно синхронные активности; • коммуникация
Текстографические ресурсы • Чек-листы; • саммари • Лонгриды; • визуализация информации • Лонгриды; • интерактивные лекции; • шаблоны и образцы; • книги, учебные пособия
Аудиовизуальные ресурсы Короткие (10-15 мин.) видеоролики вертикальной ориентации • Видеолекции до 20 мин.; • аудиоматериалы, подкасты Видеолекции до 40 мин.
Вебинары Короткие звонки, преимущественно индивидуальные консультации Возможности участия асинхронно (предоставление записи вебинаров) Синхронные встречи с возможностью присутствовать в активном режиме (с включенной камерой), активная работа с чатом
Интерактивные ресурсы Метавселенные, технологии искусственного интеллекта (Л!) Технологии виртуальной реальности (УР), технологии искусственного интеллекта (Л!) Технологии дополненной реальности (АР)
знаниями и компетенциями, которые могут служить основой для обучения самого обучающего, а с другой стороны, обучающийся нуждается в структурировании имеющихся компетенций, их переосмыслении или приобретении новых и дальнейшей их систематизации.
На ступени освоения обучающимся теоретических материалов, отработке практических навыков обучающий корректирует выбор используемых инструментов и технологий, осуществляет сопровождение и корректировку процесса обучения. Как куратор и тьютор обучающий большое внимание в процессе обучения взрослых уделяет процессу сопровождения. Мы определяем следующие направления сопровождения обучения: педагогическое, научно-методическое, техническое, документационное [11].
Процесс обучения взрослых организуется с минимальными логистическими затратами для обучающегося. Доступ к учебным материалам, канал коммуникации с обучающимся должны быть доступны для него «на бегу», так как взрослый обучающийся не всегда может выделить специальный слот времени для обучения в течение дня, а учится, чаще находясь в дороге или совмещая с социально-бытовыми делами. В этом случае обучающийся выполняет роль администратора и организатора обучения, в том числе обучения в виртуальных средах и метавселенных.
В процессе обучения первоначальный запрос, который сформулировал обучающийся на старте обучения, может быть скорректирован. Корректировка первона-
чального запроса является особенностью обучения взрослых, так как происходит переосмысление опыта, постановка новых задач, изменение социального статуса, условий обучения и др. Для этого обучающий, выступая в роли фасилитатора, медиатора или наставника (в зависимости от формы проведения учебного мероприятия), направляет обучающегося к удовлетворению его запросов и достижению учебного результата.
На следующей ступени процесса обучения взрослый обучающийся постепенно адаптирует полученную информацию с целью собственного развития. А обучающий играет важную роль в мотивации обучающихся, используя элементы геймификации, в том числе в цифровой образовательной среде. Он вовлекает обучающегося в активный учебный процесс, сопровождает их самостоятельную деятельность.
Ключевым отличием обучения взрослых от обучения детей и студентов является то, что приобретаемые компетенции необходимы им для внедрения в профессиональную и/или повседневную деятельность. Взрослые учатся для применения полученных знаний и умений «здесь и сейчас». В отличие от детей и студентов обучение взрослых базируется на основе имеющегося опыта, знаний, социального статуса и его особенностей, условий обучения, социально-бытовых условий, а также когнитивных способностей взрослого обучающегося. Обучающий в этот период организует и проводит оценивание (формирующее, включенное) в цифровой образовательной среде.
Важным для анализа результата обучения является формирование обучающимся активного и пассивного учебного цифрового следа, позволяющего в дальнейшем выявить наиболее проблемные моменты в электронном учебном курсе и/или образовательной программе. По итогу этапа обучения проводится контроль результатов обучения, а обучающий предоставляет формирующую обратную связь.
На всех ступенях данного этапа обучения осуществляется техническая поддержка при взаимодействии с цифровой образовательной средой, в том числе с привлечением специалистов технической поддержки. Для взрослых обучающихся является важным получение оперативной поддержки, так как они имеют более низкий уровень цифровых компетенций, чем студенты, а также наблюдается снижение уровня познавательных процессов (память, внимание).
Завершающий этап - этап анализа результатов обучения и рефлексии. В процессе исследования нами было выявлено, что для наиболее успешного анализа результатов и оценки сформированности компетенций могут быть использованы следующие инструменты: матрица компетенций, цифровой след, анализ и проверка промежуточных и итоговых заданий, сбор обратной связи, рефлексия. Использование такого инструментария позволило скорректировать разработанный образовательный продукт, программу обучения и электронный учебный курс, а также выявить затруднительные моменты в организации самого процесса обучения.
Обучающийся на данном этапе анализирует собственные итоговые результаты обучения. Обучающий анализирует как итоговые результаты обучения, так и эффективность использования выбранных инструментов для обучения, средств, методов и принципов обучения, предоставляет обратную связь обучающимся по итогам всего обучения. Большое внимание обучающий как аналитик обучения уделяет анализу цифрового следа (активного и пассивного) в цифровой образовательной среде, виртуальных средах и метавселенных с целью трансформации образовательного контента и актуализации образовательных программ.
На основе результатов рефлексии и оценки процесса обучения обучающихся обучающий формулирует дальнейшую траекторию собственного развития. Обучающий фиксирует необходимые изменения в плане обучения и учебном контенте на основании обратной связи от обучающегося.
После завершения процесса обучения важным для обучающегося является использование полученных результатов в своей деятельности, в том числе профессиональной. Кроме того, необходимо адаптировать
полученные компетенции под возникающие запросы и изменения. Поэтому важно проводить рекрининг -отложенный сбор обратной связи через длительный период (6-12 мес.) как у самих обучающихся, так и у их работодателей.
Процесс апробации разработанной и описанной модели обучения взрослых был проведен на базе ГБОУ ДПО Центр «Профессионал» с 2020 по 2023 гг. За это время было обучено более 20 тыс. человек по более чем 75 образовательным программам очно-заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Анализ результатов был получен за счет использования следующих инструментов: анализ цифрового следа в системе дистанционного обучения Центра; анализ анкет обратной связи обучающихся; анализ запросов обучающихся в процессе освоения образовательной программы; опрос тьюторов, кураторов и экспертов программы (преподавателей и разработчиков электронных образовательных курсов).
Учебные разноуровневые группы включали в себя обучающихся разных категорий (разного возраста, социального статуса, уровня образования и т.д.). В силу внешних обстоятельств невозможно было провести дифференциацию участников групп. Педагогически целесообразно в этом случае было учесть все возможные запросы и особенности обучения при разработке электронного образовательного курса с дальнейшей организацией онлайн-обучения. В рамках практической апробации модели нами были разработаны электронные образовательные курсы по каждой из реализуемых программ с учетом запросов и возрастных особенностей каждой описанной группы. Для этого при разработке курсов были использованы различные типы образовательного контента: лонгриды, саммари разделов или модулей, видеоролики, скринкасты и инструкции по работе с программным обеспечением (для освоения теоретического модуля), кейсы, тесты, программные тесты с проверкой кода, игровые ситуации, групповая работа (для отработки практических навыков и проверки знаний), онлайн-анкеты обратной связи, бумажные анкеты, возможности устного опроса (для сбора обратной связи). Кроме этого, реализация курсов включала как синхронную коммуникацию лично и коллективно (с преподавателем (обучающим), куратором и/или тьютором), так и асинхронную коммуникацию (взаимодействие с элементами электронного образовательного курса, а также отсроченное взаимодействие с преподавателем (обучающим), куратором и тьютором).
В процессе апробации разработанной и описанной модели обучения взрослых был выявлен ряд рисков,
которые следует изучить, проанализировать и научиться управлять ими. В большинстве своем они связаны с внутренними преградами человека. Рассмотрим наиболее распространенные.
Психофизиологические. У взрослого человека возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Основой этого чаще всего является осознание того, что с возрастом происходит снижение способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом. Понимание такого фактора заставляет обучающего использовать методы и приемы, которые позволяют формировать мотивацию учиться в любом возрасте. В разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией. Это становится возможным, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению. Знание особенностей обучения влияет на формы и методы: больше времени отводится практике, внедрению новых умений и знаний в профессиональную деятельность, реже выбираются пассивные формы (лекция, чтение и т.д.). Кроме того, знания психофизиологических особенностей конкретной категории обучающихся позволяют снизить процент не завершивших образовательную программу.
Социально-психологические. Взрослый человек часто ассоциирует процесс обучения с возвращением за школьную парту, им иногда страшно вновь оказаться в позиции ученика. Особенно сложно людям, занимающим определенное социальное положение на административной лестнице, управленческим кадрам. Психологически они не готовы к добровольному возвращению в «объект» педагогического влияния.
Социальные. Взрослый человек может осознавать бессмысленность продолжения своего образования из-за отсутствия востребованности нового уровня образованности со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса.
Психолого-педагогические. Взрослый может не иметь сформированной установки на необходимость непрерывного образования. Кроме того, он может не иметь необходимых для непрерывного обучения знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях. Взрослого человека сопровождает боязнь неуспеха в обучении, поэтому образовательный процесс продуктивнее строить с ориентацией на достижения. При
этом следует открывать перед взрослым развивающий потенциал «незнания» и «неумения».
При включении в образовательный процесс взрослый человек стремится занять в нем активную позицию. Он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения, он не склонен имитировать процесс. В случае отсутствия включенности в занятие и интереса к процессу он стремиться публично выразить свое несогласие или протест как преподавателю, так и аудитории. Кроме того, выступая в роли потребителя образовательных услуг или покупателя труда преподавателя и образовательного учреждения, взрослый заинтересован в качестве получаемого «товара» и занимает позицию требовательного и критически настроенного учащегося.
Таким образом, на процесс обучения взрослых влияет множество факторов, таких как запрос на обучение (практика применения получаемых знаний, получение новой профессии, использование конкретного цифрового инструмента и др.); сложности, испытываемые взрослыми обучающимися (технические, социально-бытовые, финансовые и др.); психофизиологические особенности и другие. Ключевым остается субъектная позиция, которую занимает взрослый обучающийся. Взрослый человек предпочитает организацию образовательного процесса, которая позволит использовать его личный опыт, выбрать наиболее актуальный для него способ и форму обучения.
В ходе анализа практической деятельности и наблюдений нами было установлено, что основой обучения взрослых является имеющийся жизненный, личный и профессиональный опыт человека, профессиональные ситуации, а также их анализ. Поэтому обучение взрослых предполагает создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки, коммуникацию участников группы.
Заключение
В процессе исследования нами были выявлены ключевые компетенции обучающих, необходимые для создания модели обучения взрослых в условиях цифро-визации. Разработанный в процессе исследования организационно-деятельностный компонент модели обучения взрослых включает в себя 4 этапа. Ступени каждого из описанных этапов могут быть реализованы в различной последовательности. Описанные роли обучающего могут исполнять несколько человек - это будет зависеть от конкретной образовательной организации и мощности отдельной учебной группы. В статье представлен подход, который был выявлен, исследован и проанализирован при планировании, реализа-
ции и анализе результатов обучения взрослых с двух ключевых позиций: обучающего и обучающегося.
Реализация данной модели обучения позволяет организовать образовательный процесс для взрослой категории обучающихся в условиях цифровизации.
Литература
1. Гришин А. Что ждет EdTech в 2024 году: курсы, цены, риски [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/educati on/658159d39a79473b67a79d1b (дата обращения: 21.01.2024).
2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова Е. О. Организация запросно-ориентированного обучения взрослых // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. Ялта : РИО ГПА, 2024. Вып. 82. Ч. 1. С. 78-81.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013. № 544н // Российская газета. № 285. 18.12.2013.
4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 652н от 22 сентября 2021 г. // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru : [сайт]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112170041?yscli d=lztk8mk3wa970822937 (дата обращения: 21.01.2024).
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих : постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Российская газета. № 212. 06.11.2002.
6. Квалификационные характеристики должностей работников образования : приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н // Российская газета. N 237. 20.10.2010.
7. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования : приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н // Российская газета. № 101. 13.05.2011.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru : [сайт]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001 202107050028?ysclid=lztkqe ghx3335390105 (дата обращения: 21.01.2024).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru : [сайт]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001 202107050028?ysclid=lztkvy 2ps688356740 (дата обращения: 21.01.2024).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование : приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образова-
тельного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru : [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=2 &nd=102467700&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=%E 8%ED%F2%E5%F0%ED%E5%F2++&ysclid=lztkx4psyc329203338 (дата обращения: 21.01.2024).
11. Вайндорф-Сысоева М. Е., Воробчикова Е. О. Технология организации сопровождения взрослых в процессе онлайн-обуче-ния // Педагогическая информатика. 2023. № 1. С. 252-264.
References
1. Grishin A. Chto zhdet EdTech v 2024 godu: kursy, ceny, riski [What lies ahead for EdTech in 2024: courses, prices, risks]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/658159d39a79473 b67a79d1b (accessed 21.01.2024). (In Russian).
2. Vajndorf-Sysoeva M. E., Vorobchikova E. O. Organizacija zaprosno-orientirovannogo obuchenija vzroslyh [Organization of inquiry-oriented adult learning]. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovanija : sbornik nauchnyh trudov, vol. 82, part 1, pp. 78-81. (In Russian).
3. Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vos-pitatel', uchitel')". Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013. no. 544n [Professional standard "Educator (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher)". Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from 18.10.2013 no. 544n]. Rossij-skaja gazeta, по. 285, 18.12.2013. (In Russian).
4. Professional'nyj standart "Pedagog dopolnitel'nogo obrazo-vanija detej i vzroslyh". Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii no. 652n ot 22 sentjabrja 2021 g. [Professional standard "Teacher of additional education of children and adults". Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from September 22, 2021 no. 652n]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202112170041?ysclid=lztk8mk3wa970822937 (accessed 21.01.2024) (In Russian).
5. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, spe-cialistov i sluzhashhih. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 31 oktjabrja 2002 g. no. 787 "O porjadke utverzhdenija edinogo tarifno-kvalifikacionnogo spravochnika rabot i professij rabochih, edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih" [Unified Qualification Directory of Positions of Managers, Specialists and Employees. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 31, 2002 no. 787 "On the order of approval of a unified tariff and qualification directory of jobs and professions of workers, a unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees]. Rossijskaja Gazeta, по. 212, 06.11.2002. (In Russian).
6. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija. Prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii ot 26.08.2010 no. 761n [Qualification characteristics of positions of managers and specialists of higher professional and additional professional education. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia from 11.01.2011 no. 761n]. Rossijskaja Gazeta, по. 237, 20.10.2010. (In Russian).
7. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialis-tov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii ot 11.01.2011 no. 1n [Qualification characteristics of positions of managers and specialists of higher professional and additional professional education. Order of the Ministry of Health and Social Development
of the Russian Federation dated 11.01.2011 no. In]. Rossijskaja Gazeta, no. 101, 13.05.2011. (In Russian).
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 31 maja 2021 g. no. 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija" [Federal State Educational Standard of Primary General Education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 31, 2021 no. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education"]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?ys clid=lztkqeghx3335390105 (accessed 21.01.2024). (In Russian).
9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 31 maja 2021 g. no. 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija" [Federal State Educational Standard of Basic General Education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 31, 2021 no. 287 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education"]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028?y sclid=lztkvy2ps688356740 (accessed 21.01.2024). (In Russian).
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazo-vanija i nauki RF ot 22 fevralja 2018 g. no. 121 "Ob utverzhde-nii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgo-tovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie" (s izmeneni-jami i dopolnenijami) [Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from February 22, 2018 no. 121 "On approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education" (as amended and supplemented)]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii www.pravo.gov.ru. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&link_id=2&nd=102467700&bpa=cd00000&bpas= cd00000&intelsearch=%E8%ED%F2%E5%F0%ED%E5%F2++&ysc lid=lztkx4psyc329203338 (accessed 21.01.2024). (In Russian).
11. Vajndorf-Sysoeva M. E., Vorobchikova E. O. Tehnologija organi-zacii soprovozhdenija vzroslyh v processe onlajn-obuchenija [Technology of organization of adult support in the process of online learning]. Pedagogical Informatics, 2023, vol. 1, pp. 252-264. (In Russian).
УДК/UDC 37.014.54
DOI 10.54509/22203036_2024_3_39
EDN GTOBVN
Логачев Владимир Анатольевич
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Кочергин Дмитрий Геннадьевич
кандидат экономических наук, заместитель начальника Управления ФП «Профессионалитет» ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», г. Москва; доцент кафедры менеджмента и экономики ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Logachev Vladimir A.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Economics, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Kochergin Dmitry G.
Candidate of Economic Sciences, Institute for the Development of Vocational Education, Moscow; Assistant Professor of the Department of Management and Economics, Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education, Kemerovo
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
MODERN PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION AND THEIR ECONOMIC PREREQUISITES
Аннотация. В статье рассмотрена динамика изменения образовательных отношений (студент - преподаватель - руководитель образовательной организации) в процессе цифровой трансформации. Показано,
что первопричиной таких изменений выступает коммерциализация образования. Цифровизация же выступает лишь катализатором, ускорившим созревание плодов коммерциализации. В условиях дистанционного