Научная статья на тему 'Теоретические основы проблемы подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников в контексте социально-экономических условий'

Теоретические основы проблемы подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников в контексте социально-экономических условий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / цифровые компетенции / надпрофессональные навыки / будущие педагоги / пе-дагогические работники дошкольных образовательных организаций / дети дошкольного возраста / цифровые технологии / электронные средства обучения. / competencies / digital competencies / supra-professional skills / future teachers / teaching staff of preschool educational organizations / preschool children / digital technologies / electronic learning tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климина Александра Игоревна

Данная статья представляет собой часть диссертационного исследования, в рамках которого проведен анализ форсайт-проекта: дорожная карта «Будущее российского образования». В статье рассматриваются понятия «компетентность» и «компетенция», и делается вывод о тождественности и взаимосвязи данных понятий. Термин «подготовка» анализируется с точки зрения философии и педагогики, а также выделяются компоненты профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной профессиональной деятельности. В исследовании также рассматри-вается федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по двум направлениям подго-товки: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», вы-деляя необходимые знания и умения для профессионализма будущих специалистов. В результате анализа литературы прослеживается, что профессиональная подготовка будущих педагогов связывается с различными факторами, оказывающими влияние на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климина Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical fundamentals of the problem of preparing future teachers for the digitaliza-tion of preschool education in the context of socio-economic conditions

This article is the part of a dissertation thesis analyzing the foresight project: the roadmap “The Future of Russian education”. The article examines the concepts “competence” and “competency” and concludes that these concepts are identical and interrelated. The author analyzes the term “training” from the point of view of philosophy and pedagogy and highlights the components of future teachers’ professional training for innovative professional activity. The study also examines the Federal State Educational Standard of Higher Education in two areas of training: 44.03.02 “Psychological and pedagogical education”, 44.03.04 “Vocational training (by areas)”, highlighting the necessary knowledge and skills for the professionalism of future specialists. The analysis of the literature shows that the professional training of future teachers is associated with various factors influencing this process.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проблемы подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников в контексте социально-экономических условий»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 103-114 --- ♦ ----

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_103

Александра Игоревна Климина г. Шадринск

Теоретические основы проблемы подготовки будущих педагогов к цифровизации образования дошкольников в контексте социально-экономических условий

Данная статья представляет собой часть диссертационного исследования, в рамках которого проведен анализ форсайт-проекта: дорожная карта «Будущее российского образования». В статье рассматриваются понятия «компетентность» и «компетенция», и делается вывод о тождественности и взаимосвязи данных понятий. Термин «подготовка» анализируется с точки зрения философии и педагогики, а также выделяются компоненты профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной профессиональной деятельности. В исследовании также рассматривается федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по двум направлениям подготовки: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», выделяя необходимые знания и умения для профессионализма будущих специалистов. В результате анализа литературы прослеживается, что профессиональная подготовка будущих педагогов связывается с различными факторами, оказывающими влияние на этот процесс.

Ключевые слова: компетенции, цифровые компетенции, надпрофессональные навыки, будущие педагоги, педагогические работники дошкольных образовательных организаций, дети дошкольного возраста, цифровые технологии, электронные средства обучения.

Alexandra Igorevna Klimina

Shadrinsk

Theoretical fundamentals of the problem of preparing future teachers for the digitalization of preschool education in the context of socio-economic conditions

This article is the part of a dissertation thesis analyzing the foresight project: the roadmap "The Future of Russian education". The article examines the concepts "competence" and "competency" and concludes that these concepts are identical and interrelated. The author analyzes the term "training" from the point of view of philosophy and pedagogy and highlights the components of future teachers' professional training for innovative professional activity. The study also examines the Federa l State Educational Standard of Higher Education in two areas of training: 44.03.02 "Psychological and pedagogical education", 44.03.04 "Vocational training (by areas)", highlighting the necessary knowledge and skills for the professionalism of future specialists. The analysis of the literature shows that the professional training of future teachers is associated with various factors influencing this process.

Keywords: competencies, digital competencies, supra-professional skills, future teachers, teaching staff of preschool educational organizations, preschool children, digital technologies, electronic learning tools.

Введение. Нынешние социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования новые задачи, связанные с формированием у будущего педагога определенных надпрофессиональных навыков. Зарубежные авторы: M. Nilsen, J. White, P. Raven, D. Bourdieu, P. Himes, F. Weil, F. Danver в своих исследованиях отмечают важность развития надпрофессиональных навыков. В настоящее время работодатели ценят soft skills навыки, а теоретические знания и профессиональные умения теряют свою значимость, уступая место так называемым «навыками XXI века» [1].

Теоретическая значимость научного исследования заключается в выделении профессиональных компетенций необходимых в подготовке будущих педагогов к цифровизации образования и их связь с ядром высшего педагогического образования и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующим направления подготовки. Тем самым это позволяет углубить понимание процесса подготовки будущих педагогов и выявить ключевые аспекты, необходимые для

качественной профессиональной деятельности в контексте социально-экономических условий.

Цель статьи заключается в осуществлении комплексного анализа теоретических основ профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте современных изменений в образовательной сфере, а также в выявлении факторов, оказывающих влияние на этот процесс.

В настоящее время разработано большое количество проектов по цифровизации в сфере образования, в 2020 году активно разрабатывались форсайт-проекты в мировом масштабе, такие как: «Будущее образования: глобальная повестка» [15], «Дорожная карта АСИ Будущее глобального образования» [31], «Образование для сложного мира» [18], «0бразование2030» [16], «Форсайт компетенций и «Атлас новых профессий» [4], «Тенденции в школьном образовании 2019-2020» [29]. Данные проекты обсуждались на публичных заседаниях, и стали проектами будущего, ориентированные на изменяющиеся тенденции. Авторы проекта «Дорожная карта» [31] АСИ (агентство стратегических исследований), уверяют, что миниатюризированные компьютерные средства с оснащённой дополненной реальностью будут

внедрены в образование к 2035 году. «Алмазный букварь» - это цифровой учебник со встречным искусственным интеллектом, который выполняет роль тьютора и выстраивает индивидуальный маршрут ребенку.

Агентством стратегических исследований совместно с МШУ «Сколково» и НИУ ВШЭ был разработан проект «Глобальное будущее образования», информация о нем содержится в отчетах о результатах «Форсайта образования-2030», отчет представлялся на сессии с чиновниками, 1Т специалистами и менеджерами. Главные идеи этой встречи легли в основу национального проекта «Образование», содержание и паспорт проекта были проанализированы и утверждены Президиумом Совета при Президенте РФ.

Дмитрий Песков определил, что «форсайт -это процесс выработки позиций по отношению к будущему. Он включает в себя создание образа будущего, разработку дорожной карты и политические договоренности» [15]. По проекту «Будущее российского образования» АСИ была разработана дорожная карта (Рис. 1).

В нынешнее время остро стоит вопрос обеспечением дошкольных учреждений высококвалифицированными кадрами,

способными к самосовершенствованию, обучению, к грамотному созданию и внедрению цифровых технологий в образовательное пространство. Современная трансформация в образовании открывает новые перспективы в педагогических профессиях.

Исследовательская часть. В психолого-педагогической литературе подготовка будущих педагогов рассматривается как целенаправленный процесс освоения теоретических знаний и результат практических профессиональных умений. Профессиональная готовность рассматривается в исследованиях Г.А. Бокарева, К.М. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуковой и др.

Профессиональная готовность к

деятельности рассматривается Ю.П.

Поваренковым как сформированность у будущих специалистов личностных качеств:

мотивационно-личностные и морально-волевые, а также знания, умения и навыки по отношению к профессиональной деятельности [19].

Готовность педагога к профессиональной деятельности также рассматривается в работах В.А. Сластенина, его исследования показывают, что педагогу необходимо обладать эмоционально-волевыми качествами, профессиональным тактом и мышлением, чтобы оценить выполненную работу и определить ее результативность [27]. Последователь данного подхода, С.И. Архангельский, дал следующие уточнение: будущим педагогам необходимо развивать интерес к теоретическим знаниям, углублять их представления в обучаемой области, формировать усидчивость, трудолюбие и стремление самосовершенствоваться в выбранной деятельности [4].

Рис.1. Дорожная карта «Будущее российского образования» [31]

Для выявления структуры готовности будущих педагогов были проанализированы различные подходы, представленные в психолого-педагогических исследованиях.

Компоненты готовности по ЕЮ. Елисеевой:

[10]

1) мотивационный - описывает внутренние и внешние стимулы, которые влияют на их готовность к применению цифровых технологий в образовательном процессе;

2) праксиологический - представляет собой набор практических навыков, умений и знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере образования. Этот компонент включает в себя всё, что связано с реализацией педагогической практики;

3) эмоционально-волевой - предполагает сформированные профессиональные и личностные качества для успешной трудовой деятельности (аккуратность, трудолюбие, усидчивость, организованность, самостоятельность и др.);

4) когнитивно-креативный - включает в себя умение понимать и анализировать учебный материал, использовать различные методы обучения, а также применять индивидуальные подходы к каждому воспитаннику.

В своей работе мы опираемся на определение Н.В. Ломовцевой, в ее понимании готовность - это сформированные компетенции, которые позволят будущему специалисту выстраивать свою деятельность профессионально [17].

Само определение готовности многие исследователи рассматривают как

сформированные умения для осуществления профессиональной деятельности. Т.А. Вайзером, О.М. Краснорядцевой, В.И. Стрелковым, Е.А. Крюковой и др., выделено понятие «готовность к инновационной профессиональной

деятельности». Т.А. Вайзер описывает данное определение как создание образовательного процесса равным для каждого участника, комфортных условий для полноценного получения информации разнообразными методами, форматами и приемами работы, создавая индивидуальное образовательное пространство [8].

Определение О.М. Краснорядцева показывает, что готовность к цифровой профессиональной деятельности - это способность обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику образования, тем самым осуществляя непрерывное взаимодействие всех членов образовательного процесса, которые находятся в равных условиях, создавая благоприятный климат и демократичность [13].

В настоящее время вырос интерес к практическим основам в подготовке студентов педагогических направлений. В современных исследованиях выделены ключевые аспекты готовности: Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана, В.В. Краевского. Виды педагогической подготовки исследовала: О.А. Абдуллина, направленность профессиональной ориентации описывали: А.В. Хуторская, В.В. Сериков.

О.А. Абдуллина предполагает, что основная цель в процессе подготовки студентов заключается в развитии глубоких познаний в своей профессиональной области, понимании основных концепций и методов этой науки, а также приобретении полного набора практических навыков [2]. В работах В.А. Сластенина и Н.В. Тамариной упор делается на самостоятельную работу студентов для формирования умений принимать профессиональные решения и брать за них ответственность (Рис. 2) [27, С. 45].

Анализ педагогической литературы показал, что каждый исследователь рассматривает профессиональную подготовку с разных сторон (Рис. 3)

Рис.2. Профессиональные умения по В.А. Сластенину и Н.В. Тамариной

2024, no 1(61), pp. 103-114 ----- ♦ ---

H. К. Сергеев

рассматривает профессиональное обучение как взаимосвязь профессиональных и личностных качеств.

Б. Ф. Райский

связываете овладением студентами большим объемом знаний.

Н. Ф. Талызина

дополняет содержание научно-экспериментальной подготовкой

Н. В. Кузьмина

обращает внимание на культуру педагогического общения, являющуюся составной частью взаимодействия ее субъектов

В. А. Сластенин

Рассматривает как формирование профессиональной компетентности

В. И. Андреев

Обращает внимание на — на саморазвитие личности студентов

Г. К. Паринова

• анализирует практическую подготовку на основе продуктивного подхода

Рис.3. Анализ исследований по профессиональной подготовке будущих педагогов

Исходя из выше предложенной схемы можно сделать вывод, о том, что подготовка специалистов включает в себя множество аспектов, которые направлены на многофункциональность деятельности студента. А.А. Греков и Е.В. Бондаревская выделяют основополагающие компоненты в подготовке будущих специалистов [6]:

1) умение применять учебно-воспитательную работу по предмету;

2) сформировать умения в работе с родителями (законными представителями);

3) сформированность диалогического мышления, социальной активности, воспитание нравственных качеств личности;

4) обеспечить психологическую и педагогическую подготовку будущих специалистов, включающую знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; умение грамотно совмещать традиционные и инновационные методы, приемы, цели и формы работы; применение цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе без вреда для детского организма; создание благоприятной, развивающей предметно-развивающей среды; обеспечение комплексного подхода в работе с детьми;

5) формирование умений осуществлять научно-исследовательскую работу в процессе профессиональной деятельности, осуществлять поиск наиболее эффективными способами, анализировать полученную информацию;

6) сформировать умения применять теоретические знания в практической направленности в учебно-воспитательном процесса [9].

Профессиональная подготовка включает в себя понимание общественно-политической

направленности, утверждает Б.Ф. Райский, он ссылается на то, что будущий педагог должен уметь применять знания общественно-политических положений в практической деятельности и включать их в учебно-воспитательную работу, также он описывает, что студенту необходимо владеть знаниями педагогической направленности по возрастной психологии и педагогике, у будущего педагога должна быть сформирована самокритика в анализе своей деятельности для достижения высоких результатов, совокупность

теоретических знаний и практических навыков для благоприятной работы во всех видах учебно-воспитательной направленности [12, С. 281].

В своей работе мы используем термином «подготовка». С философской точки зрения «подготовка» рассматривается как процесс планирования и осуществления деятельности, направленной на достижение определенной цели. В общем смысле, подготовка может относиться к любой сфере жизни, где необходимо осуществлять определенные действия или достигать определенных результатов. Философия рассматривает подготовку как глубокий процесс, связанный с формированием личности, ее ценностных ориентации и умения применять знания и опыт в своей жизни. Подготовка может включать в себя любые действия, начиная с планирования до практической реализации, с учетом достижения результатов и эффективности. В целом, подготовка - это процесс, который обеспечивает определенные знания, навыки и способности, необходимые для достижения успеха в любой сфере деятельности.

С педагогической точки зрения «подготовка» трактуется как процесс формирования у студентов определенных знаний,

умений и навыков, необходимых для успешного обучения и развития личности. В своей сущности подготовка направлена на развитие студентов как личностей, повышение их компетентности и формирование у них навыков самоорганизации. Важным элементом педагогической подготовки является индивидуальный подход к каждому ученику и учет его потребностей и особенностей в процессе обучения.

Исследователи педагогической

направленности делают упор на владении студентами педагогических вузов достаточным уровнем теоретических знаний. В.А. Сластенин, описывая профессиональную подготовку будущих специалистов, также ссылается на владение теоретическими знаниями в полном объеме для того, чтобы специалист мог:

1) выстраивать свою траекторию научно-педагогической деятельности на высоком уровне;

2) самостоятельно осуществлять поиск научно-педагогической литературы, умело и грамотно оперировать полученными знаниями;

3) самостоятельно решать педагогические ситуации, брать ответственность за полученный результат [27, С. 66].

В исследованиях: Л.И. Васильев, А.Н. Мальцев, Н.В. Соснин и др. готовность и компетенции выделяются как синонимы. Компетентностный подход, является одним из компонентов в подготовки будущих специалистов, он сосредотачивается на развитии конкретных компетенций, необходимых будущим педагогам для успешной профессиональной деятельности. В зарубежных исследованиях данный подход рассматривается с 60-х годов следующими авторами: D. Himes, J. Raven, J. Delors, N. Chomsky, W. Hutmacher. В своей работе J. Raven выделил определение компетентности, параллельно описывая прилежащие к ней компоненты, которые имеют тесную взаимосвязь с когнитивными сферами и эмоциональными качествами психики. Автором описывается взаимосвязь компетентности с внутренней мотивацией личности [20]. В работах Л.И.

Буровой, собраны и классифицированы многочисленные исследования в области компетентности, им была проанализирована природа компетентности, описаны ее стадии и выделены благоприятные условия формирования в разные возрастные периоды [7].

В Российской Федерации в 2001 году была опубликована «Стратегия модернизации содержания общего образования», в ней представлена главная задача - выделить ключевые компетентности для обновления содержания образования [28]. Компетентностный подход для российского образования не является новым, он описан в работах следующих ученых: А.А. Вербицкого, В.В. Кравского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Г.П. Щедровицкого и других исследователей.

А.В. Хуторским описан авторский метод к пониманию компетентностного подхода в образовании, который представляет отличия от европейской системы. Опираясь на философские знания, автор отождествляет понятия компетенции и компетентность (Рис. 4) [30].

Таком образом, данные понятия взаимосвязаны друг с другом. Компетентность определяется как набор личностных качеств, необходимых для формирования

надпрофессиональных навыков [30].

Профессиональные компетенции тесно взаимосвязаны с предметной областью, они включают в себя три критерия (Рис. 5) [30].

Исследователь Е.А. Крюкова выделяет следующие компоненты профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной профессиональной деятельности:

1) мотивационно-ориентированный, заключается в том, что у педагога имеется личностная заинтересованность в использовании инновационных средств обучения;

2) когнитивное-личностный, определяется как сформированные знания и умения по использованию инновационных средств в образовании.

Рис.4. Соотношение определений «компетентность», «компетенция»

объект приложения компетенции

деятельностная

форма представления компетенции

образовательный результат, на который ориентирована компетенция

Рис.5. Структура образовательных компетенций А.В. Хуторской

3) волевой, описывается как способность будущего педагога оперировать своими умениями, чувствами, способностями в процессе использования инновационных методов обучения;

4) рефлексивный - умение будущих специалистов видеть достоинства и недостатки в своей деятельности;

5) личностный компонент - это сформированные компетенции и личностные особенности, которые необходимы в педагогической деятельности [14].

Автор Е.А. Крюкова выделяет, что готовность к инновационной профессиональной деятельности - это умение грамотно применять интерактивных средств и методов для повышения качества деятельности.

Интерактивное обучение строится на диалоге, в процессе которого осуществляется взаимодействие всех участников процесса (педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и компьютера). Интерактив - это способ взаимодействия с помощью диалогового общения с компьютером или

человеком.

Анализ профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями № 1456

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 26.11.2020 [22], показал, что профессионализм педагога (воспитателя) прослеживается не в усвоенных знаниях, умениях, навыках, а в становлении эмоционально-мотивационной сферы. Главная задача в профессиональном пространстве, которая стоит перед образовательной организацией - это формирование у будущих специалистов креативного мышления и надпрофессиональных умений. Важная роль в формировании soft skills навыков отводится становлению технологических компетенций.

На уровне высшего образования возможно стать педагогом на двух ступенях образования: бакалавриата и магистратуры.

Уровень бакалавриата регламентируется следующими стандартами: укрупнённые группы специальностей и направлений «Образование и педагогические науки» [23], ФГОС ВО и ядро высшего педагогического образования от 14 декабря 2021 г. № АЗ-1100/08 [24], включает в себя следующие направления подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

В ядре высшего образования выделен модуль общепрофессиональной подготовки «Коммуникативно-цифровой», составляет 28% образовательной программы. В рамках данного модуля предусмотрена учебная программа

«Технологии цифрового образования», которая направлена на знакомство будущих педагогов с цифровыми технологиями и их интеграцией в учебно-воспитательный процесс, а также на организацию цифровой предметно-

пространственной среды.

Одно из направлений подготовки педагогических кадров осуществляется в рамках 44.03.02 «Психолого-педагогическое

образование», 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Нами проанализирован ФГОС ВО [22] по двум направлениям подготовки: 44.03.02, 44.03.04, выявлены необходимые знания и умения для профессионализма будущих специалистов. Наиболее важными компетенциями в рамках нашей работы, являются: «ОК 7 - способность к самообразованию» [22, С. 8].

Самообразование - это целенаправленный процесс, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки, тем самым позволяя выстраивать свою траекторию развития для личностного роста. Данный процесс, в первую очередь предполагает развитие способностей осуществлять поиск и апробацию описанных результатов, анализировать данные и обобщать полученный опыт. Самообразование подходит для системы неформального образования, оно просто необходимо будущим педагогам и молодым специалистам в современных условиях [11]. Неформальная форма образования тесно связана с использованием цифровых технологий, так как они обеспечивают достаточно легкий доступ к разнообразным образовательным ресурсам, включая онлайн-курсы, видеоуроки и мобильные приложения. Цифровые платформы позволяют обучающимся самостоятельно выбирать учебный материал, темп и место обучения, что схоже с неформальным образованием. Цифровые технологии способствуют обмену знаний и опытом между студентами, что характерно для неформального обучения в группах. Множество современных рабочих задач требуют непрерывного обучения, и цифровые инструменты облегчают получение новых навыков. С развитием технологий неформальное обучение через интернет позволяет быстро усваивать актуальные знания [5, С.16].

Следующая компетентность по ФГОС ВО «ОПК 13 - способность решать задачи с использованием ИКТ без риска для здоровья детей» [22, С. 9]. Решение образовательных задач и использованием цифровых технологий в учебно -воспитательном процессе способствуют формированию познавательных навыков у несовершеннолетних детей. Интерактивное обучение является помощником педагога, помогает подстраивать обучающийся процесс под детей и их особенности. Поэтому использование

цифровых технологий в образовательном процессе является главным методом в обучении.

Обучение педагогов дошкольного образования на уровне магистратуры осуществляется в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования, по направлениям: 44.04.01 «Педагогическое образование», 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», где главными компетенциями являются: «ОК 3 -способность к саморазвитию, использовании творческого потенциала» [22, С. 10]. Будущему педагогу необходима способность к профессиональному саморазвитию, эту особенность можно охарактеризовать как целенаправленный процесс улучшения своих надпрофессиональных навыков, раскрытие творческого потенциала, позволяющих усовершенствовать свою профессиональную деятельность. Творческий потенциал позволяет развиваться в инновационных направлениях.

Следующая компетенция по ФГОС ВО «ОПК 6 - владение современными цифровыми технологиями ...» [22, С. 11], У специалистов в сфере педагогического образования должна быть сформирована цифровая этика, которая включает в себя: владение видео (аудио) аппаратурой; умение разрабатывать интерактивные игры, и использовать эпизодические фрагменты в образовательном процессе; владеть

первоначальными знаниями об использовании компьютерных средств; умение разрабатывать конспекты развлечений, занятий, праздников с использованием цифровых технологий.

Компетенция «ПК 5 включает в себя -готовность использовать инновационные обучающие технологии.», что отражает изменения в образовательной сфере, вызванные внедрением цифровых технологий [22, с. 12]. Эти изменения касаются взаимодействия

педагогического коллектива, выбора

образовательных ресуСсов, а также привели к более индивидуально ориентированному образованию. Исследования показывают, что современные дети усваивают лучше информацию посредством анимированных действий, статичные изображения не привлекают их внимания, поэтому все чаще электронные средства включены в процесс обучения.

Работа с одаренными детьми имеет свою специфику, выявление одаренности является трудоемким процессом. Цифровые программы позволяют выявить одаренность, в них включены уровни сложности, различный темп действий. После прохождения заданий ИИ считывает, анализирует полученные данные и выдает полный отчет результатов. Игровой контекст помогает развивать индивидуальные, творческие, художественные, музыкальные и другие способности детей.

Инклюзивное пространство также включает цифровые ресурсы для взаимодействия. ФЗ «Об образовании в РФ» [21], ФОП ДО [25] и др. нормативные документы предполагают обеспечение равных возможностей, равный доступ к получению образования как «условно нормативные» дети, так и детей с ОВЗ. В данном вопросе основным помощником выступают цифровые технологии, так как они обеспечивают персонализированные подход, и предоставляют качественные знания.

Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих трудности в развитии, обеспечивается с помощью цифровых технологий. Они выступают «помощниками» в коррекционно-воспитательной работе. Использование интерактивных и увлекательных цифровых ресурсов может стимулировать интерес к обучению у детей, делая процесс обучения более привлекательным и мотивирующим.

Для девиантных детей, то есть детей, чье поведение отклоняется от общепринятых норм и стандартов, цифровые технологии могут предоставить ряд преимуществ и решить определенные образовательные и адаптационные задачи. Цифровые образовательные приложения и программы могут представлять информацию в более наглядной и интересной форме. Электронные ресурсы помогают детям развивать навыки саморегуляции и контроля. Также цифровые инструменты используются для развития навыков социальной коммуникации и взаимодействия, что помогает детям с девиантным поведением более успешно взаимодействовать с окружающей средой.

Но, даже имея интерактив, используя его на занятиях, необходимо помнить о главном: личность педагога остается в приоритете при любом обучении и воспитании детей.

Следующая компетенция по ФГОС ВО «ПК 9 - способностью консультировать педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности» [22, С. 13]. Педагоги имеют возможность обмениваться профессиональным опытом на муниципальном, региональном, всероссийском и даже международном уровне, тем самым улучшая образовательный процесс и повышая свои надпрофессиональные навыки. Цифровые технологии помогают учиться самостоятельно, эффективно сотрудничать в дистанционном режиме, учувствовать в конкурсах и улучшать образовательное пространство инновационными средствами.

Таким образом мы описали особенности современного педагогического образования на основе анализа ФГОС ВО. Цифровые технологии активно внедряются в систему образования, поэтому образовательное пространство совершенствуется в соответствии с современными требованиями. Постепенно на

рынке труда увеличивается количество требований к молодым специалистам: реализация электронного обучения, использование цифровых технологий в образовательном процессе. Все это описано в нормативно-правовой базе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [21] и профессиональном стандарте педагога от 06.12.2013 №30550 [26].

Заключение. Компьютерные устройства можно отнести к интерактиву, так как у него имеется мышь, клавиатура, тачпад, которые используются для осуществления поиска информации. Но в образовательной сфере компьютерные технологии, чтение статей и учебников с монитора, не являются интерактивными способами обучения. Использование интерактивных средств должно проходить с пользой для обучающегося. Тематика слайда и учебника не должна повторяться, такое обучение не эффективно.

Анализ литературы показывает, что исследователи связывают профессиональную подготовку будущих специалистов с различными факторами, оказывающих влияние на этот процесс.

Одним из таких факторов является психологический аспект профессиональной подготовки. Понимание мотивации, личностных особенностей будущего специалиста, их способностей и склонностей играет существенную роль в разработке индивидуализированных программ обучения. Исследования в этой области позволяют выявить, какие психологические факторы могут способствовать или, наоборот, затруднять профессиональное развитие студентов.

Кроме того, социокультурный контекст также имеет важное значение. Он включает в себя аспекты культурных различий, социальных норм и ценностей, которые могут влиять на ожидания и требования, предъявляемые к будущим специалистам в разных областях.

Важным элементом профессиональной подготовки является педагогический процесс, включая методики обучения и формирование ключевых навыков. Исследования в этой области помогают определить эффективные подходы к обучению, а также оценить их применимость к конкретным специальностям и профессиям. Н.Ф. Талызина описала, что обучение в педагогических вузах должно сводиться не только к изучаемым дисциплинам и педагогическим практикам, но эффективнее если обучение будет осуществляться посредством научно-экспериментальной

направленности [27, С. 49].

Итак, компетентностный подход является основой современных федеральных

государственных образовательных стандартов высшего образования и предписывает достижение результатов обучения на уровне компетенций.

Понятия «компетенция» и «компетентность» разводятся современными авторами, однако нет единой точки зрения по этому вопросу, как и в отношении понимания компетентностного подхода в образовании. Среди компетенций

особую роль играет ИКТ-компетенция, при формировании которой важно учитывать структуру, включающую мотивационный, когнитивный и рефлексивно-деятельностный компоненты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Bygstad, B. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education / B. Bygstad, E. Ovrelid, S. Ludvigsen, M. Drehlen. - Text : electronic // Computers & Education. - 2022. - Vol. 182. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2022.104463 (date of reguest: 21.01.2024).

2. Абдуллина, О.А. Глава II Состояние общепедагогической подготовки учителя в современной высшей педагогической школе / О.А. Абдуллина. - Текст : электронный // Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. специальностей высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1990. - С. 40-141 - URL: https://mspu.by/files/ipf/mashinostr/abdullina.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

3. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с. - URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

4. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем: критический обзор / Л. фон Берталанфи. - Текст : электронный // Исследования по общей теории систем : сб. переводов / общ. ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. - Москва : Прогресс, 1969. - С. 23-82. - URL: https://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html (дата обращения: 21.01.2024).

5. Бирюкова, И.К. Неформальное образование: концепция и сущность / И.К. Бирюкова. -Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10. - С. 18-20.

6. Бондаревская, Е.В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.А. Греков. - Текст : электронный // Педагогика - 2003. - № 9. - С. 70-76. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1193141922&archive= 1196815145&start_from=&u cat=& (дата обращения: 21.01.2024).

7. Бурова, Л.И. Компетентностный подход в образовании: историко-педагогический аспект / Л.И. Бурова. - Текст : электронный // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. - № 4. - С. 80-83. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii-istoriko-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 21.01.2024).

8. Вайзер, Т.А. Профессиональная подготовка будущих учителей в вузе как педагогическая проблема. - Текст : непосредственный / Т.А. Вайзер // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 5. - С. 47-51.

9. Греков, А.А. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов / А.А. Греков, Е.В. Бондаревская. - Текст : электронный // Педагогика. - 1998. - № 8. - С. 83-87. - URL: https://bstudy.net/945703/pedagogika/bibliograficheskiy_spisok (дата обращения: 21.01.2024).

10. Елисеева, Е.Ю. Формирование готовности студентов технических вузов к конструкторско-графической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Елисеева. - Текст : электронный. - Нижний Новгород, 2007. - 25 с. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003361845.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

11. Есешкин, К.И. Вовлеченность студентов колледжей в неформальное образование / К.И. Есешкин. - Текст : электронный // Омский педагогический вестник. - 2019. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-studentov-kolledzhey-v-neformalnoe-obrazovanie (дата обращения: 21.01.2024).

12. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику : учеб. пособие для пединститутов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - Москва, 1987. - 386 с. - Текст : непосредственный.

13. Краснорядцева, О.М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды / О.М. Кранорядцева. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. - С. 152-157.

14. Крюкова, Е.М. Теоретические аспекты изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности / Е.М. Крюкова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 4447.

15. Лукша, П. Будущее образования: глобальная повестка : доклад / Д. Песков, П. Лукша. - URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-0brazovanie-do-2035.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

16. Международный проект «Образование 2030». - Текст : электронный // Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями : сайт. - URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter10.1 (дата обращения: 21.01.2024).

17. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации / Н.В. Никуличева. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с. - URL: http://никуличева.рф/wordpress/wp-content/uploads/2017/01/Никуличева_Внедрение-ДО-в-ОО.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

2024, no 1(61), pp. 103-114 ---- ♦ ---

18. Образование для сложного мира. - URL: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

19. Поваренков, Ю.П. Системогенетический анализ профессионального развития личности / Ю.П. Поваренков. - Текст : электронный // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. -2017. - Т. 2, № 4. - С. 4-39. - URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/ document267.pdf (дата обращения: 21.01.2024).

20. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. -Москва : Когито-Центр, 2002. - 396 с. - URL: https://studylib.ru/doc/129723/dzhon-raven--kompetentnost._-v-sovremennom-obshhestve (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

21. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

22. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования : приказ от 22 февраля 2018 г. № 121 : ред. с изм. № 1456 от 26.11.2020. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

23. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки : приказ от 01.02.2022 № 89. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033 (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

24. Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)») : письмо от от 14.12.2021 N АЗ-1100/08. -URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 21.01.2024). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

25. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ от 30 сент. 2022 г. № 874. - Текст : электронный // Администратор образования. -2022. - № 1028. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 21.01.2024).

26. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ от 06.12.2013 № 30550. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 21.01.2024). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

27. Сластенин, В.А. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности / В.А. Сластенин, Н.В. Тамарина. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 63-70.

28. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки док. по обновлению общего образования. - Москва, 2001. - URL: https://pandia.ru/text/78/069/17631.php (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

29. Тенденции в школьном образовании 2019-2022. Доклад. 1. Цифровизация образования. - URL: http://bgimc32.ru/wp-content/uploads/2019/08/posobie.pdf (дата обращения: 21.01.2024). - Текст : электронный.

30. Хуторской, А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования / А.В. Хуторской. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 85-91. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17442506 (дата обращения: 21.01.2024).

31. ЮНЕСКО. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus (дата обращения: 21.01.2024). -Текст : электронный.

REFERENCES

1. Bygstad B., Ovrelid E., Ludvigsen S., Drehlen M. From dual digitalization to digital learning space: Exploring the digital transformation of higher education. Computers & Education, 2022, vol. 182. URL: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2022.104463 (Accessed 21.01.2024).

2. Abdullina O.A. Glava II Sostojanie obshhepedagogicheskoj podgotovki uchitelja v sovremennoj vysshej pedagogicheskoj shkole [Chapter II The state of general pedagogical teacher training in modern higher pedagogical schools]. Abdullina O.A. Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija: dlja ped. special'nostej vyssh. ucheb. zavedenij [General pedagogical teacher training in the system of higher pedagogical education : for higher pedagogical specialties]. Moscow: Prosveshhenie, 1990, pp. 40-141. URL: https://mspu.by/files/ipf/mashinostr/abdullina.pdf (Accessed 21.01.2024).

3. In Varlamovoj D. (eds.) Atlas novyh professij 3.0 [Atlas of new professions 3.0]. Moscow: Intellektual'naja Literatura, 2020. 456 p. URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (Accessed 21.01.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 103-114 --- ♦ ----

4. Bertalanfi L. fon. Obshhaja teorija sistem: kriticheskij obzor [General theory of systems]. In V.N. Sadovskogo (eds.). Issledovanija po obshhej teorii sistem: sb. perevodov [Research on the general theory of systems]. Moscow: Progress, 1969, pp. 23-82. URL: https://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html (Accessed 21.01.2024).

5. Birjukova I.K. Neformal'noe obrazovanie: koncepcija i sushhnost' [Non-formal education]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Izvestija of Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 10, pp. 18-20.

6. Bondarevskaja E.V., Borisenkov V.P., Grekov A.A. Razvitie obrazovanija v Juzhnom federal'nom okruge [Development of education in the Southern Federal District]. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 9, pp. 70-76. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1193141922&archive= 1196815145&start_from=&u cat=& (Accessed 21.01.2024).

7. Burova L.I. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: istoriko-pedagogicheskij aspekt [Competence-based approach in education: historical and pedagogical aspect]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.], 2007, no. 4, pp. 80-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii-istoriko-pedagogicheskiy-aspekt (Accessed 21.01.2024).

8. Vajzer T.A. Professional'naja podgotovka budushhih uchitelej v vuze kak pedagogicheskaja problema [Professional training of future teachers at the university as a pedagogical problem]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2007, no. 5, pp. 47-51.

9. Grekov A.A., Bondarevskaja E.V. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoj podgotovki studentov [Improvement of professional and pedagogical training of students]. Pedagogika [Pedagogy], 1998, no. 8, pp. 83-87. URL: https://bstudy.net/945703/pedagogika/bibliograficheskiy_spisok (Accessed 21.01.2024).

10. Eliseeva E.Ju. Formirovanie gotovnosti studentov tehnicheskih vuzov k konstruktorsko-graficheskoj dejatel'nosti. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of readiness of students of technical universities for design and graphic activities. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2007. 25 p. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003361845.pdf (Accessed 21.01.2024).

11. Eseshkin K.I. Vovlechennost' studentov kolledzhej v neformal'noe obrazovanie [Involvement of college students in nonformal education]. Omskij pedagogicheskij vestnik [Omsk Pedagogical Bulletin], 2019, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-studentov-kolledzhey-v-neformalnoe-obrazovanie (Accessed 21.01.2024).

12. Kovalev N.E., Rajskij B.F., Sorokin N.A. Vvedenie v pedagogiku: ucheb. posobie dlja pedinstitutov [Introduction to pedagogy]. Moscow, 1987. 386 p.

13. Krasnorjadceva O.M. Psihologicheskaja gotovnost' k innovacionnoj dejatel'nosti uchashhihsja i pedagogov kak harakteristika obrazovatel'noj sredy [Psychological readiness for innovative activity of students and teachers as a characteristic of the educational environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2012, no. 358, pp. 152-157.

14. Krjukova E.M. Teoreticheskie aspekty izuchenija psihologicheskoj gotovnosti pedagogov k innovacionnoj dejatel'nosti [Theoretical aspects of the study of teachers' psychological readiness for innovation]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 2, pp. 44-47.

15. Luksha P., Luksha P. Budushhee obrazovanija: global'naja povestka: doklad [The future of education: The global agenda]. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-0brazovanie-do-2035.pdf (Accessed 21.01.2024).

16. Mezhdunarodnyj proekt «Obrazovanie 2030» [International project "Education 2030"]. Centr kompetencij po vzaimodejstviju s mezhdunarodnymi organizacijami: sajt [Competence Center for interaction with international organizations]. URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter10.1 (Accessed 21.01.2024).

17. Nikulicheva N.V. Vnedrenie distancionnogo obuchenija v uchebnyj process obrazovatel'noj organizacii [Introduction of distance learning into the educational process of an educational organization]. Moscow: Federal'nyj institut razvitija obrazovanija, 2016. 72 p. URL: http://nikulicheva.rf/wordpress/wp-content/uploads/2017/01/Nikulicheva_Vnedrenie-D0-v-OO.pdf (Accessed 21.01.2024).

18. Obrazovanie dlja slozhnogo mira [Education for a complex World]. URL: https://vbudushee.ru/upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (Accessed 21.01.2024).

19. Povarenkov Ju.P. Sistemogeneticheskij analiz professional'nogo razvitija lichnosti [Systemogenetic analysis of professional personality development]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaja psihologija i psihologija truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology], 2017, vol. 2, no. 4, pp. 4-39. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document267.pdf (Accessed 21.01.2024).

20. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija: per. s angl. [Competence in modern society]. Moscow: Kogito-Centr, 2002. 396 p. URL: https://studylib.ru/doc/129723/dzhon-raven--kompetentnost._-v-sovremennom-obshhestve (Accessed 21.01.2024).

21. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g.: s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020 [Russian Federation. Laws. About education in the Russian Federation]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

22. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija : prikaz ot 22 fevralja 2018 g. № 121: red. s izm. № 1456 ot 26.11.2020 [The Russian Federation. Ministry of Education and Science. On the approval of the Federal State educational standard of higher education]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (Accessed 21.01.2024).

23. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii perechnja special'nostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovanija po programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury,

2024, no 1(61), pp. 103-114 ---- ♦ ---

programmam ordinatury i programmam assistentury-stazhirovki: prikaz ot 01.02.2022 № 89 [The Russian Federation. Ministry of Education and Science. On approval of the list of specialties and areas of higher education training for bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs, residency programs and internship assistant programs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033 (Accessed 21.01.2024).

24. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. O napravlenii informacii (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinyh podhodov k ih strukture i soderzhaniju («Jadro vysshego pedagogicheskogo obrazovanija»)»): pis'mo ot ot 14.12.2021 N AZ-1100/08 [The Russian Federation. The Ministry of Education. On the direction of information (together with "Methodological recommendations for training personnel in pedagogical bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content ("Core of higher pedagogical education")")]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (Accessed 21.01.2024).

25. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija: prikaz ot 30 sent. 2022 g. № 874 [Russian Federation. The Ministry of Education. On the approval of the federal educational program of preschool education]. Administrator obrazovanija [Education Administrator], 2022, no. 1028. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (Accessed 21.01.2024).

26. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo truda i social'noj zashhity. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel'): prikaz ot 06.12.2013 № 30550 [The Russian Federation. Ministry of Labor and Social Protection. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (Accessed 21.01.2024). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

27. Slastenin V.A., Tamarina N.V. Psihologicheskie problemy podgotovki uchitelja k kollektivnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti [Psychological problems of teacher training for collective pedagogical activity]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1986, no. 3, pp. 63-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija : materialy dlja razrabotki dok. po obnovleniju obshhego obrazovanija [Strategy for the modernization of the content of general education]. Moscow, 2001. URL: https://pandia.ru/text/78/069/17631.php (Accessed 21.01.2024).

29. Tendencii v shkol'nom obrazovanii 2019-2022. Doklad. 1. Cifrovizacija obrazovanija [Trends in school education 20192022. Report. 1. Digitalization of education]. URL: http://bgimc32.ru/wp-content/uploads/2019/08/posobie.pdf (Accessed 21.01.2024).

30. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovanija primenenija kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniju obrazovanija [Methodological grounds for the application of a competence-based approach to the design of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 12, pp. 85-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17442506 (Accessed 21.01.2024).

31. JuNESKO. Dorozhnaja karta osushhestvlenija Global'noj programmy dejstvij po obrazovaniju v interesah ustojchivogo razvitija [UNESCO. Roadmap for the implementation of the Global Programme of Action on Education for Sustainable Development]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus (Accessed 21.01.2024).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.И. Климина, аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: alexsandra9898@bk.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.I. Klimina, Graduate Student of the Department of Pedagogy, Instuctor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: alexsandra9898@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.