Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГАДЖЕТОВ У МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГАДЖЕТОВ У МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЭТНОС / ГАДЖЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахриева Г.В.

В статье представлено изучения ценностно-смысловых ориентаций у молодежи тюркоязычных и восточнославянских этнических групп в использовании гаджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE-SENSE ORIENTATIONS IN THE USE OF THE GADGETS IN THE YOUTH OF DIFFERENT ETHNOSES

In the article is presented the study of value-semantic orientations among young people of Turkic-speaking and East Slavic ethnic groups in the use of gadgets.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГАДЖЕТОВ У МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ»

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ

Бахриева Г.В. студент 3 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский инженерно-педагогический университет научный руководитель: Бородина И.И., к.психол.н.

преподаватель кафедра психологии Россия, Симферополь

Bahrieva G. V.

student 3 year, Faculty of ""Psychological and Pedagogical"" Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific adviser: Borodina I.I.

Candidate of Psychological Sciences lecturer of the Department of

Psychology

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГАДЖЕТОВ У МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ VALUABLE-SENSE ORIENTATIONS IN THE USE OF THE GADGETS IN THE YOUTH OF DIFFERENT ETHNOSES.

Аннотация: в статье представлено изучения ценностно-смысловых ориентаций у молодежи тюркоязычных и восточнославянских этнических групп в использовании гаджетов.

Ключевые слова: ценности , смыслы, молодежь, этнос, гаджет.

Abstract: In the article is presented the study of value-semantic orientations among young people of Turkic-speaking and East Slavic ethnic groups in the use of gadgets.

Keywords: values, meanings, youth, ethnos, gadget

Постановка проблемы. Исследование ценностно-смысловых ориентация при использовании гаджетов современной молодежи, позволяет изучить мотивацию поведения и деятельности молодых людей. Формирование ценностной сферы молодого поколения непосредственно связано с культурными условиями его социализации. Четких ценностных и смысловых ориентаций лежащих в основе использования молодежью гаджетов на данное время не выделено. Исходя из этого, мы предположили, что при сравнении ценностно-смысловых ориентаций молодежи различных этнических групп, предоставляется возможность выявить специфику использования гаджетов в этих группах.

Цель исследования - выявить и описать ценности и смыслы использования гаджетов молодежью различных этносов.

Анализ литературы: Коммуникация является необходимым и

всеобщим условием жизнедеятельности человека, а также одной из фундаментальных основ существования общества. Важный вклад в развитие понятия коммуникации внесли технические средства, они изменили характер социальной коммуникации, позволяя мгновенную передачу информации в большом объеме и неограниченном расстоянии. Термины «коммуникация», «информация» получили широкое распространение с появлением работ таких зарубежных ученых как: Н. Винер, У.Р. Эшби, К. Шеннон, и отечественных - А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других [8]. Американский социолог Ч. Кули под коммуникацией понимал механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений. Это мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. Он включает в себя: жесты, мимику, тон голоса, интонацию, слова, печать, письменность, телефон и т.д. [3]. По мнению К. Черри, коммуникация - это социальное объединение индивидов, осуществляемое с помощью языка или знаков, установления общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Многие отечественные психологи отожествляют понятие коммуникации и общения. Ученные не дают однозначного определения понятию «коммуникация», но все определения дополняют друг друга, подчеркивая важную роль коммуникации в жизни человека. Многие отечественные психологи используют понятия коммуникации и общения как синонимы. В данной работе основываясь на труды Л.С. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева коммуникация рассматривается как средство обмена информацией [3].

Ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложную иерархическую систему, которая образует смыслы и цели человека и пути их усвоения. В данной работе опираясь, на работы С.Л. Леонтьева и А.Г. Асмолова ценностно-смысловая сфера рассматривается как производная от соотношения мира и человека, выражающая, то, что в мире значимо для человека и задающая направленность внутренней и внешней активности человека и смыслообразующий мотив. Ценности представляют собой совокупность общественно-значимых свойств, а личностный смысл определяется самим человеком. Личностные смыслы выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека. В отечественной психологии вопрос об этническом самосознании рассматривались такими учеными как В.О. Ключевского, С.М. Соловьёва, философов Н.А. Бердяева, А.М. Карамзина, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва. Позже появились работы Г.Г. Шпета, Д.И. Овсянико-Куликовского, в них анализировались психологические аспекты этнического самосознания [4, 5,7].

Ценностная сфера начинает формироваться с самого детства, подвергаясь влиянию многих факторов. Основным из них является та культура, в которой родился ребенок. По мнению Г.Г. Шпета принадлежность к этносу определяется не биологической

наследственностью, а сознательным приобщением к ценностям святыням образующим историческое содержание.[6]. К моменту наступления ранней взрослости, молодости ценностно-смысловая сфера уже сформирована и достаточно устойчива. В период молодости (18-25 лет) происходит становления человека как профессионала. Эмоционально-волевая сфера уже сформирована и стабильна [1].

Гаджеты - это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека, которые помогают решить массу технических опросов. Новейшие гаджеты могут быть использованы как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения. Основными пользователями гаджетов являются молодые люди, в основном это смартфоны и планшеты, их увлекает необычность погружения в другой виртуальный мир, в котором все необычно и комфортно. Во многом то, как человек будет использовать гаджет, определяется его ценностно-смысловой сферой [2].

Организация эмпирического исследования. Для диагностики смысловой сферы испытуемых проводился опрос при помощи модифицированной методики предельных смыслов А.Н. Леонтьева (опрос предполагающий ответы на вопросы о возрасте, этнической принадлежности, и использовании гаджетов). Диагностика ценностной сферы проводилась при помощи контент-анализа с использованием перечня ценностей по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». В протоколах ответов по указанным вопросам подсчитывались терминологические частоты децентрации (Д), рефлексивности (Р), негативизма (Н) по МПС и ценностей: терминальных («конкретных» (КТЦ), «абстрактных» (АТЦ), ценностей профессиональной самореализации (ПСР) и личной жизни (ЛЖ)), инструментальных (этических(Э), общения (О), дела (Д), индивидуалистических (И), конформистких (К), альтруистических (А), самоутрверждения (СУтв), принятия других (ПД)).

Исследование проводилось в ГБОУВО РК «КИПУ», среди студентов 3 и 4 курса, 18-22 лет. В исследовании приняло участие всего 42 испытуемых (две этнические группы по 21 человек). Первая группа представители восточнославянских этносов: 5 человек украинцев, 16 русских; вторая группа представители тюркоязычного этноса: 13 человек крымских татар, 8 турков. Поло-ролевые характеристики во всех выборках примерно одинаковые.

Обсуждение результатов. Полученные результаты контент-анализа по методике А.Н. Леонтьева показали, что для тюркоязычных и восточнославянских этнических групп характерно развитость внутреннего мира, осознанность собственного ментального функционирования интеллектуально-рефлексивными, так и непосредственно-чувственными актами осмысления своих смысловых ориентаций в использовании гаджетов. Уровень рефлексивности в выборке тюркоязычной этнической группе выше, чем в выборке восточнославянских этнических групп. Наиболее часто в

бланках ответов встречались такие категории рефлексивности как: слушать музыку; получать информацию; смотреть фильмы; созваниваться. Индекс децентрации в группах выборки не высокий. Следуя из этого можно сказать, что они редко учитывают интересы других людей в контексте использования гаджетов, собственное Я выступает для них абсолютным смысловым центром мира. Категории децентрации в бланках ответов были выражены испытуемыми следующим образом: иметь связь с друзьями и родителями; связаться с нужным человеком; созваниваться с близкими; поддерживать связь с родными. В группах выборки практически отсутствуют показатели негативности, что говорит о неспособности ограничить свою активность в использовании гаджета исходя из потребностей других, что может быть связано с возрастными особенностями, стремлением к самостоятельности и достижению идентичности. Индекс негативности был обнаружен только в одном бланке ответов, в выборке тюркоязычной этнической группы (чтобы не теряться от мира).

По результатам контент-анализа по методики «Ценностные ориентации» М.Рокича было установлено, что в выборке тюркоязычной этнической группы категория конкретных ценностей (активная деятельная жизнь, удовольствие, наличие хороших и верных друзей) встречается во всех бланках ответов - 100%, в группе восточнославянских этнических групп этот показатель несколько ниже - 90%. Абстрактные ценности (познание, развитие, творчество) встречаются в 33% ответов испытуемых в группах выборки. Категории ценности профессиональной самореализации в группах выборки встречаются в 5% всех ответов. Ценности-средств в группах выборки встречаются в меньшей степени. В тюркоязычной этнической группе категории ценности дела (эффективность в делах) в использовании гаджета репрезентирована в 28% ответов, в то время как группе восточнославянских этнических групп этот показатель равен 0. Ценность самоутверждения присуща 9% испытуемых в группе восточнославянских этнических групп, в группе восточнославянских этнических группа ценность самоутверждения при использовании гаджета не встречается. 5% молодежи восточнославянских этнических групп в использовании гаджета руководствуются индивидуалистической ценностью - средств. Группа таких ценностей-средств как, этические, общения, конформистские, альтруистические, принятие других в использовании гаджетов в группах выборки не встречаются.

Вывод: в ходе исследования было установлено, что используя гаджет, молодые люди ориентируются только на свои потребности и интересы, при этом не учитывают потребности других людей и не могут ограничить свое поведение. Основным ценностным механизмом регуляции такого поведения является стремление к получению удовольствия, познания и развития. Молодые люди, таким образом, пытаются вести активную деятельную жизнь и поддерживать связь с людьми в виртуальном мире. Существенных различий между группами выборки не обнаружено, это может быть

обусловлено процессом глобализации молодежи.

Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. //А.Г. Асмолов - М.: Смысл: Академия, 2007. - 528 с.

2. Виды и особенности гаджетов [Электронный ресурс].- Режим http://slimwm.ru/texnologii/vidy-i-osobennosti-gadzhetov/

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации // И.Н. Горелов -М., 1980 - 360 с.

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации // Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин - Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

5. Крысько В. Этническая психология/ 4-е изд.// В. Крысько - М. Академия, 2008.-320 с.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология 3-е изд., испр. и доп.// Т.Г. Стефаненко - М.: Аспект Пресс, 2004 - 368 с.

7. Ценностно-смысловая сфера личности/ учебное пособие [Электронный ресурс].-Режим http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/842/67842/41210

8. Яковлев, И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций// И.П. Яковлев - Учебное пособие. СПб: Институт управления и экономики, 2001.С- 230.

УДК 504.064.36 (470)

Бекмуратова Д.М. ассистент

кафедра «Экологии и почвоведения» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Узбекистан, г. Нукус К ВОПРОСУ МОНИТОРИНГА ЛИТОСФЕРЫ В ЗОНАХ ИНТЕНСИВНОЙ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ Аннотация

В статье рассматриваются вопросы мониторинга литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки. Система единого экологического мониторинга (ЕЭМ) является основным инструментом для решения проблем взаимодействия человека и окружающей среды.

Ключевые слова: информация, инженерно- технический, мониторинг, литосфера, зона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.