Научная статья на тему 'Смысловое содержание жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения'

Смысловое содержание жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / СМЫСЛЫ / MEANINGS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Л.А.

В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смыслового содержания жизни юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The semantic maintenance of life of young men in the conditions of penitentiary establishment

Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature. A he methods of enables to learn structural interconnections of adolescent delinquents' values and meanings system as an open one and compare it with the one of ordinary adolescents.

Текст научной работы на тему «Смысловое содержание жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения»

УДК 152.3

ББК Ю 952

Л.А. БОБЫЛЕВА

старший преподаватель Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского.

г. Чита

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ ЮНОШЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье на основе эмпирического исследования анализируются особенности смыслового содержания жизни юношей, находящихся в условиях пенитенциарного учреждения. Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру.

Ключевые слова: ценности, смыслы, мировоззрение.

Annotation: Functioning of the system of values and meanings as an open one is rather complicated by nature. A he methods of enables to learn structural interconnections of adolescent delinquents' values and meanings system as an open one and compare it with the one of ordinary adolescents.

Key words: values, meanings, world outlook.

В структуре общества молодежь, юношество рассматриваются как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, составляющая основу трудового потенциала страны. Юноши выступают как главные потребители духовных и материальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Общество транслирует ценности, опираясь на которые, молодежь формирует свои собственные ценностные и смысловые позиции.

Современные условия по-новому определяют место юношей в общественной жизни. Юноши более активно, чем когда-либо, участвуют в решении общественных задач. Расширился диапазон их социальных ролей, богаче стали возможности самореализации, но в то же время в России усложнилась социально-экономическая ситуация, стали более жесткими условия жизни, возросла конкуренция. Такие разнообразные, но сложные условия жизнедеятельности затрудняют поиск молодыми своего места в условиях нынешней реальности,

процессы их самоопределения и самоутверждения законными средствами и способами.

В настоящее время в науке заметно усилился интерес к ценностно-смысловой сфере личности, о чем свидетельствует появление большого количества работ, анализирующих ее структуру и содержание (Б.С. Бра-туся, А.М. Дрюкова, В.П. Зинченко Н.Я. Иванова М.М. Карпова, Л.Н. Когана, Д.А. Леонтьева и других авторов). Изучение ценностей и смыслов личности рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений в психологической науке. Но в социально-философской и психологической литературе отсутствует общепризнанное представление о ценностно-смысловой сфере современной личности, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов к ее анализу.

Ценностно-смысловая сфера - важнейшая составляющая личности и фактор ее просоциального или асоциального поведения. Ценности и смыслы представ-

ляют высшие уровни личности, «отфильтровывают» значимые содержания субъективного опыта человека, являются «конституирующими единицами личности» (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь). Д.А. Леонтьев определяет личностные ценности, как более или менее осознаваемую модель должного (желаемого). Эта модель указывает желательное преобразование действительности и выступает имманентным источником жизненных смыслов, которые объекты и явления действительности приобретают в контексте должного.

Ценностно-смысловая сфера напрямую связана с условиями жизни человека, которые, изменяясь, приводят к рассогласованию, а иногда к деформации прежней системы ценностей и смыслов. Процесс стабилизации ценностно-смысловой сферы начинается с определения человеком конкретных ценностей и смыслов собственной жизни.

В этом аспекте вызывают интерес социальные условия исправительно-трудовых учреждений, которые существенно сказываются на характере ценностно-смысловой сферы юношей, отбывающих наказание, погружая их в криминальную субкультуру. Смысловое содержание, ценности криминальных субкультурных образований отвечают некоторым возрастным потребностям, стремлениям юношей, психика которых пластична, податлива деформирующим социальным условиям исправительно-трудового учреждения, что и приводит к возникновению специфических ценностей и смыслов, отличных от таковых у просоциальной личности, искажению мировоззренческих представлений. Последние по-особому структурируются и образуют деформированные смысловые системы, определяющие содержательные особенности смысла жизни и рецидив преступлений.

В психологической науке черты асоциальной и антисоциальной личности исследовались достаточно глубоко (Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, М.М. Бабаев, Ю.А. Васильев, Н.И. Ветров, А.И. Долгов, В.Д. Ермаков, А.П. Закалюк, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцева, Т.П. Кудлай, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, А.Н. Попогребский и др.). Однако проблему психологии личности преступника на сегодня еще нельзя назвать вполне разработанной. В частности, вопросы связанные с ценностно-смысловой сферой личности преступника, не нашли еще достаточного освещения в психологии.

Д.А. Леонтьев называет одну из особенностей современного российского общества - трансформацию содержание смысла жизни многих людей, вызванную

социальными изменениями. Однако смысл уникален и специфичен, потому что он может и должен быть реализован конкретной личностью в конкретных условиях, только тогда он приобретает значимость. Человек сам открывает смысл своего существования в различных условиях жизни. Реально значимым, согласно В. Фран-клу, является не то, чего мы ожидаем от жизни, а скорее то, чего жизнь ожидает от нас. Человеку вопросы задает жизнь, а человек может дать ей ответ, только принимая ответственность на себя. Обстоятельства жизни являются разнообразными, изменяя при этом и условия, и саму личность. Проблема взаимодействия человека и обстоятельств его жизни специфична в условиях пенитенциарного учреждения, следовательно, можно ожидать и появления специфичности в его личностных характеристиках, смысловых образованиях.

Противоречия в жизни возникают в конкретной и неповторимой форме для каждого человека, из чего вытекает необходимость индивидуального механизма их решения. (К.А. Абульханова). Жизненное поле личности разворачивается одновременно в двух плоскостях: ценностно-смысловой - поле ценностей и смыслов; и пространственно-временной - поле реального дей-ствования. (М.Г. Гинзбург). Выделяются внутренняя и внешняя позиции личности, что позволяет считать позицию не только характеристикой личности человека, но и его деятельности, поведения (В.П. Бедерханова). Личность стремиться «выплеснуть» и реализовать свое внутреннее содержание во внешних условиях. В ситуации отбывания наказания в ИТУ это соотношение изменяется: условия изоляции изменяют внутреннее смысловое содержание жизни.

Для изучения смыслового содержания жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения проведено эмпирическое исследование. Изучались особенности смысловой структуры испытуемых в двух выборках. Первую выборку составили воспитанники исправительно-трудовых учреждений г. Нерчинска и г. Читы в количестве 80 человек (основная группа) и вторую - юноши, студенты ВУЗов, учащиеся СУЗов г. Читы в количестве 80 человек (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 160 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

Для выявления смыслового содержания жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения наиболее адекватным методом представляется разработанная Д.А. Леонтьевым универсальная методика предельных смыслов (МПС).

МПС дает возможность проанализировать содержа-

ние и структуру ценностно-смысловой сферы личности, выявить отдельные смыслы и связи между ними, т. е. изучить динамические смысловые системы. По форме проведения МПС индивидуальна и диалогична. Обработка материала предполагает три вида анализа: структурный, проективный и контент-анализ.

Структурные показатели МПС отражают особенности организации смысловых систем как сущностных характеристик личности. К числу таких показателей относятся: количество предельных, узловых категорий; всех неповторяющихся категорий; индекс связности; средняя длина цепей и продуктивность. Одни показатели указывают на широту связей человека с миром, другие на степень иерархизированности смыслов, образующих динамические смысловые системы.

Контент-анализ направлен на выявление сравнительной частоты встречаемости определенных смысловых категорий на основе трех типов контент-аналитических индикаторов: индексов децентрации, рефлексивности и негативности.

Для содержательной интерпретации глубинных личностных особенностей смысловой сферы используется проективный анализ.

Выявленные в ходе диалога с испытуемым смысловые категории, обосновывающие друг друга и представляющие собой словесные формулировки смыслов, выстраивались в линейную последовательность или цепь. В таких цепях, кроме исходных и предельных категорий, выделяются узловые категории или узловые смыслы.

Смысловые категории, получаемые в ходе проведения МПС, согласно Д.А. Леонтьеву, могут рассматриваться, как мировоззренческие представления, отражающие ядерные структуры индивидуального образа мира.

В результате обработки полученных данных с помощью контент-анализа, получены следующие данные (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Отличия контент-показателей испытуемых (по ф критерию углового преобразования Фишера)

Группа испытуемых Индекс рефлексивности (ИР) Индекс де-центрации (ИД) Индекс негативности (ИН)

выборка 1 379 297,5 364

выборка 2 311 337,5 321,5

Статистически значимые различия по показателю индекса рефлексивности между выборками (р<0,01) свидетельствуют о небольшом удельном весе смысловых категорий, описывающих отношение юношей основной группы к миру и к себе. Отсутствие такого рода категорий может расцениваться, как симптом снижения уровня регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности.

Кроме того, отмечаются связи пребывания человека в условиях ИТУ с особенностями структурной организации его ценностно-смысловой сферы. У юношей основной группы отмечается достаточно высокий удельный вес смысловых категорий, выражающих прямое отрицание чего-либо, что отражается в индексе негативности. Высокий показатель индекса негативности указывает на наличие гомеостатической мотивацион-ной тенденции, смысловое содержание заключается в необходимости защитного ухода от тех или иных переживаний и действий, что приводит к ограничению любой активности за исключением ситуативно обусловленной.

В ходе структурного анализа получены данных мы получили следующие результаты (см. таблица 2)

Таблица 2.

Отличия структурных показателей испытуемых (по ф критерию углового преобразования Фишера)

Группа испытуемых М(ПК) М(УК) И Св. Про- дуктив-ность С. д.ц. А.ч.

выборка 1 395,5 390 1,01 73,8 405,9 369

выборка 2 488, 5 346,5 1,4 62,8 278 14

М(ПК) - число предельных категорий, М(УК) - число узловых категорий, И.Св. - индекс связности С.д.ц.- средняя длина цепи, А.ч. абсолютное число

На основе анализа особенностей структуры смыслового древа можно сделать вывод о более развитом индивидуальном мировоззрении испытуемых второй группы (прочные связи). Но при этом ценностно-смысловая сфера юношей, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, имеет более длинные цепи смысловых связей, что свидетельствует о большей «осмысленности» искаженных смыслов и ценностей. Несмотря на то, число узловых категорий у юношей-заключенных больше, и их смысловое древо выглядит более разветвленным, индекс связанности

указывает на большую изолированность друг от друга линейных цепей связей. Юноши данной категории, имея, казалось бы, более насыщенное смысловое содержание жизни (разветвленное смысловое древо), сводят его к одному достаточно примитивному предельному смыслу. Сами же смысловые связи непрочны, изолированы друг от друга - образуют карточный домик из смыслов. Таким образом, анализируя ^УК), обнаруживаем у юношей основной группы достаточно сформированное мировоззрение, но этот факт входит в противоречие с индексом связности, который указывает на линейность, мозаичность и раздробленность смысловых систем, несвязанность, изолированность смысловых структур, что является признаком незрелости, рассогласованности смысловой сферы, представляющей из себя расколотые смысловые фрагменты. У юношей этой группы нарушена интегрированность мировоззренческих представлений в смысловые системы. Таким образом, их мировоззрение внешне насыщенное, но внутренне недостаточно структурированное, дисгармоничное.

Для содержательной интерпретации глубинных личностных особенностей смысловой сферы используется проективный анализ, который представляет собой интерпретацию полученных смысловых цепей и структур. Информация, полученная в ходе проективного анализа, характеризует основополагающие паттерны мировоззрения испытуемых. Проективный анализ направлен на индивидуальное исследование личности, но в нашем исследовании мы применили данный метод для характеристики группы, для выявления общих поведенческих паттернов и структур мировоззрения. Смысловые цепи состоят из следующих значений: воля, стремление к свободе, семья, желание досрочно освободиться. Особое место занимает значение матери («важно дать поддержку матери») и стремление к высокому уровню материального благосостояния. Существует интересная зависимость - отрицание прошлого,(«я мечтаю изменить прошлое»), отождествление себя с более успешными индивидуумами, осуждение общества за наказание, неприятие наказания, нежелание его. Происходит непонимание, неприятие вины, наказание воспринимается, как незаслуженное. Имеет место порицание общества, которое несправедливо наказало. («Я полон решимости и ненависти») Нынешнюю ситуацию юноши из пенитенциарного учреждения воспринимают как пострадавшая сторона; заключение - как несправедливое решение. В их смысловой структуре прослеживаются четкие тенденции мщения как персонально конкретно какому-то лицу,

так и окружающим в целом. При этом сохраняется желание получить от этой жизни больше, чем другие.

Проводя проективную интерпретацию некоторых мировоззренческих составляющих, можно отметить, что такие категории, как мать, семья не персонифицированы, а являются лишь некими идеальными образами, продиктованными субкультурой средой. Необходимо отметить полное отсутствие в структуре мировоззрения такой категории, как любовь.. Смысловым содержанием поведения зачастую является избежание травмирующих переживаний, связанных с условиями пенитенциарного учреждения. Надситуативная активность ограничивается, и появляются защитные паттерны поведения. («Я делаю что могу, для того что бы выжить»). В связи с этим имеет свои особенности смысловое содержание жизни, относящееся к будущему. Понимание будущего размыто, планы нереалистичны или примитивны. У юношей в условиях пенитенциарных учреждений выявлена несформированность и нереалистичность образа будущего. Этой категории юношей свойственна низкая степень ориентации на реальные социальные достижения, слабая ориентация в том, какие трудности может нести в себе будущее, что позволяет прогнозировать наибольшую вероятность социальной дезадаптации при окончании отбывания наказания. Юношам, в условиях пенитенциарного учреждения свойственно множественность образов будущего, характеризующаяся рассогласованием когнитивного и поведенческого аспектов. Названная особенность смысловой сферы вызвана наличием большого количества категорий, смысл которых - психологическая защита.

Выводы:

1. Смысловое содержание жизни юношей в условиях пенитенциарного учреждения имеет типичные особенности, а именно: является внешне более насыщенным, «сформированным», имеет сложную структуру. Однако связи между смысловыми категориями либо непрочные, либо вовсе отсутствуют. Изолированность смысловых категорий друг от друга делает смысловую сферу юношей в условиях пенитенциарного учреждения неструктурированной (нагромождение из смыслов). Это ведет к рассогласованности смысловой сферы. Признаком сформированной смысловой сферы является наличие смысловых систем. У юношей данной категории нарушена интеграция смысловых категорий в смысловые системы.

2. У юношей основной группы выявлено наличие гомеостатической смысловой тенденции, вызывающей

снижение активности за исключением ситуативно обусловленной.

3. Понимание будущего негативно, размыто, а смысловое содержание наполнено желанием быстрее прожить еще один день и выжить, как в физическом, так и психологическом плане. Выявлена несформиро-ванность и нереалистичность образа будущего.

Литература

1. Frankl V. Man search for meaning: an introduction to logotherapy. 3 rd ed ., rev. and en! New York: Simon and Schuster, 1984.

2. Leontiev D. A. The Phenomenon of Choice: Preliminary Considerations//Sharing Tools for Personal/ Global Harmony: First Annual Conference on Conflict Resolution/ V/ Kagan (Eds.). St. Petersburg, 1994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.