Научная статья на тему 'Психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности'

Психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДЕКС ДЕЦЕНТРАЦИИ / ИНДЕКС НЕГАТИВНОСТИ / ИНДЕКС РЕФЛЕКСИВНОСТИ / THE INTERNAL CONFLICT / PERSONAL MEANING / OF SENSE / SENSE OF LIFES ORIENTATION / INDEX DECENTRATION / INDEX OF NEGATIVITY / INDEX OF REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глущенко Яна Олеговна

В данной статье представлен краткий обзор процесса изучения феномена внутреннего конфликта зарубежными, а также отечественными исследователями различных психологических школ и направлений, а также проведен анализ различных подходов к проблеме смысла и ценностно-смысловой сферы затрагивающих проблему внутриличностного конфликта. Помимо этого в данной статье приведен практический анализ эмпирических результатов, полученных в рамках исследования психологических особенностей ценностного переживания внутреннего конфликта в период юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глущенко Яна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of value experience of the inner conflict during youth

This article provides a brief overview of the process of studying the phenomenon of internal conflict, foreign and domestic researchers of various psychological schools and trends, as well as an analysis of different approaches to the problem of meaning and value-semantic sphere concerning the issue of inner conflict. In addition, in this paper provides a practical analysis of the empirical results obtained in the study of psychological features of value experience of internal conflict during adolescence.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности

Глущенко Я.О.

В данной статье представлен краткий обзор процесса изучения феномена внутреннего конфликта зарубежными, а также отечественными исследователями различных психологических школ и направлений, а также проведен анализ различных подходов к проблеме смысла и ценностно-смысловой сферы затрагивающих проблему внутриличностного конфликта.

Помимо этого в данной статье приведен практический анализ эмпирических результатов, полученных в рамках исследования психологических особенностей ценностного переживания внутреннего конфликта в период юношества.

Ключевые слова: внутренний конфликт, личностный смысл, смыслообра-зование, ценностно-смысловая сфера, смысложизненные ориентации, индекс децентрации, индекс негативности, индекс рефлексивности.

Проблема внутренних конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. А противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий [4].

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта [2].

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внесли также А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Левин, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Фестингер и многие другие [1].

В отечественной психологии внутриличностный конфликт рассматривается в рамках нескольких направлений: в теории деятельности - А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, В.С. Мерлином; в рамках теорий развития личности, внутренний конфликт описывали Л.С. Выготский, Л.И. Божович; в теориях ценностно-смыслового выбора - Ф.Е. Василюк, В.В. Столин [3].

Разнообразие подходов к проблеме смысла, затрагивающих проблему внутриличностного конфликта, разделяются на теории, ориентированные на изучение человека, его психологических конфликтов и смысловой сферы в неклассической

методологии - экзистенциализм, феноменология (С. Мадди, Р. Мэй, Ю. Джендлин); гуманистические подходы к проблематике смысла, смыслообразо-вания и внутреннего конфликта (Д. Ройс, А. Пауэлл, Ф. Феникс); психологические теории, заложившие основы психологии смысла, опирающиеся на деятельностно-смысловой подход к пониманию человека (С.Я. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Е.Е. Насиновская, В.А. Иванников, Е.Ю. Артемьева, Е.В. Субботский, Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова) [5].

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы в рамках исследования внутреннего конфликта настоящее время приобретает более комплексный характер и представляет собой важную сферу исследований, расположенную на стыке различных областей знания о человеке: философии, социологии, психологии, конфликтологии [12].

Современную интерпретацию категорий внутреннего конфликта в контексте различных психологических теорий рассматривают такие современные отечественные исследователи как: А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, А. Кармин, Е.С. Калмыкова, Г.С. Костюк, В.Г. Асеев, Е.А. Климов, Е.Б. Фанталова [8].

Следует подчеркнуть и тот факт, что как теоретические, так и практические разработки по данной проблеме, в настоящее время, достаточно востребованы в практике индивидуального психологического консультирования, а также индивидуальной, групповой, семейной психотерапии.

Многими авторами отмечается, что последнее время все больше и больше возрастает интерес

к вопросам, связанным со способностью личности в период юности осуществлять выбор своего пути в неоднозначном и противоречивом в ценностном отношении мире [8].

Однако исследований проблемы психологических особенностей ценностного переживания внутреннего конфликта именно в этот период - в период юности побудил нас приступить к исследованию данной темы.

Цель работы - выявить психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существуют психологические особенности ценностного переживания внутреннего конфликта в период юности.

В соответствии с целью исследования нами была выбрана стратегия констатирующего эксперимента. Методы, применяемые в данной работе.

1. Тестовый метод.

2. Метод анкетирования.

3. Метод беседы.

4. Методы статистической обработки данных. Диагностика осуществлялась с помощью следующих методик.

1. «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.

2. «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой.

3. Опросника «САМОАЛ» Н.Ф. Калина и А.В. Лазу-кин.

4. «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС - 2).

5. «Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко».

6. «Методика предельных смыслов» (МПС) Д.А. Леонтьева.

7. Разработанная нами анкета «Внутренний конфликт».

Выборку составили 133 человека в возрасте от 15 до 19 лет (20 юношей и 113 девушек), являющихся студентами новороссийского медицинского колледжа. Испытуемые были разделены на две группы по возрасту. В первую группу вошли испытуемые в возрасте 15-16 лет, во вторую - 17-19 лет.

Диагностика осуществлялась с помощью шести методик.

«Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [6, с. 18].

1. «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой [10, с. 20].

2. Опросник «САМОАЛ» - адаптация вопросника POI /Personal Orientation Inventory by Everett

Shostrom, 1963. Н.Ф. Калина, к.п.н., доцент кафедры психологии Симферопольского госуниверситета (в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин) [11, с. 3].

3. «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) [9, с. 372].

4. «Методика предельных смыслов» (МПС) Д.А. Ленотьева [7, с. 7].

5. Разработанная нами анкета «Внутренний конфликт».

На первом этапе исследования, для снижения фактора субъективности, нами было проведено общее тестирование двух групп с помощью методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Данная методика направлена на выявление основных жизненных смыслов испытуемых. А также нами было проведено анкетирование, на тему внутреннего конфликта которое помогает определить: уровень знаний касательно данной проблемы, отношение, ценность, частоту и степень осознанности переживания внутреннего конфликта испытуемыми и их сверстниками и т.д.

После чего на втором этапе, нами проводилась диагностика внутреннего конфликта. Как уже упоминалось ранее, при этом была использована методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой.

На основе полученных данных нами были составлены две экспериментальные и две контрольные группы испытуемых (в зависимости от возраста испытуемых).

В первую экспериментальную группу вошли студенты в возрасте от 15 до 16 лет, у которых по результатам тестирования был обнаружен внутренний конфликт в количестве 17 человек.

Во вторую - студенты от 17 до 19 лет у которых также был обнаружен внутренний конфликт - 23 человека.

В первую контрольную группу вошли 59 студентов 15-16 лет, у которых по результатам методики вну-триличностный конфликт отсутствовал, а во вторую экспериментальную группу попали студенты от 17 до 19 лет, не испытывающие внутреннего конфликта (в количестве 34 человек).

На третьем этапе исследования нами был проведен более глубокий анализ психологических особенностей испытуемых, испытывающих внутренний конфликт.

Для этого мы использовали методики: САМОАЛ, КОС и методику «Предельных смыслов» (МПС) Д.А. Леонтьева.

Обработка данных производилась с помощью критерия корреляции Спирмена в программе Excel.

Оценка результатов корреляционного анализа методики «Смысложизненные ориентаций»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Д.А. Леонтьева и методики «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталовой в первой группе испытуемых (юношеский возраст - 15-16 лет) испытывающих внутренний конфликт, показал наличие прямой корреляционной связи между уровнем локуса контроля-Я (0,73), ценностью свободы (0,75), творчества и уверенности в себе (0,80).

Помимо этого нами были выявлена обратная взаимосвязь между уровнем выраженности локуса контроля-Я и ценностью интересной работы (-0,72) и материально-обеспеченной жизни (-0,74), а также прямая взаимосвязь данного показателя с доступностью материально-обеспеченной жизни (0,72).

Анализ результатов, полученных при корреляции методики «Смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева с методикой «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталовой во второй группе испытуемых (юношеский возраст - 17-19 лет), испытывающих внутренний конфликт, показал наличие прямой взаимосвязь между уровнем выраженности цели жизни и доступностью активной жизни (0,82), интересной работы (0,65), любви (0,71), хороших и верных друзей (0,72), а также материально-обеспеченной жизни (0,64).

Положительная корреляционная связь выявилась и между результатом как удовлетворенностью жизнью и доступностью хороших и верных друзей (0,66).

Помимо этого, локус контроль/жизнь во второй группе испытуемых юношеского возраста прямо связан с ценностью здоровья (0,70).

Оценка результатов корреляционного анализа методики «Смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева и методики САМОАЛ, в первой группе испытуемых (юношеский возраст - 15-16 лет) испытывающих внутренний конфликт показал, что гуманистические ценности прямо связаны с ценностью любви (0,78).

Согласно результатам полученных данных в первой экспериментальной группе уровень автономии (0,84), аутосимпатии (0,73), контактности (0,72) взаимосвязан положительно с доступностью любви.

Гибкость же в общении взаимосвязана положительной корреляцией с доступностью активной, деятельной жизни (0,79).

Во второй экспериментальной группе анализ результатов взаимосвязи данных методики «Смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева и методики САМОАЛ испытуемые (17-19 лет, испытывающие внутренний конфликт) нами была выявлена положительная взаимосвязь между уровнем самоактуализации и доступностью красоты природы и искусства (0,65), активной, деятельной жизни (0,83). Доступность последней также прямо связано с уровнем автономности (0,64), спонтанности (0,72) и самопонимавния (0,81). Креативность

(0,65) и аутосимпватия (0,73) во второй экспериментальной группе коррелируют с доступностью здоровья.

Доступность познания отрицательно взаимосвязано с уровнем самоактуализации (-0,64), ориентации во времени (-0,66), гуманистическим ценностями (-0,71), взглядом на природу человека (-0,74), потребностью в познании (-0,64), креативностью (0,68).

В первой экспериментальной группе анализ результатов взаимосвязи данных методики «Смысложизненные ориентаций» и методики «Предельных смыслов» (МПС) Д.А. Леонтьева (испытуемые 15-16 лет, испытывающие внутренний конфликт) не выявил значимых взаимосвязей.

Во второй экспериментальной группе анализ результатов взаимосвязи данных методики «Смысложизненные ориентаций» и методики «Предельных смыслов» (МПС) Д.А. Леонтьева (испытуемые 17-19 лет, испытывающие внутренний конфликт). Нами была выявлена отрицательная взаимосвязь между уровнем выраженности индекса децентрации и негативности и ценностью красоты природы и искусства (-0,67), а также доступностью уверенности в себе (-0,72). Индекс рефлексивности в данной экспериментальной группе также отрицательно связан с доступностью активной, деятельной жизни (-0,81).

При этом многие выявленные в процессе данного исследования негативные личностные смыслы включали в себя смыслы, отражающие также и показатели индекса децентрации. Например, одними из наиболее встречаемых смыслов были следующие:

- чтобы люди не осуждали;

- чтобы было хорошо не только тебе, но и другим;

- чтобы не было скучно тебе и другим;

- чтобы ребенок не нуждался;

- не расстраивать себя и окружающих и т.п.

Оценка результатов корреляционного анализа методики «Смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева и итогов, полученных при анализе данных разработанной нами анкеты, в первой группе испытуемых (юношеский возраст - 15-16 лет), испытывающих внутренний конфликт, показал наличие отрицательной взаимосвязи между уровнем выраженности переживаний, связанных с внутренним конфликтом и доступностью здоровья (-0,76), а также прямой взаимосвязь этих переживаний с доступностью познания (0,82).

Корреляционный анализ результатов второй экспериментальной группы по методикам «Смысложизненные ориентаций» Д.А. Леонтьева и данных, полученных при анализе данных разработанной нами анкеты испытуемых 17-19 лет, испытывающих внутренний конфликт, показал на-

личие положительной взаимосвязи между уровнем признания позитивных аспектов внутреннего конфликта и переживаний, вызванных внутренними противоречиями и ценностью здоровья (0,73).

Прямая корреляционная связь переживаний, вызванных внутренними противоречиями и ценностью здоровья (0,77), любви (0,84) и свободы (0,72).

Отрицательная взаимосвязь обнаружилась также между уровнем переживаний, вызванных внутренними противоречиями и доступностью деятельной жизни (-0,73).

Таким образом, согласно результатам нашего исследования, с одной стороны, внутренний конфликт у лиц юношеского возраста связан с погруженностью в себя, повышенной интеллектуализацией, склонностью к защитной бездеятельности и трудностями с воплощениями замыслов в жизнь, с другой, с развитостью их внутреннего мира и наличием творческого потенциала.

литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1991. - 507 с.

2. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта. - Тамбов, 2003.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2000.

5. Егоров Д.В. Самореализация как компонент смыс-ложизненных стратегий студентов-психологов разной личностной направленности. - Ростов-на-Дону, 2007.

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.

7. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. - М.: Смысл,1999.

8. Сивцова А.В. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологическая основа развития личности. - Барнаул, 2007.

9. Столяренко Л.Д. Психологический практикум по психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

10. Фанталова Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта. - М.: Фолиум, 2001.

11. Материалы сайта «Институт психотерапии и клинической психологии» URL: http://www. psyinst.ru

12. Orqanizational Behavior by Talya Bauer. - Berrin Erdogan, 2009. - p. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.